Брак в древнем египте – Брак в Древнем Египте — Энциклопедия Древнего Египта

У истоков свадебных традиций. Брак в Древнем Египте

От древнеегипетской цивилизации до наших дней дошло больше загадок, чем явных описаний жизни и быта египтян. Хотя материальные памятники в виде манускриптов, статуэток, фресок, убранства пирамид и росписей на стенах сохранились гораздо лучше, чем любые другие свидетельства древней культуры греков, римлян и даже средневековой Европы. У истоков свадебных традиций современных египтян имеются очень древние корни и происходят они еще от эпохи фараонов.

 

Климат Египта позволил сохранить множество фресок, табличек с письменами, расшифровать которые пытались египтологи из многих стран. Ученым приходилось собирать по крупицам информацию о жизни и быте египтян. К браку, семье в Древнем Египте относились как к священным узам. Современные представления о семейных отношениях в Древнем Египте наиболее достоверны для класса богатых египтян и фараонов, так как картины на стенах гробниц повествуют о жизни именно высших классов. Продолжительность жизни в 3-м тысячелетии до н.э. была относительно короткой, поэтому в брак древние египтяне вступали в раннем возрасте: девушки в 14-15 лет, а юноши были на несколько лет старше, 16-ти – 20-ти лет.

Было принято вступать в брак с согласия родителей, но и любовь занимала важное место в отношениях молодых людей. Иначе откуда бы появилось то огромное количество поэм о любви, дошедших до наших дней.

 

Решение о заключении брака принимал отец девушки или при его отсутствии другой старший родственник, например, дядя или брат. Мнение девушки не всегда учитывалось, особенно в браках призванных сохранить иди продлить династию. Однако со времени 26‑ой династии невесты уже высказывали свое мнение. К женщине в Египте относились с уважением и почитанием, о чем свидетельствуют надписи и рисунки на стенах древних гробниц, где жены изображены рядом со своими мужьями. Кроме того наследование собственности происходило по женской линии. В основном замужества заключались внутри своего социального класса. И для высших классов были характерны случаи, когда мужчина имел несколько жен и любовниц, если был достаточно богат. Аналогичная традиция жива до сих пор в некоторых арабских странах.

 

Официальной церемонии не проводилось, древние египтяне подходили к факту создания семьи весьма практично. Они первые придумали узаконить отношения между мужчиной и женщиной брачным договором. Уже в те давние времена документ составлялся с целью установления прав обеих сторон, оговаривалась доля мужа и жены в совместном имуществе во время брака и после развода, если таковой случался. Брачный договор фиксировал имена мужа и жены, дату составления (чаще всего это был год правящего фараона), профессия мужа, имя составителя договора и имена свидетелей. Документ отдавали на хранение третьему лицу, чаще всего он хранился в местном храме.

 

Сохранился брачный контракт, датированный 580 годом до н.э., и есть основания полагать, что документ составлен на основании более ранних контрактов. Похоже, что бедные египтяне такое официальное оформление брака не могли себе позволить, надо было оплачивать работу писца, что было не дешево. Отмечены различия в традициях низших и высших классов. Среди низших классов чаще поддерживались моногамные отношения, большинство египтян имели одну жену. У них раньше отмерла традиция женитьбы между родственниками – братьями и сестрами, дядями и племянницами. В отличие от знати и фараонов простым египтянам не было необходимости сохранять в семье наследство или власть, браки часто заключались по любви. Наследование по женской линии порождало ситуации, когда многие фараоны женились на своих сестрах или дочерях. Такие союзы часто носили формальный характер, они были спровоцированы законом наследования, когда наследницей после смерти жены становилась дочь или муж дочери. Египтяне не связывали с браком никаких религиозных ритуалов. У них был разрешен развод, причиной для развода могли служить претензии, как со стороны мужа, так и со стороны жены. официальный разлад в отношениях был частным делом, и правительство не принимало в этом участия.

 

Музейные экспонаты из древнего Египта повествуют о нарядах женщин по случаю такого праздника. Одеяния египтянок на статуэтках и картинках похожи на платья или туники, расшитые украшениями, бисером. Фигурки мужчины и женщины держат руки друг у друга на талии, держатся за руки, передают друг другу цветы и фрукты.

 

Любовь и привязанность, взаимоуважение были важны в отношениях древних египтян. И в этом прослеживается сходство между древностью и современностью. Кстати сказать, в современном Египте можно устроить свадьбу в стиле древнеегипетских фараонов. Молодые облачаются в одежды, как и фараоны 5000 лет тому назад, лица гримируют, глаза подводят черной краской. И молодожены в свой самый счастливый день могут ощутить себя властителями Египта.

nevesta-nn.ru

Брак в Древнем Египте ≪ Scisne?

Гости на свадебном банкете. Роспись из гробницы Нахта в Долине Царей. Ок. 1350 г. до н.э. (Клик)

Cамый, древний текст, в котором говорится о браке, был создан в Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Это — «Поучения Птахотепа», мудреца, жившего в эпоху Древнего царства. Там говорится:

«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она — плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадет на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме»


Судя по тому, что дело между супругами могло дойти и до суда, ссориться с женами египтянам — ни знатным, ни безродным — было не слишком интересно. Тем более что египетский брачный контракт, как правило, предусматривал раздельное владение имуществом. А кроме того, в случае развода одна треть из всего, что супруги нажили вместе, по закону доставалась жене. Не так уж и мало, если учесть, что жена обычно не работала, а только вела домашнее хозяйство.

