Эффект Зейгарник поможет закончить все задачи
У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.
Блюма Зейгарник
Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.
Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.
Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.
Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.
Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.
Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.
Как применять эффект Зейгарник
Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.
Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.
Хорошие новости для прокрастинаторов
Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.
Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.
Ожидаемая награда и эффект Зейгарник
Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?
Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.
В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.
Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.
Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.
lifehacker.ru
Суть эффекта Зейгарник состоит и заключается в том что. Действия
Эффект Зейгарника применяют при выполнении планов, проектов, при повышении личной продуктивности.
Эффект Зейгарник заключается в том что не завершенные действия мучают нас нежелательным воспоминанием или каким- то происшествием, действиями.
Порой приходится на время остановить какое-то незавершенное, незаконченное дело, ввиду определенной причины. Но мысль об этом деле постоянно надоедает вам: ночью, в свободное время. Даже когда в этом нет никакой необходимости. Думаете, что ваша советь подсказывает о незавершенном действии. Но это не так. Существует понятие в гештальт психологии, которая называется эффектом Зейгарник.
Немного о Блюме Вольфовне Зейгарник
Интерес к психологии личности, различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж,жила в Берлине и училась в вузе.
Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет наименование «Эффект Зейгарник — в психологии», которая оказалась ее 1-ой научной работой в 27 лет от роду.
Психоневрологическая клиника при Институте экспериментальной медицине, где госпожа Зейгарник работала и делала свои последующие открытия.
Суть эффекта Зейгарник
Наблюдательность Блюмы, в обыкновенном оживленном кафе за поведением официанта, который обслуживал их столик, позволило сделать открытие юной практикантке.
Суть эффекта Зейгарник зародился только у Блюмы, хотя за столом кроме нее находились профессор и доктор Курт Левин – светила патопсихологии, у которого она стажировалась.
Зейгарник эффект незавершенного действия внезапно возник из разговора с официантом, который не записывая перечень блюд при заказе, выполнил в полном объеме, за что был отмечен Блюмой за отличную память, обладающая феноменальной способностью. В свою очередь он сообщил, что никогда заказы не записывает в блокнот. Тогда Блюме стало интересно, помнит ли официант перечень блюд соседнего стола, который он обслужил немного раньше их.
Официант не смог перечислить весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Так зародилась идея, где направление было выбрано, осталось только подтверждение этого феномена.
Экспериментальные действия
Блюма, Мария Овсянкина, ее подруга- однокурсница и группа помощников помогали в эксперименте. Опыт заключался в решении конкретных интеллектуальных заданий. Экзаменующих разделили на две группы. Первой — дали спокойно решить свои задания. Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание. Через несколько дней экзаменующих спрашивали о содержании заданий. Те, которые не смогли решить задачи до конца помнили их хорошо.
Пришли к выводу, что эффект Зейгарник относится к психологическому процессу, где эффект незавершенности присутствует.
Где применяют эффект Зейгарника в наше время
Понятно, что никому не нужна неточность. Но многие маркетологи, применяют эффект незавершенного действия для продвижения продукции на веб- странице, в рекламе по телевизору. На баннер веб- страницы указывают ключевые слова, обращаясь к потребителю. Поэтому, кажутся недописанным текстом.
Читатель веб-страниц избегает эффект незавершенности, переход по ссылке дает дополнительную информацию. Такие принятые сообщения усваиваются скорее, поскольку в них завершенный принцип есть.
Вы никогда не задумывались, почему иная реклама по телевизору в вашей памяти повторяется? Потому, что заложен эффект незавершенности: мы слышим обращение производителя, в виде диалога со зрителем, с вопросом, который запоминается надолго.
Рассмотрим эффект незавершенности в нашей любви. Долго не можем вычеркнуть из памяти человека, которого любили, связывали доброжелательные или интимные взаимоотношения, оправдывая его или себя, искали разные душевные слова.
Эффектом Зейгарника объясняется множество переживаний от не определившихся взаимопониманий, преимущественно, когда не было личных расставаний. Не следует расставаться с любимыми по интернету или по телефону. Человек не в силах осознавать, что возврата не будет, но эффект незавершенного действия затаился в мыслях, не может отпустить образ любимого. Такой же эффект получается, когда один из половинок отправляется на заработки в другую страну или город.
Эффект Зейгарник заключается в том что имеются симптомы, аналогичные реальной болезни, основывается на принципе стабильной незавершенности в жизни: периодическое беспокойство, хотя жизнь удалась, нормальная работа и семья. Пора задуматься, что это, жизненные невезения. Проблема скрыта внутри этого человека, и нужно переосмыслить незавершенные ситуации. Лечиться нет необходимости. Совет: не стоит искать старых любимых, завершать незавершенные дела. Подумайте, что прошлое далеко, обстановка изменилась, не оправдывайтесь и не жалейте, освободите просто. Увидите – станет лучше жить.
Эффекту Зейгарник в психологии отводится определенное место, относительно поведения человека. Незавершенные задачи, проекты вызывают в человеческом организме внутреннее беспокойство, которые напоминают о себе. А мысли снова возвращают вас к незавершенному делу.
Берегите свою память, свою внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу несколько незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти, до тех пор пока их не закончите, о чем свидетельствует эффект Зейгарник.
infomarketing.su
Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Классический эксперимент Б. В. Зейгарник
Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.
Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.
Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.
После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.
Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.
Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.
С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.
Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.
Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.
Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.
Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.
Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.
Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник
Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.
Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.
В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».
Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.
Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».
Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.
Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.
Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.
Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.
Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).
Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.
Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.
Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.
Понятие «закрытого гештальта»
Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.
Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.
Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.
В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.
Список литературы:
- 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
- 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
- 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
- 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
- 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
- 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
- 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
- 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
- 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.
Автор: Чечко Ирина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
psychosearch.ru
Эффект Зейгарник | Блог 4brain
Случалось ли вам чувствовать тревогу и даже некоторую вину по поводу какого-либо незавершённого дела? Когда вы не успевали довести начатое до конца, вынуждены были отложить, а в результате полночи не могли спать, переживая, и постоянно мысленно возвращались к этому незаконченному занятию? Если да, то, возможно, вы будете удивлены узнать, что причиной такого состояния является не пресловутая совесть, привычка доводить начатое до конца или личная склонность к излишним переживаниям. Подобный эффект в разной степени характерен для всех людей, и психологам он известен относительно давно. Это – эффект Зейгарник, получивший своё название от имени советской исследовательницы, основательницы отечественной патопсихологии, которая первая его описала.
Забывчивые официанты
Представьте себе ребёнка, увлечённо собирающего домик из кубиков или рисующего любимого персонажа мультфильма. Если занятие действительно интересное, оторвать его от него, не предложив взамен такой же по силе стимул, очень сложно – спустя время он всё равно вернётся, чтобы закончить начатое. Впервые данную закономерность открыл немецкий (позже эмигрировавший в США) психолог Курт Левин.
Развитие этого наблюдения, его научное обоснование и экспериментальное подтверждение было совершено ученицей Левина – Блюмой Вольфовной Зейгарник, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете. В отдельных источниках указывается, что на саму мысль её натолкнуло наблюдение за работой официантов в ресторане. С момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель, но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе мгновенно забывалась.
В дальнейшем исследование было перенесено в стены университета. Б. Зейгарник сосредоточилась на экспериментальном обосновании теории, ранее предложенной Левиным. Суть его сводилась к тому, чтобы показать, что если прервать человека и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании.
Сам эксперимент был очень простой. Испытуемым предлагали решить ряд задач за отведённое время. Но в определённый момент их прерывали, объясняя это нехваткой времени. Позже участников просили назвать те задания, которые они запомнили. Среди ответов преобладало описание тех задач, которые они не успевали выполнить. Их испытуемые помнили в 2 раза лучше, чем те, которые успели сделать.
Результатами данного исследования и была подведена черта под пониманием открытого психологического эффекта, который впоследствии назвали в честь Б. Зейгарник. Им описывается особенность (или феномен, если угодно), которая сводится к тому, что люди лучше запоминают прерванные дела, чем завершённые. Происходит это вследствие нарушения мотивационного компонента памяти. В дальнейшем, в основном зарубежными психологами, эти выводы были многократно подтверждены и детализированы. Но что дают эти знания нам?
Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память
Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.
Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.
Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?
Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.
Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.
Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.
Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.
Отзывы и комментарии
А что вы думаете по этому поводу? Часто ли вы подвержены действию эффекта Зейгарник? Делитесь собственным опытом и мыслями по поводу статьи.
4brain.ru
Эффект Зейгарник — Психологос
Б. В. Зейгарник
В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.
Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.
В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
- прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
- прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
- с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
- настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:
- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
www.psychologos.ru
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник — пожалуй, наиболее известный психологический эффект, который заключается в том, что человек запоминает незавершенные действия лучше, чем завершённые. Свое название эффект получил в честь его первооткрывательницы Блюмы Вульфовны Зейгарник.
История открытия эффекта Зейгарник
В 20-е годы Блюма Зейгарник проходила стажировку у Курта Левина в Берлине. Как-то они вместе находились в кафе, где кроме них было множество посетителей. Блюма заметила, что официант не записал принятый большой заказ и затем принес блюда, ничего не забыв. Поговорив с официантом, она выяснила, что тот никогда не записывает заказы и при этом не забывает их.
Но когда психологи попробовали выяснить, что заказывали посетители, которых официант уже обслужил, оказалось, что тот не может полностью вспомнить этот заказ.
В связи с этим возникла идея экспериментально проверить, как на запоминание влияет завершенность или незавершенность действий, чем и занялась Б. Зейгарник.
Эксперименты состояли в решении испытуемыми интеллектуальных задач. Время, отведенное на решение задачи, определялось экспериментатором произвольно, и в любой момент она могла заявить, что время вышло. По прошествии некоторого времени испытуемых просили вспомнить условия задач, которые им предлагались.
Оказалось, что если решение задачи было прервано, она запомнилась лучше, чем условия успешно выполненной задачи. Количество запомнившихся незавершенных задач примерно в два раза превышало количество запомнившихся завершенных задач. Хотя, конечно, этот показатель, зависит от времени, прошедшего с момента решения задачи.
Предполагается, что незавершенные процессы создают некоторое энергетическое напряжение в памяти, которое, не получив разрядки, может сохраняться некоторое время.
Хотя существуют и другие теории, пытающиеся объяснить этот феномен. Одна из теорий говорит о том, что внезапное прерывание работы создает шоковый эффект и усиливает в сознании испытуемых выделенность незавершенного задания. Также есть мнение, что испытуемые, возможно, предполают, что прерванные задания нужно будет завершить позднее, и поэтому они лучше отпечатываются в памяти.
В ходе исследований выявились еще некоторые закономерности. Так, коэффициент вспоминания для почти завершенных задач, то есть прерванных в середине или ближе к концу, оказался выше, чем для заданий, прерванных в начале выполнения. Кроме того, более амбициозные люди забывали завершенные задания быстрее, чем менее амбициозные испытуемые.
Другие исследования
Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.
Курт ЛевинКурт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.
Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.
Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.
Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:
- вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
- эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
- проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Практическое применение
Основной вывод, который следует из эффекта Зейгарник таков, что в начале выполнения задачи в памяти человека создается напряжение, сохраняющееся до тех пор, пока задача не будет завершена. И это напряжение постоянно стремится к своей реализации – к завершению начатой задачи. Завершение задач высвобождает вашу энергию.
Люди любят чувствовать завершенность, и наоборот, им не нравится незавершенность задач.
Отсюда можно сделать вывод, что не нужно иметь много незавершенных задач одновременно, поскольку любая незаконченная задача сохраняет в памяти напряжение. А напряжение – это определенная часть вашей отвлеченной энергии.
У каждого человека свой разумный предел незавершенного количество задач. Его нужно понимать и стараться не превышать. Если же перед вами возникает крупная задача большая, то лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.
yapsiholog.ru
Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения |
В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.
Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.
Блюма Зейгарник, 1921
Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.
Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил.
Б.В. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею.
В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задания она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло и задача не решена.
Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех заданий, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными заданиями примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник».
Зейгарник установила, что начало выполнения задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению.
Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.
На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.
На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.
У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.
Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.
И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.
Завершение освобождает энергию!
Эффект незавершенного действия в любви
Интересно, что этот эффект может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но прошло несколько дней и по каким то причинам они расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.
С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то по прошествии времени их образы довольно быстро бы стерлись из памяти друг друга.
newgoal.ru