Что такое индивидуальное сознание – . —

Содержание

Индивидуальное сознание — это… Что такое Индивидуальное сознание?

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

  • Отличается самостоятельностью в поступках;
  • Способна нести ответственность и решать проблемы;
  • Контролирует поведение, обладает силой воли;
  • Способна изменяться с течением времени.

На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости: имеет ли личность неизменяемую сущность, или, напротив, сущность личности менять можно.

В философских школах определение личности (так же как и других понятий: разума, сознания, и т. п.) различается совсем кардинально, если вообще имеется. В быту под личностью понимают характер, всего человека целиком, но при этом надо отметить, что личность не является индивидуальностью или сознанием.

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид выражает общие свойства человека как организма.
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
  • Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:
    1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
    2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
  • Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

У шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её отсутствие.

Атрибуты личности

История взглядов на личность

  • Личность в раннехристианский период:

Великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[1]

Личность в психологии

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Проблема развития личности студентов

Во второй половине XX в. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания.

В зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С. Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В. Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях укрепляется положение о том, что личность — это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития. Значительное по времени и значимое по важности место в этом процессе занимает период обучения в высшем учебном заведении.

Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в вузе широко представлена в трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Е. А. Климова, Е. И. Степановой, А. В. Петровского, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой.

В работах отечественных авторов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов: развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний; выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; рост уровня притязаний в области будущей профессии; этическое, эстетическое и духовное развитие; повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности; повышение инициативы и творчества; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Особое внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности — как значимого направления развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Ф. Зеер «Развитие личности» М..: 2003 г.).

На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С. Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами».

Вслед за С. Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом. Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. «Значение предметов и явлений и их „смысл“ для человека есть то, что детерминирует поведение».

Современные отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути. Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе, как центрального периода становления личности. Б. Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности. Задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.

Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание студент начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности — важное условие профессионального и личностного развития студента. (С. Накайн. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.)

Комплекс устойчивых компонентов личности

См. также

Ссылки

Литература

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь

Человек не может развиваться и жить вне социума. От общественного мнения зависят все, даже те, кто говорят, что это не про них. Как же понять, где заканчивается индивидуальное сознание, мысли одного человека, и начинается влияние общественного мышления? Можно ли сохранить индивидуальность в рамках социума? Давайте разберемся.

Что такое сознание

Сознание – многоуровневая система восприятия и отражения действительности. Сознание позволяет жить, согласно общественным нормам, видеть вещи такими, какие они есть:

  • Человек в сознании понимает, что в комнате он находится один. Индивид с психическими проблемами, не в себе, с искаженным сознанием думает, что в комнате присутствует кто-то еще.
  • Человек в сознании смотрит на стену и понимает, что она неподвижна. Измененное сознание заставляет стену двигаться.
  • Личность со здоровым самосознанием (элемент сознания) понимает, что в мире скрываются опасности, но это не значит, что не стоит совсем выходить из дома. Человек с некорректным самосознанием убежден, что весь мир ждет удобного момента, дабы навредить ему.

Сознание – отражение реальности, которую видит человек. Сознательные мотивы, мысли, поступки – те, в которых субъект отдает себе отчет, контролирует, понимает суть. Неосознаваемые мотивы тоже дают о себе знать, но контролировать их, оценивать, понимать гораздо сложнее.

Что такое индивидуальное и общественное сознание

Индивидуальное сознание – совокупность убеждений, ценностей, идей, оценок, чувств одного человека. Оно ярче, чем общественное, но оно уже. Индивидуальное сознание отражает внутренний мир одной личности. Но каждый человек по своей природе уникален, нельзя найти совершенно одинаковые варианты мышления.

Общественное сознание – совокупность убеждений, оценок и мнений всего общества относительно нынешней жизни. Общественное сознание глубже и шире изучает любую проблему социума. Общественное сознание соединяет опыт, мышление всех людей и выдвигает нечто среднее.

Например, задумывались ли вы, откуда в общественном сознании возникла мысль, что молодежь теряет духовные ценности? Ведь нельзя же сказать, что все молодые люди такие: в жизни мы встречаем разных представителей. На этом и основано утверждение: встречаются разные, но тех, кто забывает о значении помощи, любви, дружбы, становится больше. Потому и можно сделать вывод, что в целом молодежь теряет ценности.

Общественное сознание бывает житейским и научно-теоретическим:

  • Первое подразумевает установку причинно-следственных связей и умозаключения на основе жизненного опыта.
  • Второй вид сознания – углубленный подход в изучении общественных явлений.

Основываясь на нашем примере, житейское сознание – мнение большинства бабушек на лавочке, подкрепленное спорами с парой нерадивых подростков. Научное сознание – социологические опросы, наблюдения, эксперименты, подтверждающие теорию о том, что нравственность молодежи падает.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания

Хотим мы того или нет, но мы идентифицируем себя с тем обществом, в котором живем. По крайней мере, психологически здоровые люди и зрелые личности понимают, что они в любом случае являются частью системы. В одном человеке умещается как индивидуальное, так и общественное сознание. Их взаимосвязь объясняется просто: они или гармонируют между собой, или входят в противоречие.

Примеры разной взаимосвязи:

  1. Человек понимает, что общественным сознанием правит потребительство во всех его мелких проявлениях, но сам индивид убежден, что кафе, клубы, безделушки, брендовая одежда не стоит такого внимания. Налицо конфликт: нужно как-то жить в этом мире.
  2. Общественное сознание поддерживает и пропагандирует полное равноправие полов, а какая-то женщина мечтает рожать, сидеть дома, вести хозяйство и быть за спиной мужа. Снова противоречие: ей нужно или найти мужчину со схожим индивидуальным мышлением, или учиться, развиваться, искать работу, самой себя обеспечивать.
  3. Пример гармонии общественного и индивидуального сознания: мы наблюдаем стремительную технологизацию, компьютеризацию мира. Гражданин Н очень рад этому, ведь ему нравится каждое решение и виртуальный прогресс в целом. С его точки зрения, мы движемся к прекрасному будущему с возможностями, открытиями, упрощенной и интересной жизнью.

С одной стороны, общественное сознание заставляет человека переосмысливать свое место в мире, свое индивидуальное сознание. Но с другой стороны, общество – это миллионы людей, которые имеют индивидуальное сознание. То есть общественное сознание состоит из множества индивидуальных? Нет, все не так просто.

Не все люди наделены индивидуальным мышлением, часть просто плывет по течению, подчиняясь сознанию большинства. Есть лидеры, которые транслируют свои убеждения через СМИ, а есть те, кто просто это поглощает. Так и возникает общественное сознание. По сути, это привнесенные в большие массы убеждения одной личности.

Кто-то их слепо принимает, кто-то анализирует. Из тех, кто анализирует, находятся согласные и несогласные люди. Среди несогласных выделяются активисты и пассивные оппозиционеры. Активные несогласные личности выступают со своими идеями, предлагают их массам. Потому общественное сознание менее стабильно, нежели индивидуальное. И в результате общественное сознание почти всегда противоречиво. Оно впитывает в себя все формы индивидуального сознания. И чем больше индивидуальных мнений, тем оригинальнее общественное сознание.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, пожалуй, никогда не будет разъединена. С одной стороны, в каждом из нас живут исторические традиции, идеалы, ценности, но с другой стороны, мы создаем новые ориентиры для других поколений.

psychologist.tips

понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя

Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание – это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание – это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание – это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой – оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание – понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми – в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  1. За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы – от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  2. Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание

Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

fb.ru

их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Шпаргалки по философии

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка — мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т. д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Основные термины

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

ИНДИВИД — отдельный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т. д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ — внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Индивидуальное (личностное) сознание




Поиск Лекций




Тема урока: «Общественное и индивидуальное сознание»

Задание: выпишите определение «сознание», составьте таблицу различий между индивидуальным и общественным сознанием.

 

Сознание — пожалуй, самое сложное природное и многомерное общественное явление. Познать, определить и, тем более, описать сам феномен сознания весьма затруднительно, так как оно не имеет физических качеств, которыми обладают все материальные предметы, вещи и явления. Более того, если люди что-то и знают о своем сознании, его содержании, то только благодаря ему самому.

Сознание — это духовное явление, характеризующее особое психическое состояние человека и его социально-культурное, творческое деяние. Это своего рода восхождение некоего психического чувствования, простой формы раздумья людей к высшей стадии их развития — мыслительному сознанию.

«Сознание, — убеждает современный философ А.Г. Спиркин (род. 1919 г.), — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Отец русской физиологии, философ И.М. Сеченов возражал против отождествления бессознательного и сознания в связи с разными уровнями этих психических явлений. «В прежние времена, — писал он, — «психическим» было только «сознательное». Ныне так уже мало кто считает». Ученый убеждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Научные факты и повседневный опыт свидетельствуют, что у человека зачастую действительно вспыхивают некие чувства, возникают смутные мысли, непонятно откуда берущиеся. Все это есть не что иное, как проявление бессознательного. Подчеркнем, что данный феномен не относится к сфере мистики, а представляет собой факт нормальной психической жизни человека. Порой он проявляется в виде творческого вдохновения или озарения, внезапно возникающего в «тайниках» человеческой психики и не поддающегося осмыслению, а порой — как подражание прежнему жизненному опыту (архетип).

Сознаниесостояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Однако понять, а значит, и объяснить суть феномена сознания необычайно трудно. Это связано с тем, что оно не существует само по себе как предмет живой природы, который можно увидеть, измерить и т.п. Сознание представляет собой психический уникальный образ, особую идеальную форму отражения человеком объективной реальности. Каждый человек, утверждал Г. Гегель, может использовать кисть, краски, полотно, но это не делает его живописцем. Точно так же обстоит дело и с сознанием. Оно не является природным вознаграждением человека. Все врожденные физиологические, а также приобретенные психические и социальные его качества предрасположены к идеальному образно-понятийному отражению бытия. Такие психические факторы, как память, воображение, мышление, развиваются у индивида в ходе активного овладения им естественным миром и созидания нового мира — культуры — в результате творческой мыслительной и общественно-исторической практики. В связи с этим выделяют два главных понятия сознания: индивидуальное и общественное.



Индивидуальное (личностное) сознание

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Индивид, как общественное существо, участвует в актах человеческой деятельности, преследуя свои интересы. Его индивидуальность обусловлена не только сущностью конкретного человека, но и его существованием, его личным бытием.




Но мир человека больше чем непосредственная среда его бытия. Этот мир начинается с его непосредственного бытия и распространяется до границ вселенной. И в этом интервале, от рамок личного бытия до пределов вселенной, оформляется объективный фактор жизнедеятельности человека, формируются условия его самореализации, самовыражения и самоутверждения.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности. Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

Общественное сознание

Уже в античной философии начало зарождаться мнение о том, что сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в общественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественного сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот и Фукидид высказали предположение о психических особенностях, нравах, разном складе мышления народов и племен.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественное бытие и общественное сознание различны и относительно самостоятельны. Особенность общественного сознания – оно в своем влиянии на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Общественное сознание является уникальным духовным феноменом. Как и всякое сознание, оно, безусловно, отражает бытие. Однако в данном случае это бытие объективных общественных связей и отношений, и ничего более. Следовательно, и отражение его является особым, ибо оно фиксирует в сознании каждой личности не только состояние, но и содержание конкретных социальных процессов. Дело в том, что человеческое сознание является общественным продуктом и будет таковым, пока человек остается общественным существом и демиургом (греч. demiurgos — мастер, творец) общественных связей и отношений. Это качественно иное явление по сравнению с сознанием вообще. Оно не есть проявление индивидуальной способности человека отражать, выражать или творить новый мир, новое общественное бытие. Это способность общечеловеческая, общественно-историческая, объективная, существующая вне жизни конкретного индивида и, более того, подчиняющая его себе. Можно сказать, что общественное сознание есть внешняя духовная сфера в жизни личности. Наряду с естественной природой все формы общественного сознания питают личность информацией, необходимой для ее активной, осмысленной жизнедеятельности.




Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











poisk-ru.ru

Структура индивидуального сознания

Человек
отражает внешний мир не в пассивном
созерцании, а в процессе
активной преобразующей деятельности.
Сознание человека –
это такая духовная
деятельность (дух
– от дыхания: звуковая форма знаков
есть не что иное, как модулированное,
т. е. упорядоченное по частоте и
высоте тона, дыхание), которая направлена
на активное творческое символическое
освоение действительности.

В
состав сознания включаются элементы
психики, имеющие еще животное
происхождение. Это инстинктивные
программы жизнедеятельности, реализующие
безусловные рефлекторные поведенческие
действия: обжегся – отдернул руку;
устал – перестал двигаться и заснул.
Это затем сенситивные
(от
лат.
sensus – чувство) формы переживаний, такие
как эмоции восторга или гнева, настроения
радости или грусти, чувства любви или
ненависти: они выражают внутренние
состояния человека. Это, далее,
перцептивные
(от
лат.
percetptia
– восприятие) формы внешней чувствительности
– зрение, слух, осязание, обоняние,
вкус. Здесь мы в субъективных модальностях
зеленого или красного, громкого или
тихого, сладкого или горького откликаемся
на воздействие физических свойств
объектов: электромагнитные волны
(свет), механические колебания плотной
среды (звук), частоту колебаний молекул
(вкус и запах), и пр. Так формируются
образы

реальности.

На
психической базе образов, в нормальном
случае – звуковых, как материальных
носителей и на основе содержания
практических действий, орудийных
операций с вещами, предметами трудовых
операций формируются основные формы
функционирования знаковых систем,
языков как инструментов общения. Это
мышление,
фиксирующее социальную информацию в
понятиях, суждениях и умозаключениях,
т. е. в логических (от греч.
logos
– слово), абстрактных, т. е. лишенных
наглядности, отвлеченных языковых
выражениях. Это па­мять,
т. е. социальная информация, «окрашенная»
временными фор­мами языка (прошедшее
время) и отнесенная к прошлому, уже
совер­шившемуся и переставшему
существовать ряду событий. Это, далее,
воображение,
или социальная информация, временными
формами языка (будущее время) отнесенная
к предстоящему ряду событий в виде
уверенных предсказаний, вероятных
предположений, туманных пророчеств.
Воображение есть экстраполяция –
перенесение информации из прошлого и
настоящего на будущее. Это более или
менее уверенное ожидание и это надежда
на то, что желаемое будущее станет
действительностью, а нежелательных
событий удастся избежать.

Важными
элементами индивидуального сознания
являются внимание,
с помощью которого человек может
произвольно обостренно нацеливать
свои чувства и мысли, сосредоточивать
их на определенном объекте наблюдения
или предмете размышления, как, впрочем,
«гасить», изгонять из зоны внимания
«лишние» раздражители или «вредные»
мысли. А также
воля
,
которая ответственна за силу и
последовательность или же слабость и
хаотичность действий, поступков,
самообладания и самоконтроля человека.
Есть версия, что воля человека опирается
на уверенность его в одобрении и
поддержке (или же наоборот – на опасение
в осуждении и порицании) его усилий в
каком-нибудь деле со стороны других
людей: родственников, сослуживцев,
чужих, но окружающих и пр.

Наконец
важнейшим элементом индивидуального
сознания человека является его
самосознание,
осмысление себя и психологическая
идентификация своей личности,
«Я»-концепция, переживание себя как
активного деятеля, субъекта общественных
отношений. Такое переживание приходит
не сразу, а формируется со временем,
когда складываются основные черты
человеческой личности, когда человек
начинает думать и действовать
самостоятельно и становится способным
чувствовать себя в контексте общения
относительно автономно.

Человек мыслит и
в большей или меньшей мере знает себя.
Он отдает себе отчет в том, что делает,
думает, чувствует. Он осознает себя как
личность. Самосознание – это осознание
человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего положения в обществе. Самосознание
формируется во взаимодействии человека
с другими людьми, с миром натуры и миром
культуры через его практическую
деятельность. Вместе с тем человек
осознает себя не только посредством
других людей, когда, по выражению Людвига
Фейербаха «Человек Петр смотрится как
в зеркало в человека Павла, и потому к
самому себе он относится как к человеку»,
но и посредством ценностей материальной
и духовной культуры, в которых он также
видит самого себя, видит воплощение и
овеществление своих жизненных
потребностей и духовных устремлений.

Самосознание
тесно связано с рефлексией. Рефлексия
– это способ человеческого мышления,
направляющий его на осмысление и
осознание собственных форм, предпосылок,
предметного рассмотрения своего «Я»,
критический анализ его содержания и
продуктивный синтез целей и ориентиров
своей духовной эволюции как завершение
складывающегося духовного мира
человеческой личности. Самосознание
– это не духовное зеркало; это ответ
на зов общественных условий жизни,
которые требуют от каждого человека
умения оценить свои поступки, слова,
мысли с точки зрения определенных
социальных норм. Жизнь своими строгими
уроками требует от человека умения
осуществлять самоконтроль и
саморегулирование своего внешнего
поведения и внутренних переживаний и
размышлений.

studfiles.net

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — это… Что такое СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ?



СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
— создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В С.и. обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. С.и. представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего отношение личности к различн. сторонам объективного мира, — людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении.


Конкретное содержание С.и., существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы С.и. В классовом об-ве каждый человек как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы Си. представителей основных классов. Однако по содержанию Си. — единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон Си. отражает место и роль личности в об-ве. Помимо непосредственного личного опыта в становлении содержания Си. существенную роль играет совокупный опыт человечества и прежде всего обществ. сознание эпохи. Но если обществ. сознание охватывает все стороны обществ. бытия, то Си. никогда не может подняться до осознания всего обществ. бытия и вместить в себя все содержание обществ. сознания. Вместе с тем между обществ. и индивидуальным сознанием существует внутренняя необходимая взаимосвязь, к-рая объединяет общее и отдельное. Обществ. сознание существует лишь в Си. и через него, и далеко не все, что составляет содержание Си., включается в общественное, т. е. Си. неполно входит в обществ. сознание. Процесс усвоения личностью содержания обществ. сознания детерминирован рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся условия обществ. и личного материального бытия и той духовной атмосферы, к-рая создается в данном об-ве и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, нац. обычаях и др. Субъективные детерминанты усвоения личностью содержания обществ. сознания составляют ее психологич. особенности в целом, а также такие соц.-психо-логич. характеристики, как мировоззрение, убеждение, соц. потребности, интересы и т. д. Лит: Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961; Буева Л.П. Индивидуальное сознание и условия его формирования// Вопр. филос. 1963, № 5; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. И.И. Чеснокова.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
Г.В. Осипов.
1999.

  • СОЗНАНИЕ ГРУППОВОЕ
  • СОЗНАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

Смотреть что такое «СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ» в других словарях:

  • СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — – понятие традиционно связывавшееся с общественным сознанием принципом дихотомии или производности (выведения С.и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием определения С.и. является его определение как сознания личности (в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • сознание — я, только ед., с. 1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности. Сознание функция мозга. Сознание субъективный образ… …   Популярный словарь русского языка

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в… …   Глоссарий по политической психологии

  • СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в… …   Политология: словарь-справочник

  • Индивидуальное сознание — Личность  относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и… …   Википедия

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ — англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций,… …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке, Володина Майя Никитична, Ашуркова Татьяна Григорьена, Байгарина Герта Петровна, В коллективной монографии освещаются общие и частные проблемы изучения языка и дискурса СМИ, наиболее актуальные в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества,… Категория: Журналистика. СМИ Серия: Gaudeamus Издатель: Академический проект, Подробнее  Купить за 557 руб
  • Выигрыши. Повести и рассказы, Хулио Кортасар, Хулио Кортасар — аргентинский писатель, художник подчеркнуто интеллектуального склада, исходный материал которого — индивидуальное сознание, основная тема — духовный кризис буржуазного… Категория: Классическая и современная проза Серия: Мастера современной прозы Издатель: Прогресс, Подробнее  Купить за 460 руб
  • Другое небо, Хулио Кортасар, Хулио Кортасар (1914-1984) — аргентинский писатель, художник подчеркнуто интеллектуального склада, исходный материал которого — индивидуальное сознание, основная тема- духовный кризис… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Художественная литература. Москва, Подробнее  Купить за 380 руб

Другие книги по запросу «СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ» >>

sociologicheskaya.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о