Метод мозгового штурма кратко – описание, этапы и преимущества. — Блог

Содержание

описание, этапы и преимущества. — Блог

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Фото: Luigi Mengato

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

b-trainika.com

5 техник, 9 ошибок, 7 правил

Каждую седьмую задачу можно решить при помощи метода мозгового штурма. Прочитав эту статью, Вы узнаете, что и как нужно делать, чтобы решить Ваши задачи, как в бизнесе, так и личные, при помощи этого метода.

Что такое и когда используют?

Вы наверное сталкивались с такой ситуацией, на работе или даже в жизни, когда нужно решить важную и сложную проблему.

А из идей — скучные шаблоны, которые уж точно не способны на утилизацию проблемы, разве что на маленькое улучшение ситуации. Так вот, как раз в таком случае Вам нужно использовать метод мозгового штурма.

Мозговой штурм — метод для генерирования идей, основанный на творческом подходе и интеллекте.

Теперь картинка начинает прорисовываться. Характерная черта метода и его главное преимущество — возможность найти нестандартный подход к решению задачи.

И именно поэтому, данный подход поможет оперативно найти выход там, где Вы его не видите. Области, где применяется метод мозгового штурма обширны.

И как, Вы уже догадались, что в процессе участвует не один человек. Например, это может быть: маркетолог, специалист по продажам, лояльный клиент, разработчик продукта, нескольких потенциальных клиентов.

Впрочем, состав подбирается исходя из задач. Но об этом я расскажу Вам чуть позже.

Плюсы и минусы

Мозговой штурм можно умело применить при любой ситуации. В то же время не стоит его слишком идеализировать. Как и любой другой метод решения задач, он имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • Оперативность;
  • Большое количество решений за минимальный срок;
  • Возможность взглянуть на задачу с разных сторон;
  • Выход за пределы стереотипов при решении задач;
  • Исключение критики;
  • Простота освоения метода.

Минусы:

  • Непредсказуемость результата;
  • Отсутствие реально осуществимых предложений на выходе;
  • Влияние организационного процесса.

Правильная организация процесса краеугольный камень в проведении мозговых атак.

По статистике каждый третий штурм не приводит к желаемому результату именно из-за несоблюдения правил. Поэтому чтобы у Вас был результат, внимательно ознакомьтесь с пунктами ниже.

Правила проведения

Теперь разберем более подробно этот инструмент. Но Вы не думайте, это не обычная теория, это важные моменты, на которые Вы должны опираться при генерации идей.

И скажу сразу, что все это влияет на результат. К тому же кто-то уже наступил на эти грабли до Вас.

1. Количество

Перед тем, как начать заниматься организацией метода, Вы должны понимать, сколько людей задействовано в процессе.

Это может быть один человек, а может и пять, десять… И поэтому мозговой штурм бывает:

Индивидуальный

Да-да, звучит необычно, но проводить мозговую атаку можно в одиночку. Поэтому, концентрируясь на вопросе, и одновременно высвобождая свой творческий потенциал, Вы получаете возможность развить мысль в нечто действительно стоящее.

Например, Вы не готовы ни с кем обсуждать размер своих долгов. Тогда штурм по поиску идей как вылезти из долговой ямы, Вы можете провести и наедине.

Более того, уединенные размышления чаще приносят более ощутимые результаты.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Групповой

Это уже своего рода групповая дискуссия, потому что процедура заключается в коллективном обсуждении. Такой вариант подходит для решения рабочих и творческих задач.

Например, поиск идеи для рекламной кампании лучше всего осуществить при помощи группового обсуждения.

В нем вы можете собрать огромное количество специалистов и позвать даже представителей из целевой аудитории, поэтому идеи будут разнообразнее.

2. Этапы

Один из самых важных пунктов, а все потому что правильное соблюдение этапов прямым образом влияет на результат, и далее Вы поймете почему.

Поэтому читайте внимательнее. Так вот, сейчас расскажу как нужно провести мозговой штурм. Метод включает следующие этапы:

  1. Знакомство с правилами. О них мы поговорим чуть ниже. Но я сразу скажу, что Вам важно добиться того, чтобы все понимали эти правила одинаково и соблюдали их.
  2. Разминка. Небольшое задание перед мозговым штурмом. Например, попробуйте произнести все буквы алфавита в обратном порядке. Это нужно, чтобы ваш мозг переключился с проблем и высвободил творческий потенциал.
  3. Формулировка задачи. Следует четко обозначить для всех участников цель обсуждения и, что Вы хотите видеть в результате. Например, нам нужна свежая идея для рекламной кампании, чтобы вывести на рынок новый продукт.
  4. Генерирование и презентация решений. Идеи можно высказывать по очереди или по желанию. Главное — зафиксировать все предложения, даже самые нереальные. Например, пригласить Шварценеггера для съемки в рекламе. 
  5. Оценка предложений. Определите по какому принципу Вы выбираете лучшее предложение. Например, это может быть легкость или скорость реализации, минимальный бюджет или что-то еще.

Как Вы видите, не так уж и сложно, на первый взгляд. Однако, тут есть свои тонкости, которые необходимо применять к каждому из разновидностей метода.

3. Оптимальные условия

Стоит отметить, что неправильная организация мозгового штурма может свести к нулю все Ваши старания.

И, чтобы он принес Вам нужный результат, внимательно изучите описание факторов, которые стоит учесть при подготовке.

Участники

Привлеките к мозговой атаке сотрудников с небольшим опытом, а потому свежим взглядом на деятельность Вашей компании. Но и не забывайте про более опытных.

Например, если Вы используете метод мозгового штурма в компании, при коллективном принятии решения, то пригласите разных по полу и профессии людей, чтобы получить интересные решения в результате единства противоположностей.

И вместе с тем, не переборщите с разницей в возрасте, чтобы процесс обсуждения не зашел в тупик.

Не стоит привлекать больших руководителей компании, если Вы понимаете, что это будет сковывать остальных участников.

И исключите скептиков, откровенных критиканов и ворчунов, этот метод не для них.

Важно. Оптимальное количество участников для продуктивной работы в групповом штурме от 6 до 12 человек. В индивидуальном — один в поле воин.

Место проведения и реквизит

Самое главное — отдельное помещение, вдали от постороннего шума. И так как сейчас век технологий, то не забудьте попросить присутствующих отключить телефоны, и включить диктофон для фиксации идей.

Интересный момент, для такого вида работы лучше всего подойдет стол без углов — круглый или овальный.

Также Вам может потребоваться доска и маркеры, чтобы составить подобие карты, на которой Вы отразите все озвученные идеи.

Время проведения

Тут стоит не переусердствовать. И даже не думайте, что чем больше по времени Вы будите в методе, тем больше идей у Вас получится собрать. Вовсе нет.

Например, для обширных творческих задач самый продуктивный период составляет 40-60 минут.

А если вопрос достаточно простой, будет достаточно и 20 минут. Сами же знаете, что на свежую голову думается гораздо лучше, чем после долгих часов напряженной работы.

Важно. Оптимальное время для продуктивной работы с 10 до 12 часов в первой половине дня, и с 14 до 16 часов во второй.

Формулировка проблемы

Задача должна быть сформулирована конкретно, просто и ясно. И вопрос должен быть не слишком общим, но в то же время иметь большое количество вариантов решений.

И еще очень важно, чтобы вопрос был направлен не на поиск причины, а на поиск решения.

Неверная формулировка: “Почему в нашей компании низкий уровень продаж?”

Верная формулировка: “Каким образом повысить уровень продаж в нашей компании?”

При чём задачу мозговой атаки можно озвучить участникам заранее, чтобы они выделили время на ее самостоятельное обдумывание до начала дискуссии.

Руководитель

Главная задача руководителя — проинформировать присутствующих о правилах проведения, обсуждения и следить за их соблюдением.

И вместе с тем, руководитель тоже участвует. В случае индивидуального штурма Вам придется контролировать процесс самостоятельно.

Верх мастерства руководителя — подкинуть самые нестандартные и разрывающие шаблоны идеи в ходе обсуждения.

Особенно если он видит, что остальные не могут отбросить стереотипы и раскрыть свой творческий потенциал.

Ваши подарки от партнёров

Конструктор Landing page

Онлайн-чат на сайт

Сервис e-mail рассылки

Подведение итогов или выбор идеи

Тут главное — критерии оценивания, как уже говорила ранее. Что будет для нас первостепенным при выборе?

Не бойтесь исключать предложения. Например, если нет достаточного количества ресурсов — вычеркиваем. Нет времени на реализацию — вычеркиваем. Идея никому не интересна — вычеркиваем.

Если идею выбирают сторонние эксперты, ее можно выбрать сразу. А вот если выбирают те же участники, что и придумывали, то лучше провести оценку и выбор решения спустя 2-3 дня.

Методы. Методы. Методы

В отличие от видов мозгового штурма, методик использования мозгового огромное множество.

И выбор метода зависит от задачи, которую Вам нужно решить, а также от индивидуальных особенностей участников. Но мы с Вами рассмотрим самые крутые и известные варианты, а не ТОП-100 не пойми каких…

1. Обратный

Обратный, как “лунная” походка

Суть метода: составить наиболее полный список минусов объекта дискуссии.

Технология метода: Вы и присутствующие сосредотачиваетесь только на: недостатках услуги, продукта или ситуации, препятствиях на пути клиента при получении данного товара или услуги, самых ужасных последствиях.

После чего для каждого пункта, из полученного списка, придумываете варианты решения.

Кому подходит: такая методика мозгового штурма применяется как в группе, так и индивидуально. Наиболее подходящая задача — вывод нового продукта или услуги на рынок.

А все потому, что такой способ позволит изучить новую услугу или продукт со всех сторон и предвосхитить многие трудности, которые способны помешать успешному выходу продукта на рынок и его дальнейшему существованию.

Сценарий мозгового штурма: представьте, что Вы запускаете новую модель пылесоса на рынок.

Что не так с пылесосом?

  1. Он похож на другие пылесосы;
  2. Он тяжелый;
  3. Он недостаточно мощный, чтобы собирать строительный мусор;
  4. Он не управляется при помощи мобильного приложения;

Что мы можем с этим сделать?

  1. Придумать необычный дизайн в виде слона с хоботом;
  2. Заменить некоторые металлические детали пластиковыми;
  3. Позиционировать и продавать только для использования в домашних условиях;
  4. Разработать программу для дистанционного управления пылесосом;

Какое решение мы выбираем и почему? Например, мы заменим металлические детали пластиковыми, потому что мы можем сделать это быстро, а еще это не только облегчит вес, но и удешевит конструкцию пылесоса и так далее.

Дефекты, недостатки, трудности в использовании — “расстрельный список” не должен ограничиваться ничем.

Сюда же можно добавить и те проблемы, которые могут возникнуть через 5-10 лет. Пофантазировать, заглянуть в будущее. Конечно, пример утрированный. Но он хорошо отражает сущность процесса.

2. Теневой штурм

Все в тени…

Суть метода: деление участников дискуссии на три группы.

Технология: первая группа генерирует идеи публично, а вторая группа “теневая”, то есть она не вмешивается в обсуждение, а просто следит за его ходом.

Так участники второй группы выписывают идеи, которые приходят к ним в процессе обсуждения первой группы.

И есть третья группа — эксперты, те, кто будет оценивать весь перечень идей от первой и второй группы. Эксперты также могут предложить и свои решения, полученные на стыке идей первых двух групп.

Кому подходит: такое использование метода мозгового штурма подойдет при решении задачи в компании, к которой привлечено большое количество людей.

При этом Вы знаете, что некоторые из них могут предложить хорошие идеи, но не очень любят высказывать их публично. Или обладают хорошей наблюдательностью, но не склонны к генерированию нового.

Сценарий мозгового штурма: первая группа вслух обсуждает варианты дальнейшего развития компании по производству обуви.

Первая группа предлагает:

  1. Открыть линию производства сопутствующих товаров — кремы, спреи, ортопедические стельки;
  2. Создать интернет-магазин и доставлять обувь клиентам на дом;
  3. Увеличить долю занимаемого рынка при помощи выхода на новые сети по продаже обуви;
  4. Узко специализироваться на спортивной обуви, как самой рентабельной.

Вторая группа предлагает:

  1. Создать интернет-магазин, а вопрос доставки решить при помощи партнерства с другими сетями по продаже обуви;
  2. Предложить существующим партнерам — сетям по продаже обуви — сопутствующие товары;

Третья группа выбирает вариант — открыть интернет-магазин и осуществлять доставку через сетки партнеров продаже обуви.

Потому что есть уже несколько партнеров, которые готовы сотрудничать, а в маркетинговом бюджете заложен пункт по созданию сайта.

3. Письменный

Записываем все

Суть метода: идеи генерируются путем поочередного записывание на листе бумаги.

Технология: каждый присутствующий не высказывает мысли и предложения вслух, а пишет их на листке бумаги, затем они меняются листками по кругу.

Так предложение предыдущего участника — отправная точка для генерации идеи следующим участником.

Кому подходит: лучше всего использовать в коллективах технических специалистов или когда Вы заведомо знаете, что присутствующие не готовы делиться своими мыслями публично.

И, что ситуация публичного говорения будет сковывать их творческий потенциал.

Сценарий мозгового штурма: нужно найти способ снижения затрат на закуп оборудования.

Первый участник пишет: “сменить поставщика”, второй добавляет: “найти поставщика в самом ближайшем городе, чтобы снизить затраты на доставку”.

Третий вносит свой вклад: “предложить новому поставщику поставлять только комплектующие, а сборку осуществлять самостоятельно”. И так далее.

Эффективно меняться листками по кругу не более 15-20 минут. А далее привлеките группу экспертов, как в предыдущем случае, и предложите им оценить полученные результаты и сделать выбор.

Непременно укажите критерии выбора, обговорите их с экспертами заранее. Метод хорош тем, что каждая идея не просто «виснет в воздухе», а получает свое развитие и докрутку.

4. Штурм с зарисовками

Рисуем, креативим

Суть метода: не просто описать, но зарисовать каждую идею, которая приходит в голову во время мозговой атаки.

Технология: все присутствующие берут листки бумаги и любой инструмент, с помощью которого можно рисовать: карандаш, фломастер, кисть, ручка — не имеет значения.

После чего ведущий дискуссии еще раз озвучивает тему, вопрос, который предстоит решить.

Далее у всех есть 10-15 минут, чтобы схематично зарисовать все мысли, которые приходят в голову после озвученного вопроса.

Затем каждый участник проводит небольшую презентацию своего предложения.

Кому подойдет: такое использование метода мозгового штурма подойдет, как для группы, так и индивидуально.

Я думаю, понятно из определения, что применяется он в тех случаях, когда решение проблемы можно визуализировать.

Например, Вы генерируете идеи для внешнего вида новой модели холодильника или содержание рекламной листовки.

Сценарий мозгового штурма: придумать новую форму чайного пакетика, для производства и продажи нового сорта чая. Результаты такой атаки могут выглядеть как на рисунке ниже.

Пример зарисовок

Техника проста и позволит максимально раскрыть творческий потенциал каждого участника.

Самое главное — не терять скорость и не углубляться в мелкие детали, пытаясь нарисовать шедевр. Лучше всего схематично зарисовывать то, что приходит в голову.

5. Ролевой штурм

Ну как я Вам в такой роли?

Суть метода: примерить на себя разные роли и с этих позиций дать ответ на вопрос, задачу, проблему, которую Вы ставите перед участниками обсуждения.

Технология: Вы определяете несколько ролей или позиций, с которых было бы полезно взглянуть на ситуацию, продукт или услугу.

Каждый участник процесса по очереди представляет себя в той или иной роли. И из этой позиции вслух высказывает свои предложения по решению проблемы.

Далее все предложения фиксируются и выбираются наиболее подходящие варианты.

Кому подходит: метод одинаково хорош как для группового, так и для индивидуального вида работы.

Подходит в том случае, когда Вам хочется более глубоко понять отношение всех участников процесса к продукту, услуге или ситуации.

Сценарий мозгового штурма: задача — вылезти из долгов. И на месте тех, у кого я одалживаю деньги, я бы посоветовала себе более детально планировать финансы и с любой полученной суммы откладывать 10%. Так долго, пока это не перейдет в привычку.

На месте значительно более богатого человека я бы посоветовала себе найти варианты, куда можно часть денег выгодно вложить, чтобы они работали и приносили дополнительный доход.

На месте тех, у кого были такие же проблемы, я бы посоветовала себе найти дополнительные источники дохода, монетизировать свои умения.

Например, я отлично знаю немецкий, можно стать репетитором и давать уроки в свободное от работы время. И так далее.

Лайфхак. Если выводите новый продукт на рынок, побудьте в роли клиента, продавца, производителя. И посмотрев на ситуацию под разными углами, Вы откроете для себя факты, которые не замечали.

Безусловно, есть еще много разных методик. И как способ — Вы можете попробовать комбинировать все вышеперечисленные.

Например, выявить препятствия или минусы путем обратного мозгового штурма. А затем поискать, как можно эти препятствия устранить, при помощи ролевого.

Лайфхаки и ошибки

Ну и теперь, как Вы любите, расскажу про лайфхаки, которые применяются в методе мозгового штурма и самые распространенные ошибки.

Кстати, если Вы уже проводите мозговые штурмы и знаете секрет как сделать их максимально эффективными, то делитесь в комментариях.

Лайфхаки

Вот это я люблю

Конечно, подходы к проведению дискуссии индивидуальны. Но обобщая все вышесказанное, мы с вами все-таки можем выделить несколько “золотых” правил. И они заключаются в следующем:

  1. Готовьтесь заранее. Перед мозговым штурмом предупредите всех приглашенных о теме обсуждения и количестве времени, которое потребуется для его проведения, чтобы участники настроились на работу и никуда не торопились.
  2. Приглашайте разных. Участниками могут быть: мужчины и женщины, маркетологи и менеджеры продукта, покупатели и продавцы. Потому что разнообразный состав обеспечит Вам неожиданные идеи и новый взгляд на задачу.
  3. Создайте общее информационное поле. Перед началом работы стоит еще раз кратко проговорить текущую ситуацию и цель штурма, чтобы убедиться, что дальше все будут общаться об одном и том же.
  4. Фиксируйте все идеи. Абсолютно все идеи, даже самые безумные. И для этого можно использовать маркерную доску, ватман или диктофон. Самое главное — не потерять ни одной, в данном методе все идеи на вес золота.
  5. Запретите критику. Ни одна идея не должна исключаться. Даже самые бредовые, нереальные идеи имеют право на существование. Вам нужно донести это до всех присутствующих. И повторю, скептикам тут не место.
  6. Настройте участников говорить все. Некоторые из них могут чувствовать себя неуверенно, больше обдумывать идеи, чем делиться ими. Поэтому Вам нужно ободрить их, позвольте высказывать абсолютно любые мысли, подайте пример.
  7. Будьте готовы к отрицательному результату. Обсуждение может пойти совсем не так, как Вы планировали. Опять же повторюсь, что критика под запретом. И Вам нужно принять результат таким, каким он будет.

Так, с лайфхаками разобрались. Советую Вам их детально прорабатывать при каждом проведении метода мозгового штурма. Ну а теперь переходим к типичным ошибкам.

Ошибки

Слушаю внимательно

Итак, какие же препятствия могут встать у вас на пути? На чем не раз спотыкались другие при организации мозговых атак.

Поэтому читайте и запоминайте, а лучше записывайте, чтобы уж точно не допустить ошибки:

  • Нет конкретной темы и цели обсуждения;
  • Нет интереса у участников;
  • У команды не хватает знаний, чтобы решить вопрос;
  • Состав команды однотипный;
  • Упертость и скептический настрой;
  • Сверхсерьёзность;
  • Частые паузы в обсуждении;
  • В составе группы есть конкуренты;
  • Излишнее давление руководителя.

И на этом все, не такой уж и большой список получился. И все же, рекомендую не забывать про ошибки. Они довольно простые, но часто упускаются из виду.

Коротко о главном

Метод мозгового штурма отлично подходит для решения, как управленческих, так и личных задач. И самое главное в этом методе — правильно организовать процесс и не забывать креативить.

Помните, что Ваша цель — найти максимальное количество решений и зафиксировать их. Так как метод предполагает, что даже самые нелепые завиральные решения имеют право на существование.

Кто знает, может быть именно, трансформировав их, Вы получите самое эффективное решение вопроса.

in-scale.ru

описание, на чем основан, этапы

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.

Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.

Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

  1. Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
  2. Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
  3. Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
  4. Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
  5. Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
  6. Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

psychologist.tips

Мозговой штурм

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. «Мозговой штурм» является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

  1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
  2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
  3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
  4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
  5. Главная цель – получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
  • Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  • Групповой процесс выдвижения идей.
  • Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
  • Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • После окончания заседания «генераторов» идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.
Правила проведения мозгового штурма
  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
  1. Подготовка
  • Назначение ведущего.
  • Подбор участников для рабочих групп.
  • Подбор фактического материала.
  • Обучение и инструктаж участников.
  • Обеспечение деятельности участников.
  • Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация идей.
    • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Запись предложений.
    • Редактирование списка идей.
  • Оценка и отбор идей
    • Уяснение проблемы.
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.
    Достоинства
    • Легкость освоения и простота в обращении.
    • Незначительные затраты времени на проведение.
    • Универсальность метода.
    • Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
    Недостатки
    • Решение относительно простых задач.
    • Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
    • Нет гарантии нахождения сильных идей.

    Источники информации:

    1. Дж. К. Джонс. Методы проектирования — М.: Мир, 1986.
    2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. — М.: Машиностроение, 1988.

    producm.ru

    Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

    Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

    Что такое метод мозгового штурма?

    Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

    Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

    1

    Постановка проблемы

    Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

    2

    Генерация идей

    Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

    • Максимальное количество идей, без любых ограничений
    • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
    • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
    • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

    3

    Отбор, систематизация и оценка идей

    Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

    Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

    В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

    Главные плюсы метода мозгового штурма

    Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

    Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

    Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

    И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

    Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

    10 правил эффективного мозгового штурма

    1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
    2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
    3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
    4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
    5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
    6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
    7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
    8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
    9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
    10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

    Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

    На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

    4brain.ru

    Метод мозгового штурма

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

    Этапы и правила мозгового штурма

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

    o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

    o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

    o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

    Мозговые атаки

    Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

    · участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

    · члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

    Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

    В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

    В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

    Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

    Успех

    Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

    Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

    Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

    Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

    Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

    Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

    Как проводить мозговой штурм ?

    Схема проведения штурма и правила очень простые.

    Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

    Главная цель проведения такого мозгового штурма — решение задачи нестандатно, креативно!

    Участие в такой игре (а для многих это работа) — является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

    Люди — лучше чем программа мозгового штурма!

    Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

    Позиционирование продукта в рекламной кампании — это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе — не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

    Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное — это метод «мозгового штурма».

    Мозговой штурм — это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

    Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для «специального процесса по организации творчества». Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная «творческая работа» отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав — захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

    Что такое «мозговой штурм»? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

    Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов».

    Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы «пройти мимо» из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и «лично для себя», в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

    Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: «Что? Где? Когда?». Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

    Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

    Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.


    mirznanii.com

    Мозговой штурм — технология метода

    Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

    Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

    Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

    Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

    Метод мозгового штурма

    Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

    Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

    Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

    Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

    Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

    Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

    Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

    Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

    —  урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

    —  урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

    — урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

    Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

    Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

    — компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

    — человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

    — мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

    Технология мозгового штурма

    Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

    В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

    Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

    Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

    Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

    Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

    Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

    Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

    Этапы мозгового штурма

    Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

    Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

    Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

    Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

    Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

    Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

    Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

    Виды мозгового штурма

    Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

    Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления. При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

    Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика. В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

    Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

    Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

    Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой. Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

    Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

    Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

    Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма. Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них. Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

    Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям. Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время. Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

    Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

    При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

    Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

    Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку. Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные. Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

    Метод мозгового штурма «японский» используется при принятии решений. Для рассмотрения подготавливается проект новшества, который предлагается для обсуждения всем сотрудникам, представленным в списке руководителя. Каждый член списка должен рассмотреть предложение, и выдвинуть собственные замечания, но только письменно. После этого организовывают совещание, на которое приглашаются отдельные специалисты, взгляды которых не очень понятны для руководителя. Экспертная группа принимает решение соответственно с персональными предпочтениями. Если эти решения не совпадают, образуется вектор предпочтений, который определяют посредством одного из принципов: диктатора (принимается мнение одной персоны) или большинства голосов.

    psihomed.com

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *