Эмпатия это в психологии определение – Эмпатия — что это такое простыми словами и кто такие эмпаты

Содержание

Что такое эмпатия: определение в психологии

Для человека очень важно стать счастливым, жить в окружении любящих и понимающих людей. Для того чтобы ощутить гармонию и счастье жизни, нужно уметь сострадать, понимать других людей. Удивительное чувство, которое дарит такую возможность, называется эмпатией.

Объясняя, что такое эмпатия, определение этому дару можно дать, вооружившись знанием греческого языка. По-гречески «эмпатия» означает «сострадание, сопереживание». Говоря проще, человек-эмпат тонко воспринимает чувства и эмоции окружающих, он умеет глубоко сочувствовать людям. При этом эмпат не теряет контроль над собственными ощущениями.

Эмпатия — умение чувствовать других

Удивительный дар природы

Эмпатия – уникальная способность, она дается далеко не каждому человеку. Впервые этот термин ввел в научный обиход известный психотерапевт Эдвард Титчнер. Ученым была разработана шкала определения уровня эмпатии у людей, принципы ее классификации. Его разработки используются и в современной психологии.

По мнению психологов, сейчас насущной проблемой современного общества становится сильный недостаток умения сопереживать. Ведущий специалист в области психологии Дуглас Лабир даже ввел в обиход определение СДЭ (синдром дефицита эмпатии).

У этой волшебной способности есть множество классификаций и видов. Эмпатия может существовать в чистой (классической) форме, а может и включать разнообразные дополнительные аспекты.

Эмоции чужих, как собственные

Эмпатия – это способность человека тонко воспринимать чужие беды. Она так и не нашла рационального объяснения. Эмпатическое восприятие не зависит от интеллектуального уровня, образованности человека. Большинство ученых склоняются к мнению, что эмпатия – способность, передающаяся на генном уровне.

Что такое эмпатия

Это умение является важным дополнением к профессиональной деятельности многих специалистов:

  • психоаналитики получают полное представление о психическом и эмоциональном состоянии пациента;
  • психологам эмпатия служит важным рычагом понимания собеседника и точного выявления проблематичных состояний;
  • для криминалистов такой дар помогает по крупицам собирать малейшие нюансы о мыслях и чувствах жертвы/преступника;
  • врачи могут оценить насколько готов пациент к медицинским манипуляциям и как эффективно отзывается больной на лечение;

Эмпатическая способность считается не просто важным, но и необходимым качеством для людей. Особенно это касается тех, чья трудовая деятельность напрямую связана с общением: педагоги, воспитатели, менеджеры, агенты, руководители, продавцы, косметологи, стилисты.

Как зарождается эмпатия

Заметить, что человек тонко воспринимает чувства окружающих, можно уже в раннем детстве. Маленькие эмпаты:

  1. Чересчур активно реагируют на любое проявление родительских эмоций. На ссоры, повышенный тембр голоса отвечает плачем.
  2. Проявляются и проблемы соматического характера: личико у малышей краснеет, сердечко начинает чаще биться, возникает повышенное потоотделение.

Ученые отмечают, что малыши-эмпаты чаще появляются в семьях, где родители проявляют большое внимание к чувствам других людей. Врожденная эмпатия может со временем потухнуть либо стать сильнее и явственней. Укрепить способность чувствовать помогает теплая, доверительная обстановка в семье, грамотное воспитание, основанное на заботе о ближних.

От чего зависит умение сопереживать

Эмпатия в психологии – это сложная наука, основанная на первичном искреннем расположении к собеседнику, желании его понять, выслушать. На эмпатический дар влияет и ряд других личностных качеств (характер, уровень образования, интеллекта):

  1. Такие качества, как педантизм, суровость, сухость мешают полноценному проявлению эмпатических способностей.
  2. Если у человека присутствует эгоцентризм (заострение внимание на собственной персоне), эмпатия ему незнакома.
  3. Недостаточно высокий уровень интеллекта мешает эмпату адекватно оценивать ситуацию. Такая личность будет неправильно обосновывать ощущения собеседника.

Чаще к проявлениям истинной, глубокой эмпатии склонны личности с повышенным порогом интеллектуально-духовного развития. Такие люди умеют тесно соприкасаться с эмоциями чужих, пропуская их через себя. Они интуитивно осознают мысли, мучающие собеседников, и адекватно оценивают эмоциональные состояния оппонентов.

Помимо умения сопереживать и тонко чувствовать эмоции окружающих, эмпаты могут также ярко воспринимать волнительные ситуации из книг, кинофильмов, театральных постановок.

Так ли хорошо быть эмпатом?

Узнав, что представляет собой эмпатия, многие люди стремятся развить у себя такие способности. Но не бросайтесь в омут с головой. Эмпатичность – это умение важное, но им нужно грамотно пользоваться. Многие обладатели дара мучаются от него. Ведь для эмпатов крайне важно иметь твердую волю и сильный, зрелый характер. Иначе справиться с наплывом чужих эмоций становится непосильной задачей.

Ведь помимо неоценимых достоинств:

  • умение помочь родным и близким людям;
  • разрешение любых конфликтных ситуаций;
  • невозможность обмануться и быть обманутым;
  • отличные перспективы для профессионализма.

Эмпатия имеет и негативные стороны, обратную сторону медали. К недостаткам такой способности можно отнести:

  • частое ощущение опустошенности;
  • риск развития психических расстройств;
  • стремительное эмоциональное «выгорание»;
  • отсутствие взаимности, что добавляет лишних переживаний;
  • обостренное восприятие моральной боли, которой эмпаты не могут противостоять.

Особенности проявления эмпатических склонностей индивидуальны. Они зависят от уровня и вида дара, к которому склонен определенный человек.

Виды эмпатических способностей

Среди специалистов есть разработанная классификация, определяющая категории, формы и степени эмпатических способностей. Разработал градацию Карл Рэнсом Роджерс (американский педагог и психолог).

Основные категории эмпатии

Категории эмпатии

Согласно психологической классификации, эмпатический дар подразделяется на три вида:

Эмоциональная. Эмоционально эмпатичный человек – это личность, очень близко воспринимающая чужие переживания. Они в прямом смысле слова пропускают их через себя, принимая боль собеседника, как свою собственную. В любой момент они откликаются на беду посторонних и всегда приходят на помощь.

Эмоциональная эмпатия является самой распространенной, именно на ней и выстраиваются дружеские и понимающие взаимоотношения.

Когнитивная. Дар такого уровня строится на умении анализировать полученную информацию. Когнитивные эмпаты первым делом проводят сравнительную характеристику, анализируя собственные мысли и размышления оппонентов.

Такие люди не просто тонко воспринимают и чувствуют эмоции собеседников, но еще и подключают собственный интеллект, чтобы досконально проанализировать события. Их важная задача – осознать и полностью понять. Этот вид эмпатии наблюдается в научных спорах и дискуссиях.

Предикативная. «Предикат» обозначает «некое утверждение об определенном субъекте». Этот уровень эмпатических способностей базируется на умении предугадывать поведение и ощущения оппонентов на интуитивном уровне. Ярче такие проявления наблюдаются при каких-либо конфликтных ситуациях и ссорах.

Предикативный эмпат умеет поставить себя на место собеседника и понять его переживания «изнутри», не созерцая, а проникая вглубь.

Все категории эмпатических способностей наблюдаются у каждого человека, в той или иной степени. Уровень их развития зависит от характера личности, темпераментных особенностей и развитости мозговой активности.

Формы эмпатических способностей

У эмпатов психологи также различают и два отдельных вида эмпатического состояния:

  1. Сочувствие. Способность, формирующаяся на появлении личного чувственного отношения к событию, происходящему с оппонентом.
  2. Сопереживание. Эмпатическое сопереживание базируется на возникновении у эмпата стойких эмоций, таких же, которые испытывает собеседник.

Как проявляются разные формы эмпатии, можно понять, наблюдая за реакцией эмпата. Например, если при беседе оппонент начинает переживать до слез, провоцируя ответные слезы у человека-эмпата – это способность сопереживать.

При сочувствии эмпатическая личность начинает проявлять собственные звуковые эмоции подобные тем, какие переживает собеседник.

Уровни развития эмпатии

Среди психологов существуют определенные тесты, помогающие выявить степень развития эмпатических способностей. Этих уровней четыре:

Высокий (аффективный). Этот уровень отличается повышенной способностью полностью проникаться и прочувствовать чувства окружающих. Эмпат до такой степени «вживается» в проблемы оппонента, что перестает различать свои несчастья от чужих.

Если у человека-эмпата нет достаточно сильного, жесткого характера, аффективная эмпатия может спровоцировать у него проблемы в психическом и личном плане.

Такие личности часто страдают от чрезмерно развитой впечатлительности, ранимости. Они обладают сверхтонкой душевной организацией. Если эмпаты в состоянии справится с потоками чужих бед, в профессиональной сфере они добиваются высокого мастерства.

Главное правило эмпатии

Повышенный. Эмпаты этого уровня развития воспринимают чужую боль и эмоции без особого вреда для себя. Они проявляют искренний интерес к проблемам собеседника, но соблюдают некоторую деликатную дистанцию. Такие личности коммуникативные, социальные, они без труда находят общий язык с любым человеком.

Нормальный

. Самый распространенный уровень эмпатических способностей. Он проявляется хорошим, врожденным даром понимания проблем посторонних людей. Такая личность неравнодушна к чужим бедам и отзывчива на помощь. Повышенное участие в бедах и проблемах со стороны эмпата приходится на близких и родных людей, нежели на посторонних.

Низкий. Существуют и люди, у которых полностью отсутствует чувство эмпатии. Этих личностей еще называют «антиэмпаты». Они не отличаются гибким мышлением и не способны взглянуть на проблему со стороны. Их ничто не заставит принять позицию оппонента, если она отличается от собственной.

Антиэмпаты всецело сосредоточены на личной жизни и проблемах, среди посторонних они испытывают некий дискомфорт. Это яркие эгоцентрики-интроверты с узким кругом общения и выраженными проблемами в умении контактировать с окружающими.

Как стать эмпатом

Можно ли развить врожденные эмпатические способности? По мнению психологов, эмпатию можно натренировать и улучшить (при условии наличия такого дара).

В этом помогут различные тренинги и специально разработанные упражнения на развитие внимательности.

Как развить эмпатию

Особенно хорошими помощниками в тренировке эмпатических способностей становятся артистичные этюды. К ним можно отнести:

  • тренировку на запоминание лиц;
  • упражнение на умение глядеть на себя со стороны;
  • перевоплощение в других людей, зверей, птиц, насекомых.

Развитию эмпатии способствуют ассоциативные игры, танцы, просмотр хороших волнующих фильмов, слушание музыки. Развивайте собственную эмоциональность, вместе с ней придет и эмпатия. Но, прежде чем становиться эмпатом, определите для себя, действительно ли вам необходима такая способность и сможете ли вы управлять ею.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Эмпатия — это… Что такое Эмпатия?

Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сопереживание.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-либо конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания.[2] Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности.[3] Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению.[4] Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.[5]

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.[1]

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое.[6][7] В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Этимология

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером,[8] который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.[4]

Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».[9]

В профессиональной деятельности

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). [4]

Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.[10]

Физиологические аспекты

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета.[11] Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.[12][13][14][15][16]

Клинические аспекты

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464
  3. Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия  (рус.) (html). Пси-фактор. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии  (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5
  7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X
  8. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии  (рус.) (html). Журнал «Фундаментальные исследования». Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  9. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6
  10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4
  11. Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  12. Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  13. Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
  14. Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  15. Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  16. Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50.

Ссылки

dic.academic.ru

эмпатия — это… Что такое эмпатия?

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

   В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. — empathy). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание.

   В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом — в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

   Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии — например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

   Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, — это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

   Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

   Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия, который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

   В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса — тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете — такому изменению структуры Я, которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

   Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

   Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это — типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, этооценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате.

   Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение — терапист— заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

   При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации — весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

   Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно — с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

   Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

что это такое, уровни и виды

Многие задаются вопросом: что такое эмпатия, обладают ли они этим качеством и в какой мере. Эмпатия в психологии многогранное понятие, имеющее несколько видов и уровней. Само слово греческого происхождения и означает буквально «страсть», «страдание», «чувство». Изначально слово появилось в английском словаре в 1912 г. и в трактовке было аналогично «симпатии». Научный термин и определение понятия были введены американским психологом Э. Титченером, он объединил английское понятие и немецкое, что буквально означало слияние значений английского слова «симпатия» и немецкого – «вчувствование».

На обыденном уровне эмпатия – это очень сильное чувство сопереживания другому человеку или существу, при котором чувства, эмоции и переживания другого воспринимаются как свои собственные.

Способность к такому сильному сопереживанию есть далеко не у каждого человека – в основном, прежде всего мы думаем о себе, о том, что думают о нас. Истинно эмпатийный человек забывает в момент сопереживания о себе и своих потребностях – настолько он сосредоточен на другом. Проявление эмпатии – ценное качество, которое может быть очень болезненным для его обладателя в случае слабой нервной системы.

В некоторых видах профессиональной деятельности, эмпатия как свойство личности является крайне важным качеством. Например:

  • Эмпатия в медицине – база, на которой строится взаимоотношение с пациентом. Возможность выговориться, дать волю своим чувствам и эмоциям, назвать истинные причины болезни или стресса важно как для пациента, так и для врача, цель которого полно увидеть картину и поставить верный диагноз.
  • В деловых отношениях и в менеджменте важное значение приобретает культурная эмпатия – так называется способность к пониманию, принятию и высокой оценке людей из разных культурных обществ, уважительное отношение к культурным различиям. Культурная эмпатия – свойство личности, которое можно выделить у северных народов или жителей средней полосы.
  • Понятие в педагогике возникло на базе формирования новых ценностей современного общества. В государственном стандарте образования акцент делается на нравственном воспитании и развитии детей. Ребенок должен иметь способность к сопереживанию, сочувствию, милосердию и уметь воспринимать эмоции и переживанию других. Все это способствует его успешной адаптации в окружающем мире.

Уровни

Психология полагает, что эмпатия в той или иной степени присутствует у каждого человека, однако степень ее выраженности бывает разной. В связи с этим ученые выделили 3 уровня эмпатийного переживания:

  • Первый уровень эмпатии. Характеризуется черствостью и равнодушием к чувствам и переживаниям других людей. Такого человека беспокоят исключительно собственные проблемы, и он не желает видеть проблемы окружающих. Эмоции другого человека, которые проявляются посредством мимики, жестов, люди, имеющие первый уровень эмпатии, видят, но не понимают их и тем более не переживают как свои собственные.
  • Второй уровень эмпатии. Проявляется в эпизодическом искреннем переживании. В основном, это связано с настроением и с объектом – высокий уровень сопереживания по отношению к близким людям и равнодушие к чужим.
  • Третий уровень эмпатии. Самый высокий и наиболее редко встречающийся. В этом случае человек на регулярной основе и со всеми окружающими может тактично и тонко проживать чувство эмоционального единения. Такие люди имеют способность отодвинуть свое «Я» на задний план, проявить альтруизм и не осуждать других.

Наиболее распространенным уровнем является второй. Обладая им, человек может сопереживать основываясь на чувстве любви, которое способен чувствовать только к самым близким.

Виды

Э. Титчнер параллельно с введением термина разработал и ввел в психологию классификацию эмпатийного переживания, состоящую из трех категорий. Она основывается на разумном, чувственном и эмоциональном сопереживании, в зависимости от предрасположенности человека:

  1. Эмоциональная эмпатия. Под этими словами подразумеваются реакции индивида на эмоциональные состояния другого – он чувствует истинные переживания и переносит их на себя. Большая часть общения между людьми строится на этом виде эмпатийного переживания.
  2. Когнитивная эмпатия. Способность людей к когнитивной эмпатии проявляется в понимании, сравнении, анализе мыслей, которые есть у других. Основная задача эмпата при таком виде – это осознать и глубоко понять. Чаще всего, этот вид проявляется во время дискуссий и научных споров, когда стоит задача не оценивая и не переходя на эмоции понять происходящее и точку зрения оппонента и выразить ее словами, понятными для других.
  3. Предикативная эмпатия. При этом виде эмпатийного переживания, человек имеет способность к анализу и предсказыванию реакции других людей на какие-либо действия или события. Слово «предикат» – значит то, что утверждается о субъекте. В повседневности этот вид эмпатии активно используется между людьми, когда существует необходимость поставить себя на место другого и представить его реакцию.

Все эти виды более или менее развиты у каждой личности, однако, один из них всегда бывает ярче. Способность к глубокому сопереживанию зависит от многих факторов – характера, темперамента, мозговой активности человека.

Метод эмпатии

В различных видах человеческой деятельности, например, в творческой, управленческой, изобретательской и тп. эмпирическим методом исследования часто является так называемый метод эмпатии.

Метод эмпатии подразумевает под собой полное погружение в объект исследования, «вчувствование» в него, отождествление себя с ним.

Метод эмпатии является одним из наиболее эффективных, так как слияние с объектом требует силы воли, фантазии, активации всех творческих ресурсов человека, что в итоге приводит к «снятию сознательных барьеров» и можно создать что-то принципиально новое. Еще одно название, которое носит эмпатийный метод – обозначается словами «метод личной аналогии». Интересно то, что в процессе использования данного метода, человек в состоянии погрузиться целиком не только в ощущения и переживания одушевленных объектов (другой человек или животное), но похожее чувство можно испытывать и по отношению к машинам или предметам!

Особенности

Сущность и понятие эмпатии не подразумевает под собой «чтение» состояния другого человека по его внешним проявлениям, а является погружением во внутренний мир другого человека и ощущение себя там, как «у себя дома». Некоторые психологи называют это «погружение» словами – импрессивная эмпатия (буквальное значение – воспринимающие эмпаты).

Сущность сильного эмпата означает способность не используя слова, не видя мимики и жестов, а иногда даже фотографии собеседника определять и чувствовать его состояние.

Примеры настолько глубокого сопереживания редки, и научиться этому практически невозможно, однако, стать более восприимчивым можно, если стремиться «отодвигать» собственное «я» в моменты сопереживания. Как правило, этому учат на факультетах психологии и педагогики.

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 126

4 126

Читайте также

mozgius.ru

ЭМПАТИЯ — это… Что такое ЭМПАТИЯ?

        Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
        Термин «Э.» появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
        Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт—пациент». Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и Э. («я — с вами»). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.
        Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.
        Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием «точной Э.», которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. «Точная Э.» включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
        Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

dic.academic.ru

что это, простыми словами, психология

К важным способностям, облегчающим общение и способствующим понимаю, относится эмпатия. Многие люди стремятся жить счастливо с теми, кто их понимает, ценит и любит. Чтобы почувствовать гармонию и наслаждение от существования, необходимо уметь сочувствовать и понимать окружающих.

Понятие в психологии

Эмпатия – это очень редкая способность, которая проявляется тонким пониманием чувств и эмоций другого. В нее входят дополнительные аспекты:

  • шанс ощутить себя на месте другого;
  • стремление к сопереживанию и ощущению настроения другого.

Эти черты в большей степени показывают характер личности, нежели ее психологическое состояние. Эмпатия в психологии рассматривается учеными не 1-е десятилетие.

Они утверждают, что эта способность имеет не только субъективное понимание постороннего мира, но и умение чувствовать негативные и положительные эмоции собеседника.

Характерные черты

Эмпатические способности проявляются как искреннее внимание к другой личности. Эмпатийный человек испытывает интерес к эмоциональному состоянию, проблемам, волнениям собеседника.

  • Способность к эмпатии зависит в большей степени от характера, уровня интеллекта и эмоциональной энергичности личности.
  • Персона считает, что у нее есть этот дар, но мыслит и воспринимает мир немного по-другому. Если она уделяет внимание только себе, то нет возможности проникнуть очень глубоко в мысли и чувства других людей.
  • Если интеллект недостаточно развит, то индивид будет делать выводы, которые неверно сформированы и не до конца их оговаривать.
  • Способности могут плохо развеиваться, если эмпатичная личность имеет эмоциональную сухость.

Стоит заметить, что в основном те, у кого есть чувство эмпатии, считаются людьми с большим уровнем духовно-интеллектуального развития.

Понятие эмпатии проявляется в следующих состояниях:

  • понимание чувств и состояний людей на интуитивном уровне;
  • проживание ощущений, похожих на те, которые чувствует собеседник;
  • способность надевать на себя образ других;
  • мастерство брать на себя постороннюю точку зрения, не имея преград;
  • анализ ситуации со стороны другого индивида.

Кроме того, что люди-эмпаты живут переживаниями своих близких и знакомых, они могут показывать высокий уровень эмпатии по отношению к героям фильмов и литературных произведений. Каждый навык может выражаться по-разному: у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей. Важные моменты этой способности зависят от того, к какому виду эмпатии больше относится человек.

Разновидности

Вызвало сильный интерес развитие эмпатии у психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Специальная терапия в психологии называется «клиент-центрированной» и основана на эмпатии. По такому принципу специалист работает с пациентом. Он подходит к этому состоянию, как к умению надеть обувь и изнутри прочувствовать систему координат персоны. Психологи выделяют 3 вида эмпатии.

  1. Эмоциональный тип. Люди, расположенные к этому чувству, следуют эмоциям собеседника и прочувствуют ту боль и трудности, которые он испытывает. Они готовы в любую секунду среагировать на его переживания.
  2. Когнитивный тип. Дар проявляется в способности делать сравнение и оценку мыслей, которые не дают покоя собеседнику. Простыми словами, эмпат не только понимает чувства своего оппонента, но и включает умственные способности, чтобы полностью изучить происходящее.
  3. Предикативный тип. Дает возможность угадывать и ощущать настроение человека в определенных жизненных ситуациях. Ярко проявляется способность в момент ссор и конфликтов.

Выделяют 2 отдельные формы определения эмпатии.

  • Сопереживание, которое проявляется в ощущении тех же эмоций, что и у собеседника.
  • Сочувствие может выражаться в появлении собственных чувств по поводу положения, в котором перебывает оппонент.

Если в общении с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у личности с даром также на глазах будут слезы. При сочувствии человек начнет поддерживать коллегу и показывать ему личные эмоции.

Уровень эмпатических наклонностей

Способности разделяются на уровни эмпатии, которых существует 4.

  • Уровень эмпатии повышенный. Выражается умением понимать проблемы окружающих.
  • Индивид больше не разделяет проблемы на свои и чужие, поэтому его личная жизнь сильно страдает. Такие личности чувствуют неоправданное ощущение вины, часто плачут из-за ранимости и впечатлительности. Многие психологи считают этот уровень эмпатии аффективным. Люди, которые умеют контролировать чувства и показывать их только при необходимости, пользуются даром в профессиональной деятельности. Они становятся хорошими специалистами в области психологии и других сфер, которые связаны с общением.

  • Уровень высокий – понимают чувства и эмоции окружающих, не вредят себе. Эти личности относятся к своим друзьям и родственникам с большим интересом и соблюдают осторожность. Они прекрасно ладят с незнакомыми людьми, увлечены социальной жизнью. Случается, что персона с высокой характеристикой эмпатии хочет получить одобрение и поддержку от посторонних людей, а если этого не получает — выходит из себя.
  • Уровень эмпатии нормальный. Эту степень имеет практически каждый человек.
  • Проявляется она сочувствием и равнодушием по отношению к другим. Понимание и поддержка – только для близких людей.
  • Низкий уровень. Таких личностей называют антиэмпатами. Они не хотят обращать внимание на чужие проблемы, а также принимать не свою позицию. Индивид с низким уровнем эмпатии сосредоточен только на своих трудностях и проблемах, ощущает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Из-за этого у него мало друзей или вообще нет.

Проявление способностей

Распознать способности эмпатии у человека возможно еще в раннем возрасте. Такие дети серьезно относятся к проблемам, с которыми сталкиваются их родители. Они начинают плакать после того, как слышат повышенный тон, ссору. У них учащается стук сердца, краснеет лицо и увеличивается потоотделение. Однако сказать точно, что эта способность возникает с рождения нельзя, т. к. нет подтверждений.

Дети, у которых развита эмпатия, рождены у чувствительных родителей. Они слишком близко переживают чужие проблемы. Если ребенок родился с даром, то он может со временем развить эмпатическое общение или наоборот потерять. Укреплению дара способствует теплая домашняя атмосфера, наглядный пример со стороны родителей о том, что нужно помогать людям, переживать за них и ставить себя на их место.

Плюсы и минусы

Узнав, что слово эмпатия означает, некоторые начинают стараться овладевать способностями дара и развивать его у своих детей. Часто такие люди не знают, как правильно его применять. Этот минус психики может доставлять человеку дискомфорт. Чтобы справиться с различными негативными мыслями посторонних, нужно иметь твердый характер и разум, поэтому если индивид решил развивать эмпатию, стоит узнать не только плюсы дара, но и минусы.

К положительным сторонам относят:

  • хорошие перспективы для карьерного роста;
  • оперативная помощь родственникам и друзьям;
  • недопустимость быть обманутым;
  • шанс избегать ссоры – гасить конфликты.

К отрицательным сторонам можно отнести:

  • быстрое эмоциональное перегорание;
  • склонность к волнению;
  • вероятность на формирование психологических расстройств;
  • в сфере человеческих отношений существует риск на развитие ситуации по плану «игра в одни ворота»;
  • бывает, что нет взаимопонимания со стороны окружающих;
  • увеличенная чувствительность доводит к тому, что посторонним очень легко навредить эмпату, а сами они не могут этому противостоять.

Развитие способностей

Способность человека к сопереживанию завораживает многих и те желают развивать эмпатию. Специалисты рассказывают, что это возможно. Они рекомендуют провести несколько игровых тренировок.

Упражнения на развитие эмпатии состоят 4 аспектов.

  1. Активное слушание. Необходимо научиться слушать своего собеседника. В ходе разговора эмпат должен задавать вопросы, которые бы помогли полностью узнать обсуждающую тему. Можно начать делиться собственными впечатлениями от услышанного.
  2. Развитие эмпатии включает в себя упражнение под название «Убежище». Чтобы начать его выполнять, нужно сесть удобно в кресло, расслабиться, закрыть глаза. Подумать о себе, представить свое личное убежище: его размеры, формы и т. д. Многие выбирают дом, где живут родители, а кому-то по душе приходится дом в лесу, подальше от всех. Такие мысли помогут снять эмоциональное напряжение и убрать лишний груз.
  3. Проговаривание комплиментов помогает повысить эмпатию. Нужно научиться хвалить людей – этот факт важен и присутствует во многих тренингах. Можно начать с пары комплиментов в день, скоро это войдет в привычку и человек будет искать настоящие поводы, чтобы похвалить кого-то.
  4. Развитие эмпатии включает оценку собственного поведения, часто самооценка заниженная. Многие думают, что это просто рефлекс, а кто-то эффективным анализом настоящих действий. Для этого можно начать вести дневник или каждый день по несколько минут говорить с самим собой.

Важно учитывать, что чем взрослее личность, тем сложнее происходит развитие, из-за пережитого опыта можно необъективно оценивать окружающих.

Важно знать, что способность можно легко убить простым страхом. Практически каждый человек с даром избегает конфликтных ситуаций, он защищает себя и остальных людей от ругани и споров. Но, если этого сделать не выходит, эмпат начинает сильно страдать от панических атак и искать методы, чтобы откорректировать свое мышление, после чего эмпатия занижается или полностью пропадает.

Полезные рекомендации

Стоит научиться управлять собой. Уметь закрываться от негативных эмоций или фильтровать их восприятие. Необходимо четко программировать, что можно через себя пропускать, а чего нельзя. Индивид с даром должен найти надежный метод для сброса чужих плохих эмоций.

Важно уметь заменять эмпатию на не эмпатическое сочувствие.

Проявлять умение контролировать эмоции и проявлять любовь, заботу и доброту в более сдержанной форме, после чего человек научится чувствовать собеседника, а не болеть им.

Заключение

Слово «эмпатия» означает способность человека так же эмоционально переживать моменты жизни, как и его собеседник. Он чувствует настроение своего оппонента, проблемы и волнение. Такая способность может появиться с рождения или развиться на протяжении жизни. Главное, что нужно сделать эмпату – научиться контролировать мысли и чувства, и тогда у него получится положительно использовать свой дар и добиться в жизни многого.

psyhoday.ru

Что такое эмпатия в психологии

Благодаря эмпатии человек может понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние других людей. Эта сложная и важная способность человека помогает ему принимать правильные решения и совершать оптимальные поступки по отношению к близким.

Статьи по теме

Понятие «эмпатия»

Термин «empathy» переводится как сочувствие, сопереживание, сострадание. В психологии это понятие означает способность сопереживать людям, понимать их эмоции. Считается, что чувство эмпатии особенно развито у кормящих матерей и влюбленных женщин. Многие специалисты считают такую способность врожденной. По их мнению, она зависит от активности зеркальных нейронов головного мозга – физического и эмоционального состояния сопереживающего.

Виды в психологии

Обратите внимание, что эмпатичному человеку обязательно нужно осознавать, что переживаемые им чувства – это ощущения постороннего, а не его собственные. Если такого понимания нет, индивидуум не считается эмпатом. Для эмпатичных личностей характерны следующие формы эмпатии:

  • Сочувствие. Так называется способность сочувствовать посторонним. Другая интерпретация – состояние эмпата по поводу переживаний окружающих.
  • Сопереживание. Это способность идентифицировать себя с другим человеком и переживать его эмоциональное состояние.

Люди могут по-разному переживать состояние окружающих. В зависимости от этого выделяют следующие виды эмпатических способностей:

 

Вид эмпатии

Описание

Эмоциональная

Основана на способности подражать и проецировать на себя эмоциональные реакции окружающих на происходящее.

Когнитивная

Это способность понимать ход мыслей другого лица за счет аналогии, противопоставления, сравнения. Такой вид эмпатии полезен при спорах, дискуссиях.

Предикативная

Такая способность позволяет предугадывать реакцию собеседника на ситуации.

Степени чувства

Современная психология признает, что в каждом человеке есть эмпатические способности. Отличие только в том, с какой силой они проявляются:

Степень эмпатии

Описание

Низкая

Это слабая способность к сопереживанию. Таких личностей называют антиэмпатами или не-эмпатами. Среди них в 4 раза больше мужчин. Они сложно уживаются с окружающими, редко общаются с соседями или коллегами, не принимают чужую точку зрения, не подкрепленную логикой.

Нормальная, или высокая

Таким уровнем эмпатии обладают около 80% людей. Они могут понимать чувства окружающих, но проникаются ими редко. Сопереживают только членам семьи, знакомым, друзьям.

Высокая

Личностей с таким уровнем эмпатических способностей и называют эмпатами. Они сопереживают посторонним, никогда не упускают деталей, внимательно слушают, легко заводят новые знакомства, имеют много друзей.

Преимущества и недостатки способности

Поскольку за счет эмпатических способностей человек способен сопереживать, это делает его хорошим коллегой, супругом или мужем и пр. Это качество особенно необходимо для тех, кто работает в социальной сфере: учителей, продавцов, медицинского персонала, психологов.

Стоит отметить, что признаки эмпатии имеют и негативные стороны. Повышенная чувствительность делает эмпата слишком уязвимым. Все плюсы и минусы эмпатии можно объединить в следующий список:

Преимущества

  • расширение восприятия мира;
  • развитие альтруизма, склонности к героическим поступкам;
  • укрепление отношений с близкими людьми;
  • создание благоприятной атмосферы в профессиональной среде;
  • повышение уровня близости и удовлетворения от любовных отношений;
  • улучшение эмоционального состояния пациентов;
  • мирное разрешение конфликтов;
  • снижение уровня агрессии по отношению к другим людям;
  • уравновешивание социального неравенства между классами общества.

Недостатки

  • эмпата легко обидеть;
  • эмпат не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания;
  • сильная впечатлительность;
  • эмоциональная уязвимость, ранимость;
  • высокий риск развития психических расстройств и фобий;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • формирование отношений с людьми по принципу «игра в одни ворота»;
  • подверженность высокой тревожности;
  • высокая чувствительность к критике окружающих;
  • высокий риск развития депрессий, панических атак;
  • трудно сказать другому «нет»;
  • отсутствие взаимопонимания со стороны окружающих.

Развитие эмпатии

При условии врожденного наличия эмпатических способностей их можно развивать. Существует множество методов тренировки. Самые популярные методы:

  • «Угадай чувство». Близкий человек должен изобразить какое-либо чувство, а вам нужно ее угадать.
  • «Телефон». Кто-то изображает эмоциональный разговор по телефону, а вам нужно угадать, с кем тот общается.
  • «Зеркало и обезьяна». Один человек показывает мимикой, жестами, голосом эмоции, а другой повторяет их, пытаясь угадать, что первый может ощущать в таком состоянии.
  • При беседе нужно представлять, что собеседник – это вы, его проблемы – ваши, его боль – тоже ваша. Необходимо ощутить, как бы вы чувствовали себя в описываемой собеседником ситуации.

Видео

Внимание!Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!Рассказать друзьям:

Статья обновлена: 07.06.2019

sovets.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о