Функциональные и дисфункциональные семьи – : .

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

        1. Таблица №1.

Функциональные семьи

Дисфункциональные семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций

Не гибкость ролей, функции ригидны

Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

Правила негуманны, им невозможно следовать

Границы признаются и уважаются

Границы либо отсутствуют, либо ригидны

Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны, разрешать конфликты

Исход: приемлемый и конструктивный

Исход: неприемлемый и деструктивный

Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”. (Колпакова Л. М.)

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие (12, стр. 93-95).

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (52 стр. 65-66).

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье). Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы (свадьба, похороны, прием гостей и пр.) в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий ребенка и всех членов семьи (15, стр. 23-25).

Со времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяются функции первичного социального контроля и повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений. Нарушения тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи (13, стр. 45-47). Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушений в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи.) и хозяйственно-бытовые и экономические отношения между членами семьи. (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999.). Таким образом, нарушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающие условия десоциализации ребенка.

studfiles.net

Признаки функциональной семьи. Зависимость. Семейная болезнь

1. Проблемы признаются и решаются.

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

Рис. 2. Основные компоненты функциональной семейной системы

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.

5. Родители делают то, что говорят.

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

7. В семье есть место развлечениям.

8. Ошибки прощаются, на них учатся.

9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.

10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу «Семья». (Bradshaw J., 1988).

На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; знак ? свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.

Рис. 3. Дисфункциональная семейная система

Здесь соблюдаются правила функциональной семьи (см. выше перечисление).

Изображенная на рисунке функциональная система воплощает следующие основные принципы.

1. Целое больше, чем сумма частей.

2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.

Рис. 4. Непроницаемые границы в дисфункциональной семье

3. Правила открыты и обсуждаются.

4. Имеется баланс взаимного уважения: «Мы вместе» – «Каждый индивидуален».

5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной.

На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой.

Дисфункциональная система воплощает следующие принципы.

1. Высокий уровень хронической тревоги.

2. Слитность границ.

3. Неясные скрытые правила.

4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли).

5. Недифференцированность эго каждого члена семьи.

6. Утрата свобод.

7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность.

На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе:

1. Высокий уровень тревоги.

2. Закостенелые роли и границы.

3. Утрату свобод (спонтанности).

4. Отсутствие взаимности.

5. Одиночество и излишняя рациональность.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Дисфункциональные семьиФункциональные семьи
Негибкость ролей, функции ригидны.Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций.
Правила негуманны, им невозможно следовать.Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность.
Границы либо отсутствуют, либо непроницаемы (молчание, отгороженность).Границы признаются и уважаются.
Коммуникации непрямые и скрытые.Коммуникации прямые.
Чувства не ценятся.Чувства открыты.
Запрет на выражение некоторых чувств.Свобода говорить.
Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность.Поощряется рост и независимость.
Индивиды не способны разрешать конфликты.Индивиды способны видеть конфликты.
Исход: неприемлемый и деструктивный.Исход: приемлемый и конструктивный.

Само собой разумеется, что в степени дисфункциональности семей могут быть различные градации – менее нарушенные в своей функции семьи, более нарушенные. Разделять подтипы можно лишь условно. На практике лучше всматриваться в неповторимые особенности каждой отдельной семьи. Говорят, и я с этим согласна, что у каждой семьи есть свой язык, свои правила, свои традиции, и пока их не поймешь, не стоит входить в семью со своими советами и установками.

Тем не менее меня привлекла одна схема (я ее взяла в программе семейной терапии, где сама лечилась). Схема делит семьи не на 2 группы, как вышеприведенные, а на 3. Это дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов). Приведу эту схему здесь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

7 признаков дисфункциональной семьи

Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане. Препятствует здоровому взрослению ребенка. Скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком. Не является одновременно гибкой, но стойкой системой. Она дисфункциональная!

Чаще всего, когда говорят о дисфункциональных семья имеют ввиду семьи с зависимостью от алкоголя, наркотиков, семьи, в которых наблюдаются повторяющиеся элементы серьезного физического насилия и т.д. На самом то деле существует достаточно много дисфункциональных семей, которые скрыты под маской «образцовой семьи», и именно поэтому когда в семье вдруг возникают серьезные проблемы с ребенком, нередко мы слышим такой вопрос: «Это же потрясающая семья врачей, педагогов, людей с высокими должностями, хорошим уровнем достатка и образованности. Как это могло случиться, что их дочка (сын) сбежала из дома в подростковом возрасте с наркоманом, человеком из мест лишения свободы. Бросила престижный университет (не поменяв его на другой). Долго не работает, курит, ругается матом и т.д.»

Дисфункциональная семья – 7 признаков

На самом деле не все проблемные семьи проявляют признаки обязательно химической зависимости, или рассказывают о своих проблемах всему миру.  

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Иногда женщина, мужчина приходят на прием и говорят фразу: «Я вроде бы выросла (вырос) в семье, где не было разводов. Почему у меня все так?» «Меня физически не били, только часто ругали, а муж у меня насильник?»

Признаки дисфункциональности семьи могут быть в другом:

В семье существуют очень жесткие правила, которые все должны выполнять, не смотря на потоп, пожар и все стихийные бедствия. «Ты должен идти на эту контрольную не смотря ни на что, а то будешь тупым и жить с медной кружкой под мостом. Скажи себе что ты сильный, и ты не будешь чувствовать, что заболел». «Но мама, у меня ведь температура, а эта оценка не влияет на семестровую…» «Это не обсуждается!»

Эти правила часто не учитывают все обстоятельства меняющейся жизни и особенностей всех членов семьи. Не редко сюда попадают религиозные семьи, которые понимают веру на очень примитивном уровне. Вечно вспоминаю свою подругу, которая страдала от жирности волос и проблем с желудком. «В понедельник голову нельзя мыть! Ты что! А сегодня вообще святой праздник! Этого есть нельзя, как ты могла?!» Подружка очень долго не могла противостоять своей властной матери. И когда спросила после 20 лет: «Где в библии написано, что голову нельзя мыть в понедельник?» — реакцию матери лучше не описывать.

Во многих таких семьях вообще не принято признавать существование проблем вообще. Их нет. Отрицается слабость отца, наличие родственника с алкоголизмом («папин брат живет далеко, это отрезанный ломоть»).

«Что ты мне такое рассказываешь, что от моих криков у тебя руки трясутся? Нервы в таком возрасте должны быть в …пе! Это у меня нервы, а у тебя глупости!»

«Какие такие мальчики в 16-18 лет?! Учиться нужно! Вырастешь, будешь дурочкой  и на работу никто не возьмет. Мальчики это не проблема – это твои фантазии и твоя лень». А через 10 лет. «Все твои подруги замужем, а ты в кого такая?»

В семье отрицаются некоторые темы вообще: секса (хороши примеры типа «мои родители сексом не занимались, как минимум я не помню»), смерти, отношений, существование в мире обмана, собственных ошибок (родителями отрицаются наличие троек в дипломе или какой-нибудь подправленной двойки по физкультуре в аттестате) и т.д.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

У меня как-то консультировались муж и жена, которые не сказали сыну, что бабушка умерла. Они говорили два года, что она в больнице. Это не смешно! Ребенок стал бояться попасть в больницу, думал что оттуда никогда не выпускают.

У меня была знакомая, у которой мама неплохо выстаивала отношения со своим мужем. На мой вопрос, почему она не переняла ничего от матери, и почему ее отношения с мужчинами всегда идут жестко, криво и косо, она мне ответила, что эта тема никогда не обсуждалась. А некоторые тонкости взаимоотношений почему то даже скрывались или отрицались. Мать, воспитанная в правильной семье не могла признать, что иногда тонко манипулировала отцом. Если это никому не вредило, что в этом плохого?

Внешние границы в семье очень жесткие, а внутренние очень размытые. Ворваться к подростку в комнату – не вопрос. Почитать личные дневники – прекрасно. Обсудить диагнозы ребенка со всеми соседками – нормально.

А физическое насилие, алкоголизм членов семьи, многочисленные сексуальные связи отца, взятки, вечные внутри семейные конфликты – нельзя выносить за пределы семьи. «Не выноси сор из избы». Как тогда попросить о помощи ребенку?

Манипулирование в отношениях. «Ну ты глянь, опять она о своем! Шубы у нее нет!» «И никто в этом доме не может хлеба купить. Все я!» «Передай своему отцу, что он дурак!»

Вместо прямого обращения: «Вася, купи завтра хлеба. Вася, ты ведь не прав.»

«Маша, в этом году шубы точно не будет. С подработками не сложилось. Давай отложим до следующего года.»

Если манипулятивные действия составляют основу отношений, то члены семьи либо не умеют выстраивать между собой конструктивные отношения. Либо за этим всем спектаклем лежит глубокий скрытый конфликт. Мать и отец давно не интересны друг другу и живут только, чтобы не потерять свои вторичные выгоды при разводе.

В семье идет смешение ролей. Из недавних консультаций. «Вот выйдешь замуж за богатого и ты мне должна: 1, 2, 3…1000. А можешь просто хорошо учится и устроиться на хорошую работу. И ты мне должна! Посиди с мамой в Новый год! Маме скучно! Ничего, что тебе 19».

Ты должна меня успокаивать, обеспечивать, брать ответственность на себя, решать мои проблемы, предугадывать настроение. Это взрослый человек должен предугадывать настроение особенно маленького ребенка, а не ребенок у своей матери!

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Взрослые вообще не выполняют тех правил, которые жестко требуют от детей.

«Это я прожила всю жизнь дурочкой, а ты напишешь диссертацию!»

«Не кури – это вредно!»

«Не выходи замуж за алкоголика – промучаешься!»

«Не выноси с завода детали, с фабрики масло, из канцелярии бумагу – попадешься!»

«Не ешь эти сосиски – в них одна туалетная бумага!»

Согласно исследованиям ученых, большинство вещей мы автоматически заучиваем в детстве из поведения своих родственников.

Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане. Препятствует здоровому взрослению ребенка. Скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком. Не является одновременно гибкой, но стойкой системой.

Она дисфункциональная!опубликовано econet.ru.

Елена Мусаелян

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Дисфункциональные семьи и их влияние на детей

Вы чувствуете себя уютно в своей семье? Дом – это крепость, это то место, где безопасно, комфортно, где ощущаешь взаимопонимание, любовь и гармонию. Но, к большому сожалению, не обо всех семьях можно так сказать.

Иногда в домашнем кругу возникают проблемы во взаимоотношениях, игнорируются материальные и эмоциональные потребности друг друга, преобладает деспотичное общение. Такие ячейки общества принято называть неблагополучными. Более научный и менее обидный термин – «дисфункциональные семьи». В статье рассмотрим их особенности, характеристики, типы и влияние на других членов.

Как бы обидно ни было, но, может, речь пойдет о вас или вашей семье? Не нужно ли пересмотреть свое поведение и способы общения? Ведь именно они формируют личность детей, которые впоследствии могу стать «трудными».

Какую семью можно назвать дисфункциональной?

Понятие дисфункциональной семьи можно расшифровать следующим образом. Это микросоциум, в котором используются и поощряются жестокие правила и деструктивное поведение, не меняющиеся со временем. Причем это может быть характерно не только для одного человека, но и для всех членов семьи. В такой обстановке нет уважения, ценности личности, признания заслуг, возможности открыто высказаться о своих желаниях. Любые проблемы обычно не обсуждаются, не решаются и скрываются от других людей.

Как следствие, члены дисфункциональной семьи не могут удовлетворить свои потребности в личностном и духовном росте, самоактуализации, развитии, а в нагрузку получают чувство неполноценности и другие психологические проблемы.

Такая ячейка общества не способна должным образом выполнять свои функции (хозяйственно-бытовую, материальную, репродуктивную, воспитательную, эмоциональную, контролирующую, духовного общения и другие).

Факторы образования неблагополучной семьи

Как известно, дисфункциональные семьи не появляются сами по себе. Этому способствуют несколько факторов.

  • Социально-экономический. Это низкий материальный статус, нерегулярные доходы, малооплачиваемая и непрестижная работа, плохие условия для проживания.
  • Криминальный. Наркомания, алкоголизм, аморальный образ жизни, наличие судимости, домашние дебоши, проявление садизма и жестокого обращения по отношению к членам семьи.
  • Социально-демографический. Это семьи неполные, многодетные, со сводными и усыновленными детьми, повторным браком и престарелыми родителями.
  • Медико-социальный. У одного или нескольких членов семьи есть хронические нарушения, инвалидность и другие болезни (от депрессии до рака). К этому фактору также относятся неблагоприятные экологические условия, вредная работа, пренебрежение гигиеническими и санитарными нормами. Эти особенности дисфункциональных семей зачастую связаны со следующим фактором.
  • Социально-психологический. Это семьи педагогически неграмотные, с деформированными ценностными ориентациями, деструктивными и конфликтными отношениями супругов, детей и родителей. Обычно наблюдается одна или несколько форм насилия (физическое, эмоциональное, пренебрежение нуждами, сексуальное). В принципе, фактором могут быть многие психологические проблемы. Например, какое-то непрожитое горе, которое мешает осуществлять супружеские функции и уход за детьми.

Конечно, это не означает, что семья многодетная или с невысоким заработком обязательно является неблагополучной. Даже при таком раскладе в доме может царить любящая и гармоничная атмосфера. Все факторы нужно рассматривать с разных сторон. Но стоит учитывать, что в совокупности они дают только усиливающий эффект.

Особенности дисфункциональных семей

Обычно в неблагополучном окружении можно встретить сложные и натянутые отношения. Например, разведенные или конфликтующие родители, отец или мать, не участвующие в воспитании детей, хроническая неприязнь между родственниками. Постоянные ссоры, недельное молчание после них, а порой и даже драки – обычное явление для деструктивной семьи.

В таких микрогруппах, особенно у мужчин, часто имеются проблемы с наркотиками или алкоголем. У женщин нередко наблюдаются психосоматические нарушения здоровья, которые они называют хроническими и трудноизлечимыми заболеваниями. Конечно, при обследовании они не подтвердятся, потому что такие проблемы просто «сидят в голове». Зато вину за свои болезни женщины перекладывают на других членов семьи (в том числе детей), ловко манипулируя поведением и направляя его в нужное направление.

Дисфункциональные семьи характеризуются цикличностью. В ней и кроется причина неблагополучности. Все правила и стереотипы поведения переходят из одной семьи в другую через поколения. То есть мышление просто наследуется от предков. Именно из-за него в поколениях семей случаются те или иные трагедии.

Скажем, мать излишне опекала и манипулировала сыном. Нет ничего удивительного в том, что из него вырастет зависимый мужчина, не имеющий своего мнения. Или другой пример. Если отец был алкоголиком, то дочь почти со стопроцентной вероятностью выйдет замуж за такого же человека. И это не будет случайностью, выбор произойдет на подсознательном уровне. Конечно, этого можно избежать, если вовремя осознать проблему.

Что свойственно дисфункциональной семье

Рассмотрим, какие же есть признаки дисфункциональной семьи, по которым можно судить о неблагополучности.

  • Отрицание существующих проблем и сохранение иллюзий.
  • Конфликтность во взаимоотношениях. Скандалы постоянно повторяются, но проблемы не обсуждаются и не решаются.
  • Абсолютизированость контроля и власти.
  • Полярность эмоций, чувств и суждений.
  • Отсутствие дифференцированности собственного «Я». Если папа в плохом настроении, то оно будет таким у всех.
  • Нет близкой коммуникации. Не принято напрямую обсуждать личные проблемы.
  • Запрет на выражение чувств, особенно негативных (злость, обида, недовольство). Чаще всего это касается детей.
  • Жесткая система требований и правил.
  • Семья редко или совсем не проводит время вместе.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков.
  • Созависимость. Такое состояние присуще родственникам человека, который является рабом алкоголя или наркотиков. Это огромный стресс для всех членов семьи. Они вынуждены выстраивать свою жизнь в соответствии с тем, что, когда и в каком количестве употребит их близкий. Именно поэтому дисфункциональная семья и созависимость неразрывно связаны друг с другом.
  • Наличие общего секрета, который никому нельзя рассказывать. Речь идет о сокрытии преступного прошлого, химической зависимости и других недостатках семьи.
  • Изолированность. Не принято ходить в гости и принимать их у себя. Поэтому часто наблюдается чрезмерная фиксированность на общении друг с другом.

Роли в негармоничной семье

Исходя из этих признаков можно сделать вывод, что в деструктивном микросоциуме существуют определенные роли. Причем менять их категорически запрещается. Такие попытки немедленно пресекаются на корню.

Итак, какие же есть роли в дисфункциональной семье? Обычно родители выступают в качестве угнетателей по отношению к детям, чувствуя абсолютную власть и контроль. А те, в свою очередь, становятся притесняемыми. Хотя нередко встречаются ситуации, когда муж подавляет жену или наоборот.

Родители чувствуют себя хозяевами ребенка и сами определяют, что правильно или неправильно и как ему нужно поступать. Взрослые не считают, что в счастливой семье должна существовать эмоциональная близость. В детях прежде всего ценится послушание, потому что они должны быть «удобными». Воля расценивается как упрямство, которое немедленно должно быть сломлено. Иначе родители потеряют контроль над ситуацией, и ребенок выйдет из-под их гнета.

Также нельзя высказывать свое мнение и спрашивать, почему нужно подчиняться всем взрослым. Это нарушение правил деструктивной семьи, посягательство на власть и святость родителей. Чтобы чувствовать себя в безопасности и как-то выжить, дети верят, что взрослые хорошие, и безоговорочно выполняют все их требования. Лишь в подростковом возрасте ребенок начинает критиковать родителей и сопротивляться жестким правилам. Тогда-то и начинается «самое интересное».

Также дисфункциональные семьи характеризуются пристрастием к силе и насилию. Причем оно может быть физическим, эмоциональным, сексуальным и выражаться в неудовлетворение потребностей (родители могут наказать голодом, заставлять ходить в рваной одежде и так далее). Если ребенок поступил плохо, получил двойку в школе или проявил непослушание – незамедлительно последует пинок, удар или другое жестокое наказание.

Бедные дети на всю жизнь получают психологические травмы. Часто на этом фоне развивается стремление к виктимизации. Это неосознанное стремление выступать в роли жертвы, готовность стать рабом. Например, женщина-угодница, избиваемая жена, совместное проживание с алкоголиком, женитьба на властной женщине и так далее.

Правила трех «не»

Дисфункциональные семьи живут по своим жестоким правилам, но обычно они сводятся к трем требованиям.

1. Не чувствуй. Нельзя открыто выражать свои чувства, особенно негативные. Если что-то не нравится – молчи. Также в неблагополучных семьях редко можно увидеть объятия или поцелуи.

2. Не говори. Нельзя обсуждать проблемы и табуированные темы. Самым распространенным запретом является беседа о сексуальных потребностях. Не принято прямо высказывать свои мысли, просьбы и желания. Для этого используются иносказания и манипуляции. Например, жена хочет, чтобы муж помыл посуду. Но она не попросит об этом прямо, а будет только часто намекать и выражать недовольства. Или другой случай. Мама говорит дочери: «Скажи своему брату, чтобы он вынес мусор». Люди из деструктивных семей ничего не говорят в лицо, не умеют просить о помощи. Поэтому они делают это в обход и используют посредников.

3. Не доверяй. Мало того, что дисфункциональные семьи не умеют сами решать конфликты, так они не обсуждают их с другими и не обращаются за помощью. Таким микрогруппам привычнее жить в социальной изоляции. Поэтому все силы тратятся на поддержание ложного образа образцовой семьи.

Вот еще примеры распространенных правил.

  • Нельзя развлекаться. В негармоничных семьях считается, что получать удовольствие, наслаждаться жизнью, играть, отдыхать и радоваться – это плохо и даже греховно.
  • «Делай так, как тебе говорят, а не так, как это делаю я». Дети копируют поведение взрослых. Но родители часто ругают и наказывают ребенка за то, что он ведет себя как они. Люди не любят замечать свои недостатки, а от детей ждут невозможного. Вот пример. Мама объясняет сыну, что вечером нужно вести себя тихо и постараться не шуметь, так как соседи отдыхают и могут уже спать. И тут домой заявляется пьяный папа, начинает раскидывать мебель и громко орать. Как понять ребенку, что нельзя шуметь по вечерам?
  • Вера в несбыточные надежды. Эта привычка проявляется в чрезмерной мечтательности и может встречаться у всех членов семьи. «Мы немного подождем, обязательно что-то случится, и у нас все станет хорошо».

Типы деструктивных семей

Виды дисфункциональных семей можно рассмотреть с позиции развития (деградации) такого микросоциума.

Негармоничная семья. Характеризуется фактическим неравноправием, ограничением личностного роста и принуждением, когда один эксплуатирует другого.

Деструктогенная семья. Для такого типа свойственны конфликты, чрезмерная независимость и автономия, безответность эмоциональных привязанностей, отсутствие взаимопомощи и сотрудничества.

Разваливающаяся семья. Отличается крайне высокой конфликтностью, которая со временем охватывает все больше сфер жизнедеятельности. Члены семьи прекращают выполнять свои функции и обязанности, но их держит вместе общая жилплощадь. Брак супругов, в принципе, распался, но пока этому нет юридического оформления.

Распавшаяся семья. Муж и жена осуществили развод, но даже в таком случае они могут быть вынуждены выполнять определенные функции. Речь идет о материальной поддержке бывших супругов, общего ребенка и воспитании детей. Нередко общение такой семьи продолжает сопровождаться серьезными конфликтами.

В эти дисфункциональные типы семей нельзя отнести одну разновидность, ее рассмотрим отдельно.

Псевдогармоничная семья

На первый взгляд такая семья ничем не отличается от счастливой. Она вроде бы заботится о ребенке, способна на материальное обеспечение, а каждодневная деятельность кажется налаженной системой. Вполне нормальная себе жизнь. Однако если отбросить первое впечатление, то за стеной внешнего благополучия можно увидеть серьезные проблемы.

Обычно один человек устанавливает недемократичные правила и требования, за невыполнение которых следуют строгие и жестокие наказания. Такой стиль управления не предполагает участия других членов семьи в принятии решений. Поэтому их не спрашивают, чего бы они хотели. У домочадцев нет эмоциональных привязанностей и любви, отношения больше напоминают узурпаторскую систему. Функциональные и дисфункциональные семьи хоть и похожи внешне, но изнутри можно увидеть все проблемы.

Как ни странно, но такой микросоциум может просуществовать достаточно долго, даже всю жизнь. И больше всего от этого пострадают дети, если вовремя не изменить ситуацию.

Как жизнь в неблагополучной семье меняет ребенка

Дети из деструктивной среды получают психологические травмы, которые в будущем могут проявиться в виде многих проблем. Это неуверенность в себе, невротические расстройства, зависимости разного рода, трудности с доверием и социальной адаптацией, невозможность выстроить близкие отношения с друзьями и противоположным полом. Список можно продолжать до бесконечности.

Дети в дисфункциональных семьях учатся выживать с помощью механизмов психологической защиты. Они создают вокруг себя иллюзию привязанности и любви, идеализируют и минимизируют эти чувства. Гнев и ненависть часто выплескиваются на предметы, друзей и близких. Чувства отрицаются и затуманиваются, в результате чего человек может стать равнодушным ко всему.

Деструктивное окружение учит ребенка обманывать, осуждать, предъявлять к себе завышенные требования, быть надзирателем, слишком ответственным или, наоборот, беспечным. Для таких людей любые изменения болезненны, особенно которые им неподвластны. Часто ищут поддержку и одобрение, но не умеют принимать похвалу. Дети из неблагополучной среды не умеют себя ценить, радоваться жизни и весело проводить досуг. Семью создают рано и по уже известному шаблону, то есть, в соответствии с поведением родителей.

Особенности работы с дисфункциональной семьей

Психологи и другие специалисты в работе с такими семьями сталкиваются с рядом проблем. Обычно они не готовы открыто рассказывать о своей жизни, а осознание некоторых вещей воспринимается болезненно. Некоторые родственники препятствуют изменениям, потому что осуждают рекомендации консультанта и не дают их выполнять. Супруги не имеют представления о правильном ролевом поведении в семье, а на обучение нужны целые годы.

Первый шаг к решению проблемы – это ее осознание. Если вы понимаете, что в вашем домашнем окружении не все хорошо, и хотите иметь счастливую семью, значит, не все потеряно. Меняться никогда не поздно, главное – начать.

fb.ru

Здоровая и дисфункциональная семья — Реальные родители


Недавно я рассказывала вам о ненасильственном общении на примере ситуации со своей дочерью. Такое общение возможно только в здоровой семье, максимально свободной от манипуляций и разного вида насилия.

Сегодня хочу подробнее остановиться на том, чем отличается здоровая семья от дисфункциональной.

Давно изучая темы ненасильственного и манипулятивного общения, функциональной и дисфункциональной семьи, психологического и эмоционального насилия, я обратила внимание на то, что достаточно часто люди даже не подозревают, что проблема есть и в какой ловушке на самом деле они оказались.

Если в двух словах, то здоровая (функциональная) семья — это семья, которая конструктивно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Роли в такой семье выбираются, а не навязываются, система достаточно гибкая, меняется с течением времени.

Дисфункциональная семья — это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь  такой системы. Дисфункциональная семья является фактором девиантного поведения подростков, а впоследствии и взрослых.

Ниже в таблице приведены главные отличия здоровой семьи от дисфункциональной.

Дисфункциональная семьяЗдоровая семья
Неумение обсуждать проблемы. Основные правила такой семьи — “не говори, не чувствуй, не доверяй”.
Высказывание проблемы приводит к ее усугублению. Следовательно, лучше не говорить о проблеме вообще. “Не чувствуй” выражается в отрицании чувств другого члена семьи, запрете на эмоции. “Не доверяй” — многократно получив подтверждение, что лучше не говорить о проблемах и не проявлять эмоции, человек перестает доверять партнеру (родителям).
Обсуждение проблемных ситуаций является нормальной частью общения. Результатом является поиск комфортного для всех решения.
Каждый может говорить то, что он думает и свободно выражать свои чувства и эмоции. Все поддерживают друг друга и могут доверить даже самые сложные свои ситуации.
Наличие разных форм насилия: физического, психологического, эмоционального. Лишение одного из членов семьи необходимого контакта или какой-то важной для него потрености. Практика “глухой стены”.Ненасильственное общение, основанное на уважении личности, стремлении удовлетворить потрености и желания друг друга. Забота друг о друге.
Созависимое поведение (например, расстроен папа —  расстроены все). Выплескивание негатива или раздражения друг на друга.  Отсутствие просьб о поддержке, а при попытке других членов семьи помочь в меру своего видения ситуации, проявление еще большего раздражения. Отсутствие прямых честных коммуникаций.Если один из членов семьи расстроен, он просит других о необходимой поддержке и получает ее.
Например, когда умерла наша собака при очень тяжелых обстоятельствах, я несколько дней была не в себе от горя. Плакала и не могла остановиться. Понятно, что домашним было сложно. Поэтому я мужу и ребенку пояснила свои чувства и попросила несколько дней потерпеть мое состояние, пока я приду в себя, не успокаивать меня, не уговаривать, не спрашивать, ну как я там и когда уже все это закончится, а просто дать выплакаться и переварить ситуацию. В этой ситуации всё всем понятно, максимальная открытость друг к другу.
Манипулятивное общение. Попытки вызвать чувство вины у других.Общение по принципу “ты в порядке, я в порядке”
Худшие ожидания от будущего. Частые депрессии, апатии.Оптимистичный взгляд на жизнь. Спокойное, уверенное, эмоциональное состояние (ассертивное поведение)

Это далеко не полный список отличий. Но перечисленные признаки проявляются достаточно часто.

Другие признаки дисфункциональной семьи:

  • наличие разных зависимостей — алкогольной, игровой, наркотической.
  • “семейная тайна”, которую скрывают под маской псевдоблагополучия. Глядя на семью, все считают ее идеальной, но на самом деле там все очень непросто.
  • темы-табу, где одна из самых распространенных является тема секса.
  • созависимое поведение и т.д.

Сложно расти детям в дисфункциональных семьях, так как с детства вырабатывается та или иная модель саморазрушающего поведения (можете поискать информацию о мучениках, чечеточниках, перфекционастах, контролерах, угодниках, работоголиках и т.д.). Дети становятся своего рода заложниками своего прошлого, и избавиться от его влияния во взрослой жизни получается далеко не у всех.

В одной из недавних  статей я уже писала о том, что модель семьи детства становится так называемой “зоной комфорта” взрослого.

Дисфункциональность перечисленных выше ролей связана еще с тем, что это роли, которые не выбираются осознанно, а навязываются человеку структурой его семьи. Т.е. он может не хотеть играть эту роль, но он просто не знает, как вести себя по другому, как по-другому реагировать на проблемы в своей семье. В случае, если человек захотел что-то изменить в сложившейся схеме, каждый выход из зоны комфорта отнимает столько сил и энергии, что человек быстро сдается и снова погружается в привычную (читай автоматическую, не требующую затрат энергии) и понятную схему поведения и атмосферу.

По ссылке вы можете пройти интерактивный тест и получить более точную картину взаимоотношений в вашей семье. После прохождения теста вы на почту получите рекомендации о том, какой конкретно в вашем случае первый шаг нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Что делать, если вы поняли, что вы живете в дисфункциональной семье?

  1. Следует сделать выбор — остаться в зоне комфорта или меняться. Если вы выбрали меняться, переходите к пункту 2.
  2. Рекомендую вам найти хорошего психолога или коуча, который поможет разобраться в происходящем и направит на поиск в нужном направлении. По собственному опыту скажу, что даже если вы много читаете на тему психологии и много уже знаете в этой теме, взгляд психолога со стороны может показать вам новые грани ситуации, дать новые идеи, о которых вы даже не думали. Но выбирайте психолога или коуча очень внимательно.
  3. Следует проанализировать историю детства, понять связь между поведением в детстве и во взрослом возрасте, между атмосферой в семье детства и в своей сегодняшней семье.
  4. Ищите новые пути поведения. В этом вам помогут также соответствующие статьи, книги, поиск опыта других людей.
  5. Если есть шанс начать движение к изменениям вместе с партнером, то это ускорит результат и придаст больше уверенности каждому, т.к. если в данном вопросе развивается один, семьи могут распадаться. Это случается, например, когда кто-то не хочет больше играть навязанную роль жертвы и стремится от нее избавиться, а второй продолжает насильственное поведение и менять ничего не собирается.

Все проблемы, которые мы не решим внутри наших семей, мы передадим своим детям. И так далее по цепочке. Кто-то должен разорвать этот круг. Так почему не вы? 

Давайте позаботимся о здоровье наших семей сегодня, чтобы завтра наши выросшие дети занимались не лечением травм детства, а поиском своего предназначения, творчеством, созиданием, чтобы их зоной комфорта были здоровые, красивые отношения, которые будут окрылять их, а не разрушать.

real-parents.com

Про систему и семью — gelena_s

Существуют функциональные и дисфункциональные семьи, как функциональные и дисфункциональные системы (по Брэдшоу). Вот вам признаки функциональных семей.

Дисфункциональная семья – это закрытая семейная система, в которой присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь  такой системы.

К дисфункциональным семьям будут относиться семьи, в которых:  есть алкоголики, наркоманы, трудоголики, люди с другими зависимостями; отсутствует один из родителей; кто-то из членов семьи болен тяжелой болезнью; присутствует физическое или психологическое насилие.

Правила, которые встречаются в дисфункциональных семьях (не обязательно все сразу):

·            нельзя обсуждать личные проблемы;
·            нельзя открыто выражать свои чувства;
·            невозможны прямые, честные коммуникации;
·            запрещается играть, развлекаться;
·            запрещается доверять другим людям и себе;
·            нельзя быть эгоистичным;
·            нельзя кому-то постороннему (друзьям, знакомым, психологам и т.д.) рассказывать о проблемах в семье;
·            запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.

В дисфункциональной семье при попытках нарушить семейные правила, члены семьи (семейная система) будут этому препятствовать всеми силами для сохранения существующего порядка отношений.

Функциональная семья – это открытая семейная система, в которой существуют гибкие правила взаимодействия друг с другом, при изменении внешних или внутренних условий, правила могут трансформироваться, члены семьи могу менять свои роли, в эту семейную систему могут легко попасть другие люди.

Признаки функциональной семьи:

·            личные проблемы признаются, обсуждаются и решаются;
·            уважаются индивидуальные особенности каждого члена семьи;
·            поощряется открытое выражение своих чувств и потребностей;
·            любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе;
·            в семье есть место отдыху и развлечениям;
·            конфликты разрешаются открыто;
·            каждый член семьи имеет право на личную свободу, проявление и развитие  своих способностей.

А есть правила развития системы по Хеллингеру, базовые положения «Семейной расстановки». В основе «Семейной расстановки» лежит понятие ПОРЯДОК, как «первоначальный принцип, на котором все построено. ПОРЯДОК сильнее ЛЮБВИ». Красивый образ отношений этих понятий дает терапевт Марианна Франке-Грикш: ПОРЯДОК — это сосуд. ЛЮБОВЬ — это вода. Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ утечёт.

Порядок является правильным, когда:

·            Молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями супругов.
·            Отношения в паре строятся по принципу взаимообмена: если мы что-то получили, возникает потребность что-то вернуть.
·            Баланс между «давать» и «брать» — базовое условие для того, чтобы отношения сложились.
·            Родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок – перед вторым. Родители «большие», дети – «маленькие». Родители «дают» — в первую очередь, жизнь, дети — «принимают» жизнь, а, вырастая, передают ее дальше.
·            Каждый в системе имеет свое место по факту наличия жизни (т.е. к системе относятся и абортированные, и мертворожденные дети).
·            Базовый порядок семьи — это полукруг, где по часовой стрелке расположены отец, мать, дети по порядку рождения.
·            Каждый, кто относится к системе, имеет право на принадлежность. Никого нельзя исключать. Система восстанавливает свою целостность за счет новорожденных. Поэтому место, которое человек занимает в системе, может быть своим или чужим. И тогда он не свободен, а находится в переплетении с судьбой другого человека. Это переплетение происходит на глубочайшем уровне души, который человеком не осознается, и которому он слепо подчиняется.

Берт Хеллингер считает, что к системе относятся следующие лица:

·            Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, живые и умершие, мертворожденные и абортированные. Это самый низкий уровень.
·            Родители, их родные и сводные братья и сестры, умершие и мертворожденные (иногда абортированные).
·            Бабушки, дедушки, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер, и редко — сводных.
·            Прабабушки и прадедушки.
·            К системе относятся также не родственники: предыдущие партнеры родителей и прародителей, отец или мать сводных братьев и сестер. Те, кто получил наследство в результате ранней смерти члена системы или был лишен наследства. Те, с кем обошлись несправедливо, получив при этом значительную прибыль, например, наемные работники. Жертвы насилия или убийств, которые были совершены членами семьи.

Сравните обе эти схемы. Для меня обе логичны и связаны, а для вас? В чем, на ваш взгляд противоречие? В чем проявляются общие принципы? Как это объеденить внутри себя?

Подписаться

gelena-s.livejournal.com

Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению-. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность нрав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается.

Следует подчеркнуть, что во многих странах, начиная с 70-х годов XX в., ряд исследователей настойчиво проводит идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений (Weiss R., 1970; Fletcher R., 1988; Roussel L., 1989; Голод С. И., 1998).

В качестве примера С. И. Голод приводит следующие результаты опросов: хотя большинство мужчин положительно относятся к профессиональной деятельности женщин вообще, тем не менее почти все считают, что жена должна оставить службу сразу после рождения ребенка и заниматься исключительно домашним хозяйством до тех пор, пока дети не подрастут. Из хозяйственных функций мужчины предпочитают совершать различные виды покупок и не склонны заниматься стиркой и уборкой квартиры. По мере увеличения размеров семьи и продолжительности брака фиксируется тенденция к перекладыванию большей части домашних забот на жену.

 

1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крове и т. д.). Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил.

Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации.

Функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества.

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода). С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников (Навайтис Г., 1995). Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только, в семье эти потребности могут быть удовлетворены комплексно и, значит, оптимально. В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами.

Основываясь на данном понятии, мы выделяем два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные.

Нормально функционирующая семья — та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Дисфункциональная семья — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

В основе нарушения функций семьи могут лежать самые разные факторы: дисгармония в интимных отношениях, психологическая несовместимость супругов, отсутствие навыков и низкая культура общения, условия жизни и пр. Например, причиной нарушения воспитательной функции может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков и, как следствие, их воспитательская неуверенность или конфликты между родителями, ведущие к противоречивому воспитанию ребенка. Не менее весомым является фактор вмешательства в воспитание других членов семьи (бабушек, дедушек и пр.) Еще один пример — причинами нарушения функции духовного (культурного) общения могут стать различия в социальном происхождении супругов, несовпадение уровня их образования, расхождение в интересах и ценностных ориентациях или просто низкая коммуникативная компетентность.

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА – предыдущая  | следующая –

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

vprosvet.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *