Боязнь выступления на публике – откуда берется страх публичных выступлений, симптомы и признаки фобии, как побороть, преодолеть, перестать бояться публики

Содержание

откуда берется страх публичных выступлений, симптомы и признаки фобии, как побороть, преодолеть, перестать бояться публики

Люди часто испытывают страх публичных выступлений. Неважно, 3–4 человека перед вами или аудитория из нескольких сотен зрителей. Боязнь проявляется характерными симптомами: спазмами в желудке, учащенным сердцебиением, повышенной потливостью, растерянностью и тому подобными симптомами. Необходимо учиться доносить информацию правильно и внятно. Чтобы осознать тревожность перед массовыми выступлениями, следует понять ее первопричину, что позволит эффективно преодолеть фобию.

Что представляет собой боязнь сцены?

Страх перед публичным выступлением часто проявляется за несколько дней до мероприятия. Человек начинает перебирать в голове варианты того, почему его речь может не понравиться публике, быть раскритикованной и несовершенной? Все индивиды запрограммированы переживать о репутации не меньше, чем о других личностных качествах. Иногда реакцией мозга на этот момент управлять практически невозможно.

Например, ученый Ч. Дарвин, провел своеобразный эксперимент. Он посетил серпентарий одного из английских зоопарков. Чарльз пытался сохранять хладнокровие, приближаясь предельно близко к стеклу, за которым находились пресмыкающиеся. При каждом броске змеи исследователь в панике отпрыгивал в сторону. В выводах он записал, что разум и воля не могут противостоять опасности, которую ранее не приходилось переживать. Ученый назвал реакцию древним защитным механизмом, который вполне естественен.

Проявления фобии

Когда человека посещают мысли о плохих последствиях, гипоталамус (часть мозга) активируется посредством гипофиза, отвечающего за гормон адренокортикотропного типа. Он направлен на стимулирование надпочечников с последующим поступлением в кровь дозы адреналина.

В результате проявления страха публичных выступлений спинные и шейные мышцы сокращаются. Это приводит к изменению осанки, индивид становится сутулым, стремится принять позу «эмбриона». Сопротивление этому путем выпрямления спины, расправления конечностей приводит к тремору ног и рук, поскольку организм заранее подготовился к предстоящей атаке.

Повышается артериальное давление, пищеварительный тракт притормаживает работу. В результате проявляется сухость во рту, неприятные ощущения в районе живота. Глаза реагируют расширением зрачков, ухудшается видимость вблизи, однако четче заметны лица аудитории вдали.

Аспекты, влияющие на боязнь публики

Здесь выделяют три основных момента. К первому из них относится генетическая предрасположенность. Она сильно влияет на поведение личности в социуме. К примеру, известный музыкант Дж. Леннон тысячи раз выступал на концертах, при этом выход на сцену всегда сопровождался приступами тошноты.

Некоторые индивиды на генетическом уровне имеют код существенного волнения перед публикой. Есть мнение, что небольшой мандраж перед выступлением относится к признакам хорошего оратора либо артиста, переживающего за качество своих действий.

Степень подготовки

Как не бояться выступать перед публикой? Одним из вариантов считается проведение тщательных репетиций, позволяющих повысить опыт и снизить нервозность. Подготовленная речь или другое публичное действо не доставляет такого страха, как спонтанная или наспех проработанная презентация.

В доказательство утверждения провели эксперимент над игроками в бильярд. Группа психологов разделила их на две категории: одни играли перед зрителями, другие — в одиночестве. Сильные представители закатывали больше шаров именно выступая перед публикой, а слабые игроки показывали худшие результаты.

Основные риски

Здесь выделяют несколько моментов:

  1. Страх перед выступлением усилится, если на карту поставлено все, либо за презентацией наблюдает много людей. Вероятность провала существенно занижает репутацию оратора.
  2. По причине нервозности за собственный статус повышается выработка адреналина, характеризующаяся панической атакой и парализующим страхом.
  3. Даже интерактивные продавцы блюдут собственную репутацию. Исследования показали, что позитивные рекомендации менеджера на одной известной торговой онлайн-площадке увеличивают на 7–8% цену товара.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Зная причины страха сцены, можно приступать к преодолению фобии. Если она в запущенной стадии, лучше всего обратиться к психологу-гипнологу, например, Батурину Никите Валерьевичу. Он поможет найти корень проблемы, составит правильную схему решения.

Частые посетители конференций замечали выступающих, которые некоторое время перед докладом перебирали свой материал. Это то же, если бы артист зубрил перед концертом песни. Кроме того, это не совсем уважительно к аудитории слушателей, которые тратят на спикера свое время.

Несколько советов, как перестать боятся публичных выступлений и хорошо к ним подготовиться:

  1. Дней за 5–7 до мероприятия желательно набросать план повествования, вникнув в содержание и подкрепив важные мысли короткими подписями и схемами.
  2. Такой подход придаст оратору уверенности, позволит выделить основные моменты, оставит возможности для дополнительной проработки и репетиции слайдов.
  3. Страх публичных выступлений снизится, если написать детальный план презентуемой работы. Он включает в себя вступление, раскрытие всех запланированных тем, подкрепленных тезисами, примеры из жизни, завершающую часть.
  4. Формат по примеру «тезис-пример-тезис» дает возможность визуализировать подаваемые сведения, донести до аудитории суть презентации.
  5. Во вступительной части рассказывают о себе, а также озвучивают главные мысли доклада, позволяющие заинтересовать публику.
  6. Репетируют каждую часть выступления несколько раз.
  7. Зачитывают работу полностью не менее 10 раз кряду.

Как побороть страх публичных выступлений при помощи репетиций?

В период подготовки речи создают обстановку, максимально приближенную к реальному выступлению. Это позволит нивелировать моменты неизвестности, затратить меньше энергии и сил на обдумывание нюансов.

Несколько лет назад команда исследователей выявила, что перед взором человека находится масса визуальных стимуляторов, в то время, как мозг реагирует всего на 2–3 объекта. Как преодолеть страх публичного выступления при помощи этого факта? Необходимо сконцентрироваться на связи со слушателями и качественном преподнесении своего доклада. Стоит избегать напряжения в попытках вспомнить порядок подачи слайдов, либо где лучше стать на сцене? На репетициях нужно использовать те же слайды, аксессуары и технику, которая будет эксплуатироваться на презентации.

Как не бояться сцены перед выходом?

Самым волнительным и напряженным моментом являются последние секунды перед публичным выступлением. Для преодоления нервозности заходят в уединенное место, потягивают руки вверх, делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Это стимулирует функционирование гипоталамуса с последующей выработкой расслабляющих гормонов.

Согласно результатам научных исследований, техника медленного дыхания, тестируемая на 46 опытных артистах, показала, что эффективность упражнения заключается в снижении нервного напряжения. Методика актуальна для людей, подверженных чрезмерному волнению. Боязнь публичных выступлений особенно сильна за несколько минут до доклада. Поэтому перед выходом за сцену потянитесь и подышите.

Рекомендации психологов

Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены?

Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.

Бичом многих ораторов является частое включение междометий. Несколько протяжных «ммм» или «эээ» не будут критичными для общей картины. Однако, сопровождение ими всех слайдов и отрывков программы только дезориентирует и отвлечет слушателей. Отказаться от этих слов-паразитов довольно сложно, особенно, если они стали неотъемлемой частью лексикона. В этом помочь сможет психолог. Как вариант, гипнотерапия, разрешающая на подсознательном уровне искоренить проблему.

Еще один способ искоренить «приставучие» междометия — применить методику разбивки, включающую в себя разделение доклада на короткие словесные блоки с небольшими паузами между ними. После пары смысловых предложений идет двухсекундный перерыв, после чего озвучивается еще два-три высказывания. Так речь получит заданный ритм, что позволит минимизировать внедрение паразитических слов.

Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Необходимо понимать, что презентации перед широкой аудиторией являются неотъемлемой частью карьерного роста. Осознание и избавление от проблемы — важный шаг для работы и внутренней уверенности.

Способы самостоятельного избавления

На помощь в решении указанной проблемы приходит осознание нескольких позитивных установок:

  1. Статистика. Некоторые исследователи утверждают, что боязнь сцены — второй по важности человеческий страх, после фобии смерти. Это весьма спорный факт, поскольку не совсем понятен базис опросов и проверок. Однако то, что этот страх распространен — бесспорно. Причем степень тревожности — от легкого волнения до атак паники. Например, известный скрипач Д. Ойстрах, очень переживал перед каждым концертом по нарастающей. Удачное выступление закрепляло за ним определенную репутацию, которую он панически страшился потерять.
  2. Прежде чем понять, как не бояться публичных выступлений, помните, что волнение перед массовым зрителем — не патология, а естественное приобретенное качество индивида. Указанный страх испытывали многие ораторы и артисты. Внешне этого не было заметно, хотя внутреннее волнение присутствовало однозначно. Вывод — они победили тревожность.
  3. Как перестать боятся сцены? Избавится от страха не так сложно. Захотите этого по-настоящему, в запущенных случаях — обратитесь к специалисту. Через несколько сеансов социофобия останется в далеких воспоминаниях.

Все достижения и неудачи человека преимущественно формируются в голове. Даже одно положительное одобрение указанных установок способствует росту уверенности в себе. Главное, не зацикливаться на негативных моментах, которые невозможно исключить из жизни.

propanika.ru

как называется, как побороть страх

Боязнь сцены — распространенное явление, которое нередко становится препятствием для развития способностей человека. У такого страха может быть сразу несколько причин. Используя ряд рекомендаций, разработанных специалистами, можно научиться свободно выступать на публике.

Как называется боязнь публики?

В медицине есть термин «глоссофобия». Под ним понимается страх, который испытывает человек, когда ему необходимо выступать перед большим количеством людей. Иногда данный вид фобии может стать причиной возникновения психического расстройства, в т. ч. социофобии.

Глоссофобия неразрывно связана с логофобией.

Под этим термином подразумевается тревожное расстройство, при котором человек не может произнести не только связной речи, но даже несколько слов. Страх перед публикой называют также пейрофобией. Следует различать волнение, испытываемое человеком перед выступлением, и непреодолимый страх, не дающий ему что-либо сделать. Последнее состояние сопровождается сильным стрессом, может мешать не только карьерному росту, но и личностному. Важно распознать фобию на первых этапах и начать работу по ее преодолению.

Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Боязнь публики может появиться у человека в силу ряда причин. Наиболее распространенными специалисты считают следующие:

  1. Генетическая предрасположенность. Такой страх нередко обусловлен некоторым видом темперамента, уровнем тревожности и особенностями эмоционального восприятия человека.
  2. Неправильное воспитание. Если детство ребенка прошло в строгости, к нему применялись угрозы, запугивание, то став взрослым, он обретет излишнюю восприимчивость к мнению людей, которые его окружают, станет зависим от их оценки.
  3. Имеющийся негативный опыт при выходе на публику. Человек, который уже однажды неудачно выступил на сцене начинает испытывать страх повторения прошлой неудачи.
  4. Неуверенность, низкая самооценка.
  5. Перфекционизм. Может появиться страх неудачи у человека, стремящегося все и всегда делать без ошибок.

Как может проявляться фобия?

Боязнь публичного выступления имеет ряд общих признаков, которые сводятся к следующему:

  1. Активизация коры головного мозга симпатической системы становится причиной появления напряжения в мышцах, меняется мимика, жесты становятся более резкими. Характеристики речи тоже претерпевают изменения. Тембр может повыситься или понизиться. Темп речи становится более медленным или быстрым.
  2. Со стороны вегетативной системы появляются такие признаки, как: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, усиление потливости. Могут возникнуть ощущения сдавленности в грудной клетке.
  3. Наблюдается сухость во рту. Голос может дрожать. Невозможность произносить членораздельные звуки. Иногда возникает непроизвольное мочеиспускание.
  4. Если человек обладает повышенной возбудимостью нервной системы, он может упасть в обморок. Нередко потере сознания предшествует общая слабость в теле, тошнота, головокружение, бледность кожи.

Могут выделяться и отдельные признаки, обусловленные индивидуальными особенностями человека, настроением, в котором он находится и состоянием его организма на момент выступления.

Как побороть боязнь сцены?

Решая вопрос, как побороть страх публичных выступлений, следует помнить, что избавиться от него можно самостоятельно. В редких случаях, когда человек испытывает панический страх, нервозность достигает пика, может понадобиться помощь специалиста.

Чтобы терапия была эффективной, человеку следует осознать, что существует страх выступления перед большим количеством людей, и поставить себе цель — преодолеть его.

Сначала нужно устранить фактор неизвестности. Делают это следующим образом: подвергают тщательному анализу публику, находящуюся в зале. Необходимо выяснить, для каких целей пришли люди, и что они хотят услышать. Выступающий должен понимать, какую реакцию от своих слушателей он желает и может получить.

Тревожность, нервозность усиливаются, если человек концентрирует все мысли только на негативных аспектах выступления и отрицательной реакции людей, сидящих в зале. К ним относят скептические или недовольные улыбки, неуважительные жесты, отсутствие внимания, разговоры в ходе выступления оратора. Улучшить свое состояние можно в том случае, если наделять слушающих положительными качествами, думать о заинтересованности публики и ее внимательности.

Чтобы избавиться от ощущения того, будто слушатели настроены против выступающего, надо представлять себе, что результат от произнесенной речи будет положительным.

Главная рекомендация, которая поможет преодолеть страх перед публикой у взрослых людей, сводится к такому совету: необходимо тщательно подготовиться к выступлению. Если человек уверен в том, что знает свою тему, обладает нужным количеством сведений, чтобы ответить на вопросы, он сможет настроить себя на успех.

Например, готовя доклад, надо проанализировать исходные данные разных источников. Необходимо составить план речи, разбив его на мелкие подпункты. Оратор должен четко знать, когда и что он будет говорить. Следует подумать над тем, какие вопросы могут быть заданы и заранее подготовить ответы на самые сложные из них.

Репетиция окажет большую помощь тем людям, которые испытывают сильный страх выступления перед большим количеством людей. Следует несколько раз прочитать свой текст перед зеркалом, близкими людьми, попросить выслушать коллег.

Чтобы стать успешным, важно понять, что каждый имеет право на ошибку и совершенства достигнуть невозможно. Не следует придавать излишнего значения критическим замечаниями. В зале найдутся люди как минимум 2 категорий: одним выступление понравится, другим — нет. И ни одно мнение не следует рассматривать как единственно верное.

Желая побороть страх перед сценой, необходимо развивать уверенность в себе.

Для этого существуют специальные техники, которые помогают поднять самооценку. Необходимо развивать свои таланты, умения. Нужно ценить свои старания и помнить, что чужое мнение не всегда может быть правильным.

Помочь справиться с волнением может такой подход: концентрировать мысли, внимание надо не на результате, а на процессе. Необходимо развивать осознанность в момент выступления, тогда страх начнет отступать.

Некоторые специалисты отмечают, что для преодоления страха эффективно помогает дыхательная гимнастика, некоторые виды физических нагрузок, постоянное саморазвитие.

eustress.ru

симптомы, причины, лечение боязни сцены

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец  Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению.  Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь  выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

fobiya.info

причины, симптомы, избавляемся от страхов

Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед аудиторией. А многие профессии связаны с необходимостью постоянного выступления перед людьми. Сюда относятся: преподаватель, политик, артист, менеджер, руководитель тренингов, лектор и многие другие виды деятельности.

Большинство людей, работающих в одной из таких сфер, испытывают сильный страх перед публичными выступлениями. В психологии этот страх называется глоссофобией. Другие названия – логофобия, пейрафобия. Давайте разберемся, что представляет собой эта фобия и как ее преодолеть.

Что такое глоссофобия?

Глоссофобией называется психическое расстройство, при котором человек панически боится выступать перед другими людьми. Аудитория может быть большая (зрители в зале) или маленькая (коллеги, собравшиеся на совещание в рабочем кабинете), но необходимость выступить перед ней пугает человека, вызывая ряд неприятных психических и соматических реакций. Боязнь говорить носит название вербофобия.

Человек может быть хорошим специалистом в своей области и прекрасно знать материал, с которым ему предстоит выступить, но оказываясь перед аудиторией, он совершенно теряется, забывает слова, не может сконцентрироваться. Все это существенно ухудшает качество жизни глоссофоба, мешает ему продвигаться по карьерной лестнице, снижает самооценку.

Школьники и студенты тоже нередко испытывают сильный страх перед аудиторией. По этой причине они не могут нормально отвечать на уроке, сдавать экзамены, даже если хорошо знают материал. Естественно, это негативно влияет на успеваемость ученика или студента.

Согласно психологическим исследованиям, проводимым в этой области, 95% людей в той или иной степени страдают боязнью сцены. Вот почему многих интересует эта проблема и способы борьбы с ней.

Чем опасна боязнь сцены?

Каждый человек, выходя на сцену, немного волнуется. Это естественное состояние, которое присуще всем. Оно обладает некоторым положительным действием, поскольку помогает собраться, сосредоточиться во время выступления. Однако это естественное волнение не имеет ничего общего с глоссофобией.

Глоссофобия – это патологическая боязнь публичных выступлений, которую невозможно преодолеть. На первый взгляд, может показаться, что эта фобия безобидна и неспособна причинить человеку серьезного вреда. На самом деле это не так.

Индивид, страдающий пейрафобией, испытывает постоянный стресс, когда ему приходится выступать перед публикой. Если человек работает в такой сфере, где не нужно контактировать с аудиторией, то он может спокойно жить со своим страхом. Но если его профессия связана с частыми публичными выступлениями, то ему придется трудно. Постоянные стрессы способны подорвать физическое и психическое здоровье.

Человек теряет уверенность в себе, у него падает самооценка, развиваются комплексы, он замыкается в себе. Страх заставляет его бросить профессию, связанную с публичными выступлениями, даже если она очень нравится.

Нередко глоссофобы стараются заглушить свой страх алкоголем, наркотиками или сильнодействующими седативными препаратами. Злоупотребление подобными веществами может привести к развитию алкоголизма или наркомании. Поэтому всем публичным людям, страдающим пейрафобией, обязательно необходимо бороться со своим недугом.

Симптомы глоссофобии

Страх выражается набором типичных симптомов, характерных для всех видов фобий:

  • у человека начинает дрожать голос, его тембр изменяется;
  • возникает мышечное напряжение;
  • сердцебиение учащается, человек ощущает чувство сдавливания в груди, ему не хватает воздуха;
  • наблюдается повышенное потоотделение, тремор конечностей, руки и ноги холодеют и слабеют;
  • возможно головокружение или головная боль, тошнота;
  • человек ощущает сухость во рту, ему трудно говорить.

Перечисленные симптомы у разных людей проявляются с разной интенсивностью. Особо впечатлительные особы могут даже упасть в обморок. У детей возможно непроизвольное мочеиспускание. В редких случаях такое явление наблюдается и у взрослых. Конечно же, в подобном состоянии выступать перед людьми не представляется возможным.

Если логофобия выражена не слишком сильно, человек может собраться с духом и все-таки провести выступление, подавляя свой страх. При сильной фобии сделать это не удается, и выступающий либо теряет сознание, либо убегает со сцены.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют две причины, по которым у человека возникает боязнь сцены:

  1. Генетические факторы;
  2. Социальные факторы.

В случае с генетическими причинами фобия развивается под влиянием повышенной эмоциональности, высокого уровня тревожности, индивидуальных особенностей характера и темперамента.

Эмоционально неустойчивый индивид боится быть отвержденным, боится осуждения и неприятия. Эти страхи постепенно разрастаются в настоящую фобию. Наследственность также играет существенную роль в развитии патологической боязни сцены. Если кто-либо из родителей страдал подобным расстройством, ребенок мог унаследовать его. Психологи подметили, что у родителей и детей очень часто бывают одинаковые страхи и идентичное их проявление.

В случае с социальными причинами пейрафобию провоцирует воспитание. Чаще всего страх сцены возникает у детей, воспитанных строгими и деспотичными родителями. Если ребенка ругают за громкие разговоры на улице, заставляют вести себя в обществе тихо и неприметно, он может начать бояться публичного внимания.

Чрезмерные запреты, запугивания, подавления, психологическое и физическое насилие формируют в ребенке многочисленные страхи и неуверенность в себе. Вырастая, такой человек стремится быть незаметным, скромным, старается не привлекать внимания к своей персоне, боится общественного осуждения.

Родители-перфекционисты, требующие от своего ребенка быть первым во всем, тоже рискуют воспитать глоссофоба. Человеку с детства внушают, что надо всегда быть лучшим, и он прилагает все силы, чтобы добиться восхищения и признания со стороны окружающих. Но быть совершенным всегда и во всем невозможно, поэтому рано или поздно такой индивид сталкивается с неудачей. Эта неудача может подорвать его уверенность в своих силах и вызвать боязнь быть отвергнутым.

Нередко причиной развития глоссофобии становится опыт неудачного выступления перед публикой. Например, школьник или студент выступал перед зрителями, и его осмеяли, унизили. Ситуация усугубляется, если унижение исходило не только от сверстников, но и от взрослых. Подобное происшествие способно оставить глубокий след в душе неуверенного, стеснительного человека, повлияв на его дальнейшее развитие.

Люди с дефектами речи тоже нередко боятся выступать перед публикой. Такое состояние называют логоневрозом. Такие люди вполне комфортно чувствуют себя в кругу близких друзей, но необходимость выступить перед аудиторией выбивает их из колеи. Они боятся, что другие люди будут высмеивать их недостаток. Чаще всего такие опасения вполне обоснованы, потому что в любом обществе есть индивиды, нетерпимые к чужим дефектам.

Как побороть страх сцены?

Многие знаменитости страдали боязнью сцены, однако они преодолели свои страхи и добились успеха в профессии. Это говорит о том, что с пейрафобией можно и нужно бороться. Если вы боитесь выступать перед публикой и хотите избавиться от страха сцены, вам помогут советы психологов.

  • Тщательно подготовьте выступление

Чтобы не опозориться перед слушателями, хорошо подготовьтесь к выступлению. Например, вам необходимо сделать доклад. Соберите всю необходимую информацию, законспектируйте материал и хорошо заучите его. Составьте краткий план, в котором укажите основные тезисы своего выступления.

Подумайте, какие вопросы могут возникнуть и слушателей и заранее подготовьте ответы на них. Прорепетируйте свою речь перед зеркалом, а еще лучше – запишите на диктофон, чтобы послушать, как она звучит со стороны. Выявите ошибки, запинки и избавьтесь от них. Зачитайте свой доклад близким людям, пусть они оценят его и подскажут, что нужно исправить. Такая подготовка точно не даст вам провалиться на выступлении.

  • Избавьтесь от неизвестности

Незнакомая публика всегда внушает страх, поскольку вы не знаете, какой реакции от нее можно ожидать. Перед выступлением проанализируйте аудиторию – количество человек, их возраст, пол, социальный статус, интересы. Подумайте, чего эти люди ждут от вас, что будет им интересно. Возможно, стоит выбрать юмористический подход или же, наоборот, сделать выступление максимально интересным. Проработайте эти нюансы, и ваша уверенность на сцене существенно повысится, ведь вы заранее будете знать, с кем вам придется общаться.

  • Не воспринимайте публику как строго критика

Логофобы очень боятся критики со стороны зрительного зала. Они обращают внимание на каждый смешок или неодобрительный взгляд и от этого все больше теряют уверенность в собственных силах. Чтобы этого избежать, не нужно концентрироваться на негативном отношении. Запомните: мнение аудитории никогда не бывает однозначным. В зале всегда найдутся и критики, и благодарные слушатели. Сосредоточьте свое внимание на последних. Ловите каждый одобрительный кивок, каждую улыбку или восторженный возглас. Не пытайтесь понравиться всем, работайте для тех зрителей, которые выказывают вам свое расположение.

  • Позвольте себе быть неидеальным

Дайте себе право на ошибку. Ошибаются даже профессионалы высокого класса, поэтому не стоит волноваться по этому поводу. Не принимайте критику близко к сердцу. Она далеко не всегда бывает объективной. У зрителя может быть просто плохое настроение или же он вовсе не разбирается в теме вашего выступления. Изучите техники, повышающие самооценку, и применяйте их.

  • Настройтесь на позитив

Выходя на сцену, настройте себя на положительный лад. Не думайте об исходе своего выступления, а сосредоточьтесь на текущем моменте. Обдумывайте каждое слово, каждый жест. Почувствуйте себя человеком, делающим важное дело. Ощутите, как это приятно – быть в центре внимания множества людей.

Чтобы преодолеть сильное волнение перед выступлением и не чувствовать себя на сцене скованно, научитесь расслабляться. Освойте дыхательные техники и специальные расслабляющие упражнения. Не принимайте скованных, закрытых поз. Еще один важный момент – улыбка. Обязательно улыбайтесь публике и в ответ тоже получите улыбки.

Что делать, если ничего не помогает?

Если вы перепробовал все методы, помогающие побороть страх перед выступлением, но не добились положительного результата, обратитесь за помощью к специалисту. Возможно, ваша фобия достигла такой стадии, на которой без помощи психолога или психотерапевта не обойтись.

Не стесняйтесь обратиться за помощью, в этом нет ничего постыдного. Многие публичные люди работают с психологами, помогающими им преодолеть боязнь сцены. Специалист подберет эффективные психотерапевтические методики и назначит успокоительные препараты, снижающие тревожность.

Избавиться от логофобии может каждый. Если ваша карьера и профессиональная деятельность зависит от умения выступать на публике, приложите все усилия, чтобы перебороть свои страхи и обрести уверенность в себе. Поверьте, результат того стоит!

yapsiholog.ru

Страх публичных выступлений: причины и как избавиться

Выступление перед публикой – целое искусство. Но что делать, если вы не просто не умеете выступать перед аудиторией, но и боитесь этого? Глософобия, или страх публичных выступлений (страх сцены) находится на втором месте по популярности после страха смерти. Его причины могут иметь самые разные корни: от неуверенности в себе до психотравмы детства. Но преодолеть глософобию можно. И это доказали такие известные люди, как Джим Керри, Бенедикт Кембербэтч, Меган Фокс. Да-да, они тоже боялись сцены. И далеко не только они.

Причины глософобии

Самая популярная причина – страх перед неизвестным. Если вы еще никогда не выступали публично, то страх вполне понятен. Просто вам это незнакомо, это пока лежит за границами вашей зоны комфорта. Другого варианта нет, кроме как пробовать, заставлять себя выступать публично, расширять зону комфорта. Всегда бросайте себе вызов, сами напрашивайтесь на публичные выступления, раз решили, что вам нужно научиться этому. Чем чаще вы будете выступать, тем проще это будет происходить. Вы накопите опыт. В итоге страх уйдет, останется только приятное волнение и эмоциональный подъем.

Еще одна возможная причина – неудачное выступление и как следствие – психотравма. С этим справиться сложнее, но попробуйте проанализировать предшествующий опыт. Что именно повлекло неудачу? Что именно случилось? Сравните старого себя и прежнего. Думаю, эти люди явно отличаются. Возможно, новый вы обладает всеми инструментами, чтобы предыдущий опыт не повторился.

Таким образом, причиной страха выступления может быть:

  • зацикливание на своих переживаниях, на своем страхе;
  • неудачный предшествующий опыт, воспоминания о нем;
  • плохая подготовка к выступлению;
  • недостаток опыта.

Ну и дополняет картину неуверенность в себе, робость, застенчивость, мнительность и много чего еще. Каковы ингредиенты вашего коктейля глософобии?

Как выступать перед аудиторией

В первую очередь измените свое отношение к страху. Перестаньте воспринимать его как преграду, а начните видеть в нем возможности. Дело в том, что страх и волнение заставляют наш организм на психофизиологическом уровне работать на полных мощностях. Мы становимся быстрее, сильнее, умнее и ловчее. Осознайте, что волнение разгоняет по организму кровь, за счет чего вы можете быстрее анализировать информацию, быстрее говорить, быстрее и точнее подбирать слова. Вы можете быть в разы продуктивнее, если позволите волнению помогать вам, а не будете относиться к нему с еще большим страхом.

Далее придерживаетесь еще ряда правил:

  • Вспомните, чего вы боялись когда-то, но сейчас занимаетесь этим с удовольствием. Ходьба, плавание, езда на велосипеде, вождение машины, профессиональные обязанности – все это мы начинаем со страхом. Научитесь видеть в публичном выступлении потенциальный источник удовольствия.
  • Всегда готовьтесь к выступлению. Неопытные ораторы часто недооценивают значимость этого пункта. Подготовка важна всегда, а особенно на первых этапах выступлений. У вас должен быть план выступления. Он внушит вам уверенность, создаст чувство безопасности. Но следует понимать, что речь идет именно о плане, о ключевых тезисах, основных темах, но не о сценарии, по которому вы будете пытаться строго идти. Нужно понимать, что выступление должно быть живым, а это предполагает вариативное исполнение задумки в зависимости от аудитории и ее реакций. Пословный сценарий наоборот может сбить с толку и внушить еще большую неуверенность, растерянность. Вспомните себя на любом экзамене. Когда вы увереннее себя чувствуете и не боитесь отвечать? Когда подготовлены и когда разбираетесь в теме. Тогда и первым выйти не страшно.
  • Важно продумать не только план выступления, но и техническую, организационную сторону. Например, будет ли перед вами стол или план нужно держать в руках, как лучше расписать его (на одном листе или на карточках тезисами), как не запутаться в карточках, нужно ли вам будет что-то изображать на доске, как вы разместите в руках маркер, карточки и микрофон и так далее. Подготовка – знак уважения к себе и аудитории, показатель вашего профессионализма и личностной состоятельности.
  • Разбирайтесь в том, что вы хотите сказать. Если вы уверены в своих знаниях и хотите ими поделиться, то вас не испугает ни отклонение от плана, ни другие форс-мажорные обстоятельства. Расценивайте это не как выступление, а как обычный разговор. Вы же не готовитесь к каждой беседе? Если забыли, что именно хотели сказать, то говорите то, что считаете нужным. Аудитория ценит непосредственность, простоту и живость.
  • Тренируйтесь выступать перед зеркалом, записывайте себя на диктофон, камеру, просите друзей послушать вас, рассказывайте своему домашнему питомцу. Подойдет даже мягкая игрушка. Не говорите в пустоту, найдите адресата. Если выступление должно вместиться в определенный временной регламент, то засекайте время на момент репетиции. Тренируясь, обращайте внимание не только на то, что вы говорите, но и как вы это делаете. Усложните условия репетиции: проводите ее там, где есть посторонние шумы, раздражающие и отвлекающие факторы. Вместе с этим, если есть возможность, потренируйтесь в будущем месте выступления. В репетициях старайтесь избегать перфекционизма. Примите тот факт, что ничего идеального нет. А вот сделать хуже в погоне за идеалом можно.
  • Для убедительности на момент репетиций надевайте ту одежду, в которой планируете выступать. Вместо микрофона возьмите расческу. Проигрывайте все максимально правдоподобно.
  • Не заучивайте выступление, просто держите в голове то, что хотите сказать и опирайтесь на свои мысли и чувства. Единственное, что можно и нужно заучивать – точные числа, цифры, даты, понятия, цитаты.
  • Дома составляйте аннотацию, доклад к своему выступлению. Это поможет вам самому понять, в чем вы отлично разбираетесь, а в чем нужно подробнее разобраться. Вы должны хорошо понимать то, о чем говорите.
  • Старайтесь выбирать узкие темы для выступления. В широкой теме проще потеряться и показаться слушателям некомпетентным (или действительно оказаться таковым). Аудитория доверяет, если видит, что человек «как рыба в воде».
  • Читайте как можно больше литературы по вашей теме, направлению, профилю. Учитесь на разных «языках» трактовать смысл своих слов. Вы должны быть понятны всем возрастам, категориям, полам. То, насколько информация будет понятна слушателям, зависит от умения оратора быть гибким, умения донести на понятном языке информацию. Оперируйте теми понятиями и сферами, которые актуальны для аудитории перед вами.
  • Готовьте карточки-шпаргалки, обязательно нумеруйте их. Подсматривать изредка в карточку не запрещено. Там могут быть тезисы, даты, схемы, рисунки. Постепенно (выступлении на десятом) вы заметите, что совсем не смотрите на карточки и можете выступать без них. Вспомните, телеведущие, репортеры, юмористы всегда ориентируются на карточки или папку со сценарием (тезисами). Если это оформить аккуратно и подсматривать иногда, то это приемлемо.
  • В среднем на сцене выступление длится дольше на 20-25 % времени. Будьте готовы к этому. Но бывает и обратное. Если вы закончили выступать раньше, то будьте готовы рассказать аудитории что-то еще. Таким образом, заранее продумайте, за счет чего вы можете сократить выступление или дополнить его.
  • Всегда имейте под рукой часы, но смотрите на них незаметно для аудитории. Это может быть крупная заставка на телефоне, часы на столе, быстрый взгляд на стрелки в момент фиксации информации на доске.
  • Проводите первые выступления в максимально комфортных условиях. Пригласите своих хороших знакомых, которые потом смогут высказать адекватную критику. Выступите дома, на семейном совете или в кругу друзей. Поднимайте постепенно свой собственный уровень сложности выступлений.

Всегда выглядит приятнее тот оратор, который не прячется за трибуной и не читает по бумажке. Но это верх искусства и, конечно, пока жив страх выступления, достичь такого не получится.

Упражнения по преодолению страха

Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.

Физическая нагрузка

Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.

Визуализация

Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.

Самовнушение

Прежде чем выйти на сцену (выступить), проговорите несколько фраз:

  • Я рада, что я здесь.
  • Я рада, что вы здесь.
  • Я уверена в своих знаниях.
  • Я знаю и понимаю то, о чем хочу рассказать.
  • Вы мне нравитесь.
  • Я вам нравлюсь.

Этот метод – один из способов саморегуляции психических и эмоциональных состояний. можно использовать и другие (узнайте из статьи «Способы саморегуляции«).

Преодолеть страх можно только одним путем – тренироваться. И, конечно, нужно помнить, что на 90 % успех выступления зависит от подготовки. Научитесь общаться с людьми, научитесь понимать их, научитесь владеть собой. Поработайте над своей уверенностью и самооценкой. Разложите ваш страх на подпункты и решите их.

psychologist.tips

страх сцены и публичных выступлений, как его побороть

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания.  Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно обратиться к специалисту при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться паническая атака.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!


Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

skazhistraham.net

Как побороть страх сцены, боязнь публики и публичных выступлений?

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Содержание статьи:

Причины боязни сцены

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется.  Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.

Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.

opsihoze.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *