Что такое вербальные и невербальные средства общения – Вербальные и невербальные средства общения

Содержание

Вербальное общение — виды, особенности

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий индивид существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное деловое общение и межличностное. Межличностное общение осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.

psihomed.com

Что такое вербальное общение: виды, примеры

Как часто вы задумывались о том, что слова «общение» и «общество» сильно похожи. Представить человеческое существование в социуме без общения — невозможно. Общение является как способом взаимодействия между людьми, так и средством обменом информации и видом деятельности. Именно общение выступает основой межличностных отношений и залогом успешной коммуникации. В данной статье мы рассмотрим такие понятия, как вербальное и невербальное общение.

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться

Что представляет собой вербальное общение

Вербальная коммуникация – передача информации при помощи слов. В данное понятие входят устная и письменная речь. Именно вербальное общение имеет наибольшую рациональность и осознанность. Когда человек занимается умственной деятельностью, в его подсознании всплывают различные слова. Это означает, что человеческая речь неотъемлемая часть мышления. Понятие вербальное общение состоит из четырех процессов: письмо, чтение, слушание и разговор.

В психологии выделяется три функции, которые несет в себе вербальная коммуникация: волеизъявление, выразительная и информационная. Последняя из перечисленных функций дает людям возможность обмениваться информацией. Здесь следует упомянуть о том, что неправильно поданная информация может породить недопонимание и стать источником конфликта. Из-за этого очень важно уметь правильно и грамотно доносить свои мысли до окружающих. Если что-то понятно вам, то необязательно, что это поймет и собеседник. Некоторые слова имеют разное смысловое значение, и их неправильное толкование может создать проблемы в контакте между людьми. Чем прочнее связь людей, ведущих диалог, тем ниже шанс, что они столкнутся с подобной проблемой.

Существует даже народная присказка о людях, которые не испытывают трудностей в общении друг с другом. О таких людях говорят, что они «нашли общий язык». Функцию волеизъявления, часто именуют функцией действительности. В ней заложена возможность воздействия одного человека на другого при помощи слов. Правильно составленная фраза может полностью изменить человеческую судьбу. Именно эта составляющая коммуникаций отвечает за убеждение и внушение.

Давайте рассмотрим примеры вербального общения в той ситуации, где родители подбирают определенные слова, чтобы повлиять на поведение ребенка. Волеизъявительная вербальная коммуникация проявляется и в общении руководителей с персоналом, когда грамотно подобранные слова могут повлиять на эффективность рабочего процесса. В каждом из описанных случаев имеется лишь одна цель – изменить поведение людей при помощи слов.

Общение считается одной из главных форм социальной активности человека

Выразительную функцию вербальной коммуникации часто называют функцией эмоционального взаимодействия. Каждый из имеющихся на нашей планете языков обладает выразительностью, и способен приукрашать слова яркими эмоциями. В литературе для передачи эмоций используются различные гиперболы, сравнения и эпитеты. Если на минуту представить ситуацию, в которой люди отказались бы от эмоций, то их поведение стало бы похоже на действие роботов. Сама речь, потерявшая эмоциональный окрас, имеет сходство с технической документацией. Именно эмоции в добавленные слова увеличивают шанс правильно донести свои мысли до собеседника.

Существуют определенные виды вербального общения. Они включают в себя:

  1. Коммуникационный – под данным термином следует понимать обмен информацией между несколькими людьми.
  2. Познавательное общение – усвоение новых знаний.
  3. Эмоциональный – включает в себя выражение собственных эмоций через интонацию.
  4. Аккумулятивный – накопление и хранение информации, которая может быть использована в будущем.
  5. Этнический – способ объединения народа, использующего для общения один язык.
  6. Конструктивный – правильное и четкое выражение собственных мыслей.
  7. Контактоустанавливающий – способ создания взаимосвязи между несколькими людьми.

Как используется вербальное общение

Разобрав, что такое вербальное общение, давайте перейдем к рассмотрению вопроса о том, как используются вербальные коммуникации. Именно вербальные средства общения дают возможность грамотно и четко изложить свои чувства, эмоции и мысли.

Для того чтобы незнакомый человек понял вашу речь, нужно избегать использования паразитных слов и сленга.

Существуют и разговорные выражения, которые могут быть малопонятны собеседнику. Выражение ваших мыслей должно быть последовательным и логичным. Для этого необходимо постоянно самосовершенствоваться и расширять свой словарный запас. Для этой цели можно посетить курсы ораторского мастерства, а также уделять как можно больше времени чтению.

Правильно поставленная речь может не только убедить собеседника принять вашу точку зрения, но и привлечь интерес к вашей персоне. Также следует уделять внимание развитию умения слышать других людей. Профессиональный этикет — неотъемлемая часть делового общения, обучению которому некоторые люди посвящают много лет.

Вербальным средством общения считается речь

Невербальные средства коммуникации

Невербальное общение осуществляется при помощи языка тела. В данное понятие входят дистанция между людьми, прикосновения и позы. Большое внимание уделяется мимике и жестам. Важно обратить внимание на тот факт, что эта форма общения менее осознана. Большинство людей не в силах взять под полный контроль собственное тело. Именно поэтому движения глаз и губ могут дать понять собеседнику о правдивости слов говорящего.

Жестикуляция служит основным дополнением к вербальной передаче информации. Значит, в определенных случаях жестикуляция может полностью заменить собой слова. Движения руками, плечами, корпусом тела и головой являются проявлением жестикуляции. В психологии человека жесты классифицируются на следующие категории:

  1. Коммуникативные – жесты, при помощи которых человек приветствует или прощается с другим человеком, привлекает внимание, задает вопрос или что-то отрицает. Существует более нескольких десятков разновидностей коммуникативных жестов.
  2. Модальные – оценивающие и высказывающие отношения жесты. В эту категорию входят одобряющие жесты, жестикуляция, демонстрирующая доверие или недоверие к словам собеседника.
  3. Описательные – подобная жестикуляция обретает смысл только в совокупности с речью.
  4. Мимика – движение лицевых мышц, отражающих эмоции человека. Следует обратить внимание, что для представителей различных культур, мимические жесты универсальны. Люди проявляют такие эмоции, как злость, радость и грусть одинаково во всем мире. Согласно мнению ученых, полностью контролировать свой взгляд и мимику практически невозможно.

Существует особая классификация и для взгляда. Во время делового общения, люди концентрируют свой взгляд в области лба собеседника. Данное действие своеобразно подчеркивает всю серьезность царящей атмосферы. Социальный взгляд – направлен в область носа. Именно этот взгляд позволяет создать атмосферу непринуждённости во время общения. Интимный взгляд направлен в область шеи собеседника. Подобный взгляд может продемонстрировать наличие заинтересованности в более близком общении.

Особенности вербального общения таковы, что некоторые взгляды могут двояко расцениваться. Взгляд искоса может означать как интерес к словам собеседника, так и выражать враждебность. Именно поэтому очень важно уметь расшифровывать дополнительные эмоции. Улыбка и приподнятые брови могут быть выражением заинтересованности в беседе. Опущенные уголки губ и нахмуренный лоб ярко демонстрируют критическое отношение к собеседнику.

Разговор является способом обмена информацией между людьми и налаживанию связей

Невербальные средства коммуникаций включают в себя пантомимику. Положение тела собеседника в пространстве, может наглядно демонстрировать отношения человека к возникшей ситуации. Существует два определенных типа поз: закрытая и открытая. Первая поза подразумевает скрещенные руки или ноги, что явно говорит о попытки оградиться от общения. Открытая поза, наоборот, свидетельствует о готовности к продолжению разговора.

Стиль передвижения человека может сказать о человеке также много, как и его речь. Амплитуда, ритм и динамика шага является отражением человеческой души. Уверенный в себе человек идет легко, а его каждый шаг отталкивает тело от земли, как будто к ногам прикреплены пружины. Человеку, умеющему разбираться в языке тела, походка человека может рассказать о характере, возрасте и настроении её обладателя.

Осанка так же, как и походка регулируется рефлексами. Именно с помощью осанки можно понять настрой собеседника, так как она наглядно демонстрирует его ощущение мира. В какой-то степени неправильная осанка может вызвать отталкивающее действие. Для того чтобы достичь эффективного и плодотворного общения, следует научиться принимать правильное положение спины и шеи. Также следует уделять внимание общей моторике тела. Повышенная суетливость, нервозные и скомканные движения не только раздражают окружающих людей, но и наглядно демонстрируют вашу неуверенность в себе и своих словах. Именно поэтому следует держать под строгим контролем свое тело, при важных разговорах.

Прикосновения могут быть расценены как попытка вторжения в личное пространство собеседника. От того, как звучит наша речь, зависит уместность прикосновений. Деловой этикет включает в себя только рукопожатие. Другие формы прикосновения в подобной ситуации недопустимы. Психологи говорят о том, что существует три формы рукопожатия:

  1. Доминирующая – ваша рука ложится сверху, а ладно направлена вниз.
  2. Покорная — ваша рука ложится снизу.
  3. Равноправная – ладонь направлена ребром к земле.

Дистанция между людьми наглядно демонстрирует степень их доверия между ними. Существует определенное количество зон, каждой из которых присущи свои особенности. Интимная межсубъективная зона составляет около полуметра и в этой зоне общаются только близкие люди. Личная зона не превышает полутора метров. В данной зоне осуществляется неформальная беседа. Социальная зона варьируется от полутора до трех с половиной метров. В этой зоне осуществляются формальные отношения между работниками определенного предприятия. Существует и публичная межсубъективная зона, где расстояние между собеседниками составляет более трех с половиной метров.

В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами

Функции невербальной коммуникации

К вербальным средствам общения относятся различные способы словесно или письменно передать информацию. Невербальные средства коммуникации позволяют дополнить устную речь и придать ей больше эмоциональных красок. В некоторых ситуациях, невербальные средства полностью заменяют вербальный контакт. В виде примера можно привести немое кино, где актеры передавали суть происходящего с помощью языка тела. Данное искусство получило название «пантомима».

Также невербальные средства общения имеют тот же набор функций, что и вербальные. Каждый жест и движение телом позволяют передать информацию, выразить эмоции и воздействовать на собеседника. Овладеть этой техникой общения довольно сложно. Осуществляя основной упор на грамотное изложение слов и мыслей, большинство людей совершенно забывают о контроле своей жестикуляции. В некоторых ситуациях слова могут полностью не соответствовать языку тела. Когда человек говорит об уверенности, но его поза демонстрирует обратное, собеседник склонен верить именно языку тела.

Именно поэтому следует уделять большое внимание жестам в разговоре с другими людьми. Не стоит пытаться спрятать свои руки, так как подобная поза может быть расценена как попытка закрыться от собеседника. Открытые ладони, обращенные в сторону собеседника, являются признаком доверия. Во время ведения деловых переговоров следует стараться держаться как можно более собранным и стараться избегать расслабленных или закрытых поз. Для того чтобы создать комфортные условия для беседы, следует заранее рассчитать правильное расстояние для ведения разговора.

Для того чтобы овладеть обеими техниками общения, следует развивать в себе такие качества, как доброжелательность и уверенность. Постоянное саморазвитие позволяет достичь того уровня, когда язык тела и речь дополняют друг друга.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Вербальные средства общения

Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.

Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.

Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.

Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.

Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35%! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!

Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна). А речь – это результат работы сознания. Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.

Значимость вербального общения

При личностном, эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.

Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов.

Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.

Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.  

Вербальные средства общения

Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).

Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений, а именно:

  • воспринимать речь,
  • слушать и слышать что говорит собеседник,
  • грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
  • грамотно писать,
  • вести внутренний диалог.

Особо ценятся такие коммуникативные навыки как:

  • умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
  • умение говорить коротко, по делу,
  • умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
  • способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
  • способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
  • честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
  • внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
  • умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
  • способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
  • умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
  • настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.

Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.

Барьеры вербального общения

Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.

Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы”  описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.

Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Вербальное общение и невербальное общение

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?

Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё — на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.

Вербальное общение

К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:

Устный разговор:

  • слушание – восприятие речи говорящего;
  • говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.

Беседа в письменной форме:

  • чтение – восприятие информации с носителя;
  • письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.

Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.

Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

  • Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
  • Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.

Функции языка

  • Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
  • Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
  • Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
  • Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
  • Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
  • Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
  • Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.

Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.

Невербальное общение

Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.

Особенности невербального вида

Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.

Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.

Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

Средства невербальных коммуникаций

  • Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
  • Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.

  • Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
  • Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.

Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная — свидетельствует о безоблачном настроении человека.

Функции невербального общения

  • Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
  • Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
  • Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
  • Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
  • Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.

Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.

Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.

Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.

yourspeech.ru

Вербальные и невербальные средства общения — Мегаобучалка

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

1. Открытое – закрытое;

2. Монологическое – диалогическое;

3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

  • когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;
  • когда они говорят о личных трудностях;
  • когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.



Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик. Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

Невербальное общениекак правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

2.Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

3.Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

— во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании;

— разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

— женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника;

— мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

— скрещенные руки или ноги – защитная установка;

— открытая поза – установка доверия;

— сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

— кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

— руки, заведенные за голову – превосходство.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

-коммуникативные: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

— модальные жесты (выражающие оценку и отношение): жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

— описательные жесты: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

megaobuchalka.ru

Вербальные и невербальные средства общения 5

Содержание

Введение

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным. В деловом общении именно обмен значимой для участников беседы информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные. Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Актуальность выбранной темы заключается в понимании не только вербальной (словесной), но и невербальной информации, которое имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Целью данной работы является исследование особенностей средств общения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— изучить основные средства общения;

— раскрыть особенности средств общения;

— исследовать методы общения.

1. Понятие средств общения

Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения.

К средствам общения относятся:

— язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка;

— интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

— мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

— жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Регистрация недвижимого имущества осуществляется согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».1

— морские суда и суда внутреннего плавания;

— космические объекты.

2. Вербальные (речевые) средства общения

Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации.

При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны.

Земельный кодекс РФ устанавливает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.552 ГК РФ, в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка.1


3. Невербальные средства общения

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает,

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов (очков, сигарет и др.)

Несмотря на то, что в состав предприятия могут входить многие объекты недвижимости, передаваемые покупателю, требуется лишь один акт государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие в целом.1

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Недвижимое имущество – это один из важнейших объектов гражданского права. Определяющим моментом в развитии правового регулирования недвижимости явился переход от закрепления в законодательстве исключительной государственной собственности к легальному признанию множественности форм собственности на недвижимое имущество и их равной защиты.

Договор купли-продажи недвижимости является наиболее распространенным среди сделок с недвижимостью. Основы заключения подобного договора, а также права и обязанности сторон раскрыты в §7 гл.30 ГК РФ, а в части, не нашедшей урегулирования в этом параграфе, — в общих положениях о купле-продаже.

По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Статья 550 ГК РФ устанавливает, что несоблюдение письменной формы договора купли-продажи недвижимости влечет его недействительность с применением последствий ничтожной сделки.

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (ст.551 ГК РФ). Регистрацию перехода права собственности по договору не следует отождествлять с государственной регистрацией самого договора. Поэтому договор продажи недвижимого имущества признается сторонами договора как единого докум

mirznanii.com

Вербальные и невербальные средства общения

Сегодня в теории и практике коммуникации ученых все больше и больше, как стало очевидно, привлекают исследования ее проблем, которые требуют специальных знаний из разных областей. Современное состояние теории коммуникации характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов. Нет четкой теоретической основы, общепринятой терминологии, основных предположений, которые бы позволили представителям различных направлений и тенденций достичь взаимопонимания. Мнения расходятся, что следует рассматривать в качестве связи.

Средства общения

В Соединенных Штатах и других западных странах коммуникационные исследования являются хорошо разработанной областью, но лингвистические аспекты коммуникации в значительной степени игнорируются. В России, наоборот, есть сильное предпочтение лингвистике, принимая во внимание, что исследование все еще находится на ранней стадии своего развития.

Множество определений коммуникации используются для того, чтобы осмыслить процессы, посредством которых люди пользуются, и присвоить значение. Общение — это также понимается как обмен пониманием.

Мы могли бы сказать, что коммуникация состоит в передаче информации от одного человека к другому. Но на самом деле, многие ученые принимают общение в качестве рабочего определения и используют свои кодировки «кто говорит, что, кому, в какой канал с каким эффектом», как средства ограничения области теории коммуникации.

Это полезно для изучения теории коммуникации и взаимодействия вербальных и невербальных средств общения через одну из следующих точек зрения:

  1. Механистические (рассматривают коммуникацию в качестве идеальной транзакции, сообщения от отправителя к получателю).
  2. Психологические (рассматривают коммуникацию как акт отправки сообщения к получателю, и чувства, и мысли приемника при интерпретации сообщения).
  3. Символическое взаимодействие (рассматривает коммуникацию, чтобы быть продуктом интерактивного обмена и создание смысла).
  4. Системные (рассматривает коммуникацию для нового сообщения, когда сообщение интерпретируется и заново проходит через людей).
  5.  Критические (рассматривает коммуникацию как источник власти и угнетения индивидов и социальных групп).
  6. Конструктивистский вид (предполагается, что «истина» и «идеи» построены или созданы через социальный процесс коммуникации).

Конструктивистский вид более реалистичный вид связи, поскольку речь идет о взаимодействии человека и свободного обмена мыслями и идеями. Люди не общаются просто как компьютеры или роботы так вот почему важно, чтобы по-настоящему понять конструктивистский вид общения. Мы не просто отправляем факты и данные друг другу, мы берем факты и данные, и они приобретают смысл через процесс общения, или через взаимодействие с другими.

Вербальное общение и его особенности

Другой способ разделения сферы связи подчеркивает предположения, лежащие в основе конкретных теорий, моделей и подходов. Эти подходы включают:

  1. Риторический подход — практическое искусство дискурса.
  2. Семиотический подход — интерсубъективное посредничество через знамения для того, чтобы быть посредником между разными точками зрения.
  3. Феноменологический подход — опыт знаковости, диалог.
  4. Кибернетических подход — обработка информации и объяснение, как всякие сложные системы, будь то живые или неживые, макро или микро, способны функционировать, и почему они часто в неисправности.
  5. Социально-психологический подход — выражение, взаимодействие и влияние критического дискурсивного размышления.
  6. Социокультурный подход — воспроизводство социального порядка.

Таким образом, теория коммуникации остается сравнительно молодой и интегрируется с другими дисциплинами, такими как лингвистика, философия, психология, социология. Современное состояние теории коммуникации исследования характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов.

Вербальное общение. Психолог Наталья Кучеренко, лекция №05


Watch this video on YouTube

Эффективные коммуникаторы – какие они?

Эффективные коммуникаторы имеют много инструментов в своем распоряжении, когда они хотят получить что-то через сообщение. Собираясь писать или говорить, они знают, как собрать слова, которые передают их смысл.

Эффективные коммуникаторы подкрепляют свои слова жестами и действиями. Они смотрят вам в глаза, слушают, что вам говорят, и думают о своих чувствах и потребностях. В то же время, они изучают ваши реакции, собирают нюансы вашего ответа, наблюдая за вашим лицом и телом, слушая ваш тон голоса и оценку ваших слов. Они впитывают информацию, так же эффективно, как передают ее, опираясь на невербальные и вербальные сигналы.

Следует отметить, что постоянно растущий интерес к невербальным средствам общения обозначен тем, чтобы сфокусировать свое внимание на данной теме с учетом теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, антропогенной культурной социологии, невербальной семиотики.

Невербальное общение и его особенности

Наиболее основная форма общения происходит невербально. Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.

Невербальные средства общения обычно осмысливаются как процесс общения, при котором отправка и получение сообщения является бессловесным. Ведь источником общения может быть не только язык, есть другие средства. Невербальное общение может быть сообщено с помощью жестов и прикосновений, языка тела или позы, мимикой и контактом глаз.

Антропологи полагают, что задолго до появления человека, чтобы объясниться, наши предки общались друг с другом с помощью своих органов. Они стискивали зубы, чтобы показать гнев; они улыбались и соприкасались один к другому, чтобы указать, привязанность. Хотя мы прошли долгий путь с тех первобытных времен, мы используем и невербальные сигналы, чтобы выразить превосходство, зависимость, неприязнь, уважение, любовь, и другие чувства.

Невербальное общение отличается от вербальной коммуникации в основных путях. Человек не может подобрать книгу на невербальном языке и освоить словарный запас жестов, выражений и интонаций, которые распространены в нашей культуре. Мы действительно не знаем, как люди учатся невербальному поведению. Никто не учит ребенка плакать или улыбаться, тем не менее, эти формы самовыражения являются почти универсальными. Другие типы невербальной коммуникации, такие, как смысл цветов и определенных жестов, варьируются от культуры к культуре.

Вербальное взаимодействие

Невербальное общение также отличается от вербальной коммуникации в терминах намерениях и спонтанности. Как правило, мы планируем наши слова. Когда мы говорим: «пожалуйста, откройте дверь», мы делаем это сознательно. Мы думаем об ошибке, если только на мгновение. Но когда мы общаемся невербально, иногда делаем это бессознательно. Мы не хотим, чтобы приподнялась бровь или на щеках появились румяна. Эти действия, являются естественными. Без нашего согласия, наши эмоции написаны на наших лицах.

Хотя вы можете выразить многие вещи, невербально, есть предел тому, что можно общаться без помощи языка. Если вы хотите обсудить последние события, идеи, или абстракции, вам нужны слова-символы, обозначающие мысли, чтобы организовать все в осмысленные структуры.

Некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что в то время как разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений. Они считаются более вежливыми или приятнее общаться отношением к другим людям, не на словах, не в устной форме, например, во избежание неловких ситуаций.

Они пришли к выводу, что существует пять основных функций невербального телесного поведения в человеческом общении:

  1. выражать эмоции;
  2. экспресс межличностных отношений;
  3. сопровождать речью в управлении сигналов взаимодействия между докладчиками и слушателями;
  4. самопрезентации личности;
  5. ритуалы (приветствия).

Слова — это жизненная необходимость взаимодействия в группе. Даже когда мы общаемся невербально, мы переводим те модели поведения в слова (мысли, впечатления). Речевое общение, или то, что мы говорим, может держать группу вместе или вбить клин между членами, препятствующих к достижению целей.

Хотя невербальное общение зачастую стихийное, оно имеет большее влияние, чем словесное общение. Невербальные сигналы особенно важны в передаче чувств, учитывается девяносто три процента эмоционального смысла, который обменивается в любом взаимодействии.

Одним из преимуществ невербального общения является его надежность. Большинство людей могут нас обмануть гораздо легче с помощью слов, чем они могут сделать это телами. Слова относительно легко контролировать; язык тела, выражения лица, и вокальные характеристики не являются постоянно контролируемыми. Обращая внимание на эти невербальные сигналы, мы можем обнаружить обман или утверждать, что говорящий честен.

Удивительно, что у нас больше веры в невербальные сигналы, чем в словесные сообщения. Если человек говорит одно, но передает противоречивые сообщения невербально, мы почти всегда берем во внимание невербальные сигналы. Таким образом, мы определяем можно ли доверять, этому человеку.

Аналогично, показывая вверх на совещании по времени или по привычке, человек невербально передает информацию другим членам группы.

Речь содержит невербальные элементы, известные как paralanguage, в том числе качество голоса, эмоции и стиль речи, а также просодические характеристики, такие как ритм, интонация и стресс. Paralanguage (иногда называют vocalics) является изучение невербальных сигналов голосом. Различные акустические свойства речи, такие как тон, тона и акцент, в совокупности известны как просодия, могут выделять невербальные сигналы. Paralanguage может изменить смысл слова.

Невербальный язык при знакомстве

Тип невербальной коммуникации, vocalics, или вокальные характеристики, сопровождает все, что мы скажем. Значение может быть производным от того, как мы используем наши голоса, пока говорим. Vocalics включает перегиб (вверх, когда мы задаем вопрос, вниз, когда принимаем заявление), тон (monotone, возбужденность), accent (Южного, восточного побережья), скорость (быстрый, медленный), объем (быстрый, медленный), количество вокальных автоматических выключателей («ах», «ну», «ух»), и качество голосового показателя (понятно, страшно). Тонкие (и не очень тонкие) подсказки — как ирония и сарказм — об интенсивности и эмоциях даются через vocalics.

Таким образом, невербальная коммуникация отличается от вербальной. Разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений.

Вербальная и невербальная коммуникации переплетаются. Однако, две системы сообщений, не всегда в согласии. Исследования показали, что при получении противоречивых сообщений — сообщения, в которых вербальные и невербальные компоненты не согласованы, больше склонны верить, невербальным сообщениям.

Интересный вопрос: когда двое людей, общаются лицом к лицу, сколько смысла передается устно, и сколько передается невербально? Это было исследовано лингвистом Альбертом Меграбяном. В своих исследованиях, Меграбян приходит к двум выводам. Во-первых, что существует три основных элемента в любой «лицо к лицу» коммуникации:

  1. слова;
  2. тон голоса;
  3. выражение лица.

Во-вторых, невербальные элементы особенно важны для чувств и отношения, особенно когда они несравнимы: если слова расходятся с тоном голоса и выражением лица, люди склонны верить, тональности и выражению лица.

По словам Меграбяна, эти три элемента по-разному влияют на человека: слова — семь процентов, тон голоса – тридцать восемь процентов, язык тела составляет пятьдесят пять процентов. Часто их сокращенно называют «3 В»: вербальные, вокальные и визуальные.

Для эффективного и конструктивного общения и эмоций, эти три части сообщения необходимо поддерживать друг с другом — они должны быть «конгруэнтные». В случае какой-либо «неконгруэнтности», получатель сообщения может быть раздражен от одновременного приема двух сообщений, приходящих от двух разных каналов, давая сигналы в двух разных направлениях.

Когда читаете лекцию или презентацию, например, текстовое содержание лекции будет представляться только устно, но и невербальные сигналы очень важны в передаче динамики отношения к словам, в частности, их вере или убеждению.

При общении, невербальные сообщения могут взаимодействовать с вербальными сообщениями шестью способами: повторяя, противореча друг другу, дополняя, заменяя, регулируя и акцентируя.

Повтор заключается в использовании жестов для укрепления устного сообщения, например, указывая на объект обсуждения.

Противоречие и его особенности

Противоречие. Вербальные и невербальные сообщения в одно и то же взаимодействие могут иногда отправить противоположные или противоречивые сообщения. Человек, словесно выражая утверждение истины, одновременно может показать суетливость или, избегая контакта с глазами, может передать смешанное сообщение к приемнику во взаимодействии.

Стили общения

Противоречивые сообщения могут возникать по разным причинам, часто вытекающим из чувства неопределенности, амбивалентности, или разочарования. При смешивании возникают сообщения, невербальная коммуникация становится основным инструментом, который люди используют, чтобы достичь дополнительной информации, чтобы прояснить ситуацию; большое внимание уделяется телесным движениям и позиционированию, когда люди воспринимают все неоднозначно в ходе взаимодействий.

Дополнение и его особенности

Дополнение. Точную интерпретацию сообщений производить легче, когда невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга. Невербальные сигналы могут быть использованы для разработки вербальных сообщений, укрепить информацию, передаваемую при попытке достижения коммуникативных целей; было доказано, что сообщения запоминается лучше, когда невербальные сигналы подтверждены словесным обменом.

Замена. Невербальное поведение иногда используется в качестве единственного канала для передачи сообщения. Люди учатся распознавать выражение лица, движения тела, положение тела как соответствующие специфические чувства и намерения. Невербальные сигналы могут быть использованы без вербального общения, чтобы передать сообщения; когда невербальное поведение не эффективно, используются словесные методы, чтобы улучшить понимание.

Регулирование и его особенности

Регулирование. Невербальное поведение также регулирует наши разговоры. Например, прикосновение чьей-то руки, может сигнализировать, что вы хотите поговорить следующей или прервать разговор вообще.

Акцентирование или модерирование. Невербальные сигналы используются, чтобы изменить интерпретацию вербального сообщения. Такими сигналами могут быть прикосновение, звук голоса, жесты и некоторые инструменты, которые люди используют, чтобы подчеркнуть или усилить сообщение. Невербальное поведение также может быть использовано для разных аспектов вербального сообщения. Например, человек, который словесно выражает гнев, может акцентировать словесное сообщение, тряся кулаком.

Коммуникация «лицо к лицу» осуществляется путем смешивания двух компонентов: вербальных (слова) и невербальных (без слов). Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.

К сожалению, невербальные элементы, как правило, отсутствуют в интернет-дискурсе. Онлайн — чат является простым и прямым. Хотя он содержит многие элементы данного вида коммуникации: разговор происходит с больше, чем одним человеком, но он является текстовым представлением разговора. Поэтому, онлайн — чат, мало чем может помочь для невербальных аспектов обычного диалогового режима общения.

В онлайн — чате люди используют словесные элементы, но они часто бывают в сочетании с невербальными элементами в одном и том, же текстовом сообщении. Наиболее распространенные невербальные элементы включают словесные паузы, повторения слов, эмоциональный язык, символы и знаки препинания. Негативные эмоции и восклицания обычно используются реже, чем позитивные, счастливые, приятные возгласы. Невербальные элементы, как правило, отсутствуют в интернет-дискурсе.

Одним из основных приоритетов образования в настоящее время является академическая и профессиональная подготовка специалистов в области гуманитарных наук, специалистов с высоким уровнем профессиональной и коммуникативной компетенции. Академическая культура публичных выступлений включает в себя как вербальные, так и невербальные компоненты. Последовательное применение этих двух типов связи создает общий стиль презентации.

Наибольшее внимание уделяется таким сегментам академической презентации как четкая структура (логическая организация беседы и использование аргументативной структуры), когнитивный потенциал (новая информация), лингвистическая компетенция (грамматика, академическая лексика, терминологическая лексика, дискурс маркеры, вербальные средства привлечения внимания аудитории, интонация, произношение, беглость речи). Очень важно развивать экстралингвистическую компетенцию. Последняя включает в себя язык тела, голос, зрительный контакт, мимику, жесты, и дресс-код. Кроме того, студенты должны быть обучены искусству создания благоприятной эмоциональной атмосферы и навыкам перехода: умение рассуждать на разные темы и уметь работать с аудиторией.

Педагогический опыт показал, что грамотное использование риторической структуры, фактической информации, наглядные пособия (схемы, раздаточный материал, фотографии, графики, таблицы, списки терминов) в речи на основе этики научной коммуникации вносит большой вклад в общий успех публичного выступления.

Совершенствование невербальной коммуникации является более трудным, чем развитие вербальных коммуникативных навыков, потому что мы меньше осознаем невербальные сообщения. Таким образом, первый шаг – это необходимо определить, что невербальные сообщения, которые вы отправляете, влияют на группы взаимодействия, и как они это делают. Один из способов сделать это — попросить членов группы, которым вы доверяете, чтобы они наблюдали за вами во время встречи группы. Этот человек может помочь вам идентифицировать те невербальные сообщения, которые вносят вклад в группу, и те, что отвлекают от него.

Еще один способ узнать больше о том, как ваши невербальные сообщения, влияют на группу — посмотреть, как другие реагируют на вас. Предположим, вы хотите задать вопрос и посмотреть в сторону члена группы, чтобы привлечь его внимание, но он не обращает на вас внимания. Какие невербальные сообщения вы могли бы использовать, чтобы создать ваш разговор?

Если вы примите во внимание все выше перечисленное, то ваше общение будет на наивысшем уровне. Желаем удачи!

No votes yet.