Характеристика деятельности человека – :

Содержание

Психологическая характеристика деятельности человека

Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собст­венное развитие человека.

Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни­чего подобного : ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода, различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отли­чается от естественной активности животных.

У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными.

Че­ловек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения .

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компонен

mirznanii.com

ВОПРОС ╣ 17 Деятельность. Характеристика основных видов деятельности

4

Вопрос № 17

Деятельность. Характеристика основных видов деятельности..

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Структуру деятельности составляют следующие компоненты: Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Маслоу разделил потребности на

первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные.

Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Цель – предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек.

Рассмотрим это с позиции обучения в колледже. Какова ваша цель? Почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить колледж?

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайшими, все более общими и отдаленными.

Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные – это придает силы преодолевать трудности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественно.

Деятельность состоит из отдельных действий.

Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются результаты действия.

Малоосознанные действия производятся под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, их называют импульсивными.

На основе практических действий возникают умственные действия – действия в уме.

Результат деятельности — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда – товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, т.к. в ходе деятельности он развивается и меняется.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания.

Навыкиэто полностью автоматизированные, компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом.

Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения.

Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. В ее основе лежит потребность.

В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Виды деятельности

Основными видами деятельности являются: общение, учебная, трудовая и игровая.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.

При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

Учениепроцесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных учреждениях.

Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых учение может приобретать характер самообразования.

Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.

Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.

Учение школьника носит развивающий характер. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.

Игра вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.

Существует несколько типов игр:

  • индивидуальная игра представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

  • групповая игра – включает несколько участнико.

  • предметная игра связана с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

  • сюжетно-ролевая игра в этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

  • игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

  • дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.

Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни.

Игра удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности ребенка.

С возрастом школьники переходят к спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). В спортивной игре правила более строгие. Помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры позволяют игроку широко проявлять инициативу.

studfile.net

Общая характеристика и структура деятельности человека

Общая характеристика. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества. Это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Человек в любой деятельности осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций и наблюдает за ходом деятельности и результатом.

Структура деятельности человека. В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты — цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.

П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью — обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.

Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев — из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.

Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).

psyera.ru

Психологическая характеристика деятельности | Диплом по психологии

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

psy-diplom.ru

Деятельность, характеристика деятельности человека — Общая психология Библиотека русских учебников

51 Общее характеристика деятельности человека

Все живые существа способны проявлять активность, то есть способны самостоятельно реагировать, превращая или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром. Активность всеобща характеристики живого го, имеет своеобразное проявление и получила название»деятельность»Деятельность человека — достаточно сложное явление, которое является объектом изучения многих наук. Специфика психологического подхода к изучению деятельности заключается в анализе деятельности отдельного человека, хотя в последнее время объектом психологического исследования является совместная или групповая деятельностьяльність.

Известный ученый. ОМЛеонтьев считает, что главной конституирующий характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет имеет два проявления: во-первых, в своем независимом существовании как таковой, что подчиненные дковуе и превращает деятельность субъекта, во-вторых, как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекткта.

Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид — с другими людьми

Индивидуальная деятельность является составной частью деятельности общества, за общественными отношениями индивидуальная деятельность не может существовать. Поэтому анализ индивидуальной деятельности целесообразно начать с изучения ее функций в системе общественной жизни. Главным при таком анализе является изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данном этапе и историческая развитияку.

Общественные отношения не являются чем-то внешним относительно индивида и его деятельности. Она является одной из главных форм реализации общественных отношений. Виды деятельности определяются уровнем развития производительных сил общества и системой общественных отношений. В деятельности индивид выступает как общественная существота.

ОМ. Леонтьев считает, что деятельность — это реальная связь субъекта с объектом, к которому обязательно включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать быть внимательным; в ее процессе у индивида возникают те или иные эмоции, оказываются волевые качества, формируются установки, отношения и т.д.. Иными словами, в деятельности формируется, развивается, оказывается вся система психических процессов, состояний и свойств индивидвіда.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства

Источником активности индивида является его потребности, то есть состояния индивида, которые показывают его зависимость от конкретных условий существования. Человеческие потребности являются следствием развития производственной культуры, в отличие от мира животных, где удовлетворения потребностей непосредственно связано с определенной естественной вещью как стимулом активности животного (пища, нора, индивидуум противоположного пола и т.д.). Животные потребности называют органическими мы, человеческие же потребности косвенные предметной деятельностью: не сама потребность как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения определяют формы поведенияки.

Потребности можно разделить по происхождению и предметом. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания же жизни человека и его потомства (еда, сон, защита от холода и т.п.). Недовольство естественных потребностей приводит к гибели человека или его вырождения. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, щ в служат для удовлетворения определенной естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Недовольство культурных потребностей не при сводит к физической гибели человека, но приводит к социальной деградациядації.

По характеру предмета потребности могут подразделяться на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилье и т.п.), и духовные, в которых проявляется зависимость от продуктов общественного й сознания (потребность в общении, видеть прекрасное и т.д.). Все потребности тесно связаны между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть материальной по предмету, культурной по происхождению, м атериальною или духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальныхних.

Сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, с помощью которого можно удовлетворить данную потребность осознают лена потребность становится мотивом поведения. Мотивом называется то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется немотивированные и нецеленаправленными деятельности не существует, поэтому понятием мотива и цели в идводиться в психологическом анализе деятельности важное место. Мотив и цель определяют направление деятельности и величину усилий, которые прилагает субъект для ее выполнения. Это способствует организации всей системы пс ихичних процессов и состояний, которые формируются и развиваются в ходе деятельности. Мотивами могут выступать потребности, чувства, мысли и другие психические образованияворення.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (в люди ини — на создание условий, в наибольшей степени нем способствуют). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (производство продуктов питания, жилья, одежды и т.д.). Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью различных культурных форм активности, например, игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашньог в употреблении, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, которые удовлетворяют естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место е в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы являются основой тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности чаще всего определяется с а ее доминирующим мотивом (доминирующим том, что любая человеческая деятельность полимотивована, т.е. побуждается несколькими различными мотивамитивами).

Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, непосредственная причина его поведения. В общем плане мотив — это отражение потребности, которая действует как объективная закономерность и выступает ае как объективная необходимостьь.

Для поведения человека характерна динамичность: с изменением обстоятельств могут меняться и мотивы поведения, и средства, необходимые для достижения цели. Мотивы в ходе деятельности могут проходить следующие этапы: 1)) этап осознания побуждения (мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию, отсутствие этапа ведет к слепого поиска, импульсивного поведения) 2) этап принятия мо иву (преобразование осознанного побуждения в личностный мотив, происходит соотношения и включения побуждение к иерархии субъективно-личностных ценностей), 3) этап реализации мотива (отбывает ться насыщения мотива содержанием; невозможность реализации мотива приводит к фрустрации побуждения) 4) этап закрепления мотива (многократное повторение ведет к превращению мотива в черту характера: как что же закрепления мотива не происходит, то формируется нецильнисть характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности) 5) этап актуализации побуждения (закрепление в чертах характера, нача ок нового цикла формирования мотивационных образований) (АА. Файзуллаевава).

Мотив тесно связан с деятельностью, но не определяет ее конкретных характеристик. То, какой именно будет деятельность, определяется целью. На почве одного мотива могут формироваться различные цели деятельности. Моти. См. относится к потребности, которая побуждает к деятельности, цель-до предмета, на который направлена ??деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукукт.

Цель деятельности — это идеальное представление ее будущего результата, определяет характер и способы действий человека. Цель является феноменом прогностического отражение и формируется самим индивидом

Целью деятельности выступает ее продукт. Он может быть реальным физическим предметом, создается человеком, определенные знания, умения и навыки, которые приобретаются в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идет ея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут спонукатися я и поддерживаться различными мотивами. Напротив, основой различных видов деятельности с разными конечными целями могут быть одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и получить высокооплачиваемую работу), социальных (показать осведомленность в кругу значимых людей, добиться их хорошего отношения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка. ВМИ ния вести себя могут наконец преследовать одну и ту же цель: достичь чьего-то признанииання.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является любая информация, предметом учебной деятельности знания, умения и навич ки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Общественно значимый мотив влияет на результат деятельности. В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, г уровень притязаний и уровень достижений. Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других — может вызвать самоуспокоениення.

Существует несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может либо выбрать простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбрать еще более сложные задачи, или ‘ ‘выяснить причины неуспеха при решении задачи, овладеть приемами выполнения простых видов деятельности и постепенно переходить к более сложных задач. Неудача в деле, значимой для человека, может вы звать подавленное состояние зависимости от черт характера человека неприятные переживания могут вызвать или отказ от дальнейшей деятельности в данной сфере, или настойчивый анализ причин неуспеха и новые спо бы выполнить заданиення.

Уровень притязаний — это оценка человеком своих возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень притязаний соответствует возможностям выполнения деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченности енои возможности их реализации возникает конфликт личности с группой или с самим собойою.

Другим аспектом изучения деятельности динамика сенсомоторных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других процессов в реальной деятельности субъекта. Вышеупомянутый вектор цель — мотив является регулятором деятельности, определенным образом организует психические процессы, определяет избирательность восприятия, особенности внимания, запоминания, сохранения и воспроизведения информации и т.д.. Существует взаимосвязь между вн утренние планом и внешним проявлением деятельности. Процесс формирования внутреннего плана деятельности происходит постепенно и связан с переходом от внешней реального действия к внутренней идеальной и на зиваеться интериоризацией. Схематически это выглядит так: сначала человек выполняет определенные действия с предметом, эти действия являются внешними, потом они интериоризируются и становятся внутренними, или психическими действиями. При. Этому м происходит свертывание действий, их редукция и видоизменение. Примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки, перекладывая их внешним, практическим способом. Поти м она переходит к счету без перекладывания палочек, только видя их перед собой. Наступает время, когда палочки становятся ненужными, поскольку счет превращается в умственное действие с ними. Объектом оперуван ния становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зорв полі зору.

Таким образом, в деятельности человека тесно связаны ее внешний (физический) и внутренний (психический) стороны. Внешняя сторона-движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир-определяется и регулируется ся внутренней (психической) деятельности. При этом внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризации внутренней психической деятельности, поскольку человек в деятельности реализует ее идеально пр едставлений плаан.

Развертывание структур во внутреннем плане имеет такую ??последовательность: потребность — мотив — цель — задача. Во внешнем плане деятельность имеет иную последовательность: деятельность-действие-операция — движение. Два планы — зов внишний и внутренний — тесно взаимосвязаны между собой: внешнее воздействие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе оказывается внешні.

uchebnikirus.com

Основные виды деятельности человека и их характеристика — Мегаобучалка

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра – такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей.

Игра особо значима в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра – своеобразное отражение жизни. В игре впервые формируется потребность воздействия на мир. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

В жизни взрослых людей игра носит характер развлечения, преследует цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить другим путем.

Существует несколько типов игр:

1. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

2. Групповые – включают несколько индивидов.

3. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

5. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.



6. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Учебная деятельность –процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирование процесса решения задачи и контроля за ним [Макарова].

Учение – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение в жизни человека идет вслед за игрой, сопровождает его всю жизнь и предваряет труд. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Трудовая деятельность –процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть, построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд является основным путем формирования личности. В этой деятельности развиваются способности человека, складывается характер. Труд направлен на создание общественно полезного продукта. В этом – его цель.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза.

В психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Ведущий вид деятельностиэто такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития.То есть, эта деятельность в наибольшей степени влияет на психическое развитие индивида на определенном этапе развития.

Ведущий вид деятельности:

· для маленьких детей это игра, хотя в их деятельности присутствуют элементы обучения и труда;

· в школе ведущая роль принадлежит обучению;

· с возрастом ведущее значение получает трудовая деятельность.

 

megaobuchalka.ru

ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

 

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

 

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *