Когнитивный дисбаланс – —

Когнитивный баланс

В основе теории когнитивного ба­ланса Хайдера [F. Heider, 1946; 1958] лежит относящийся к организации восприятия гештальтпсихологический принцип «хорошей формы». Если су­ществуют различные возможности расчленения и организации восприни­маемого материала, то предпочитают­ся сбалансированные, простые кон­фигурации. Хайдер перенес требова­ние «хорошей формы» на отношения между различными элементами ситу­ации. Он пишет:

«Теория баланса занимается преимуществен­но конфигурациями, состоящими из ряда эле­ментов, между которыми существуют опреде­ленные отношения. В качестве элементов мо­гут выступать люди (сам субъект или другие индивиды), а также вещи, ситуации, группы и др. Рассматриваемые отношения, в сущности, бывают двоякого рода: во-первых, установка симпатии или антипатии и, во-вторых, связи по принадлежности. Главная идея заключается в том, что определенным конфигурациям оказы­вается предпочтение, а также что они в той мере, в какой позволяют обстоятельства, соз­даются субъектом либо чисто умозрительным переструктурированием (как это бывает в слу­чае подмены действительного желаемым), ли­бо реальным изменением через деятельность. Еще несколько примеров позволят дать пред­ставление о приложениях этой теории.

К предпочитаемым, сбалансированным и гар­моничным конфигурациям принадлежат, напри­мер, те, в которых зафиксировано, что нам нравятся люди и вещи, в каком-то смысле нам близкие, что наши друзья дружат между собой, что все относящееся к нашим друзьям нравит­ся нам, что нашим друзьям нравится все связанное с нами, что нам нравится нравяще­еся нашим друзьям.

Конфигурации, противоречащие этим гармо­ничным отношениям, вызывают напряженность, скажем ссора между двумя симпатичными нам людьми. Обычно мы стараемся избежать по­добных ситуаций или соответствующими дей­ствиями воспрепятствовать их возникновению. Если же такая ситуация случилась, то мы стараемся ее разрешить, т. е. вновь привести ее к сбалансированной конфигурации» [F. He­ider, 1960, S. 167].

Теория Хайдера сформулирована для триад элементов из так называ­емой S-O-X-системы, т. е. системы, включающей субъекта (S), другого человека (О) и еще один элемент (X), представляющий собой предмет или убеждение. На рис. 4.24 показаны сбалансированные и несбалансиро­ванные конфигурации такой триады.

Имеется множество ситуаций, где стремление к когнитивному балансу может объяснить возникающие в ито­ге эмоции и поступки, например, что ощущает и делает человек, когда его брак разваливается по вине близкого знакомого. Теория Хайдера породила пока лишь небольшое количество ис­следований. Их критический обзор сделан Зайонком [R. Zajonc, 1968].

Рис. 4.24. Из триад а — с две — а и ссбалан­сированы, b не сбалансирована. Стрелками показаны направления отношений; сплошны­мипозитивных, прерывистыми

негативных

Когнитивный диссонанс

Несравненно больший отклик вы­звала теория когнитивного диссонан­са Фестингера [L. Festinger, 1957; 1969]. Не найдется, пожалуй, ни одно­го подхода к мотивации, который по­родил бы в 60-е гг. столько исследо­ваний условий возникновения и пос­ледствий когнитивного диссонанса. Опишем лишь некоторые из них. Обобщение их в рамках теории когни­тивной консистентности осуществле­но в работах Мак-Гвайра [W. McGu-ire, 1966] и Зайонка [R. Zajonc, 1968], а состояние эмпирических исследова­ний отражено Ирле [М. Irle, 1975], в особенности в его совместном труде с Мёнтманном [М. Irle, V. Montmann, 1978].

Когда в 1957 г. Фестингер формули­ровал свою теорию когнитивного дис­сонанса, то исходил из теории поля Левина и теории когнитивного балан­са Хайдера. Однако решающим для него стало одно любопытное наблю­дение [см.: J. Prasad, 1950; К. Sarup, 1978]: после землетрясения во многих деревнях Индии начали ходить слухи о грядущих новых катастрофах. Эти слухи были тем более удивительны­ми, что деревни, в которых они рас­пространялись, не входили в число пострадавших. Но если предстоит еще худшее, почему бы не подгото­виться к нему вместо того, чтобы трястись от страха? Ответ Фестингера на этот парадокс гласит:

«Может быть, слухи, предвещавшие наступ­ление еще более ужасной катастрофы, в сущ­ности, служили не поводом для страха, а его обоснованием. Другими словами, люди были уже испуганы землетрясением, а слухи выпол­няли функцию конкретизации того, чего они могли бы бояться» [L. Festinger, 1957; цит. по: М. Irle, V. Montmann, 1978, S. 9].

Основным постулатом теории явля­ется стремление к гармонии, согласо­ванности и конгруэнтности когнитив­ных репрезентаций внешнего мира и себя. В теории речь идет об отноше­ниях между содержанием когнитив­ных элементов и мотивационными эф­фектами, порождаемыми тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие. В первую очередь следует выяснить, что понимается в теории под отноше­ниями и элементами. Как правило, рассматриваются отношения только между парой каких-либо элементов. Эти отношения могут быть либо иррелевантными (оба элемента не связа­ны друг с другом), либо консонантны­ми (один элемент следует из другого), либо диссонантными (из одного эле­мента следует нечто противополож­ное другому элементу). Под элемента­ми понимаются отдельные сведения, в том числе убеждения и ценности. Фестингер поясняет:

«Эти элементы означают то, что называется познанием, т. е. то, что субъект знает о себе, о своем поведении и о своем окружении. В таком случае они являются «знаниями», во множе­ственном смысле этого слова. Некоторые из этих элементов — это знание о себе: что некто делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т. п. Другие элементы — это знание о мире, в котором некто живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимание, а что важно и т. д.» [L. Festinger, 1957, р. 9].

Так как диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его и вос­становить согласованность. Вместе с попытками редуцировать диссонанс субъект избегает ситуаций и инфор­мации, которые могли бы его увели­чить. В сущности, — диссонанс можно редуцировать трояким образом: (1) изменив один или несколько элемен­тов в диссонансных отношениях; (2) добавив новые элементы, согласу­ющиеся с уже имеющимися, и (3) уменьшив значимость диссонансных элементов.

Все эти варианты можно продемон­стрировать на примере курильщика, узнавшего, что курение способствует возникновению рака легких. (1) Реду­цировать диссонанс, изменив один из элементов, он может примерно следу­ющим образом: бросить курить; уменьшить число выкуриваемых в день сигарет и считать себя малоку­рящим, на которого не распространя­ется связь между курением и раком легких; ограничить информацию о ра­ке легких, посчитав, что это заболе­вание связано только с курением сигарет, а не используемой им трубки. (2) Смягчить диссонанс, добавив но­вые элементы, он может, вспомнив о многочисленных знакомых курильщи­ках или о заядлом курильщике, обла­дающем отменным здоровьем, или о том, что в возникновении рака легких повинны и другие, не поддающиеся учету факторы. (3) Наконец, он может повысить ценность курения, сказав себе, что оно улучшает самочувствие и работоспособность; он также может обесценить опасность рака, решив, что не сегодня, так завтра найдут способ его лечения, или же вообще усомниться в наличии связи между курением и раком легких. (Как пока­зывают официальные опросы, некуря­щие меньше сомневаются в этой свя­зи, чем курящие, у которых сомнение возрастает параллельно с ростом ко­личества выкуриваемых в день сига­рет.)

Зайонк [R. Zajonc, 1968] сформули­ровал девять постулатов, отража­ющих состояние разработки этой те­ории в 60-е гг.:

1. Когнитивный диссонанс является негатив­ным состоянием.

2. В случае когнитивного диссонанса инди­вид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избе­жать событий, усиливающих это состояние.

3. При наличии согласованности субъект стремится избегать событий, порождающих диссонанс.

4. Глубина, или интенсивность, когнитивного

диссонанса зависит: (а) от значимости соответ­ствующих знаний и (Ь) от относительного коли­чества знаний, находящихся друг с другом в отношениях диссонанса.

5. Сила тенденций, перечисленных в пунктах 2 и 3, является прямой функцией от глубины диссонанса.

6. Когнитивный диссонанс можно редуциро­вать или уничтожить, только (а) добавив новые знания или (Ь) изменив существующие.

7. Добавление новых знаний редуцирует дис­сонанс, если (а) новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или (Ь) новые знания изменяют значимость когнитив­ных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса.

8. Изменение существующих знаний редуци­рует диссонанс, если (а) новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или (Ь) их значимость понижается.

9. Если новые знания не могут быть исполь­зованы или существующие изменены при помо­щи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут спо­собствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск новой информации» [ibid., p. 360 — 361].

Эти постулаты нашли подтвержде­ние в различных сферах поведения: отчасти в полевых исследованиях, приближенных к реальной жизни; но чаще в искусственных лабораторных экспериментах. По мнению Фестингера [L. Festinger, 1957], существует пять основных областей феноменов, в которых редукция когнитивного дис­сонанса играет важную роль. Это повлекло за собой многочисленные исследования этих областей: (1) кон­фликтов после принятия решения;(2) вынужденного совершения поступков, на которые сам субъект не пошел бы; (3) селекции информации; (4) несогла­сия с убеждениями социальной группы и (5) неожиданных результатов дей­ствий и их последствий. Рассмотрим кратко каждую из этих областей.

studfiles.net

II. Когнитивный баланс. Понятие когнитивного диссонанса, исследования когнитивного диссонанса.

Теория когнитивного баланса. Автором теории когнитивного баланса является Хайдер. Основная мысль такова: если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека). Когнитивный баланс можно объяснить на примере социальной ситуации. В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает такую триаду: субъект – другой человек – объект (процесс, группа людей, идея и проч.) вместе с отношениями между ними: субъект – другой человек, субъект – объект, другой человек – объект. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными (см. таблицу).

  № Типы отношений внутри триад
Субъект – объект Другой человек – объект Субъект – другой человек
+ + +
+ +
+ +
+
+ +
+
+

Из этих ситуаций сбалансированными являются: 1, 4, 6, 7. Пример: я не люблю экзамен по математике, мой друг тоже его не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание № 7). В этом нет никакого противоречия – ситуация сбалансирована.

С другой стороны может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково негативно относимся к экзамену по математике (сочетание № 8). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.



Способы снятия дисбаланса:

1. Изменить одно из отношений с «−» на «+» или с «+» на «−».

2. Уменьшить значимость одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя подруга не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их просто обожаю (ситуация № 3), то я могу отстраниться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив говорить с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями.

3. Дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если врач, которому я доверяю, говорит, что кофе для меня вреден (нагрузка на сердце и все такое…), а я без вкуса, запаха и действия (бодрит!) кофе не могу прожить и дня (сочетание № 3), то можно перейти на кофе без кофеина, т.е дифференцировать, разделить свое отношение к кофе на 2 типа: (1) отношение к кофе с кофеином – как у врача, отрицательное; (2) отношение к кофе без кофеина – положительное.

Теория когнитивного диссонанса. Автор – Леон Фестингер. Начнем с того, что когнитивный дисбаланс и когнитивный диссонанс – два совершенного различных по смыслу и значению термина. Одна лишь оговорка на экзамене по этому поводу может привести к необратимым последствиям!

Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, т.е. род мотивации, возникающее в ситуации когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (в терминологии Фестингера – когнициями) об одном и том же объекте. Это состояние субъективно переживается как дискомфорт, который субъект стремится редуцировать. Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы не осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами (преднастройками) и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А.Н. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас.

Когниции есть мнения, оценки, представления, намерения и т.п.

 

ДИССОНАНС (мотивация)

 

 

Когниция + Когниция −

 

 

ОБЪЕКТ

 

Когнитивный диссонанс возникает в результате действия, переживаемого субъектом именно как собственное, за которое он несет ответственность.

Т.о., сила диссонанса зависит от значимости когнитивных структур (когниций) для самого субъекта.

Исследования когнитивного диссонанса. Интересно, что когнитивный диссонанс возможен и у животных; опыты на крысах ставил Лоуренс. Эксперимент: для того, чтобы получать пищу крысе приходится подниматься за ней по подъему; она научается это делать. Потом (на серии 3) пищу убирают. В течение некоторого времени научение подниматься в горку сохраняется.

Серия.

Серия.

Серия.

Когнитивный диссонанс у крысы – противоречие между необходимостью проходить сложный путь по подъему и получить пищу.

 

Редукция когнитивного диссонанса. d(К) – проблемная когниция, когниция вызывающая диссонанс.

  1. Надо изменить один или несколько элементов в диссонансных отношениях:

d(К) → d(К)′ → К′

  1. Надо добавить новые элементы, согласующиеся с уже имеющимися:

d(К) → d(К)·Ψ → К

  1. Надо снизить значимость диссонансных элементов:

d(К) → d(К)·(−1) → К−1

Пример: Я узнал, что оказывается курение вредит здоровью – может возникнуть рак легких и т.п. 1. Надо бросать курить, перейти на lights или курить мало. Тогда я отношу себя в разряд малокурящих, а следовательно, на меня не распространяется тенденция. 2. Знакомый онколог говорит, что вероятность возникновения рака легких при курении повышается всего на 5%, а я знаю человека, который в день выкуривает по 7 пачек «Беломора» и дожил до 82-х лет (а я то курю не «Беломор», и даже меньше пачки в день). 3. Я представитель мыслящей профессии, а никотин стимулирует работу мозга и улучшает кратковременную память; все великие психологи курили: А.Н. Леонтьев, З. Фрейд (если, конечно забыть про то, что он умер от рака челюсти…) и многие другие.

Области, в которых возникает когнитивный диссонанс:

I. Конфликт после принятия решения. Это когда конфликт решается волевым путем, нужно переоценить альтернативы. Испытуемые должны были оценивать предметы домашнего обихода. В качестве стимуляции − высоко ценный предмет (из пары) забирали себе. Группы:

1) Выбор между двумя равнопривлекательными предметами (высокий диссонанс).

2) Выбор между привлекательным предметом и не очень (низкий диссонанс).

После принятия решения оказывалось, что избранная альтернатива стала более привлекательной, чем отвергнутая. Изменение было более сильным в условиях высокого диссонанса. Этот эффект получил название «эффекта расхождения». Более сложным и редким является «эффект схождения» или «сожаления», когда ценность избранной альтернативы понижается, а отвергнутой − повышается (у людей плохо переносящих диссонанс встречается как попытка отменить только что принятое решение).

II. Вынужденное совершение поступков. Когнитивный диссонанс не возникает, т.к. нарушается условие о том, что когнитивный диссонанс возникает только если субъект осознает свои действия как собственные. Пример: скучная работа за которую много платят.

III. Селекция информация.При наличии когнитивного диссонанса нарушается объективность восприятия информации. Пример: купил «Запорожец», стал читать книжки про то, какая это хорошая машина, а не анекдоты слушать.

IV. Несогласие с убеждениями социальной группы. Секта собралась встречать конец света, а он не состоялся. Кто ждал по одиночке − утратили веру, кто ждал в компании: «Господь нас помиловал и послал дешевое пиво в соседнем ларьке!» − диссонанс редуцируется в связи с взаимным влиянием.

V. Неожиданные результаты действий и их последствия. Условия:

ü Затрата многих усилий, отсутствие результата;

ü Угроза самооценке;

ü Возникновение побочных результатов.

Пример: Брем заставлял есть детей нелюбимые овощи, а потом сообщал родителям, что дети их якобы очень любят. Детям приходилось начинать более высоко оценивать эти самые овощи. Те же дети, родителям которых про поедание этих самых овощей не сообщалось, так их и не ели. «Эффект свершившегося факта».

 

 

Использованные источники.

Основная литература: литература из темы V плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).

Дополнительная литература:

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.


pdnr.ru

БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ — это… Что такое БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ?


БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ
англ. equilibrium, consonance/cognitive; нем. Balance kognitive. Восприятие индивидом субъективно важных связей и отношений, как гармонически сочетающихся. Дисбаланс между ними приводит индивида в состояние напряжения, неуравновешенности, вызывает стремление к достижению баланса. см. БАЛАНС СТРУКТУРНЫЙ.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  • БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Смотреть что такое «БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ» в других словарях:

  • БАЛАНС ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ — (БАЛАНС КОГНИТИВНЫЙ) англ. equilibrium, consonance/cognitive; нем. Balance kognitive. Восприятие индивидом субъективно важных связей и отношений, как гармонически сочетающихся. Дисбаланс между ними приводит индивида в состояние напряжения,… …   Толковый словарь по социологии

  • КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п.         Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Ресурсо-ориентированная экономика — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Ресурсо ориентированная экон …   Википедия

  • романтическая эпистемология —         РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ течение, редко являющееся предметом специального рассмотрения в силу его крайней неоднородности, делающей само понятие романтизма образцом понятия, заданного в большей мере сетью «семейных сходств», чем родо… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Древо познания (книга) — Древо познания El Arbol del Conocimiento Автор …   Википедия

  • МАНХЕЙМ — (Mannheim) Карл (1893 1947) немецкий социолог и философ. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. В 1919 эмигрировал из Венгрии в Германию. С 1925 приват доцент философии в Гейдельбергском университете. С 1929 профессор… …   Новейший философский словарь

  • Человеко-компьютерное взаимодействие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ — результат эмоционально когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической… …   Социология: Энциклопедия

  • МАНХЕЙМ (MANNHEIM) Карл — (1893 1947) немецкий социолог и философ. Учился в университетах Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. В 1919 эмигрировал из Венгрии в Германию. С 1925 приват доцент философии в Гейдельбергском университете. С 1929 профессор социологии и… …   Социология: Энциклопедия

  • импульсивность — Фактор, относящийся к темпераменту и проявляющийся действиями, которые совершаются неожиданно и неадекватно обстоятельствам. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. импульсивность …   Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

Когнитивный диссонанс — пояснение простыми словами, примеры

Для обычного человека термин «когнитивный диссонанс» вызывает ступор. В данном обзоре мы представим это понятие в более доступном смысле.

С научной точки зрения когнитивный диссонанс – психическое состояние, при котором человек, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, испытывает внутренний дисбаланс, возникают противоречия с привычным восприятием действительности. «Когнитио» — познание, «диссонантиа» — нет созвучия.

Примером когнитивного диссонанса в жизни можно считать ситуацию, когда однажды вы встречаете своего знакомого и точной его копии – близнеца, о котором понятия не имели. У вас происходит чувство противоречия от неожиданности. Состояние психики в данный момент и является диссонансом. Проще говоря, он возникает в ответ на непривычные проявления прежних ситуаций, отличные от ваших взгляды, поведение другого, не вписывающееся в установленные нормы и так далее. Чаще всего процесс никак не контролируется, человек не в состоянии предвидеть подобную реакцию.

История термина

Термин был предложен американским психологом Фрицем Хайдером, он разработал теорию когнитивного диссонанса. А в широкое употребление понятие вошло, благодаря его соотечественнику, Леону Фестингеру. Фестингер в полной мере описал этот феномен, в 1957 году основал целое направление – когнитивную психологию.

Исследователи опирались на слухи, появившиеся после случая землетрясения, произошедшего в Индии в 1934 году. Граждане соседних регионов, до которых бедствие не дошло, принялись передавать неверную информацию о том, что подземные толчки повторятся и будут усилены, на сей раз затронут все близлежащие районы. Эти слухи, не имеющие под собой реальных оснований, заполонили всю Индию.

Фестингер изучил и попытался дать логическое объяснение тому, что жители массово поверили в плохое известие, причин для которого не имелось. Ученый пришел к выводу о том, что человеку свойственно искать для себя внутреннюю гармонию, установить баланс между тем, что побуждает вести себя определенным образом, и тем, какая подается информация извне. То есть граждане раздавали ложные сообщения, неосознанно пытаясь заглушить и оправдать собственный страх угрозы перед возможным землетрясением. Они ненамеренно объясняли, тем самым, самим себе свое иррациональное состояние.

Основы теории

Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса , что во многом продвинуло психологию вперед. Позволило науке дать объяснение некоторым конфликтным ситуациям, возникающим как между людьми, так и внутри личности. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Его теория раскрывает аспекты того, как возникший дисбаланс влияет на индивида. Имеются разные виды диссонанса, методы избавления от психологического напряжения. Леон Фестингер сформулировал 2 основные гипотезы:

  • Как только субъект ощущает внутреннее противоречие, то начинает прикладывать усилия, направленные на его преодоление, так как оно порождает сильнейшее внутреннее напряжение.
  • Второе предположение прямо происходит из первого. Индивид прилагает все усилия, чтобы не попадать больше в стрессовые ситуации, когда когнитивный диссонанс проявляется в полной мере.

Леон Фестингер, формируя свое направление, исходил из постулатов гештальтпсихологии. Согласно его теории, появившееся противоречие личность воспринимать как неприятное событие, требующее исправления. Субъект, столкнувшийся с внутренним дисбалансом, получает определенный стимул к переменам в его мышлении:

  • личность абсолютно меняет прежние установки и взгляды;
  • либо подменяет понятие на то, которое наиболее близко к травмирующей ситуации, вызвавшей когнитивный диссонанс.

В России понятие было введено Виктором Пелевиным. Известный писатель применял термин в своих художественных произведениях, используя простые слова для его объяснения, доступные любому человеку.

В повседневности некоторые люди так и называют озадачивающие их события. Чаще всего такие внутренние противоречия, характерные для когнитивного диссонанса, проявляются из-за религиозных расхождений, морально-этических или на фоне ярких эмоций в ответ на любое другое неожиданное действие.

Причины когнитивного диссонанса

Внутренний конфликт, рассогласование происходит по ряду причин:

  • Несовпадение по общественным правилам поведения и личным убеждениям;
  • Противоречие между принятым человеком образом мысли и поведением, которое он выбирает, и тем, что он видит у другого субъекта;
  • Если человек из упрямства, протеста вступает в конфликт с установленными этическими, культурными нормами, имеет радикальные идеи, то он неизбежно сталкивается с непониманием окружающих, что вызывает диссонанс в его личности.

Когнитивный диссонанс на практике

Проанализируем несколько примеров.

А) Ваш знакомый был добр, тих и спокоен с вами. Не повышал голоса на других, с каждым кроток, безобиден. Вызывает полнейшее ощущение порядочного человека, симпатичен вам, благодаря своей доброте и праведности.

Но однажды вы видите его на прогулке с женой. Знакомый пока не замечает вас, потому поведение его естественное, реальное. Вы в шоке слышите, как он оскорбляет супругу, покрывая ее матом, с агрессией. Машет кулаками, выражая истовый гнев. Для вас наступает момент расхождения вашего сложившегося образа, мнения об этом человеке и его реального поведения.

Б) Устраиваетесь вы на работу в престижную, большую организацию, где трудится более тысячи служащих, у каждого из которых отличная заработная плата. А гендиректор предприятия – миллионер, человек с высоким достатком, статусный. И вот в один из рабочих дней приходите вы на общую кухню, где питаются все сотрудники, и наблюдаете, как ваш начальник, обладатель крупнейшей компании и средств, моет пол. Он лишь навел порядок за подчиненными, что не прибрались после обеда. А у вас возникает когнитивный диссонанс – рассогласование между представлениями о поведении человека высокого положения и тем, что наблюдали в реальности.

В) Прогуливаетесь вы по тротуару и замечаете, как некий грязный человек без определенного места жительства просит подать ему мелочи. При этом стоите за укрытием, то есть нищий не видит вас. Спустя минут пять этот субъект вдруг встает, берет свои вещи и отправляется в припаркованный неподалеку автомобиль. И представить сложно, что у бомжа может быть авто! Что и вызывает у вас когнитивный диссонанс.

Способы избавления от внутреннего дискомфорта

Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:

  • Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
  • Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
  • Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения

Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.

Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:

  • Изменение своих поступков. Если вы понимаете, что делаете что-то не так, не соответствуете ожиданиям своих или близких, то смените тактику поведения. Возможен и полный отказ от всяких действий
  • Изменение своего отношения. Для того, чтобы не ощущать вину или стыд, убедите себя, что поступаете правильно, идете нужной дорогой. Переоцените отношение к ситуации.
  • Дозировка информации. Не принимайте критику на свой счет, вообще не реагируйте на нее, а старайтесь улавливать только положительные мнения. Берегите себя от возможного наплыва негативных эмоций
  • Осмотрите ситуацию с разных углов. Осветите ее во всех деталях, подробностях, чтобы обладать полным набором данных, что позволят выбрать приемлемую стратегию поведения, если прежняя не работает. Ее и придерживаться.
  • Добавьте других элементов. Можно привнести еще какой-нибудь фактор в ситуацию, что разбавит последствия ее восприятия. Задача – выкроить из стрессового явления позитивную сторону. Создать более выгодное для личности положение.

Заключение

Когнитивный диссонанс – это, безусловно, некое испытание для личности, ее выносливости. Но не следует зацикливаться на пережитых стрессах, негативных явлениях. Он способен и приносить пользу. Для этого следует научиться не оправдываться перед самим собой в безуспешных попытках снизить эффект внутренней дисгармонии. Вместо панической реакции к вам придет хладнокровие, которое поможет извлечь из тревожной ситуации урок и стать сильнее.

psihter.ru

Когнитивный диссонанс и его применение в маркетинге / Habr

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызван противоречием между имеющимся устоявшимся представлением человека и свежей поступающей информацией, проще говоря — это любое несоответствие ожиданий и действительности.

Примером когнитивного диссонанса можно считать басню Крылова «Лисица и виноград». Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и, уходя прочь, сказала сама себе: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

В лисице уживались два несовместимых чувства — желание и разочарование. Высказанная ею критика была способом нейтрализовать этот дисбаланс и разрешить конфликт.

Люди подсознательно стремятся к внутренней согласованности. Противоречивость приводит к психологическому дискомфорту, поэтому человек избегает информации, которая не совпадает с его убеждениями и ценностями. Так он пытается сохранить душевное равновесие и быть счастливым.

В большинстве случаев люди стараются понизить свой когнитивный диссонанс одним из четырех способов:

Допустим, вы худеете и перед вами лежит пончик.

  1. Изменяют поведение: «Я не буду есть пончик».
  2. Обосновывают свое поведение, изменяя противоречивые мысли или добавляя новые: «Я могу есть пончик раз в неделю» или «Сейчас я съем пончик, а вечером схожу на пробежку, чтобы сжечь лишние калории».
  3. Изменяют самооценку или ценности, уменьшают или преувеличивают их важность: «Да зачем мне пресс и плоский живот, жизнь коротка, и ей надо успеть насладиться».
  4. Игнорируют или отрицают информацию, которая противоречит существующим убеждениям: «Это некалорийный пончик, поэтому я его ем», или: «Я читал, что регулярное употребление пончиков полезно для здоровья».

Как использовать когнитивный диссонанс в дизайне и маркетинге


Прежде чем соотнести когнитивный диссонанс и маркетинг, важно понять, что, столкнувшись с когнитивным диссонансом, люди хотят сделать что-то, чтобы уменьшить внутренний конфликт, который они чувствуют.

Вернемся к примеру с пончиком. Кафе может ввести в меню действительно низкокалорийный продукт или сделать акцент на том, что в нем содержатся натуральные и полезные ингредиенты, чтобы уменьшить вину сидящего на диете.


Задача маркетолога — уменьшить диссонанс пользователей. Если вы уверяете, что ваш продукт прост в использовании, но при этом на сайте трудно ориентироваться, посетители начнут сомневаться в обещанной простоте продукта.
Помните: любая несогласованность в вашем дизайне и маркетинге увеличивает диссонанс.

Хорошие способы использования когнитивного диссонанса


Когнитивный диссонанс может быть инструментом убеждения. Зачастую его используют в виде техники Foot-in-the-Door (в переводе с английского — нога в дверном проеме). Ее суть заключается в снижении сопротивления пользователя путем постепенного усложнения поставленной перед ним задачи.

Представьте, что вы работаете над онбордингом для своего продукта. Перед тем, как просить пользователей о большой услуге (стать платящим клиентом), сначала попросите их о настолько маленькой услуге (бесплатно зарегистрироваться в один клик), что они, скорее всего, исполнят вашу просьбу.

Как только они «ступили за дверь», вы, подождав немного, можете попросить их о более крупной услуге. В конце концов, вы сможете побудить их стать платящим пользователем вашего продукта.

Как еще можно использовать этот принцип в маркетинге:

  • Скидка на первую покупку. Помимо магнетического воздействия слова “скидка”, здесь включается и техника Foot-in-the-Door. Скидка может быть очень большой, а купить за скромные деньги совсем несложно. Первый шаг состоялся, и дальше человеку можно предложить товар за большую цену.
  • Продуктовые линейки. Предложение в целом интересует клиента, но купить сразу дорогой продукт – страшно. А вот купить что-то недорогое (или получить бесплатно) человек может сразу. Затем могут следовать покупки более дорогих товаров, и при хорошем качестве многие покупатели доберутся и до сегмента с максимальными ценами.

На Фотостране мы активно используем этот прием. Предлагаем пользователям забрать бесплатный подарок:

А чуть позже, купить набор со скидкой:

  • Продвигай дешевый товар, а продавай прибыльный. Так делают магазины Икеа, выпуская билборды и листовки со стаканами и полотенцами практически по себестоимости. Но, приехав в магазин за стаканами, почти каждый посетитель выходит с тележкой, нагруженной товарами с высокой маржой.

Зачастую люди регистрируются на бесплатные сервисы потому, что им это навязали, а не потому, что это было им необходимо. Тут и появляется маленький когнитивный диссонанс, который люди пытаются нейтрализовать с помощью одного из четырех названных способов.

Используя технику Foot-in-the-Door, вы повышаете вероятность того, что кто-то исполнит вашу просьбу. Важно при этом не быть чересчур настойчивым, потому что пользователь от вас отвернется. Чрезвычайно важно дать людям время отдохнуть и разобраться в своих мыслях, если вы хотите, чтобы это техника оказалась эффективной.

Дело в том, что при выполнении действия в первый раз в сознании человека формируется определенная модель поведения, к который он прибегнет при следующем идентичном призыве к действию.

Каждый раз, когда вы просите пользователя об услуге, вы создаете маленький когнитивный диссонанс, который пропорционален масштабу услуги. Именно поэтому продукту нужен такой дизайн, чтобы у пользователя было время на то, чтобы самому разобраться с когнитивным диссонансом.

Представьте мысли пользователя после бесплатной регистрации: «Зачем я подписался на этот продукт? Я думаю, он может быть полезен мне… Мне кажется, что он мне нравится». Теперь самое время попросить о другой маленькой услуге, затем выдержать паузу и продолжать.

Чем больше услуг оказал пользователь, тем крупней может быть ваша следующая просьба. Побуждая людей инвестировать в ваш продукт, вы создаете доверие и зависимость.

С помощью когнитивного диссонанса вы можете превратить пользователей в лояльную аудиторию. Но это возможно только в том случае, если вы используете диссонанс грамотно. Не будьте назойливы и убеждайте пользователей так, чтобы взаимодействие с вашим продуктом доставляло им удовольствие.

habr.com

Когнитивный диссонанс и его проявление в жизни

Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворёнными. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, ценности, идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на периодическое появление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Тем не менее, обладать элементарными психологическими знаниями нужно каждому человеку, ведь это поможет ему лучше узнать, в первую очередь, себя самого.

Итак, что такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?

Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: вы стоите на улице и видите двух человек – солидного мужчину и бродягу. У вас есть своё представление о каждом из них: солидный мужчина представляется интеллигентным, воспитанным, джентльменом, а бродяга – скорее, полной его противоположностью. Но вот у приятного мужчины звонит телефон, он отвечает на звонок и начинает громко разговаривать, употребляя массу нецензурных выражений, плюясь на тротуар и совершенно не обращая внимания на окружающих. В то же время бродяга подходит к вам, и достойным настоящего интеллигентного человека тоном интересуется у вас о том, который час и как ему пройти по такому-то адресу. Как минимум, вы будете удивлены и обескуражены таким положением вещей – противоположные представления и убеждения только что столкнулись в вашем сознании. Это и есть когнитивный диссонанс.

Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами:

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта.
  • Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить.

Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут разными:

  • Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
  • Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
  • Незнакомые человеку традиции и обычаи других народов
  • Логическое несоответствие каких-либо фактов

Влияние когнитивного диссонанса часто недооценивается, в то время как на самом деле оно очень серьёзно. Как уже говорилось, само это состояние возникает при несоответствии знаний человека. Поэтому, к примеру, для принятия решения человек иногда должен оставить в стороне свои знания и поступить как-то иначе, что, в свою очередь, создаёт несоответствие между тем, что он думает, и тем, что он делает. Результатом этого становится изменение установок, что просто необходимо и неизбежно для того, чтобы знания человека были согласованы. Именно это служит катализатором того, что многие люди часто оправдывают какие-то свои поступки, мысли, ошибки и действия, изменяя свои убеждения в угоду им, ведь это нейтрализует внутриличностный конфликт.

Когнитивный диссонанс, в зависимости от ситуации, имеет свойство становиться сильнее или слабее. Например, в ситуации, когда человек помогает человеку, которому это особо не нужно, степень диссонанса минимальна, но в случае, если человек понимает, что должен срочно приступать к важной работе, но занимается чем-то посторонним, степень будет выше. Интенсивность состояния диссонанса напрямую зависит от важности выбора, стоящего перед человеком. Однако любой факт диссонанса мотивирует человека на его устранение. Способов это сделать существует несколько:

  • Изменить тактику своих действий
  • Изменить свои убеждения
  • Критически оценивать новую информацию

Ситуация для примера: человек стремится к обретению спортивного телосложения. Это красиво, приятно, позволяет чувствовать себя хорошо, и здоровье станет крепче. Чтобы достичь цели он должен начать заниматься, посещать спортзал, регулярно ходить на тренировки, правильно питаться, соблюдать режим и т.п. Если человек не делал этого раньше, он должен, во что бы то ни стало начать, либо найти множество причин, по которым ему это не нужно, и он не станет этим заниматься: нет времени или денег, плохое (якобы) самочувствие, да и так телосложение, в принципе, нормальное. Таким образом, любые действия человека будут направлены на уменьшение диссонанса – избавление от противоречий внутри него самого.

Но появления когнитивного диссонанса можно избежать. Чаще всего в этом помогает простое игнорирование всякой информации касаемо проблемы, которая может отличаться от уже имеющейся. А в случае уже возникшего состояния диссонанса, нейтрализовать дальнейшее развитие этого процесса можно, добавив в систему своих убеждений новые, заменив ими старые. Получается, что нужно найти такую информацию, которая «оправдает» имеющиеся мысли или поведение, и стараться избегать противоположной информации. Но нередко такая стратегия приводит к страху диссонанса, предубеждениям, возникновению личностных расстройств и даже неврозам.

Чтобы не воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Важно понимать, что несоответствие между каким-то элементами системы убеждений человека и действительным положением вещей всегда будет находить отражение в жизни. По сути, гораздо проще принять факты такими, какие они есть, и постараться подстроиться под обстоятельства, не тратя свои силы на мысли о том, что, возможно, что-то сделано не так, какое-то решение было принято неверно, какой-то выбор был осуществлён не совсем правильно. Если что-то уже свершилось, значит, так тому и быть. В одной из книг знаменитого писателя Карлоса Кастанеды, в которой он описывает процесс своего обучения у индейского шамана, его учитель говорит ему об одном очень эффективном способе жить – быть Воином. Здесь не стоит вдаваться в подробности философии этого пути, а нужно лишь сказать о том, что одной из основных его особенностей является то, что человек может сомневаться и раздумывать до того момента, пока он не принял решение. Но сделав свой выбор, он должен отбросить прочь все свои сомнения и мысли, сделать то, что нужно, и спокойно принять результат каким бы он ни был.

Что же касается мировоззрения в целом, то состояние когнитивного диссонанса возникает чаще всего лишь потому, что мы твёрдо убеждены, что что-то должно быть именно так и никак по-другому. Многие люди считают, что их мнение – единственно верное, правильно только так, как они думают, всё должно быть, как они хотят. Эта позиция самая малоэффективная для гармоничной и счастливой жизни. Наилучшим же вариантом будет принятие того, что всё может совершенно отличаться от наших мыслей, воззрений и убеждений. Мир полон не просто разных людей и фактов, но также всяческих загадок и необычных явлений. И нашей задачей является научиться смотреть на него с разных углов, принимая во внимание любые возможности, а не быть «узколобыми», упёртыми и зацикленными на себе и своих знаниях людьми. Когнитивный диссонанс – состояние, присущее, в разной мере, каждому человеку. Важно о нём знать и уметь его определять и нейтрализовывать. Но не менее важно принять его как данность.

Каково ваше мнение по этому вопросу? Наверняка, при прочтении статьи вам вспомнилось несколько интересных примеров когнитивного диссонанса из личной жизни. Расскажите о своём опыте, ведь ничто не вызывает такого интереса, как реальные истории. Кроме того, многим будет интересно почитать и о том, как кто-то другой выходит из этого состояния. Так что ждём ваших историй и комментариев.

4brain.ru

Связь когнитивной дисфункции и нарушения равновесия uMEDp

Снижение внимания, памяти и другие когнитивные расстройства часто беспокоят пациентов, обращающихся за медицинской помощью к неврологу. Эти жалобы могут быть связаны с дегенеративным и/или сосудистым поражением головного мозга, а также с патологическими изменениями настроения и тревожным расстройством. В ряде случаев нарушение когнитивных функций сочетается с расстройством равновесия. Связь когнитивной дисфункции и постуральной неустойчивости может быть обусловлена едиными патогенетическими механизмами и патоморфологическими изменениями в структурах центральной нервной системы. Диагностика этих расстройств требует оценки как когнитивных функций, так и нарушений равновесия и ходьбы. Раннее выявление причин когнитивных и постуральных расстройств устойчивости позволяет достичь более значимых результатов терапии. Наиболее эффективен комплексный подход к лечению когнитивных и постуральных нарушений, включающий медикаментозную терапию, когнитивный тренинг, упражнения для тренировки устойчивости и реабилитацию на стабилографической платформе с биологической обратной связью. Среди лекарственных средств у пациентов с цереброваскулярным заболеванием эффективен Актовегин. 

Жалобы на ощущение неустойчивости, головокружение, нарушение равновесия при ходьбе – одни из самых частых, особенно у пожилых пациентов [1]. Причиной нарушения равновесия могут быть заболевания, различные по своей патофизиологии и анатомическому субстрату: дисфункция вестибулярной системы, расстройства тревожного спектра, нарушения мозгового кровообращения, нейродегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.

Клинический и патогенетический полиморфизм головокружения и нарушений равновесия определяет широкую распространенность данного синдрома. По данным ряда авторов, более 30% людей старше 60 лет отмечают головокружение и неустойчивость в течение жизни [1]. Частота жалоб на головокружение и нарушение равновесия возрастает до 39% среди лиц старше 80 лет [2]. Это может быть связано с тем, что большое число различных заболеваний, а также физиологических состояний может проявляться этими симптомами [1, 2].

Процессы поддержания равновесия и ходьбы тесно связаны между собой, поэтому целесообразно объединить структуры, обеспечивающие поддержание равновесия, и ходьбу в единую функциональную систему с иерархичной организацией. Эффективное поддержание статического и динамического равновесия основывается на формировании в структурах головного мозга функциональных блоков, включающих оценку внутреннего состояния организма, окружающей обстановки, планирование и выбор программы действия, а также инициацию, поддержание и контроль исполнительных механизмов.

Поддержание равновесия во многом зависит от согласованной работы афферентных систем: зрительной, вестибулярной и проприоцептивной. Благодаря поступлению афферентной информации в корковых структурах создается целостное представление об окружающей обстановке, проекция схемы тела, что обеспечивает адекватное перерас­пределение мышечного тонуса, активацию постуральных выпрямительных рефлексов. При нарушении функции одной из афферентных систем, например при патологии периферического отдела вестибулярного анализатора, компенсаторные механизмы реализуются через увеличение нагрузки на зрительную и проприоцептивную системы.

Сохранность когнитивных функций имеет большое значение для поддержания статического и динамического равновесия. Корковые отделы лобных долей играют ведущую роль в осуществлении оценки поступающей афферентной информации, формировании двигательной программы, инициации и поддержании движений, а также в обеспечении контроля над эффективностью исполнения программы. Побуждение к движению, его замысел, цель и план возникают в префронтальной коре с участием лимбической системы, неспецифических ядер таламуса, ассоциативных зон теменной коры и ретикулярной формации среднего мозга [3].

Благодаря функционированию стволово-таламо-кортикальных связей обеспечивается состояние фоновой активности системы поддержания равновесия с возможностью быстрого реагирования на изменяющиеся условия внеш­ней и внутренней среды в процессе обеспечения устойчивости при статических и динамических нагрузках [4]. Важную роль в обеспечении поддержания равновесия при движениях играет дополнительная моторная кора, которая обеспечивает перераспределение мышечного тонуса согласно предстоящему действию и изменение стратегии двигательного поведения на основе ранее приобретенного опыта [5]. Клиническими проявлениями нарушения подготовительных постуральных реакций при поражении дополнительной моторной коры могут быть нарушения равновесия и падения при любом внешнем воздействии: резком повороте, необходимости быстрой остановки перед каким-то препятствием [5]. Базальные ганглии играют ведущую роль в обеспечении сохранения равновесия при неожиданном внезапном внешнем воздействии путем сохранения положения центра тяжести в пределах площади опоры [5]. Примером может служить совершение человеком одного или нескольких быстрых шагов для того, чтобы удержать равновесие при внезапном резком толчке.

В ряде исследований была выявлена достоверная корреляционная связь между выраженностью когнитивного дефицита и неустойчивостью при нейродегенеративных и сосудистых заболеваниях головного мозга [6–8]. Результаты исследований могут указывать на единые патогенетические механизмы развития когнитивной дисфункции и нарушения равновесия. Структуры, участвующие в регуляции движений, образуют функциональные связи, которые начинаются от различных зон коры больших полушарий, проходят через подкорковые образования или мозжечок и возвращаются обратно к коре [9]. Базальные ганглии посредством многочисленных внутренних связей образуют сложно организованную систему, которая взаимодействует с лобными долями и другими отделами коры больших полушарий, таламусом, лимбической системой и ядрами ствола головного мозга [10]. Большое значение в обеспечении поддержания равновесия имеют глутамат­ергические, норадренергические и серотонинергические медиаторные системы головного мозга. Возбуждающие глутаматергические пути от субталамического ядра и, возможно, моторной коры, следующие к мезенцефальному локомоторному региону, способствуют инициации и поддержанию двигательного акта. Предполагается, что ядра верхнего отдела ствола головного мозга участвуют в интеграции моторных, когнитивных и мотивационно-аффективных функций путем обеспечения взаимодействия различных корково-подкорковых кругов [10]. Норадренергическая и серотонин­ергическая стимуляция, источниками которой являются голубое пятно и ядра шва, также способствуют поддержанию равновесия в начале движения и динамического равновесия в процессе выполнения двигательной программы [3]. Дофаминергические нейроны компактной части черной субстанции и наружного сегмента бледного шара обеспечивают поддержку и облегчение запланированного и инициированного корой движения [4].

В адаптации ходьбы к текущим условиям важную роль играют когнитивные функции, такие как внимание, планирование, память и способность к обучению, которые зависят от префронтальной коры, тесно связанной как с дополнительной моторной, так и с премоторной корой. Нарушение внимания у больных с поражением лобных долей и базальных ганглиев существенно ограничивает возможности компенсации нарушения равновесия.

При поражении или разобщении лобных долей, базальных ганглиев и тесно связанных с ними структур среднего мозга могут возникать сходные расстройства равновесия, которые можно рассматривать как лобно-подкорковую дисбазию [11]. Выделяют несколько клинических вариантов лобно-подкорковой дисбазии.

Для первого варианта характерно нарушение инициации и поддер­жания движения. При попытке начать ходьбу ноги больного как бы приклеиваются к полу, чтобы сделать первый шаг, он вынужден долго переминаться с ноги на ногу, затем больной делает несколько шаркающих шажков, прежде чем начать движение. Однако при повороте, преодолении препятствия, прохождении через узкий проем, требующих переключения двигательной программы, больной может вновь неожиданно «застыть». При этом ноги останавливаются как вкопанные, а туловище продолжает движение вперед, что может привести к падению. Феномен «застывания» может возникнуть и при отвлечении внимания больного, например разговором или звуком. Трудности инициации или «застывания» иногда можно преодолеть с помощью внешних ориентиров, например, если попросить больного идти по нарисованной линии либо руководить его действиями с помощью ритмичных команд, счета вслух, метронома или ритмичной музыки. Эти приемы обеспечивают произвольный корковый контроль равновесия и реализуются через премоторную кору. Этим же механизмом можно объяснить тот факт, что некоторым больным проще пройти по одной линии или подняться по ступенькам, чем идти по ровной поверхности.

При сосудистых поражениях головного мозга достаточно часто встречается второй вариант лобно-подкорковой дисбазии, при котором походка становится шаркающей, длина шага неравномерно уменьшается, площадь опоры увеличивается, нарушается способность произвольно варьировать скорость ходьбы и длину шага, начало движений обычно не затруднено [11].

У пациентов с нейродегенеративными заболеваниями наиболее часто встречается «подкорковое нарушение равновесия», для которого характерны уменьшение длины и высоты шага, затруднение в начале ходьбы и при поворотах, пропульсии, ретропульсии и латеропульсии [11, 12].

У пациентов с сосудистыми и дегенеративными заболеваниями с выраженным когнитивным дефицитом нередко имеет место «лобное нарушение равновесия», обусловленное поражением не только моторного круга, идущего через дополнительную моторную кору, но и связей с теменной долей. При этом страдают как поддерживающие, так и двигательные синергии. При попытке встать нарушается способность переносить вес тела на ноги. При ходьбе ноги несоразмерно расставляются или перекрещиваются и не удерживают вес тела. Нарушается способность имитировать движения ногами лежа (например, больной не может показать, как крутят педали на велосипеде). Часто отсутствует осознание дефекта – анозогнозия. Появляются лобные симптомы: персеверации, импульсивность, хватательный рефлекс.

Среди наиболее частых причин нарушения равновесия, связанного с патологией головного мозга, – цереброваскулярные заболевания, в этиологии которых первостепенную роль играет артериальная гипертензия [13, 14]. Нарушения равновесия при данной патологии сочетаются с когнитивными нарушениями, обусловленными множественными подкорковыми инфарктами головного мозга, обычно лакунарного типа [8].

Нарушение поддержания равновесия и ходьбы при сосудистых поражениях головного мозга часть авторов рассматривает как вариант кинетической апраксии, связанной с поражением лобных долей [4]. Выраженность когнитивных нарушений при сосудистых поражениях головного мозга зависит от распространенности лейкоареоза, локализации лакунарных очагов и степени расширения боковых желудочков [12, 13, 15, 16]. Характер когнитивных нарушений объясняется поражением фронто-стриато-паллидо-таламо-кортикальных связей и разобщением лобных долей, базальных ганглиев и таламуса [13].

Сосудистые когнитивные расстройства характеризуются нарушением планирования, программирования, контроля произвольной деятельности и выраженным снижением внимания [13, 17]. Нарушение управляющих функций связано с поражением префронтальных отделов лобных долей. Пациенты испытывают трудности при выборе новых поведенческих программ, переключении когнитивных схем, торможении имитационного поведения, в результате чего у них отмечаются тенденция к персеверации, импульсивность, стереотипное поведение [13, 17]. Эти нарушения обусловлены поражением передних отделов головного мозга и их связей с субкортикальными структурами [18].

При диагностике и дифференциальной диагностике когнитивных нарушений важно определить их количественные и качественные характеристики, остроту развития когнитивного дефицита, характер течения, связь с состоянием других мозговых функций. В зависимости от степени тяжести выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные расстройства [6, 19]. Под тяжелыми когнитивными расстройствами понимают стойкие или преходящие нарушения когнитивных функций различной этиологии, которые выражены столь существенно, что приводят к бытовой и социальной дезадаптации [6, 19]. Умеренные когнитивные расстройства – нарушения в одной или нескольких когнитивных сферах, выходящие за рамки возрастной нормы, не приводящие к утрате независимости и самостоятельности в повседневной жизни, но вызывающие затруднения при осуществлении сложных видов деятельности, приобретении новых навыков и обучении. Чаще всего тяжелые и умеренные когнитивные нарушения вызваны нейродегенеративным процессом, сосудистой мозговой недостаточностью или их сочетанием [6, 19].

В амбулаторной практике врачам-неврологам часто приходится сталкиваться с легкими когнитивными расстройствами, включающими нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые формально остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее незначительно [6]. Они не оказывают какого-либо влияния на повседневную активность, но представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким исходным уровнем (индивидуальной нормой). При этом когнитивные расстройства выражены минимально и их объективизация требует применения весьма чувствительных нейропсихологических методик [6]. Чаще всего легкие когнитивные нарушения проявляются снижением концентрации внимания и нарушениями кратковременной памяти. Самая частая причина жалоб на снижение памяти у лиц среднего возраста – эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения [6, 20]. Поэтому у всех пациентов с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу. Для объективизации эмоциональных и поведенческих нарушений можно использовать специальные психометрические шкалы, которые представляют собой опросники для пациента (Госпитальная шкала тревоги и депрессии, опросник Бека, невропсихиатрический опросник) или рейтинговые шкалы, по которым тяжесть симптомов оценивает лечащий врач (например, Шкала депрессии Гамильтона) [6, 20].

Пациенты с эмоциональными и поведенческими нарушениями также часто предъявляют жалобы на нарушение равновесия в виде чувства дурноты, неустойчивости при ходьбе, ощущение падения, опрокидывания, раскачивания. Жалобы на головокружение и неустойчивость могут возникать у пациентов с тревогой, депрессией, соматоформными расстройствами. При этом ощущение неустойчивости сочетается с другими симптомами: снижением концентрации внимания, общей слабостью, субъективным ощущением неспособности к профессиональной и бытовой деятельности, ощущением сердцебиения, чувством нехватки воздуха, отсутствием аппетита, эмоционально-аффективными расстройствами, тревогой, нарушением сна. Постуральная фобическая неустойчивость – вариант психогенного головокружения, при котором жалобы на ощущение неустойчивости и головокружение являются основными и нередко единственными [21, 22]. Клинические проявления заболевания возникают во взрослом состоянии. По данным проведенного в Германии исследования, постуральная фобическая неустойчивость была самой частой причиной обращения пациентов с жалобами на головокружение в специализированные отоневрологические центры [23]. Предполагают, что ощущение пошатывания при ходьбе при данном расстройстве может возникать по причине несоответствия афферентных импульсов в результате реального движения и ожидаемых системой поддержания равновесия. При психогенном головокружении иллюзия движения может быть результатом постоянного тревожного самонаблюдения [21]. Особенность клинической картины постуральной фобической неустойчивости заключается в несоответствии предъявляемых пациентом жалоб на головокружение и пошатывание данным клинического и инструментального обследования вестибулярной и мозжечковой системы [21–23]. Однако при постановке диагноза постуральной фобической неустойчивости врачу надо быть внимательным, поскольку длительно существующие недиагностированные вестибулярные нарушения могут приводить к развитию тревожного расстройства и/или депрессии и наслоению психогенного головокружения на симптомы органического поражения вестибулярной системы [21].

Выбор тактики ведения пациентов с нарушениями равновесия и когнитивной дисфункцией определяется тяжестью и этиологией данных расстройств. При выраженных когнитивных нарушениях, обусловленных цереброваскулярной или смешанной сосудисто-дегенеративной патологией головного мозга, препаратами первого выбора являются мемантин и/или ингибиторы ацетилхолинэстеразы [6, 17, 19]. При легких и умеренных когнитивных нарушениях данные об эффективности этих препаратов противоречивы [6, 17]. Во всех случаях необходимо обеспечить максимально возможный контроль имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний (артериальной гипертензии, гиперлипидемии и др.). Эффективность антигипертензивных лекарственных препаратов для снижения риска развития инсульта, двигательных и когнитивных расстройств была показана в ряде исследований [14].

Препаратом выбора для лечения нарушения равновесия и когнитивной дисфункции, обусловленных сосудистым поражением головного мозга, может быть Актовегин – антигипоксант, применяемый для лечения и профилактики гипоксических и ишемических нарушений органов и тканей. По структуре это высокоочищенный гемодериват, получаемый методом ультрафильтрации из крови молодых бычков в возрасте до шести месяцев [24–26]. Актовегин оказывает нейропротективный, антиоксидантный и нейрорепаративный эффект. Препарат также влияет на механизмы микроциркуляции, способствуя улучшению метаболической активности микрососудистого эндотелия, оказывает эндотелиопротекторное действие. Препарат действует как нейрометаболический стимулятор, увеличивая энергообеспечение нервных клеток путем усиления потребления и утилизации кислорода и глюкозы в нервных клетках, что приводит к улучшению мозговых функций, обеспечивает отчетливый терапевтический эффект при нарушениях мозгового кровообращения. Антигипоксический эффект Актовегина наиболее выражен в условиях внутриклеточной недостаточности кислорода, в частности вследствие гипоксии или гипоперфузии.

В ряде международных и отечественных исследований показана эффективность использования Актовегина для улучшения когнитивных функций при цереброваскулярных заболеваниях [24–26]. Достоверное улучшение когнитивных функций и улучшение бытовой адаптации пациентов с сосудистой деменцией и деменцией при болезни Альцгеймера было отмечено при применении 250 мл 20%-ного раствора Актовегина  внутривенно капельно в течение четырех недель по сравнению с плацебо [25].

При лечении пожилых пациентов с легкими и умеренными когнитивными нарушениями различной этиологии достоверное улучшение когнитивных функций было получено уже через две недели от начала терапии Актовегином в виде внутривенных вливаний [26].

Из нелекарственных методов в лечении пациентов с когнитивными нарушениями используют упражнения по тренировке памяти и внимания. Они включают в себя обучение специальным приемам, облегчающим запоминание и воспроизведение, и упражнения, направленные на повышение концентрации внимания. Данные методики наиболее эффективны на стадии умеренных когнитивных нарушений и легкой де­менции.

Хороший терапевтический эффект демонстрирует методика реабилитации пациентов с нарушением равновесия на стабилографической платформе с биологической обратной связью. Программы для реабилитации на стабило­графической платформе с биологической обратной связью включают упражнения на габитуацию и адаптацию. В результате происходит редукция патологических реакций вестибулярной системы и формируются новые операционные модели поддержания устойчивости [2, 27].

Таким образом, комплексный подход к ведению пациентов с когнитивными нарушениями и нарушениями равновесия позволяет достичь хорошего терапевтического результата. Своевременная диагностика причин когнитивных нарушений и нарушений равновесия позволяет при подборе адекватной терапии добиться значительного регресса симптомов когнитивной дисфункции и нарушения устойчивости благодаря применению комплексных методов лечения (медикаментозной терапии, когнитивного тренинга, реабилитации на стабилографической платформе с биологической обратной связью).

umedp.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *