Форма деятельности – Деятельность Виды и формы деятельности Чтобы добиться

Содержание

Деятельность Виды и формы деятельности Чтобы добиться

Деятельность. Виды и формы деятельности. « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти» . Л. Н. Толстой. Обществознание 10 класс Герлис Яна Павловна

• Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. В структуру деятельности входят: Объект – субъект — мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Структура деятельности: • Субъекты деятельности, тот кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации) • Объекты – на кого (что) направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека. ) • Мотив — то что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки). • Цель – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели. • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата. • Итог – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

• Вся деятельность человека — это череда постоянных действий. • Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М): • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель. • Ценностно — рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности. • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом. • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • 1. Материальная (практическая): • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ) • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества) • 2. Духовная • Познавательная (познание мира, общества, человека) • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни) • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности: • 1. Труд • Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. • Характерные черты труда как вида деятельности: • Целесообразность ( нужность, необходимость) • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата. • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия. • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности) • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности) • Нацеленность на результат и получение его. • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда: • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат. • Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный. • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

• 2. Игра • • Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, приёме на работу. • Характерные черты игры как вида деятельности: • • • Условная ситуация Наличие определённых правил для той или иной игры Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка) Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие) Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков. • •

• 3. Учение (учёба) • Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности. • • Виды учения: Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др. ) Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности) Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес). • • Характерные черты учения как вида деятельности: Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения. В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

• Человеческая деятельность имеет особенности: • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. • Плановый характер деятельности, то есть представляет из себя определённую структуру. • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс. • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата. • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

• 4. Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. • Механизм творческой деятельности: • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте. • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании. • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы. • Интуиция — знание, предвидение , появление которого невозможно объяснить.

• 5. Общение • В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности. • Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. • Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения: • Социализирующая — формирование личностных качеств. • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику. • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление) • Интегративная, то есть общение объединяет людей. Виды общения: • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа) • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов) • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником) • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации. • Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синоним слова «общения» (например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

present5.com

1.6 Деятельность и ее основные формы

Деятельность ­ это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек жи­вет, он постоянно действует. что­ то делает, чем­ то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необхо­димые для собственноrо существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потреб­ности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

Деятельности человека присущи такие черты:

  • деятельность человека носит сознатель­ный характер (Человек сознательно выдвиrает цели своей деятельности и предвидит ее результат).

  • дея­тельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта.

  • деятельность носит преобразующий характер: в ходе дея­тельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя ­ свои способности, привычки, личностные качест­ва.

  • в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовле­творения его потребностей.

Потребность это переживаемая и осознаваемая че­ловеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Существует множество классификаций потребности. Например: естественные (физиологические, экзистенциальные), социальные (социальные и престижные) и идеальные (духовные)*. Американский ученый ­психолог Абрахам Маслоу (1908-­1970) расположил наши потребности в виде пирамиды. Первые два типа потребностей называются первичными (врожденными), три других – вторичными (приобретаемые). Им же было отмечено что побудительной силой обладают только не удовлетворенные потребности.

Структура деятельности.

Объект — то, на что данная деятельность направлена; субъект — тот, кто ее осуществляет.

Всякая деятельность человека определяется целями (осознанный образ предвосхищаемого результата), которые он перед собой ставит. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности (у учеников учебники). В ходе деятельности возникают определенные пpo­дукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельно­сти воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его по­буждают к этому мотивы. «Цель ­ это то, ради чего дей­ствует человек; мотив ­ это то, почему действует чело­век,­ объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий. Мотив ­ это побудительная причина деятельности. Например, для самоутверждения в коллективе ученик может проявить себя в учебной, спортивной или общественной деятельности. В мотивах деятельности человека проявляются его по­требности, интересы, убеждения, идеалы.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдель­ный акт, деятельности называют действием.

Т.о. для успешного выполнения какой-либо деятельности необходимо четко продумать ЦЕЛЬ-СРЕДСТВА-ДЕЙСТВИЯ-РЕЗУЛЬТАТ.

Многообразие деятельности.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отноше­ния человека к окружающему миру деятельность подразде­ляют на практическую и духовную. Практическая дея­тельность направлена на преобразование реальных объек­тов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает, различают экономическую, политиче­скую, социальную деятельность и др.

Рассматривая процесс становления человеческой лич­ности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей:

  • Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры ­ ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

  • учение ­ деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

  • труд ­ вид деятельности, направлен­ный на достижение практически полезного результата.

  • Особым видом деятельности, результат которой – создание нового, еще не известного, является творчество.

Деятельность,­ это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связан­ных с удовлетворением его потребностей.

studfiles.net

§ 7. Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности

Поскольку деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разные типы таких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: практической, познавательной, эстетической и т.д. Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это — типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов. Еще в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последующие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:

Деятельность — Мотив (предмет потребности)

Действие       — Цель

Операция      — Задача (цель в определенных условиях)

175

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разного вида, иерархически организованных; внизу — психофизиологическими функциями, обеспечивающими реализацию деятельности. Следует лишь помнить об опасности подмены собственно психологического исследования социологическим и физиологическим соответственно. Социология, психология и физиология в исследованиях деятельности человека решают конкретные задачи в рамках своего предмета. Как мы уже говорили, предметом психологии является психика как функциональный орган деятельности, который выполняет задачи ориентировки в реальности и регуляции деятельности субъекта на основе полученного образа мира.

Поэтому психология не изучает структуру различных типов обществ, особенности общественных отношений в них и т. п. — это входит в задачи социологии; психология точно так же не занимается специально и отдельно теми физиологическими процессами, которые реализуют психическую деятельность. Тем не менее все три науки взаимно обогащают друг друга результатами своих исследований, поскольку деятельность — их общий объект, изучаемый в этих науках на разных уровнях (социологическом, психологическом, физиологическом). Более того, именно на «стыке» психологии и социологии возникла социальная психология, а на «стыке» психологии и физиологии — психофизиология как область междисциплинарных исследований. Как раз именно эти отрасли психологической науки должны четко осознавать специфику собственно психологического анализа в отличие от социологического и физиологического соответственно.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками у маленьких детей и т. п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.). Трудности объективного изучения подобного рода деятельности, ее процессов и продуктов в полной мере осознала еще интроспективная психология, видящая только один путь изучения внутренней деятельности — интроспективный. Представители деятельностного подхода, напротив, утверждают, что возможно вполне объективное изучение и внутренней деятельности субъекта, поскольку она рассматривается как производная от внешней и имеет аналогич-

176

ную структуру. Забегая вперед, следует сказать, что иногда внутренняя деятельность отождествляется с психической деятельностью. На наш взгляд, это не так, и поэтому следует строго разводить указанные понятия (см. главу 6, § 2)’.

Рассмотрим более подробно компоненты представленной структуры человеческой деятельности (как уже было сказано, вышеприведенную схему (см. с. 175) можно использовать для анализа как внешней, так и внутренней деятельности).

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива. Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. А.Н.Леонтьев был не против этого определения мотива, но считал его довольно широким, не уточняющим природу (сущность) «двигателя», тем более что побуждать к деятельности могут и другие образования, не являющиеся в строгом смысле слова мотивами. Поэтому более узко он определял мотив как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к категории «потребность»2.

А. Н.Леонтьев определял потребность двояко:

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпосылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направленную деятельность, а вызывает — как «нужда» — лишь ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды,

2)  как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

В первом случае речь идет о «виртуальной потребности», потребности «в себе», «потребностном состоянии», просто «нужде», во втором случае — об «актуальной потребности» (потребности в чем-то конкретном). По сути дела, речь идет о двух стадиях развития потребности, с которыми мы уже встречались в нашем курсе, когда говорили о явлении импринтинга. До встречи с конкретным предметом, свойства которого в самом общем виде зафиксированы в генетической программе гусенка, у птенца нет потребности следовать именно за тем конкретным предметом, который окажется у него перед глазами в момент вылупления из яйца. Однако в результате встречи «неопредмеченной» еще потребности (или «потребностного состояния») с соответствующим предметом, подходящим под генетически зафиксированную схему примерного «образца», происходит запечатление именно данного предмета как предмета потребности — и потребность «опред-

1  Существуют и другие основания для классификации видов деятельности.

2 Мы будем говорить о понятиях «мотив», «потребность» и т.п. здесь предельно кратко, решая задачи вводного курса.

177

мечивается». С тех пор данный предмет становится мотивом деятельности субъекта (птенца) — и он повсюду следует за ним.

Таким образом, потребность на первом этапе своего развития — это, вообще говоря, еще не потребность, а нужда организма в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне (этим, собственно, потребность даже на первой стадии развития отличается от нужды как таковой, которая есть и у растений, в то же время потребностей у них нет, поскольку отсутствует психическое отражение нужды организмом).

Состояние еще не опредмеченной потребности на психическом уровне отражается с помощью работы так называемой интерорецепции, т.е. работы рецепторов, которые расположены во внутренних органах и фиксируют возникающее отклонение от постоянства внутренней среды организма (например, нехватку каких-то пищевых веществ). Сигналы от ин-терорецепторов попадают в более высокие структуры (по уровню расположения их в нервной системе)— и у субъекта возникает чувство голода, заставляющее его начать действовать — искать предметы, которые могут устранить этот голод. Теперь потребность имеет и свою внешнюю регуляцию — в виде результата работы уже экстерорецепторов (с помощью которых предмет, способный утолить голод, находится в окружающем мире, а затем — после опредмечивания потребности — узнается в качестве «пищевого объекта»).

Приведенный выше пример психической регуляции пищевой потребности имеет отношение к «низшим» потребностям человека, имеющим свои аналоги у животных. В данном случае предмет подобного рода органических потребностей — реальный, объективно существующий предмет. Однако существуют потребности, предметы которых не даны внешним образом и в настоящем времени — они могут существовать как идеал, к которому человек стремится и достижение которого относится им к весьма отдаленному будущему. Другими словами, мотив как предмет потребности не надо понимать слишком упрощенно: мотивом могут быть предметы, данные лишь в воображении человека, «идеально», но весьма сильно побуждающие его к деятельности в определенном направлении. Более того, очень часто именно воображаемый предмет побуждает человека к деятельности сильнее, чем реальный предмет.

В реальных жизненных ситуациях случается, что нужно побудить ребенка съесть какое-нибудь нелюбимое им блюдо, скажем манную кашу. Мать ребенка понимает, что для этого нужен соответствующий мотив, и сулит ребенку за съеденную кашу награду, например конфету. Будет ли конфета организовывать деятельность лучше в том случае, когда она реально лежит перед глазами ребенка, или тогда, когда ребенок лишь воображает ее? Многие родители на практике убедились, что во втором случае ребенок быстрее съест манную кашу, поскольку ничто не будет отвлекать его от этого процесса, — мотив, данный в воображении, вы-

178

полняет свою смыслообразующую и тем самым побудительную функцию лучше, чем когда он дан перед глазами. Более того, воображение очень часто рисует предмет потребности привлекательнее, чем он есть на самом деле. Особенно это касается высших человеческих потребностей.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели. Цель определяется в школе А. Н.Леонтьева как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива. Кстати говоря, действие и деятельность не связаны между собой как «часть» и «целое» — одна и та же активность субъекта может быть рассмотрена и как деятельность (если речь идет о мотивах этой активности), и как действие (если речь идет о планах субъекта, которые он сознательно создает для реализации своего мотива). Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой.

Приведем конкретный пример. Множество молодых людей и девушек поступают каждый год в институты. Их цель фактически одинакова — поступить в институт. Однако мотивы, которые скрываются за этой целью, могут быть очень различными: один абитуриент может с детства интересоваться выбранной им профессией, второй идет в тот или иной вуз, потому что туда поступает его любимый человек, третий — потому что ему посоветовала этот институт мама и так далее. Поэтому цель — внешне одинаковая для всех абитуриентов — психологически не одинакова у многих из них, поскольку различен ее смысл, определяемый стоящим за ней мотивом (одно из определений смысла — точнее, личностного смысла, о котором шла речь, — «отношение мотива к цели»).

Важно заметить, что если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы, в такие-то дни сдавать вступительные экзамены и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознательным (человек может не догадываться об истинной причине своего поступления именно в этот институт: он будет уверять, что очень интересуется, например, техническими науками, тогда как на самом деле его побуждает поступать туда желание быть рядом с любимым человеком). Здесь теория деятельности А. Н.Леонтьева сближается с психоанализом 3. Фрейда, в котором также утверждается бессознательность мотивов человека. Осознание мотивов требует большой работы над собой, потому что реальные побудительные причины поведения человека могут не одобряться с точки зрения их несоответствия правилам и нормам культуры, в которой человек живет, или желаниям окружающих, от которых человек зависит.

Допустим, маме одного из абитуриентов в приведенном выше примере очень хочется, чтобы сын пошел по ее стопам, и она

179

разными способами внушает своему ребенку, что он обязательно должен учиться в этом институте, — и сын не решается признаться окружающим (а главное, самому себе), что его интересует другой вуз или он вообще хотел бы пойти после школы работать. Поэтому вместо истинного мотива своего выбора данного вуза (желания «не ссориться» с мамой, от которой он, вероятно, зависит) данный абитуриент называет в качестве такового вовсе не реальную причину своего поведения, а так называемую мотивировку предполагаемую им самим причину своих действий. Или, допустим, девочка влюблена в мальчика и ради общения с ним пытается поступить на тот же факультет университета (например, физический). Всем же она говорит, что давно интересуется физикой, потому что домашнее воспитание запрещает ей «в таком возрасте интересоваться мальчиками».

Существуют ли способы осознания своих мотивов? Мы помним, что в психоанализе таковыми назывались толкование ошибочных действий, сновидений, симптомов психосоматических заболеваний, анализ явлений трансфера. В школе А.Н.Леонтьева особое внимание уделяется анализу эмоциональной жизни человека. Эмоции рассматриваются здесь как непосредственное переживание смысла цели (который, как мы помним, определяется стоящим за целью мотивом, поэтому эмоции могут быть определены как субъективная форма существования мотивов). Возвратимся к приведенным нами примерам. Каким образом молодой человек или девушка могли бы понять реальные мотивы своего поступления в институт? По тем эмоциям, которые возникнут у них при осуществлении или неосуществлении поставленной цели. Допустим, девушка поступила в институт. Придя в тот день, когда на стенде вывешиваются списки поступивших, она, увидев свою фамилию в этих списках, должна, казалось бы, испытывать положительную эмоцию (она же поступила, куда «хотела»). Однако окружающие замечают, что на лице девушки — слезы горя, выражающие отрицательную эмоцию. В чем дело? А дело в том, что любимый ею юноша не поступил (его фамилию в списках она не нашла). Отрицательная эмоция сразу же, непосредственно, дает девушке понять, что поставленная ею и достигнутая цель не имеет для нее смысла: она-то шла сюда ради любимого, а теперь какой смысл учиться здесь? Эмоция, таким образом, дает понять человеку, каковы могут быть истинные мотивы постановки той или иной цели. Если при успешном достижении цели возникает отрицательная эмоция, значит, для данного субъекта этот успех мнимый, поскольку то, ради чего все предпринималось, не достигнуто (мотив не реализован).

Конечно, эмоция только ставит перед субъектом «задачу на смысл»: не всегда она прямо может сказать субъекту, какой именно мотив был реальной побудительной причиной его поведения. Однако в любом случае эмоция заставляет человека разобраться в

180

собственных реальных мотивах, а не утешать себя благовидными мотивировками. Кроме того, значимость тех или иных событий для нас проявляется в различных искажениях образов объективной действительности.

Это подтверждается, в частности, русскими пословицами: «У страха глаза велики» (субъект преувеличивает опасность в свете значимого для него мотива самосохранения), «Не по хорошему мил, а по милу хорош» (любящему человеку его любимый кажется краше всех на свете, хотя объективно это, возможно, и не так) и т.п.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобретении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А.Н.Леонтьева «сдвигом мотива на цель») или, напротив, мотив становится целью.

Для иллюстрации воспользуемся примером из жизни студентов. Предположим, что юноша поступил в институт по желанию мамы. Тогда истинным мотивом его поведения является «сохранить хорошие отношения с мамой», и этот мотив будет придавать соответствующий смысл цели «учиться именно в этом институте». Но учеба в институте и преподаваемые в нем предметы настолько увлекают этого мальчика, что через некоторое время он начинает с удовольствием посещать все занятия уже не ради мамы, а ради получения соответствующей профессии, поскольку она целиком захватила его. Произошел сдвиг мотива на цель (бывшая цель приобрела побудительную силу мотива). При этом, наоборот, бывший мотив может стать целью, т.е. поменяться с нею местами, а может случиться другое: мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. Этот последний случай бывает тогда, когда человек вдруг отчетливо осознает истинные мотивы своего поведения и говорит себе: «Теперь я понял, что жил не так: работал не там, где хотел, жил не с тем, с кем хотел. С этого момента буду жить иначе и теперь совершенно осознанно буду достигать действительно значимых для меня целей».

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится достигать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ действия в определенных условиях называется операцией и соотносится с задачей (т. е. целью, данной в определенных условиях). Если воспользоваться предложенным выше примером, то можно сказать, что поступление в институт может быть достигнуто разными способами (например, можно пройти «через сито» вступительных экзаменов, можно поступить по результатам олимпиады, можно не набрать нужных для бюджетного отделения баллов и все же поступить — на платное отделение — и т.п.).

Обычно выделяют два типа операций: одни из них возникают из вполне развернутых, сознательных действий, имеющих внача-

181

ле определенную цель, а затем теряющих свою самостоятельность и превращающихся лишь в способы достижения данной или другой цели. Примером является обучение игре на фортепиано. Сначала для маленького музыканта целью является правильная постановка пальцев на клавиатуре и умение плавно соединять движения отдельных пальцев по клавишам, однако рано или поздно отработанное действие по достижению данной цели превращается в автоматизированную операцию, для выполнения которой не нужен (и даже противопоказан) контроль сознания. Другой тип операций представляет собой изначально неосознаваемые действия, которые сформировались у ребенка до того, как возникло сознание (как способность отдавать самому себе отчет о своих действиях), — это, например, ходьба как совокупность приобретенных и отработанных в раннем детстве умений и навыков, т.е. операций, неосознаваемых изначально.

Завершая рассмотрение структуры деятельности, мы не можем не сказать о том, что за всеми этими подструктурами деятельности лежит, как отмечал А.Н.Леонтьев, «грандиозная работа мозга». Безусловно, все виды наших деяний так или иначе реализуются с помощью физиологических процессов. Однако сводима ли деятельность к ним или выводима из них и, вообще, как связаны между собой деятельность и психика, с одной стороны, и мозговые структуры и их работа, с другой, — эти вопросы мы будем решать в последней главе нашего учебника. А пока вернемся к соотношению понятий «деятельность» и «психика».

Как мы уже не раз подчеркивали, психика выступает функциональным органом деятельности, решающим важные задачи ориентировки субъекта в мире и регуляции на этой основе его деятельности. Поэтому изучать психику в деятельностном подходе — это значит изучать ее через «призму» деятельности. Что дает этот кажущийся многим практическим психологам абстрактным подход, мы покажем в следующем параграфе главы.

studfiles.net

Виды и формы деятельности человека

Основные понятия и определения, пути поступле­ния и влияние вредных веществ на организм человека.

Нерациональное применение химических веществ, синтети­ческих материалов неблагоприятно влияет на здоровье рабо­тающих.

Вредное вещество (промышленный яд), попадая в орга­низм человека во время его профессиональной деятельнос­ти, вызывает патологические изменения.

Основными источниками загрязнения воздуха производ­ственных помещений вредными веществами могут являться сырье, компоненты и готовая продукция. Заболевания, воз­никающие при воздействии этих веществ, называют профес­сиональными отравлениями (интоксикациями).

Токсические вещества поступают в организм человека через дыхательные пути (ингаляционное проникновение), желудочно-кишечный тракт и кожу. Степень отравления за­висит от их агрегатного состояния (газообразные и парооб­разные вещества, жидкие и твердые аэрозоли) и от харак­тера технологического процесса (нагрев вещества, измельче­ние и др.).

Преобладающее большинство профессиональных отрав­лений связано с ингаляционным проникновением в организм вредных веществ, являющимся наиболее опасным, так как большая всасывающая поверхность легочных альвеол, уси­ленно омываемых кровью, обусловливает очень быстрое и почти беспрепятственное проникновение ядов к важнейшим жизненным центрам.

Поступление токсических веществ через желудочно-ки­шечный тракт в производственных условиях наблюдается довольно редко. Это бывает из-за нарушения правил личной гигиены, частичного заглатывания паров и пыли, проникаю­щих через дыхательные пути, и несоблюдения правил тех­ники безопасности при работе в химических лабораториях. Следует отметить, что в этом случае яд попадает через сис­тему воротной вены в печень, где превращается в менее ток­сические соединения.

Вещества, хорошо растворимые в жирах и липоидах, могут проникать в кровь через неповрежденную кожу. Силь­ное отравление вызывают вещества, обладающие повышен­ной токсичностью, малой летучестью, быстрой растворимос­тью в крови. К таким веществам можно отнести, например, нитро- и аминопродукты ароматических углеводородов, тет-раэтилсвинец, метиловый спирт и др.

studfiles.net

Деятельность человека, её основные формы

Внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Квартира, в которой вы живёте, одежда которую вы носите, мобильный телефон, по которому вы разговариваете, книги, которые вы читаете, и многие другие вещи не появились у вас «по щучьему велению, по вашему хотению», а были созданы людьми в процессе деятельности.

То есть мы можем говорить о том, что деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение своих потребностей, достижения поставленных целей.

Попросту говоря, потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Я защищён

Американский социолог Абрахам Маслоу даже разработал целую пирамиду потребностей человека. По мнению Маслоу, к потребностям человека можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и почитании, а также потребность в самореализации.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Ведь в отличие от животных, которым свойственно инстинктивное поведение, заложенное в них природой, деятельность человека всегда осмыслена и разнообразна.

Например, пчёлы могут строить соты только определённой геометрической формы, муравьи умеют возводить только муравейники, бобры строят плотины только из дерева, птицы каждый год улетают только на юг и так далее.

Более того, многие представители животного мира не способны выжить в одиночку, без своего улья или стада, в то время как человек, даже оставшись один, способен заниматься разнообразной деятельностью, которая помогает ему выжить.

Взять хотя бы Робинзона Крузо, который благодаря своей деятельности не только выжил на необитаемом острове, но и смог вернуться домой.

Поэтому о человеческой деятельности ещё принято говорить, как об изменении и преобразовании мира в интересах человека, создании того, чего нет в природе. Радио, автомобиль, поезд, компьютер, телефон – этот список можно продолжать до бесконечности. Недаром же учёные называют современного человека хомо сапиенс – «человек разумный».

Также можно говорить о том, что в процессе деятельности человеку свойственно изменяться; происходит формирование и изменение его личных качеств. Ведь для того, чтобы достичь результатов в своей деятельности, человек должен проявить волю, целеустремлённость, умение преодолевать трудности и организовывать свою жизнь.

Например, русский полководец Александр Суворов был настолько слабым и болезненным ребёнком, что его отец вопреки обычаям того времени не записал сына в полк.

Но будущий генералиссимус мечтал о карьере военного. Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Он поступил на службу простым солдатом и благодаря своей воле и целеустремлённости смог стать единственным в русской армии военным, который прошёл путь от простого солдата до генералиссимуса.

Как говорил древнегреческий философ Демокрит: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».

Принято выделять следующие формы деятельности человека: игра, учение, труд, общение.

Самой первой формой деятельности, с которой сталкивается человек, является игра. Любые игры в той или иной степени учат какому-либо виду умственной или физической деятельности, помогают овладеть различными навыками, знаниями, умениями. 

Например, многие родители делают для своих детей довольно простую игрушку.

На деревянный щит прикрепляются разные защёлки, звонки, кнопки, выключатели, ручки, розетки, тумблеры и так далее. Ребёнок не только рассматривает все эти детали, но и пытается открыть, нажать, щёлкнуть. Во время такой игры ребёнок и развлекается, и узнаёт много нового и полезного: учится открывать защёлки, поворачивать ручки, включать свет. Ведь в любой игровой ситуации имитируется действительность.

Иногда, как может оказаться, такие вот невинные игры могут изменить и ход истории.

Например, казалось бы, детские игры в войну с потешными полками будущего российской императора Петра Первого заложили не только основы профессиональной русской армии, но и привели к полному реформированию страны в целом.

Следующим видом деятельности человека можно назвать учение, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

В отличие от игры, которая добровольна, учение является вашей обязательной деятельностью. Данная обязанность закреплена за вами, как за гражданами, в Конституции нашей страны.

Но учение – это не только посещение школы. Это и занятия спортом, и чтение книг, просмотр кинофильмов и телепередач, правда не все передачи могут чему-нибудь научить.

И, конечно же, самообразование, то есть самостоятельная целенаправленная познавательная деятельность человека.

Как отмечено в толковом словаре русского языка Сергея Ожегова: «Самообразование – это приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Наверняка многие из вас не ограничиваются изучением школьной программы, а ещё и самостоятельно читают книжки или решают на досуге математические задачки, даже если их никто не просил делать.

Кстати, самообразование может быть и пассивным, то есть проходить неосознанно на протяжении всей жизни человека. Например, вы переключали каналы и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу или узнали какой-нибудь интересный исторический факт и запомнили его.

Основной формой деятельности человека является труд.

Учитель учит детей, водитель перевозит пассажиров, кондитер выпекает вкусные пирожные, писатель пишет книги. Вашу помощь родителям в работах по дому или на приусадебном участке также можно отнести к труду.

В целом под трудом принято понимать целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение своих потребностей и потребностей общества.

Без участия в процессе труда человеку довольно сложно обойтись в повседневной жизни.

«Ну это как посмотреть, – скажете вы, – ведь можно часами предаваться безделью. Сиди и смотри себе в потолок. Что может быть проще?» На самом деле всё не так уж просто. Не верите?

Тогда вот вам такой пример. В одной из японских компаний сотрудник постоянно обращался к начальнику с просьбой повысить ему заработную плату. После очередного отказа он сказал начальнику, что за такие копейки он будет просто сидеть на стуле и ничего не делать. Начальнику так понравилась идея своего подчинённого, что со следующего дня сидение на стуле стало единственной работой этого сотрудника, за которую он получил надбавку к зарплате. Причём ему можно было только сидеть и не отвлекаться на чтение газет, интернет, разговоры по телефону. Просто сидеть по десять часов в день с перерывом на обед и выходные.

Уже через несколько дней сотрудник просил начальника перевести его на прежнее место работы с понижением заработной платы. Не верите? А вы сами попробуйте вот так вот сидеть и ничего не делать. Посмотрим, надолго ли вас хватит.

Многие учёные считают важным видом деятельности общение.

Под общением принято понимать вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями – радостью, страданием, удивлением, гневом, страхом, интересом и так далее.

И действительно, представить какую-либо деятельность без общения практически невозможно. Например, перед тем, как начать лечить больного, доктор должен поинтересоваться, что же у него болит.

Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего в ходе совместной трудовой деятельности.

Для объединения своих усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать её смысл, своё место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими её участниками.

А это было возможно только благодаря общению с партнёрами с помощью слов, жестов, мимики и средств общения.

Деятельность человека всегда осознана, человек сознательно выдвигает цели деятельности, продумывает наиболее адекватные способы их достижения и иногда пытается предугадать результаты и последствия.

Деятельность человека продуктивна, она всегда направлена на получение результата.

Преобразующий характер деятельности состоит в том, что человек постоянно изменяет окружающий мир под себя.

И поскольку человек в процессе деятельности вступает в различные отношения с другими людьми, она носит общественный характер.

videouroki.net

Деятельность человека и ее основные формы

 

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.


МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности:

  • по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
  • по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
  • по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
  • по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
  • по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
  • по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
  • по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные формы человеческой деятельности:

  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:    

1) комбинирование уже имеющихся знаний;

2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;

3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;

4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются. 


Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПРИЗНАКИ   ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)  освоение опыта предыдущих поколений 1)  труд
Б)  преобразование предметов окружающего мира 2)  общение
В)  обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия  3)  учение
Г)  осуществление реального действия воображаемыми средствами 4)  творчество
    5)  игра

s63.com.ru

Формы предпринимательской деятельности

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности

Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Индивидуальное предпринимательство

Коллективные формы организации предпринимательства

Корпоративные формы предпринимательства

Простое товарищество является договорной формой коллективного предпринимательства

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в РФ

Хозяйственные товарищества

Общество с ограниченной ответственностью

Акционерное общество

Производственный кооператив

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Хозяйственное партнерство относится к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательства

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Прямые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности 

Прямого указания на формы предпринимательской деятельности законодательство РФ не содержит. Однако, как указано в абз. 1 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.2004 № 3-П, граждане, реализуя свои конституционные права, сами определяют область своей экономической деятельности и ведут ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, в том числе путем создания коммерческих организаций как формы коллективного предпринимательства.

Исходя из изложенного, основными формами предпринимательской деятельности в РФ можно считать:

  • индивидуальную;
  • коллективную. 

Таблица форм предпринимательской деятельности 

Формы предпринимательской деятельности

Индивидуальная

Коллективная

Статутные

Договорные

Способ осуществления деятельности

Непосредственно физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке (ст. 23 ГК РФ)

Деятельность осуществляется физическими, юридическими лицами, ИП

Путем образования нового субъекта предпринимательства — юрлица (ст. 50 ГК РФ)

 

На основе заключаемого договора, без образования нового юрлица (ст. 1041 ГК РФ, ст. 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ)

 

Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности 

Приведенная ниже сравнительная таблица организационных форм предпринимательской деятельности позволит лучше понять плюсы и минусы конкретных форм ведения бизнеса. 

Индивидуальное предпринимательство

Теперь сравним более редкие в обороте производственные кооперативы, КФХ-юрлица и хозяйственные партнерства.

Самой простой формой предпринимательской деятельности является единоличная. Индивидуальные предприниматели — физлица, ведущие бизнес на основе принадлежащей им собственности, единолично управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности в области бизнеса.

Оперативность, гибкость и простота организации бизнеса — основные преимущества индивидуальной формы предпринимательства.

Вместе с тем данная форма имеет определенные недостатки:

  • Отдельному предпринимателю трудно организовать крупное производство, так как его собственные финансовые возможности и возможности по привлечению инвестиций ограничены.
  • Совмещение одним лицом разных функций (управленческой, финансовой и др.) зачастую снижает эффективность руководства бизнесом в целом. Привлечение же посторонних лиц или организаций ведет к снижению оперативности управления и доходов самого предпринимателя.
  • Наличие законодательных ограничений в отношении некоторых видов экономической деятельности.
  • Полная имущественная ответственность предпринимателя — наиболее значительный недостаток этой формы ведения бизнеса. 

Коллективные формы организации предпринимательства 

Коллективное предпринимательство — это деятельность, организованная различными лицами, совместно владеющими и управляющими бизнесом. Соединяя свои ресурсы, умения и компетенции, предприниматели действуют совместно в целях увеличения прибыли, обеспечения стабильности созданного бизнеса, распределения и минимизации рисков и убытков.

К несомненным плюсам коллективных форм предпринимательской деятельности можно отнести возможность организации средних и крупных бизнес-структур, доступность разнообразных видов хозяйственной активности и сравнительная легкость привлечения инвестиций.

Коллективная предпринимательская деятельность представлена в отечественном законодательстве значительным разнообразием форм, среди которых различают:

  • Статутные, создающиеся в форме юридического лица — нового субъекта предпринимательства. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства.
  • Договорные, не приобретающие статус нового юридического лица. Это простые товарищества (совместная деятельность), крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица. 

Корпоративные формы предпринимательства 

Наиболее часто применяемые на практике коллективные формы предпринимательства — это организация деятельности в форме корпораций (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

В рамках корпоративных форм предпринимательской деятельности объединяются вклады их создателей с целью образования нового субъекта предпринимательства — юридического лица. По отношению к вновь созданному субъекту предпринимательства его создатели (учредители) и впоследствии принятые участники становятся членами и имеют обязательственные права.

Право участия (членства) в корпорации является основным признаком понятия корпоративного юридического лица. Под этим в ГК РФ понимается право на участие в управлении деятельностью юридического лица и получение части прибыли.

К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Как было упомянуто выше, обязательным признаком коммерческой корпоративной организации является ее правовой статус — статус юридического лица, с момента регистрации которого возникает правоспособность корпорации как субъекта предпринимательства. 

Простое товарищество является договорной формой коллективного предпринимательства 

Договор простого товарищества в предпринимательской деятельности может быть заключен только коммерческими организациями и (или) предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. Принимая на себя обязательства по такому договору, предприниматели объединяют свои усилия и имущество, не образуя при этом новое юридическое лицо.

Порядок заключения, изменения, расторжения и иные особенности договора простого товарищества (совместной деятельности) урегулированы нормами гл. 55 ГК РФ.

Для организации эффективной совместной деятельности участники должны:

  • создать имущественную базу, соединив свои вклады в общую собственность;
  • определить порядок управления делами в товариществе и порядок совершения сделок в интересах товарищей. 

Важным условием договора простого товарищества является общая для всех участников цель объединения. Это позволяет квалифицировать договор простого товарищества как одну из правовых основ осуществления предпринимательской деятельности, одновременно отграничивая этот вид договора от иных видов договорных обязательств. 

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в РФ 

Форма организации предпринимательской деятельности — это способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества, вытекающее отсюда ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности (ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»).

То есть организационно-правовая форма бизнеса имеет для его владельцев определяющее значение, так как:

  • предусматривает взаимные права и обязанности собственников в отношении как созданного ими бизнес-субъекта, так и остальных партнеров;
  • определяет возможность и условия осуществления предпринимательской деятельности в той или иной области экономики, предпосылки для привлечения инвестиций;
  • устанавливает размер ответственности собственников по долгам их бизнес-субъекта. 

Перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коллективные коммерческие организации в РФ, закреплен в ст. 50 и 65.1 ГК РФ и носит закрытый характер. Ими являются:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы. 

Далее рассмотрим, как законодатель определяет отдельные формы организации бизнеса, и сравним их в представленной ниже таблице организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. 

Хозяйственные товарищества 

Ввиду отсутствия специальных законов регулирование деятельности хозяйственных товариществ ограничивается нормами ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ товарищества делятся:

  • На полное товарищество. Участники товарищества (полные товарищи) ведут бизнес от его имени и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Использование данной формы связано для участников с повышенным риском. Однако именно это делает полное товарищество инвестиционно-привлекательной формой предпринимательства.
  • Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Суть этой правовой формы осуществления предпринимательской деятельности сводится к тому, что в ней наряду с участниками, неограниченно отвечающими по обязательствам товарищества (полными товарищами), существуют вкладчики (коммандитисты). Последние не принимают участия в деятельности бизнес-субъекта, а их ответственность ограничена стоимостью внесенных вкладов. Такая ограниченная ответственность коммандитистов способствует привлечению к данной форме корпорации большего количества инвестиций, нежели к полному товариществу. А при надлежащем подходе к регулированию взаимоотношений внутри товарищества и высокой ответственности полных товарищей при ведении бизнеса может служить для коммандитистов альтернативой банковским вкладам, рынку ценных бумаг или ренте недвижимости. 

Дополнительно по теме читайте статью «Участники и складочный капитал полного товарищества». 

Общество с ограниченной ответственностью 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Характерные признаки ООО:

  • объединение капитала;
  • ограничение ответственности участников по обязательствам ООО пределами стоимости принадлежащих им долей. 

Порядок создания, управления, ликвидации и деятельности ООО регламентируют:

  • ГК РФ;
  • закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. 

ООО является одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ. Связано это как с удобством создания и управления таким обществом, так и с его универсальностью для различных видов предпринимательской деятельности.

Серьезные ограничения на создание и деятельность ООО существуют только в банковско-финансовой сфере, поскольку такое общество не обладает достаточной прозрачностью для регуляторов этих рынков (Банк России) и потребителей соответствующих услуг, а его возможности по привлечению инвестиций путем размещения ценных бумаг или ввода новых участников с целью увеличения активов ограничены законодательно. В статье «Организационно-правовая форма — ООО» подробно рассказано об этой форме ведения бизнеса. 

Акционерное общество 

Акционерное общество (АО) — это одна из основных правовых форм предпринимательской деятельности, характерным признаком которой является централизация и распределение уставного капитала между участниками общества путем выпуска акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Функционирование АО регулируется положениями:

  • ГК РФ;
  • закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. 

Отношения акционеров и общества опосредуются акциями. Они дают право на участие в управлении обществом, на получение части прибыли (дивидендов), а также являются ценными бумагами, имеющими товарную стоимость (п. 2 ст. 142 ГК РФ).

Различают публичные и непубличные АО:

  1. Непубличное АО отличается тем, что его акции распространяются только среди участников и не подлежат открытой продаже на рынке ценных бумаг.
  2. Публичное общество — корпорация, обладающая правом публично размещать свои акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, а также публично обращать их на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Это позволяет привлекать инвестиции неограниченного круга лиц, а инвесторам-акционерам свободно реализовывать имеющиеся у них ценные бумаги путем работы на рынке ценных бумаг (см. статью «В чем отличие публичного акционерного общества от ОАО?»). 

Помимо более свободного оборота акций, по сравнению в том числе с долями в ООО, следует отметить особые виды прав собственников акций и специальные способы защиты таких прав (ст. 149.3–149.5 ГК РФ, см. также статью «Продажа или отчуждение акций в АО (нюансы)»). 

Производственный кооператив 

Производственный кооператив (артель) — организационно-правовая форма осуществления предпринимательской деятельности, при которой граждане добровольно объединяют усилия и имущество для ведения совместной хозяйственной деятельности. Характерная особенность кооператива — обязанность его членов участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом, хотя допускаются и иные формы участия (внесение паевого взноса).

Возможность участия юридического лица в кооперативе обусловлена указанием на это в учредительном документе (ст. 106.1 ГК РФ).

В законе «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ более подробно, чем в ГК РФ, регламентированы вопросы создания, деятельности и ликвидации кооператива.

Производственные кооперативы могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, связанной с производством промышленной и иной продукции, оказанием услуг (выполнением работ), торговлей и т. д. (примерный перечень видов деятельности — в ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Важнейшей особенностью производственного кооператива является то, что его члены несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в тех случаях, когда имущества кооператива недостаточно для выплаты долгов по его обязательствам. 

Крестьянское (фермерское) хозяйство 

Законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ, в соответствии с которыми совместно трудящимся в области сельского хозяйства гражданам была предоставлена возможность создавать хозяйства со статусом юридического лица (см. статью «КФХ — это ИП или юридическое лицо?»).

Так, согласно ст. 86.1 ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), обладающее статусом юридического лица, представляет собой сообщество граждан, основанное на их личном участии и совмещении имущества, для совместной работы в области сельского хозяйства.

Между тем, исходя из закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ, сутью КФХ является сообщество лиц, объединенных родством и (или) свойством, имеющих общее имущество и вместе осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Связано такое различие правового подхода к определению КФХ прежде всего с тем, что закон допускал осуществление предпринимательской деятельности КФХ только без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 закона № 74-ФЗ). ГК РФ расширил круг участников хозяйств для более успешного и выгодного вовлечения КФХ в хозяйственную деятельность и увеличения их возможностей по привлечению инвестиций.

Таким образом, в настоящий момент КФХ может функционировать в качестве:

  • договорного объединения граждан;
  • юридического лица. 

Хозяйственное партнерство относится к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности 

Хозяйственное партнерство (ХП) — единственная прямо не урегулированная ГК РФ форма коммерческой корпорации (упомянута в п. 2 ст. 50, ст. 65.1 ГК РФ).

Особенности хозяйственных партнерств регламентированы законом «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 № 380-ФЗ. В соответствии с положениями данного законодательного акта ХП — это созданная двумя или более лицами коммерческая организация, которая действует на основании соглашения об управлении партнерством.

Управляют ее деятельностью участники партнерства или иные лица в пределах и в объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством. Хозяйственное партнерство дает возможность заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в число сторон не только участников компании, но и само партнерство, а также определяет права и обязанности лиц, не входящих в число участников партнерства, но принимающих участие в его деятельности.

Хозяйственное партнерство имеет схожие черты с полным товариществом, однако в правовом положении ХП и его участников имеются различия с названной формой, не позволяющие полностью отождествить эти виды коммерческих корпораций. 

Организационно-экономические формы предпринимательства 

Не выяснена в доктрине правовая природа не имеющих выраженной организационно-правовой формы коллективных образований, объединенных между собой общей целью (холдингов, синдикатов, консорциумов, альянсов, иных видов агрегаций бизнесменов).

Правовой основой организации и деятельности большинства таких объединений является договор простого товарищества (совместной деятельности).

Важная черта подобного рода организационно-экономических форм предпринимательской деятельности — осуществление самостоятельными юридическими лицами деятельности, направленной на достижение общей цели, под управлением и контролем со стороны головной организации.

Наиболее урегулированными в российском законодательстве оказались банковская группа и банковский холдинг (ст. 4 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I).

Кроме того, в ст. 11 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ имеется понятие картеля. Хотя связано оно в первую очередь с запретом картельных соглашений, приводящих к указанным в названной статье этого закона последствиям.

Определение холдинга можно найти в Указе Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 № 1392. 

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 

Государственное регулирование предпринимательской деятельности — деятельность государства, направленная на создание условий для нормального функционирования экономики страны. Такое регулирование продиктовано столкновением в обороте частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.

Классифицировать формы государственного регулирования можно по характеру воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях хозяйства:

  • Прямое регулирование заключается в установлении обязательных требований к хозяйствующим субъектам.
  • Косвенное регулирование осуществляется через экономические интересы предпринимателей (льготное кредитование, прогнозирование, предоставление налоговых льгот и т. д.). 

Примером косвенного метода является деятельность саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики. 

Прямые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 

Государственное регулирование непосредственно осуществляется в следующих направлениях:

  • очерчиваются требования, предъявляемые к деятельности добросовестных бизнес-субъектов, определяются запреты на различные проявления, не отвечающие интересам общества;
  • устанавливаются санкции за ненадлежащее ведение бизнеса;
  • регламентируются требования к процедурам корпоративной деятельности;
  • указываются виды экономической деятельности, к которым могут быть допущены только бизнес-субъекты, созданные в установленных организационно-правовых формах. 

Этим непосредственное государственное регулирование не ограничивается, нормы надлежащего поведения бизнес-субъектов и ответственность за их нарушения установлены нормативно-правовыми актами различных отраслей права.

В частности, среди форм прямого государственного регулирования выделяются:

  • лицензирование;
  • сертификация;
  • аттестация;
  • аккредитация. 

Отдельное место занимает контроль (надзор), проведение которого способствует соблюдению требований закона и баланса частных и публичных интересов при реализации прав предпринимателей (закон «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон № 294-ФЗ). 

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности 

В качестве одного из методов прямого регулирования государство предлагает порядок совершения уведомлений о начале определенных видов деятельности, носящий императивный характер.

Законом № 294-ФЗ на лиц, осуществляющих некоторые виды хозяйственно-предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 8 закона № 294-ФЗ), возложена обязанность сообщать в отраслевой уполномоченный орган о начале деятельности. Уведомление представляется после государственной регистрации хозяйствующего субъекта и его постановки на учет в фискальном органе (см. статью «Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности»). В отличие от регистрации уведомление является не средством легализации предпринимательской деятельности, а условием добросовестного участия бизнес-субъекта в хозяйственном обороте, позволяющим осуществлять государственный контроль и надзор.

Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности установлена Правилами представления уведомления…, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (п. 6 Правил). Уведомление следует подавать в соответствующий уполномоченный орган или МФЦ по месту предполагаемого фактического выполнения работ (оказания услуг). 

*** 

Таким образом, выбор надлежащей организационно-правовой формы имеет огромное значение для существования юридического лица, возможности его участия в хозяйственном обороте в той или иной сфере деятельности, взаимоотношений с партнерами и контрагентами, привлечения инвестиций. Не меньшее значение имеет и организационно-экономическая форма предпринимательства, так как, несмотря на фактическое отсутствие законодательного регулирования таких форм, именно они служат для объединения предпринимателей в целях развития экономики и соблюдения баланса интересов предпринимателей и общества. 

Обратите внимание! Не всегда приносящая доход деятельность — предпринимательство и нуждается в регистрации (Уличная торговля овощами с огорода, Можно ли быть одновременно ИП и самозанятым?)

rusjurist.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *