Конформизм означает – конформизм — Викисловарь

КОНФОРМИЗМ — это… Что такое КОНФОРМИЗМ?

    КОНФОРМИЗМ (от позднелат. confonnis— подобный, сообразный) — некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Конформистская установка вырабатывается давлением социального окружения на субъекта, осуществляемым в явной или скрытой форме на фоне ослабленности рационально-критического мышления субъекта, его самосознания, угнетенности эмоциональных и волевых проявлений личности. В то же время свойственный субъекту конформизм может достаточно отчетливо осознаваться им, не вызывая у него чувства протеста. При этом для субъекта характерно стремление оправдать свой конформизм внешними обстоятельствами, перенести ответственность за свои действия на внешнее окружение.     Еще А. де Токвиль замечал, что в условиях “демократического деспотизма” (см. Уравнительность) люди каждый день жертвуют государству новую частицу своей личной свободы; те, кто время от времени опрокидывает троны и попирает королей, все легче и легче, не оказывая никакого сопротивления, подчиняются любому желанию государственного служащего. В современной цивилизации, утверждает Г. Маркузе, социальный контроль настолько интроецирован, что индивидуальный протест становится практически невозможным; личностное пространство индивида, где сосредоточена сила негативного мышления, критическая сила разума, постепенно сужается и утрачивается, результатом чего становится не приспособление, а мимезис, непосредственная идентификация индивида с обществом как целым.     Наряду с понятием “конформизм” в социальной психологии есть категория “конформность”, под которой понимается либо универсальный механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, условие и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.

    Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований — идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание (следование какому-либо образцу), которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.

    В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Конформизм — это… Что такое Конформизм?

Конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

[1][2] При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно[3] или даже вообще существовать в реальности.[4] Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность».[2]

Виды

Традиционно выделяют 2 вида конформизма:

  • Внутренний, связанный с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов.
  • Внешний, связанный с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу.[5]

Роль конформизма

Философ-неофрейдист Эрих Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей ролью конформизма (англ. automaton conformity). Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я».[6]

Факторы, влияющие на конформизм

Проявление конформизма обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например, Соломоном Ашем.

[5] Выделяются следующие факторы:

  • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).
  • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).
  • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).
  • половозрастные характеристики индивида.[1][5]

Экспериментальные исследования

Наиболее широко известны следующие экспериментальные исследования конформизма:[5]

Конформизм и нонконформизм

Интуитивно, конформизму часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

[5][7][8]

Отмечается так же, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.[5]

Примечания

  1. 1 2 Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова — 4-е издание. — Москва: Политиздат, 1981. — 448 с. — 500000 экз.
  2. 1 2 Конформность // Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко — 4-е издание, расширенное. — Москва: АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-17-055694-6, ISBN 978-5-9713-9307-8, ISBN 978-5-93878-662-2.
  3. Н. И. Семечкин. Словарь ключевых понятий // Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. — Т. 1. — 159 с.
  4. Словарь по истории психологии — 2007.
  5. 1 2 3 4 5 6 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.
    Конформизм // Азбука социального психолога-практика — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2.
  6. Фромм, Эрих. Механизмы «бегства» // Бегство от свободы = Escape from Freedom — АСТ, 2011. — 288 с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7.
  7. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2.
  8. Нонконформизм // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева; Редактор-составитель Л. А. Карпенко; Под общей редакцией А. В. Петровского — Пер Сэ, Речь, 2006. — Т. 2. — 175 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). — ISBN 5-9292-0141-2, ISBN 592680339X.

См. также

dic.academic.ru

Конформизм – значение слова в словарях и энциклопедиях

(позднелатинск. conformis — подобный, сходный) — приспособленчество п сивное принятие существующего порядка вещей господствующих мнений и т. д. К. следует отли чать от др. проявлений единообразия в поведении человека,  напр., единообразия взглядов основанного на единой системе знаний об окружавщем мире, следования моде, определенным обычаям и т. д. Проблема  К., получившая большой резонанс в мировой литературе с момента опубликования рез-тов экспериментального исследования проф. Корнельского ун-та С.Аша, вскоре вышла далеко за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, заняв пр межуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, соц. психологии и социологии. Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, к-рые существуют между людьми в современном об-ве. Они исходят из определенной концепции, согласно к-рой об-во подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов («нонконформистов»). К. объясняется неизбежным рез-том развития об-ва. Д. Креч, Р. Крачфилд и Е. Баллэчей заявляют, что наш век может быть назван веком конформизма.  «Цена соц. принятия есть конформизм и потеря независимости», — пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием «Культура  против человека» (Henry J. Culture against man. N.Y., 1963. P. 72). Нельзя не признать, что тенденции нивелирования личности и приспособленчества действительно присущи современному об-ву. Вместе с тем неадекватен такой подход  к исследованию проблем К., при к-ром происходит упрощенное разделение людей на две категории,  причем в одном случае абсолютизируется подчинение  людей диктатуре об-ва, в другом превращается в абсолют независимость  человека от об-ва. Целесообразно различать К. как соц. явление и конформное поведение  как психологич. особенность человека. Характеризуя конформное поведение, обычно имеют в виду принято индивидом определенного мнения под нажимом», давлением группы. В отличие от сознательного изменения мнения под влиянием  убедительных аргументов и в рез-те переосмысления зиции, конформное поведение обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции. Именно конформное поведение изучали С. Аш и его последователи (Р. Крачфилд, Д. Креч и др.). Суть опытов Аша заключалась в том, что испытуемый должен был сравнивать длину различн. линий в условиях, когда др. участники опыта («подставная группа» ), находившиеся в сговоре с экспериментатором, в ряде проб давали заведомо неправильные ответы. Испытуемый, т.обр., оказывался в ситуации, когда его мнение  противоречило неправильному, но единодушному мнению др. людей. Аш нашел, что в этих условиях примерно треть испытуемых проявляет конформное поведение, т. е. подчиняет свое мнение мнению группы; остальные испытуемые проявляют неконформное поведение. В исследованиях Аша, проведенных с т.зр. техники эксперимента  весьма тщательно, был получен ряд интересных данных. Прежде всего шзанные исследования путем применения сравнительно четкой методики экспериментально подтвердили известный в жизни факт,  что поведение человека, его мнения, оценки,  взгляды существенным образом зависят от поступков, мнений, оценок, взглядов др. людей. Так, была установлена зависимость влияния группы на испытуемого от ее размера: такое влияние достигает максимума, если группа состоит из трех человек, и дальнейшее увеличение размера группы не ведет к усилению эффекта.  В отечественной психологии А.В.Петровским и М.А. Туревским было показано, что влияние размера группы обусловлено содержанием групповой деятельности и уровнем развития группы. Вместе с тем нельзя отрицать и влияние количественного фактора  на эффект группового давления. В исследованиях по К. была установлена зависимость влияния группы на испытуемого от состава группы — от авторитета  членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр.; была выявлена зависимость эффекта давления группы от ее единодушия, групповой согласованности: если в группе находится хотя бы один «партнер», к-рый высказывает то же мнение, что и испытуемый, это существенно снижает эффект давления группы. Представляют интерес  и данные  о возрастной динамике эффекта влияния группы: сопоставив данные о младших школьниках, подростках и студентах колледжа,  Аш пришел к выводу о существенном уменьшении склонности к конформности с возрастом. Была отмечена невольно большая конформность  женщин по сравнению с мужчинами. Исследователи объясняют это различн. соц. ролями в об-ве и семье мужчины и женщины. Эти исследователи утверждают, что высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины в эксперименте с подставной группой, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и др. людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. По данным специальных измерений, независимые женщины имели гораздо меньший индекс  «социализации», чем подчиняющиеся. Работы отечественных исследователей также свидетельствуют о несколько большей конформности девочек, однако наблюдается и противоположная тенденция.  Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что влияние половых различий на склонность  к конформности существенно зависит от особенностей воспитания. «Классич.» исследования К. не сводятся к количественному анализу  экспериментальных рез-тов. На основании бесед, проведенных после эксперимента, производилась содержательная классификация  испытуемых. Так, Аш выделяет группу совершенно независимых, уверенных в себе и убежденных, что большинство участников опыта были подвержены иллюзии и поэтому давали неправильные ответы; вторую группу составляют испытуемые, не вполне уверенные в правильности своего ответа и все же не присоединившиеся к мнению группы. Аш отмечает, что как подчинившиеся, так и независимые испытывали дискомфорт, тревогу и что фактически не было ни одного испытуемого, для к-рого оценки группы были бы безразличны. В конформном поведении Аш различает три уровня: а) подчинение на уровне восприятия, когда под воздействием подставной группы изменяется (искажается) восприятие  испытуемого: он начинает видеть объекты  такими, какими они оцениваются подставной группой; б) подчинение на уровне оценки, при к-рой испытуемый присоединяется к мнению группы, считая его правильным, а свою оценку ошибочной; в) подчинение на уровне действия, когда испытуемые осознают, что группа неправа, но, не желая вступать с ней в конфликт,  присваивают ее оценки. В первые годы после публикации экспериментальных рез-тов, полученных Ашем, в ряде работ западных исследователей имела место тенденция односторонне интерпретировать их как сенсационное доказательство чрезвычайной податливости человеческой психики. Р.Зайонк считал, например, одним из самых поразительных открытий современной соц. психологии открытие  С. Ашем того факта, что взрослые люди повторяли суждения, к-рые, как это было им известно, противоречили их позиции. Аш предпринял свои опыты для лучшего понимания интеллектуальной зависимости человека от об-ва, к-рая, как ему казалось, является одной из важнейших дилемм современности. Проведенный отечественными исследователями экспериментальный анализ рез-тов, полученных Ашем и его последователями, показал, что эти рез-ты не могут быть доказательством такой податливости человеческой психики, якобы предопределяющей появление в об-ве «массы конформистов». Распространение в современном об-ве К. — рез-т воздействия определенных соц. факторов, а отнюдь не следствие его неустойчивости, «мягкости». Вместе с тем неправомерно недооценивать опасность распространения К. в обществ. жизни. Отсутствие гласности и плюрализма  мнений создает условия для конформного усвоения идеологич. стереотипов, «однонаправленных» убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и об-ва. Особенно опасен в этом отношении логич. К: специальные исследования показали, что подчинение испытуемого групповому давлению может проявляться не просто в принятии им мнения большинства, но и в известной перестройке его образа  мыслей. При этом ложное мнение принимается и усваивается с помощью выдвинутой самим испытуемым ложной аргументации, что создает иллюзию самостоятельного принятия решения. Логич. К. опасен прежде всего тем, что он искажает характер выработки убеждений, лишает человека возможности целенаправленного формирования собственной личности, самовоспитания. В последнее время  западные исследователи (С. Московичи,  К. Фошо и др.) подвергают критике саму экспериментальную ситуацию Аша, характеризуя ее как искусственную. Проблема К. — одна из наиболее значимых и острых проблем современного обществ. развития — нуждается в дальнейшем, более интенсивном исследовании. Лит.: Петровский А.В. Личность,  деятельность,  коллектив.  М., 1982; Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1982; Андреева Г.М. Социальная психология.  М., 1988; Asch S.E. Social psychology. N.Y., 1962; Henry T. Culture against man. N.Y., 1963; Zajonc R.B. Social psychology: An experimental approach. Belmont Wadsworth, 1966; Moscovici S., Faucheux C. Social influence, conformity, bias and the study of active minority//Adv. in exper. soc. psych., 1972. В.Э. Чудновский

vslovare.info

Что такое конформизм, и как он влияет на отношения?

Почему одни люди подстраиваются под мнение большинства, а другие поступают наперекор? Узнайте, что дает конформизм, чтобы научиться жить в гармонии с собой и правильно выстраивать социальные связи и межличностные отношения!

Что означает понятие конформизм?

В политическом и моральном смысле слово «конформизм¹» обозначает сознательное приспособленчество к господствующим вкусам и мнениям, ориентацию на то, чтобы соответствовать какому-то признанному или требуемому стандарту.

Социально-психологическое понятие конформности или конформного поведения не имеет выраженной негативной оценки.

Конформизм — установка (желание и привычка) быть как все. Как все — думать, говорить, одеваться, жить…

Все носят джинсы — и я буду носить, у всех дома плакаты с любимыми группами — и у меня такие должны быть.

В отличие от сознательного уважения мнений окружающих, принятия разумных порядков и традиций, конформизм — бездумное приспособленчество, основанное, скорее, на страхе, отсутствии веры в себя и отсутствии собственных убеждений и ценностей.

Есть люди, которые рождаются со склонностью к конформизму, существует и другая группа — бунтари от рождения.

Для конформного поведения характерно стереотипное (шаблонное) мышление, нулевая позиция восприятия. В основе конформного поведения обычно лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно.

В психологическом словаре понятие конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) обозначает податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Виды конформности

  • Внешняя или публичная конформность.

Это тот вид конформности проявляется, когда человек демонстративно подчиняется навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а, возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц.

При этом его личная точка зрения может оставаться неизменной.

  •  Внутренняя или личная конформность.

Проявляется, когда позиция окружающих оценивается как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения. В результате у человека происходит действительное преобразование индивидуальных установок (убеждений, мнений).

Обе формы конформности являются специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под принятые стандарты.

Что такое нонконформизм?

Нонконформизм или негативизм является разновидностью этой зависимости — это стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, разрушать стереотипы любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов — «молчаливого большинства».

И конформизм, и нонконформизм являются элементами незрелого, детского (подросткового) поведения и сильно влияют на социальные и межличностные отношения. Взрослое, зрелое поведение — это независимое поведение, за которым стоит способность проявлять любовь и заботу о других.

Отношения с обществом и личная гармония

Гармония возможна лишь тогда, когда человек не стремится поступать в угоду или наперекор общественному мнению. Адекватное поведение основано на том, что мы делаем что-то, потому что считаем это достойным.

Человек, обладающий нормальной самооценкой², учиться чётко формулировать цели и идти к ним не основываясь на мнении большинства.

Сопоставлять свои цели с целями окружающих людей можно, но при этом каждый должен опираться на нравственные критерии и свои истинные желания.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку необходимо учиться отстаивать свои идеи, даже если они идут вразрез общепринятым, только тогда возможна внутренняя гармония³ и радость жизни.

 


Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм. Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок (Википедия).

² Если у вас занижена самооценка, ознакомьтесь с этой статьей: «Как повысить самооценку и обрести уверенность в себе?»

³ Узнайте: «Как жить в гармонии с собой, если ты — другой?!»

 

omkling.com

Толковый словарь Ожегова — значение слова КОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ, -а,м. (книжн.). Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям. || прил. конформистский, -ая, -ое.

Смотреть значение КОНФОРМИЗМ в других словарях

Конформизм М. — 1. Пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.; приспособленчество.
Толковый словарь Ефремовой

Конформизм — (от лат. confonuis — сходный, подобный) — взгляды и поведение людей, направленные на признание и принятие господствующих в обществе идей, ценностей и норм, существующего……..
Политический словарь

Конформизм В Политике — (лат. conformis — подобный, сходный) — способ политического приспособленчества, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственных……..
Политический словарь

Конформизм — -а; м. [от лат. cōn-fōrmis — сходный, подобный] Книжн.
1. Способность человека изменять свои взгляды и поведение под влиянием или давлением большинства.
2. Приспособленчество,……..
Толковый словарь Кузнецова

Конформизм — приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.
Экономический словарь

Конформизм — (от лат. conformis — подобный, сходный) -приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.
Юридический словарь

Конформизм — (от позднелат. conformis — подобный — сообразный),приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка,господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное……..
Большой энциклопедический словарь

Конформизм — — приспособленчество, принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, нежелание вступать в споры и конфликты, иногда некритическое следование любому……..
Исторический словарь

Конформизм — (от позднелат. conformis — подобный сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное……..
Сексологическая энциклопедия

Конформизм — — см. Конформность.
Психологическая энциклопедия

Конформизм (влияние Большинства) — Разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле……..
Психологическая энциклопедия

Конформизм — (от лат. conformis — подобный, сообразный) — англ. conformism; нем. Konformizm. 1. Приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений……..
Социологический словарь

Конформизм Социальный — — англ. conformism, social; нем. Konformismus, sozialer. Некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям,  авторитетам,……..
Социологический словарь

Конформизм — (от лат. con-formis — сходный, подобный) — принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает,……..
Философский словарь

Конформизм Религиозный — (от лат. conformis — подобный, сообразный, согласный) — подчинение религ. взглядов, ценностной ориентации, мнений, поведения индивида взглядам, ценностным ориентациям, мнениям,……..
Философский словарь

Посмотреть еще слова :


Перевести КОНФОРМИЗМ на язык :

slovariki.org

Значение слова «Конформизм» в 10 словарях (Даль, Ожегов, Ефремова и др.)

Поделиться значением слова:

КОНФОРМИЗМ, -а,м. (книжн.). Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям. || прил. конформистский, -ая, -ое.

приспособленчество, беспринципность

(от позднелат. conformis — подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

беспринципность, приспособленчество

конформи́зм,
конформи́змы,
конформи́зма,
конформи́змов,
конформи́зму,
конформи́змам,
конформи́зм,
конформи́змы,
конформи́змом,
конформи́змами,
конформи́зме,
конформи́змах

а, мн. нет, м.

Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.ап. Конформистский — характеризующийся конформизмом.||Ср. МИМИКРИЯ» title=’МИМИКРИЯ, МИМИКРИЯ это, что такое МИМИКРИЯ, МИМИКРИЯ толкование’>МИМИКРИЯ, ОППОРТУНИЗМ.

Поделиться значением слова:

glosum.ru

Что значит конформизм — Значения слов

(от позднелат. conformis ≈ подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). В современном буржуазном обществе К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от К., социалистический коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и ≈ в случае необходимости ≈ подчинение последним.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей ≈ необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психическое заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов ≈ личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин ≈ выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Лит.: Кон И. О., Социология личности, М., 1967; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, М., 1970, с. 109≈11; Me Guire W. J., Personality and susceptibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, Chi., 1968; Marlowe D., Gergen K. J., Personality and social interaction, в кн.: The handbook of social psychology, ed G. Lindzey, E. Aronson, v. 3, N. Y., 1968.

И. С. Кон.

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *