Феномен толпы – , —

Феномен толпы

Важнейшей особенностью полити­ческой
психологии является и ее спо­собность
формироватьразличные политические
субъекты, прежде всего «массы» и «толпы»,
осуществляющие такие акции, как бунты,
революции, митинги, шествия, восстания,
захват зданий и т.д. Так, известный ученый
Э. Канетти связывает возникновение
массы с рас­тущими у людей чувствами
солидарности и страха, «втягивающими
в себя вся и всех».* Сугубо психическими
основами обладает и толпа, в которую
превращается группа людей в силу
совместно испытываемого ими какого-то
эмоционального, резко переживаемого
фактора (вызывающего массовое состояние
гнева, радости, агрессии и т.д.). И это
внутреннее единство толпы, которую Г.
Тард называл самой «старинной» социальной
группой после семьи, постоянно укрепля­ется
за счет многократного взаимного усиления
коллективных чувств и эмоций. Известный
русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал,
что взаимовнушение и самовозбуждение
людей гораздо в большей степени движут
поведением толпы, нежели какие-либо
провозгла­шаемые ею идеи.

* Канетти Э.Масса // Психология масс.
Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317.

Толпы не возникают для уравновешивающих
действий, они им­пульсивны, изменчивы
и раздражительны, нетерпимы к сторонним
воззрениям, управляются бессознательным
началом, податливы вну­шению и
легковерны, односторонни и склонны к
преувеличению оценок событий. Постоянно
поддерживаемый наплыв эмоций, как
правило, обусловливает одномерность
мышления и действий толпы. Если в жизни
человек может принадлежать к разным
группам, то к толпе – только к одной,
поскольку в ней человек не имеет
противо­весов, он увлечен силой
объединения. Поэтому в толпе люди не
вос­принимают иных позиций или точек
зрения, демонстрируя единый волевой
настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни
возражений. Нормальное состояние толпы,
наткнувшейся на препятствие, – это
ярость. Не случайно Г. Лебон в работе
«Психологии народов и масс» писал, что
толпа никогда не дорожит своей жизнью
во время возмущения. По­тому-то в ней
всегда можно найти преступников и
героев, людей, способных устраивать
мятежи и погромы или требовать от тиранов
прав и свобод. В то же время тот или иной
фактор (внезапное собы­тие, выступление
яркого оратора на митинге) способен
изменить состояние толпы новым внушением,
заразить ее свежими эмоциями, вновь
придающими ей горячность и импульсивность.
Предоставлен­ная же сама себе, она
быстро утомляется, сникает и стремится
к подчинению любым призывам.

Пусть кратковременное, но мощное
доминирование коллектив­ных чувств
и настроений приводит индивидов к потере
критичности политических воззрений и
утрате контроля за своими поступками.
Заразительность массовых настроений
заставляет людей испытывать сильную
потребность в подчинении, поступаться
личными интере­сами и оценками. В
толпе человек понимает лишь «волевой
язык кол­лективной воли» и подчиняется
ее приказам, «следуя архаичным правилам…
воли толпы».* В толпе и массе индивид
приобретает со­знание непреодолимой
силы, которая «дозволяет ему поддаваться
таким инстинктам, которым он никогда
не дает волю, когда бывает один. В толпе
же он менее склонен обуздывать эти
инстинкты, так как толпа анонимна и
потому не несет на себе ответственности».**

* Чалидзе В.Иерархический человек.
М., 1991. С. 39.

** Лебон Г.Психология народов и масс. СПб., 1896. С.
168.

Как показали специалисты, эволюция
толпы имеет двоякийха­рактер:
она осуществляется через развитие
духовных связей между людьми и путем
возникновения внутренних структур на
основе иерар­хичности. Наполнение
человеческих отношений в толпе различными
идеями делает ее то «выжидающей,
внимающей, манифестирующей», то
«действующей» (Г. Тард), то агрессивной
(обладающей целью и реализующей ее на
основании порыва), то «танцующей»
(превраща­ющейся в бесцельное собрание)
(Г. Блумер). В то же время организа­ция
и иерархиизация толпы, выстраивание в
ней определенных внутренних связей
превращает ее в разновидность корпорации
(например, группу добровольцев,
самоорганизующихся для отпора захватчикам,
партизанское движение, мафию,
террористическую структуру и т.д.).

studfiles.net

Феномен толпы

Важнейшей особенностью полити­ческой
психологии является и ее спо­собность
формироватьразличные политические
субъекты, прежде всего «массы» и «толпы»,
осуществляющие такие акции, как бунты,
революции, митинги, шествия, восстания,
захват зданий и т.д. Так, известный ученый
Э. Канетти связывает возникновение
массы с рас­тущими у людей чувствами
солидарности и страха, «втягивающими
в себя вся и всех».* Сугубо психическими
основами обладает и толпа, в которую
превращается группа людей в силу
совместно испытываемого ими какого-то
эмоционального, резко переживаемого
фактора (вызывающего массовое состояние
гнева, радости, агрессии и т.д.). И это
внутреннее единство толпы, которую Г.
Тард называл самой «старинной» социальной
группой после семьи, постоянно укрепля­ется
за счет многократного взаимного усиления
коллективных чувств и эмоций. Известный
русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал,
что взаимовнушение и самовозбуждение
людей гораздо в большей степени движут
поведением толпы, нежели какие-либо
провозгла­шаемые ею идеи.

* Канетти Э.Масса // Психология масс.
Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317.