Брачные контракты передавались на утверждение джати — наместнику фараона, исполнявшему по совместительству роль судьи. Джати следил, чтобы в контракте определялись обязанности мужа по содержанию супруги и было подробно описано приданое жены (на случай возможного развода). Разводы в Египте случались, а во времена Нового царства их инициатором могла выступить и женщина.

Кстати, побои мужа не могли стать причиной развода: по египетским законам муж имел право бить свою жену. Однако, если он слишком увлекался и украшал супругу избыточными с точки зрения закона синяками, жена могла обратиться в суд и в свою очередь потребовать телесного наказания для мужа (при повторном нарушении — до ста палочных ударов). При этом муж лишался права на совместно приобретенное имущество. Не исключено, что египтянки специально провоцировали надоевших им мужей. Ведь, два раза перетерпев побои, жена могла не только насладиться законной местью, но и стать единственной и полновластной госпожой в доме.

Как ни странно, о египетских свадьбах не известно почти ничего. Судя по всему, брачная церемония у египтян сводилась к подписанию контракта и к переезду жены с приданым в дом мужа. Единственным ритуалом, о котором известно, был обмен браслетами (а позднее — железными кольцами).

Как в действительности вступали в брак фараоны и их дети?

Вельможа Инхеркау с женой. Гробница Инхеркау. 1140 г. до н.э. (Клик)

У фараона обыкновенно была одна главная жена, носившая титул «Великой царской супруги». Эта жена очень часто была родной или по крайней мере единокровной сестрой фараона. Причем старшей сестрой. Именно брак с нею, старшей дочерью предыдущего царя, порой и давал власть царю следующему. Конечно, такая процедура передачи власти случалась, если только у предшествующего фараона не было сына от главной жены. Тогда он передавал власть одному из побочных сыновей, поженив его на своей дочери-наследнице.

Но даже если вопросы преемственности власти перед фараоном не стояли, брак с сестрами и даже с собственными дочерьми был для него делом обычным. Множество женщин, окружавших юного фараона, приходились ему сестрами. От них просто некуда было деться. Ведь помимо главной жены у его отца-фараона было еще несколько второстепенных, но тоже законных жен, не говоря уж о наложницах, тоже имевших вполне официальный статус. И у всех рождались дети, в том числе дочери.

Рамзес II за годы своего правления одних только главных жен сменил целых пять. Правда, он царствовал шестьдесят семь лет. А всего у него было сто шестьдесят два ребенка. Одну из своих дочерей он сделал и своею женой. Кроме того, Рамзес II известен редким по тем временам дипломатическим браком. Он заключил его с хеттской царевной, которую возвел в ранг «Великой царской супруги».

Но помимо браков политических или, что случалось чаще, династических фараоны вступали и в браки по любви. Ярчайший пример тому — брак Аменхотепа III и дочери жреца Ти, плодом которого стал Эхнатон.

Известно, что Ти была не царского рода и относительно скромного происхождения. И отец, и мать ее служили при храме бога Мина. Сохранилась гробница ее родителей: их титулы отнюдь не высоки. Тем не менее Аменхотеп не только сделал Ти своей главной женой, но вызывающе объявил об этом всему свету. Поскольку брачные церемонии были не приняты, а со средствами массовой информации у фараонов дело обстояло неважно, царственная пара придумала необычный для того времени ход. В честь бракосочетания была выпущена серия памятных жуков-скарабеев, на брюшке которых выгравировали один и тот же текст:

«Да живет Аменхотеп III, податель жизни, и Великая супруга царя Ти, которая живет. Имя ее отца Юйя, имя ее матери Туйя, она супруга могущественно¬го царя, южная граница владений так далеко, как Карой, а северная граница так далеко, как Нахарин».


Фараон Эхнатон с женой Нефертити и их окружение. Реконструкция (Клик)

Новобрачный обнародовал безвестные имена родителей своей молодой жены, с вызовом давая понять, что «Великая супруга царя», равно как и ее родные, не подлежит оценке по обычным меркам.

Аменхотеп IV больше известен нам под именем Эхнатон. Его брак с красавицей Нефертити был, по-видимому, тоже браком по любви. Во всяком случае, Нефертити, как и ее свекровь, была не царского рода: она никогда не носила титула царской дочери. Но влюбленный фараон сам дал ей официальные титулы: «светлорукая, грациозная, та, чей голос радует царя». Он же дал ей дополнительное имя Нефернефруа-тон — «Прекрасны красоты Атона».

А вот Тутанхамону, который был сыном Эхнатона от одной из второстепенных жен, жениться по любви не пришлось. Совсем еще мальчиком его связали узами брака с дочерью Эхнатона и Нефертити, Анхесенпаатон (позднее переименованной в Анхесенпаамон). Невеста была старше жениха на два-три года.

После смерти восемнадцатилетнего брата-супруга Анхесенпаамон, Великая вдова царя, ставшая властительницей Египта, совершает неожиданный, совершенно немыслимый политический и брачный ход. Не желая делиться властью ни с кем из своих сановников или братьев, она тайно посылает письмо хеттскому царю Суппилилиуме. Клинописная копия этого письма была найдена в царских архивах в Анатолии:

«Мой муж мертв, а сына у меня нет. Люди говорят, что у тебя много сыновей. Если ты пожелаешь дать мне одного твоего сына, он мог бы стать моим мужем. Я не желаю брать моего слугу и делать его моим мужем».


Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке костяного ларца из гробницы Тутанхамона (Клик)

В конце концов молодая вдова сумела убедить хеттского царя. Он послал сына в Египет, но заговор был раскрыт, караван жениха атакован египетской армией и перебит. Вместо юного иноземного принца Анхесенпаамон пришлось получить в мужья старого египетского сановника Эйе. Случилось то, чего она так боялась: она поступилась своей гордостью и сделала царем «своего слугу». Но известно, что Эйе, став фараоном, передал титул «Великой царской супруги» своей прежней жене, с которой жил до того, как взошел на царский трон.

Браки между родственниками были в Египте достаточно распространены. Например, брак дяди с племянницей считался делом обычным. Что же касается браков с дочерьми и сестрами, они являлись привилегией фараонов.

Распространенное мнение, будто простые египтяне могли жениться на своих сестрах, связано с тем, что у египетских юношей было принято обращаться к своей возлюбленной «сестра». А начиная с Восемнадцатой династии этот обычай распространился и на жен. Так что слово «сестра» в египетском тексте может с равным успехом обозначать и сестру, и возлюбленную, и жену. Только судебные документы строго разграничивали эти термины.

Egyptopedia.info

scisne.net

Все самое интересное о любви, сексе и браке в Древнем Египте

Отношение к любви, сексу и браку в Древнем Египте очень значимо само по себе.

Люди в этой стране влияли на нравы и практики в Древнем Израиле, Древней Греции и Древнем Риме.

Равенство мужчин и женщин

У нас нет полной картины относительно того, каким был брак в Древнем Египте. Период охватывает почти 3000 лет, с 3100 до н. э. до 332 г. до н. э., отношение могло значительно варьироваться на протяжении веков и даже зависело от правителя.

Похоже, что мужчины и женщины были почти равны по статусу, причем последние пользовались более широкими правами, такими как право распоряжаться имуществом или инициировать развод, чего не скажешь о Древнем Риме.

В искусстве этого периода женщин часто изображают следующим образом: они поддерживают или обнимают своего мужа. А супруги называли друг друга братом и сестрой, и все потому, что они были на равных.

Отношение к сексу

Египтяне были слишком чувственными, они сполна наслаждались всеми видами удовольствия. Их мифы изобилуют всеми видами секса. Они прикрепляли ложные пенисы к мужским мумиям и ложные соски к женским, чтобы снарядить мертвых для секса в загробной жизни.

Люди не ценили целомудрие, не задумывались о таком понятии, как девственность. Незаконнорожденные дети ни у кого не вызывали вопросов, это не было клеймом или позором.

Медицинское сочинение, папирус Эберса, который восходит к середине второго тысячелетия до нашей эры, содержит рецепт противозачаточного средства pessary, в результате которого уменьшилось количество абортов.

Супружеская измена — это табу, особенно со стороны жены. И дамы, которые изменяли своему мужу, могли быть жестоко наказаны: их могли избить до смерти, закидать камнями или сжечь на костре.

В каком возрасте вступали в брак?

В общем, люди стремились заключить брак с человеком из своего социального класса, но мало интересовались расой или даже национальностью. Женщина иногда выходила замуж за своего двоюродного брата, но это не относилось к представителям королевских династий.

Мужчины обычно женились в возрасте от 16 до 20 лет или как только они осваивали профессию, чтобы прокормить жену и будущих детей.

Женщины обычно выходили замуж в более молодом возрасте, примерно около 13 лет или сразу же после полового созревания, а старики (мужчины в возрасте) нередко женились на совсем юных девушках (девственницах).

Как заключали брак?

Брак обычно заключался между женихом и родителями невесты, а семья мужчины предлагала деньги или подарки, чтобы совершить сделку и компенсировать семье невесты потерю дочери.

До заключения брака составляли соглашение (брачный контракт), там указывали, что останется женщине и возможным детям в случае развода. А предметы, которые дама сама, так сказать, приносила в брак, оставались ее собственными.

Торжество отмечали пышным застольем, но не было свадебного ритуала как такового. Как только невеста приносила свои вещи в дом жениха, ее считали замужней.

В некоторых случаях пара вступала в пробный брак продолжительностью один год, так называемый год еды, после чего его могли продлевать либо аннулировать.

Раньше развестись было проще?

Развод был простой процедурой. Один из супругов мог развестись просто, сказав «я от тебя ухожу», не существовало каких-либо формальностей. Все было просто, даже если у них не было особых оснований, таких как прелюбодеяние или бесплодие.

В отличие от Древних Афин и Древнего Рима, дети в браке принадлежали матери и при разводе оставались с ней. Мужчина выплачивал алименты женщине, независимо от того, были у него деньги или нет, до тех пор, пока дама не найдет себе другого мужа.

На женщине не было никакого клейма, связанного с разводом, и после этого можно было легко вступить в повторный брак. Хотя многим женщинам, у которых уже были дети, было проблематично найти нового мужа.

Несмотря на относительную легкость развода, люди упорно работали над своим браком, не потому что они считали, что их брак — это любовь навсегда, а потому что они дорожили своим нажитым имуществом.

Египтяне считали, что после смерти они будут стоять на суде перед богом Осирисом, который, как они надеялись, позволит им пройти в поле тростника, где они будут воссоединены с людьми и владениями, которыми они дорожили.

Немного увлекательной и шокирующей истории

Осирис женился на своей сестре Исиде, позже даже члены королевской семьи поступали так, ведь они считали себя божественными. Клеопатра, любовница Цезаря и Марка Антония, вышла замуж за своих братьев, Птолемея XIII и Птолемея XIV.

Некоторые фараоны даже женились на своих дочерях, хотя, возможно, это был почетный брак, чтобы поднять статус принцессы.

Интересно, что в отличие от обычных египтян, которым это было запрещено, фараоны часто брали нескольких жен, что позволяло им создавать или укреплять внутренние и международные альянсы. Тем не менее одна из жен, часто сестра или сводная сестра, доминировала над другими и носила титул Великой королевской жены.

Тутанхамон, который правил с 1332 по 1323 г. до нашей эры и страдал от многочисленных уродств, был сыном Эхнатона и одной из сестер Эхнатона. Он взял в жены свою сводную сестру Анхесенамону, дочь Эхнатона и его Великой королевской жены Нефертити. Прежде чем выйти замуж за Тутанхамона, Анхесенамона была замужем за своим отцом. У Тутанхамона и Анхесенамоны было две дочери, но обе родились мертвыми.

Источник nlo-mir.ru

Также интересно:

luxalux.ru

Все самое интересное о любви, сексе и браке в Древнем Египте

Отношение к любви, сексу и браку в Древнем Египте очень значимо само по себе. Люди в этой стране влияли на нравы и практики в Древнем Израиле, Древней Греции и Древнем Риме.

Равенство мужчин и женщин

У нас нет полной картины относительно того, каким был брак в Древнем Египте. Период охватывает почти 3000 лет, с 3100 до н. э. до 332 г. до н. э., отношение могло значительно варьироваться на протяжении веков и даже зависело от правителя. Похоже, что мужчины и женщины были почти равны по статусу, причем последние пользовались более широкими правами, такими как право распоряжаться имуществом или инициировать развод, чего не скажешь о Древнем Риме. В искусстве этого периода женщин часто изображают следующим образом: они поддерживают или обнимают своего мужа. А супруги называли друг друга братом и сестрой, и все потому, что они были на равных.

Отношение к сексу

Египтяне были слишком чувственными, они сполна наслаждались всеми видами удовольствия. Их мифы изобилуют всеми видами секса. Они прикрепляли ложные пенисы к мужским мумиям и ложные соски к женским, чтобы снарядить мертвых для секса в загробной жизни. Люди не ценили целомудрие, не задумывались о таком понятии, как девственность. Незаконнорожденные дети ни у кого не вызывали вопросов, это не было клеймом или позором. Медицинское сочинение, папирус Эберса, который восходит к середине второго тысячелетия до нашей эры, содержит рецепт противозачаточного средства pessary, в результате которого уменьшилось количество абортов. Супружеская измена — это табу, особенно со стороны жены. И дамы, которые изменяли своему мужу, могли быть жестоко наказаны: их могли избить до смерти, закидать камнями или сжечь на костре.

В каком возрасте вступали в брак?

В общем, люди стремились заключить брак с человеком из своего социального класса, но мало интересовались расой или даже национальностью. Женщина иногда выходила замуж за своего двоюродного брата, но это не относилось к представителям королевских династий. Мужчины обычно женились в возрасте от 16 до 20 лет или как только они осваивали профессию, чтобы прокормить жену и будущих детей. Женщины обычно выходили замуж в более молодом возрасте, примерно около 13 лет или сразу же после полового созревания, а старики (мужчины в возрасте) нередко женились на совсем юных девушках (девственницах).

Как заключали брак?

Брак обычно заключался между женихом и родителями невесты, а семья мужчины предлагала деньги или подарки, чтобы совершить сделку и компенсировать семье невесты потерю дочери. До заключения брака составляли соглашение (брачный контракт), там указывали, что останется женщине и возможным детям в случае развода. А предметы, которые дама сама, так сказать, приносила в брак, оставались ее собственными. Торжество отмечали пышным застольем, но не было свадебного ритуала как такового. Как только невеста приносила свои вещи в дом жениха, ее считали замужней. В некоторых случаях пара вступала в пробный брак продолжительностью один год, так называемый год еды, после чего его могли продлевать либо аннулировать.

Раньше развестись было проще?

Развод был простой процедурой. Один из супругов мог развестись просто, сказав «я от тебя ухожу», не существовало каких-либо формальностей. Все было просто, даже если у них не было особых оснований, таких как прелюбодеяние или бесплодие. В отличие от Древних Афин и Древнего Рима, дети в браке принадлежали матери и при разводе оставались с ней. Мужчина выплачивал алименты женщине, независимо от того, были у него деньги или нет, до тех пор, пока дама не найдет себе другого мужа. На женщине не было никакого клейма, связанного с разводом, и после этого можно было легко вступить в повторный брак. Хотя многим женщинам, у которых уже были дети, было проблематично найти нового мужа. Несмотря на относительную легкость развода, люди упорно работали над своим браком, не потому что они считали, что их брак — это любовь навсегда, а потому что они дорожили своим нажитым имуществом.

Египтяне считали, что после смерти они будут стоять на суде перед богом Осирисом, который, как они надеялись, позволит им пройти в поле тростника, где они будут воссоединены с людьми и владениями, которыми они дорожили.

Немного увлекательной и шокирующей истории

Осирис женился на своей сестре Исиде, позже даже члены королевской семьи поступали так, ведь они считали себя божественными. Клеопатра, любовница Цезаря и Марка Антония, вышла замуж за своих братьев, Птолемея XIII и Птолемея XIV. Некоторые фараоны даже женились на своих дочерях, хотя, возможно, это был почетный брак, чтобы поднять статус принцессы. В отличие от обычных египтян, которым это было запрещено, фараоны часто брали нескольких жен, что позволяло им создавать или укреплять внутренние и международные альянсы. Тем не менее одна из жен, часто сестра или сводная сестра, доминировала над другими и носила титул Великой королевской жены. Тутанхамон, который правил с 1332 по 1323 г. до нашей эры и страдал от многочисленных уродств, был сыном Эхнатона и одной из сестер Эхнатона. Он взял в жены свою сводную сестру Анхесенамону, дочь Эхнатона и его Великой королевской жены Нефертити. Прежде чем выйти замуж за Тутанхамона, Анхесенамона была замужем за своим отцом. У Тутанхамона и Анхесенамоны было две дочери, но обе родились мертвыми.

fb.ru

Брак в древнем мире | Маятник любви

Брак в древней Иудее
Брак у иудеев в древности был одним из самых священных ритуалов. Романтические чувства и брак были тесно взаимосвязаны между собой. Примером тому могут служить библейская история любви Иакова и Рахили. Однако и сугубо материальный расчет играл важную, если не самую главную роль при выборе будущего супруга или супруги.
Обычно невесту или жениха для своих детей подбирали родители. Брачный договор мог быть заключен и при рождении ребенка. Тогда родившийся малыш уже имел свою нареченную или нареченного. При заключении брачного договора особое внимание обращалось на происхождение семьи будущего жениха или невесты. Порой молодые не видели друг друга вплоть до свадьбы или виделись только раз при заключении договора Бракосочетания.
Женатому мужчине позволялось брать в свой дом наложницу. Если его законная супруга не принесла ему детей, то отдавала в наложницы мужу свою рабыню. Сыновья, рожденные в такой связи, считались законными детьми жены.
По законам Иудеи невестка в случае бездетной кончины супруга сочеталась браком с деверем. Если последний такого желания не изъявлял, то женщина могла вступить в новый брак с любым другим мужчиной. А бывший родственник (деверь) мог быть подвергнут позору.
В древней Иудее также строго каралась измена. Уличенная в неверности женщина побивалась камнями.
Несмотря на уважение к женщинам и охрану их прав законом, в древней Иудее к ним относились неоднозначно. Согласно религиозным догмам того времени женщина считалась существом низшего порядка, презираемым за чувственность.

Брак в древнем Египте
Древние египтяне серьезно относились к браку. Фразы «построить дом» и «взять жену» были тождественны. Браки , в основном, заключались по расчету. Родители подбирали своему чаду подходящую невесту, господа таким же образом подыскивали подходящие пары своим слугам. Исходя из материальных соображений, в Египте допускался брак даже между близкими родственниками (например, между братьями и сестрами). Это позволяло сохранять родовое имущество. Но такая практика была не всегда и не везде. В древнеегипетской поэзии часто воспевается романтическая любовь. Понятия «брат» и «сестра» употребляются как «любимый» или «любимая».
Но также в древнеегипетской литературе женщина представлялась всегда копилкой пороков, мешком всевозможных хитростей. Прекрасная половина человечества изображалась как капризная, глупая, легкомысленная особа.
Женская измена в египетском обществе однозначно, каралась смертью. Мужская, напротив, вызывала снисхождение. Мужчинам официально разрешалось содержать в доме, помимо официальной жены, еще несколько наложниц для сексуальных утех.

Брак в древней Греции
Интересным с точки зрения семейных отношений являлся мир древней Греции. В те давние времена греческая цивилизация была разделена на два основных центра – Афины и Спарту. Различие законодательства и образа жизни в этих городах – государствах налагало отпечаток и к отношению их граждан к браку. Спарта – воинственная цивилизация, где все было подчинено законам войны. Брак в древней Спарте был достаточно свободным, даже по меркам сегодняшнего дня. Началу супружеских отношений предшествовал брачный ритуал — инсценировалось похищение невесты в дом будущего мужа. Однако, муж до тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, исполняя свой долг перед государством. Только по ночам ему удавалось посетить суженую. До шестидесяти лет муж- воин был обязан питаться вне семьи с другими солдатами. Столь странный подход к брачной жизни был обусловлен мнением спартанцев, что частый супружеский секс отнимает у мужчины силы, столь необходимые в ратном деле.
Однако вопрос деторождения и пополнения армии Спарты новыми войнами стоял довольно остро. Женщина, не имеющая детей от своего супруга, могла родить ребенка от другого мужчины. Соответственно и муж, супруга которого была бездетна, мог получить разрешение на близкие отношения с другой, чтобы та могла родить от него ребенка.
Справедливости ради нужно отметить, что женщина в Спарте была наделена достаточно большими правами. Спартанские мужчины – это, прежде всего войны, подолгу отсутствующие дома. И женщины, особо высших сословий, вынуждены были принимать активное участие в политической жизни государства. Некоторые из них имели по два мужа и жили на две семьи. Это давало женщинам возможность становится крупными землевладельцами.
В отличие от своих спартанских сестер, женщины в древних Афинах были значительно ограничены в своих правах. Статус брака в афинском обществе был невысок, женщинам отводилась роль роженицы и домохозяйки. Женщина была полностью зависима от своего мужа. В случае измены жены муж имел право убить свою неверную супругу.
В обществе древних Афин культивировалось общение с образованными, хорошо воспитанными, молодыми людьми, которые могли вести светские беседы и разделяли с мужчинами свое ложе. Считалось, что женщины неспособны к интеллектуальному общению и пригодны лишь к выполнению домашней работы. Даже семейная любовь зачастую высмеивалась древнегреческими поэтами и мыслителями. Показательным, с этой точки зрения, является изречение древнегреческого мыслителя V веке до н. э. Пифагора Самосского – «От мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма».

Брак в древнем Риме

В древнем Риме брак считался опорой государству. В основном они заключались по расчету: для продления рода, объединения владений или составления политических альянсов. Такая тенденция была распространена среди богатых и знатных семей. Однако подобное могло происходить и в бедных слоях римского общества. Хотя там случались браки по любви. Жениха девочке начинали подбирать с рождения. То же самое касалось и мальчиков. Родители придирчиво отбирали свои чадам будущих супругов. Но, как полагал древнеримский мыслитель Сенека, отцы семейств пару для своих сыновей подбирали не всегда удачно, к вопросам выбора рабов или скота они подходили более внимательно. Зачастую о недостатках своей нареченной жених узнавал только на свадьбе.
Существовало несколько типов брака:
— Брак «cum manu» (с рукой) – вид брака, при котором девушка выходила из-под власти главы своей семьи, переходя под полный контроль мужа или главы его семьи.
— Брак «sine manu» (без руки) – это означало, что женщина, будучи замужем, оставалась под контролем отца или опекуна.
— фиктивный брак был распространен, особенно среди бедных мужчин, вступающих в брак за оплату. Такой союз давал возможность женщине законов о незамужестве или получить неограниченную свободу.
— заочный брак, когда женщина могла быть отведена в дом к своему мужу по его письму в его отсутствие.
— Конкубинат – вид брака, практиковавшийся в различных слоях римского общества, когда заключение обычного брака по различным причинам было невозможно. Например, он позволял женщинам из сенаторского сословия проживать с вольноотпущенными мужчинами (бывшими рабами), не теряя своих привилегий.
Супружеский секс или чувственная любовь не являлись обязательными в римском обществе. Считалось, что женщина может оказывать на мужчину сильное влияние. Поэтому дистанцирование от супруги считалось в Риме признаком моральной чистоты и мужской стойкости. Однако супружеская измена, особенно со стороны женщины не поощрялась. В некоторых случаях муж имел право убить свою супругу, уличенную в прелюбодеянии.
И все — таки, в отличие от афинского общества в древнем Риме к женщине относились более уважительно.

rogozny.ru

Древний Египет погубили родственные браки?

Знакомясь с историей Древнего Египта, мы обычно восхищаемся мудростью и знаниями его жителей, оставивших нам в наследство знаменитые пирамиды. Трудно поверить, что некоторые обычаи египтян, особенно касающиеся взаимоотношений между полами, были, мягко говоря, странными и вполне способными шокировать даже наших видавших виды современников.

Правителем Египта могла стать и женщина. Но ее подданные ни в коем случае не должны были знать об этом. Ведь фараон приходился сыном самому верховному богу Ра! Потому женщина-правительница старалась выглядеть как мужчина: появляясь на людях, она надевала мужскую одежду и носила… накладную бороду. Так поступала, к примеру, царица Хатшепсут, приказавшая высечь свое имя на всех монументах рядом с именами фараонов-мужчин. Но после ее смерти другие цари велели отовсюду убрать имя Хатшепсут, дабы вычеркнуть ее из истории.

У египтян также допускались браки между близкими родственниками. Так, знаменитая царица Нефертити была женой своего сводного брата Эхнатона (Аменхотепа IV). А с женой фараона Тутанхамона приключилась еще более любопытная история.

Царица попыталась избежать этого брака. Она предложила брачный союз сыну хеттского царя Зенанзе. Но по дороге в Египет принца убили неведомые злодеи. Скорее всего, их подослал дед Энхесенамон Аи. После смерти жениха Аи все-таки женился на собственной внучке. Но всего через четыре года он умер.

Царица Клеопатра, которая, правда, принадлежала к греческому роду Птолемеев, ведущему свое начало от сподвижника Александра Македонского (помните роман И. Ефремова «Таис Афинская», где рассказывается о любви будущего царя Египта Птолемея и гетеры Таис?), с детства считалась супругой своего младшего брата Птолемея XIII. Но этот брак оказался лишь формальным: фактически брат и сестра боролись за власть и ненавидели друг друга…

Такие внутрисемейные браки были, видимо, вызваны соображениями престижа: в жилах правителя должна была течь царственная кровь фараонов, а не простых смертных. Подобные союзы считались и более надежными, крепкими… Возможно, отсюда и пошла традиция родственных браков у арабов — потомков египтян. В сказках «Тысячи и одной ночи» герой нередко берет в жены «дочь своего дяди». И даже сегодня в арабских странах распространены браки между двоюродными братьями и сестрами…

Древние римляне переняли у египтян обычай кровосмесительных связей, хотя официальные браки между близкими родственниками и запрещались. Император Калигула сожительствовал с родной сестрой Друзиллой, а Нерон — с собственной матерью Агриппиной Младшей!

В Европе представители царственных фамилий обычно вступали в браки со своими кузенами и кузинами, иногда даже с дядьями и племянниками. Это было вызвано так называемыми династическими соображениями: сначала два монарха женили между собой своих детей, а потом их потомки, в свою очередь, женили между собой своих отпрысков ради владений, титулов и других привилегий…

Вспомним хотя бы романы цикла Мориса Дрюона «Проклятые короли»: сколько в монарших семействах было больных, увечных, слабоумных! А всему виной «династические» браки! Ведь практически все правящие дома и знатные рода Европы состояли в родстве между собой, и иногда в довольно близком.
Поскольку августейшие особы неоднократно смешивали свою кровь друг с другом, в их семьях значительно увеличивался риск наследственных заболеваний.

А также:

Древние легенды и пропажи туристов на Кольском полуострове

Таинственное путешествие в древние культуры Востока

Так, русские цари издавна брали в жены княжеских и боярских дочерей, которые нередко тоже находились с ними в родстве. На брате Петра I царе Иване Алексеевиче и сыне Петра от Евдокии Лопухиной Алексее Петровиче стояла печать вырождения. Может, недаром Петр вторым браком женился на простолюдинке Марте Скавронской, сделав ее императрицей Екатериной I: их дочь Елизавета Петровна оказалась одной из самых адекватных российских правительниц, и при ней были продолжены многие петровские реформы…

Именно по причине плохой наследственности страдал гемофилией и сын русского императора Николая II — цесаревич Алексей. Между его родителями тоже существовали кровные узы…
Не исключено, что и древнеегипетская культура пришла в упадок благодаря варварскому кровосмешению. У худосочных потомков божественного Ра попросту недостало сил, чтобы сохранить могущественную цивилизацию во всем ее великолепии.

www.yoki.ru

Женщина в Древнем Египте

 

    Средняя древнеегипетская семья состояла из мужа, жены и детей. Подавляющее большинство семей были моногамными, полигамия (многоженство) крайне редко встречалась в нецарской среде. Пребывание в браке для древних египтян было естественным и желанным, все другие статусные состояния рассматривались как неполноценные или переходные: жизнь до заключения брака, ситуация развода, вдовство, которое считалось наиболее социально уязвимым, особенно для пожилых женщин, не имевших более возможности вступить в брак. Египтяне очень тепло относились к понятию семьи, а также к роли в ней женщины. Понятия «построить дом» и «взять жену» в древнеегипетском языке обозначалось одним иероглифом. В рамках семейного права женщины в Древнем Египте пользовались  очень широкими правами.  Египтянка могла иметь собственность, свободно ею распоряжаться, составлять завещание, кроме этого, она могла подать на развод, чего в других древних обществах чаще всего не допускалось.

    Мужчины вступали в брак в возрасте около двадцати лет, девушки раньше, иногда даже в четырнадцать. Мужей и жен детям подбирали родители, руководствуясь обычно вопросами происхождения и социального статуса.  Древние Египтяне знали такою норму брачно-семейного права, как  брачный контракт.  Древнеегипетский брачный контракт являлся по сути финансовым соглашением, в котором подробно были расписаны имущественные отношения супругов. Муж должен был выдавать жене средства на ведение домашнего хозяйства и на личные расходы, семейным имуществом супруги владели совместно, но могло иметь место  и раздельное владение. Супружеская пара помимо всего прочего создавала сберегательный фонд, который предназначался для детей. Муж обязан был внести в этот фонд две трети, а жена  — одну треть средств. В случае, если брак оказывался несчастливым, то можно было развестись. Для того, чтобы развод был узаконен, достаточно было объявить об этом в присутствии свидетелей. После развода женщине возвращалось ее приданное и личное имущество, дети также чаще всего оставались с матерью. Также женщина в Древнем Египте могла вновь выйти замуж.  Вот выдержка из одного древнеегипетского брачного контракта: «Если я разведусь с тобой, возненавижу тебя и предпочту взять в жёны другую женщину, я дам тебе два слитка серебра, кроме тех двух слитков серебра, которые я дал тебе как твою долю в супружестве… И я отдам тебе треть всего, чем будешь владеть ты, и чем буду владеть я в дальнейшем».

   В случае, если инициатором развода был муж, то женщине возвращалось ее приданое, а также выплачивалась некоторая сумма в качестве «возмещения ущерба». Если же развод происходил по инициативе женщины, то она забирала только приданое, «моральный ущерб» ей не компенсировался, однако она имела право претендовать на часть совместно нажитого имущества. Зачастую в брачных контрактах оговаривалась даже возможность содержать жену и детей в случае развода, пока она будет в этом нуждаться. Такие гарантии распространялись и на тех, у кого было мало собственности, жена бедняка имела те же гарантии, что и представительница высшего класса. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.

    Сыновей и дочерей ценили одинаково высоко. После смерти родителей земля, как правило, доставалась сыновьям, а все прочее имущество (дом, мебель и ценные вещи) — дочерям. Однако законов, строго регламентирующих такой порядок наследования, не было, так что дочери также могли наследовать землю, особенно если в семье не было сыновей. Наконец, имела место практика предоставления права опеки над детьми женщине в случае развода. Сравним это с патриархальным Римом, где беременная вдова была обязана по закону отдать своего новорожденного ребёнка семье покойного мужа, женщина имела возможность оставить ребенка себе, если только семья мужа сама от него отказывалась.

  

    Помимо брака у женщины в Древнем Египте существовали и другие жизненные сферы: это работа, интимная сфера, отношения с родителям  и с детьми. Древнеегипетская женщина имела право работать  и зачастую зарабатывала наравне с мужчиной. Часто жены помогали мужу по работе, а также замещали его в его отсутствие. Известно, что в интимной жизни женщины Древнего Египта использовали противозачаточные средства, которые изготавливали сами. В отношениях с родителями, помимо чисто человеческих взаимоотношений, присутствовали еще и имущественные вопросы, женщины могли претендовать и получать наследство и распоряжаться им.

    Женщина в Древнем Египте была равна с мужчиной перед законом. Помимо владения и распоряжения собственностью, египтянка могла заключать контракты, выступать истцом в суде, брать деньги взаймы.  Ей было позволено жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. Подобного не было ни в одной другой древней цивилизации мира. Женщины в Древнем Египте жили гораздо более свободно и независимо, чем женщины других стран не только Древнего Мира, но и Европы: при чем начиная со средневековья и до конца XIX века. Знатные дамы были заняты на государственной службе, выполняли функции жриц в храмах и при гробницах, руководили ремесленными мастерскими, даже врачевали. В богатых семьях девочки получали образование наравне с мальчиками. Как утверждают историки, ни один народ не предоставлял столь высокий юридический статус для женщин, как древние жители долины Нила. Египтолог Джойс Тайлдсли пришёл к выводу, что «Египет, без сомнения, был лучшим местом во всём Древнем мире для того, чтобы родиться женщиной». Как утверждал древнегреческий историк Геродот, женщины в Древнем Египте пользовались такой социальной, юридической и личной независимостью, о которой не могли и мечтать не только их римские или греческие сестры,  но и даже европейские женщины практически до конца XIXвека.

    Традиционное искусство изображало женщину Древнего Египта чаще всего в образе любящей жены, которая держит мужа  за руку или обнимает его за плечо. Поскольку мужчины в основном работали на свежем воздухе у реки или в полях, то их кожа была темной от загара, женщины  же в основном работали в помещениях, и их кожа была светлее. Это отразилось в традиции раскраски изображений: мужское тело окрашивалось в кирпичный цвет, женское — в желтоватый. Считалось, что если у женщины в Древнем Египте светлая кожа, значит у нее хороший и работящий муж. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными. Это относится не только к портретам знатных утонченных дам, широко известны также изображения танцовщиц, жриц, акробаток, музыкантш, служанок, кухарок — женские образы египетской живописи поражают своей стройностью и грацией.

   На стенах гробниц часто изображалась его жена рядом с умершим мужем. Первоначально исследователи полагали, что  живую жену принято было хоронить вместе с покойным мужем. Позднее данный миф был опровергнут. Подобные изображения символизировали любовь друг к другу, которую даже смерть не в силах разрушить, и надежду на встречу в загробном мире.

   При знакомстве с древнеегипетскими изображениями, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась как нечто предосудительное. Женщины в Древнем Египте носили тонкие и полупрозрачные одеяния, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы вообще обычно выступали нагими выше пояса.

    В качестве идеала женской красоты воспринималась стройная, высокая  брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, длинными ногами и по-мальчишески узкими бедрами. Черты лица женщины в Древнем Египте были тонкими, особенно выделялись глаза. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная, ее всячески подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Зеленый цвет был самым популярным в Древнем Египте. Зеленой краской из растертого малахита красили также ногти и ступни ног. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на висках и шее. В Древнем Египте уже были известны все основные виды косметических средств: от помады и пудры до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица».

    Египтянки любили пышные прически. Однако, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они брились наголо и надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу, одевали один парик на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди. Женщины в Древнем Египте  стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. Кстати, у мужчин ценился другой цвет кожи — красно-коричневый. Одежды египтянок были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась. Натурализм Древнего Египта был сдержан. Более того, полное оголение и хождение без одежды считалось привилегией избранных и не всегда дозволялось простолюдинам. Египетская знать, а также члены их семей постоянно ходили обнаженными, а если и надевали одежду, то, в основном, очень легкую и прозрачную, главным образом, только в тех случаях, когда это было необходимо. Мода того времени предписывала мужчинам и женщинам полностью избавляться от волос на всем теле, в том числе на голове и даже на бровях.

family-abc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о