Концепция тьюторства
«Проектирование профессиональной карьеры – процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях» (Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей)
Новые условия образования открывают перед современным студентом новые возможности и новые горизонты свободы, но вместе с тем, и предъявляют новые требования: быстро находить свою роль в команде, проявлять еще большую активность, а для этого отвечать на вопросы: «какие мои сильные стороны?», «что мне действительно интересно?», «в чем моя индивидуальность?».
В этом месте в процесс образования появляется и новая позиция – тьютор. И новая форма работы – тьюториал. Это место, где общаются «на равных», «на ты»; безопасное пространство для исследования внутреннего мира, научных и профессиональных интересов; пространство взаимоуважения и рефлексии.
Цель тьютора: навигация студентов в образовательном пространстве – призвана «закрыть» указанные проблемы через реализацию следующих задач.
- Тьютор помогает ориентации студентов в образовательном пространстве.Организация сопровождения индивидуального развития студентов с учетом их индивидуальных особенностей в рамках выбора модулей учебного процесса и дополнительных образовательных ресурсов университета происходит через картирование индивидуального образовательного маршрута.
Взаимодействие тьютора и студента направлено на стимуляцию формирования компетенции совершения осознанного выбора у второго через создание безопасных и эффективных условий для открытой коммуникации и экспериментальных деятельностномыслительных проб, а также обучения технологиям исследования личностной мотивации, целеполагания, рефлексии, и формирования конкретных для студентов личностно-важных образовательных запросов.
- Тьютор становится точкой получения обратной связи и мониторинга состояния, интересов и направленностей студентов, их отношения к образовательным ресурсам для посредничества с остальными позициями университета и предоставления стратегически важной информации для развития организационной культуры с учетом интересов студенческого сообщества.
Тьютор как внешняя рефлексивная позиция помогает в беседе «разложить перед глазами» все важные для совершения выбора факторы и спроектировать последствия этого выбора. При закреплении транслируемый способ мышления «инсталлируется во внутренний план» и становиться ориентировкой к будущему действию и поэтапно формирует умственное действие — компетенцию совершения осознанного выбора (Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий).
Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
Тренинг
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы.
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Методы тьюторского сопровождения:
— методы практикоориентированной деятельности
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы активного обучения,
— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2.2.Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• проектной технологии;
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• тренинговой технологии;
• технологии профильных и профессиональных проб;
• активизирующей методики Н. С. Пряжникова;
• информационных технологий.
Педагогическая мастерская «Тьюторство в образовании».
Приятно всех видеть на педагогической мастерской «Тьюторство в образовании».
Перед тем как мы начнем, я хотела бы узнать, что вы ждете от нее… Мы, организаторы, ждем интересных ответов, дискуссии, вашей активности и понимания. Работать сегодня мы будем в группах.
СЛАЙД 2
Я бы сначала хотела остановиться на слове образование. Кто помнит определение? Перед вами несколько высказываний. Давайте скажем, как их все понимаем? Тогда скажите, кого мы называем образованным человеком? Образование. У каждого из нас образованный ассоциируется с чем-то своим. Как вы думаете, как этого достичь? Кто в этом может помочь? Передавая знания, умения, навыки мы можем это сделать на уроке?
Какими качествами должен обладать учитель?
СЛАЙД №3
Недавно в нашу жизнь вошло еще одно понятие. Тьютор.
СЛАЙД №4
Ввожу понятие тьютор, тьюторская деятельность…, вектор тьюторского действия.
Перейдем к первому вопросу.
X – социальный; Рис. Ресурсная модель тьюторского сопровождения Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее. Х – социальный вектор тьюторского действия. Он предполагает работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных учебных заведений. Зачастую учащийся даже не знает обо всех существующих в ОУ возможностях. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту для реализации индивидуальной образовательной программы. Y – предметный вектор тьюторского действия. Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его подопечным. Так как границы той или иной дисциплины всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе с предметом, осваиваемым учеником (биология, математика, литература и т.п.), зачастую необходимо привлекать сведения из других областей науки. Таким образом расширяются границы самого предметного знания, что становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого воспитанника. Z – антропологический вектор тьюторского действия. Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, что именно от него хотят и на какие свои качества он уже может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за воспитанником. Работа тьютора в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, предметном, антропологическом) позволяет увидеть молодому человеку свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы. |
С точки зрения социального подхода, в сфере образования всегда выделялись две цели:
заказ государства – установление четких приоритетов в содержании образования.
частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого молодого человека на вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?»
Вторая из них долгое время фактически не учитывалась при организации учебного процесса в отличие от первой, которая разрабатывалась на протяжении всего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.
В связи с этим создание качественных характеристик образования является мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет увидеть актуальность проблемы тьюторства.
Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.
Этим специалистом, на наш взгляд, является тьютор
СЛАЙД №5
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося. Групповая тьюторская консультация — педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний
Тренинг — одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Образовательное событие — форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
СЛАЙД №6
Познакомимся с формами и приемами работы по тьюторскому сопровождению.
СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЬЮТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ — ИНО МГПУ
Зиновьева М.В.
Магистрантка 1 курса магистратуры МГПУ
«Тьюторство в сфере образования». В рамках обучения в магистратуре нам было предложено пройти стажировку-практикум по программе «Основы тьюторского сопровождения людей серебрянного возраста 55+». Для меня это стало возможностью на практике, а не только в теории, опробовать тьюторские технологии в работе с тьюторантами 55+, восполнить пробел в недостатке практического опыта. После прослушивания теоретического лекционного блока программы нам предстояло принять участие в четырех встречах с наставниками 55+. На двух встречах студенты Серебряного университета работали с нами в роли наставников. Для меня это было очень ресурсное событие, в нем я выступала в качестве тьюторанта. Встречи прошли 23 и 25 мая. На них я двум наставникам представила свою ВКР. Опыт этих встреч показал мне что тема моей ВКР актуальна и востребована. Наставники очень ответственно отнеслись к этой встрече. Работа велась по заранее составленному плану, была насыщенной по содержанию с соблюдением регламента. Но самым важным и ответственным моментом для меня стала вторая часть курса, во время которой мы должны были в качестве тьюторов провести два групповых тьюториала с нашими наставниками из Серебряного университета. Во время этих тьюториалов мы должны были помочь наставникам определиться с выбором проблемы и темы будущей ИАР. Многие из них ожидали что мы им дадим готовые определения методологического аппарата, разложим все по полочкам за них.
При подготовке к тьюториалам у меня возникали разные вопросы: «Смогу ли я стать ресурсной для наставников?», «Смогу ли я справиться с ролью тьютора перед такой сложной, высоко мотивированной аудиторией?», «Смогу ли я удержаться в позиции тьютора и не смешать ее с позицией наставника?» Усиливал волнение и тот факт, что наши наставники присутствовали на не совсем удачном нашем представлении ВКР перед преподавателями. Возникали мысли и беспокойство о том, как они воспримут нашу помощь после увиденного.
Поэтому к нашему первому тьюториалу мы готовились коллективно с однокурсниками. Вспоминали лекции наших преподавателей, инструменты и технологии работы тьютора, с которыми нас познакомили за время обучения в магистратуре. Сделали набросок сценария, опираясь на который мы могли бы провести наш первый тьюториал.
26 мая я провела мой первый тьюториал. Работала я в паре с Соловьевой Анной. Супервизором у нас была магистрант 2 курса Оксана Бутенко. Тьюториал продолжался 1,5 часа. В нашем зале было два тьюторанта: Ефимова Светлана и Наталья Артамонова. На встречу тьюторанки пришли с запросом о помощи в формировании темы и проблемы ИАР. Поэтому вся работа во время тьюториала была направлена на формулировку тем их ИАР. Обоих тьюторанток интересовала категория детей с ОВЗ. У Светланы имелся опыт работы психологом, а Наталья является мамой ребенка-инвалида. С помощью инструментов техники вопрошания, «Три доски», «Поворот», технологии РКМ «Ключевые слова», рефлексии «Три вопроса» ( Как это было для меня (эмоции, чувства, мысли, образы)? Что мне удалось зафиксировать (осмыслить, открыть) в процессе про себя (просторы, ресурсы, дефициты, возможности, желания, запросы)? Хочу ли я что-то с этим сделать в ближайшее время (забыть, обдумать, спланировать следующий шаг и пр.?) тьюторанты смогли более углубленно рассмотреть интересующую их тему и более четко сформулировать тему ИАР. То, что я имела опыт общения с ними до тьюториалов, помогло нам построить работу в доверительной комфортной обстановке. Что было отмечено Натальей в обратной связи на тьюториал. Со слов Натальи, это помогло ей раскрыться вовремя тьюториала более глубоко по интересующему ее вопросу. Мой личный профессиональный опыт работы учителем-логопедом и знания в области коррекционной педагогике также способствовали тому, что наш диалог велся в живом ключе и я в какой-то мере смогла помочь тьюторантам в реализации их запроса.
Второй тьюториал прошел 29 мая. Вместе с Соловьевой Анной мы составили стратегию нашего тьюториала. Мы решили, что в начале встречи мы проведем рефлексию по поводу предыдущего тьюториала. И затем, исходя из обратной связи тьюторантов и их запроса на эту встречу, будем строить наш тьюториал. После первого тьюториала я, по запросу тьюторантов, для ознакомления отправила им список литературы, которым они могут воспользоваться при написании своих ИАР. Обсудив полученный ими материал, для фиксации ресурсов на которые они смогут опираться, мы составили ресурсную карту для написания ИАР по трем векторам (антропологический, культурно-предметный, социальный) с использованием вопросов из техники ЛРК СоКРАТ. С помощью инструментов техники вопрошания мы еще раз обсудили тематику ИАР, попытались определиться с форматом написания работы (исследование, кейс, проект). На основании составленной ресурсной карты, обсудили ресурсы, имеющиеся у тьюторантов для написания каждого формата работы. Во время рефлексии с помощью технологии «Ладошка» получили обратную связь от тьюторантов.
Тьюторанты отметили, что в ходе тьюториала им было комфортно, интересно, важно. Мы помогли им сфокусироваться на теме ИАР, определиться с направлением работы. Для меня же этот опыт оказался очень ресурсным, важным и содержательным.
Такой формат практики дает возможность увидеть свои дефициты, опробовать свои силы. И решить для себя смогу ли я дальше работать тьютором или моих знаний и внутренних ресурсов для этого недостаточно.
Ломакина Е.В.
Магистрант 1 курса
22 мая и 25 мая 2020 года участвовала в сессии с наставниками «Серебряного университета» по продвижению своей магистерской работы: «Тьюторское сопровождение коммуникативной компетентности старшеклассников в проекте «Новый Педагогический класс в московской школе». В нашей команде присутствовало 5 наставников, супервизор. Взаимодействие с наставниками проходило в доброжелательной, спокойной, благоприятной обстановке.
Я отметила, что ВКР вызвала интерес у наставников. Вопросы, которые мне были озвучены, относились именно к ВКР, ее содержанию. Наставники к встрече с магистрантом хорошо подготовились, почитали литературу — это было заметно по тем вопросам, которые были озвучены. Беседа проходила по четко сформулированному плану, без переходов на личные темы. За ходом и таймингом следила модератор — Марина. В самом начале встречи ей были обозначены все этапы совместной деятельности. Со стороны наставников были очень продвигающие вопросы: «В чем разница между понятиями: Компетенция и Компетентность?», «Почему в работе не отражен зарубежный опыт развития КК?», «Возможно ли использование «Ромашки Блума» в вашей работе?, «Как будет происходить измерение результативности программы?» и т.д. Каждый наставник задал мне по 2 вопроса. Вопросы относились к разным векторам. Встреча оказалась для меня очень продвигающей. Проведенная рефлексия со всеми участниками оставила у всех самые приятные впечатления от совместной работы.
На что я обратила внимание по завершению встречи? Прежде всего, я пересмотрела опыт зарубежных исследований, обратилась к литературе, еще раз отнеслась к структуре работы, посмотрела на нее с другой стороны. Все предложения наставников обдумала и приняла к сведению. Мне был предложен перечень литературы, ссылок на Интернет-ресурсы для написания работы, которым я воспользовалась.
Вторая встреча с наставниками «Серебряного университета» состоялась 25 мая после представления ВКР преподавателям университета. Тон встречи был деловым, рабочим, более сдержанным, нежели чем в первый раз. Модератором сегодняшней встречи была Татьяна. Как и на первой встрече, был четко представлен план, тайминг, которому мы следовали в данной работе. В начале наставнической сессии со мною была проведена рефлексия по представлению ВКР в субботу 23 мая. Наставниками в мою сторону были адресованы самые разнообразные вопросы: что получилось, суть замечаний на предварительной защите, почему возникли сложности и дальнейшие действия. Вопросы наставников — глубокие, обдуманные, заставляющие задуматься и поразмышлять. Мне было предложено с помощью 5 слов изложить суть замечаний по ВКР. Я отметила так: «проектная идея недостаточно раскрыта в работе». Суть возникшей проблемы с проектной идеей мне ясна — она закрыта. Я проанализировала всю ситуацию, в которой оказалась, и пришла к пониманию того, что недоработала, не поставила фокус на самой деятельности тьюторского сопровождения старшеклассников.
Совместно с наставниками попытались разобраться в способах решения проблемы, поработали над картой ресурсов, планами на ближайшую перспективу, провели рефлексию, в которой отразили мнения и чувства у всех участников в ходе встречи. Мне хочется особо отметить вопрос наставника Киры, который звучал так: «В какой вектор можно отнести методологию?». Этот вопрос мне очень удивил своей глубиной, и я отношу его к самому продвигающему. В данный момент, методологию я отношу к антропологическому вектору, т.к. это является важным личностным ресурсом. Без понимания сути проектной идеи — невозможно двинуться дальше в написание работы. Я обратила внимание на то, что наставниками были отмечены те же волнения по поводу написания методологического аппарата в своей работе, что были и у меня в процессе деятельности.
Таким образом, участие в Наставнической сессии является очень продуктивным для меня событием. Это взаимо-ресурсное, насыщенной и сильно продвигающее мероприятие.
Тьюторство в цифровой образовательной среде
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Для кого: Для выпускников бакалавриата или специалитета педагогических вузов, а также других профильных вузов
Магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде» разработана в ответ на появление и укрепление в российском образовании онлайн обучения и таких проектов как приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Она охватывает сразу несколько ключевых тенденций современного образования: переход к открытой образовательной среде, индивидуальным образовательным программам, обучению в течение всей жизни и цифровым образовательным технологиям, которые их усиливают и поддерживают.
Программа не имеет аналогов и ориентирована на подготовку высоко востребованных на рынке труда специалистов по педагогическому дизайну и тьюторскому сопровождению в цифровой среде.
В целях скорейшего освоения цифровых технологий подготовка тьюторов для ЦОС («цифровых тьюторов») ведется средствами этой среды через максимально возможное погружение в неё слушателей.
Учебный план –модульный и частично реализуется в формате смешанного обучения. Учебные события на программе –это вебинары, групповые очные и онлайн тьюториалы, интерактивные лекции, мастер-классы, проектные семинары, научные и научно-практические конференции по теме образования и тьюторского сопровождения в цифровой среде, постоянная практика индивидуализации и тьюторского сопровождения в онлайн образовании.
Практику студенты программы проходят на площадках партнеров программы, в числе которых Центр возможностей «Наш лад», Международная школа практической педагогики, Онлайн «Школа тьюторов», магистратура «Педагогический дизайн цифровой образовательной среды» (Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого), образовательная платформа DreamStudy, Онлайн Школа тьюторов, образовательный и консультационный онлайн сервис Booklya Ltd., образовательный проект Роснано «Стемфорд», компания «Директ-Медиа», «Директ-Академия» — корпоративный медиа ресурс компании «Директ-Медиа».
Руководитель программы: Любовь Крашенинникова, кандидат биологических наук (молекулярная генетика), обладатель степени MBA и тьютор Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, сертифицированный онлайн преподаватель (Virtual Teacher Specialization, University of California, Irwine via Coursera), эксперт конкурса EdCrunch Award, член и эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, научный сотрудник Лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ИНО МГПУ.
Разработчики и ведущие курсов на программе- известные и опытные специалисты в области индивидуализации и тьюторства, а также в области разработки и использования цифровых образовательных технологий.
Контакты:
Крашенинникова Любовь Вениаминовна (руководитель):
Лебедева Нина Владимировна (координатор):
Тьюторская служба ТГУ — Институт инноваций в образовании ТГУ
Одно из приоритетных направлений в образовательной политике Томского государственного университета – индивидуализация образовательного процесса. С 2018 года в университете реализуется проект «Создание системы тьюторского сопровождения для студентов с высоким образовательным потенциалом». В рамках этого проекта функционирует Тьюторская служба ТГУ, в составе которой работают 3 тьютора.
На сегодня у Тьюторской службы университета несколько направлений деятельности:
1. Сопровождение студентов ТГУ
Тьюторы ТГУ помогают студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию и ориентироваться в образовательных ресурсах университета, сопровождают движение студента по разработанной ИОТ.
Студенты обращаются в Тьюторскую службу с запросами о помощи в определении своего места в университете и поиске необходимых ресурсов для самореализации, выбора будущей профессии. Есть студенты, которые знают, чего хотят, но им не хватает мотивации и самодисциплины. Также есть обращения за консультациями о порядке перехода на индивидуальный учебный план.
Работа со студентами происходит в двух форматах: индивидуальные тьюториалы и образовательные события.
Для расширения представлений студентов о современных профессиях, Тьюторская служба регулярно проводит «Клубы самоопределения». Спикерами клуба становятся люди, которые самоопределились в своей профессии и могут поделиться со студентами историей своего профессионального пути: как они поняли, что хотят выбрать именно это дело, что им помогало, какими ресурсами они пользовались и т. д. Студенты могут сами предлагать кандидатуры, истории которых им было бы интересно услышать. До и после рассказа спикера, тьюторы делают со студентами упражнения, которые помогают им сфокусироваться на важных моментах самоопределения.
В период пандемии участились запросы к тьюторам по поводу трудностей с самоорганизацией. В связи с этим появился «Марафон самоорганизации» — чат в мессенджере, в котором участники делятся своими планами на день, полезной информацией о том, как эффективно организовать свой день и подбадривают друг друга.
Запись на индивидуальный тьюториал происходит через систему moodle.tsu.ru. Студент отмечает запрос, выбирает дату, время и тьютора, с которым хотел бы поработать.
2. Соразработка тьюторских практик совместно с факультетами и подразделениями ТГУ
Уникальность и автономность факультетов НИ ТГУ, а также специфика образовательных программ предполагают, что в разных учебных подразделениях могут реализовываться разные практики индивидуализации и тьюторства. Кроме того, такие локальные проекты помогают «вшить» принцип индивидуализации в базовые университетские процессы. Сотрудники Тьюторской службы помогают преподавателям и администрации факультетов и подразделений ТГУ разрабатывать образовательные курсы в соответствии с этим принципом.
Так, на факультете исторических и политических наук в 2019-2020 учебном году реализуется тьюторский курс «Работа с образовательным портфолио». В рамках курса 6 факультетских тьюторов работают со студентами-первокурсниками и обсуждают их образовательные цели, подсказывают ресурсы, необходимые для достижения этих целей и помогают представить профессиональное будущее.
В рамках стипендиального конкурса Оксфордского российского фонда «Тьютор в университете» в 2019-2020 году тьюторские проекты были реализованы в высшей школе журналистики, на философском факультете, факультете иностранных языков, программе «Институт человека цифровой эпохи», а также на базе Молодёжного центра и в Отделе социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов.
3. Проведение обучающих и экспертно-консультационных семинаров для университетских сотрудников
Совместно с отделом дополнительного профессионального образования НОЦ «Институт инноваций в образовании» тьюторы начали разрабатывать программы по экспресс-подготовке тьюторов в сфере высшего образования. На данный момент проведены 3 курса повышения квалификации.
Также проведены несколько семинаров по развитию тьюторских компетенций и тренинг по картированию, который позволяет ознакомиться с техникой построения карт. Участие в мероприятиях принимают факультетские тьюторы, победители стипендиального конкурса Оксфордского российского фонда «Тьютор в университете» и тьюторы Томского гуманитарного лицея.
Тьюторская модель работы со студентами разрабатывается ТГУ в сотрудничестве с Межрегиональной тьюторской ассоциацией. Научным консультантом по этой работе выступает Ковалева Татьяна Михайловна, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», руководитель Лаборатории индивидуализации и тьюторства.
Контакты:
Туманова Дарья, администратор Тьюторской службы
Группа ВК
С вопросами и предложениями о сотрудничестве можно обратиться к координатору Тьюторской службы Паку Вадиму, 8-913-882-32-63, [email protected]
Система тьюторства по направлению Психология
В Московском институте психоанализа в течение десяти лет работает Центр тьюторского сопровождения студентов. Тьюторское сопровождение представляет собой взаимодействие между тьютором и студентами, целями которого является:
- содействие студентам в построении индивидуальной образовательной траектории,
- определении своей роли в социальной (виртуальной) среде обучения,
- выявлении интересующих направлений профессиональной и учебной деятельности,
- помощь в решении актуальных для студентов в данный период проблем личностного роста.
Тьюторское сопровождение проходит в групповом формате (в виде тьюториалов – своеобразных тренингов) или индивидуальном формате (в виде консультаций) в очной форме или в режиме онлайн.
Результатом совместной деятельности тьютора и студента являются:
- выявление его учебных и профессиональных интересов,
- развитие у него навыков осознанного принятия решений,
-
самостоятельного обучения, планирования, оценки своих достижений, прогнозирования и рефлексии.
- развитие навыков командной работы,
- умение выстраивать коммуникацию.
В образовательном процессе тьютор может как работать со студентами самостоятельно, осуществляя сопровождение учебного процесса, так и выполнять функции посредника между студентом и преподавателем, студентом и администрацией, студентом и однокурсниками.
Тьютор является не преподавателем, ведущим учебные дисциплины, а помощником, сопровождающим учебный процесс.
Более подробно о системе тьюторского сопровождения – читайте в статье Гаймановой Е.В. и Храпкова И.Б. «Опыт реализации тьюторского сопровождения в образовательном пространстве Московского института психоанализа»:
«Тьюторство— новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается, как целенаправленная деятельность педагога — тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
В 2008 году в НОЧУ ВО «Институт психоанализа», был начат эксперимент по внедрению практики тьюторского сопровождения студентов-первокурсников факультета психологии. Введение тьюторства, как психолого-педагогического сопровождения траектории образовательного движения студентов в процессе их профессионального становления было обусловлено запросом студентов и их родителей на индивидуализацию обучения.
В Институте была разработана модель тьюторского сопровождения студентов.
Педагогическим основанием построения данной модели стал личностно-ориентированный подход (обоснованный в работах Е.В. Бондаревской, С.В.Полякова, В.П.Бедерханова и др.), в рамках которого формируется субъектность как наиболее ценное качество личности. Субъектность личности проявляется в способности студента стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми.
Психологическим основанием стал субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.С.Анисимов и др.). В рамках деятельностного подхода студенты должны максимально активно включаться в образовательную деятельность.
Ключевыми принципами в разработке модели тыоторского сопровождения стали:
- учет потребностей и интересов студентов в организации образовательного пространства вуза;
- создание условий для вовлечения студентов в процесс саморазвития;
- помощь в осуществлении студентами ценностных выборов, личного самоопределения.
Сферой деятельности тьютора явилось построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей» (1), формирование его субъектности в процессе профессионального становления.
В данной работе описаны некоторые аспекты опыта реализации модели тьюторского сопровождения группы студентов — первокурсников Московского института психоанализа, рассмотрен ряд методов и техник, применявшихся в практике тьюторского сопровождения, намечены критерии эффективности тьюторской работы, определены задачи, требующие своего решения в ближайшем будущем.
Описание самого процесса:
Группа студентов, проявившая интерес к тыоторскому сопровождению, состоит из 11 человек. Тьюторская группа входит в учебную группу первого курса факультета психологии, состоящую из 22 студентов. Таким образом, учебная группа разделена на две: экспериментальную (тыоторскую) и контрольную. Такое разделение позволяет использовать сравнительный метод изучения, проводить мониторинг личностно-профессионального роста студентов.
Основными формами тьюторского сопровождения группы являются групповые и индивидуальные встречи.
Групповая работа в основном проводилась в форме тренингов. Тренинги по праву считаются одним из важнейших методов интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки не только студентов, но и переподготовки квалифицированных специалистов. Цель проведения тренинга — развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Следует отметить, что основным запросом студентов-психологов, как было выявлено в результате анкетирования и собеседований со студентами в начале года, является развитие навыков межличностного общения, уверенного поведения, публичных выступлений. Тренинги по этим темам и были проведены в тьюторской группе. Участие в этих тренингах становилось предметом обсуждения на индивидуальных встречах с тьютором.
Методами знакомства студентов группы тьюторского сопровождения с профессиональными ценностями становились также проведение мастер-классов успешных практических психологов, являющихся носителями этих ценностей, и групповые дискуссии на тренингах и семинарах, посвященных введению в специальность психолога.
Основными целями приглашения успешных психологов-профессионалов, работающих в сфере управления человеческими ресурсами (как правило, это бизнес-тренеры и HR-менеджеры), являлись формирование у студентов профессиональной позиции, нахождение «алгоритма успеха» специалиста, побуждение студентов к активному освоению будущей профессии, ориентация в профессиональном сообществе. Уважаемые в профессиональном сообществе люди могут стать для студентов представителями референтной группы, т.е. той социальной общности, с которой каждый студент может соотносить себя как с эталоном и на мнения, нормы, ценности которой он может ориентироваться в своем поведении и своей самооценке.
На одном из вводных групповых занятий участникам группы была предложена модель личностно-профессионального развития специалиста. Данная модель была получена нами в результате анализа научной литературы, наблюдений за успешными профессионалами и обобщения собственного опыта.
А.А.Деркач дает следующее определение личностно-профессионального развития: «Развитие личностно-профессиональное — это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях».
В деятельности успешного профессионала мы выделяем четыре основных процесса:
-
Личностное развитие.
-
Самоменеджмент.
-
Отношения с клиентами.
-
Взаимодействие с профессиональным сообществом.
Важно понимать, что в модели эти процессы для удобства описания и анализа нами разделены, в реальности же они взаимосвязаны и у успешного специалиста находятся в гармоничном сочетании. Поскольку основная задача высшего образования — подготовка специалиста в той или иной области человеческой деятельности, то и педагогическая деятельность тьютора напрямую связана с выполнением этой задачи. Но еще более важным является личностное развитие студента, и оно требует повышенного внимания со стороны тьютора.
Личностное развитие:
Разные психологические направления по-разному трактуют понятие личностного роста.
Известный психолог-экзистенциалист Ирвин Ялом отмечает следующие признаки личностного роста:
-
Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей.
-
Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь.
-
Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего.
-
Переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества — как высоко значимых событий.
-
Более глубокий контакт с близкими.
-
Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченности отвержением, большая готовность к риску.
Эти критерии могут помочь педагогу-тьютору объективно оценить личностное развитие подопечного.
Изменение жизненных приоритетов применительно к становлению профессионала-психолога начинается с осознания своих жизненных ценностей, профессиональных ценностей психолога, постановки целей профессионального и личностного развития. Следующий шаг — интеграция профессиональных и личных ценностей, анализ опыта достижения или недостижения поставленных перед собой целей. Основная задача тьютора — способствовать формированию профессиональной позиции, развивать такие компетенции как ориентация на достижение, межличностное понимание, уверенность в себе и др. Следует отметить, что разработка модели данных компетенций применительно к студентам вуза и студентам-психологам, в частности, поможет объективировать результаты работы тьютора и поэтому является одной из наших первоочередных задач. За основу разработки такой модели мы планируем взять концепцию, представленную в работе Лайла М. Спенсера.
Вторым условием формирования успешного профессионала, по нашему мнению, являетсясамоменеджмент. Успешные специалисты, как правило, могут эффективно спланировать и организовать свое рабочее время, находить баланс между трудом и отдыхом, обладают стрессоустойчивостью. Знания и практические умения по управлению временем, самоорганизацией студенты получают на соответствующих тренингах и семинарах, а на индивидуальных встречах с тьютором обсуждают практику применения тех или иных техник самоменеджмента.
Следующей важнейшей профессиональной компетенцией является умение устанавливатьотношения с клиентами. Кого мы можем считать успешным профессионалом-психологом? Ответ очевиден. Того, у кого есть много постоянных клиентов. При этом неважно, работает ли специалист внутри компании или оказывает услуги, например, как внешний консультант.
Когда студент выбирает специализацию обучения, то фактически он выбирает и своего клиента. Специализация «психология рекламы и маркетинга» подразумевает, что выпускник будет работать, как правило, с бизнес-организациями, а путь будущего клинического психолога лежит в психологические центры и клиники. Задача тьютора помочь студенту определиться с выбором специализации, которая бы соответствовала его интересам и способностям,помочь найти ответы на вопросы: «Кто мой клиент?», «Где бы я хотел работать?».
После определения специализации стоит задуматься над вопросом «Как получить достаточное количество клиентов и удержать их?»
И вот тут большую роль сыграет взаимодействие с профессиональным сообществом.
Успешный профессионал не может развиваться вне профессионального сообщества. Можно выделить две позиции специалиста по отношению к профессиональному сообществу: пассивную и активную.
В пассивной позиции специалист наблюдает за деятельностью сообщества, читает специализированную литературу, присутствует на конференциях, форумах, посещает мастер-классы и т.п. Специалист переходит в активную позицию, когда не только читает профессиональную литературу, но и сам пишет статьи и книги, выступает на конференциях и форумах, активно обменивается опытом с коллегами.
Появляется очередная задача для тьютора: познакомить подопечного с профессиональным сообществом, сориентировать студента в нем, организовать практику будущей деятельности, побудить к обмену опытом с коллегами, участию в конференциях и форумах, созданию собственных проектов.
Изучение научной литературы, анализ собственного опыта дали нам возможность сформулировать критерии оценки уровня личностно-профессионального развития.
Для оценки уровня личностно-профессионального развития мы предлагаем следующую формулы и шкалы ЛПР = (ЛР*СМ*КЛ*ПФ), где ЛПР — Личностно-профессиональное развитие, ЛР — Личностный рост, СМ — Самоменеджмент, КЛ — Отношения с клиентами,ПФ — Отношения с профессиональным сообществом.
Итак поэтапно:
Первый этап:Осознание своих Интеграция жизненных ценностей и профессиональных целей, смыслалично-жизненных ценностей и профессиональной деятельности.
Второй этап:Знание инструментов. Применение самоменеджмента, его инструментов.
Наличие целей. Достижение поставленных целей.
Третий этап:Позиционирование на рынке. Наличие постоянных клиентов.
Поиск клиентов. Активный поиск новых клиентов.
Четвертый этап:Наблюдение за профессиональным сообществом. Активное участие в жизни профессионального сообщества.
После оценки тьютором (или самооценки) по шкалам значения нужно подставить в формулу и получить значение уровня личностно-профессионального развития. Заметим, что произведение значений в формуле отражает необходимость гармоничного использования процессов: ноль по любой из четырех шкал в итоге даст ноль или отсутствие развития.
По большому счету ценность такой оценки не в полученных значениях, а в демонстрации необходимости действия для собственного развития.
Задача тьютора не только в том, чтобы познакомить студентов с данной системой оценки уровня личностно-профессионального роста, но и предложить эту схему для самооценки и дальнейшей самоактуализации.
Понятно, что в полном объеме использовать данные критерии студенты смогут, только обучаясь на старших курсах в процессе прохождения профессиональной практики. Но сами критерии саморазвития должны быть им знакомы уже на первом этапе обучения.
В тьюторском сопровождении большую роль играет также индивидуальное консультирование. В этом случае важно дистанцироваться от психологического консультирования или психотерапии. Но совсем исключать некоторые инструменты психологического консультирования, например, эмпатическое слушание и психологическую поддержку своего подопечного в какой-либо сложной жизненной ситуации, неразумно.
Тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение — это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». На наш взгляд, из вышеперечисленных форматов индивидуальной работы наиболее близким для такого рода деятельности является коучинг. Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем.
Коучинг— метод достаточно эффективный, но имеющий и свои ограничения. Одно из них — необходимость наличия внутренней мотивации к изменениям у клиента, стремление совершенствоваться и развиваться, готовность брать ответственность за процесс достижения тех или иных целей. Опыт показывает, что такого рода зрелость присутствует не у каждого первокурсника. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения.
Задача тьютора— перевод отношений педагога и студента из категории «субъект — объект» в категорию «субъект — субъект».
Большую роль в становлении субъектности подопечного играет проведение тьюторских сессий. Структура индивидуальной тьюторской сессии, на наш взгляд, следующая:
-
Установление контакта.
-
Основная часть:
-
Выявление текущего запроса студента. Работа над запросом студента.
-
Обсуждение событий, произошедших в образовательном процессе.
-
Совместныйанализ выполнения / невыполнения договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече.
-
-
Фиксация новых договоренностей. Домашнее задание. Например, рекомендация для прочтения той или иной книги.
-
Завершение сессии.
Оптимальная продолжительность сессии — один академический час.
Продуктами тьюторской деятельности по итогам года стало создание студентами «портфолио», как портфеля их образовательных достижений, написание ими эссе, а также дневник тьютора. Анализ эссе показывает, что студенты положительно оценили работу тьютора по индивидуализации их обучения в вузе.
Так, студент Н.Денисов написал, что «тьютор не участвует в процессе решения какой-либо проблемы, но подталкивает и направляет на путь решения, выступая в роли своеобразного «зеркала». Он подталкивает к самоанализу и в дальнейшем к самореализации».
Некоторые из студентов отмечали личностные изменения, произошедшие, на их взгляд, в процессе общения с тьютором и тьюторской группой. Вот что написала в своем эссе М.Прудникова: «Я замечаю за собой, что стала уверенней в себе, научилась анализировать многие ситуации, которые раньше были для меня проблемами, стала правильней оценивать жизненные позиции, мне стало легче общаться с людьми, находить общий язык».
Результатом тьюторской деятельности на первом году обучения, на наш взгляд, стало также наличие стремления к самоактуализации как стремления студента к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.
Из эссе Г.Шило: «За этот учебный год я понял, что для меня действительно важно и интересно… Когда я учился в школе, я был лентяем, но обучение в нашем институте настолько увлекло меня, что мне даже не пришлось бороться с ленью, она исчезла сама по себе. Я узнал много новых интересных людей, стал лучше разбираться в людях, благодаря нашим занятиям».
Вопрос о критериях результативности деятельности тьютора в экспериментальной группе требует дальнейшей разработки.»
Литература:
-
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. — Томск, 2004.- С.41-47.
-
Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. — СПб., 2003.
-
Лайл М. Спенсер — мл. и Сайн М. Спенсер Компетенции на работе. — М., 2005.
-
Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5-14.
-
Ялом Ирвин Экзистенциальная психотерапия. — М., 2002.
Я хочу поступить
Осенний сценарий №14: Модифицированная учебная модель
Предпоследний сценарий в нашем списке из 15 подходов к осеннему семестру — это модифицированная учебная модель. Такой подход в значительной степени опирается на студентов как на осенних партнеров. В некоторых версиях учебного подхода студенты могут прочитать общую лекцию, а затем встретиться с преподавателем или ассистентом преподавателя в небольших выступлениях. В других случаях они могут встречаться только один на один или в очень небольших группах для выполнения работы по курсу. В модифицированной учебной модели обычная лекция может проводиться онлайн, а небольшие собрания могут быть структурированы в соответствии с требованиями социального дистанцирования.Цель любой учебной модели, измененной или иной, — развитие глубокого, значимого и, возможно, даже персонализированного опыта обучения.
Возможно, эта модель стара, как формальное обучение (и, возможно, старше, поскольку в некоторых отношениях она является коллегиальным эквивалентом модели ученичества, или того, что часто называют когнитивным или интеллектуальным ученичеством). По сей день Оксфордский университет и другие по-прежнему используют версии этого индивидуального учебного пособия, в то время как модель Supervisions Кембриджского университета использует аналогичный подход, но в небольших группах.В большинстве школ, вероятно, есть что-то похожее на такие учебные пособия. Во многих школах есть небольшие специализированные программы, такие как программы для отличников, в которых преподаватель работает один на один со студентом над диссертацией. Структура лекции / декламации частично представляет собой масштабную версию подобного учебного пособия, хотя и с учетом требований большого количества студентов.
Для колледжей и университетов, которые пытаются уменьшить плотность, но при этом стремятся реализовать интерактивное преподавание и обучение, модифицированная учебная модель может быть очень привлекательным подходом.Как и во многих сценариях, которые мы обсуждали, модифицированная учебная модель имеет множество возможных вариаций, и то, как она может быть реализована, может зависеть от ряда факторов, от стоимости до беспокойства о времени преподавателей и доступности наставников или технических консультантов. Тем не менее, многие подходы к этой модели могут использовать преимущества доступных технологий и необходимость социального дистанцирования.
Как может работать модифицированная учебная модель? Один из подходов — перевернуть класс.Лекции или дидактический материал можно было транслировать в режиме онлайн асинхронно. После этого преподаватели или помощники преподавателей могли встречаться со своими учениками в небольших группах. Чем меньше группы, тем лучше будет опыт для студентов. Другой подход, возможно, для небольших классов, основанных на обсуждениях, — запустить весь класс как небольшой учебник. Вместо одного собрания из 18 человек три раза в неделю преподаватель может встречаться в небольших группах, скажем, по шесть студентов один раз в неделю. Или, возможно, даже чаще на более короткие периоды времени.Цель не в том, чтобы разделить запланированное время в классе на равные части в зависимости от количества небольших групп, а в том, чтобы переосмыслить время в классе, чтобы стимулировать более глубокое участие и более значимое формирование сообщества.
При таком подходе преподавателям, возможно, придется проводить больше времени на собраниях небольших групп, но они будут более активно общаться со своими учениками. Они также могут исключить время, потраченное на другие занятия. Или, если этот подход сочетается с целевым учебным планом или планом блока, преподаватели, курсы которых были приостановлены на осень или которые не преподают в течение определенного блока, могут взять на себя роль проведения учебных занятий со студентами.На этот раз также можно было раздать ТП или даже выпускникам, которых могут попросить принять участие осенью. Модифицированная учебная модель может быть отличным способом привлечь недавних выпускников, увлеченных своей альма-матер, которые хотели бы помочь в то время, когда школы сталкиваются с беспрецедентными проблемами. Любой из них мог бы сэкономить преподавателям значительное количество времени, которое они могли бы посвятить созданию материалов курса или работе с наиболее нуждающимися студентами.
Возможно, более интересным подходом было бы вовлечение студентов в курсы для проведения учебных занятий.Студентов можно попросить подготовить подсказки для обсуждения, встретиться со своими сверстниками и принять участие в занятиях новыми и динамичными способами. Студенты, проводящие учебное пособие на любой неделе, могут провести расширенное обсуждение с преподавателем, чтобы помочь им подготовиться. Как признает почти любой преподаватель, мы склонны узнавать больше о чем-то, когда нам нужно этому учить. Модифицированная учебная модель очень хорошо подходит для проектного обучения, когда студентов можно попросить взять на себя разные роли по мере развития проекта.Для студентов модифицированная учебная модель может привести к более богатому и глубокому опыту обучения, когда их просят взаимодействовать с материалом не только как пассивные потребители, но как активные интеллектуальные ученики. Студенты, выступающие в качестве равных наставников, а также участвующие в классе, будут иметь меньший, более личный опыт обучения в то время, когда это личное взаимодействие слишком легко потерять.
Помимо значительных инвестиций в персонализированное обучение, еще одним преимуществом модифицированной учебной модели является ее потенциальная гибкость.Уроки могут проводиться на территории кампуса, лично в небольших, социально удаленных группах. Или они могут проводиться онлайн, возможно, чередуя оба места в течение семестра. Учебники также могут позволить быстро перейти в онлайн или за пределы кампуса, в зависимости от ситуации со здоровьем. Преподаватели, обеспокоенные своим здоровьем и безопасностью, могли встречаться с группами на расстоянии, в то время как преподаватели или преподаватели могли встречаться со студентами в кампусе. Гибкость этой модели может сделать ее особенно привлекательной для руководителей университетов, которые должны составить планы на осенний семестр, в котором ситуация в области общественного здравоохранения остается неизвестной.Летом можно было бы сосредоточить усилия на разработке асинхронных онлайн-частей курсов, при этом решение о проведении небольших учебных встреч лично или онлайн принималось, когда возможность возвращения студентов в кампус станет более очевидной.
Соображения
Целью модифицированной учебной модели является развитие глубокого, значимого и, возможно, даже персонализированного обучения с максимальной гибкостью. Проблемы, хотя и меньшие, чем у некоторых из исследуемых нами моделей, заслуживают рассмотрения.Самым большим может быть время и ресурсы. Например, существуют ограничения на количество небольших групп студентов, в которых профессор может участвовать в обсуждениях, беседах и дебатах. Разделение класса из 20 или 30 человек на небольшие учебные группы для синхронных онлайн или личных обсуждений с профессором может быть управляемым, если это сложно с точки зрения логистики. Трудно представить себе, что профессор в одиночку сможет проводить учебные занятия для небольших групп, взятых из курса с большим числом учащихся. Любое рассмотрение модифицированной учебной модели должно осуществляться с учетом наличия и готовности преподавателей принять это различное ожидание своего времени, присущее этому подходу.
Таким образом, задача любой реализации модифицированной учебной модели — снизить потенциальные потребности преподавателей во времени. Поскольку участие студентов и обсуждение направляются на собрания небольших групп по крайней мере в одной версии этой модели, аспекты доставки контента курса могут быть сосредоточены в асинхронных онлайн-материалах. Скорее всего, это включает запись лекций, разработку форматирующих и итоговых онлайн-оценок и, возможно, развертывание онлайн-моделирования и интерактивных упражнений.
Эти интерактивные элементы требуют большого объема ввода. Создание качественных кратких записанных лекций или разбиение более длинных лекций на более мелкие, более удобоваримые блоки, подходящие для онлайн-обучения, требует от преподавателей дополнительных затрат времени и усилий. В то время как недавно нанятая и обученная армия преподавателей и ассистентов, безусловно, может помочь, профессорам, вероятно, все равно придется тратить время на создание содержания и оценки асинхронного онлайн-курса. Модифицированная учебная модель может помочь снизить плотность в классе, переместив наименее социально удаленный элемент курса — лекцию, читаемую в лекционном зале, — в онлайн-записи лекций, упражнений и оценок.Однако это снижение плотности аудиторий может происходить за счет времени, затраченного преподавателями на разработку материалов онлайн-курса.
Однако, возможно, большая часть времени преподавателей тратится на встречи со студентами. Если школы не могут нанять ТА или принять учебные программы, в которых учащиеся в классе выступают в качестве наставников, преподавателей могут попросить проводить больше времени на встречах с учащимися, чем они привыкли. Это увеличенное ожидание времени трудно задать в любой школе, особенно когда преподаватели разбросаны, пытаясь управлять обучением в новом, социально дистанцированном режиме.Любая успешная реализация модифицированной учебной модели, вероятно, потребует использования помощников преподавателей и равных наставников.
Тем не менее, как мы обсуждали выше и в нашей последней статье, привлечение студентов к обучению в качестве ассистентов курса дает больше преимуществ, чем просто сокращение времени, которое преподаватель может посвятить какому-либо одному курсу. Осень, как и весна, станет новым опытом для всех нас. Преподавателей попросят применить методы обучения, с которыми они не знакомы.Студентам будет предложено изучить новые режимы и способы пребывания в кампусе и за его пределами. Лучшее, что может сделать школа, — это вовлечь учеников в процесс преподавания и обучения. Просьба к студентам служить помощниками по курсу — помощниками в обучении — помогает углубить их опыт работы с материалом курса, но, более того, помогает студентам увидеть, что они являются частью учебного сообщества. Они являются частью группы людей, создающих и обменивающихся знаниями. И, пожалуй, самое главное, что они могут внести свой вклад в эту деятельность.
Стратегии для эффективных обучающих программ
В этом курсе мы уже установили, что не существует единственного «правильного» способа обучения. Это также относится к учебным пособиям, ведь существует не единственный способ облегчить обучение. Учебное пособие или «учебник» — это конфигурация класса, в которой небольшая группа студентов взаимодействует для обсуждения содержания предыдущей лекции под руководством преподавателя. Лаборатория, полевые исследования и семинары также могут быть использованы для обучения в небольших группах. Одно из основных преимуществ учебного пособия состоит в том, что оно требует активного участия студентов.Контекст обучения в учебном пособии дает студентам возможность более вдумчиво изучить концепции курса и знания дисциплин. И наоборот, меньшее количество групп в учебном пособии может быть потенциально опасным для учащихся, которым неудобно разговаривать с группой. На шаге 2.4 мы познакомили вас с моделью обучения, которую вы можете использовать, чтобы помочь вам спланировать свои занятия независимо от того, ведете ли вы обучение лекция, учебное пособие или лаборатория. Некоторые из перечисленных ниже стратегий могут помочь вам в создании обучающих программ, поощряющих участие. Будьте готовы Подумайте о своих результатах для учебника. Прежде чем перейти к учебному пособию, четко определите, что вы хотите, чтобы студенты делали и что им нужно, то есть цели и результаты этого учебного пособия. Познакомьтесь друг с другом В начале первого урока уделите время тому, чтобы рассказать ученикам о себе и попросить их узнать друг о друге. «Ледоколы» можно использовать в первых уроках (см. «Хотите узнать больше?»). Объясните свои ожидания Обсудите с учениками свои ожидания от них в плане участия в классе и совместной работы в большой группе, а также в малых группах.Спросите учащихся, чего они ожидают от учебного пособия. Вместе вы могли бы составить список основных правил для группы. Организуйте физическую среду Подумайте о видах деятельности, которые вы хотите, чтобы ученики выполняли, и организуйте физическое пространство, чтобы удовлетворить потребности группы и максимизировать возможности для обучения. Создайте инклюзивную среду обучения В ваши учебные группы ученики будут иметь различный опыт и знания, которые могут обогатить обучение всех членов группы.Как наставник, вы обязаны создать среду для обучения, которая поддерживает разнообразие и включает всех учащихся. Попросите студентов высказать свое мнение. Дайте вашим студентам возможность высказать свое мнение об их опыте использования учебных пособий в определенный момент семестра, чтобы вы могли действовать в соответствии с их предложениями. Это может быть так же просто, как анонимный отзыв на стикерах или коротких анкетах в системе управления обучением вашего учебного заведения.Ссылки: Habeshaw, S., Gibbs, G. и Habeshaw, T., 1998. 53 Интересные способы оценки ваших учеников. Великобритания: Услуги технического образования, 1998. Тухи, С. (1999). Проектирование курсов для высшего образования. Филадельфия: Общество исследований высшего образования и The Open University Press. UNSW Teaching Gateway UNSW TeachingТема для разговора
Посмотрите это видео, где Тим, преподаватель, обсуждает свое видение роли наставника.Подумайте, согласны вы или не согласны с идеями Тима.Разместите одну стратегию, которую упомянул Тим, которая, по вашему мнению, будет эффективной для создания хорошего учебника.
Хотите узнать больше?
Если вы хотите больше узнать об этой теме о подходах к обучению, для этого шага в файле «Хотите узнать больше» есть дополнительные ресурсы.Преимущества и недостатки учебного обучения
Учебное обучение в наши дни приобрело большое значение. Обучающее обучение — это метод, который доставляется после обычной лекции. Это лечебное обучение, которое индивидуализировано или проводится для определенной группы студентов.
Цель
Самая цель учебного или лечебного обучения — помочь студентам улучшить свои познавательные и другие академические способности. Стратегии учебного обучения основаны на принципах, перечисленных и обсуждаемых ниже.
1. Лечебное обучение
2. Принцип особых различий
Структура учебного курса состоит из следующих этапов:
Диагноз: После завершения лекции в классе учитель определяет учащихся, у которых возникают трудности или проблемы с пониманием содержания лекции.Затем учитель классифицирует учеников по схожим задачам.
Предписание: Учитель пытается создавать контент или обучать исключительно выбранную категорию людей, что называется обучающим обучением.
Дополнительная информация: учебные пособия и их преимущества
Учебные классы можно разделить на три следующих типа:
Учебные пособия по надзору: в этом типе обучения учитель ставит задачи или задания ученику с академическими навыками выше среднего.Затем учитель просит ученика предъявить лист для ответов учителю и его одноклассникам. Аудитория может задать вопрос, связанный с бумажной презентацией. Если ученик не может ответить на вопросы учеников, тогда учитель может вмешаться и ответить на вопросы.
Групповые уроки: Этот тип обучения предоставляется студентам с низким интеллектом или с трудностями в понимании содержания лекции в классе. Здесь учитель пытается провести корректирующее обучение, которое помогает студентам легче понять лекцию.
Практические учебные пособия: это тип лечебного обучения, который пытается облегчить практическую работу учащимся. Уроки этого типа можно проводить после чтения лекций.
Преимущества обучения через учебник:
- Это очень эффективно, поскольку учения даются на основе способностей человека к обучению.
- Во время обучения учитель действует как врач, который проводит лечение с учетом конкретных проблем со здоровьем пациента.Здесь учитель пытается понять трудности конкретных учеников, а затем предлагает соответствующее коррективное обучение.
- Учащиеся могут обрести больше уверенности в процессе обучения, поскольку учитель может уделять больше внимания каждому учащемуся в небольшой группе.
Недостатки обучения через учебник:
- Учебное обучение может быть неэффективным, если классы переполнены.
- Поскольку учебное пособие предлагается после обычных часов лекции, у учителя может быть ограниченное время для каждого класса, и, следовательно, учитель не может объяснить каждый этап задач или заданий
- Иногда равные возможности предоставляются не всем группам.Есть много случаев, когда один ученик доминирует на протяжении всей учебной сессии.
- Даже в учебном пособии учитель может быть предвзятым и не уделять одинаковое внимание всем ученикам в определенной группе
Недостатки обучающего обучения можно свести к минимуму или предотвратить, приняв соответствующие меры, такие как улучшение мониторинга и надзора со стороны вышестоящих властей.
Индивидуальное обучение | Оксфордский университет
Рабочая нагрузка: насколько вы будете заняты?
Все наши курсы бакалавриата являются очными, и в среднем наши студенты тратят на обучение около 40 часов в неделю.Каждый ученик будет по-своему распоряжаться своим временем, убедившись, что он может соответствовать всем своим занятиям, хобби и интересам. Умение совмещать все свои обязательства — важная часть управления своим временем.
Самостоятельное обучение
Будучи студентом Оксфорда, вы должны будете тратить значительную часть своей 40-часовой рабочей недели на самостоятельное обучение.
Каждый курс включает в себя немного отличающееся независимое изучение, но основной принцип один и тот же независимо от того, что вы изучаете.Ожидается, что вокруг ваших учебных пособий, лекций, семинаров, лабораторий или других занятий вы будете проводить собственное исследование, обычно просматривая данный список литературы. Таким образом вы разовьете свои знания и понимание, чтобы разобраться с задачами или заполнить эссе. На следующем уроке ваш преподаватель обратится к вам по поводу работы, которую вы представляете. Иногда от вас ожидают, что вы передадите его до начала обучения, или вас могут попросить взять его с собой во время.
Самостоятельное обучение по гуманитарным или гуманитарным наукам
Скорее всего, у вас будут несколько часовых учебных занятий в неделю, а также лекции и занятия, но вы, как ожидается, большую часть своего времени будете управлять самостоятельно.
Когда вы готовите эссе, вам дадут список для чтения, с которого вы сможете начать, и вам нужно будет найти книги в библиотеках вашего колледжа или факультета или в основных библиотеках университета.
Самостоятельное изучение научных дисциплин
Как правило, научные курсы более структурированы, так как они включают время в лабораториях или полевые работы.
Когда вы готовите проблемный лист или эксперимент, вам будет предоставлен список для чтения, с которого вы можете начать, и вам нужно будет найти книги в библиотеках вашего колледжа или факультета или в основных библиотеках университета.
Управляйте своим временем
Учащиеся подходят к своей работе по-своему: в то время как некоторые люди хотят сразу приступить к работе над сочинением, другие предпочитают ждать приближающегося срока! Какой бы стиль вам ни подошел, Оксфорд предоставит вам доступ ко всем необходимым ресурсам.Например, круглосуточное открытие многих библиотек колледжей в Оксфорде, а также огромное количество онлайн-ресурсов, таких как подкасты Оксфордского университета, означает, что вы всегда можете найти то, что вам нужно для работы, независимо от того, заняты ли вы шуткой или предпочитаете повесить с полуночниками.
… сначала это было похоже на некоторый культурный шок, поскольку ответственность за мотивацию и выполнение всего чтения и работы полностью лежит на вас.
Сарита
Новичок в управлении временем?
Если вы не распоряжались своим временем или не учились самостоятельно до поступления в Оксфорд, не волнуйтесь.У всех наших новых студентов будет разный опыт работы, и поэтому мы предлагаем большую поддержку в начале вашего обучения, чтобы помочь вам развить необходимые навыки. Тип помощи, на которую вы можете рассчитывать, может включать:
- поддержку от вашего преподавателя для начала работы
- вводный курс в библиотеку вашего факультета или факультета с объяснением того, где находятся предметы и как их найти
- многие курсы также будут предложить вам навыки обучения и тренинги по управлению временем
В университете также есть много рекомендаций по управлению своим временем и написанию эссе; например, посмотрите эти действительно полезные видео о:
Узнайте больше о нашем учебном году.
10 сайтов для онлайн / учебных пособий
В 2020 году онлайн-обучение стало необходимым для обучения студентов всех возрастов. И хотя пандемия в конечном итоге закончится, многие эксперты предсказывают, что онлайн-образование останется неотъемлемой частью обучения.
Эти веб-сайты, многие из которых бесплатные, являются одними из лучших для изучения любой темы, от классических академических предметов до навыков карьеры и хобби.
- Codecademy
Пользователи имеют доступ к различным курсам и языкам, связанным с кодированием, от информатики до JavaScript и веб-разработки.Не нужно останавливаться на достигнутом, поскольку Codecademy предлагает тест из девяти вопросов, который раскрывает ваши сильные стороны и какие пути обучения могут быть лучше всего для вас. Бесплатный базовый план. - Coursera
Лучший ресурс для более чем 5000 высококачественных курсов от таких экспертных организаций, как Йельский университет, Google и Лондонский университет. Подробный поисковый фильтр помогает пользователям ориентироваться в курсах, которые им необходимы для продвижения в учебе или работе. Пройдите курсы бесплатно или платите, чтобы получить сертификат. - Khan Academy
Эта замечательная некоммерческая организация предлагает широкий выбор курсов от подготовительного до колледжа, от математики в 3-м классе и биологии средней школы до истории и макроэкономики США. Khan for Educators предоставляет руководство, обучающие видеоролики и советы, которые помогут учителям внедрить Khan Academy со студентами. Свободный. - LinkedIn Learning
Популярный учебный сайт Lynda.com теперь называется LinkedIn Learning, предлагая более 16 000 бесплатных и платных курсов в категориях бизнеса, творчества и технологий.Доступны ежемесячные (29,99 долл. США в месяц) и годовые (19,99 долл. США) планы. Бесплатная пробная версия на один месяц. - Открытая культура
Открытая культура курирует обширный набор бесплатных учебных ресурсов со всего мира, включая курсы, лекции от ведущих ученых, бесплатные аудиокниги, фильмы, электронные книги и электронные учебники. В разделе «Образование для K-12» представлены видеоуроки, приложения, книги и веб-сайты для K-12. Свободный. - Sophia
Sophia предлагает онлайн-курсы колледжа за кредит, а также курсы повышения квалификации и повышение квалификации в области психического здоровья, карьеры в сфере ИТ и медсестер.София гарантирует, что кредиты будут переведены 37 членам партнерской сети, при этом отмечая, что многие другие колледжи и учреждения также предоставляют кредиты на индивидуальной основе. 79 долларов в месяц за полный доступ, доступны бесплатные пробные версии. - Обучающие видео для учителей
Этот потрясающий сайт от Рассела Стэннарда демонстрирует отмеченные наградами скринкасты, чтобы помочь учителям и ученикам интегрировать технологии в обучение. Среди рекомендуемых обучающих видеороликов о технологиях — Google, Moodle, Quizlet, Camtasia и Snagit.Особенно актуальны разделы, посвященные онлайн-обучению и Zoom. Свободный. - Techsmith
Techsmith, производитель программного обеспечения и решений для захвата экрана, предоставляет учебные пособия и руководства для своих продуктов, включая Camtasia, Snagit, Knowmia и другие. Видеоролики с практическими рекомендациями по дистанционному обучению содержат пошаговые инструкции, идеально подходящие для онлайн-обучения. Свободный. - Udemy
Предлагая 130 000 онлайн-курсов, Udemy, возможно, является крупнейшим в мире поставщиком онлайн-видеокурсов.В таких разнообразных категориях, как ИТ / программное обеспечение, фотография, инженерия и гуманитарные науки, найдется что-то для любого заинтересованного ученика. Рейтинги по каждому курсу помогают пользователям решить, какие из них купить. Бонус для педагогов — зарабатывайте, обучая на Udemy. Команда поддержки инструкторов, работающая круглосуточно и без выходных, направляет учителей при создании курсов. - Virtual Nerd Mobile Math
Этот простой и легкий в навигации сайт предлагает более 1500 видеоуроков, охватывающих математические предметы среднего класса через Алгебру 2.Тысячи дополнительных видеоуроков поддерживают изучение общих основных государственных стандартов математики K-12, а также математические темы SAT и ACT. Отличный ресурс для студентов, которые пытаются освоить концепции или исследуют самостоятельно. Бесплатно, аккаунт не требуется. Также доступно в виде приложения для iOS.
Использование учебных пособий для малых групп в качестве образовательной стратегии в медицинском образовании | Феррис
Использование учебных пособий для малых групп в качестве образовательной стратегии в медицинском образовании
Хелена Энн Феррис
Аннотация
Обучение в малых группах — это образовательная стратегия, популярность которой в медицинском образовании растет.Это свидетельствует о движении от традиционного подхода, ориентированного на учителя, к обучению, более ориентированному на учащихся, которое характеризуется активным участием и автономным обучением (Hedge et al, 2011). Однако обучение в малых группах является одним из самых сложных и высококвалифицированных методов обучения, и его следует тщательно планировать (Harden & Laidlaw, 2012). Это также требует более высокого соотношения учителей и учеников, и учителя и ученики должны думать, как с этим работать (Jacques & Salmon, 2007).Кроме того, обучение в малых группах сопряжено с собственными уникальными проблемами лидерства, а именно с участием лидерства. Содействие вовлечению лидеров на этапе бакалавриата с помощью обучающих программ в небольших группах способствует взаимному уважению и поощряет обмен знаниями через профессиональные границы (Mitchell et al, 2015).
Важно оценить, эффективны ли инновационные усилия по организации обучения в малых группах. Этого можно достичь, исследуя конечный продукт i.е. оценок или анализируя процесс взаимодействия в группе (De long et al, 2010). На практике оба метода предоставляют ценные данные для личного и профессионального развития. Можно спросить, какие последствия это обсуждение имеет для нашей будущей практики? Существует необходимость во внедрении обучения в малых группах в качестве дополнительной образовательной стратегии в медицинском образовании. Более того, существует неотложная потребность в программах лидерства, чтобы будущие врачи были вооружены инструментами для управления испытаниями и невзгодами медицинского образования и современной медицинской практики.
DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v4n2p225
Рефбэков
- На данный момент рефбеков нет.
Авторские права (c)
Международный журнал высшего образования
ISSN 1927-6044 (печатный) ISSN 1927-6052 (онлайн) Электронная почта: [email protected]
Авторские права © Sciedu Press
Чтобы убедиться, что вы можете получать от нас сообщения, добавьте The Sciedupress.com в «безопасный список» вашей электронной почты. Если вы не получаете электронную почту в свой «почтовый ящик», проверьте папки «массовая рассылка» или «нежелательная почта».
(PDF) Учебное пособие как ресурс для улучшения высшего образования
Лоренцо, Джусте / Учебное действие 155
Флит, А. и Камбурн, Б. (1984). Кодирование натуралистических данных. Исследования в области образования, 41, 1-15.
Goetz, J., & LeCompte, M. (1988). Etnografía y Disño cualitativo envestigación education
[Этнография и качественный дизайн в образовательных исследованиях].Мадрид, Испания: Мората.
Гуськин А.Э. (1994). Снижение стоимости студентов и улучшение обучения студентов: Часть 2: Реструктуризация роли
преподавателей. Смена, 26 (4), 23-29.
Хартли, Дж. (1998). Учиться и учиться. Лондон: Рутледж.
Хубер, Г. Л. (2003). Процессы принятия решений в малых учебных группах. Обучение и инструктаж,
13 (3), 255-269.
Кух, Г. Д. (1996). Руководящие принципы создания безупречной среды обучения для студентов.
Журнал развития студентов колледжей, 37 (2), 135-148.
Мэдден, Н. (2006). Сокращение разрыва: успех для всех и достижения афроамериканских студентов.
Журнал образования негров, 75 (3), 389-400.
Майлз М. М. и Хуберман А. М. (1984). Качественный анализ данных: сборник новых методов.
Беверли-Хиллз, Калифорния: Сейдж.
Невги, А., Виртанен, П., & Ниеми, Х. (2006). Поддержка учащихся в развитии навыков совместного обучения
в технологической среде.Британский журнал образовательных технологий, 37 (6), 937-947.
Нг, К. С. (2007). Личные учебные пособия по синхронным онлайн-технологиям: проблемы и педантификация.
гоги. Международный обзор исследований в области открытого и дистанционного обучения, 8 (1).
Получено 18 мая 2007 г. с http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/335/764
Pelto, P., & Pelto, G. (1978). Антропологическое исследование: структура исследования. Нью-Йорк: Харкорт Брейс.
Прайс, Р. В. (2000). Еще раз о PSI: разработка курсов для колледжей с использованием персонализированной системы обучения модель
(PSI). Лаббок: Техасский технический университет.
Race, P. (1998). Инструментарий образования и обучения для нового тысячелетия? Инновации в образовании и
Обучение международное, 3 (35), 262-271.
Рамсден П. (1992). Учимся преподавать в высших учебных заведениях. Лондон: Рутледж.
Силен, К. (2006). Подход тьютора в базовых группах (PBL).Высшее образование: Международный журнал
по высшему образованию и планированию образования, 51 (3), 373-385.
Суини, Дж., О’Донохью, Т., и Уайтхед, К. (2004). Традиционные очные и сетевые обучающие программы:
Изучение взглядов студентов университетов на роли участников обучающих программ. Преподавание в высших учебных заведениях
Образование, 9 (3), 311-323.
ВанЛен, К., Силер, С., Мюррей, К., Ямаути, Т., и Баггетт, В. Б. (2003). Почему только некоторые события
вызывают обучение во время обучения человека? Познание и обучение, 21 (3), 209-249.
Уокер Р. (1989). Métodos de researchación para el profesorado [Методы исследования для учителей].
Мадрид, Испания: Мората.
Вудс, П. (1993). La escuela por dentro. La etnografía en lavestigación Educativa [Внутри школ:
Этнография в образовательных исследованиях]. Барселона, Испания: Пайдос.
Зенанко, М.А., и Зенанко, М. (1996, февраль). Ученики педагогического образования в качестве наставников для разнообразного населения
K-12: типовая учебная программа для сотрудничества университета и школы.