Диспраксия что это такое – Диспраксия. Симптомы, причины, коррекция. Артикуляционная диспраксия

Содержание

Мой Логопед — Диспраксия — симптомы и лечение диспраксии

Диспраксия —

(расстройство координации развития)

является неврологическим заболеванием, в основе которого лежат нарушения в праксисе и планировании движения для достижения заданной цели. Проблемы с праксисом влияют на приобретение новых навыков и выполнение тех, что ребенок уже усвоил.

Диспраксия может влиять на все области развития: физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные, языковые и сенсорные. Она способна нарушать нормальный процесс обучения ребенка.

Отмечу, что диспраксия маскируется под разные нарушения (например, корь или ветряная оспа имеют общий набор симптомов, а диспраксия поражает каждого ребенка не одинаково: в разном возрасте и на разных стадиях развития, в разной степени).

Причины данного нарушения неизвестны, ведутся исследования. Эксперты полагают, что диспраксия возникает, когда нервные клетки человека, управляющие мышцами (двигательными нейронами), развиваются неправильно. Если моторные нейроны не могут сформировать правильные соединения, мозг будет обрабатывать данные гораздо дольше. Многие утверждают, что это наследственное заболевание. общий набор симптомов, а диспраксия поражает каждого ребенка не одинаково: в разном возрасте и на разных стадиях развития, в разной степени).

Диспраксия является скрытым расстройством, так как при типичных обстоятельствах дети могут казаться ничем не отличающимися от своих сверстников, пока новые навыки не будут испытаны или не станут известны из контекста, или когда трудности могут стать очевидными.

Симптомы расстройств движений туловища и конечностей встречаются достаточно часто. Двигательные нарушения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижение в пространстве. Диспраксия влияет на активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности.

  • Диспраксия нарушает развитие грубых двигательных навыков, таких как ходьба или прыжки. Так же может повлиять на мелкую моторику: движения рук (для навыка удержания предмета и навыка письма в последствии) движения рта и языка (для правильного произнесения слов).
  • Диспраксия способна влиять на социальные навыки. Дети с диспраксией могут вести себя неподвижно, например в играх.
  • Двигательные расстройства часто встречаются в качестве коморбидных состояний при таких нарушениях развития, как СДВГ, алалия и аутизм.

Виды диспраксии

Идеаторная диспраксия

Каждый раз, когда ребенку в руки попадается какой-либо предмет, он познает и его предназначение.
Все знакомые ребенку действия , в том числе касающиеся собственного тела и речевой моторики, сохраняются в виде идеомоторных и процедуральных программ памяти.
На этапе освоения какого-либо действия участвуют теменно-лобные доли, а потом уже процедуральная память мозжечка и подкорковых структур.

Например, навык езды на велосипеде. В новых обстоятельствах данный навык ребенок может перенести на любую другую модель велосипеда, даже если он им ранее не пользовался.

Идеомоторная диспраксия

Это разговор о том, «ЗАЧЕМ» осуществляется действие.

За данную функцию отвечает вентральные перцептивные пути (нижне-височные структуры). Если у ребенка нарушен идеомоторный праксис, это значит, что у него теряется способность к выполнению сложного действия. Части одного действия не могут осуществляться в определенной последовательности. Такие действия проявляются у детей после одного года. Например, кушать ложкой. Ребенок, меняющий пеленку у куклы, так же задействует свой идеомоторный праксис. При идеомоторной диспраксии, могут воз-никнуть трудности с расчесыванием волос или с тем, чтобы помахать рукой на прощание.

Чаще данное нарушение встречается у детей с умственной отсталостью, так как чтобы осуществлять последовательное действие, необходимы: память, внимание, внутренняя речь, рабочая память.

Артикуляционная диспраксия

Затрудняет координацию мышечных движений, необходимых для произнесения слов. Дети с данным видом диспрак-сии могут иметь невнятную речь, ее трудно понять на слух.

Этот вид диспраксии становится заметным при выполнении таких движений, как: высовывание языка, надувание щек, прикусывание губ, сжимание губ, горизонтальные и вертикальные движения языком из стороны в сторону. Ребёнок не может выполнить по инструкции такие движения, как щелканье языком или его перемещение из стороны в сторону, даже если инструкция понятна ребенку.

При артикуляционной диспраксии ошибки в речи совершаются непредсказуемо. Важно не спутать ее с дизартрией и фонологическими нарушениями речи. О них мы тоже будем говорить в рамках других статей.

Конструктивная диспраксия

Присутствуют трудности при рисовании, конструировании, одевании, завязывании шнурков (каждому навыку, разумеется, соответствует адекватный для него возраст ребенка).

Так же, сложности отмечаются в занятиях спортом и играх, при которых требуются пространственные представления. Дети с этим видом диспраксии могут испытывать трудности при копировании геометрических рисунков.

Дыхательная апраксия

Можно вынести в отдельную группу расстройств. Это нарушение произвольного дыхания и, часто, потеря способности произ-вольно менять его ритм. Она возникает при поражении премоторных зон ко-ры больших полушарий. При наличии дыхательной диспраксии у ребенка может быть нарушен произвольный акт глотания.

Есть много ранних признаков того, что ребенок имеет диспраксию или предпосылки к этому заболеванию:общий набор симптомов, а диспраксия поражает каждого ребенка не одинаково: в разном возрасте и на разных стадиях развития, в разной степени).

  • Раздражителен и трудно успокаивается от рождения

    Проблемы с кормлением: аллергия на молоко, колики, ограниченная диета

  • Трудности со сном: проблемы, связанные с установлением монотонной обстановки (например, ритуалы отхода ко сну)
  • Задержка сенсомоторного развития: неспособность сидеть без посторонней помощи, переворачиваться из стороны в сторону, может отсутствовать стадия ползания
  • Высокие уровни двигательной активности: ребенок постоянно двигает руками и ногами
  • Повторяющееся навязчивое поведение: движение головой из стороны в сторону
  • Ребенок чувствителен к высоким уровням шума
  • Продолжающиеся проблемы с развитием навыков кормления
  • Приучение к горшку откладывается на поздний срок
  • Избегает конструкционных игрушек, таких как Lego
  • Отсроченное развитие речи: отдельные слова, не соответствующие возрасту 3-х лет
  • Очень эмоциональный ребенок: его легко встревожить, частые вспышки неконтролируемого поведения
  • Трудности с концентрацией

Для примера: сводка поведения (3 – 5 лет)

Очень высокий уровень двигательной активности: ноги качаются, постукивают, руки хлопают или скручиваются. Ребенок не может оставаться на одном месте более 5 минут. Высокая возбудимость: голос громкий и пронзительный. Ребенок легко расстраивается, истеричен. Двигается неловко: постоянно натыкается на предметы и падает; не может освоить трехколесный велосипед. Нет чувства опасности, может прыгать с неадекватной высоты.

Такого ребенка могут назвать грязнулей: часто разливает жидкость из чашек для питья, предпочитает использовать пальцы для приема пищи. Проблемы с выполнением тонких движений, таких как завязывание шнурков, закрывание кнопок и молний. У такого ребенка плохо развита моторика: испытывает затруднение в использовании ручки, карандаша, ножниц. Рисунки не соответствуют возрасту. Держится обособлено в группе сверстников: предпочитает взрослую компанию. Колеблется в большинстве действий, кажется медлительным ребенком. Чувствителен к сенсорной стимуляции: реагирует на высокий уровень шума ( пылесос, крики детей, блендер). Ребенку не нравится носить новую одежду. Будет наблюдаться ограниченный ответ на устные инструкции ( время отклика замедленное, проблемы с пониманием). У такого ребенка ограниченная концентрация: задачи часто остаются незавершенными.

Например: Катя, принеси стакан со стола. Катя пошла за стаканом, увидела куклу, задача не выполнена. И это повторяется достаточно часто в течение дня, ежедневно.

Диспраксия неизлечима, но ранее вмешательство значительно упрощает жизнь ребенка.

Как проявляется диспраксия во взрослой жизни:

  • Плохая осанка и частая усталость
  • Писать и рисовать трудно
  • Трудно координировать обе стороны тела
  • Сложно различить слова на слух (нарушение фонематического слуха: печёт-течёт)
  • Трудности в элементарных навыках: бритье, нанесение макияжа, завязывание шнурков
  • Повторяющееся навязчивое поведение: движение головой из стороны в сторону
  • Плохая зрительно-моторная координация
  • Меньше чувствительности к невербальным сигналам
  • Трудно отличить звуки от фонового шума
  • Заметное отсутствие ритма при танцах или тренировках
  • Трудно запомнить простую танцевальную связку с первого раза

Лечение и диагностика диспраксии

Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем лучше будет его прогноз.

Рекомендую обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, нейропсихологу, кинезеотерапевту. Они оценят способность ребенка справ-ляется с повседневными функциями как дома, так и в садике. Затем они по-могут ему развить те навыки, которые необходимые для повседневной жизнедеятельности.

xn--c1accokeocbk.xn--p1ai

что нужно знать о расстройстве координации

Возможно, вы уже слышали о диспраксии (dyspraxia) как о «синдроме детской неуклюжести». Объясняя, что такое диспраксия, специалисты используют простое сравнение: то же самое, что и дислексия, только в мире движений. Но это расстройство координации серьезнее, чем мы думаем. Так, некоторым людям приходится бороться с ним всю жизнь, а заодно — с сопутствующими эмоциональными расстройствами и чувством постоянного беспокойства.

«Будто ты левша, но в абсолютно праворуком мире», — так описывает свое состояние в интервью BBC  26-летняя Стефани Гидера (Stephanie Guidera), оперная певица из Ливерпуля. Девушке поставили диагноз в 20 лет, так что ей пришлось привыкать к особенности, которая развилась после определенных проблем в подростковом возрасте. «Раньше, когда я делала не то движение, которое хотела, я чувствовала себя глупо. Сейчас же я понимаю, что, на самом деле, это делает меня уникальной», — говорит Стефани.

Диспраксия у детей

В отличие от других специфических трудностей развития, крупные исследования по поводу диспраксии (также: расстройства координации движения, DCD) начались совсем недавно. Обычно этот термин используется при постановке диагноза детям, чьи двигательные навыки существенно ниже ожидаемого для их возраста уровня. И они не ленивы, неуклюжи или неразумны — их интеллектуальные способности на уровне, только вот задачи на координацию вызывают сложности.

Типичный ребенок с диспраксией легко находит общий язык со сверстниками, логично отвечает на вопросы взрослых и вообще ведет себя совершенно нормально. Другое дело, что он, например, нуждается в помощи, чтобы завязать шнурки, не может ездить на велосипеде, а его почерк очень трудно разобрать.

Как сообщает IFL Science, расстройство координации движения затрагивает около 5-6% детей. А это — примерно по одному ребенку в каждом классе. К сожалению, у многих детей диспраксия сопровождается также дислексией, специфическим нарушением речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

И хотя симптомы диспраксии в основном физические, исследования показывают, что дети с DCD испытывают значительно больший эмоциональный стресс, чем их сверстники. Кроме того, исследование Лондонского университета Голдсмита (Goldsmiths University of London) показало, что дети в возрасте 7-10 лет с DCD имеют более низкие социальные навыки в целом.

Диспраксия у взрослых

Расстройство координации движения  — состояние, которое может сопровождать человека всю жизнь. Сегодня ученые не готовы дать точно ответа на вопрос, почему оно возникает, но совершенно ясно, что это происходит не из-за повреждений в головном мозге.

Долгое время специалисты были уверены, что дети «перерастают» трудности с координацией. Однако теперь у них есть доказательства, что двигательные проблемы в случае диспраксии сохраняются и в зрелом возрасте, где их сопровождает ряд социально-эмоциональных проблем.

Взрослые люди с DCD продолжают бороться с почерком. Также у них могут возникнуть проблемы с планированием, за счет чего они часто опаздывают на работу и другие мероприятия, куда важно приходить вовремя. Простые домашние дела, такие как приготовление еды или глажка одежды, могут вызывать у них дискомфорт. Плюс, возникают сложности с приобретением навыков, требующих скорости и точности, поэтому им трудно, например, научиться управлять автомобилем.

Изучение взрослых людей с диспраксией находится на начальной стадии, но сегодня информации для работодателей и близких людей тех, кто столкнулся с DCD, все больше. На данный момент ученые пытаются понять, почему возникает диспраксия в зрелом возрасте и можно ли как-то снизить ее влияние на жизнь человека — с помощью лекарственных препаратов или специально подобранной терапии.

med.vesti.ru

Диспраксия, понятие, виды, симптомы, диагностика

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Артикуляционную диспраксию правомерно выделять как особую форму парциального недоразвития речи, поскольку она имеет самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, специфическую, присущую только ей симптоматику и характерный для нее тип динамики на протяжении онтогенеза.

Артикуляционная диспраксия рассматривается как самостоятельное расстройство в тех случаях, когда у детей нарушено формирование только звуковой стороны речи. Она занимает особое место в ряду клинических вариантов нарушения произносительной стороны речи. Артикуляционной диспраксией называется  состояния избирательного нарушения формирования только произносительной стороны речи, основным механизмом которой является незрелость или аномальное формирование артикуляционного праксиса. При этом элементарные формы моторных функций артикуляционного аппарата сохранены (подвижность, мышечный тонус, сократительные способности). Нарушения звуковой стороны речи носят избирательный характер и распространяются только на сегментарный ее уровень, затрагивая только консонантные его компоненты (Корнев А. Н., 1989, 1993, 1994, 1999, Kornev A. N.. 2000). Наиболее частой причиной этого состояния является раннее резидуально-органичское поражение головного мозга. Вероятны и генетически обусловленные случаи. Это подтверждается как анамнестическими данными, так и результатами неврологического обследования.

В логопедической литературе  стран СНГ эта категория расстройств как самостоятельное явление мало изучена и включается или в рамки дислалии, или в круг дизартрии (Гриншпун Б. М., 1989, Гуровец Г. В., Маевская С. И., 1978, Сизова Э. Я., Макарова Э. К., 1979). Пожалуй, единственное исключение — работа И. И. Панченко (1975), где автор, систематизируя нарушения звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом, выделяет «фонетико-апраксическую форму» звуковых расстройств. Соботович Е. Ф. (1981) в работе, посвященной моторной алалии, выделяет такой симптомокомплекс, как артикуляционная апраксия, но не описывает его. Е. М. Мастюкова описывает аналогичный симптомокомплекс, именуемый ею «корковой дизартрией», и выделяет 3 его разновидности: с преобладанием нарушений артикуляции переднеязычных согласных, с преимущественным нарушением шипящих и аффрикатов, сопровождающихся активным поиском артикуляционного уклада (автор связывает это с кинестетической апраксией), с нарушением артикуляции аффрикатов и расщеплением их, заменой щелевых звуков на смычные. В англоязычной литературе расстройства данного типа получили название «артикуляционной диспраксии развития» (developmental articulatory dyspraxia, DAD, Morley M., 1972), вербальной или «речевой апраксией развития» (developmental apraxia of speech, DAS или developmental verbal apraxia, DVD, Yoss K., Darley F, 1974).

Смешения звуков, освоенных и автоматизированных в произносительном плане, не являются специфичными для артикуляционной диспраксии и встречаются весьма редко. Это факультативный для артикуляционной диспраксии симптом, механизм которого анализировался выше. Остальные ошибки — облигатные. Отклонений от нормы в лексико-грамматической сфере у детей не было. По сравнению с функциональной дислалией артикуляционная диспраксия представляет собой более сложное и комплексное расстройство.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

Виды диспраксии

Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы — это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

Конструктивная

Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.

Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия

Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Причины

  • Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:
  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Диагностика

Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

  • Ребенка просят раздеться — одеться.
  • Нарисовать простой предмет, животное.
  • Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
  • Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
  • Проследить за предметов глазами.
  • Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  • Перекрещивание ног по образцу, команде.
  • Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
  • Вырезание несложной фигуры ножницами.

 

Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза «диспраксия».

Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

 

Отличия от дизартрии

  • Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:
  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  • Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
  • Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  • Копирование рисунков
  • Плавание
  • ЛФК
  • Массаж. С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  • Музыкальное сопровождение на физкультуре
  • Шитье
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  • Трудотерапия

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

Перевоспитание фонетики. Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.

Увеличение запасов фонем, слов. Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.

Контроль за мимикой.Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь. Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра — ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка. Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках.Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Советы родителям:

Панацеи от диспраксии в детском возрасте не существует. Родителям стоит быть терпеливыми, выполнять советы педагогов и медиков. Научитесь сами и привейте ребенку следующие навыки:

  • радуйтесь каждому успеху, хвалите ребенка чаще
  • не торопите малыша при выполнении заданий
  • фиксируйте внимание на мелочах
  • не напоминайте дошкольнику о неудачах
  • ставьте перед ребенком понятные и доступные цели
  • требуйте выполнения задач
  • отбирайте материал для занятий на основе предпочтений малыша
  • усложняйте задачи постепенно, не торопитесь приступать к самому сложному в начале пути.

Диагноз диспраксия — это не приговор. Не стоит замыкаться в себе, понижать самооценку ребенку. Большинство симптомов и проявлений заболеваний можно устранить в детском возрасте. Ваша помощь необходима ребенку для успешной адаптации и к взрослой жизни.

Источники:

https://ourkids.ru

https://orechi.ru

Корнев А.Н.. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь. — 380 с: ил.. 2006

logosha.com

Диспраксия – это… Описание заболевания, причины возникновения, симптомы, методы лечения, профилактика

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию. Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно. Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером.

Что это такое?

Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте. Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать.

Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации. Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения. При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно.

Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения.

Основные проявления

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам.

Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь.

Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок:

  1. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц.
  2. Проблемы при удержании ручки или карандаша. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. Даже научившись писать, делают это очень медленно.
  3. Проблемы с чтением. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней.
  4. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности.

Симптомы в зависимости от возраста

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне.

В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его. Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач.

В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами.

Дошкольный период

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

  • пониженная концентрация внимания;
  • повышенная физическая активность;
  • проблемы с засыпанием;
  • неумение самостоятельно питаться;
  • нескоординированная походка.

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

Школьный возраст

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением.

Почему это происходит?

Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями.

Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует.

Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска.

По другой теории, болезнь является генетическим нарушением. Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией.

Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии.

Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем.

Виды в зависимости от причин

На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения:

  1. Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы.
  2. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией.

Виды в зависимости от типа действия

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия.

Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом.

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо.

Классификация патологии по конкретным двигательным нарушениям

В данной классификации присутствует:

  1. Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе.
  2. Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий.
  3. Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения.
  4. Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием.
  5. Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении.
  6. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

Как определить?

Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией.

Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш. Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться.

При малейшем подозрении следует обратиться к врачу. Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед.

Лечебные мероприятия

На сегодняшний день не существует методики лечения, которая позволила бы полностью избавиться от диспраксии. Необходимо быть готовым, что ребенок с данным видом патологии будет иметь определенные трудности во взрослой жизни.

Несмотря на это, существуют определенные методики, которые позволят упростить ребенку и взрослому социализацию в обществе.

В частности, двигательный тип патологии корректируется при помощи так называемого метода «Третьего лица». Упражнения позволяют научить малыша совмещать собственные движения с сигналами, поступающими из окружающего мира. Одновременно удается улучшить восприятие времени и пространства.

Упражнения под названием «Тело и я» позволяют развить чувство собственного тела. Ребенок учится контролировать собственное дыхание и конечности – верхние и нижние.

Помимо этого, рекомендуется ввести в режим дополнительные занятия, которые улучшат состояние. К примеру, плавание, которое позволяет улучшить координацию. Потребуется постоянный контроль за осанкой и походкой, за движением глаз.

Коррекция диспраксии двигательного типа предполагает трудотерапию. В данном случае ребенок учится четко выполнять повседневные функции, что позволит максимально социализироваться в окружающей среде.

Лечение вербального типа патологии

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации:

  1. «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество.
  2. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия у взрослого населения

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

Профилактика

Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, — срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное.

fb.ru

апраксия и диспраксия? 2019

Апраксия против Диспраксия?

Слова apraxia и диспраксия — это и медицинские условия, влияющие на нервную систему организма, что приводит к трудностям в движениях.

Что такое апраксия и диспраксия Апраксия — это неспособность выполнить целенаправленные движения, которые уже были изучены человеком. Апраксия — это отсутствие выполнения задачи, несмотря на желание и способность добиться движения. Apraxia — это приобретенное нарушение моторного исполнения из-за невозможности понять команды. Диспраксия также по праву называется расстройством координации развития. Это хроническое неврологическое расстройство развития, происходящее у детей, а также у взрослых, у которых есть проблемы с планированием и выполнением мелкой и грубой моторики. Основное различие заключается в том, что в апраксии способность присутствует, но не может выполнять функции, тогда как при диспраксии сама способность утрачивается.

Разница в презентациях Существуют различные типы диспраксии. Ideomotor dyspraxia — это вариант, в котором есть трудности с выполнением отдельных задач, таких как размахивание до свидания и т. Д. Идеальная диспраксия — это еще один вид, в котором есть трудности в выполнении многоступенчатых задач, таких как чистка зубов, застежка-молния и т. Д. В оромоторной диспраксии отсутствует координация движения мышц, чтобы иметь правильное произношение. Наконец, конструктивная диспраксия приводит к трудностям в следующих пошаговых инструкциях и длинных сериях инструкций, таких как приготовление пищи, которые включают в себя последовательность шагов один за другим. Часто дети, страдающие от диспраксии, могут выглядеть так, как будто они ленивы и, например, избегают движений, вместо того, чтобы перемещать голову, они могут закатать глаза, чтобы получить представление о чем-то, могут возникнуть трудности с бегом и прыжками и т. Д. из всех этих симптомов, он также был назван как синдром Clumsy child, так как пациенты склонны ограничивать свои движения из-за трудностей, с которыми сталкиваются в движении. Типы апраксии — это идеомоторная апраксия, концептуальная апраксия, речевая апраксия и конструктивная апраксия. Люди, страдающие от Ideomotor apraxia, демонстрируют неспособность планировать или совершать двигательные действия. Концептуальная апраксия — это не способность мыслить о шагах, необходимых для выполнения определенных действий. Люди, затронутые этим типом, путают вещи и делают что-то в первую очередь, а в первую очередь. Пример такого типа апраксии заключается в том, что человек сначала помещает овощи в горшок, а затем масло, необходимое для приготовления пищи. Апраксия речи встречается у взрослых и детей. Это обычно наблюдается у лиц, которые ранее имели способность говорить. Это связано с потерей уже приобретенных речевых уровней. Обычно это связано с ошибками сочленения.

Разница в лечении Оба заболевания неизлечимы и, как правило, сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют возможности для совершенствования при строгом применении речевой терапии, профессиональной терапии и физиотерапии при апраксии, а также при диспраксии. Улучшение часто наблюдается у детей с диспакцией, которые начинаются рано на простых физических упражнениях для координации. Простые задачи, когда их можно сделать уверенно, можно скомпилировать и медленно, ребенку-диспраксику можно научить делать несколько задач, чтобы ребенок был независимым. Родителям необходимо советоваться в таких случаях, особенно при диспраксии, поскольку отсутствие локомоции и движения может быть очень разочаровывающим.

Резюме: Диспраксия — это отсутствие скоординированных целенаправленных движений, несмотря на желание и расстройство развития. Апраксия — это приобретенное расстройство, развивающееся в более позднем возрасте, когда способность выполнять уже приобретенные навыки теряется, несмотря на желание и силу выполнять их. Оба являются неизлечимыми неврологическими

ru.esdifferent.com

что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

Все люди бывают иногда неуклюжи, неповоротливы. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это непросто неуклюжесть, а именно невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями. Поговорим о том, что такое диспраксия, как ее диагностировать и лечить.

Что это

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

Виды диспраксии

Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы – это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

Конструктивная

Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.

Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Причины

Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:

  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Диагностика

Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

  1. Ребенка просят раздеться – одеться.
  2. Нарисовать простой предмет, животное.
  3. Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
  4. Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
  5. Проследить за предметов глазами.
  6. Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  7. Перекрещивание ног по образцу, команде.
  8. Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
  9. Вырезание несложной фигуры ножницами.

Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза “диспраксия”.

Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
  2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  3. Копирование рисунков
  4. Плавание
  5. ЛФК
  6. Массаж
    С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
  8. Шитье
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  10. Трудотерапия

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

  • Перевоспитание фонетики.
    Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
  • Увеличение запасов фонем, слов.
    Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
  • Контроль за мимикой.
    Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь
    Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка
    Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках
    Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Советы родителям

Панацеи от диспраксии в детском возрасте не существует. Родителям стоит быть терпеливыми, выполнять советы педагогов и медиков. Научитесь сами и привейте ребенку следующие навыки:

  • радуйтесь каждому успеху, хвалите ребенка чаще
  • не торопите малыша при выполнении заданий
  • фиксируйте внимание на мелочах
  • не напоминайте дошкольнику о неудачах
  • ставьте перед ребенком понятные и доступные цели
  • требуйте выполнения задач
  • отбирайте материал для занятий на основе предпочтений малыша
  • усложняйте задачи постепенно, не торопитесь приступать к самому сложному в начале пути.

Диагноз диспраксия – это не приговор. Не стоит замыкаться в себе, понижать самооценку ребенку. Большинство симптомов и проявлений заболеваний можно устранить в детском возрасте. Ваша помощь необходима ребенку для успешной адаптации и к взрослой жизни.

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

31

orechi.ru

Диспраксия у детей — коррекция в Москве в центре ДокторНейро

Диспраксия – задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.

Происхождение термина “диспраксия: «дис» — нарушение; «праксис» — движение.

Праксис – высшая психическая функция человека, формирующаяся прижизненно в контакте с окружающим миром. Праксис как высшая психическая функция служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, взять со стола ложку, сложить кубики, написать в тетради слово — все это может быть недоступным для человека с несформированным или нарушенным праксисом, при этом пациент не испытывает ограничений в двигательной сфере, не страдает парезами и параличами.

Причины

Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.

Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.

Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой «моторной программы».

Классификация

В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:

  • Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) — трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, «застреваний» на отдельных элементах программы;
  • Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) — трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
  • Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) — трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
  • Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) — трудности овладения конструктивной деятельностью — игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
  • Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) — несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах праксиса.
Лечение

Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).

www.doctorneiro.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *