Виды запоминания — Психологос
Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).
Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе — учит предмет осознано и целенаправлено — чтобы ответить на уроке.
Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание.
Запечатление (импринтинг) — это сохранение в памяти события, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление — это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечетлевает образ матери, мама — своего ребенка.
В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать — ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось — зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает.
Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения, соответственно различают запечатление звуковое, визуальное и кинестетическое.
Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку — после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются.
Запечатление проиходит и в более позднем возрасте — но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление.
Непроизвольное запоминание— сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.
Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Осознанное запоминание — это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.
Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека — это основной вид запоминания.
Осознанное запоминание — основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).
Произвольное запоминание
Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути). См.→
www.psychologos.ru
Запоминание информации в психологии: виды и закономерности
Наш мозг – сложный механизм, который отвечает за выполнение различных задач. По сути, это биологический компьютер, в котором происходят физиологические и психологические процессы, например, память. Большинство людей путают или взаимозаменяют понятия «память» и «запоминание». Тем не менее это ошибочное мнение.
Виды запоминания
В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.
Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.
В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:
- механическое – зазубривание без осмысления;
- ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
- аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.
Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:
- логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
- в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
- непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.
Главные условия для успешного запоминания
Искусство легко сохранять в памяти любую информацию — не врожденный дар. Внимание, повторение и ассоциация – три фактора, влияющих на эффективность запоминания.
Для формирования памяти изучайте материал с особым вниманием. При освоении какой-либо науки важно соблюдать правило плавного перехода от старого к новому. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию.
Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени.
Секрет безупречной памяти состоит в том, чтобы создавать разнообразные и бесчисленные ассоциации с запоминаемой информацией. Учебный материал, который осваивается постепенно, связанный ассоциациями с другими явлениями и не раз подвергавшийся обсуждению, с легкостью воссоздается и сохраняется на длительное время в памяти.
Еще одно практическое правило: то, что изучается медленно, сохраняется в памяти долго. И, соответственно, то, что штудируется быстро, стремительно удаляется из сознания. Очевидный пример — студенты перед экзаменами заучивают билеты, а после экзамена скоро забывают материал. Время, отведенное для заучивания важно, так как осваиваемые знания успевают вступить в ассоциативные связи, и этим определяется их длительное нахождение в сознании.
Некоторые факты о запоминании
Искусство успешного сохранения в памяти в какой-то мере — труд. Однако для этого существуют конкретные условия. Давайте рассмотрим некоторые закономерности запоминания.
- Тривиальные события в жизни, оставляющие особенно яркое впечатление, откладываются в голове сразу и надолго, и спустя годы сохраняются в сознании отчетливо и ясно.
- События, которые не производят яркого впечатления, даже если повторяются неоднократно, запомнятся частично или не запомнятся вообще.
- Существует понятие «эффект края», при котором лучше воссоздаются начало и окончание запоминаемого ряда.
- Число повторений, которые нужны для заучивания наизусть, сокращается в случае усиленного внимания к запоминаемой информации. Однако, отсутствие внимания невозможно возместить увеличением количества повторений.
- Запомнится без усилий тот материал, которым индивид особенно интересуется. Во взрослые годы эта закономерность проявляется более ясно.
- Необыкновенные и удивительные впечатления фиксируются лучше, чем часто встречающиеся и заурядные.
- Новый опыт, полученный человеком, не останется в памяти изолированным. Вступая в ассоциативную связь с другими впечатлениями, он может в каком-то виде измениться или повлиять на них.
Итак, процессор, находящийся в голове у человека – немыслимо сложное устройство, выполняющее различные задачи. Одну из таких задач мы попробовали осветить в статье. Выполнение конкретных условий, осмысление полученной информации, переплетение ее в логические сети, а также повторение изученного сулят в фиксировании необходимых знаний в памяти.
Автор статьи: Кугушева Аннаpamyatplus.ru
виды в психологии, как называется яркая
Если проанализировать работу современного человека с информацией, то можно прийти к выводу, что большую часть необходимых сведений люди запоминают посредством многократного повторения, чтения, зубрежки. Такое запоминание требует много времени. Существует особый вид воспоминаний – образная память. В ее основе лежат ощущения, получаемые человеком от органов чувств (образы).
Образы в памяти
Образная память в психологии
Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.
Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.
Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее.
Для чего нужна человеку
Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:
- Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
- Активизирует все каналы восприятия;
- Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
- Превращает мыслительную деятельность в творчество;
- Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
- Сводит обучение к пониманию;
- Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
- Повышает темп работы;
- Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
- Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
- Делает процесс забывания произвольным.
Важно! Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.
Детское восприятие мира
Особенности
Отличительными особенностями образной памяти являются:
- Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.
- Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.
- Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.
Понятие «угасание образа»
Угасание образа – это процесс его стирания, когда он не востребован длительное время. С течением времени образы становятся фрагментарными, нечеткими. Пытаясь воскресить образ, человек может наделять его несуществующими деталями. Это происходит потому, что сознанию легче достроить образ до законченной картинки, чем пытаться вспомнить его первоначальный вид.
Что такое «яркая» образная память
Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.
При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.
Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.
Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.
Виды образной памяти
Виды образной памяти
В психологии выделяются следующие виды образной памяти:
- Зрительная. Этот вид запоминания основывается на сохранении в сознании лиц близких людей, рекламных плакатов, достопримечательностей.
- Слуховая. Из всего многообразия звуков этот вид памяти помогает человеку выбрать важные для запоминания: голос мамы, звук приближающейся машины, мелодию любимой песни.
- Вкусовая. Этот тип воспоминаний дает человеку возможность сохранять долговременные представления о вкусе лимона, перца, клубники.
- Обонятельная. Благодаря этому виду памяти, почувствовав запах костра, человек мечтает оказаться в походе.
- Тактильная. Запоминать события помогают человеку прикосновения и тактильные ощущения. Людям нравится гладить кошек, потому что они помнят приятную мягкость их шерсти.
Когда появляется образное восприятие
Способность воспринимать образы появляется у ребенка в период раннего детства. В возрасте 1,5-2 лет малыш способен запомнить краткую образную информацию. Именно с этого момента начинает существовать долговременная память. Достаточно развитый мозг крохи позволяет ему строить простые логические цепочки, формулировать понятия на основе образов.
Важно! Образную память принято называть фундаментом всех остальных видов сохранения информации в сознании. При слабо развитой образной памяти объем других видов памяти будет небольшим.
Как развивать образную память
Методики развития образной памяти называются мнемотехниками. Чтобы улучшить образное запоминание, можно:
- Тренироваться в запоминании последовательности геометрических фигур, применяя метод ассоциаций к ним. Квадрат можно ассоциировать с окном, а трапецию – с юбкой.
- Упражняться в запоминании ряда слов, не связанных друг с другом по смыслу, можно, если составить рассказ, где будут содержаться все эти слова. Кроме того, можно попробовать представить себе рисунок или картину, где в виде образов будут присутствовать все слова, которые нужно запомнить. Психологи утверждают, что, если картинка будет нелогичной, нелепой, то это обеспечит прочное запечатление образа, так как людям свойственно обращать внимание именно на необычное. Например, чтобы запомнить слова «перевернутый», «дом», «батон», «дерево», «достать», «женщина», «лодка», «топор», можно представить себе нелепую картинку: на дереве растут батоны, чтобы их достать, женщина встала на лестницу, в речке тонет топор, а лодка по траве не плывет.
Нелепицы
- При запоминании иностранных слов можно их звучание ассоциировать с русскими словами, наделяя каждое образом. Например, немецкое слово «Krawatte» (галстук) по звучанию и написанию похоже на русское слово «кровать». Чтобы его запомнить, можно представить себе галстук с рисунком в виде кроваток.
- Если нужно запомнить какую-то дату, в своем воображении каждую цифру можно наделить ярким образом.
- При запоминании любой информации нужно стараться задействовать все органы чувств. Это обеспечит быстрое запоминание и долговременное хранение информации в памяти.
Таким образом, образная память основывается на одновременной работе обоих полушарий. Заставить мозг работать в полную силу можно, если стимулировать одновременную работу всех анализаторных систем при восприятии информации. В этом случае в сознании человека формируется яркий образ, который запечатлевается надолго без приложения умственных усилий.
Хорошая память
Видео
srazu.pro
44. ЗАПОМИНАНИЕ. Шпаргалка по общей психологии
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.
В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.
Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мне-мические приемы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Виды запоминания — djinni_1 — LiveJournal
Назовем три вида: механическое, ассоциативное, аналитическое.
Механическое. Запоминание информации без особого понимания, анализа и осмысления. Зазубривание одним словом.
Можно вызубрить теорему Пифагора, рассказать без запинки. Но стоит задать дополнительный вопрос, и станет понятно, что человек ничего не понял.
Механическое запоминание менее надежно и быстро исчезает из памяти. Насколько быстро – зависит от того применяете или нет в дальнейшем эту информацию.
Можно механически запомнить иностранные слова, но если не применять их в разговоре, то они быстро забудутся.
Ассоциативное (мнемоническое) запоминание.
Придумываем различные ассоциации к запоминаемой информации. Чем ярче что-то вообразим, тем лучше запомним. Это свойство нашей памяти – связь с нашими чувствами и воображением.
Аналитическое запоминание.
Самое продуктивное запоминание. Информация подвергается анализу, подключается мышление, включается умственная работа.
Что понимается под умственной работой: анализ, выводы, понимание, согласие, несогласие.
В этом случае информация пройдя через ум запоминается надолго. Процесс: сначала ум- затем память, самый продуктивный.
Для реальной жизни нам необходимы все три вида запоминания, и развивать каждый необходимо. Как и везде важна гармония, когда каждый вид памяти или сочетание разных видов используется в подходящей ситуации.
Другие возможности нашей памяти.
Зрительная память.
Отлично развита у художников. Могут нарисовать портрет по памяти. Причина в том, что они активно развивают этот вид памяти, у нас она в пассивном состоянии.
Вариант тренировки.
Возьмите фотографию какого-либо человека. Придумайте ему имя. Постарайтесь найти в его чертах что-то особенное, характерное. Вспомните своего знакомого с таким же именем, проведите ассоциативные связи – что общего, различия и тд. Придумайте историю, в которой эти три звена (внешность, имя, знакомый) соединятся в одну цепочку.
В данном упражнении участвуют 2 вида памяти – ассоциативная и зрительная. А это уже усиление запоминаемости.
Слуховая память.
Пример использования слуховой памяти – «Угадай мелодию».
Вариант тренировки. По голосу узнавать людей: знакомых, актеров и тд.
Тактильная память.
Это память об ощущениях, которые мы испытывали, когда прикасались к каким-либо предметам.
Вспомните ощущения, когда Вы гладили кошку или собаку. Слепая печать на компьютере использует тактильную память.
Возможный вариант упражнения. Положите несколько книг, которые Вы уже читали. Закройте глаза и попробуйте назвать каждую прикасаясь к ней.
djinni-1.livejournal.com
Запоминание — это что такое? Психология
Память — это способность человека к сохранению, воспроизведению и накоплению информации, знаний и навыков.
Сохранение информации даёт человеку не только возможность быть частью общества, но и активно существовать в нем. Ведь именно при помощи памяти развивается интеллект и логическое мышление людей.
Без этих качеств невозможно научиться ораторскому искусству, письму, счету и многим другим необходимым для современного человека вещам. Именно за восприятие новой информации и её сохранение отвечает такой процесс, как запоминание. Что же он собой представляет?
Виды запоминаний
Сразу стоит перейти к ним. Запоминание — это психологический процесс ввода информации в память при помощи мышления и ассоциативных связей. В социальной психологии выделяют несколько его типов: произвольное и непроизвольное, а также механическое и смысловое.
Непроизвольное запоминание – это то, что происходит случайно, без проявления каких-либо усилий со стороны человека. И хотя психологи считают, что материал, усвоенный таким образом, закрепляется у нас в мозгу хуже и быстрее забывается, на самом деле всё зависит от умственных способностей личности.
При произвольном запоминании человек ставит перед собой конкретную цель — закрепить нужный материал, необходимый ему лично. Или же тот, что ему предлагается, не суть важно. То есть это специальное действие, выполняемое при помощи ассоциаций, систематических повторений и логических рассуждений.
Механическое запоминание информации происходит без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Его основой являются ассоциации по смежности, то есть что один следует за другим.
В отличие от механического запоминания, смысловое намного продуктивнее. И материал, усвоенный таким образом, остается в памяти ещё очень долго так, поскольку сам процесс основан на понимании логических связей между отдельными его частями.
Интересно знать
Каждый человек способен сохранить в памяти ту или иную информацию, но способности к запоминанию у всех разные.
Американский психолог Карл Эмир Сишор утверждал, что люди используют свою память лишь на десять процентов. И такая болезнь, как гипермнезия, является тому примером. Больные гипермнезией способны помнить в мельчайших подробностях очень многие вещи, однако запоминание в данном случае происходит неосознанно. И зачастую в состоянии аффекта.
Мнемотехника
В наше время придумано множество приёмов, техник и упражнений для развития памяти и мгновенного фиксирования информации в мозгу. Некоторые методики запоминания представляют особый интерес. К ним относится и мнемоника.
Это способ запоминания чисел, событий и слов на основе ассоциаций. Данная техника зародилась еще в Древней Греции. Именно греки обратили внимание, что у людей, получающих больше впечатлений, воспоминания ярче и продолжительнее.
Таким образом, было выявлено: чтобы лучше запоминать, надо подключить различные ассоциации. Например, при помощи мнемоники можно с легкостью запоминать огромное количество цифр. Для этого необходимо к каждой цифре привязать букву, далее при помощи букв образуем слова. Лучше всего придумать несколько предложений или рассказ, так материал запомнится еще лучше.
Запоминание английских слов при помощи мнемоники
Очень часто изучение иностранных языков требует заучивания огромного количества материала. Чтобы этот процесс происходил быстрее и продуктивнее, необходимо создать образ, связанный со словом.
Далее нужно связать его со значением структурной единицы при помощи ассоциации. Например: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Можно представить, что сова летит в аул. В нужный момент подобная ассоциация поможет вспомнить английское слово. Картинка кажется нелепой? Тем лучше! Смешное, забавное и абсурдное всегда запечатлевается в памяти лучше и ярче.
Методика Цицерона
Легендарная техника запоминания! Данный метод основан на пространственном воображении. Используется для усвоения большого объема информации. Смысл методики заключается в следующем: предметы, которые важно запомнить, мысленно надо расставить на знакомых объектах (помещение, городские улицы, тропинка в лесу и тому подобное).
Например, для запоминания большого количества иностранных слов нужно представить комнату. Далее надо нарисовать на бумаге (или прямо в своём воображении) предметы, находящиеся в комнате. И к каждому из них привязать слово, которое необходимо запомнить. То же самое можно проделать с цифрами, фразами и формулами.
Методика Айвазовского
На эту технику запоминания также стоит обратить внимание. Данная методика является зрительной и предусматривает внимательное наблюдение за предметом.
Несколько минут необходимо всматриваться в предмет. Затем закрыть глаза и попытаться полностью воссоздать в мельчайших подробностях увиденное раньше. С помощью этой методики великому художнику Ивану Айвазовскому удавалось писать удивительные, будто бы живые морские волны. Используя ежедневно данную методику, можно добиться удивительных результатов зрительной памяти.
Метод ОВОД
Указанная аббревиатура расшифровывается так: основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка. Используется для текстового запоминания и позволяет запечатлевать у себя в мозгу довольно большой объем информации в четыре шага. Пожалуй, это один из самых интересных приёмов запоминания.
Для начала необходимо прочесть текст и попытаться понять основные мысли прочитанного, их связь.
Далее, не торопясь, вдумчиво ознакомиться с ним ещё раз, только более внимательно, обращая внимание даже на самые мельчайшие подробности. Основная цель данного пункта — связать подробности с основными мыслями.
После этого можно приступить к третьему пункту. Обзор подразумевает беглое прочтение текста (желательно с конца) и дальнейший анализ прочитанного.
Последний приём — доводка. Нужно воссоздать прочитанный ранее текст по памяти, стараясь припомнить все подробности, опираясь на основные мысли. Для более эффективного запоминания материал необходимо повторить через некоторое время.
Методы запоминания иностранного языка
Нелишним будет упомянуть и их. Английский для запоминания, в принципе, несложен, однако не каждому под силу быстро освоить незнакомые слова, фразы и правила. Для того чтобы облегчить изучение иностранных слов, существует несколько действенных методик:
- «Запоминалки». Это изложение материала в стихах. Подходит как взрослым, так и детям. Данная техника интересна тем, что, помимо рифмованных слов, которые запоминаются довольно легко, присутствуют элементы ассоциаций. Например, стихи с английскими словами: «Слива тут, и слива там. «Слива» по-английски – plum».
- «Мне во сне сказала фея: «груша» по-английски pear».
- «Карточки». Необходимо заготовить несколько карточек. На одной стороне пишется английское слово, на другой — перевод. Данные шпаргалки должны быть всегда на виду. Можно разделить карточки по тематикам или звучанию. Для детей можно украсить рисунками.
- «Маркировка». Очень интересная техника запоминания. Это особенно подойдет для ребенка. На наклейках/стикерах надо написать названия бытового окружения (домашняя мебель, техника и другое) и приклеить на предметы. Таким образом можно маркировать огромное количество вещей. Слова для запоминания усвоятся быстро, так как они не только будут постоянно мелькать перед глазами, но ещё и ассоциироваться с материальной вещью.
- «Противоположности». Чтобы легко пополнить словарный запас новыми иностранными словами, можно запоминать не только слово, но его антонимы и синонимы.
- «Истории». Узнавая новые иностранные слова, стоит вписывать их в специальную тетрадь, а затем составлять небольшие рассказы. Данная техника поможет не только выучить новые слова, но и правильно употребить их в тексте. А такое запоминание — это ещё и неплохой способ развить своё воображение.
- «Время». Еще один замечательный метод. Выученное слово нужно использовать сразу, затем употребить его через 10-15 минут. Затем — через час, на следующий день. После этого без всяких усилий можно употреблять выученное слово в разговорной лексике иностранного языка.
Чтобы освоить любую технику запоминания, главное — помнить: без желания, усидчивости и самоконтроля даже самое легкое и интересное задание покажется скучным и трудным. Поэтому, в первую очередь, важно поставить цель и четко следовать намеченному плану.
fb.ru