Толпы не возникают для уравновешивающих
действий, они им­пульсивны, изменчивы
и раздражительны, нетерпимы к сторонним
воззрениям, управляются бессознательным
началом, податливы вну­шению и
легковерны, односторонни и склонны к
преувеличению оценок событий. Постоянно
поддерживаемый наплыв эмоций, как
правило, обусловливает одномерность
мышления и действий толпы. Если в жизни
человек может принадлежать к разным
группам, то к толпе – только к одной,
поскольку в ней человек не имеет
противо­весов, он увлечен силой
объединения. Поэтому в толпе люди не
вос­принимают иных позиций или точек
зрения, демонстрируя единый волевой
настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни
возражений. Нормальное состояние толпы,
наткнувшейся на препятствие, – это
ярость. Не случайно Г. Лебон в работе
«Психологии народов и масс» писал, что
толпа никогда не дорожит своей жизнью
во время возмущения. По­тому-то в ней
всегда можно найти преступников и
героев, людей, способных устраивать
мятежи и погромы или требовать от тиранов
прав и свобод. В то же время тот или иной
фактор (внезапное собы­тие, выступление
яркого оратора на митинге) способен
изменить состояние толпы новым внушением,
заразить ее свежими эмоциями, вновь
придающими ей горячность и импульсивность.
Предоставлен­ная же сама себе, она
быстро утомляется, сникает и стремится
к подчинению любым призывам.

Пусть кратковременное, но мощное
доминирование коллектив­ных чувств
и настроений приводит индивидов к потере
критичности политических воззрений и
утрате контроля за своими поступками.
Заразительность массовых настроений
заставляет людей испытывать сильную
потребность в подчинении, поступаться
личными интере­сами и оценками. В
толпе человек понимает лишь «волевой
язык кол­лективной воли» и подчиняется
ее приказам, «следуя архаичным правилам…
воли толпы».* В толпе и массе индивид
приобретает со­знание непреодолимой
силы, которая «дозволяет ему поддаваться
таким инстинктам, которым он никогда
не дает волю, когда бывает один. В толпе
же он менее склонен обуздывать эти
инстинкты, так как толпа анонимна и
потому не несет на себе ответственности».**

* Чалидзе В.Иерархический человек.
М., 1991. С. 39.

** Лебон Г.Психология народов и масс.
СПб., 1896. С. 168.

Как показали специалисты, эволюция
толпы имеет двоякийха­рактер:
она осуществляется через развитие
духовных связей между людьми и путем
возникновения внутренних структур на
основе иерар­хичности. Наполнение
человеческих отношений в толпе различными
идеями делает ее то «выжидающей,
внимающей, манифестирующей», то
«действующей» (Г. Тард), то агрессивной
(обладающей целью и реализующей ее на
основании порыва), то «танцующей»
(превраща­ющейся в бесцельное собрание)
(Г. Блумер). В то же время организа­ция
и иерархиизация толпы, выстраивание в
ней определенных внутренних связей
превращает ее в разновидность корпорации
(например, группу добровольцев,
самоорганизующихся для отпора захватчикам,
партизанское движение, мафию,
террористическую структуру и т.д.).

studfiles.net

Феномен толпы

Важнейшей особенностью полити­ческой
психологии является и ее спо­собность
формироватьразличные политические
субъекты, прежде всего «массы» и «толпы»,
осуществляющие такие акции, как бунты,
революции, митинги, шествия, восстания,
захват зданий и т.д. Так, известный ученый
Э. Канетти связывает возникновение
массы с рас­тущими у людей чувствами
солидарности и страха, «втягивающими
в себя вся и всех».* Сугубо психическими
основами обладает и толпа, в которую
превращается группа людей в силу
совместно испытываемого ими какого-то
эмоционального, резко переживаемого
фактора (вызывающего массовое состояние
гнева, радости, агрессии и т.д.). И это
внутреннее единство толпы, которую Г.
Тард называл самой «старинной» социальной
группой после семьи, постоянно укрепля­ется
за счет многократного взаимного усиления
коллективных чувств и эмоций. Известный
русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал,
что взаимовнушение и самовозбуждение
людей гораздо в большей степени движут
поведением толпы, нежели какие-либо
провозгла­шаемые ею идеи.

* Канетти Э.Масса // Психология масс.
Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317.

Толпы не возникают для уравновешивающих
действий, они им­пульсивны, изменчивы
и раздражительны, нетерпимы к сторонним
воззрениям, управляются бессознательным
началом, податливы вну­шению и
легковерны, односторонни и склонны к
преувеличению оценок событий. Постоянно
поддерживаемый наплыв эмоций, как
правило, обусловливает одномерность
мышления и действий толпы. Если в жизни
человек может принадлежать к разным
группам, то к толпе – только к одной,
поскольку в ней человек не имеет
противо­весов, он увлечен силой
объединения. Поэтому в толпе люди не
вос­принимают иных позиций или точек
зрения, демонстрируя единый волевой
настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни
возражений. Нормальное состояние толпы,
наткнувшейся на препятствие, – это
ярость. Не случайно Г. Лебон в работе
«Психологии народов и масс» писал, что
толпа никогда не дорожит своей жизнью
во время возмущения. По­тому-то в ней
всегда можно найти преступников и
героев, людей, способных устраивать
мятежи и погромы или требовать от тиранов
прав и свобод. В то же время тот или иной
фактор (внезапное собы­тие, выступление
яркого оратора на митинге) способен
изменить состояние толпы новым внушением,
заразить ее свежими эмоциями, вновь
придающими ей горячность и импульсивность.
Предоставлен­ная же сама себе, она
быстро утомляется, сникает и стремится
к подчинению любым призывам.

Пусть кратковременное, но мощное
доминирование коллектив­ных чувств
и настроений приводит индивидов к потере
критичности политических воззрений и
утрате контроля за своими поступками.
Заразительность массовых настроений
заставляет людей испытывать сильную
потребность в подчинении, поступаться
личными интере­сами и оценками. В
толпе человек понимает лишь «волевой
язык кол­лективной воли» и подчиняется
ее приказам, «следуя архаичным правилам…
воли толпы».* В толпе и массе индивид
приобретает со­знание непреодолимой
силы, которая «дозволяет ему поддаваться
таким инстинктам, которым он никогда
не дает волю, когда бывает один. В толпе
же он менее склонен обуздывать эти
инстинкты, так как толпа анонимна и
потому не несет на себе ответственности».**

* Чалидзе В.Иерархический человек.
М., 1991. С. 39.

** Лебон Г.Психология народов и масс. СПб., 1896. С.
168.

Как показали специалисты, эволюция
толпы имеет двоякийха­рактер:
она осуществляется через развитие
духовных связей между людьми и путем
возникновения внутренних структур на
основе иерар­хичности. Наполнение
человеческих отношений в толпе различными
идеями делает ее то «выжидающей,
внимающей, манифестирующей», то
«действующей» (Г. Тард), то агрессивной
(обладающей целью и реализующей ее на
основании порыва), то «танцующей»
(превраща­ющейся в бесцельное собрание)
(Г. Блумер). В то же время организа­ция
и иерархиизация толпы, выстраивание в
ней определенных внутренних связей
превращает ее в разновидность корпорации
(например, группу добровольцев,
самоорганизующихся для отпора захватчикам,
партизанское движение, мафию,
террористическую структуру и т.д.).

studfiles.net

3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

Помимо
указанных типов социальных групп в
социологии выделяются группы, которые
появляются непреднамеренно и носят
случайный характер. Такие спонтанные
неустойчивые группы называются
квазигруппами. Квазигруппа – это
спонтанное (неустойчивое) образование
с кратковременным взаимодействием
какого-либо вида.

Одним
из самых ярких примеров квазигруппы
является толпа. Толпа 
это временное собрание людей, объединенных
в замкнутом пространстве общностью
интересов.

Социальная
структура толпы, как правило, проста –
лидеры и все остальные участники.

Физически
ограниченное пространство приводит к
социальному взаимодействию даже в тех
случаях, когда люди в толпе стараются
избегать межличностного контакта.

В
зависимости от характера поведения и
формирования толпы можно разделить на
несколько видов.

Случайная
толпа
 обладает
наиболее неопределенной структурой.
Например, собрание людей на улице возле
произошедшего дорожно-транспортного
происшествия. В этом виде толпы людей
объединяют либо незначительные цели,
либо вовсе бесцельное времяпровождение.

Индивиды
слабо эмоционально включены в случайную
толпу и могут свободно отделить себя
от нее. Однако при определенном изменении
условий такая толпа может быстро
сплотиться и приобрести общую
структурированность.

Обусловленная
толпа
 
собрание людей, заранее планирующееся
и относительно структурированное.
Например, толпа, собравшаяся на стадионе
для просмотра футбольного матча. В
данном случае толпа «обусловлена» в
том смысле, что поведение ее членов
находится под воздействием определенных,
заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная
толпа
 
социальная квазигруппа, которая обычно
организуется в целях личного удовольствия
ее членов при активности людей, которая
уже сама по себе является целью и
результатом. Например, собрание людей
на проведении рок-фестиваля.

Действующая
толпа.
 Под
термином «действующая» подразумевается
весь комплекс действий толпы. Одной из
важнейших форм действующей толпы
является сборище – эмоционально
возбужденная толпа, тяготеющая к
насильственным действиям. Сборища, как
правило, имеют лидеров, однонаправленных
в своих агрессивных намерениях и
требующих строгого конформизма от всех
членов.

Действия
сборища направлены на какой-либо
определенный объект и носят кратковременный
характер. После этого сборище, как
правило, распадается.

Распространенным
примером сборища является ликующая
толпа, которая имеет очень узкую
направленность и после достижения цели
быстро распадается. Другая форма
действующей толпы – восставшая толпа.

Это
насильственный и деструктивный
коллективный взрыв. Такая толпа отличается
от сборища тем, что при восстаниях
поведение менее структурировано, менее
целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая
толпа может состоять из различных групп,
преследующих свои цели, но действующих
в критический момент сходным образом.
Такой вид толпы в наименьшей степени
подвержен различным случайным явлениям
извне, ее действия в большинстве случаев
непредсказуемы.

Несмотря
на то, что толпы сильно различаются по
характеру и поведению, можно выделить
общие черты, характерные для поведения
людей в любой толпе:

1) внушаемость.
Люди, находящиеся в толпе, как правило,
более внушаемы. Они с большей вероятностью
принимают мнения, чувства и действия
большинства;

2) анонимность.
Индивид ощущает себя неузнаваемым в
толпе. Толпа часто действует как целое,
ее индивидуальные члены не воспринимаются
и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность.
Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию
к более спонтанному поведению, чем в
обычных условиях. Как правило, они не
задумываются над своим поведением и их
действия диктуются исключительно
эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость.
Поскольку люди, составляющие толпу,
анонимны, они начинают чувствовать себя
вне социального контроля. Например, при
осуществлении акта вандализма футбольными
болельщиками каждый из участников
действия снимает с себя ответственность,
действуя со всеми вместе как единое
целое.

В
толпе теряют значение индивидуальные
и статусные различия, действующие в
«обычных» условиях социальные нормы и
табу. Толпа понуждает отдельных людей
одинаково действовать и буйствовать,
сминает всякую попытку сопротивления
или сомнения.

Тут
понятны аналогии с бешеным потоком,
селем и т. п. Но это лишь аналогии:
поведение самой неистовой толпы имеет
свою логику, причем это логика социального
действия, участники которого действуют
как существа социальные.

В
действующей толпе, особенно в сплоченной,
всегда можно обнаружить более или менее
определенную и устойчивую собственную
структуру.

В
ее основе лежит некоторый традиционный
поведенческий стереотип (ксенофобия
религиозная или этническая, кровная
месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой
механизм (например, подстрекатели,
активисты, крикуны и т. д.). Нечто
подобное существует и в ситуации
разобщенной, панической толпы (стереотип
«спасайся кто как может» и соответствующее
распределение ролей).

Ролевой
этот набор в толпе беден, функции сводятся
к триггерным и усилительным.

studfiles.net

Феномен толпы

Важнейшей особенностью полити­ческой
психологии является и ее спо­собность
формироватьразличные политические
субъекты, прежде всего «массы» и «толпы»,
осуществляющие такие акции, как бунты,
революции, митинги, шествия, восстания,
захват зданий и т.д. Так, известный ученый
Э. Канетти связывает возникновение
массы с рас­тущими у людей чувствами
солидарности и страха, «втягивающими
в себя вся и всех».* Сугубо психическими
основами обладает и толпа, в которую
превращается группа людей в силу
совместно испытываемого ими какого-то
эмоционального, резко переживаемого
фактора (вызывающего массовое состояние
гнева, радости, агрессии и т.д.). И это
внутреннее единство толпы, которую Г.
Тард называл самой «старинной» социальной
группой после семьи, постоянно укрепля­ется
за счет многократного взаимного усиления
коллективных чувств и эмоций. Известный
русский ученый В.М. Бехтерев подчеркивал,
что взаимовнушение и самовозбуждение
людей гораздо в большей степени движут
поведением толпы, нежели какие-либо
провозгла­шаемые ею идеи.

* Канетти Э.Масса // Психология масс.
Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317.

Толпы не возникают для уравновешивающих
действий, они им­пульсивны, изменчивы
и раздражительны, нетерпимы к сторонним
воззрениям, управляются бессознательным
началом, податливы вну­шению и
легковерны, односторонни и склонны к
преувеличению оценок событий. Постоянно
поддерживаемый наплыв эмоций, как
правило, обусловливает одномерность
мышления и действий толпы. Если в жизни
человек может принадлежать к разным
группам, то к толпе – только к одной,
поскольку в ней человек не имеет
противо­весов, он увлечен силой
объединения. Поэтому в толпе люди не
вос­принимают иных позиций или точек
зрения, демонстрируя единый волевой
настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни
возражений. Нормальное состояние толпы,
наткнувшейся на препятствие, – это
ярость. Не случайно Г. Лебон в работе
«Психологии народов и масс» писал, что
толпа никогда не дорожит своей жизнью
во время возмущения. По­тому-то в ней
всегда можно найти преступников и
героев, людей, способных устраивать
мятежи и погромы или требовать от тиранов
прав и свобод. В то же время тот или иной
фактор (внезапное собы­тие, выступление
яркого оратора на митинге) способен
изменить состояние толпы новым внушением,
заразить ее свежими эмоциями, вновь
придающими ей горячность и импульсивность.
Предоставлен­ная же сама себе, она
быстро утомляется, сникает и стремится
к подчинению любым призывам.

Пусть кратковременное, но мощное
доминирование коллектив­ных чувств
и настроений приводит индивидов к потере
критичности политических воззрений и
утрате контроля за своими поступками.
Заразительность массовых настроений
заставляет людей испытывать сильную
потребность в подчинении, поступаться
личными интере­сами и оценками. В
толпе человек понимает лишь «волевой
язык кол­лективной воли» и подчиняется
ее приказам, «следуя архаичным правилам…
воли толпы».* В толпе и массе индивид
приобретает со­знание непреодолимой
силы, которая «дозволяет ему поддаваться
таким инстинктам, которым он никогда
не дает волю, когда бывает один. В толпе
же он менее склонен обуздывать эти
инстинкты, так как толпа анонимна и
потому не несет на себе ответственности».**

* Чалидзе В.Иерархический человек.
М., 1991. С. 39.

** Лебон Г.Психология народов и масс. СПб., 1896. С.
168.

Как показали специалисты, эволюция
толпы имеет двоякийха­рактер:
она осуществляется через развитие
духовных связей между людьми и путем
возникновения внутренних структур на
основе иерар­хичности. Наполнение
человеческих отношений в толпе различными
идеями делает ее то «выжидающей,
внимающей, манифестирующей», то
«действующей» (Г. Тард), то агрессивной
(обладающей целью и реализующей ее на
основании порыва), то «танцующей»
(превраща­ющейся в бесцельное собрание)
(Г. Блумер). В то же время организа­ция
и иерархиизация толпы, выстраивание в
ней определенных внутренних связей
превращает ее в разновидность корпорации
(например, группу добровольцев,
самоорганизующихся для отпора захватчикам,
партизанское движение, мафию,
террористическую структуру и т.д.).

studfiles.net

Феномен толпы. Как вести себя в толпе

ПсихологіяСтатті


14/08/2015

Каждый, кто побывал в толпе или наблюдал ее поведение со стороны, отмечал странные метаморфозы, происходящие с человеком в окружении бурлящей народной массы. Под влиянием общего настроения в толпе спокойный и рассудительный человек может превратиться в агрессивного дикаря, восторженного глупца или нетерпимого фанатика. Феномен толпы известен с древнейших времен, однако в последнее столетие, по мнению ученых, его влияние на общественную жизнь значительно возросло

Еще античные ораторы и политики, регулярно выступающие перед народом, наблюдали странный феномен: попадая в толпу, человек теряет свои индивидуальные черты и «заражается» общим настроением, идеями, устремлениями. При этом не важно, насколько они близки индивиду и естественны для него. Оставшись вновь наедине с собой, человек часто не в состоянии понять, почему вдруг поддался всеобщему безумию, агрессии или ничем не обоснованному восторгу. Древнегреческий политический деятель Солон (VII-VI в.в. до н.э.) отмечал, что если отдельно взятый афинянин похож на хитрую лисицу, то на народном собрании жители Афин больше напоминают стадо баранов.

На протяжении столетий успех большинства вождей, революционных лидеров, религиозных и военных деятелей зависел от их умения «почувствовать» толпу, посеять в ней то или иное настроение, разбудить восторг или гнев, направить энергию масс в нужное для себя русло. Во все времена для этого необходим был талант, особая восприимчивость к состоянию окружающих, по убеждению некоторых психологов – способность к гипнозу. Однако чуть более столетия назад, в период мощного революционного подъема масс в конце XIX – начале XX вв., феномен толпы попал в поле зрения ученых–психологов, и умение манипулировать толпой было поставлено на научную основу.

Патриарх «толповедения»

Одним из первых «теоретиков толпы» стал французский психолог Гюстав Ле Бон (Лебон) (1841-1931). Он был свидетелем событий Парижской коммуны (1871) и как истинный французский аристократ на всю жизнь сохранил страх перед ревущей массой возмущенной «черни». «В изоляции человек может быть культурным индивидом; в толпе же он действует, как ему подсказывает инстинкт. Он одержим стихийностью, жестокостью, энтузиазмом и героизмом примитивных существ», — писал Ле Бон. Ученый считал, что сознание толпы подвержено импульсам и эмоциям, которые передаются от человека и распространяются в нем подобно вирусу.

Ле Бон рассматривал толпу как живой организм, наделенный своеобразной душой: «Каковы бы ни были индивиды, составляющие толпу, каков бы ни был их образ жизни, занятия, характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности… Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела».

Среди характерных черт, присущих толпе, Ле Бон отмечал веру в безграничность собственных возможностей. Индивид в толпе благодаря ее численности преисполняется чувством непреодолимой силы, способной смести все на своем пути. Это позволяет действовать ему так, как он никогда бы не действовал при других обстоятельствах. При этом толпа анонимна, и потому не обременена чувством ответственности, которое всегда является сдерживающим фактором для отдельного человека.

Ле Бон считал, что Великая французская революция стала началом новой эпохи – эпохи господства толпы. Если до взятия Бастилии общественные преобразования совершались отдельными яркими личностями, то после него массы взяли власть в свои руки. И уже не хрестоматийные народные трибуны указывали мятущимся толпам, как им жить и что делать, а сами массы выталкивали на поверхность свои чаяния, пока не оформившиеся в реальные действия. Трибунам и вождям следовало лишь улавливать эти тенденции, излагать их понятным для толпы языком и предлагать четкий план действий.

Труды Гюстава Ле Бона по психологии толпы стали настольными книгами политиков, определявших судьбы человечества в ХХ веке, в том числе, В. Ульянова (Ленина), Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини. Несмотря на то, что многие идеи Ле Бона впоследствии были признаны ошибочными, его известнейший труд «Психология толп» продолжает переиздаваться на разных языках огромными тиражами.

Читайте также: Мини-тренинг. Моббинг: как избежать террора на работе

Штрихи к портрету толпы

Специалисты по социальной психологии под толпой понимают любое бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Для людей, составляющих толпу, характерно взаимное эмоциональное заражение, которое психологи называют циркулярной реакцией. В толпе может циркулировать веселье, страх, ярость и т.п., при этом их распространение стирает индивидуальные различия, снижает роль личного опыта, здравого смысла. Индивид чувствует и действует «как все». В непривычной плотности толпы рушатся все представления о личном пространстве, исчезает страх прикосновения и контакта.

Психологи выделяют несколько характеристик, присущих почти всем видам толп:

– толпа действует бессознательно, инстинктивно и импульсивно;

– толпа мыслит образами и воспринимает только простые идеи; она не способна к рассуждениям, логика противна ей;

– толпа никогда не стремится к правде; для нее не существует ничего невероятного, при этом именно невероятное для нее наиболее притягательно;

– толпа категорична и нетерпима в суждениях;

– толпа консервативна и не приемлет новшеств;

– толпа внушаема и легковерна. Как любое живое существо, толпа стремится немедленно превратить внушенные идеи в действия;

– в толпе имеет место эмоциональный резонанс, когда люди при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, практически не контролируемый сознанием;

– толпа страстна, однако ее настроение изменчиво;

– толпа жестока и безответственна;

– толпа часто создается на базе противопоставления данной общности какому-либо объекту недовольства, поэтому толпа часто враждебна;

– отсутствие в толпе ясных целей и четкой структуры порождает наиболее важное свойство толпы — легкую трансформацию из одного вида в другой. Понимание закономерностей и механизмов таких превращений позволяет умышленно манипулировать поведением толпы, в том числе, с целью предотвращения нежелательных действий с ее стороны.

Типология толпы

Каждому из нас неоднократно доводилось видеть, так называемую, случайную толпу. Классический пример – зеваки, собравшиеся поглазеть на дорожно-транспортное происшествие. В данном случае толпу создает банальное любопытство. Оно же обеспечивает приток новых участников. Среди людей циркулируют версии событий, предположения «кто прав», а «кто виноват» и т.д. Причем вскоре экспертами по происшествию начинают выступать те, кто не был его свидетелем, а владеет информацией «из третьих рук». Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. Особенно типичны такие ситуации для южных стран, где прохожие более общительны и темпераментны, чем флегматичные северяне, и меньше озабочены рациональным использованием личного времени. Постепенно, случайная толпа может трансформироваться в толпу экспрессивную.

Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих какое-либо чувство – радость или горе, одобрение или возмущение. Это может быть, например, толпа, радующаяся красивому фейерверку или бурно возмущающаяся тем, что уже второй час нет трамвая. Случайная толпа, собравшаяся поглазеть на дорожно-транспортное происшествие, может быстро найти объект, в отношении которого начнет выражать эмоции –– например, она может преисполниться недовольством в отношении автоинспекторов. Крайний случай экспрессивной толпы –– экстатическая толпа. Она возникает, когда люди доводят себя до исступления на религиозных бдениях, концертах современной музыки, карнавалах.

Третьим видом толпы является так называемая «конвенциональная толпа», руководствующаяся в своем поведении какими-либо правилами. Такая толпа обычно собирается по поводу события, объявленного заранее – спортивного состязания, политического митинга или все того же музыкального концерта. Внешне у конвенциональной толпы есть все признаки следования правилам: входные билеты и т.д. Однако внутренне ее участники готовы к нарушению «конвенции», поэтому такая толпа легко превращается в толпу действующую, то есть совершающую активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта. Например, футбольные фанаты устраивают драку с фанатами соперников, а зрители концерта современной музыки прорываются сквозь заграждения на сцену к своим кумирам. В силу высокой опасности, которую действующая толпа несет для себя и окружающих, ее изучению уделяется наибольшее внимание.

Действующая толпа подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяют: агрессивную толпу, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушению и «жаждущую крови»; паническую толпу, движимую чувством страха и стремлением избежать некой опасности; стяжательскую толпу, объединенную желанием добыть или вернуть себе некие ценности (это могут быть мародеры, вкладчики обанкротившихся банков и т.д.). Особым видом является мятежная или повстанческая толпа – непременный атрибут революционных потрясений.

Известны тысячи случаев, когда случайная группа зевак быстро превращается в экспрессивную толпу, а при наличии умелых вожаков – в агрессивную или даже повстанческую. Для этого достаточно иногда нескольких часов. Например, исламская революция в Иране в 1979 г. началась фактически с того, что в одновременно в разных концах Тегерана случились дорожно-транспортные происшествия, и возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Они стали своеобразными «точками кристаллизации» экспрессивных толп, которые быстро трансформировались в толпы действующие. Спустя несколько дней пал шахский режим и к власти пришел аятолла Хомейни.

Управлять толпой

Агрессивная толпа легко перерождается в паническую. Иногда достаточно пронзительного женского крика, как толпу, словно пожар, охватывает паника. С другой стороны, именно звук может быть использован и для гашения паники. Однажды, когда на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар, десять тысяч зрителей стремительно ринулись к единственному выходу. Огонь был быстро локализован, однако над людьми нависла угроза быть раздавленными в толпе. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: «Ne-pousse-pas!» (Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе, и через несколько минут страх сменился общим задором и все благополучно покинули трибуны.

Читайте также рекомендации психолога: Как защититься от стресса в кризисные периоды истории

Если средством противодействия панике служит размеренный ритм, то для блокирования массовой агрессии применяют быструю зажигательную музыку. Считается, что после того, как толпа «поймалась на ритм», ее можно удерживать в таком состоянии очень долго, по сути, все время пока звучит музыка. С этим феноменом, вероятнее всего, связаны сказки о волшебной дудочке, играя на которой герой увел из города полчища крыс. Следуя рекомендациям психологов, посольства США в различных странах еще полвека назад обзавелись мощными динамиками и записями с бодрой ритмичной музыкой (например, рок-н-роллами). Когда очередная антиамериканская демонстрация под стенами посольства начинала вести себя агрессивно, эта музыка быстро разряжала обстановку, и опасная агрессивная толпа превращалась во вполне безобидную экспрессивную. В ЮАР для предотвращения уличных беспорядков был разработан специальный «музыкальный танк» – машина, оснащенная не только брандспойтами и запасом холодной воды, но также мощной звуковоспроизводящей аппаратурой и записями популярной ритмичной музыки.

Чтобы рассеять толпу или предотвратить ее образование часто достаточно переключить внимание участников на какие-либо посторонние объекты. Например, в странах Латинской Америки политики-конкуренты часто срывают митинги друг друга. В любой митингующей толпе есть центр с «вожаками» и «горячими фанатами», а также периферия, где обретаются менее убежденные участники, и где эмоциональный накал не столь высок. Агенты противника, смешавшись с периферией такого митинга, легко овладевают вниманием толпы. Достаточно затеять азартную игру, включить радиоприемник с выступлением популярного певца или трансляцией футбольного матча, и значительная часть митингующих превращается в несколько случайных микро-толп. Иногда провокаторы действуют еще проще: пробравшись в центр толпы, они в кульминационный момент истерично вскрикивают: «Полиция!», «Водометы!», «Газы!» и т.п. Посеяв в толпе панику, они увлекают людей за собой, уводя в сторону от прежней цели.

Не потерять себя в толпе
В современном мире существует намного больше предпосылок для возникновения толпы, чем столетие назад. Большое скопление людей на малых площадях – в больших магазинах, метро, рынках, на концертах современной музыки и спортивных матчах, на фестивалях и народных гуляниях – часто приводит к тому, что человек волей-неволей оказывается вовлеченным в крупные скопления людей. Поэтому, живя в большом городе, в целях собственной безопасности следует соблюдать несколько правил:
– Не следует лезть в толпу из любопытства. Лучше держаться от нее подальше.
– Если все-таки человек попадает в толпу, нужно сразу подумать, как из нее выбраться, наметить путь для отступления.
– Если никак нельзя выбраться из толпы, нужно представить, что находишься на работе, сосредоточиться на повседневных делах и заботах. Можно также «посмотреть» на толпу и себя в ней со стороны – чуть сбоку и с высоты. Это поможет не поддаться общим эмоциям и не потерять голову.

Подготовила Татьяна Ткаченко

“Фармацевт Практик”

Поділіться цим з друзями!

Вам також буде цікаво це:

fp.com.ua

Глава 3. Феномен толпы

Н. В. Абельмас: «Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»

9

Далее в книге мы рассмотрим некоторые из основополагающих тенденций практической реализации PR. К ним относятся:

1.Целенаправленный комплекс мероприятий по созданию и последующему совершенствованию контактов между PR-объектоми его целевыми аудиториями.

2.Процесс создания имиджа PR-объекта.

3.Мероприятия, сконцентрированные на устранении возможных негативных событий, информации, слухов и прочих моментов, ухудшающих общественное мнение о PR-объекте.

4.Мероприятия, способствующие расширению сферы влияния и количественному увеличению целевых аудиторий.

Не забывайте, PR не связан с немедленной продажей товаров и услуг. Он использует рекламу дальнего действия, отсроченного приобретения, готовит потенциальных клиентов. PR-компанииориентированы, скорее, на общество в целом. И целью их является прежде всего создание известности фирме, торговой марке или бренду.

Поскольку специалист по пиару не кто иной, как специалист по связям с общественностью, то немаловажным будет остановиться на человеческом факторе как таковом.

3.1. Психология толпы

Индивид и член стаи — разные понятия, не так ли? А уж человек и толпа тем более. Потому и способы воздействия на отдельного человека и на толпу различны. Что нужно учитывать, если имеешь дело с большой массой людей? Прежде всего, ориентироваться на основные законы толпы, знание которых позволит не только принять на себя роль лидера в нужных ситуациях, но и использоватьэтизаконыдляпроведенияPR-акций.Темболеечтовнекоторыхслучаяхбезобщения с «народными массами» не обойтись. Итак, приведем несколько тезисов, характеризующих поведение людей в массе.

Толпа — качественно иная система, в которой общий объем ума не суммируется, он даже не усредняется, а как бы расплывается, сублимируясь в эмоции. Психологи говорят, что средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество «мозгов» самого тупого индивида в ней. Может, это и грубая, неприятная, но истина. Отсюда следует вывод — люди в массе легче поддаются эмоциям. В толпе на первый план выступают инстинкты, оставляя доводы разума за пределами, толпа действует и живет чувствами, эмоциями, предпочитая простые и ясные девизы серьезным программным предложениям. На толпу гораздо легче воздействовать внушением, чем на отдельного индивида, потому что она не стремится к полной правде и настроена на эмоциональное восприятие информации.

Человек в толпе чувствует себя анонимом, невидимкой, а потому не склонен обуздывать свои инстинкты, самый опасный из которых — агрессия. Толпа всегда агрессивнее индивида, сколь высокой ни была бы степень агрессии одного человека. Анонимность отдельной единицы из массы людей обусловливает легкую возбудимость и отсутствие сдерживающих начал. Потому так страшны преступления, совершаемые беснующейся толпой. Настроение в толпе заразительно, а негативное — в особенности, что влияет на общую степень внушаемости и легковерия. Этим же объясняется склонность толпы к истеричному поведению и панике.

Итак, люди в массе:

♦обладают повышенной восприимчивостью к внушению;

♦не стремятся к полной правде;

♦предпочитают эмоции разуму;

♦отличаются исключительным легковерием;

♦легко возбудимы, впечатлительны и непоследовательны;

♦безответственны и агрессивны.

Н. В. Абельмас: «Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»

10

3.2. Лидеры и вожаки

Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. Случайные лидеры, как и неформальные вожаки, появляются стихийно; запрограммированные — в результате заранее продуманного воздействия на толпу извне. К запрограммированным можно отнести и самозваных вожаков, стать которыми не так сложно, нужно просто подстроиться под сиюминутное настроение людей (элемент эмпатии) и переориентировать их внимание на себя. Кстати, эмпатия обеспечивает удивительную легкость, с которой лидер может побудить участников толпы к поведению определенного типа.

Всякое скопление людей на уровне инстинкта повинуется воле вождя. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так желает быть покорной, что на уровне инстинкта слепо повинуется тому, кто провозглашает себя ее владыкой. А потому лидер, которому подчиняется толпа, становится для нее героем, богом, идолом. Толпа ждет от вожаканеобыкновеннойсилыидажежаждетнасилия, желает, чтобыеюобладали, ееугнетали. Она желает испытывать страх перед своим господином. Господство такого лидера всегда диктатура, но как раз именно эта диктатура и понуждает массы повиноваться. Однако, заметив слабость в лидере, толпа способна резко изменить направление своих эмоций и сбросить его с пьедестала. В этом заключается особенность толпы — низкопоклонничая и пресмыкаясь перед властью сильной, она всегда готова взбунтоваться против слабой власти. Но восставшая и оказавшаяся предоставленной самой себе, толпа быстро утомляется от собственного хаоса и бедлама и инстинктивно стремится назад, в рабство.

Лидеры, вожаки (зовите их как угодно) подразделяются на два вида.

1.Временные лидеры — те, у которых сила власти проявляется только временно, обычно ненадолго. К ним относятся психически неуравновешенные люди, душевнобольные. Они, кстати, встречаются чаще всего, вспомните историю! Как бы ни была нелепа идея, которую они проповедуют, и неконструктивна цель, к которой они изо всех сил стремятся, рассудок мало участвует в их рассуждениях и деяниях, а потому их убеждения нельзя поколебать никакими трезвыми доводами. Таким лидерам для сохранения власти необходима постоянная поддержка, например, в виде «свиты», делающей «черную» подготовительную работу.

2.Постоянные лидеры обладают колоссальной волей, не изменяющейся в течение длительного времени харизмой и, как правило, выдающимся интеллектом. При этом вряд ли имеет смысл говорить об их принципах и моральных качествах, лидерство — та ступень, где обычные человеческие ценности теряют смысл.

Знания этих положений, пожалуй, достаточно, чтобыбыть готовым воспринять рекомендации на предмет того, как управлять толпой, как заставить ее услышать вас и даже поддержать. Помните также, что: либо ваш заказчик, чей имидж вы взялись создавать, должен в совершенстве владеть навыками управления массой людей, либо любая ваша PR-акциятакого рода должна идти по проверенному и отработанному сценарию. Помните также, что серьезный промах в присутствии огромного количества людей может обернуться трагедией.

3.3. Как увлечь толпу

Для начала сладкая пилюля: любой удачный митинг вернет сторицей затраченные на него силы. Придерживайтесь нижеследующих рекомендаций.

1.Научитесь сами и научите того, кому предстоит выступать перед толпой, владеть мускулатурой лица, использовать взгляд для создания эффекта активного общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно наблюдает за выступающим. Самый простой способ научиться «держать лицо» — упорные тренировки перед зеркалом. Вообще, существует множество методик владения своим телом и лицом, в частности, можно обратиться к йогам, можно

кДейлу Карнеги, кому как нравится.

2.Утверждение тогда лишьспособно оказатьвлияние на толпу, когда оно неоднократно повторяется в одних и тех же формулировках. Статистика: 10-кратноеповторение одной и той же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так прочно, что она в

Н. В. Абельмас: «Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»

11

конце концов воспринимается как непреложная истина, а затем и врезается в область бессознательного. Этот прием вполне успешно применяется всеми, без исключения, политиками, как у нас, так и на Западе.

3.Для того чтобы увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими словами, гиперболизированными образами.

4.Не нужно заставлять толпу думать. Прием «вопрос — моментальный ответ» — главный способ убеждения. При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например, поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить свою линию.

5.Нельзя спорить с толпой, любая дискуссия сведет на нет все ваши усилия и заставит людей относиться к вам враждебно.

6.Говорите на том языке, который привычен данному контингенту, местности, сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и аудитории. Правильно подобраннаяшуткасоздаетэффектблизостикмассеиповышаетобщийуровеньвнимания. Следите только, чтобы ваша речь не превратилась в монолог Жванецкого.

3.4. Как управлять толпой

Никогда нельзя забывать, что толпа агрессивна и легко возбудима. Толпой нужно управлять, а не превращать ее в игрушку, как пытаются делать многие политики. Конечно, это непростое умение. Однако вы можете освоить несколько достаточно доступных и эффективных средств, с помощью которых можно управлять толпой, особенно в экстремальных ситуациях.

♦Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания — непосредственно перенос

ирассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею, деятельность, человека

идр.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее, даже отрезвляет. Опять-таки,если внимание отдельных личностей в массе рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса, только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою активность и постепенно редеет.

♦Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по телевидению.

♦Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны, вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с другой — каждый отдельный человек начинает примерятьна себя«плащКвазимодо», то есть, не желая бытьопозоренным публично, возвращается в нормальное психологическое состояние.

♦Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи. Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое русло.

♦Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании провокатора, это всегда действует — стремление уйти от справедливой кары и не оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.

Вообще-тотолпа фактически невосприимчива к голосу разума. Да и о чувстве долга человек в массе может забыть. Внезапно брошенное злобное слово или иной сигнал могут привести к панике

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о