Дементность – стадии, причины, симптомы и лечение

Тест на деменцию SAGE

Тест SAGE (Self Administrated Gerocognitive Exam) направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления, а также ранних симптомов деменции. При проверке тест продемонстрировал высокую чувствительность и низкую вероятность ошибочного диагноза. У другого когнитивного теста КШОПС (MMSE) эти показатели несколько хуже. Важным преимуществом данного теста является возможность проводить его самим пациентом, без участия врача, что значительно упрощает выявление начальных проявлений деменции.

                Содержание статьи:

 

Порядок проведения теста SAGE

Пациент должен самостоятельно выполнять ручкой предложенные задания. Врачу или родственнику необходимо только пояснить, что во время тестирования нельзя пользоваться календарем или часами. Если пациент затрудняется выполнять задания, просит помощи, следует ответить: «Постарайтесь выполнить максимальное количество упражнений». На выполнение отводится 10-15 минут, но можно и больше, в зависимости от состояния пациента. Существует четыре взаимозаменяемых варианта теста, ниже представлен один из них.

 

Подсчет набранных баллов (Заполнение личной информации не оценивается)

1. Ориентация. (максимум 4 балла) Дата: правильный ответ — 2, приблизительный ответ (+/-3 дня) -1, любой другой -0. Месяц: правильный ответ -1, неправильный ответ -0. Год: правильный ответ -1, неправильный ответ -0

2. Названия предметов. (максимум 2 балла) Правильность написания не оценивается. За каждый рисунок: правильный ответ -1, неправильный ответ -0

3. Поиск сходства. (максимум 2 балла) Правильность написания не оценивается. Абстрактный категориальный признак -2, внешнее физическое сходство -1, любое другое -0

4. Вычисления. (максимум 1 балл) Правильный ответ -1, неправильный ответ -0

5. Вычисления. (максимум 1 балл) Правильный ответ -1, неправильный ответ -0

6. Память. Баллы начисляются в пункте 12

7. Рисование трехмерной фигуры. (максимум 2 балла) Трехмерная фигура изображена верно, правильной формы, с параллельными линиями, отклоняющимися не более чем на 10 градусов — 2. Трехмерная фигура изображена, но неправильной формы, либо с непараллельными линиями, отклоняющимися более чем на 10 градусов — 1. Другое -0

8. Рисование часов. (максимум 2 балла) У часов оцениваются 4 компонента: циферблат, цифры (все 12 в правильном порядке и с относительно точной позицией), позиция стрелок (указывают на правильные цифры и сходятся в центре), размер стрелок (большая и малая). 4 компонента из 4х -2 балла, 3 компонента из 4х — 1 балл (правильное положение стрелок должно быть обязательно соблюдено), другое — 0 баллов

9. Оценка словаря пациента. (максимум 2 балла) Правильность написания не оценивается. 12 правильных ответов -2, 10-11 правильных ответов -1, меньше 10 правильных ответов -0

10. Построение последовательности. (максимум 2 балла) Ошибка засчитывается всякий раз, когда соединяются два элемента, которые не должны быть соединены, или не соединяются два элемента, которые должны быть соединены. Без ошибок (даже с самоисправлениями) -2 балла, 1 или 2 ошибки -1 балл, более 2х ошибок -0

11. Задание на трансформацию. (максимум 2 балла) (для фигур 1 и 2) оценка- 1 балл, если:

  • Фрагменты для перемещения выбраны верно, но финальная фигура не нарисована;
  • Фрагменты для перемещения выбраны верно, но финальная фигура нарисована неверно;
  • Фрагменты для перемещения не обозначены и не передвинуты, но финальная фигура нарисована верно

все остальные варианты -0 баллов

(для фигур 3 и 4)  Перечеркнуты правильные линии и финальная фигура правильная — 2 балла, оценка — 1 балл, если:

  • Перечеркнуты правильные линии, но финальная фигура не нарисована;
  • Перечеркнуты правильные линии, но финальная фигура нарисована неверно;
  • Линии не зачеркнуты ,но финальная фигура нарисована верно

все остальные варианты -0 баллов

12. Память. (максимум 2 балла) (варианты 1 и 2) Точно воспроизведены все слова и никаких лишних слов не добавлено — 2 балла, присутствует слово «сделал», но фраза воспроизведена неточно -1 балл, другие варианты -0

(варианты 3 и 4) Точно воспроизведены все слова и никаких лишних слов не добавлено — 2 балла, присутствует слово «закончил», но фраза воспроизведена неточно -1 балл, другие варианты -0 баллов

 

 Оценка результатов тестирования

Максимальное количество баллов — 22

17-22 балла — Скорее всего, когнитивные функции (память и мышление) пациента в норме.

15-16 баллов — Скорее всего, у пациента умеренные когнитивные нарушения. Рекомендуется обратиться к врачу.

14 и ниже — Скорее всего, у пациента выраженные когнитивные расстройства. Рекомендована консультация врача.

dementcia.ru

Глава XXVIII деменция

Деменция — это приобретенное слабоумие, развившееся на фо­не уже сложившегося интеллекта и обусловленное деструктивными процессами в головном мозге. Слабоумие, вызванное диффузным или частичным разрушением сформировавшегося мозга, представ­ляет собой необратимый интеллектуальный дефект.

Возможно также слабоумие, обусловленное функционально-ди­намическим нарушением психической деятельности, но в этом слу­чае оно носит преходящий, эпизодический характер. Слабоумие такого типа обычно является следствием острых соматических заболеваний и характеризуется утратой ребенком приобретенных навыков и регрессом речевых функций. Такое состояние может длиться несколько месяцев (в зависимости от характера основного соматического заболевания), а затем проходит.

Острая психическая травма может обусловить появление лож­ного слабоумия (псевдодеменции), также обратимого состояния. Утраченные навыки праксиса, ходьбы, речи, опрятности, организо­ванного поведения и активного внимания под воздействием лече­ния, коррекционно-воспитательной работы и благодаря потенци­альным возможностям растущего организма в дальнейшем пол­ностью восстанавливаются. Такие дети обучаются в массовой шко­ле. Они испытывают большие трудности в учебе, остаются на вто­рой год, но при индивидуальном подходе к ним в семье и школе, постоянной помощи и стимулирующем амбулаторном лечении за­канчивают массовую школу.

Несмотря на то что разграничить олигофрению и деменцию трудно (особенно в том случае, когда последняя развивается на несколько биологически неполноценной «почве»), можно выделить некоторые принципиальные количественные и качественные раз­личия между ними. К количественным отличиям относится возраст, в котором возникает деменция, а к качественным — неблагопри­ятный исход. При деменции речь идет о разрушении или ущербнос­ти развития уже сформировавшихся интеллектуальных функций.

Известный отечественный психиатр П. П. Малиновский еще в середине XIX в. отмечал, что приобретенное слабоумие отличается от врожденного тем, что первое возникает при ранее нормальных умственных способностях и физическом развитии, а второе врож­

денное, напротив, на фоне ограниченных умственных способностей и нарушения физического развития.

Деменция может развиваться в любом возрасте — от дошколь­ного до зрелого и даже старческого. Олигофрения чаще возникает в раннем детстве, когда еще не сформировались связи второй сигнальной системы и мыслительные операции в виде понятийных суждений и умозаключений. Но при олигофрении в большей сте­пени, чем при деменции, выражена пластичность функций коры большого мозга и, следовательно, значительнее компенсаторные возможности.

Клинические особенности демепцшг у детей и подростков зави­сят, во-первых, от этиологии перенесенного заболевания и тяжести его течения; во-вторых, от степени и характера поражения ткани головного мозга; в-третьих, от индивидуальных и типологических особенностей организма ребенка и, в-четвертых, от своевременнос­ти и эффективности проводимых лечебных мероприятий.

Важную роль при дифференциальной диагностике деменции и олигофрении играют данные анамнеза и особенности соматичес­кого развития ребенка.

При деменции отсутствуют диспластичность телосложения, гру­бые деформации строения мозгового и лицевого отделов черепа и дефекты развития костно-мышсчной системы.

Психопатологическая симптоматика при деменции также имеет особенности, позволяющие отграничить ее от олигофрении. Демен­ция — это всегда дефект личности в целом, включающий не только значительное изменение присущих ей особенностей, но и нарушение познавательной деятельности. Глубина слабоумия при деменции определяется ие только степенью поражения мозга, но и многими другими, не всегда выясненными причинами. По-видимому, при этом могут играть роль утрированная диссоциация взаимосвязи ко­ры и подкорковых отделов головного мозга, тип психической дея­тельности, сосудистые и эндокринные расстройства, особенно в пу­бертатном периоде, и очаговая симптоматика в виде гипомнезии или амнезии, акалькулии, алексии, аграфии и др.

Очевидно, этим объясняется то, что иногда атипичная форма деменции у ребенка или подростка без признаков грубого органи­ческого поражения мозга сопровождается выраженным интеллек­туальным дефектом и неспособностью к саморегуляции поведения. Наблюдается и противоположное состояние, когда при четко вы­раженном органическом поражении мозга и значительном сниже­нии интеллекта сохраняется сознание собственной неполноценности, что ведет к развитию вторичных аффективных и волевых рас­стройств, в том числе к невротической депрессии.

При деменции локальные нарушения более выражены, чем при олигофрении. Часто наблюдаются расстройства узнавания, ото­ждествления и идентификации предметов и явлений при сохран­ности функции проекционных систем и периферических органов чувств. В зависимости от морфологических изменений в лобной или теменной доле полушарий большого мозга отмечается выраженная в той или иной степени апраксия: нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных дви­жений. Нередко наблюдаются локальные судороги, паретические позы и параличи.

Расстройства психических функций при деменции не являются изолированными. Поскольку личность, страдающая деменцией, до болезни уже была сформирована, нарушение отдельных функций приводит к изменению всей личности. Вот почему приобретенное слабоумие проявляется более выраженными эмоционально-воле­выми расстройствами. Нередко эти нарушения неадекватны глу­бине интеллектуального дефекта.

Поведение такого подростка становится беспорядочным, появ­ляются импульсивные разряды, бравада, оппозиция по отношению к окружающему, напряженность, утрачивается интерес к школе. Поскольку подобные изменения в поведении дементного чаще об­условлены возрастными особенностями (примерно в 14—16 лет), то такое качественное превращение психопатологической симпто­матики мы рекомендуем называть трансформирующим этапом де­менции. Поступки при этом лишены логики и здравого смысла, подросток плохо запоминает текущие события, зато более или ме­нее правильно воспроизводит прошлое.

При систематизации клинических форм деменции учитывают заболевание, обусловившее ее развитие и выраженность деструк­тивного процесса в головном мозге. Как и при олигофрении, они в большинстве своем являются недифференцированными формами.

Тотальная деменция развивается при диффузном поражении головного мозга, обусловленном бактериальной инфекцией или тяжелой механической травмой мозга. У таких детей правильное телосложение, более или менее выразительная мимика. Психопа­тологическая симптоматика нарастает постепенно. Вначале боль­ные жалуются на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость. Наблюдаются вазомоторные расстройства в виде учащения пульса, гиперемии лица, повышенной потливости. Иног­да спонтанно возникают рвота и судороги. В дальнейшем ребенок начинает терять навыки опрятности, нарастают общая моторная и психическая адинамия или расторможенность и крикливость, снижается работоспособность и формируются грубые расстройства обобщения.

Интеллектуальный дефект у детей школьного возраста нарас­тает постепенно. Вначале снижается успеваемость: ученик с боль­шим трудом усваивает все новое, а свои неудачи объясняет тем, что к нему плохо относятся воспитатели и родители, не ценят его. Затем появляются ипохондрические идеи отношения, которые ино­гда ошибочно рассматриваются как проявление шизофрении. Но в дальнейшем ипохондричность нивелируется, ученик становится безразличным к окружающим, снижается критичность, нарушают­ся не только целенаправленность мышления, но и ядро личности в целом, т. е. происходит ее оскуднение и распад.

Лакунарная деменция, характеризующаяся очаговостью орга­нического процесса в головном мозге, чаще всего является резуль­татом перенесенных ребенком или подростком черепно-мозговых травм или сифилиса мозга. Для этой формы деменции свойственна симптоматика локального и общемозгового поражения головного мозга. По сравнению с тотальной деменцией в этом случае лич­ность слабоумного остается в известной степени сохранной. Боль­ной в состоянии критически относиться к своему состоянию.

Варианты деменции различны. При легкой степени деменции на первый план выступает астеническая и церебрастеническая симптоматика. Данные психологического эксперимента свидетель­ствуют о нарушении внимания: больному трудно сосредоточиться на одном объекте раздражения, он рассеян, быстро утомляется, настроение у него неустойчивое. Неумение выполнить задание, например отобрать и разложить в определенной последовательнос­ти кубики или картинки, сопровождается плаксивостью, раздражи­тельностью, такие больные не подчиняются воспитателю. Несмотря на эти изменения в эмоционально-волевой сфере, выраженный ин­теллектуальный дефект отсутствует.

При более глубокой степени деменции па фоне частичной со­хранности приобретенных в прошлом навыков и морально-этичес­ких свойств личности более выражена интеллектуальная ущерб­ность, отмечаются выраженное снижение активности и инициативы, самостоятельность мысли и действия. Для таких детей характерны вялость, бездеятельность, беспомощность во время психологическо­го эксперимента, им нужна внешняя стимуляция, недоступно обоб­щение, что сказывается на их успеваемости в школе, они могут оперировать лишь конкретным и наглядным материалом.

Транзиторная деменция у детей и подростков, возникающая вследствие перенесенного неспецифического параинфекционного менингоэнцефалита, характеризуется, во-первых, полиморфностью психопатологической симптоматики, во-вторых, медленным сни­жением интеллекта и, в-третьих, чередованием ухудшения интел­лектуальных способностей п их стабилизации. Прогноз в смысле социальной реадаптации неблагоприятный, так как несмотря на ремиссии с временной склонностью к некоторому смягчению пси­хического дефекта все же и для этого типа слабоумия характерна медленная прогредиентность. «Данный тип слабоумия,— отмечает И. Ф. Случевский,— то выступает более резко, то проявляется сла­бее, обнаруживая различные степени нарастающего дефекта»1.

У таких детей отмечается склонность к реактивным расстрой­ствам настроения, бродяжничеству, усилению полового инстинкта.

Концентрическая деменция довольно часто наблюдается у детей и подростков. Она обусловлена в основном длительно текущей эпилепсией с частыми судорожными припадками. Наряду с рас­стройствами в двигательной сфере постепенно углубляется интел­лектуальный дефект. Причем чем в более раннем возрасте возник­ла эпилепсия, тем раньше появляются психические изменения.

Для концентрической деменции характерны вязкость, излишняя обстоятельность мышления, снижение памяти. Такое замедление психических процессов затрудняет процесс накопления теорети­ческих знаний и практических навыков, ослабляет познавательные и комбинаторные способности.

Дифференцировать концентрическую деменцию и олигофрению довольно нелегко, так как и олигофрения, и деменция характери­зуются замедленностью психических процессов, но все-таки суще­ствуют характерные для обоих состояний клинические и психологи­ческие параметры. При этой деменции наблюдаются типичные изменения в эмоционально-волевой сфере в виде эгоцентризма, склонности к дисфории. Для таких больных свойственна не столь­ко узость суждений, сколько выраженная интеллектуальная ту­пость. Вместо того чтобы назвать предмет, они объясняют его назначение, употребляя уменьшительные слова: «Петенька», «те­тенька», «тетрадочка», «карандашичек» и др. Нередко бывает, что больной вообще забывает название предметов обычного обихода или вместо одних слов употребляет созвучные им.

Апатическая (атактическая) деменция обусловлена шизофре­нией, которая в течение нескольких лет может привести к психи­ческой деградации личности с исходом в слабоумие. Кроме слабо­умия возможны и другие дефекты.

М. О. Гуревич считает, что выявить исход в слабоумие как стой­кий и окончательный общий дефект не всегда легко, так как в ред­ких случаях терапия способствует частичному улучшению с неко­торыми обратимыми явлениями. В целом же апатическое слабо­умие— состояние необратимое. Оно характеризуется значительным снижением интеллектуальной активности, апатией и абулией, ут­ратой побуждений к продуктивной деятельности, неумением ори­ентироваться в явлениях и в связях окружающей действительности. Такие дети оторваны от реальности, проявляют негативизм и гру­бость по отношению к родителям и воспитателям, теряют интерес к школе и вообще к контакту с окружающими.

Дисмнестическая, или парциальная, деменция представляет со­бой угнетение и ослабление памяти в результате перенесенного очагового органического заболевания головного мозга. При этом характерно расстройство памяти на прошлые события при способ­ности запоминать некоторые из текущих событий. Подобное рас­стройство памяти постепенно усугубляется: больной не может воспроизвести даже самые важные личные и общественные собы­тия прошлого. Такая ущербность памяти сопровождается расте­рянностью, слезливостью, больной с дисмнетической деменцией не сдерживает своих эмоций, что свидетельствует о некоторой сохран­ности критичности.

К наследственно обусловленным формам деменции можно от­нести следующие патологические состояния.

Гепатоцеребральная дистрофия, или лентикулярная прогресси­рующая дегенерация (болезнь Вильсона — Коновалова) обуслов­лена наследственным нарушением обмена белков и меди, переда­

ющимся по рецессивному типу. Характеризуется поражением пече ни, перерождением ее клеток и дегенерацией чечевпцеобразпих ядер.

Заболевание начинается в детском и юношеском возрасте, не­редко носит семейный характер. Впервые его описал С. Вильсон в 1912 г., а детально этиологию, патогенез, клинику и патоморфо­логию этого заболевания осветил в 1948 г. советский психиатр Н. В. Коновалов. Причиной поражения головного мозга, по мнению

Н. В. Коновалова, являются токсические продукты, образующиеся в печени при этой патологии.

Клиническая симптоматика нарастает медленно, появляются чувство скованности при движениях, их замедленность, повышение тонуса мышц. Начальная стадия болезни характеризуется неуспе­ваемостью ребенка и школе и аномалиями поведения со склоннос­тью к псевдологип. Далее появляются экстрапирамидные расстрой­ства с дрожанием, нарушением походки, а также расстройство речи, судороги конечностей, насильственные смех, плач и гримас­ничанье. По мере нарастания прогредиентности возникают пси­хопатологические нарушения: стереотипные движения и затор­моженность, снижение памяти, иногда возбуждение с чувством тревоги. Умственный распад для этой формы деменции не обяза­телен.

Болезнь Штурге — Вебера — наследственно-дегенеративное, ред­ко встречающееся заболевание, проявляющееся ангиоматозом (из­быточным разрастанием кровеносных сосудов) нервной системы.

Клинически характеризуется эпилептиформными припадками, появлением на коже лица, головы, слизистых оболочках опухоле­видных образований — ангиом. Рентгенографически, преимущест­венно в области затылочной доли полушария большого мозга, об­наруживаются очаги обызвествления. Заболевание характеризуется прогредиентным течением и нередко сочетается с очаговой симпто­матикой в виде афазии, нарушения зрения и походки. Некоторые дети с таким заболеванием могут обучаться во вспомогательной школе, другие — совершенно не способны к обучению.

Инфантильную (идиопатическую) деменцию впервые описал венский врач и педагог Т. Геллер в 1908 г. При электроэнцефало- графическом патоморфологическом исследовании в головном моз­ге ребенка с таким заболеванием обнаруживают деструктивный процесс, этиология которого окончательно не выяснена. По мнению некоторых авторов, он обусловлен обменными нарушениями.

Заболевание проявляется тем, что у детей в возрасте 3—5 лет, развивавшихся до этого нормально, без видимых причин утрачи­вается общительность, исчезают реакции на замечания близких, появляются гримасничание, стереотипии и причудлиные позы, как при шизофрении. Через несколько месяцев или через год появля­ются прогрессирующие расстройства речи, вплоть до афазии, утра­чиваются приобретенные навыки, резко снижается память и на­рушается мышление. Развивается глубокий интеллектуальный де­фект, не поддающийся лечебно-педагогической коррекции.

Синдром Лоренса — Бидля (Лоренса — Муна — Барде — Бидля)

представляет собой наследственно обусловленную аномалию ли­пидного обмена с поражением промежуточного мозга и гипофиза.

Клинически проявляется диспластическим телосложением, ожи­рением, полным или частичным сращением пальцев (синдактилия), наличием лишних пальцев (полидактилия), недоразвитием поло­вых органов, пигментным ретинитом (поражением сетчатой обо­лочки), косоглазием и близорукостью. Прогрессирующее ухудше­ние зрения отрицательно сказывается па умственном развитии еще до развития признаков дементности. Примерно в возрасте 8—12 лет появляются экстрапирамидные гиперкинезы, немотивирован­ное психомоторное возбуждение. Сравнительно быстро нарастает слабоумие.

Нейрофиброматоз, или болезнь Реклингхаузена, чаще развива­ется в пубертатном периоде — в возрасте 10—12 лет. Характеризу­ется выраженным нейрофиброматозом, несколько напоминающим туберозный склероз, в виде появления у больного множественных опухолевидных образований — нейрофибром, неврином, гемангиом в подкожной клетчатке и множественных неврином черепных и спинно-мозговых нервов. Обнаруживаются глиоз и мелкие нейро­эпителиальные новообразования в области желудочков мозга и водопровода среднего мозга. На коже — обилие чечевицеобразных пигментных пятен. Заболевание характеризуется медленным про- гредиентным течением и приводит к формированию интеллектуаль­ного дефекта.

Наследственная хорея (Гентингтона) и атетоз также сопрово­ждаются равитием у детей интеллектуального дефекта. Возникают в результате наследственно обусловленного поражения подкорко­вых ядер и атрофии коры большого мозга. У детей хорея Гентингто­на может развиваться в начале пубертатного периода. Отмечаются расстройства речи (дизартрия и афония). Затем к ним постепенно присоединяются хореические и атетоидные гиперкинезы, усилива­ющиеся при волнении, нарушается походка, снижаются работоспо­собность и память, особенно способность запоминания. Далее из­меняется фон настроения: появляется безразличие или эйфорич- ность, снижается критичность, прогрессирует деменция.

Двойной атетоз обусловлен унаследованным или перинатальным поражением подкорковых ядер головного мозга и клинически ха­рактеризуется повышением тонуса мышц, насильственными движе­ниями в дистальных отделах конечностей (кистях и стопах), мыш­цах лица и языка, непроизвольными вычурными позами, расстрой­ством речи в виде дизартрии и постояннным гримасничанием. Такие дети и подростки отличаются беззаботностью и бесцеремон­ностью, беспричинной эйфорией. Заболевание прогрессирует мед­ленно и примерно в 50 % случаев приводит к развитию деменции.

ДИНАМИКА ДЕБИЛЬНОСТИ

Несмотря на растущую активность коррекционно-педагогичес­ких и лечебных мероприятий, направленных на устранение или уменьшение дефектов психического и физического развития у ум­ственно отсталых детей, динамика дебильности еще полностью не изучена.

Благодаря комплексным исследованиям специалистов различ­ных областей науки (нейрофизиологии, цитологии, эмбриологии, вирусологии, невропатологии, психопатологии, специальной психо­логии, олигофренопедагогики) получены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что в основе дебильности лежит диф­фузное поражение коры большого мозга. Возникающие при этом общемозговые и локальные изменения обусловливают своеобразие интеллектуального дефекта лиц, страдающих дебильностью.

Медико-педагогические, коррекционно-воспитательные меро­приятия должны быть направлены на то, чтобы в некоторой сте­пени компенсировать ущербность интеллекта и адаптировать лиц, страдающих дебильпостыо, к социально-трудовой деятельности. Компенсация — сложный и многообразный процесс перестройки функций организма, она приводит к изменению характера позна­вательной деятельности человека, облегчает восприятие предметов, формирование представлений, развитие моторики, речи и мышле­ния. Процесс компенсации определяется многими факторами: индивидуальными особенностями личности, глубиной функцио­нальных нарушений, возрастом, в котором возникли морфологичес­кие изменения, уровнем соматического и психического развития, давностью ущербности функций, применявшимися биологическими и педагогическими мерами воздействия, реакцией личности на бо­лезнь и микросоциальпыми условиями жизни.

Вопросы динамики дебильности еще пе так давно трактовались с неправильных методологических позиций. Некоторые авторы (К- Бассек, Л. Вейганд, М. Гуревич, Э. Крепелин и др.) рассмат­ривают дебильность как статичное, резидуальное состояние интел­лекта без какой-либо динамики в ее симптоматике. По их мнению, внешнее впечатление о возможности расширения познавательных способностей при этой аномалии обманчиво, при дебильности нель­зя ожидать даже минимального улучшения.

Э. Крепелином и отечественным психиатром С. С. Корсаковым была разработана систематизация психических расстройств по но­зологическому принципу. Но слабой стороной систематики Э. Кре- пелина было то, что течение и исход психического расстройства он связывал только с его причиной, исходил из порочных позиций фа­тальной предопределенности исхода психического расстройства, не учитывая состояния организма и условия его существования, за что подвергался критике со стороны С. С. Корсакова. Взгляды С. С. Корсакова были в этом отношении более прогрессивными, ибо он придавал большое значение условиям, в которых действует причина и развивается патология.

Трактовка Э. Крепелина и его последователей ведет к медико­педагогическому нигилизму, игнорированию мероприятий, направ­ленных на развитие компенсаторных возможностей у лиц, страдаю­щих дебильностью. Вряд ли может быть спорным то, что изучение механизмов процесса компенсации, его закономерностей, поиск клинических и психолого-псдагогических приемов и методов, акти­визирующих компенсаторные возможности организма, являются одной из важнейших задач дефектологии.

Уже на сравнительно ранних этапах развития отечественной психопатологии русские ученые И. П. Мержеевский, А. У. Фрезе,

С. С. Корсаков, П. П. Малиновский указывали на возможность ди­намики олигофрении. Этой прогрессивной точки зрения придержи­вались В. П. Сербский, Д. И. Азбукин, Н. И. Озерецкий, Г. Е. Су­харева и др. Изучению динамики олигофрении у учащихся вспомо­гательных школ уделяют большое внимание А. Р. Лурия, А. Н. Граборова, Л. В. Запкова, Г. М. Дульпева, И. Г. Еременко, О. Е. Фрейерова и др.

Объективное понимание закономерностей динамики дебильнос- ти должно базироваться, во-первых, на общих принципах материа­листической диалектики, определяющей процесс развития вообще; во-вторых, на павловском учении о пластичности коры большого мозга и ее способности к развитию и совершенствованию. С точки зрения материалистической диалектики развитие, динамика, дви­жение — это форма существования материи, ее сущность и неотъ­емлемое свойство, а внутренним импульсом развития является противоречие.

Недооценка общефилософского принципа развития неизбежно ведет к ошибкам в толковании частных явлений. Точка зрения на дебильность как на стабильное состояние без динамических тен­денций противоречит всеобщей диалектической закономерности о том, что движение является постоянным и абсолютным, а покой — временным, относительным.

Отрицая возможность динамики дебильности в сторону регрес­са, некоторые ученые аргументируют это тем, что дебильность яко­бы является не патологическим процессом, а патологическим сос­тоянием.

Патологический процесс характеризуется закономерным, бес­прерывным развитием и изменением. Между патологическим про­цессом и патологическим состоянием принципиальной разницы нет. В этом находит свое отражение упомянутая выше диалектическая закономерность о постоянстве, абсолютности движения и относи­тельности, временности покоя. Патологическое состояние характе­ризуется относительной неизменяемостью, временным покоем и постоянством, поскольку разнообразие вариантов процесса прояв­ляется состоянием. Мнение о том, что при патологическом состоя­нии не происходит никаких изменений, является иллюзорным, ка­жущимся. Олигофрения как патология приводит к формированию новых патологических состояний: одна патология вызывает вторую, которая обусловливает третью и т. д. Таким образом, возникает порочный круг причинно-следственных отношений. В зависимос­ти от состояния приспособительных и компенсаторных механиз­мов в организме динамика олигофрении может быть положитель­ной и отрицательной. Нередко адаптация к условиям окружающей среды приводит к возникновению более выраженных морфологи­ческих и функциональных изменений и развитию более тяжелого па­тологического состояния.

Исследования И. П. Мержеевского, И. П. Павлова, Н. И. Крас­ногорского, П. К- Анохина и других авторов обосновали компенса­торные возможности коры большого мозга, обусловленные ее пла­стичностью. Экспериментальные исследования, клиническая и педагогическая практика показывают, что при воздействии положи­тельных раздражителей возможна компенсация резидуального ин­теллектуального дефекта и улучшение познавательных способнос­тей умственно отсталого. По словам И. П. Павлова, «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть до­стигнуто, измениться к лучшему, были бы осуществлены соответ­ствующие условия»1.

При неблагоприятных условиях среды у дебила может насту­пить декомпенсация, произойти срыв приспособительных механиз­мов, в результате чего возможно появление новых психопатологи­ческих феноменов с последующим ухудшением познавательных способностей, т. е. не прогресс, а регресс. В большинстве же слу­чаев наблюдаются положительная динамика дебильности, даль­нейшее расширение способностей к познанию. Это подтверждается результатами психолого-дидактического анализа процесса трудо­вого обучения и исследованиями ряда авторов (Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, В. Г. Петрова, 1967).

Процесс динамики по следует понимать упрощенно, утрирован­но, поскольку, как уже упоминалось, возможно нарастание обще­мозговой или очаговой симптоматики. Между тем некоторые авто­ры неправильно истолковывают сущность динамики олигофрении, игнорируя декомпенсацию этого состояния. При этом они ссылаю­тся на психиатрическую терминологию «непрогредиентносги» и «прогредиеитности» с упрощенным ее истолкованием.

Принцип прогредиеитиой н непрогредиентной динамики психи­ческих расстройств впервые выдвинул отечественный психиатр Г1. Б. Ганнушкин, внесший значительный вклад в развитие психо­патологии. Прогредиентность, с его точки зрения, характеризует­ся декомпенсацией, зависимой от особенностей самой болезни, но не зависимой от условий окружающей среды. Непрогреднентная динамика также может проявляться срывом компенсаторных воз­можностей, т. е. декомпенсацией, зависимой от неблагоприятных биологических и социальных факторов.

В процессе динамики дебильности возможно как усугубление основной клинической симптоматики, так и появление новых психо­патологических феноменов, обычно не характерных для дебильнос­ти. По статистическим данным (А. М. Рапопорт, А. И. Селецкий,

О. Е. Фрейеров), число больных с диагнозом олигофрении, преиму­щественно дебильности, в психиатрических стационарах составля­ет по отношению к общему количеству госпитализируемых с психи­ческими заболеваниями около 5 %. Это случаи декомпенсации пси­хической симптоматики в динамике дебильности.

В зависимости от условий среды, особенностей воспитания, со­матического состояния, характера медикаментозного лечения и других условий динамика дебильности характеризуется значитель­ной вариабельностью. Опыт дифференцированного обучения и дан­ные изучения причинно-следственных связей между явлениями свидетельствуют о возможности усиления продуктивных компонен­тов обучения и воспитания детей, страдающих дебильностью, что в значительной мере расширяет понимание ими учебно-наглядной ин­формации.

Таким образом, в большинстве случаев динамика дебильности является положительной. При этом интеллектуальный дефект не­сколько компенсируется, расширяется круг представлений, совер­шенствуются критические возможности и улучшается регуляция поведения.

Отрицательная динамика дебильности может возникнуть в лю­бом возрасте в результате воздействия на организм различных вредных факторов: инфекций, легких травм черепа, интоксикаций алкоголем и др. Ухудшение состояния больных олигофренией отме­чается также в пубертатном периоде. Кроме того, при некоторых формах олигофрений возможно ухудшение даже при благоприят­ных условиях среды. Так, катамнестическое обследование динами­ки развития лиц, страдающих болезнью Дауна, в том числе со сравнительно легкой степенью умственной отсталости типа дебиль­ности, показывает, что интеллектуально они развиваются пример­но до 17-летнего возраста, затем развитие приостанавливается, на 2—3 года задерживается на одном уровне, а в дальнейшем насту­пает катастрофическое деградирование. Появляются признаки ин­волюции, а иногда старческой деградации, больные полностью утра­чивают ранее приобретенные навыки, становятся равнодушными ко всему и бездеятельными. Катамнестические исследования иллю­стрируют также прогредиентность дебильности, обусловленной не­которыми бактериальными и паразитарными инфекциями( токсо- плазмоз, листерелез, сифилис и др.) (Г. Е. Сухарева, 1965).

Возможность сочетания дебильности с психопатическим разви­тием оценивается различными авторами по-разному. Большинство считают возможным сочетание дебильности легкой степени с пси­хопатией. Причем такое сочетание часто обусловливает отрица­тельную динамику развития дебильности, декомпенсацию интел­лектуального дефекта страдающего дебильностью.

Несмотря на необратимый характер морфологических измене­

ний в коре большого мозга у детей, страдающих дебильностью, комплексная лечебная и коррекционно-воспитательная работа с ними приводит в большинстве случаев к положительным сдвигам, социально-трудовой адаптации. Но возможно и непрогредиентное ухудшение, обусловленное воздействием даже очень незначитель­ных неблагоприятных биологических и психогенных факторов. При этом развиваются острые психозы с атипичной симптоматикой, не имеющие аналогов и свойственные только больным, страдающим дебильностыо. Психиатры рассматривают их как специфические и называют атипичными психозами, психозами при дебильности, психозами слабоумных, специфическими олигофренными психоза­ми, аморфными психозами.

Психоз развивается бурно, с синдромом нарушения сознания. Больной дезориентирован в окружающем, не может самостоятель­но одеться, раздеться, у него наблюдаются бред и слуховые галлю­цинации в виде императивных угрожающих голосов. После пере­несенного психоза отмечается некоторое снижение мнестических и понятийных функций, что также свидетельствует о динамике де­бильности.

Наиболее часто усугубление ущербности интеллекта у лиц, страдающих дебильностыо, возникает под влиянием психогенных факторов.

Таким образом, помимо динамики основной клинической симп­томатики дебильности, детерминированной биологическими пато­генными факторами, а также декомпенсации без видимых внешних причин, как это имеет место при олигофрении типа болезни Дауна, и под воздействием даже незначительно усложненной и непривыч­ной ситуации, психической травматизации, у страдающих дебиль­ностью возможно развитие острых психогенных расстройств. Они проявляются следующими состояниями.

Ипохондрическое состояние характеризуется сосредоточением больного на какой-либо доминирующей, совершенно нелепой идее чувственного характера. Он считает себя обреченным на скорую смерть. Его ипохондрические жалобы носят некорригируемый ха­рактер, сопровождаются выраженными аффективными реакциями: со страдальческим выражением лица он рыдает, кричит и причита­ет: «Дорогие, родные спасите меня, я жить хочу». В подобных слу­чаях рациональная психотерапия, разубеждение не помогают, боль­ной нуждается в госпитализации.

Шоковая патологическая реакция «тоски по дому» также ти­пична для клиники дебильности. Она обусловлена внезапным на­рушением стереотипности органически и функционально неполно­ценной коры большого мозга, высвобождением из-под контроля коры и индуцированием подкорковых примитивных механизмов с последующими недифференцированными действиями. Если ребе­нок с дебильностыо длительное время находится в условиях одно­го и того же стереотипного режима, а потом внезапно попадает и новое окружение (детский сад, школа-интернат, проп.шодстпо), у пего может развиться психомоторный шок с сужением стплпии II

‘Л!|

нелепыми действиями. При этом неполноценные мыслительные опе­рации утрачивают свои рациональные, корригирующие свойства, у больного нарастают дезориентировка в окружающей обстановке, желание уйти из нее. Состояние больного очень тяжелое, чувство тревоги стремительно трансформируется в чувство страха, и на фоне искаженного восприятия больной без ясной целевой направ­ленности бежит куда глаза глядят.

Дисфорическая реакция у лиц, страдающих дебильностью, име­ет много общего с острым расстройством настроения при эпилеп­сии, но и отличается от нее по своему происхождению. Дисфория при эпилепсии, являясь психическим эквивалентом припадка, раз­вивается внезапно, без видимой внешней причины. Причиной дис­фории у таких больных является психическая травматизация. В этом состоянии расстройство настроения характеризуется злоб- но-тоскливой раздражительностью, тревожным беспокойством, по­явлением немотивированного чувства страха: он мрачен, напряжен, придирчив, всем недоволен, не находит себе места, нередко стано­вится агрессивным. Это состояние возникает на фоне некоторого помрачения сознания, вследствие чего после приступа дисфории у больного остается лишь фрагментарное воспоминание о происхо­дившем с ним в этот период. Острое расстройство настроения при­водит к усугублению и декомпенсации дебильности, затрудняет со­циально-трудовую адаптацию.

Психогенная депрессия чаще наблюдается при апатико-абули- ческом варианте дебильности, для которого характерна скудность аффективных реакций. Больные при этом относятся ко всему про­исходящему безразлично, аффективные проявления у них весьма однообразны, недифференцированны, нередко граничат с эмоцио­нальной тупостью. Но при внезапной перемене привычной для них обстановки у них стремительно нарастает испуг и чувство страха. Такие лица с большим трудом адаптируются к непривычной обста­новке. При этом они становятся тревожными, пугливыми, плачут, страдают бессонницей, высказывают нестойкие бредоподобные идеи, не ориентируются в ситуации, в их жестах много хаотичес­кой патетики. В основе патогенеза этого психогенного расстройства лежит ломка ущербного динамического стереотипа. При этом в ре­зультате торможения в коре большого мозга и высвобождения из- под ее контроля подкорковых механизмов возникает указанное сос­тояние.

При декомпенсации интеллектуального дефекта возможно так­же развитие параноидного, сумеречного, кататонического состоя­ний, пуэрилизма и др. Все эти данные свидетельствуют о том, что для дебильности свойственна динамичность.

Таким образом, при неблагоприятных условиях среды у подоб­ных больных может наступить декомпенсация, срыв приспособи­тельных механизмов с появлением новых психопатологических фе­номенов, усугубляющих состояние дебильности. Однако благодаря пластичности корковой нейродинамики в условиях правильно орга­низованного медико-педагогического воздействия возможна поло­жительная. динамика дсбильности, расширение познавательных способностей больного. Возрастные особенности развития растуще­го организма предопределяют решающую роль в положительной динамике дебилыюсти стимулирующих раздражителей внешней среды.

studfiles.net

ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — это… Что такое ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ?


ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ
ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ, ложное слабоумие, болезненное стремление изобразить себя глупым и больным. Понятие предложено Вернике (Wernicke) для отличия от дементности как следствия органического поражения головного мозга. Эта болезненная реакция из клин, группы психогений обычно развивается в результате несчастных случаев и при затянувшихся конфликтах. Как основное проявление П. наблюдается полное или резко выраженное выпадение элементарных знаний. Б-ные чувствуют себя беспомощными, не умеют ничего делать, ничего на запоминают, при попытках—театрально растеряны, пускают в ход детские отговорки. Характерна постоянная демонстрация своей полной неспособности к мышлению. Показательно отношение к элементарному устному счету, обычны ошибки вроде: 3×4 = 7 или 5×6 = = 56. Самый обычный ответ на все—«я не знаю». Хорошая ориентировка в окружающем, умелое соблюдение всех своих интересов и пр. являются резким противоречием с выявляемой ими деменцией. Нередко они депрессивны, ипохонд-ричны с нелепыми жалобами, обнаруживают расстройства чувствительности, тремор, частый

илябильный пульс. При исследовании симптома Ромберга б-ные падают, не делая никаких попыток сохранить равновесие. Говорят медленным страдающим голосом. Характерно выражение лица в виде застывшей маски, тупой или глупой (см. рисунок), или одновременное выражение недовольства и страдания, вообще же мимика всегда вялая. Часто, особенно в местах заключения, к этому присоединяется еще изображение того или иного «сумасшествия». Единовременное вознаграждение излечивает скорее, чем всякие другие меры, что надо иметь в виду при законодательных и судебных формулировках о ренте и вознаграждении. Часто радикальным средством является внесение ясности в положение б-ного и игнорирование симптомов.

Заболевание может длиться до года и более. Течение тюремной П. более легкое и скоропреходящее. Родственным псевдодеменции является Ганзеровское сумеречное состояние (см. Гаи-зера симптом). Патогенез объяснить не просто. Главную роль повидимому играют механизмы вытеснения и самовнушения, то, что Кречмер называет ги-побулией (примитивная воля), а в основе лежат определенные домогательства. Характерно, что П. обычно развивается только спустя нек-рое время после травмы, необходима повидимому сначала какая-то внутренняя переработка. П. возникает обычно у импульсивных и неустойчивых психопатов, часто не имевших в прошлом каких-либо истерических черт в характере.— Диференцировать необходимо от сознательного притворства и от действительной деменции, имбецильности и схизофрении. Нередко грубое органическое заболевание становится явным только после исчезновения налета П. Лит.: Schuppius, Das Symptomenbild der Pseu-dodemenz und seine Bedeutung fur die Begutachtungspra-xis, Ztschr. f. d. gesamte Neurologie u. Psvch., B. XXII, 1914.                                                    А. Молохов.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

  • ПСЕВДОГЕМОФИЛИЯ
  • ПСЕВДОЛЕЙКЕМИЯ

Смотреть что такое «ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ» в других словарях:

  • псевдодеменция — псевдодеменция …   Орфографический словарь-справочник

  • псевдодеменция — сущ., кол во синонимов: 1 • синдром (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • псевдодеменция — (pseudodementia; псевдо + деменция) см. Вернике псевдодеменция …   Большой медицинский словарь

  • Псевдодеменция — (псевдо + деменция) (Wernicke С., 1900). Один из вариантов истерической реакции, обычно подостро возникающий и характеризующийся симптомами миморечи, мимодействия, картиной мнимого снижения уровня интеллектуальной деятельности. Больные… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (Ganser state, pseudodementia) синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял.… …   Толковый словарь по медицине

  • Псевдодеменция (pseudodementia) — В DSM III R Американской психиатрической ассоц. деменция описывается как органический психич. синдром, характеризующийся глобальным нарушением памяти, негативно отражающимся на способности работать и справляться с задачами повседневной жизни.… …   Психологическая энциклопедия

  • Псевдодеменция (Ganser State, Pseudodementia) — синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял. Например, на вопрос: Какого цвета… …   Медицинские термины

  • Вернике псевдодеменция — (К. Wernicke; син. псевдодеменция) психическое расстройство, выражающееся в неправильных, нелепых действиях и ответах (мимоговорение), грубых ошибках при решении простейших задач, кажущейся потере элементарных знаний и ориентировки при отсутствии …   Большой медицинский словарь

  • ВЕРНИКЕ ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (описана в 1900 K. Wernicke) – психопатологическое состояние, характеризующееся преходящим регрессом психической деятельности, имитирующим слабоумие. Встречается при истерических реактивных психозах, чаще у мужчин. Характерны: нарушение… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакти́вные психо́зы — временные обратимые разнообразные по клинической картине психические болезни, протекающие в форме помрачения сознания, бреда, аффективных и двигательных расстройств; возникают в результате психической травмы. В развитии Р. п. определяющее… …   Медицинская энциклопедия

big_medicine.academic.ru

ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ

ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ, ложное слабоумие, болезненное стремление изобразить себя глупым и больным. Понятие предложено Вернике (Wernicke) для отличия от дементности как следствия органического поражения головного мозга. Эта болезненная реакция из клин, группы психогений обычно развивается в результате несчастных случаев и при затянувшихся конфликтах. Как основное проявление П. наблюдается полное или резко выраженное выпадение элементарных знаний. Б-ные чувствуют себя беспомощными, не умеют ничего делать, ничего на запоминают, при попытках—театрально растеряны, пускают в ход детские отговорки. Характерна постоянная демонстрация своей полной неспособности к мышлению. Показательно отношение к элементарному устному счету, обычны ошибки вроде: 3×4 = 7 или 5×6 = = 56. Самый обычный ответ на все—«я не знаю». Хорошая ориентировка в окружающем, умелое соблюдение всех своих интересов и пр. являются резким противоречием с выявляемой ими деменцией. Нередко они депрессивны, ипохонд-ричны с нелепыми жалобами, обнаруживают расстройства чувствительности, тремор, частый

илябильный пульс. При исследовании симптома Ромберга б-ные падают, не делая никаких попыток сохранить равновесие. Говорят медленным страдающим голосом. Характерно выражение лица в виде застывшей маски, тупой или глупой (см. рисунок), или одновременное выражение недовольства и страдания, вообще же мимика всегда вялая. Часто, особенно в местах заключения, к этому присоединяется еще изображение того или иного «сумасшествия». Единовременное вознаграждение излечивает скорее, чем всякие другие меры, что надо иметь в виду при законодательных и судебных формулировках о ренте и вознаграждении. Часто радикальным средством является внесение ясности в положение б-ного и игнорирование симптомов.

Заболевание может длиться до года и более. Течение тюремной П. более легкое и скоропреходящее. Родственным псевдодеменции является Ганзеровское сумеречное состояние (см. Гаи-зера симптом). Патогенез объяснить не просто. Главную роль повидимому играют механизмы вытеснения и самовнушения, то, что Кречмер называет ги-побулией (примитивная воля), а в основе лежат определенные домогательства. Характерно, что П. обычно развивается только спустя нек-рое время после травмы, необходима повидимому сначала какая-то внутренняя переработка. П. возникает обычно у импульсивных и неустойчивых психопатов, часто не имевших в прошлом каких-либо истерических черт в характере.— Диференцировать необходимо от сознательного притворства и от действительной деменции, имбецильности и схизофрении. Нередко грубое органическое заболевание становится явным только после исчезновения налета П. Лит.: Schuppius, Das Symptomenbild der Pseu-dodemenz und seine Bedeutung fur die Begutachtungspra-xis, Ztschr. f. d. gesamte Neurologie u. Psvch., B. XXII, 1914. А. Молохов.

Изучайте:

  • МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ
    МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ, микробы, вызывающие в молоке (resp. молочных продуктах) молочнокислое брожение, выражающееся в …
  • ОСТИТ ФИБРОЗНЫЙ
    ОСТИТ ФИБРОЗНЫЙ (ostitis fibrosa), син. фиброзная остеодистрофия (osteodystrophia fibrosa), б-нь костей, впервые точно …
  • МИОЗИТ
    МИОЗИТ (myositis), правильнее миит, воспаление скелетных мышц. В клин, и пат.-анат. отношениях различают несколько форм…
  • СОЛОВОВ
    СОЛОВОВ Петр Дмитриевич (род. в 1875 г.), крупный хирург. По окончании Московского ун-та работал с 1898 г. по 1,902 г. …
  • РАМИКОТОМИЯ
    РАМИКОТОМИЯ (ramicotomia), перерезка соединительных ветвей (rami communicantes) симпат. нерва. Впервые Р. произведена н…

medencped.ru

Псевдодеменция — это… Что такое Псевдодеменция?


Псевдодеменция

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Псевдодеме́нтный синдро́м
  • Псевдодиабе́т

Смотреть что такое «Псевдодеменция» в других словарях:

  • псевдодеменция — псевдодеменция …   Орфографический словарь-справочник

  • псевдодеменция — сущ., кол во синонимов: 1 • синдром (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ, ложное слабоумие, болезненное стремление изобразить себя глупым и больным. Понятие предложено Вернике (Wernicke) для отличия от дементности как следствия органического поражения головного мозга. Эта болезненная реакция из клин,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • псевдодеменция — (pseudodementia; псевдо + деменция) см. Вернике псевдодеменция …   Большой медицинский словарь

  • Псевдодеменция — (псевдо + деменция) (Wernicke С., 1900). Один из вариантов истерической реакции, обычно подостро возникающий и характеризующийся симптомами миморечи, мимодействия, картиной мнимого снижения уровня интеллектуальной деятельности. Больные… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (Ganser state, pseudodementia) синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял.… …   Толковый словарь по медицине

  • Псевдодеменция (pseudodementia) — В DSM III R Американской психиатрической ассоц. деменция описывается как органический психич. синдром, характеризующийся глобальным нарушением памяти, негативно отражающимся на способности работать и справляться с задачами повседневной жизни.… …   Психологическая энциклопедия

  • Псевдодеменция (Ganser State, Pseudodementia) — синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял. Например, на вопрос: Какого цвета… …   Медицинские термины

  • Вернике псевдодеменция — (К. Wernicke; син. псевдодеменция) психическое расстройство, выражающееся в неправильных, нелепых действиях и ответах (мимоговорение), грубых ошибках при решении простейших задач, кажущейся потере элементарных знаний и ориентировки при отсутствии …   Большой медицинский словарь

  • ВЕРНИКЕ ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (описана в 1900 K. Wernicke) – психопатологическое состояние, характеризующееся преходящим регрессом психической деятельности, имитирующим слабоумие. Встречается при истерических реактивных психозах, чаще у мужчин. Характерны: нарушение… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакти́вные психо́зы — временные обратимые разнообразные по клинической картине психические болезни, протекающие в форме помрачения сознания, бреда, аффективных и двигательных расстройств; возникают в результате психической травмы. В развитии Р. п. определяющее… …   Медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

Олигофрения. Причины олигофрении.

Дефектный ментальный уровень

Несмотря на то, что глава о так называемых расстройствах интеллекта относится к учебникам психиатрии, их значение настолько велико, что необходимо коротко упомянуть о них и здесь (в связи с вышеприведен­ной главой). Мы различаем врожденные дефекты интеллекта (менталь­ного уровня) – все формы слабоумия, олигофрении – и деменцию, кото­рая не является врожденным пороком, а приобретается в течение жизни (опухоль мозга, склероз, старческая дементность, эпилепсия, последст­вия психотических заболеваний, особенно шизофрении).

Что касается олигофрении, то можно различать три ее степени:

1. Дебильность. Дебил споцобен окончить начальную школу, на­учиться читать, писать и считать, доступен воспитанию и обучению.

Дебильные дети отстают в своем психическом развитии примерно на одну четверть или на одну половину от своего фактического возраста. Будучи взрослыми они достигают зрелости мышления одиннадцатилет­него ребенка. Они могут выполнять не слишком сложные мануальные профессии не требующие инициативы и большей ответственности.

2.Имбецильность. Имбецил поддается частичному воспитанию и не способен к обучению. Он достигает в наилучшем случае уровня старше­го дошкольного возраста. Он не может справиться с учением в школе, но может обслужить сам себя и под непосредственным руководством, если речь не идет о тяжелой форме имбецильности, может делать и простей­шую работу.

3. Идиотия. Идиот не способен ни к воспитанию, ни к обучению. Он остается на уровне развития грудного ребенка или ползунка и нуждается в постоянной посторонней помощи или помещении в специальное учре­ждение, если такая помощь не может быть ему предоставлена дома.

Достаточно хорошо известно, что олигофрения возникает, напри­мер, в результате поражения плода вследствие неправильного или недо­статочного питания матери, вследствие некоторых заболеваний матери, таких, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз и т. п. Иногда решающую роль играет RH-фактор, облучение рентгеновскими лучами, гипоксия (асфиксия) в родах и мозговые травмы, и, наконец, особенно в первый период развития, воспаление мозга и мозговых оболочек, тяжелые отра­вления и т. д.

При диагностике олигофрении необходимо также тщательно вы­являть возможные формы социального слабоумия, которое в нашем но­вом общественном строе почти исчезло. В таких случаях человек хотя и проявляется как олигофрен, но низкий уровень умственного развития здесь бывает обусловлен не конституционально, а социальными услови­ями, недостатком социальной стимуляции, обучения и т. п.

Между нормальным умственным уровнем и олигофренией самой легкой степени имеется ряд постепенных переходов. Обычно различают следующий ряд:

норма – слабый средний уровень – уровень ниже средней нормы, но еще в пределах нормы – ограниченность (тупость) – пограничный пояс между ограниченностью и дебильностью – дебильность – имбециль­ность – идиотия.

Опытный психолог при исследовании всегда обращает внимание на пробелы в знаниях и умениях, в школьной успеваемости, на частоту за­болеваний и их тяжесть для того, чтобы затем, особенно при вербальных тестах, не интерпретировать ошибочно уровень умственного развития больного.

Врач и медицинская сестра должны также всегда помнить о разли­чиях среди больных, иметь в виду их интеллект. Вопросы, задаваемые при сборе анамнеза, и рекомендации, даваемые больному при выписке из больницы, при назначении лечения и режима, при объяснении харак­тера заболевания, должны соответствовать пониманию и знаниям боль­ного. Если мы замечаем, что больной нас не понимает, то ищем причину этого в способе нашего объяснения, а не в плохой внимательности боль­ного. Не следует проявлять по отношению к больному нетерпеливость, недовольство или надменность, необходимо попытаться просто подхо­дящим способом изменить свое объяснение. В противном случае мы за­труднили бы сами себе контакт с больным и могли бы вызвать недораз­умение или открытый конфликт.

vprosvet.ru

Псевдодеменция — это… Что такое Псевдодеменция?


Псевдодеменция

(псевдо + деменция) (Wernicke С., 1900). Один из вариантов истерической реакции, обычно подостро возникающий и характеризующийся симптомами миморечи, мимодействия, картиной мнимого снижения уровня интеллектуальной деятельности. Больные бессмысленно таращат глаза, дурашливы, не могут ответить на элементарный вопрос и тут же неожиданно верно выполняют более сложное задание. От Ганзера синдрома отличается меньшей глубиной расстроенного сознания, хотя вопрос о том, является ли П. самостоятельным синдромом или же составной частью Ганзера синдрома, до сих пор остается дискуссионным.

Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.

  • Псевдогаллюциноз
  • Псевдодипсомания

Смотреть что такое «Псевдодеменция» в других словарях:

  • псевдодеменция — псевдодеменция …   Орфографический словарь-справочник

  • псевдодеменция — сущ., кол во синонимов: 1 • синдром (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ, ложное слабоумие, болезненное стремление изобразить себя глупым и больным. Понятие предложено Вернике (Wernicke) для отличия от дементности как следствия органического поражения головного мозга. Эта болезненная реакция из клин,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • псевдодеменция — (pseudodementia; псевдо + деменция) см. Вернике псевдодеменция …   Большой медицинский словарь

  • ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (Ganser state, pseudodementia) синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял.… …   Толковый словарь по медицине

  • Псевдодеменция (pseudodementia) — В DSM III R Американской психиатрической ассоц. деменция описывается как органический психич. синдром, характеризующийся глобальным нарушением памяти, негативно отражающимся на способности работать и справляться с задачами повседневной жизни.… …   Психологическая энциклопедия

  • Псевдодеменция (Ganser State, Pseudodementia) — синдром, для которого характерны неточные ответы (approximate answers) больного на поставленные ему вопросы; так, пациент дает явно и совершенно неправильные ответы на вопрос, смысл которого он хорошо понял. Например, на вопрос: Какого цвета… …   Медицинские термины

  • Вернике псевдодеменция — (К. Wernicke; син. псевдодеменция) психическое расстройство, выражающееся в неправильных, нелепых действиях и ответах (мимоговорение), грубых ошибках при решении простейших задач, кажущейся потере элементарных знаний и ориентировки при отсутствии …   Большой медицинский словарь

  • ВЕРНИКЕ ПСЕВДОДЕМЕНЦИЯ — (описана в 1900 K. Wernicke) – психопатологическое состояние, характеризующееся преходящим регрессом психической деятельности, имитирующим слабоумие. Встречается при истерических реактивных психозах, чаще у мужчин. Характерны: нарушение… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакти́вные психо́зы — временные обратимые разнообразные по клинической картине психические болезни, протекающие в форме помрачения сознания, бреда, аффективных и двигательных расстройств; возникают в результате психической травмы. В развитии Р. п. определяющее… …   Медицинская энциклопедия

psychiatry.academic.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *