Мышление и творчество – —

Содержание

Глава 2. Понятие творчества и творческого мышления

1.1 Творчество и творческое мышление

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творчество— психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по сути культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Отечественные психологи и педагоги о проблеме творческого мышления.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Особенности творческого мышления в исследованиях Р. Арнхейма.

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р.Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Определение творческого мышления Дж. Гилфордом

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно Вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в реше¬нии разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7—8 лет, постепенно замедляется.

Проблема творческого мышления в когнитивной психологии (Р.Л. Солсо, Г.Уоллес)Солсо Р.Л. отмечает о малоизученности проблемы творческого мышления, что по иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2.Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи. 4.Проверка: Испытание и/или реализация решения. Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия) . Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.» Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества.

Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека). В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский). Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации. Гэллах и Коган установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости. П. Торенс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными».

Стадии развития творческого мышления детей дошкольного возраста.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психо¬логии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т. д. Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не является наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8—9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, К 11—12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышлении. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения служат возможности появления новых, оригинальных идей.

Эвристическое мышление

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избира¬тельным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12—14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристиками. При творческом подходе к проблеме решающий, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении — это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.

Согласно модели П.Торенса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. П. Торенс предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ<120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. В творческом процессе присутствует и конвергентное и дивергентное мышление. Чем из более отдаленных областей берутся элементы проблемы, тем более креативным является процесс его решения. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. У детей дошкольного возраста активно развивается вербальное творческое мышление. Это умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины следствия применительно к ситуации, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, умение строить предположения. На развитие творческих способностей детей дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы:

1) интеллект как способность;

2) знания;

3) стиль мышления;

4) индивидуальные черты;

5) мотивация;

6) внешняя среда.

Если в последующем у ребенка слишком разовьются аналитические способности в ущерб синтетическим (новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания) и практическим способностям, то он будет являться хорошим критиком, но не творческим человеком. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает новые идеи, но идеи бесполезные и не подтвержденные исследованием. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже некачественных, но ярко представленных публике идей. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его по-новому взглянуть на проблему. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек способен самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Проявлением креативности считаются различные девиации: от акцентуаций до проявления аутичности мышления. Но как критерий проявления творчества необходимо наличие осмысленности

studfiles.net

Взаимосвязь мышления и творчества

Мышление и творчество напрямую связаны друг с другом, но при этом данные процессы – мыслительный и творческий – не стоит считать тождественными. Мышление представляет собой один из видов познания, творчество же предоставляется возможным не только в единственной сфере познания, но и, к примеру, в движении, искусстве, пении, музицировании и т.п.

Представления Дж. Гилфорда о творческом мышлении человека

Значимый вклад в изучение вопросов творческого мышления человека внес Дж. Гилфорд (1967). Именно он выявил два типа мышления:

  • Конвергентное мышление (схождение) – требуется для получения одного единственного правильного ответа. Конечно, определенных решений может быть несколько, но их конечное число все-таки ограничено.
  • Дивергентное мышление – это тип мышления, которое идет в различных направлениях. То есть, именно из-за него появляются креативные и небанальные решения. Сам Гилфорд думал, что именно операция дивергенции является основой креативности как некой общей творческой способности.

Помимо этого Гилфорд озвучил базисные особенности креативности:

  • Оригинальность. Это некая способность, позволяющая продуцировать нестандартные идеи, ассоциации, образы, ответы. Творческий индивид практически всегда и везде старается отыскать собственное, отличающееся от всех остальных решение.
  • Семантическая гибкость. Данная способность понимать привычный объект под новым углом обзора, отыскивать возможности его нового применения, значительно расширять функциональное использование в практической деятельности.
  • Образная адаптивная гибкость. Это способность, которая позволяет менять восприятие объекта так, чтобы наблюдать его новые, ранее надежно сокрытые от какого бы то ни было наблюдения стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость. Данная способность позволяет продуцировать разноплановые идеи в неопределенной ситуации, например, в той, которая не обладает ориентирами для данных индивидов.

В дальнейшем были предприняты и иные попытки определить творческое мышление, но, к сожалению, они привнесли совсем немного нового в то существовавшее понимание, которое перед этим дал Гилфорд.

Творческ

zaochnik.com

5. Мышление и творчество

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д. Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1. оригинальность — способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2. семантическую гибкость — способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3. образную адаптивную гибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4. семантическую спонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса), — критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

Конформизм — желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

Ригидность — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка.

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление представляет собой такое мышление, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Человек, у которого слишком выражена критическая тенденция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Выход из этого положения состоит в том, чтобы одновременно развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее критически измыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. Психологи не только пытаются выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и ищут возможности повышения творческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особую популярность завоевали метод «мозгового штурма» А.Осборна и метод «синектики» Дж.Гордона. В основе метода «мозгового штурма» лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей. Во время разминки людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Как перенести воду в решете?». В фазе генерации идей людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6-8 человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные. Метод синектики разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В нем используется основное свойство аналогий — сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии. Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся из совершенно других областей знаний и практической деятельности. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари — чайника или пылесоса. Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста — в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны. Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию. Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе сказочного прототипа ковра-самолета. Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

studfiles.net

Презентация на тему: Мышление и творчество

Выполнила: студентка гр. 107 ДПИ Русских Влада

Взаимосвязь мышления с творчеством:

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Два вида мышления:

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления:

1. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено.

2. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1. оригинальность — способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2. семантическую гибкость — способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3. образную адаптивную гибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4. семантическую спонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа:

1)порождения (генерации) идей 2)анализа и доработки выдвинутых идей

3)выбора из нескольких идей лучших.

Вжизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей, — критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству:

Конформизм

Конформизм — желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

Ригидность

Ригидность — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

Желание найти ответ немедленно

Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

Цензура

Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка

studfiles.net

Творческое мышление: особенности и проблемы

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

psychologist.tips

Знаете ли вы, что такое творческое мышление в психологии

Творческая энергия пронизывает всё в нашем мире. Благодаря ей человек наполняется, получает вдохновение, импульсы к новым свершениям. Творческая деятельность в какой-либо форме может стать действенной медитацией, помогающей освободить ум от лишних мыслей, расслабиться, зарядиться энергетически.

Примером тому является история предпринимателя Михаила, плотный график которого не позволял выкроить время на столь необходимый отдых, просто пребывание. Усталость всё накапливалась. Решив подучить английский язык с целью ведения переговоров с зарубежными партнёрами, бизнесмен обнаружил, что это не так просто.

Ему сложно было сконцентрироваться, запоминать базовые вещи, не говоря уже о хитросплетениях английских времён, запоминании неправильных глаголов. Преподаватель языка, имеющая также глубокие знания психологии, предположила, что виной всему может быть чрезмерное ментальное, нервное напряжение, пренебрежение полноценным отдыхом.

Тогда она предложила попробовать творчество в уединении как способ отдохнуть, снять напряжение, отвлечься от многочисленных ежедневных дел. Сначала идея показалась бизнесмену невообразимой, но в то же время оригинальной.

Поразмыслив и вспомнив, что в школьные годы оканчивал художественную школу, и ему нравились уроки живописи, Михаил решил последовать совету преподавателя.

Закрывшись в своём офисе, вооруженный красками, карандашами мужчина в следующие полтора часа пытался восстановить когда-то полученные навыки штрихования, построения простых геометрических фигур. К его удивлению, пять лет обучения не прошли даром, и руки до сих пор что-то помнили.

Через неделю таких занятий воодушевлённый Михаил начал собирать композиции для живописи из предметов, находившихся в офисе: ламп, вазы, стаканов для карандашей. Постепенно он начал замечать, что во время рисования всё внимание сосредотачивается на движении руки, на образах, воплощающихся на бумаге.

Мысли о бесчисленных договорах, поставках, важных встречах отходили в сторону. Впоследствии он записался на курсы живописи масляными красками. Таким образом творчество в форме рисования стало необходимой частью жизни занятого бизнесмена, и он научился совмещать эту деятельность с работой, что позволило приобрести источник вдохновения, расслабления, новизны.

На самом деле, решение изменить привычный уклад, привнести нечто новое можно назвать творческим подходом к жизни. Желание выразить себя как человек-творец является естественным для всех людей. Однако многие ли позволяют себе так проявляться?

Творческое мышление – важная составляющая в психологии личности. Оно позволяет находить нестандартные решения для сложных задач, проявлять гибкость в различных обстоятельствах, жить более осмысленно, избегая механических действий, обогащаться духовно.

Способность мыслить творчески противопоставляется мыслительному процессу по заранее установленному алгоритму. Одной из особенностей творческого мышления в психологии считается умение видеть различные варианты решения задач, осознанно выбирать какой-либо вариант.

Человек, мыслящий гибко, способен видеть альтернативы там, где другие их не видят. Именно этот фактор способствует появлению новых открытий, изобретений, путей решения жизненных проблем.

Исследования мышления

Джо Пол Гилфорд, знаменитый исследователь психологии творческого мышления, выделил четыре особенности, определяющие уровень развития аспекта творчества:

  1. Семантическая гибкость – умение определить функции объекта, найти ему новое применение, встроить в другую систему связей.
  2. Спонтанная семантическая гибкость – формирование идей в неопределённых обстоятельствах, не имеющих предпосылок к возникновению новых представлений.
  3. Неординарные идеи, выраженная склонность к интеллектуальной новизне.
  4. Образная адаптивная гибкость – умение изменять видение объектов таким образом, чтобы воспринимать их скрытые стороны.

Другие исследователи мышления и творчества в психологии выявили, что проявлению творческого начала препятствуют черты:

  • пассивность, принятие установленного кем-то порядка, следование ожиданиям окружающих, шаблонам, стереотипам;
  • боязнь показаться глупым;
  • избегание критики людей из-за страха показаться невежливым; наоборот, чрезмерная критика.

Таким образом, творческое мышление в психологии – это интеллектуальная деятельность, выход за пределы обычных суждений, наличие, отсутствие личностных свойств. Также можно сказать, что мыслить творчески означает пребывать в определённом психическом состоянии, которое некоторые люди переживают довольно болезненно.

Виды творчества

В психологии выделяют типы творчества. К ним относятся:

  1. Художественное – предполагает создание ценностей, вызывающих в людях духовные, эстетические переживания. Различают объективное творчество, в результате которого создаётся что-то для общества, субъективное — открытие происходит для себя.
  2. Педагогическое – создание нового в области педагогики. К примеру, применение нестандартных способов в обучении, решении задач, использование известных методов в новых условиях.
  3. Научное – предполагает исследование явлений, выявление закономерностей в мире.
  4. Техническое – заключается в изобретении новых технических ценностей для общества.
  5. Сотворчество – подразумевает уровень восприятия, позволяющий читателю, зрителю, слушателю понять глубокий смысл, вложенный автором в произведение.

Мышление и творчество на практике

Возможно ли научиться мыслить творчески? Существует мнение, что одни люди обладают творческими способностями, а другим это не дано. Однако, как уже говорилось ранее, человек-творец живёт в каждом. Только проявляться креативность может по-разному.

Жизнь, обогащённая интересными событиями, приключениями, новые подходы к ведению дел, воспитанию детей требуют полёта фантазии так же, как и написание книги, создание музыкального произведения.

Самое великое искусство – наша жизнь.

Рекомендации по пробуждению созидательного начала:

  1. Задавать вопросы, исследовать. Например, спрашивать себя, желаете ли вы что-то изменить в жизни, почему не позволяете себе чего-то, как жить более увлекательно. Задавайте вопросы относительно разных областей жизни. При ответе на них важно быть честным. Это позволить выявить потребности в переменах, желания, области, на которые стоит обратить внимание.
  2. Ищите несколько решений для одной задачи. Найдя один вариант, напоминайте себе, что этого мало. Продолжайте поиски второго, третьего, четвертого вариантов. Созидательное пространство наполнено бесчисленным количеством альтернатив.
  3. Старайтесь объективно оценивать собственные идеи. Вообразите, что они не ваши, а принадлежат другим людям.
  4. Ломайте привычки. Иногда избавление от стереотипов, шаблонов, старых привычек может перевернуть ваш мир, открыть путь новому восприятию. Главное – не бояться внести революционные изменения в свою жизнь.
  5. Находите баланс между работой и отдыхом. Важно рассчитывать силы, уметь расслабляться. Излишнее напряжение ума, тела не способствует полёту творческой мысли, свободному протеканию энергии. Делайте что-то, вдохновляющее вас, наполняющее энергетически. Это может быть плаванье, игра на музыкальном инструменте, пение, рисование, вышивка, создание кукол, общение с природой, медитативные техники, катание на коньках.
  6. Старайтесь не переживать по поводу чужого мнения о вас.
  7. Дайте волю воображению. Вообразите, что в вашей ситуации оказался человек, которым вы восхищаетесь. Им может быть ваш друг, родственник, знаменитость. Как бы этот человек стал действовать на вашем месте, какой выбор сделал? Представьте, что он говорит с вами, даёт нужные советы. Приём помогает избавиться от ограничений, увидеть возможности.

Вывод

Чтение этих строк может означать, что созидательное начало в вас не спит или стремится к пробуждению, чтобы преобразить вашу жизнь. Работайте с ограничениями, навязанными шаблонами, что творчество – не для всех. Позвольте себе мыслить творчески, пребывать в потоке вдохновения.

 

 

 

 

 

 

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

trenermozga.ru

Творческое мышление: развитие креативности

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность — это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

 

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Урок 1. Латеральное мышление

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Урок 2. Фрейминг и фокусировка

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Урок 3. Разрыв шаблона

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

Урок 4. Развитие творческого воображения

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Урок 6. Теории творчества и креативности

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

 

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Евгений Буянов

4brain.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *