почему нам не видать равноправия – HEROINE
21-го января 2017-го в Вашингтоне и еще множестве городов мира прошли мирные марши против вступления на пост президента США Дональда Трампа, а также множества других мешающих наступлению равноправия традиций. К данной акции десятки тысяч людей готовились не один день, и, естественно, СМИ не остались равнодушными к событию такого масштаба. И действительно, мирный марш на Вашингтон, может, и не помешал Трампу стать официальным президентом, но свой вклад в мировой феминизм все-таки внес. Количество женщин и мужчин, вышедших на улицы столиц с плакатами и лозунгами, показывает, насколько люди готовы к равноправию и новому общественному порядку. Мы тоже не смогли пройти мимо такого события, но речь пойдет вовсе не об этом, а о том, как же дела с феминизмом обстоят в России на сегодняшний день.
Проблемы равноправия и общественного благополучия уже давно интересуют людей Европы — тому доказательство большое количество акций и проектов, посвященных борьбе за права и поднятие осведомленности людей о самых важных вопросах. Женщины и девушки повышают свой голос повсюду: в университетах, в рабочих отраслях, моде, искусстве и, конечно же, политике. Стоит обратить внимание на количество знаменитостей, которые то и дело раскрывают зрителям очередную правду о феминизме, расизме, сексизме, насилии или бодишейминге. И всё это важно для сегодняшнего общества. Людям нужен подобный «восторг», им необходимо вдохновение.
Сколько фильмов о феминизме было снято в нашей стране? Кто же будет воспитывать женственность, силу воли и независимость в российских женщинах, в то время как за рубежом героини-женщины уже стали здравой необходимостью? И если раньше подобные истории были скорее приятным исключением из правил, то сегодня это норма, помогающая женщинам и девушкам эмоционально и интеллектуально расти.
Но, разумеется, речь идет вовсе не о том, что российский кинематограф катится в пропасть, а о том, что наша массовая культура в лучшем случае заставляет думать, что русским женщинам ничего не интересно, а в худшем — только шмотки, косметика и Инстаграм. И при этом женщинам в России вовсе не нужно быть ограниченными, их такими делает массовая культура.
Когда в последний раз кто-то из нашей российской элиты выступал в защиту настоящего феминизма, говорил о важных для женщин вопросах вроде абортов, насилия или шокирующих законов? Если и есть примеры, то они настолько немногочисленны, что их трудно будет отыскать даже с помощью гугла. И ведь нельзя сказать, что такая ситуация происходит потому, что даже если бы российские знаменитости подняли голос, их все равно никто не стал бы слушать, вовсе нет. Все дело в том, что культура равноправия у нас находится в зародышевом состоянии, задушить который пытаются даже власти.
В то время, как в Вашингтоне, Берлине, Париже, Нью-Дели и многих других городах мира женщины выходят на мирные протесты, в России несанкционированным посчитали даже мирную демонстрацию против закона о декриминализации побоев — законе, который потряс многих людей. Власти столицы не позволили провести марш под предлогом того, что место для проведения такого мероприятия неподходящее, а подходящего нет. Вместо того, чтобы поддержать готовых к переменам людей и призвать бороться тех, кто всё еще молчит, государство таким своеобразным образом унижает своих граждан — оставляя для них лишь возможность обсуждать свои идеи в интернете.
Но поговорим и об этом. Среди современных феминистских сообществ так мало тех, кто занимается какой-то полезной активистской деятельностью, организовывает мероприятия, проводит общественные акции. Да, они делают свое важное дело, но о них знает так мало людей, что их голоса почти не слышно, но усугубляется данная ситуация вовсе не отсутствием реальных последователей, а огромным количеством других «феминистских движений», которые по какой-то причине собирают больше хайпа, но на деле оказываются очередными публичными страницами для чувствительных посетительниц ВКонтакте или тамблера.
За передовых феминисток сегодня выдают себя бьюти-блогеры, идеи которых далеки от реальности. И в том, что бьюти-блогеры или любые другие блогеры продвигали бы идеи равноправия нет ничего плохого, ведь блоги и влоги сегодня — самый распространенный способ вещать и влиять на умы молодежи. Но этого не происходит, потому что многие сегодня считают себя феминистками, но мало кому феминизм действительно нужен.
Феминисток в России мало кто любит, и необходимо сказать, что такая тенденция далеко не всегда несправедлива. В большинстве своем те, кто называет себя «борцами за равноправие», являются настолько отвратительными примерами этого движения, что у людей возникает естественное возмущение и отторжение. Феминисток приравнивают к мужененавистницам, приписывают им нелепые мнения и идеи, но и сами женщины, называющиеся феминистками, порой противоречат здравому смыслу. Женщин, призывающих к борьбе за равноправие и справедливое общество, путают с теми, кто обозлен на мужчин в силу своей закомплексованности. То, что должно двигать нас к культурному прогрессу, ограничивается не только «сверху», но и со стороны общества. Люди не хотят ни в чем разбираться, их устраивает положение вещей до тех пор, пока проблемы их не касаются, а часто даже и после того, как страшное случилось. А под общую гребенку женщин, ничего не смыслящих в современных реалиях, на которых обрушивается целый шквал из сексистских и унизительных шуток и издевок, попадают и те, кто действительно стоит своего статуса «борца за права и свободы».
Где те прекрасные ролевые модели, на которые женщины должны равняться? К сожалению, их можно увидеть в большом количестве лишь на Западе. Женщины, которые бы вдохновляли нас своей готовностью менять не только этот мир, но прежде всего себя. Женщины, которым было бы не всё равно, что происходит вокруг них. Которые не боялись бы выйти за пределы своих квартир и добиться большего, чем подписчиков в социальных сетях, накаченных ягодиц и скорой свадьбы. Женщин, которые бы умели думать, разбираться в мелочах и говорить о том, что должно быть сказано. Именно такие женщины на протяжении многих лет бросали вызов стереотипам о «слабом поле», интеллектуальных способностях и прочих вещах. Но где же всё это сегодня? Неужели современные женщины не видят, насколько равноправие запаздывает в нашу страну?
Всё, что большинство женщин может сегодня — это следить за тем, как красиво говорят голливудские звезды о справедливости, о бунтарстве и самоуважении, о любви к своему телу и достижении успеха в карьере. В лучшем случае подобные речи будут вдохновлять и нас на что-то большее. В такой ситуации напрашивается печальный вывод: Россия к феминизму не готова, с этим согласятся многие. Но до тех пор, пока мы будем молчать и мириться с этой неутешительной правдой, ничего не изменится. Пока люди не осознают свою нужду в адекватном поведении, в культуре и человеческом отношении друг к другу и своим правам, мы так и будем сокрушаться по поводу того, что наше государство для нас ничего не делает.
Феминизм нам нужен, и нужен уже очень давно. Нашей стране нужны выдающиеся женщины, которые бы смогли сделать свою жизнь и жизнь других представительниц «слабого пола» лучше, которые смогли бы показать не только Западу, но и своим соотечественницам, что в жизни есть множество важных вещей, которые стоят внимания и последователей, и это не только красота, сериалы и секс, а сила воли, независимость и осознанность.
heroine.ru
что это. Психология феминизма в России, исторические теории
Феминизм – идеология, противоположная сексизму, поддерживающая и пропагандирующая идею о равенстве полов. Прежде всего, проблема рассматривается в отношении женского пола. То есть феминизм – борьба женщин за равные с мужчинами права. Этот термин, скорее, политический, чем психологический, или даже социальный, но особенности, результаты и последствия феминистского движения напрямую отражаются на психологии людей.
Что такое феминизм
Термин «феминизм» ввел в 40-е годы XIX века французский социолог и философ Шарль Фурье. В России права женщин официально признали в 1917 году, притом Россия стала одной из первых стран, поддержавших идеи феминизма. К слову, сами идеи родились гораздо раньше – середина 1850-х годов в России (в других странах еще раньше). До этого в обществе царил патриархат, который отводил женщине второстепенную роль в жизни семьи, общества и культуры.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр характеризовал отношение к женщине и восприятие ее образа при патриархате так: «Она отбывает обязанности жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчиненности мужу. Она не создана для высших страданий, радостей и могущественного проявления сил; жизнь ее должна протекать спокойнее, незначительнее и мягче, чем жизнь мужчин. Женщина во всех отношениях нижестоящий второй пол, род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек». В современном мире это высказывание звучит провокационно, оскорбительно, неполиткорректно. Однако до сих пор сохранились представители этой школы – сексисты. С ними и борются феминисты.
Термин «феминизм» происходит от латинского femina, что означает «женщина». Феминистки борются за то, чтобы в женщине видели личность, а не только биологические особенности гендера. К слову сказать, выдающиеся личности среди женщин встречались и во времена патриархата, например, Мария Кюри, Жанна д`Арк.
К основным позициям феминизма (требованиям) относится:
- Равные с мужчинами права женщин на труд и оплату труда, социально-политическую активность (первые идеи феминизма).
- Самоценность личности женщины, право на личностное развитие, творчество и свободу в самореализации и самовыражении (последующие идеи).
- Совокупность первого и второго пункта (наши дни).
Цель феминизма – достигнуть равенства полов, создать гармоничное общество, признающее ценность обоих гендеров и равенство возможностей мужчин и женщин.
Исторические теории
Первые проявления феминизма носили экстравагантный характер, были революционными и агрессивными. Движение амазонок – одно из первых движений феминизма. Необходимо оговориться, что амазонки, как и некоторые современные представительницы движения, искажают суть феминизма, уходя в тот же сексизм, только в отношении мужчин. Для таких представителей идеологии целью становится принижение мужчин, а не достижение равенства и взаимоуважения.
В рамках вопроса о феминизме можно выделить две теории: классический феминизм и постклассический феминизм. Обе они уходят корнями на Запад, в России до сих пор не собрана полноценная база по вопросу феминизма.
Классический феминизм
Зародился этот тип феминизма в XIX веке, характеризуется в первую очередь практическим воплощением теории. Классический феминизм не всегда имел четкую теорию, лидера движения, организацию и оформление. К другим особенностям относится:
- Преобладание у мужчин и женщин патриархального мышления.
- Права женщин носили формальный характер, игнорировались и забывались, становились актуальными только в экстремальных ситуациях.
- Мужчины были консервативнее женщин, все попытки изменить семейный уклад критиковались и пресекались.
- Постепенно возникло понимание, что нужна крепкая теоретическая осмысленная база для того, чтобы добиться реальных изменений.
Постклассический феминизм
Эта идея преобладает с 60-х годов XX века. Цель движения – научно обоснованно добиться полной эмансипации женщин. Представители теории отмечали, что социальная дискриминация по половому признаку – показатель уровня культуры общества, а не биологических особенностей. Одна из представительниц, Симона де Бовуар говорила, что женщинами не рождаются, а становятся в результате воспитания, обучения, полученного образования и унаследованной культуры. Однако в психологии было экспериментально подтверждено, что генетика сильнее воспитания. Так что данное утверждение выглядит сомнительным, но именно оно было главным в феминизме этого периода.
Постепенно лозунг предыдущего этапа «полное равенство» сменился на «равенство в различии». Гнету подвергались не мужчины, а структуры, пропагандирующие патриархат.
Для нашей страны идеи феминизма до сих пор остаются чуждыми, нет единой концепции в отличие от Запада. Необходимо отечественное переложение теорий, с учетом экономических, социально-политических, психологических и духовных особенностей России.
Психология феминизма в России
Женская эмансипация, освобождение от зависимости и угнетения, с точки зрения психологии, безусловно, хорошо отражается на становлении и развитии личности, отстаивании прав и свобод, предотвращении насилия и унижений. Но если бы все было так просто и однозначно, то о «женском вопросе» не говорили бы так много. Проблема в том, что сексистское воспитание и стереотипы живы, в сочетании с предоставленными правами это вызывает фрустрацию и внутреннее противоречие у некоторых индивидов.
Еще одна популярная проблема – несоответствие взглядов в молодой паре на роль мужчины и женщины. Например, юношу воспитывали в духе патриархата, а девушке предоставлялась полная свобода в самореализации. И вот сошлись эти равные полы, и началось: «ты должна», «я личность», «а вот моя мама» и т. д.
Таким образом, с одной стороны в России официально признаны права женщин (даже в политике им отведены равные права, например, среди претендентов на место президента), однако на практике сексизм продолжает процветать.
Но это часть проблемы, второй элемент – утрированное и неадекватное восприятие теории феминизма. Вместо равноправия мы получили хроническую гендерную войну. Это даже стало народной забавой – тема противостояния мужского и женского очень полюбилась массовым зрителям.
Последствия феминизма и риски
Классическая идея феминизма предполагала создание гармоничного и стабильного общества, а на самом деле общее и личностное напряжение стало только больше. Ситуация выбора всегда порождает волнение, противоречие, конфликты, тревогу. Раньше была одна идея – патриархат, может быть, женщинам это и не нравилось (хотя другого уклада они и представить не могли), но проблемы носили только внутриличностный характер. Теперь в обществе есть выбор комплектации ролей, который не всегда совпадает и вызывает не только внутриличностные проблемы, но и межличностные.
Теория феминизма настолько исказилась, что превратилась в идею гонки полов вместо равенства и сотрудничества, сопровождаемой целью обогнать противоположный пол. Как следствие – в обществе нарастает стресс.
В наши дни на феминизме научились наживаться, исковеркали первоначальную идею, пропагандируют антиценности. Например, книга типа «как стать стервой» не такая уж редкость на полках магазинов. Журналы, СМИ, некоторые коучи и тренеры вкладывают в неокрепшие умы юных девушек идеи сексизма, накрытые маской равенства, развития, самостоятельности и т. д. Это в свою очередь является одной из причин деструкции института семьи.
Послесловие
Насколько оправдан феминизм? Давайте подумаем. Что мы знаем о здоровых взаимоотношениях мужчины и женщины (о любви)? Это союз, сотрудничество двух равноправных партнеров. Получается, если мужчина воспринимает женщину как что-то второсортное, то обрекает себя на одиночество или невротические отношения, заведомо обреченные на неудачу.
Не правы и женщины, которые культивируют свой гендер, принижая достоинство мужчин. Здоровые и продуктивные отношения в семье или на производстве возможны только при равенстве полов, взаимоуважении и выполнении тех функций, которые лучше получаются.
Важно научиться слушать и понимать себя, мыслить вне стереотипов или навязанных идей. Так, одна женщина видит себя исключительно в роли матери, другая – руководителем крупной фирмы. А вон тому мужчине нравится готовить, наводить порядок дома. Почему нет? В этом и состоит равенство – каждый вправе быть собой.
Однако важно помнить, что если все женщины станут карьеристками, гонцами за бесконечным личностным развитием, то человеческий род вымрет. Деторождение – самая очевидная отличительная черта женщин, которая ставит под сомнение идею абсолютного равноправия.
Чего хотят женщины: за что сегодня борются феминистки в России
Феминистки или те, кто так себя называет, заявляют о себе все громче. Их акции становятся скандальными, митинги вызывающими, шествия часто заканчиваются драками. 11 марта прошел фестиваль Fem Fest. Но там все обсуждали не столько идеи феминизма, сколько присутствие на фестивале спикеров-мужчин. Оказалось, что в стане активисток нет единого понимания, за что или с кем сегодня должны бороться представители движения. Ruposters выяснял, чего хотят феминистки в России.
Истоки
Движение феминизма оформилось в середине XIX века в США, Англии, Германии и Франции. В первую очередь активистки требовали равной оплаты труда. Промышленная революция нуждалась во множестве рук, но женщины, работавшие столько же, сколько мужчины, получали меньше. Это привело к росту абортов и детской смертности.
Шествие суфражисток в Лондоне, 1908 год
Кроме того, феминистки требовали права на собственность в браке, возможность получать высшее образование и голосовать. К 1920 году в западных странах цели «первой волны» были достигнуты.
В дальнейшем женщины расширили свой список. Они захотели получить еще право на развод, ввести уголовное преследование за домашнее насилие и многое другое.
Развитие феминизма принято связывать с «революцией мысли» конца 60-х годов, разочарованием молодого поколения в достижениях отцов и последовавшей за этим сексуальной революцией. Многие постулаты «второй волны» до сих пор остаются актуальными темами предвыборных дебатов.
Демонстрация в мае 1968 года, Париж
Например, в Америке вопрос абортов остается открытым. С 1984 года демократы и республиканцы поочередно то вводят, то отменяют государственное финансирование международных НКО, которые делают аборты. В январе Дональд Трамп в очередной раз отменил это постановление, введенное Обамой.
С начала нового века феминистки поставили перед собой новые цели. Они высмеивают гендерные роли, обязанность быть сексуальной, отстаивают право быть естественной. Такая идеология дает жизнь новым движениям, таким как «бодипозитив», активисты которого пытаются бороться со стереотипами о красоте женского тела.
Эта реклама вызвала скандал в Британии и США и в конце концов была запрещена из-за жалоб «бодипозитивных»
Снова особый путь
В России дела с правами женщин обстояли иначе. В XIX веке не было «на повестке дня» вопроса об имущественных правах женщин, они и так обладали ими задолго до того, как вопрос подняли на Западе. А доступность к высшему образованию определялась положением человека в обществе, а не гендерным признаком. Избирательные права «россиянки» получили одними из первых, в 1917 году, вместе с упрощенной процедурой развода и правом на аборт.
На заре Советского Союза общество практически не выделяло женщин, что хорошо показывает искусство того времени. Соцреализм не делал акцентов ни на женской сексуальности, ни на стереотипных гендерных ролях. Именно в Советском Союзе появились ясли и детские сады, позволявшие максимально интегрировать женщину в «коммунистическое строительство».
Мужчины и женщины в одинаковой одежде, нет акцента на сексуальности, женщины присутствуют и на трибуне. Александр Самохвалов, «Киров принимает парад физкультурников», 1935 год
После Второй мировой войны, в 60-80-е годы, когда в мире шла «вторая волна» феминизма, в Советском Союзе происходил откат. Государство возвращалось к традиционалистской гендерной идеологии. Женское движение контролировалось партией, все акции на 1 Мая и 8 Марта были согласованы.
Современность
По данным Международного экономического форума, Россия сейчас находится на 75 месте «Глобального индекса гендерного разрыва». Всего в нем 144 страны, то есть мы находимся практически в самой середине, между Венесуэлой и Румынией. С 2006 года страна опустилась на целых 26 позиций.
Основные показатели России и диаграмма, сравнивающая их со средними цифрами по миру
В России прекрасно обстоят дела с равенством полов в вопросах образования и здоровья, но гендерное равенство в политических вопросах серьезно отличается от среднего по миру – женщины практически не представлены во власти.
Согласно результатам опроса Левада-центра, проведенного в 2016 году, в обществе «наблюдается конфликт в культуре в целом», отсутствует консенсус в вопросе необходимости равенства как среди мужчин, так и среди женщин. 25% девушек полагают, что равенство не так важно, 44% хотели бы видеть на посту президента женщину. При этом абсолютное большинство считают проблему неравенства реальной.
За что боролись
За что же борется тогда феминизм? Где находит поддержку в России? Сегодня на первом плане — насилие и эксплуатация.
До сих пор в России женщины подвергаются унизительным процедурам. Традиции, которые, как казалось, остались только в отсталых африканских обществах, сохраняются в некоторых регионах и у нас. Это опасные операции на женских половых органах, и кражи из семей, и «убийства чести» за супружескую измену или добрачный секс. Все это вызывает ярость феминисток.
Они спорят с властью из-за абортов, называют позицию официальных лиц «репродуктивным насилием». «Женщина обязана давать жизнь», считает пролайф-движение, с чем полностью согласно правительство Москвы, продвигающее проект «ТвояКонсультация.рф». Как считают феминистки движения pro-choice («провыбор»), такие центры консультации созданы, чтобы запугивать беременных женщин тяжелыми последствиями аборта, которые, как они считают, не подтверждены медицинской практикой.
Активисты оренбургского отделения пролайф-движения «За жизнь»
С этой проблемой тесно связана тема использования контрацепции, в том числе медикаментозной. У женщины есть полное право распоряжаться собственным телом, в частности, репродуктивными органами. По мнению феминисток, государство бездоказательно уверено, что репродуктивная функция женщин принадлежит нации, а не личности.
Феминистки борются и с неприемлемой, по их убеждению, позицией общественности по проблеме изнасилований. Не существует какой-то правильной, безопасной одежды, чтобы преступник не захотел проходящую мимо женщину. Феминизм вообще не находит оправдания насилию, а аргумент «сама виновата» не имеет права рассматриваться.
Феминистки не делают различий между насилием над незнакомыми и насилием над близкими. Для идеологов и сторонников это все в равной степени осуждаемое социальное действие.
«В нашем обществе до сих пор нет такого понятия, как изнасилование в браке. Хотя очевидно, что, если люди решили вместе прожить жизнь, это абсолютно не дает прав одному человеку делать с другим все что вздумается», — Анна Ривина, основатель проекта «Насилию.нет».
Именно в этой области феминистки могут похвастаться реальными делами. С 1994 года в России существует центр помощи пережившим насилие «Сестры». Любой человек, прошедший через психологическое, физическое или сексуальное насилие, может позвонить по телефону доверия и рассказать о своей проблеме, прийти на психологический тренинг и обратиться за тайной медицинской помощью.
Памятки Центра на фестивале Fem Fest
Центр «Сестры» действует чуть ли не подпольно: у НКО нет фактического адреса, чтобы узнавшие о том, что член их семьи обращался к ним за помощью, не могли найти ни их, ни обратившегося, если вдруг он попросит убежища.
Феминизм выступает против сексуальной эксплуатации, встречающейся в мире в совершенно разных формах – от фактической торговли рабами до проституции. На последнюю проблему у самих феминисток нет единого взгляда.
«К моему сожалению, [в феминизме] очень распространена риторика о том, что продажа своего тела — это право женщины и ее возможность выражать свою сексуальность Если один человек хочет не секса, а заработать денег на лечение маме или на отдых себе, то это не секс и не «секс-работа», — Анастасия Каримова, основательница сообщества «Не Марс и не Венера».
Виноваты мужчины
В России более 600 организаций, отстаивающих права женщин в различных городах. И это очень разные, зачастую конфликтующие друг с другом структуры. Они обвиняют друг друга либо в чрезмерной агрессии, либо в недостаточной активности в отстаивании прав.
Объединить либеральных, постмодернистских, антирасистских и многих других феминисток должен был фестиваль Fem Fest, прошедший 11 марта. Мероприятие, собравшее несколько сотен человек, должно было стать открытой площадкой для совершенно разных спикеров. Приглашали как известных, состоявшихся идеологов, так и представителей радикальных, местечковых движений.
Слушатели лекций в одной из аудиторий
Однако еще на стадии рассылки приглашений выяснилось, что некоторым спикерам, которым было разрешено прочитать лекцию, запретили декламировать особенно агрессивные ее части. Например, поэтесса Оксана Васякина намеревалась прочитать стихотворение собственного сочинения:
Так кончится жизнь твоего грязного члена
Все остальное что от тебя останется
Оставлю лежать на земле под ветром
Без погребения
И придут женщины
Чтобы мочиться на твое тело
Чтобы
плюнуть на грудь твою
Чтобы пожалеть себя
И над тобой надругаться
Доцент гуманитарного факультета ВШЭ Кирилл Мартынов, основной спикер на фестивале, незадолго до «Фемфеста» опубликовал строки у себя на страничке в фейсбуке, за что был обвинен в издевательском отношении ко всему движению. Такая постановка вопроса никак не соотносилась с тем, что Мартынов говорил со сцены:
«Мальчикам можно сказать: «Не веди себя как девчонка!» — и мальчику должно стать обидно. С другой стороны, женщине можно сказать: «Ну ты мужик!» — и еще какие-то характеристики по поводу стальных атрибутов этого мужика. Это, в свою очередь, похвала. Или можно стукнуть кулаком по столу и сказать: «Где мой борщ?» Или сказать: «Это не женское дело». Или: «Это не женская профессия», или: «Молчи, женщина!» Когда я понял, что есть основная группа людей, половина из нас, которой российское общество по непонятным причинам все время что-то хочет запретить, я заинтересовался феминизмом».
Fem Fest
На фестивале было несколько спикеров-мужчин. Один из них, Кирилл Медведев, поэт и издатель, прямо заявил, что мужчины на подобных фестивалях должны выступать «как минимум не на главных ролях и не рассказывать женщинам об истории феминизма». Как ни парадоксально, почти сразу после него на сцене выступил кандидат философских наук Сергей Витяев с лекцией об «истории женского движения и феминизма».
«Вы, наверное, думаете, что вот очередной белый… мужчина пришел вас учить с такой доминирующей позиции тому, что такое феминизм Наше общество похоже на неуравновешенные весы, где женщины находятся внизу, а мужчины наверху. И для того чтобы достичь хотя бы равенства, мы должны мужчин приопустить, а женщин возвысить», — оправдывал свое выступление Витяев.
Сергей Витяев
Как выяснилось, на фестиваль не попали ни представители Женской исторической ночи, ни администратор популярного тематического паблика ВКонтакте «Body Positive» Екатерина Хорькова, а одна из самых медийных групп «Школа феминизма» бойкотировала мероприятие именно из-за присутствия на нем лекторов-мужчин, назвав фестиваль «первым Мачо-Феминистским Московским Фестивалем».
Основная претензия – непозволительная попытка примирения сторон. По мнению Любавы Малышевой, Fem Fest организовывался никому не известными людьми, а ставить знак равенства «F=M» недопустимо.
На Fem Fest нашлось место и акции протеста. Кириллу Мартынову не дали выступить с комментарием на тему враждебного отношения российского общества к феминизму, одна из слушательниц начала скандировать из зала «Хватит затыкать женщин!» и лопать шарики.
Особо активной слушательницей оказалась радикальная феминистка Татьяна Болотина, пришедшая раздавать листовки с призывом создавать женскую коммуну. Татьяна Болотина известна как создательница паблика и одноименного движения Femband, отличающегося строгой мизандрией (ненавистью к мужчинам).
Татьяна Болотина
Сама же Татьяна называет себя лесбиянкой, чайлдфри, мужененавистницей, «маргинальной по многим параметрам». При этом она активно хвастается своей свободой, заявляет, что ни при каких обстоятельствах не устроится на работу, предпочитая рыться в помойке в поисках еды.
Драки, митинги, протесты
Образы классических феминисток неизбежно ассоциируются с агрессивными акциями обнаженных представительниц движения Femen и подобных им. Но они не имеют отношения к классическому феминизму, не отражают его цели и идеи. За последние несколько лет феминистки провели несколько довольно запоминающихся акций, и большинство из них проходило 8 Марта.
В 2009 году в Москве активистки совместно с анархистами и либертарианцами провели шествие. Около 50 человек били в барабаны и несли различные плакаты на Арбате. В середине шествия двое мужчин разделись до плавок и развернули огромный баннер с надписью «90-60-90 – тебе это надо?» и скандировали: «Долой эксплуатацию человеческих тел!»
В 2013 году в Москве на Крымской набережной прошел митинг с целью обелить ставшее ругательным, по мнению участников акции, слово «феминизм». Феминистки попытались присоединиться к санкционированному митингу партии «Яблоко» в защиту прав женщин. Однако обстановка накалилась, полиция задержала 16 человек, скандировавших «Позор» и вступивших в прямое столкновение с оказавшимися там некими «православными проповедниками». Завязалась драка, люди не унимались даже в автозаках:
«Автозак с 16 задержанными отъехал только что от Новопушскинского сквера. Находящиеся в нем жалуются на травмы и избиения, продолжающиеся в автозаке», — журналисты с места событий
В 2015 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги, собравшие от 80 до 100 человек. В Москве в Парке Горького задержали одну из активисток, которая пришла с флагом ЛГБТ.
Сторонники движения «За запрет аборотов»
Рядом с митингом на пикет вышли двое сторонников движения «За запрет абортов». В Санкт-Петербурге после состоявшихся акций на мосту вывесили восьмиметровый баннер против гендерного неравенства.
Баннер с лозунгом за гендерное равенство
В мае 2015 года в Петербурге прошла акция «Раздача мужей». Ее организаторы выражали протест против свадьбы 17-летней чеченской девушки Луизы Гойлабиевой и начальника ОМВД России по Ножай-Юртовскому району Нажуда Гучигова 1967 года рождения.
Куратор акции Надежда Крымская нарядила троих мужчин-активистов в хиджабы, в которых они варили кисель, крутили обруч и взвешивались.
«После этой истории [со свадьбой] становится понятно, что ни одна женщина не может чувствовать себя равной и защищенной в нашей стране», — Надежда Крымская.
Российские феминистки отличились не только в России. В Европе известна их акция под названием «Свободный выбор», прошедшая в Гамбурге в декабре 2015 года, в местном «квартале красных фонарей».
Участники акции устроили перфоманс: женщина тащила ребенка по улицам города, отгоняя его от витрин различных дорогих заведений, после чего «мать» и «дочь» написали плакат с надписью: «Я бедная мать из страны третьего мира, проституция – мой свободный выбор».
В мае 2016 года петербургские активистки провели акцию против запрета абортов. Феминистки переоделись в медицинские халаты, предлагая проходившим мимо мужчинам сделать вазэктомию. Согласившихся они провожали в импровизированную «будку вазэктомии», где рассказывали мужчинам о преимуществах операции. «Вазэктомия стопроцентно поможет избежать нежелательной беременности», — заявляли активистки.
«Пациент» на «приеме»
Неделей позже в том же Санкт-Петербурге прошел другой перфоманс, ставший реакцией на резонансный рейд Вячеслава Дацика, который выгнал обнаженных проституток из борделя на Васильевском острове.
Участники акции провели мини-шествие, обклеив тела объявлениями с предложениями интима. Они прошли по центральным улицам, связанные одной веревкой. После шествия девушки выстроились в ряд и попытались защититься от летящих в них предметов табличками с надписями «Не рабыня», «Не товар», «Не вещь».
Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/
ruposters.ru
почему в России сегодня нет феминизма
От «декрета о сексе» до цветной балаклавы группы Pussy Riot – эти вещи стали символами российского феминизма. Он, с одной стороны, есть, но с другой – нет.
Феминизм – общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни и против дискриминации по половому признаку. Вопреки «классическому» определению, в сознании российского человека даже сегодня это направление воспринимают совсем иначе.
«Вербально российское общество – глубоко сексистское, – говорит Анна Очкина, социолог и руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений. – Феминизм в России отождествляется в массовом сознании с отказом от женственности, за которую наши женщины держатся больше, чем за жизнь. Феминизм ассоциируется с синим чулком, с отказом от семьи, с отказом от детей – такой сепаратистский, радикальный образ. Феминистка – некрасивая, неженственная, агрессивная, хотя, есть и позитивные черты: образованная, независимая, карьерная».
В начале 2016 вышла книга эксперта Госдумы и публициста Александра Бирюкова, антифеминиста и защитника патриархальных ценностей. Понятие феминизма, по его мнению, базируется на биологической равности между полами.
«Идеология их такова: биологически мужчина и женщина одинаковы, все люди андрогинны, социально женщина превосходит мужчину, тогда как любой мужчина есть либо реальный, либо потенциальный агрессор», – пишет Бирюков.
Порой феминизм, действительно, принимает радикальные формы, где основные идеи борьбы основаны на угнетении, доминировании и манипуляции женского начала мужчиной во всех сферах жизни: дома, в межличностных отношениях, науке, вплоть до формирования языка и солидарности с животным женского пола. Об этом неделю назад написала колонку журналистка Екатерина Винокурова.
Назад к традициям
Такое двойственное отношение к феминизму, как и возрождение традиционных ценностей, можно связать с его своеобразным развитием в России. Здесь женщины себя в «западном» смысле слова никогда феминистками не называли и не ощущали.
В России еще в начале XIX века появились первые женские движения за право на получение образования, а во второй половине того же века – за экономическую независимость. Но об избирательном праве для женщин никто не задумывался до начала XX века – в этом не было нужды.
Принято считать, что в советский период настала всеобщая женская эмансипация: упростили процедуру развода, женщины занимали типично «мужские» профессии (от механика до космонавта), получили право на аборты. Но хотя при формировании политики «женского вопроса» в СССР были задействованы женские организации, это не было результатом сплоченного стихийного феминистического движения «за», объясняет социолог Анна Очкина.
«Эмансипация, конечно, была – массовая, принудительная. Это еще одна из причин неприятия феминизма на уровне подсознания в нашей стране. Потому что наша женщина не успела заскучать о маленьком домике с двумя детьми. Скучать не приходилось: женщины заменяли мужчин на войнах, на заводах, и в голод, и в холод. И патриархальный ренессанс потихонечку протаскивался в советское время», – полагает она.
По официальным данным, количество занятых в российской экономике мужчин и женщин практически на одном уровне: 37 миллионов против 35 миллионов соответственно Однако заработная плата первых за равный труд в среднем больше на 27%. Кроме того, с телеэкранов уже который год звучат призывы к сохранению традиционных семейных ценностей, духовных скреп, уходу от феминистических идей, навязанных Западом. И даже женщины-депутаты с трибуны Госдумы говорят об абстрактном «женском предназначении».
Феминизм – для мегаполисов
На другой чаше весов – аргумент о том, что феминизм – это лишь о женщинах в крупных городах. Что женщине на периферии нужно думать в первую очередь о семье, о замужестве, о детях, и это – норма. Сторонники этой идеи не хотят видеть, что равные возможности с мужчинами и уважительное отношение к людям вне зависимости от гендерной или половой принадлежности универсально для многих, и это не обусловлено геолокацией.
«Феминизм – определенная политическая субкультура. И она может быть абсолютна чуждой интересам массы женщин. Это действительно можно назвать движением крупных городов и даже определенных социальных слоев. Это уже такая мода, интеллектуальная и политическая. Но в том смысле, в котором феминизм связан с существованием большинства женщин, он может проявить себя и быть понятым в любой части света, страны», – объясняет Анна Очкина.
В эпоху технологий удаленность от мегаполисов или размер населенного пункта – не помеха для осознания собственных прав и тела.
«Это не значит, что человек в маленьком городе не откроет интернет и не станет читателем какого-нибудь прогрессивного ресурса, не почувствует, что все это ему близко. Интернет сейчас дает возможность читать в любом месте, если есть хоть какой-то доступ к нему», – говорит Юлия Таратута, журналист телеканала «Дождь», а также новый главный редактор женского онлайн-издания Wonderzine, одного из самых прогрессивных в России ресурсов о моде, обществе, и женщине.
Но даже либеральное общество мегаполисов, в том числе и западных, порой вынуждено оспаривать идеи феминизма. Мужчины заявляют о позитивной дискриминации женщин в различных сферах деятельности: для женщин создаются специальные научные гранты, отдельные категории на международных премиях, выделяются места в государственных органах, которые могут быть не настолько востребованы и порой достойны женщинами, утверждает публицист Александр Бирюков. Мир, по его словам, становится заложником натянутой политкорректности и феминистской идеологии.
«Не будешь идти в ногу с правящей идеологией – раздавят. Причем уровень не имеет значения. Даже самая значительная и уважаемая научная персона может очень быстро закончить свою карьеру, если выступит против правящей идеологии», – пишет Бирюков в своей книге «Ненастоящий мужчина».
Пространство для изменений
За прошедший год в рунете не раз всплывала тема феминизма и женских прав. Это были и дискуссии о:
Часть этих тем освещали и центральные российские СМИ. Именно такие эмоциональные дискуссии способны подтолкнуть женщин и общество в целом к переосмысливанию ценностей, сексуальности и собственных прав.
«Сейчас происходит удивительный процесс, – говорит Юлия Таратута. – Люди не всегда понимают, что это их касается, во-первых. Во-вторых, любое движение, любая активность возникает зачастую после того, как тебе это хорошо объяснили, что происходит на самом деле. На наших глазах темы начинают развиваться, и люди начинают к себе относиться все более уважительно. Осознание женских прав приводит к уважительному отношению к себе и к окружающим. И сейчас все больше людей вовлекаются в это обсуждение».
Недавний скандал из-за фотосессии актрисы Эммы Уотсон, одной из главных медийных фигур феминизма XXI века, показал, что даже на Западе, где движение вжилось в ежедневную рутину, существуют расхождения в восприятии феминистки. Уотсон обвинили в предательстве идей движения из-за того, что она снялась для журнала без бюстгальтера. Но Юлия Таратута уверена, что феминизм вполне сочетаем с женственностью.
«Женщина вполне может одной рукой покупать платье, а другой – голосовать за важные для нее вещи. И это совершенно не отрицает и не умаляет ее личности».
Феминизм долгое время фактически был и остается частью жизни современной женщины, даже если она себя напрямую с движением и активизмом не ассоциирует. Также, как и частью российского общества, где в нынешнем идеологическом сознании не хотят его принимать, по крайней мере с таким названием.
www.currenttime.tv
Нужен ли феминизм в России? — Wonderzine
Текст: Татьяна Никонова, автор секс-блога Nikonova.online
Вчера по соцсетям разлетелся текст Кати Романовской, половины медиапроекта «Перзидент Роисси» — о состоянии прав женщин в нашей стране. Колонка с заголовком «Объективация прав» говорит о том, что в России «плохо обстоят дела с правами человека, кроме прав женщин», а «феминизм здесь не так уж и нужен». В качестве доказательств Катя Романовская ссылается как на права, которыми женщин наделила еще советская власть, так и на отсутствие гендерной дискриминации в бизнесе и естественность объективации со стороны обоих полов.
Другой идеей колонки является утверждение, что сексуальное насилие надо трактовать не как насилие над женщиной, а как насилие над личностью, а также что оскорбления в адрес женщин являются частью культуры бытового хамства, направленного на всех, а не дискриминацией по гендерному признаку. На данный момент колонка собрала 1380 лайков и 356 шеров, в том числе лидеров общественного мнения. По нашей просьбе блогер Татьяна Никонова рассуждает, занимаются ли феминистки надуманными проблемами и правда ли в России женщины находятся в ситуации равных возможностей с мужчинами.
История российского феминизма — тема не для одного вдумчивого исследования, которое еще предстоит донести до широкой аудитории. А это необходимо, потому что и ситуация с правами женщин у нас совершенно особенная, и аудитория нуждается в объяснениях. Дошло до того, что даже активно пользующиеся достижениями советских феминисток считают, что феминизм и не нужен в России больше. Потому что это с правами человека в стране не очень, а у женщины, друга человека, всё нормально.
Опираются эти рассуждения в основном на законодательную базу, с которой и правда пока всё более или менее неплохо, в отличие от реального положения дел. В России пока что теоретически (но это пока) обсуждаются законы вроде вывода абортов из системы ОМС или запрета курения женщинам моложе 40 лет — и никто не вылетает после этого из кресла законотворца, это не сопровождается шумихой в прессе и невозможностью продолжать серьезную общественную деятельность. Более того, внезапно оказывается, что видение актуальной женской повестки во многом совпадает у представителей и ортодоксальных слоев, и самых прогрессивных, что явно говорит о серьезности проблемы и необходимости дальнейшей общественной дискуссии.
Жопа никуда не исчезнет, если ее не называть, но для нее перестанут выпускать четырехслойную туалетную бумагу
Например, представители Московской патриархии недавно выступили резко против термина «семейное насилие» с требованием не выводить его в отдельную категорию преступлений против личности. Аналогичного мнения придерживается не один представитель либеральной московской среды, называя насильников отдельным классом агрессивных и плохо воспитанных существ, с которыми может столкнуться каждый. То, что часть этих воображаемых гопников живет среди нас и измывается почти исключительно над женами и подружками, в расчет не принимается, и таким образом тема семейного насилия становится просто семейной темой. В ней муссируются кома жены известного актера и жалобы девушки блогера-путешественника, расчлененка в семье ресторатора и изнасилование современным художником, а до уголовных дел доходит даже не каждое второе, потому что без определения критериев семейного насилия остается только семья, а насилие растворяется в смысловом тумане.
Да, насилие — всегда насилие, но условия его возникновения очень разные, и их понимание — ключ к поискам решения проблемы. Именно поэтому дедовщину в армии изживают одним образом, подростковые банды — другим, а агрессию к более слабым и часто зависимым членам семьи — третьим. Или вообще не изживают, потому что если нет терминов для явления, нет и его описания и выведения отличительных особенностей. Сильно напоминает анекдот про Вовочку, который удивлялся, что жопа есть, а слова нет. Так вот, жопа никуда не исчезнет, если ее не называть, но для нее перестанут выпускать четырехслойную туалетную бумагу с собачками, пользуйтесь газетами. Понятно, почему за аскезу и умерщвление плоти стоят религиозные круги, но светской публике стоит пожалеть хотя бы собственную задницу.
Поддерживается и поразительная идея о женщинах, которым еще при советской власти предоставили право и возможность работать и делать карьеру. Легко представить, как эту идею озвучивает женщина, член Совета Федерации и мем Валентина Петренко, но дико видеть это в колонке Олега Кашина. Логическая ошибка в том, что на протяжении более чем 70 лет в нашей стране не работать было почти невозможно: трудовая деятельность была не правом, а всеобщей обязанностью.
Закон о тунеядстве отменили только в 1991 году, а до того любой неработающий человек мог попасть под одну из статей, вплоть до 209-й Уголовного кодекса РСФСР.
Однако если мужчины могли обходиться профессиональной деятельностью, женщины продолжали пахать и дома, и на работе. Например, в 1980 году женщины занимались домашней работой примерно в три раза больше, чем мужчины. У матерей несовершеннолетних детей цифра в среднем была около 36 часов в неделю против 13,5 у мужчин с детьми — фактически еще одна рабочая неделя. Сейчас существует серьезная тенденция к снижению временных затрат, но женщины до сих пор тратят в два раза больше часов, чем мужчины, при этом легион полувелфэрных рабочих мест, где с 9 до 18 можно было чай пить, давно закончился. Зато появился еще один фронт работ — бесконечная полировка внешности, иначе ты и не женщина вовсе.
Женщины взвалили на себя ответственность за всё: дом, семейный бюджет
и мужское поведение
То есть и либеральная общественность, и государственные мужи, проповедующие движение назад, в семью, всерьез называют феминистским достижением двойную рабочую неделю, принудительно навязанную по гендерному признаку. А, соответственно, стремление не убиваться до такой степени — желанием отказаться от прав и наплевать на достижения прошлого. Получается, что ты либо ломовая лошадь, которой феминизм не нужен, потому что всё уже есть, либо антифеминистка, жаждущая халявы в виде занятости не больше, чем мужчина. Что думает по этому поводу сама женщина, ее не спрашивают уже почти сотню лет.
Почему женщины в России мирятся с таким положением и чем мы отличаемся от западных сестер, которые отвоевывают себе право за правом? Есть расхожая фраза, что женщину на Западе освободили стиральная машина и контрацептивная таблетка. Так вот, женщину в России поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. В 1945 году женщин в возрасте 20–29 лет (потенциальных невест) в стране оказалось вдвое больше, чем мужчин. Женщины привыкли, что за редкую птицу — мужчину — надо бороться, а женский труд ничего не значит. Женщины отказались ценить женский опыт и перестали слышать друг друга. Женщины взвалили на себя ответственность за всё: дом, семейный бюджет и мужское поведение, — и это продолжается до сих пор, хотя вокруг всё изменилось.
Даже сами женщины поддерживают мизогинию, и в дивном новом мире вся ответственность за всё лежит на нас же. Юбка короткая? Сферическая проститутка в вакууме, у которой нет клиентов-мужчин, она сама по себе плохая девочка. Пристают? Учись разбираться в людях и избегать неприятных, они ведь себя не контролируют, хотя умудрились как-то получить водительские права и загранпаспорт. В тебе видят только сексуальный объект? Право на признание личности надо заслужить, если ты, конечно, не мужчина. Хочешь добиваться для себя и других женщин дополнительных прав? Это и есть дискриминация.
Хотя постойте, феминизм как раз борется не за особое отношение к женщинам, а за равные права для всех — и мужчин, и женщин, и именно поэтому он нам так и необходим. Как и любое движение в рамках борьбы за права человека, феминизм требует равноправия, несмотря на бесконечное количество различий между людьми. Эти различия необходимо знать и отмечать для понимания потребностей разных групп людей, но на права они никак не влияют. Все дети должны получать среднее образование, мужчина — равные права с женщинами в опеке над общими детьми, женщина — возможность зарабатывать столько, сколько предлагают специалисту в ее области без уточнения пола. Конечно, если этого не хочется, тогда феминизм нам не нужен, но в таком случае не стоит и прикидываться, что мы страна победившего феминизма.
Фотографии: coverimage via Etsy, 1, 2, 3 via Shutterstock
www.wonderzine.com
Феминизм в России
Истоки феминизма в России
Российский феминизм стал формироваться в форме общественного движения в середине 19 столетия. Первоначальными задачами дореволюционного движения феминисток являлось обеспечение доступа женщин к образованию и оплачиваемому труду. Позднее на передний план выдвинулась цель — добиться избирательного женского права, что произошло летом 1917 года, когда под давлением феминистского движения Временное правительство предоставило женщинам России всю полноту избирательных прав.
После Октябрьской революции большевики сначала осуществляли сотрудничество с женским движением и реализовывали те реформы, которые феминистки до этого готовили на протяжении нескольких десятков лет.
Замечание 1
При этом власть советов не одобряла существование независимого движения женщин, полагая, что оно обладает буржуазным характером. Она осуществляла свой проект эмансипации, который был направлен на экономическую и политическую мобилизацию женщин в государственных интересах.
Множество женских проблемы притом так и не были решены, и именно эти проблемы выдвинулись на повестку дня нового феминистского движения, которое возникло к концу 1970-х годов в диссидентских кругах.
Понятия «феминизм» и «женское движение»
В социологии и истории имеются разнообразные подходы к определению понятий «женское» и «феминистское движение». В исследованиях, которые посвящены России, обычно применяется подход, при котором феминистские движения видятся в форме одной из разновидностей или сегментов движений женщин. Под движениями женщин в этом подходе понимаются движения, мобилизующие женщин в качестве движущей силы — то есть обращены к женщинам как к потенциальным сторонницам и собственной аудитории. Социальные или политические цели движений женщин могут являться различными, они необязательно связаны с эмансипацией женщин или противоборством за гендерное равенство. Под движениями феминизма ученые понимают движения, ставящие собственной целью преодоление подчиненности мужчинам женщин.
Женские движения делают опору на идеологию, теории и практики феминизма. Некоторые из таких движений сами именуют себя феминистскими, иные движения или их самостоятельные участницы по разнообразным причинам избегают данного слова. Но главным критерием для отнесения какого-либо движения к феминистским в литературе научного типа признается в первую очередь:
- его ориентир на преодоление гендерной иерархии;
- перемены в социальном положении женского пола.
Как говорят исследователи, произвести чёткую границу меж феминистскими и другими движениями женщин часто бывает сложно. В случае дореволюционного российского движения женщин некоторые ученые определили движение женщин как феминистское с самого его рождения в середине 19 столетия, иные же полагают, что о формировании идеологии феминизма можно сказать лишь с конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Дореволюционное женское движение
Российское движение женщин начинает формироваться в середине 1850-х годов в понимании политического и социально-экономического кризиса и сопутствовавшего ему подъёма демократии. В первые десятки лет собственного развития движение женщин России занималось культурно-просветительской и благотворительной, а также социальной работой.
Под давлением движения женщин правительство шло на некие уступки ему: а именно, став выделять средства на обеспечение образования женщин. Общество также выражало реакцию на деятельность движения женщин, широким образом ведя обсуждение «женского вопроса». Движению женщин существенным образом удалось воздействовать на мнение общества и добиваться изменений системы ценностей, ожиданий и норм по отношению к женщинам, в особенности в области труда, образования, семейного и брачного поведения женщин. Интеллигенция принимала идеологию равноправия женщин.
На рубеже 1880-х — 1890-х годов движение стало образовывать новейшую, феминистскую идеологию, выдвигая в форме своей новой основной цели достижение избирательного права для женского пола. Данные цели движению удавалось целиком достигнуть летом 1917 года, когда движение добивалось от Временного правительства избирательного права без ценза во властные органы всех уровней: от органов МСУ до Учредительного собрания. Этим образом, женское российское движение явилось чрезвычайно успешным: благодаря ему государство становилось одним из первых государств мира, которые предоставили женскому полу абсолютизм в избирательных правах.
Движение женщин и власть советов
Хоть в исторической советской литературе по «вопросу женщин» принято было утверждать, что власть советов подарила женщинам избирательные и другие права политического характера, в действительности к данному достижению отношения не имела ни партия большевиков, ни советская власти. И социально-экономические права, и избирательные права предоставило женскому полу Временное правительство, и делалось это под давлением женских организаций, на протяжении десятков лет разрабатывающих для этого законодательную базу, выдвигавшие властям требования властям.
Замечание 2
Независимое движение женщин снова образовалось в СССР в конце 1970-х, когда в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия», редакторами которого являлись Наталия Малаховская, Татьяна Горичева, Татьяна Мамонова. Позже, в период 1980—1982 годов, команда альманаха издавала журнал «Мария», и при этом основала женский клуб с одноименным названием.
Диссидентские феминистские журналы посвящались замалчиваемым в обществе советов проблематикам и устанавливали особенный акцент на положении женского пола: они демонстрировали психологическую проблематику взаимных отношений женщин и мужчин, проблематику семей, неравномерное участие матери и отца в процессе воспитания детей, аборты, неполные семьи, изнасилование, роды положение женского пола в тюрьме и бездомных женщин и др.
spravochnick.ru
Почему в России сами женщины не признают феминизм?
Но что же не так с женщинами, что при слове «феминистка» они брезгливо поднимают бровь и делают недовольное выражение лица? Российские эксперты по гендерным исследованиям винят во всем необразованность нашего населения на тему феминизма вкупе с плачевной экономической ситуацией и отсутствие в публичной сфере – политической и культурной – достойных примеров женщин-феминисток, которые действительно делают что-то хорошее всем во благо. Но нам думается, что у чисто женской неприязни к феминизму у нас в стране есть еще и исторические предпосылки. Риторическое «папа – сильный, а мама – красивая», «он – за рулем, а она – у плиты» – это не просто плод патриархальной пропаганды, а некий социальный кокон, удобная и прозрачно-понятная всем установка, которая вроде как должна и М, и Ж облегчить жизнь. И мы совершенно не шутим и не о каких-то затерянных в лесах неандертальцах говорим: по статистике «Левада-центра», аж 78% мужчин и женщин (!) уверены, что главная забота последней – домашний очаг.
А когда-то в женском вопросе мы были чуть ли не впереди планеты всей, ведь у нас женщины еще в 1917 году получили право голоса и законные рабочие места наравне с мужчинами, пока в странах Южной Европы им толком и развестись по собственной воле не разрешалось. Но после большевистской революции установился авторитарный режим, и феминистские объединения наряду с любыми инакомыслящими были сведены на нет до тех пор, пока идеи гендерного равенства вновь не восстали из пепла уже в советской риторике, когда страна встала перед нехваткой рабочей силы после Первой мировой и Гражданской войны. Феминизм, который у нас тогда никто не называл таким словом, стал вдруг выгоден государству: женщины встали за станок, без пререканий освоили другие мужские специальности, да еще и не сбросили с плеч традиционный женский долг – заботу о семье, доме и детях.
Вот тут-то и вскрылся главный подвох на тему феминизма в нашей истории: женщинам открылся доступ в общественно-политическую жизнь и трудовую сферу, но только к первой тяжелой смене на рабочем месте (на дворе ведь XX век – кризисы, войны, голод, конфликты) добавилась еще и вторая, не менее энергозатратная, – обслуживать дома все семейство. Получилось, как если бы вы пообещали ребенку разрешить поиграть одному на открытом воздухе на даче, а на самом деле на выходе из дома вручили бы ему инструменты и заставили бы полоть грядки с клубникой. Вышло, что «одному» и «на открытом воздухе» выполнено, но только поиграть-то как раз и не получилось.
Наших женщин выпустили «на волю», но семейные кандалы снять не забыли, поэтому, когда мы в конце прошлого века медленно «вползли» в стадию буржуазного благополучия (да и то не все, но все-таки), иллюзорный проект «независимая женщина made in Russia» с треском провалился, и поколение, рожденное в 80-х, предпочло жить скорей по идеалам американских красочных реклам 50-х годов, где он на новеньком «Форде» едет домой с работы, а она ждет его дома в пышном платье в клетку, с теплым пирогом в печи и кроткой улыбкой
Уж слишком много десятилетий, прикрываясь идеей уравнения полов, женщинам на самом деле подсовывали двойную (а если нужно было еще и учиться, то и вовсе тройную) работу. И женщины верили, что это лишь «на время», что завтра будет лучше, потому что уже как минимум не будет войны, но разительно лучше так и не стало. В России с ее вечной экономической неэффективностью и церковными лозунгами за семейственность большинство женщин так и не могли позволить себе роскошь заниматься лишь чем-то одним: либо семьей, либо карьерой, – и безропотно тянули лямку достопочтенной гражданки своей страны.
Так что те, кого удивляет нынешнее поколение с обилием содержанок, которые тратят часы и недели на уход за собой и поиск платежеспособного самца, вероятно, не знакомы с нашей историей. Этим прекрасным нимфам с идеальными ногтями и ресницами, вышколенными манерами и любовными навыками японской гейши феминизм кажется равным кабале или бесплатному изнурительному труду. Они даже немножко в обиде на феминизм за то, что до его пришествия якобы нужно было быть всего лишь хорошей женой и матерью, а теперь нужно успевать везде. Для них феминизм – это про ту самую бабу, что коня на скаку остановит, и про лихую колхозницу с памятника на ВДНХ. Только никто не хочет никуда мчаться с серпом и цирковые номера с лошадьми выполнять – ну уж нет, сейчас время больших супермаркетов и удобных офисных кресел. А еще традиционных гендерных ролей, в которых с виду всем так комфортно.
Мы достаточно начитались печальной литературы про Татьяну Ларину, мадам Бовари и Наташу Ростову, что поняли еще на выпускных экзаменах в школе: комфорт – это лучше, чем любовь. А в наше тяжелое время комфорт – одна из немногих вещей, которую можно себе купить. Или же предложить кому-то действовать по схеме «ты – мне, я – тебе» и устроиться на «службу» женой. Тоже ведь работа, непыльная, но многочасовая. Зато не нужно, как типичная независимая женщина-феминистка на российский манер, везде поспевать, как будто ты загнанная лошадь, которой подпалили хвост.
Так пробьется ли у нас феминизм когда-нибудь в число лидирующих идеологий? Скорей всего да, потому что и экономике он более выгоден. Но только вот женщины откроют ему свое сердце лишь тогда, когда государство и общество прекратит уже их обманывать. Ведь полоть грядки и играть на свежем воздухе – это совсем не одно и то же.
sunmag.me