Нормативные и ненормативные кризисы – нормативные и ненормативные, по годам. Причины. Как преодолеть

ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ

В основе предлагаемой классификации лежит выделение двух классов кризисных явлений — нормативных и ненормативных кризисов. Нам представляется, что, только рассматривая оба класса в сравнении, возможно определение более четких границ каждого типа кризиса — их общего и различного, закономерностей и особенностей.

Впервые понятие «нормативного кризиса» было употреблено Э. Эриксоном в его психосоциальной эпигенетической теории развития. Э. Эриксон отмечает, что «нормативные кризисы развития отличаются от навязанных, травматических или невротических тем, что каждый процесс роста приносит новую энергию, а общество в соответствии с преобладающим в нем представлением о фазах жизни предлагает для ее использования новые и специфические возможности» [18, с. 162 — 163]. Тем самым Э. Эриксон отделяет нормативные кризисы от прочих, акцентируясь на их связи с развитием, а именно — с физиологическими процессами роста и созревания, сочетающимися с определенными — нормативными — представлениями общества о возрастных этапах. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека, характер выбора сказывается также на дальнейшей успешности или неуспешности жизни человека. Э. Эриксон пишет, что понятие кризиса употребляется им в контексте представлений о развитии для того, чтобы «выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций…» [18, с. 96].

В отечественной психологии близким к понятию нормативного кризиса Э. Эриксона являются представления о возрастных кризисах, развиваемые П. П. Блонским и Л. С. Выготским. Они полагают, что возрастные кризисы связаны с развитием — они ведут к формированию психологических новообразований, изменяющих структуру личности и ее отношения со средой на каждом этапе развития. Возрастные кризисы возникают в связи с созреванием психофизиологических структур и появлением новых потребностей у ребенка на определенных этапах развития и имеют очерченный круг симптомов, т. е. внешних проявлений. В настоящее время термины «возрастные кризисы» и «кризисы развития» употребляются как синонимичные, однако приоритет отдается второму понятию, т. к. здесь меньше прослеживается связь с хронологическим возрастом, которая становится все более условной по мере приближения к зрелости.

Итак, как нормативные кризисы Э. Эриксона, так и возрастные кризисы Л. С. Выготского тесно связаны с развитием. Отсюда вытекает наиболее важный момент, положенный в основу нашей классификации вопрос о детерминации психологических кризисов. Разделить все множество психологических кризисов на нормативные кризисы (кризисы развития) и ненормативные кризисы (жизненные) мы можем по параметру детерминации. Нормативные кризисы развития являются внутренне обусловленными, поскольку разноуровневые психологические новообразования человека «созревают» внутри него и изменяют существующую структурную организацию, а он, соответственно им, производит изменения во внешней среде. Возникает кризис как этап функциональной перестройки систем, разрушения предыдущей социальной ситуации развития, формирования новой целостности.

Ненормативные кризисы, напротив, детерминированы извне. Сюда относят критические ситуации, предшествующие кризису и выделяемые большинством авторов: смерть близких, переезды, разводы, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, статуса и т. д.. В этом случае внезапные и/или значительные изменения во внешней среде требуют существенной перестройки личности ее системы отношений, образа мира и Я-концепции, ценностно-смысловой сферы. Образно говоря, в нормативных кризисах личность «ведет» за собой среду, в ненормативных среда «ведет» за собой личность.

Выделяя подтипы этих двух крупных классов кризисных явлений, можно сказать следующее. Ненормативные кризисы достаточно четко можно разделить на травматические кризисы и кризисы адаптации , различающиеся по силе внешних воздействий. Травматические кризисы наиболее сильные, вызываются чрезвычайными и/или экстремальными ситуациями с угрозой потери здоровья или жизни, разрушают базовое чувство безопасности (террористические акты, катастрофы, насилие, военные действия). Кризисы адаптации присутствуют в жизненном цикле любого человека (те самые потери близких, переезды, разводы, болезни и т. д.), вызываются они резким изменением внешних и внутренних условий жизни человека, создают угрозу удовлетворению основных жизненных потребностей.

Нормативные кризисы включают в себя возрастные кризисы жизненного цикла. Обобщая многочисленные возрастные периодизации, мы можем назвать их в онтогенетической последовательности: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис, юношеский кризис самоопределения, кризисы ранней взрослости, кризис 30-летия, кризис 40-летия («середины жизни»), кризис поздней взрослости, кризисы старости. Помимо этого, некоторые авторы говорят о нормативных кризисах профессионального развития (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк) и о нормативных кризисах семейного цикла (А. Черников, И. Добряков и др.). Однако первые отождествляются с кризисными периодами возрастного развития взрослого человека, вторые имеют отношение не к личности в целом, а к семейной системе.

Отдельно выделены биографические кризисы (Р. А. Ахмеров, А. А. Кроник), под которыми понимаются «различные формы переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути» [2, c. 1]. Р. А. Ахмеровым эмпирически показано, что при биографических кризисах снижается оценка человеком продуктивности своей жизни в одном из временных модусов субъективной картины жизненного пути: ее прошлого, настоящего или будущего. Кроме того, нарушается интегрированность самосознания, ухудшается физическое и психическое здоровье. Основными проявлениями кризиса являются опустошенность, нереализованность и бесперспективность, которые могут встречаться в различных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В исследованиях А. А. Кроника и Р. А. Ахмерова биографические кризисы были выявлены как у взрослых, переживающих нормативные, так и у взрослых, переживающих ненормативные кризисы. В связи с этим мы считаем правомерным говорить о том, что биографические кризисные переживания включаются в определенной степени в переживание психологического кризиса различной детерминации в силу особенностей взрослого человека, осмысливающего свою жизнь как целое. Сам Ахмеров отождествляет биографические и жизненные кризисы, что, на наш взгляд, также подчеркивает их интегративный характер (см. рис.).

Нормативные и ненормативные кризисы имеют ряд общих черт, связанных с понятием психологического кризиса вообще и ряд различий. Рассмотрим общие представления о психологическом кризисе и выделим его психологические «маркеры».

Рисунок — Классификация и взаимосвязь видов психологического кризис

Понятие кризиса происходит от греческого слова krisis — «решение, поворотный пункт, исход, суд», то есть имеется в виду крутой перелом в течении какого-либо процесса, меняющий его форму и направление, а также момент выбора. Распространено медицинское понимание кризиса как точки болезненного перехода, после которого организм либо выздоравливает, либо гибнет. По мнению социолога А. Г. Здравомыслова, «ощущение кризиса возникает на основе сравнения с тем, что было ранее, или чаще с тем, что должно было быть, т.

е. с некоторым нормативным представлением о жизни. Чтобы ощущать кризис, необходимо до этого ощущать некую «нормальность» [7, с. 8]. И. С. Кон отмечает, что «слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности» [8, с. 76]. Понимание кризиса, предложенное основоположником психологии кризисного вмешательства Дж. Капланом, как состояния, порождаемого вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом , имплицитно присутствует во всех выделяемых типах кризисов. Лисбет Ф. Брюдаль основывается на определении кризиса, данного китайскими учеными — «полный опасности шанс» [10, с. 12]. Исходя из этого, кризис рассматривается как процесс, имеющий две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста. Подытоживая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что любой кризис перечеркивает нечто старое, существовавшее до него, соответственно любой психологический кризис сопряжен с существенными перестройками в системе «человек». Любой психологический кризис, как нормативный, так и ненормативный, содержит в себе как потенциальные возможности развития, прогресса, так и потенциальные возможности регресса. Особенностью кризиса является то, что в результате его разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности. Психологический кризис характеризуется «кризисной симптоматикой» (термин, введенный Л. С. Выготским по отношению к возрастным кризисам, а в настоящее время употребляется и в отношении ненормативных кризисов) особой феноменологией, включающей аффективные, когнитивные, поведенческие компоненты, соответствующие периоду внутренней дезорганизации. Кризисные явления всегда связаны с глубинным переживанием смысла жизни и являются наиболее масштабными (в отличие от стрессов, фрустраций и конфликтов, по Ф. Е. Василюку), они протекают в рамках жизненного пути личности, являясь вехами ее индивидуальной истории.

Различия в детерминации психологических кризисов отражаются, главным образом, в динамике их протекания. Ненормативные кризисы, вызываясь изменением внешних условий существования, требуют от личности существенных усилий по адаптации, осмыслению происшедших изменений и, соответственно, личностной реорганизации в связи с ними. В динамике этого процесса выделяется 4 фазы: 1) шок и отрицание оцепенение, игнорирование травматического события; 2) фаза реагирования осознание действительности и поиск смысла сопровождается переживанием «разрушительных» чувств гнев, чувство несправедливости, попытки разрушить реальность; 3) фаза обработки горе, отчаяние, принятие новой реальности; 4) фаза новой ориентации реорганизация и рождение нового смысла [12, c. 110]. Похожую динамику развития ненормативного кризиса описывает Д. А. Леонтьев [9, c. 14]. Он выделяет три стадии прохождения критической жизненной ситуации: защита (происходит включение неосознаваемых защитных механизмов), адаптация к ситуации и овладение ситуацией. Индикатором появления

последнего уровня является появление потребности в активном изменении сложившейся сложной жизненной ситуации, желания действовать и трансформировать страдание в практику жизни.

Нормативные кризисы развиваются иначе. Структура возрастного кризиса представляет собой крайне обостренное социально-психологическое противоречие противоречие между внешними нормами, требованиями, возросшими потребностями и притязаниями человека и его актуальными возможностями. Субъективно это состояние переживается в форме «не могу жить по-старому». Л. С. Выготский выделил в течение возрастного кризиса 3 фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. Первая и последняя сливаются со стабильными периодами, в центральной фазе кризис проявляется в поведении и деятельности и становится заметен окружающим. Структура возрастного кризиса на примере детских кризисов тщательно исследовалась К. Н. Поливановой. Основываясь на положениях культурно-исторической концепции и развивая представление о социальной ситуации развития, она выводит понимание кризиса как противоречивого, конфликтного соотношения реальной и идеальной форм в развитии. Под реальной формой понимается актуальная социальная ситуация развития. Идеальная форма некоторое представление о возможном будущем, которое оказывается привлекательным, притягивающим. Исходя из этих соображений, нормативный кризис имеет следующую динамику:

1. Предкритическая фаза открывается неполнота реальной формы на основе возникновения новой, идеальной формы. Человек уже начинает сравнивать, его нынешняя социальная ситуация предстает как одна из возможных. Л. С. Выготский называет первую фазу кризиса фазой влечения, в этот период человек из «здесь и сейчас выходит во временную перспективу и идеализирует новую идеальную форму» [13, c. 147].

Собственно критическая фаза содержит 3 подфазы: 1) попытка материализовать идеальную форму проба. На этом этапе попытка реализации включает только использование внешней формы, без понимания содержания нового этапа развития; 2) этап конфликта открытие невозможности прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. В результате конфликта достигается понимание, что невозможность воплощения идеальной формы связана не только с внешними ограничениями, но и с внутренними способностями, определенными свойствами личности, в результате возникает мотивация новой деятельности и создаются условия для преодоления кризиса; 3) рефлексия собственных возможностей.

3. Посткритическая фаза — создание новой социальной ситуации развития, реализация новой формы — идеальной, а не идеализированной, не формальной, а полноценной.

Психологическим содержанием критического периода является субъективация новообразований, появившихся в предыдущем стабильном периоде, что означает превращение новообразования в способность самого действующего субъекта. Новообразование, таким образом, формируется в 2 этапа: созрев к концу стабильного периода, в кризисе оно апробируется, осваивается, становится неотъемлемой частью субъекта.

Описанная модель динамики нормативного кризиса Выготского — Поливановой была разработана для кризисов детского возраста. Для обоснованного распространения ее на нормативные кризисы взрослого периода требуется психологическое насыщение представлений о пробе и субъективации новообразований у взрослых. Такая работа проводится в исследованиях Е. Л. Солдатовой , которая переосмысливает учение о динамике возрастного кризиса с учетом возрастных особенностей взрослого человека. Основное различие она видит в том, что задачи детских возрастов связываются с освоением новых видов деятельности, а задачи развития в периоды взрослости связываются с развитием личности в определенной для каждого возраста системе социальных отношений. Таким образом, рассматривая динамику нормативного кризиса, мы подошли к одной из наиболее существенных проблем этой области психологии развития — проблеме различия методологических баз исследования кризисов детства и взрослости, которая берет начало в качественном различии самих изучаемых эпох.

psihologia.biz

Нормативные и ненормативные кризисы в жизни семьи. Автор: Яковлев Д.Л.

Нормативные и ненормативные кризисы в жизни семьи. Автор: Яковлев Д.Л.

Для начала стоит определиться с самим понятием кризиса. С древнегреческого языка это слово переводится как «решение, поворотный пункт, перелом, пора переходного состояния» и т.д.

С различного рода кризисами в той или иной степени сталкивается каждая семья. И некоторые из них являются общими для всех. Приведу пример: у каждого из нас с детства формируются представления о том, что такое семья, какие ценности более важны, а какие менее; мы бессознательно впитываем в себя различные стереотипы поведения, существующие в нашей родительской семье. Первый, так называемый, нормативный кризис, т.е. существующий в норме в развитии семьи — это кризис на стадии создания молодой семьи, так называемой «диады». Состоит он в том, что происходит столкновение этих самых ценностей и стереотипов семейного функционирования. И наилучший вариант выхода из него — это разумное сочетание ценностей каждого из супругов, что, к сожалению, удается не всем.

Рождение ребенка — это, кроме счастья, тоже кризис, так как надо поменять многие правила. На этом этапе дистанция между партнерами увеличивается, появляется «третий», которому необходимо внимание и забота. Чаще всего молодые папы принимают эту изменившуюся ситуацию. Включаются в заботу о семье, по-своему проявляют свое участие. Но бывает и так, что отец чувствует отчуждение и погружается в работу или, в худшем случае, во что-то негативное, например, начинает злоупотреблять алкоголем. Впоследствии, когда дети вырастают и, вроде бы, супруги могут вновь стать ближе, этого не происходит, так как уже нет общих интересов, и каждый живет сам по себе, так как единственное, что сплачивало — это общие дети.

И таких критических точек много на пути каждой семьи. К сожалению, не всегда можно заранее знать, как повлияет на семью очередной переходный период. Ведь они обнажают то, что было скрыто, те «дремлющие», не очень заметные дисфункции семейного функционирования. Конечно, такие критические точки имеют и положительные стороны, заставляя членов семьи меняться и получать новый обогащающий их жизненный опыт. И если семья справляется с изменениями и гибко принимает их, усваивая новые формы общения и новые правила, то происходит ее дальнейшее развитие, открываются новые перспективы.

Теперь о том, через какие именно пороги придется «переправиться» каждой семье.

Так, например, В. Сатир, известный семейный психотерапевт (цит. по Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.) выделяет десять критических точек в развитии семьи:

  1. Зачатие, беременность и рождение ребенка
  2. Начало освоения ребенком человеческой речи
  3. Ребенок налаживает отношения с внешней средой
  4. Ребенок вступает в подростковый возраст
  5. Ребенок становится взрослым и покидает дом
  6. Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья
  7. Наступление климакса у женщины
  8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин
  9. Родители становятся бабушками и дедушками
  10. Умирает один из супругов

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

  1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и т.д.)
  2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становиться жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы
  3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового.

Таковы особенности и различия нормативного и ненормативного кризисов. Конечно, каждая семья сама выбирает, идти ей к психотерапевту или пробовать справляться самим. И, многие, действительно, могут справиться самостоятельно. Но иногда кризис захватывает настолько, что без помощи специалиста не обойтись. И тогда, чтобы избежать ещё больших проблем, стоит прийти на прием к психотерапевту.

Используемая литература: Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. «Психология семейных кризисов». Издательство: » Речь», 2006 г.

Яковлев Д.Л.

psycenter-babin.ru

37. Нормативные семейные кризисы.

Нормативные кризисы — естественные кризисы, которые необходимы личности для дальнейшего роста и развития в соответствии с возрастом личности (например: рождение детей, создание семьи, начало трудовой деятельности и т.д.)

Семейные кризисы — это закономерные этапы существования любой семьи.

Первый год и первый семейный кризис.

Первый кризис связан со вступлением в брак. Это важное событие в личной жизни каждого из супругов. Основным на данном этапе является то, как молодожены организуют начало своей семейной жизни.

После свадьбы молодожены начинают видеть друг друга как бы с другой стороны. Проявляются особенности характера и привычки каждого в повседневной жизни. Первые сложности происходят на этапе установления правил существования новой семьи. Если семья договорится и найдет компромисы по ее функционированию: устройство быта, организация свободного и личного времени каждого из партнеров, то возможно спокойное протекание такого кризиса.

Второй кризис связан с рождением ребенка.

Если супруги благополучно пришли к согласию и в их семейной жизни появилась гармония и внутренний комфорт для каждого, но любые изменения, которые возникают в их семейной жизни вызывают напряжение. Такое напряжение может возникать в такие моменты, когда кто-то из родственников решил погостить у молодоженов или у одного из супругов меняется график и режим работы. Это связанно с тем, что у пары нет достаточного опыта совместной жизни и умения гибко реагировать на такие ситуации. Но благодаря именно таким ситуациям отношения в паре развиваются и супруги узнают друг друга с разных сторон.

И скорее всего именно в этот момент пара может узнать, что скоро их станет трое. Реакции на такое событие могут быть совершенно разные. Одни радуются вместе и планируют обустройство своего жилища с учетом появления малыша. Их отношения становятся более трепетные друг к другу, они как голубки воркуют вокруг маминого животика.

Четырнадцать лет. Кризис сорокалетних.

Если даже случилось так, что супруги долгие годы жили душа в душу, то ближе к 40 годам у них наступает самый главный кризис. У женщин это связанно с приближением климакса, что сопровождается повышенной раздражительностью. Так же могут возникнуть проблемы и в сексуальной жизни, как следствие эмоционального застоя. Часто именно в этот период мужчина в возрасте от 40 и до 50 лет вступает в новый брак. Многие из них женятся на женщинах моложе на 15-20 лет, другие меняют одну партнершу за другой. Есть мнение, что «бунт сорокалетних» — мужской вариант климакса, реакция на гормональную перестройку, но большинство ученых считают, что во всем виноват банальный страх. Мужчина начинает осознавать, что жизнь проходит, и уже не случится ничего нового и необычного, впереди старость. Такие размышления приводят к скрытым неврозам.

Уход детей из родительской семьи.

Очень много усилий пара приложила для сохранения семьи, но дети выросли. И здесь наступает следующий кризис. Как отпустить свое чадо в свобдное плаванье? Как он будет сам со всем справляться? И в паре снова возникает конфликт. Один супруг считает, что уже пора их ребенку и самостоятельно жизнь устраивать,а другой думает,пусть еще с нами поживет. И чем раньше они прийдут к решению, что ребенок, которому 20-25 лет может жить самостоятельно,тем лучше будет для всех. В чем же здесь заключается помощь психолога? А в том, чтобы каждый из супругов понял, что они пара. Что здесь нет времени для одиночества. Именно в этот период у многих возникают новые профессиональные идеи. Появляется больше времени как для себя так и для партнера.Если пара проживает этот период достойно,то в их отношениях может снова появиться романтика. Это как второе рождение. И впереди их ждет награда, в будущем они станут бабушкой и дедушкой и снова смогут делиться своей любовью с малышами.

Пенсионный возраст и старость.

И вот,когда основная часть жизни прожита.Наступает период относительной гармонии. Сложность возникает лишь с тем, когда пара уходит на пенсию. Им приходится проводить 24 часа вместе. Именно здесь возникаю проблемы психоэмоционального характера. Возможно,для того,что бы не было эмоционального застоя, один из супругов может заболеть. И это потребует от другого большей заботы и внимания. И пара начнет жить решением этих проблем.

Но самое сложное возникает тогда, когда один из супругов умирает. Другому становится очеь сложно находится одному и как правило он может прожить год полтора. Но если рядом будут находиться заботливые дети и внуки,то и одинокая старость будет не страшна. Это очень важный момент в жизни для всей семьи. Ведь то как заботятся о стариках младшие, становится образцом того, как будут обращаться с ними,когда они в свою очеред состарятся, так и продалжается семейный цикл.

studfiles.net

Понятие «нормативный кризис» в психологии

Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми — после.

М. Скюдери

Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

Они рассматривали семью как динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В соответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построении своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.

В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи: I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет. П. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.

III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.

IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.

VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

VII. Супруги зрелого возраста.

VIII. Стареющая семья.

Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демографических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативной практики. Для выделения стадий используются самые разнообразные показатели, выбор которых определяется конкретной направленностью исследований, национальными, демографическими и другими характеристиками.

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла (цит. по: Алешина Ю. Е., 1987):

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.

4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

Динамика отношений в семье

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохождения которых влияет на функционирование семьи на новых этапах. Но так как эти изменения, в отличие от ситуативно обусловленных, связаны с кризисами развития, в литературе они определяются как «нормативные». Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного нормативного кризиса (см. табл. ). Исследования жизненного цикла семьи показали что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»)

Динамика отношений в семье (интегрированная периодизация жизненного цикла семьи)

Этапы и кризисные

периоды жизненного

цикла семьи

Задачи развития семьи

Период ухаживания

1. Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.

Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств

Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу: 1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества

Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой чинности

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей

Семья ребенка дошкольника и младшего школьника

Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры детский сад, школа)

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий

Семья подростка

Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома

Фаза, в которой выросшие дети покидают дом

Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу

Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)

Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию

Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого

Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов

Реорганизация семьи: 1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству. 2. Поиск новых связей с семьей. 3. Принятие ухода и помощи от членов семьи или социального окружения

Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.

В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья».

Готовность семьи к изменениям

Возможность перехода семьи на следующий этап развития обусловлена гибкостью семейной системы, определяющей ее готовность к изменениям. Она также связана со способностью супругов приносить в психологическую «жертву» достигнутые на предыдущей стадии равновесие и устоявшиеся способы взаимодействия друг с другом, с детьми и третьим поколением (бабушками и дедушками). В то же время многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обусловливают возможность супругов корректировать свое поведение.

Ниже представлено подробное описание нормативных кризисов семьи. При их рассмотрении особое внимание будет обращено на два плана взаимоотношений и взаимодействия членов семьи:

1. План эмоциональных отношений.

2. План ролевых отношений.

Они определенным образом связаны между собой, вместе с тем на разных этапах развития семьи один из них всегда оказывается доминирующим. Для членов семьи оказывается более важным то одно, то другое пространство их взаимоотношений.

studfiles.net

25.Понятие нормативных и ненормативных кризисов при прохождении семьей жизненного цикла.

Первый, так называемый, нормативный кризис, т.е. существующий в норме в развитии семьи — это кризис на стадии создания молодой семьи, так называемой «диады». Состоит он в том, что происходит столкновение этих самых ценностей и стереотипов семейного функционирования. И наилучший вариант выхода из него — это разумное сочетание ценностей каждого из супругов, что, к сожалению, удается не всем. Рождение ребенка — это, кроме счастья, тоже кризис, так как надо поменять многие правила. На этом этапе дистанция между партнерами увеличивается, появляется «третий», которому необходимо внимание и забота. Чаще всего молодые папы принимают эту изменившуюся ситуацию. Включаются в заботу о семье, по-своему проявляют свое участие. Но бывает и так, что отец чувствует отчуждение и погружается в работу или, в худшем случае, во что-то негативное, например, начинает злоупотреблять алкоголем. Впоследствии, когда дети вырастают и, вроде бы, супруги могут вновь стать ближе, этого не происходит, так как уже нет общих интересов, и каждый живет сам по себе, так как единственное, что сплачивало — это общие дети. И таких критических точек много на пути каждой семьи. К сожалению, не всегда можно заранее знать, как повлияет на семью очередной переходный период. Ведь они обнажают то, что было скрыто, те «дремлющие», не очень заметные дисфункции семейного функционирования. Конечно, такие критические точки имеют и положительные стороны, заставляя членов семьи меняться и получать новый обогащающий их жизненный опыт. И если семья справляется с изменениями и гибко принимает их, усваивая новые формы общения и новые правила, то происходит ее дальнейшее развитие, открываются новые перспективы.

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и т.д.)

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становиться жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового.

26.Вертикальные и горизонтальные семейные стрессоры. Психотерапевтический потенциал семьи.

Картер и Мак-Голдрик подразделяют стрессоры жизненного цикла на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные стрессоры передаются семье от предыдущего поколения и представляют собой семейные паттерны, мифы и проблемы. Горизонтальные стрессоры — это то, что испытывает семья при переходе от одной стадии развития к другой.

Формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям других мы обозначаем термином «патологизирующее семейное наследование» (вариант социального наследования) и рассматриваем как вертикальные стрессоры в жизнедеятельности семьи. В отличие от этого «нормативные стрессы» (критические точки прохождения жизненного цикла семьи) мы обозначаем как горизонтальные стрессоры. Исходя из сказанного, можно дать развернутое определение дисфункциональной семьи. Дисфункциональная семья — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для возникновения горизонтальных и вертикальных стрессоров. В свою очередь действие стрессоров приводит к дисфункции семьи.

studfiles.net

Глава 2. Нормативные семейные кризисы

2.1. Понятие нормативного семейного кризиса

Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми — после.

М. Скюдери

Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

Они рассматривали семью как динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В соответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построении своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.

В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи: I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет. II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.

  1. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.

  2. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21

год.

  1. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

  2. Супруги зрелого возраста.

VIII. Стареющая семья.

Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демографических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативной практики. Для выделения стадий используются самые разнообразные показатели, выбор которых определяется конкретной направленностью исследований, национальными, демографическими и другими характеристиками.

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла (пит. по: Алешина К). Е., 1987):

  1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

  2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

  3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.

  4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.

  5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптироваться к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохождения которых влияет на функционирование семьи на новых этапах. Но так как эти изменения, в отличие от ситуативно обусловленных, связаны с кризисами развития, в литературе

они определяются как «нормативные». Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного нормативного кризиса (см. табл. 2). Исследования жизненного цикла семьи показали что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»)

Таблица 2

Динамика отношений в семье

(интегрированная периодизация жизненного цикла семьи)

Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи

Задачи развития семьи

Период ухаживания

1. Формирование идентичности.

2. Дифференциация от родительской семьи и достижениеэмоциональной и финансовой независимости от родителей.

3. Обретение молодым человеком адекватного возрастустатуса.

Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств

Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу:

1. Установление внутренних границ семьи и границобщения с друзьями и родственниками.

2. Разрешение конфликта между личными и семейнымипотребностями.

3. Установление оптимального балансаблизости/отдаленности.

4. Решение проблемы семейной иерархии и областейответственности.

5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальнаяадаптация).

6. Решение жилищных проблем и приобретениесобственного имущества

Кризис 2. Освоение супругамиродительскихролей и принятие факта появления в семье новой чинности

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Уход за маленьким ребенком.

2. Перестройка структуры семьи в связи с появлениемребенка.

3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком.

4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасностии родительского авторитета.

5. Согласование личных и семейных целей

Семья ребенка дошкольника и младшего школьника

Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры детский сад, школа)

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Перераспределение обязанностей в семье в связи споступлением ребенка в детский сад или школу.

2. Проявление участия при наличии проблем с выполнениемрежимных моментов, дисциплиной, учебой и др.

3. Распределение обязанностей по помощи ребенку приподготовке домашних заданий

Семья подростка

Кризис 4. Принятие факта вступленияребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Перераспределение автономии и контроля междуродителями и детьми.

2. Изменение типа родительского поведения и ролей.

3. Подготовка куходу подростка из дома

Фаза, в которой вы

юсшие дети покидают дом

Кризис 5. Выросшийребенок покидает дом

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Сепарация ребенка от семьи.

2. Корректный уход из дома.

3. Поступление в учебное заведение, на военную или инуюслужбу

Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)1

Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений.

Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем

2. Перераспределение обязанностей и времени.

3. Адаптация к уходу на пенсию

Фаза, в которой кто-то из партнеров остается один после смерти другого

Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов

Реорганизация семьи:

1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству.

2. Поиск новых связей с семьей.

3. Принятие ухода и помощи от членов семьи илисоциального окружения

Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.

1 В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья».

Возможность перехода семьи на следующий этап развития обусловлена гибкостью семейной системы, определяющей ее готовность к изменениям. Она также связана со способностью супругов приносить в психологическую «жертву» достигнутые на предыдущей стадии равновесие и устоявшиеся способы взаимодействия друг с другом, с детьми и третьим поколением (бабушками и дедушками). В то же время многое зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером развитие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обусловливают возможность супругов корректировать свое поведение.

Ниже представлено подробное описание нормативных кризисов семьи. При их рассмотрении особое внимание будет обращено на два плана взаимоотношений и взаимодействия членов семьи:

  1. План эмоциональных отношений.

  2. План ролевых отношений.

Они определенным образом связаны между собой, вместе с тем на разных этапах развития семьи один из них всегда оказывается доминирующим. Для членов семьи оказывается более важным то одно, то другое пространство их взаимоотношений.

studfiles.net

Нормативные и ненормативные кризисы Впервые понятие «нормативного кризиса»


Нормативные и ненормативные кризисы

Впервые понятие «нормативного кризиса» было употреблено Э. Эриксоном в его психосоциальной эпигенетической теории развития. Э. Эриксон отмечает, что «нормативные кризисы развития отличаются от навязанных, травматических или невротических тем, что каждый процесс роста приносит новую энергию, а общество в соответствии с преобладающим в нем представлением о фазах жизни предлагает для ее использования новые и специфические возможности». Тем самым Э. Эриксон отделяет нормативные кризисы от прочих, акцентируясь на их связи с развитием, а именно — с физиологическими процессами роста и созревания, сочетающимися с определенными — нормативными — представлениями общества о возрастных этапах. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека, характер выбора сказывается также на дальнейшей успешности или неуспешности жизни человека. Э. Эриксон пишет, что понятие кризиса употребляется им в контексте представлений о развитии для того, чтобы «выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций…».В отечественной психологии близким к понятию нормативного кризиса Э. Эриксона являются представления о возрастных кризисах, развиваемые П. П. Блонским и Л. С. Выготским. Они полагают, что возрастные кризисы связаны с развитием — они ведут к формированию психологических новообразований, изменяющих структуру личности и ее отношения со средой на каждом этапе развития. Возрастные кризисы возникают в связи с созреванием психофизиологических структур и появлением новых потребностей у ребенка на определенных этапах развития и имеют очерченный круг симптомов, т. е. внешних проявлений. В настоящее время термины «возрастные кризисы» и «кризисы развития» употребляются как синонимичные, однако приоритет отдается второму понятию, т. к. здесь меньше прослеживается связь с хронологическим возрастом, которая становится все более условной по мере приближения к зрелости.Итак, как нормативные кризисы Э. Эриксона, так и возрастные кризисы Л. С. Выготского тесно связаны с развитием. Отсюда вытекает наиболее важный момент, положенный в основу нашей классификации вопрос о детерминации психологических кризисов. Разделить все множество психологических кризисов на нормативные кризисы (кризисы развития) и ненормативные кризисы (жизненные) мы можем по параметру детерминации. Нормативные кризисы развития являются внутренне обусловленными, поскольку разноуровневые психологические новообразования человека «созревают» внутри него и изменяют существующую структурную организацию, а он, соответственно им, производит изменения во внешней среде. Возникает кризис как этап функциональной перестройки систем, разрушения предыдущей социальной ситуации развития, формирования новой целостности.Ненормативные кризисы, напротив, детерминированы извне. Сюда относят критические ситуации, предшествующие кризису и выделяемые большинством авторов: смерть близких, переезды, разводы, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, статуса и т. д.. В этом случае внезапные и/или значительные изменения во внешней среде требуют существенной перестройки личности ее системы отношений, образа мира и Я-концепции, ценностно-смысловой сферы. Образно говоря, в нормативных кризисах личность «ведет» за собой среду, в ненормативных среда «ведет» за собой личность.Выделяя подтипы этих двух крупных классов кризисных явлений, можно сказать следующее. Ненормативные кризисы достаточно четко можно разделить на травматические кризисы и кризисы адаптации, различающиеся по силе внешних воздействий. Травматические кризисы наиболее сильные, вызываются чрезвычайными и/или экстремальными ситуациями с угрозой потери здоровья или жизни, разрушают базовое чувство безопасности (террористические акты, катастрофы, насилие, военные действия). Кризисы адаптации присутствуют в жизненном цикле любого человека (те самые потери близких, переезды, разводы, болезни и т. д.), вызываются они резким изменением внешних и внутренних условий жизни человека, создают угрозу удовлетворению основных жизненных потребностей.Нормативные кризисы включают в себя возрастные кризисы жизненного цикла. Обобщая многочисленные возрастные периодизации, мы можем назвать их в онтогенетической последовательности: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис, юношеский кризис самоопределения, кризисы ранней взрослости, кризис 30-летия, кризис 40-летия («середины жизни»), кризис поздней взрослости, кризисы старости. Помимо этого, некоторые авторы говорят о нормативных кризисах профессионального развития (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк) и о нормативных кризисах семейного цикла (А. Черников, И. Добряков и др.). Однако первые отождествляются с кризисными периодами возрастного развития взрослого человека, вторые имеют отношение не к личности в целом, а к семейной системе.Отдельно выделены биографические кризисы (Р. А. Ахмеров, А. А. Кроник), под которыми понимаются «различные формы переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути». Р. А. Ахмеровым эмпирически показано, что при биографических кризисах снижается оценка человеком продуктивности своей жизни в одном из временных модусов субъективной картины жизненного пути: ее прошлого, настоящего или будущего. Кроме того, нарушается интегрированность самосознания, ухудшается физическое и психическое здоровье. Основными проявлениями кризиса являются опустошенность, нереализованность и бесперспективность, которые могут встречаться в различных сочетаниях и иметь разную степень выраженности [2]. В исследованиях А. А. Кроника и Р. А. Ахмерова биографические кризисы были выявлены как у взрослых, переживающих нормативные, так и у взрослых, переживающих ненормативные кризисы. В связи с этим мы считаем правомерным говорить о том, что биографические кризисные переживания включаются в определенной степени в переживание психологического кризиса различной детерминации в силу особенностей взрослого человека, осмысливающего свою жизнь как целое. Сам Ахмеров отождествляет биографические и жизненные кризисы, что, на наш взгляд, также подчеркивает их интегративный характер (см. рис.).Нормативные и ненормативные кризисы имеют ряд общих черт, связанных с понятием психологического кризиса вообще и ряд различий.Понятие кризиса происходит от греческого слова krisis — «решение, поворотный пункт, исход, суд», то есть имеется в виду крутой перелом в течении какого-либо процесса, меняющий его форму и направление, а также момент выбора. Распространено медицинское понимание кризиса как точки болезненного перехода, после которого организм либо выздоравливает, либо гибнет. По мнению социолога А. Г. Здравомыслова, «ощущение кризиса возникает на основе сравнения с тем, что было ранее, или чаще с тем, что должно было быть, т.е. с некоторым нормативным представлением о жизни. Чтобы ощущать кризис, необходимо до этого ощущать некую «нормальность». И. С. Кон отмечает, что «слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности». Понимание кризиса, предложенное основоположником психологии кризисного вмешательства Дж. Капланом, как состояния, порождаемого вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом, имплицитно присутствует во всех выделяемых типах кризисов. Лисбет Ф. Брюдаль основывается на определении кризиса, данного китайскими учеными — «полный опасности шанс». Исходя из этого, кризис рассматривается как процесс, имеющий две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста. Подытоживая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что любой кризис перечеркивает нечто старое, существовавшее до него, соответственно любой психологический кризис сопряжен с существенными перестройками в системе «человек». Любой психологический кризис, как нормативный, так и ненормативный, содержит в себе как потенциальные возможности развития, прогресса, так и потенциальные возможности регресса. Особенностью кризиса является то, что в результате его разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности. Психологический кризис характеризуется «кризисной симптоматикой» (термин, введенный Л. С. Выготским по отношению к возрастным кризисам, а в настоящее время употребляется и в отношении ненормативных кризисов) особой феноменологией, включающей аффективные, когнитивные, поведенческие компоненты, соответствующие периоду внутренней дезорганизации. Кризисные явления всегда связаны с глубинным переживанием смысла жизни и являются наиболее масштабными (в отличие от стрессов, фрустраций и конфликтов, по Ф. Е. Василюку), они протекают в рамках жизненного пути личности, являясь вехами ее индивидуальной истории.Различия в детерминации психологических кризисов отражаются, главным образом, в динамике их протекания. Ненормативные кризисы, вызываясь изменением внешних условий существования, требуют от личности существенных усилий по адаптации, осмыслению происшедших изменений и, соответственно, личностной реорганизации в связи с ними. В динамике этого процесса выделяется 4 фазы: 1) шок и отрицание оцепенение, игнорирование травматического события; 2) фаза реагирования осознание действительности и поиск смысла сопровождается переживанием «разрушительных» чувств гнев, чувство несправедливости, попытки разрушить реальность; 3) фаза обработки горе, отчаяние, принятие новой реальности; 4) фаза новой ориентации реорганизация и рождение нового смысла. Похожую динамику развития ненормативного кризиса описывает Д. А. Леонтьев. Он выделяет три стадии прохождения критической жизненной ситуации: защита (происходит включение неосознаваемых защитных механизмов), адаптация к ситуации и овладение ситуацией. Индикатором появления последнего уровня является появление потребности в активном изменении сложившейся сложной жизненной ситуации, желания действовать и трансформировать страдание в практику жизни. Нормативные кризисы развиваются иначе. Структура возрастного кризиса представляет собой крайне обостренное социально-психологическое противоречие противоречие между внешними нормами, требованиями, возросшими потребностями и притязаниями человека и его актуальными возможностями. Субъективно это состояние переживается в форме «не могу жить по-старому». Л. С. Выготский выделил в течение возрастного кризиса 3 фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. Первая и последняя сливаются со стабильными периодами, в центральной фазе кризис проявляется в поведении и деятельности и становится заметен окружающим. Структура возрастного кризиса на примере детских кризисов тщательно исследовалась К. Н. Поливановой. Основываясь на положениях культурно-исторической концепции и развивая представление о социальной ситуации развития, она выводит понимание кризиса как противоречивого, конфликтного соотношения реальной и идеальной форм в развитии. Под реальной формой понимается актуальная социальная ситуация развития. Идеальная форма некоторое представление о возможном будущем, которое оказывается привлекательным, притягивающим. Исходя из этих соображений, нормативный кризис имеет следующую динамику:

1. Предкритическая фаза открывается неполнота реальной формы на основе возникновения новой, идеальной формы. Человек уже начинает сравнивать, его нынешняя социальная ситуация предстает как одна из возможных. Л. С. Выготский называет первую фазу кризиса фазой влечения, в этот период человек из «здесь и сейчас выходит во временную перспективу и идеализирует новую идеальную форму».

Собственно критическая фаза содержит 3 подфазы: 1) попытка материализовать идеальную форму проба. На этом этапе попытка реализации включает только использование внешней формы, без понимания содержания нового этапа развития; 2) этап конфликта открытие невозможности прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. В результате конфликта достигается понимание, что невозможность воплощения идеальной формы связана не только с внешними ограничениями, но и с внутренними способностями, определенными свойствами личности, в результате возникает мотивация новой деятельности и создаются условия для преодоления кризиса; 3) рефлексия собственных возможностей.

3. Посткритическая фаза — создание новой социальной ситуации развития, реализация новой формы — идеальной, а не идеализированной, не формальной, а полноценной.

Психологическим содержанием критического периода является субъективация новообразований, появившихся в предыдущем стабильном периоде, что означает превращение новообразования в способность самого действующего субъекта. Новообразование, таким образом, формируется в 2 этапа: созрев к концу стабильного периода, в кризисе оно апробируется, осваивается, становится неотъемлемой частью субъекта.Описанная модель динамики нормативного кризиса Выготского — Поливановой была разработана для кризисов детского возраста. Для обоснованного распространения ее на нормативные кризисы взрослого периода требуется психологическое насыщение представлений о пробе и субъективации новообразований у взрослых. Такая работа проводится в исследованиях Е. Л. Солдатовой, которая переосмысливает учение о динамике возрастного кризиса с учетом возрастных особенностей взрослого человека. Основное различие она видит в том, что задачи детских возрастов связываются с освоением новых видов деятельности, а задачи развития в периоды взрослости связываются с развитием личности в определенной для каждого возраста системе социальных отношений. Таким образом, рассматривая динамику нормативного кризиса, мы подошли к одной из наиболее существенных проблем этой области психологии развития — проблеме различия методологических баз исследования кризисов детства и взрослости, которая берет начало в качественном различии самих изучаемых эпох.

Психологические кризисы можно разделить на нормативные и ненормативные. Нормативные кризисы предсказуемы, через них, как правило, проходят все люди, они протекают в определённый возрастной период (например кризис 3-х лет) или при определённом изменении социальной ситуации (например начало учебной деятельности). Ненормативные кризисы происходят неожиданно и возникают не у всех людей.

В детском возрасте, как и во взрослом, также случаются неожиданные трудные ситуации, которые приводят к кризисным переживаниям. Но эти кризисные переживания имеют свою специфику, определяемую особенностями развития. Основными причинами возникновения ненормативных детских кризисов являются:

1) смерть близкого человека, объекта привязанности;

2) развод родителей;

3) тяжёлая соматическая болезнь;

4) длительная разлука с родителями;

5) насилие.

Рассмотрим протекание ненормативного детского кризиса через призму трёх составляющих: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная составляющая

В силу недоразвития процессов мышления и речи дети не всегда способны осознать, что именно происходит, и выразить это. Детям не всегда удаётся соотнести своё актуальное эмоциональное состояние и поведенческие реакции с ситуацией, имевшей место некоторое время назад. Не всегда удаётся структурировать события и выявить причинно-следственные связи. Осложняется это тем, что родители, люди, которые ранее помогали в структурировании мира, сейчас тоже могут быть включены в эту кризисную ситуацию и не обладают достаточными психическими ресурсами, чтобы найти в себе силы объяснить ребёнку, что именно происходит, почему изменилась их жизнь, что значат те или иные события. В некоторых случаях родители табуируют обсуждения кризисной ситуации с целью обезопасить ребёнка, «не бередить раны». Вследствие такого ухода от болезненных тем ребенок остается наедине со своими мыслями, с которыми чаще всего не всегда способен разобраться. Это может повлечь за собой формирование новых убеждений, ведущих к еще большей деструктуризации окружающего мира. В психологической работе с детьми в кризисной ситуации довольно часто используют методы арт-терапии, позволяющие переработать эмоциональную составляющую, которая актуальна для ребёнка, но в данный момент в силу ряда причин недоступна для осознания и/или вербализации.

Эмоциональная составляющая

Дифференциация собственных эмоций и переживаний – процесс сложный, трудоёмкий и формируется постепенно в ходе онтогенеза. В результате детям не всегда понятно, что именно с ними происходит, свои эмоции они зачастую делят на положительные и отрицательные, а точнее, на приятные и неприятные. Своё состояние они могут описывать фразами «мне плохо» или «мне так не нравится». Задачей взрослых становится разведение и объяснение ребёнку его состояния: боль, страх, обида, гнев, отчаяние и т.п. Как правило, в кризисных ситуациях дети испытывают следующий спектр эмоций:

1. Чувство незащищённости и беспомощности.

Ощущение безопасности и субъективного контроля ситуации являются одними из базовых компонентов гармоничного развития психики ребёнка. В результате травмирующих событий эти компоненты нарушаются.

2. Чувство тревоги, страхи.

Кризисные ситуации случаются неожиданно, представляют собой сильные перемены в жизни. Мир принёс ребёнку неожиданные изменения, которые ему очень не нравятся, следовательно, он становится более настороженным, появляется / увеличивается страх, что могут произойти новые неожиданные изменения, которые будут столь же неприятны, как и предыдущие. Отсутствие предсказуемости повышает уровень тревожности.

3. Чувство стыда.

Чувство стыда – социальное чувство, основанное на предположении об оценки окружающими своих действий, ситуации, в которой находишься. Поскольку обсуждение горя с окружающими, как правило, табуируется, то возникает ощущение собственной инаковости, непохожести на окружающих детей, а, следовательно, «хужести».

4. Чувство обиды.

Дети воспринимают окружающий мир в упрощённой модели, которая предполагает в том числе, что «мир справедлив» Как раз в результате ощущения нарушения этой справедливости и возникает чувство обиды. Чувство обиды может иметь объект, на который направлено, например, обида на родителей, которые разводятся. А может и не иметь конкретного объекта. «Это нечестно!» –типичная детская фраза.

5. Чувство вины.

Чувство вины довольно часто сопровождает жертв насилия, и физического, и сексуального, и психического, вне зависимости от возраста жертвы. Это чувство регулярно сопровождает переживание утраты близкого человека. Один из возможных механизмов формирования столь неожиданной, на первый взгляд эмоции, для кризисных ситуаций выглядит следующим образом: я в чём-то виноват → я мог что-то изменить → я могу на что-то влиять → в дальнейшем я могу повлиять на события и избежать аналогичных ситуаций. Также чувство вины у детей возникает особенно часто в силу присущего детскому возрасту эгоцентризма мышления, восприятие себя как изначальной точки отсчёта, первопричиной всего происходящего, а, следовательно, и причиной данной сложной ситуации. Так, например, дети могут испытывать чувство вины при разводе родителей: «Если бы я лучше учился, я бы не расстраивал родителей, они бы не ссорились и поэтому не развились бы».

Поведенческая составляющая

Поведенческий репертуар реагирования в кризисных ситуациях весьма разнообразен:

Регрессия.Регрессия предполагает возвращение человека на более ранние стадии развития психики, когда он чувствовал себя комфортнее и безопаснее. У детей это может проявляться в появлении энуреза или сосании большого пальца, участившиеся капризы, повышение тональности голоса, инфантильные интонации речи.

Протестные реакции.Поскольку окружающая среда меняется и меняется непредсказуемо для ребёнка, то с целью достижения субъективного контроля над ситуацией и повышения предсказуемости ребёнок может перестать слушаться родителей, учителей, делать всё наперекор, капризничать.

Демонстративное поведение.В основе демостративного поведения лежит потребность привлечения внимания к себе, к своему состоянию, к своим проблемам. Например, дети начинают нарушать правила таким образом, чтобы это обязательно заметили взрослые.

Гетероагрессивное поведение.В кризисной ситуации внутреннее напряжение накапливается и зачастую находит выход в агрессивном поведении. Агрессивное поведение, как правило, направлено на сиблингов, сверстников, неодушевлённые предметы. Проявляется оно в учащающихся драках с ровесниками, сознательной порчей вещей.

Аутоагрессивное поведение.При возникновении сильного чувства вины, возникает потребность наказать себя. Ребёнок начинает чаще обычного травмироваться, натыкаться на углы в квартире, ошпариваться кипятком. Самонаказание не является осознанным, эти действия происходят «случайно».

Травматические игры.Дети в игровой форме воспроизводят травматическую ситуацию. Такие игры носят регулярный характер, не изменяются, сопровождаются негативными эмоциями детей. Игра «перезахоронение» является примером травматической игры. Дети находили и хоронили умерших крыс, птиц, кошек и собак. Потом раскапывали могилы мёртвых животных и хоронили в новых местах. Действия происходили в Грузии вскоре после геополитических конфликтов (1991-1993 гг.). Подростки, игравшие в эту игру, были беженцами, которые в период переездов в более безопасные регионы наблюдали, как многие люди умирали и взрослые хоронили их прямо у дороги, обещая непременно вернуться и перезахронить их на родной земле (Сарджвеладзе и др., 2005).

Нарушение сна.Повышенный уровень тревожности приводит в том числе и к тому, что детям становится сложно засыпать одним, без родителей, или без света. Страхи проявляются в ночных кошмарах.

Психосоматические заболевания.Такие заболевание как бронхиальная астма, энурез, логоневроз, нейродермит носят зачастую психосоматический характер и нуждаются в лечении не только соматический симптоматики, но и психологической причины. Важно помнить, что поведение человека носит комплексный характер. Приведённые выше типы поведения (регрессия, протестная реакция и т.д.) являются частью схемы. А схемы, как известно, не описывают реальность во всей её сложности и полноте. В реальном поведении ребёнка можно увидеть одновременно многие, или даже все вышеперечисленные типы реакций.Маша, 5 лет. После появления в семье новорожденной сестры огорчилась тому, что родители стали меньше уделять ей внимания. Как следствие, через какое-то время, девочка начала часто болеть, требуя родительского ухода, стала хуже слушаться родителей, капризничать, отказывается иногда ходить в детский сад. В детском саду тоже на неё начали чаще жаловаться воспитатели: отказывается ложиться спать во время «тихого часа», чаще ссорится с другими детьми, может подраться.В связи с тем, что дети сами не всегда понимают, что с ними происходит, а, следовательно, не могут ни объяснить окружающим своё поведение, ни отрегулировать его, окружающие взрослые зачастую неверно трактуют поведение детей, тем самым усугубляя ситуацию. Например, учитель в школе, отметив, что ученик стал сосать большой палец на уроках, может начать пытаться корректировать это поведение, привлекая внимание одноклассников этого ученика к этому факту, тем самым только усугубляя ситуацию. При работе с детьми важно помнить, что девиантное поведение является признаком того, что ребёнок нуждается в первую очередь в помощи, а не наказании.Другой отличительной чертой протекания кризиса у детей является сильная зависимость от восприятия этой ситуации другими людьми – в первую очередь родителями. Дети во многом познают мир (структурируют события, оценивают их – «хорошо/плохо», «нормально/ненормально»), ориентируясь на оценки своих родителей. Причём важна реакция родителей, как вербальная, так и невербальная. В связи с этим протекание кризиса у ребёнка очень сильно зависит от отношения к событию, которое вызвало этот кризис, родителей. Например, если семье умирает один из супругов и второй родитель, озабоченный состоянием ребёнка, отправляет его на приём к психологу, то работа с ребёнка будет менее эффективна, если сам родитель тоже не воспользуется услугами психологом. В связи с тесной эмоциональной связкой между детьми и родителями, дети часто «отзеркаливают» эмоциональное состояние своих родителей, даже в случае, если последние не вербализуют своих переживаний. Или тяжело переживая серьёзное соматическое заболевание своих детей, родители, сами того не ведая, могут вторично стигматизировать своих детей.Протекание кризиса у детей может осложняться тем, что дети с, одной стороны, не всегда понимают, чем именно вызвано их поведение, а, с другой стороны, находятся в зависимости от взрослых. Отреагирование психотравмирующих ситуаций у детей может принимать асоциальные формы, взрослые, не видя в этом симптома, стараются просто купировать эти проявления. Например, запрещают сосать большой палец на руке, наказывают за драки с ровесниками. И не предлагая альтернативных способов выражения своих эмоций, не дают возможности ребёнку отреагировать кризисную ситуацию.Таким образом, ненормативные кризисы возникают, как у взрослых людей, так и у детей, и ведут к переструктурированию картины мира и представлений о себе.

Поделитесь с Вашими друзьями:

coolnew.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *