Пацифист кто это такой – Пацифист — это человек, который призывает к сопротивлению насилию (пацифизму)

Содержание

что это такое и кто такие пацифисты

Оказывается, датчане не только самая счастливая, но и самая миролюбивая нация в мире. Во время Первой и Второй мировых войн Дания пожелала остаться нейтральной страной, а в XXI веке активно пропагандирует пацифизм на выставках «Долой оружие». Насколько сегодня актуальны идеи невоенного сопротивления насилию?  Можно ли считать буддизм синонимом пацифизма? Как практиковать ненасилие в случае травли? Рассказываем в статье.

Что такое пацифизм

Пацифизм — это идеология осуждения любой войны, а также пропаганда ненасилия и решения конфликтов путем переговоров, мирных митингов, разъяснения и диалога. Пацифизм не подразумевает смирения или полного подчинения. Восходящий к латинскому «pax»-«мир» термин говорит об осуждении аморальности, жестокости, физической расправы, а также невозможности называть войну священной, правомерной, оправданной, освободительной.

Пацифизм основан на утверждениях о том, что убийство человека человеком, как и другие виды насилия или конфликтов в отношениях есть зло, недопустимое для цивилизованных народов.

Чтобы осознать это понятие, стоит прочувствовать его противоположность – милитаризм. Термин происходит от латинского «militaris»-«военный» и означает постановку экономики и идеологии на военные рельсы. Когда деньги, ресурсы, силы страны тратятся на то, чтобы получить военное превосходство перед противником. Но когда милитаристы убеждают, что отстаивают гарантии мира, пацифисты осознают, что  «мир после войны» перекраивается исключительно по желанию милитаристов.

Кто такой пацифист

Пацифист — это тот, кто  поддерживает идеологию пацифизма. В быту пацифистом называют каждого, кто открыто выступает против войны. Если трактовать это понятие настолько ограниченно, получается, что все остальные оправдывают насилие. Это не так. Пацифист – это человек-миротворец, который не просто выступает за мирное решение конфликтов, но доказывает это на своем примере: не высказывает агрессии к кому-либо, не вступает в конфронтации или группировки, не принимает участия в военно-политических конфликтах, не наносит телесных повреждений.

История пацифизма

Термины «пацифизм» и «пацифист» впервые были озвучены на Всеобщем конгрессе мира в 1910 году.  Они были специально придуманы для обозначения участников конгресса, которые считали своей миссией минимизацию военных конфликтов. Со временем слова приобрели более широкое понятие, суть которого «человек против войны».

Но сама идея ненасилия имеет долгую социальную историю. Еще в I веке до нашей эры в Древнем Риме звучат идеи человечности и гуманности, а Юлий цезарь воздвигает храм Милосердия. Римляне создали свою систему заключения мирных договоров, которые включали социальные и правовые гарантии безопасности. Пацифисты встречались среди первых христиан. Они отказывались от военной службы по религиозным убеждениям, хотя военное служение не осуждалось в Новом Завете. Но вместе с теорией «справедливой войны» и «крестовых походов» пацифистские идеи были забыты.

Миротворческая традиция возродилась в XV веке с приходом ренессанса, а после Наполеоновских войн пацифизм стал общественным движением. К концу XIX столетия его идеи расширились на все континенты и обсуждались в рамках Лиги Наций, на международных конгрессах и конференциях по разоружению. Известными пацифистами  в свое время были Лев Толстой, Виктор Гюго, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон.

Если обратиться к современному этапу, то пацифистское движение – результат Первой и Второй Мировых войн. После миллионов смертей люди массово вступали в антивоенные организации, создавали миротворческие движения, участвовали в акциях ненасильственного сопротивления. Идеологию пацифизма закрепили в уставе ООН, Декларации о праве народов на мир и других международных документах.

Буддизм и пацифизм

У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса».  Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому  первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.

По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.

Как пережить моральное насилие и его последствия

Традиционные демонстрации пацифистов с транспарантами и антивоенными лозунгами в прошлом. Более того, сама идея пацифизма уже считается устаревшей. Но это не значит, что насилия стало меньше.

Травля может развиться в любом обществе, затронуть детей или взрослых. Любая травля ухудшает качество жизни, подрывает физическое здоровье, иногда приводит к психическим расстройствам или суициду.

Какие бывают виды травли:

  • Буллинг. Психологический террор, унижение, преследование. В отдельных случаях – побои, физическое унижение.
  • Моббинг. Целенаправленное интеллектуальное насилие или психологически опасные действия. Это сплетни, непристойные шутки или высказывания, неоправданная критика.
  • Харассмент. Общее название для сексуальных домогательств. Это грубые высказывания, действия, жесты или шутки, пошлые намеки, которые унижают человека, создают напряженную обстановку.
  • Кибертравля. Угрожающие сообщения, которые отправляются по электронной почте или открыто публикуются в соцсетях.
  • Аутинг. Публичное распространение информации, которая компрометирует человека и вынуждает его оправдываться или объяснять ситуацию.

По словам психологов, травле может подвергнуться любой человек. В группе риска – новенькие в коллективе и те, кто отличается от большинства. Травля протекает по примерно похожим схемам и борьба  с ней задействует одинаковые механизмы.

Что делать жертве эмоционального давления:

  • Признать, что происходящее – не плод воображения, а реальность.
  • Постараться сохранять нейтралитет, поскольку агрессор обычно ждет реакции своей жертвы.
  • Не принимать поспешных решений, а проанализировать ситуацию и информацию.
  • Если есть возможность, записать разговоры с угрозами.
  • Обратиться за помощью к близким, учителям, вышестоящему руководителю.
  • В критичных случаях сменить школу, работу, место жительства.

Мартин Лютер Кинг считал пацифизм «уделом смелых». Все потому, что он не подразумевает пассивное смирение насилию. Поэтому если агрессор игнорирует предупреждения, не стоит  пренебрегать официальными способами защиты – обратиться к юристу, в полицию.

Выводы:

  • Пацифизм как качество личности – безотговорочное осуждение насилия.
  • Буддизм считается символом ненасилия, но при необходимости оправдывает активное сопротивление насилию.
  • Эмоциональное давление – проблема не одного человека, а всего сообщества.

wikigrowth.ru

Пацифизм — это… Что такое Пацифизм?

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

История

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением пацифизма является джайнизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии. Существует ошибочное мнение о том, что многие другие религиозные течения, берущие начало в Индии, такие как буддизм, также имеют пацифистский характер. Но в случае буддизма это далеко не так. Пацифисткие тенденции можно отметить у различных этнических групп. Так, мориори, народ, населявший острова архипелага Чатем (Новая Зеландия) имел культурные и религиозные запреты на ведение войн (в XIX веке благодаря этому мориори стали легкой добычей для поработивших их маори).

Пацифистами были стоики выступал против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Все первые христиане были пацифистами. Не существует хотя бы одного свидетельства о службе христиан в римской армии до конца II века нашей эры, но напротив известно множество случаев мученичества из-за отказа служить в римском войске. Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Начало отказа христиан от первоначального пацифизма связано с обретением ими государственной власти. По этой причине христиане оказались в римской армии при Константине Великом и, по некоторым данным, даже составляли четверть его войска.[1]

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.[1]

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство). Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика пацифизма

Джордж Оруэлл писал: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.»[2]

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»[3]

Известные пацифисты

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • Н. Н. Молчанов «Война войне» — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — ХХ век
  • А.Д. Эпштейн От пацифизма – к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны  (англ.)

Критика

Ссылки

dic.academic.ru

Пацифист Википедия

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[1], в частности осуждением аморальности таких методов.

4-й Международный день молитвы за мир. Ассизи, Италия, 27 октября 2011 года

Часто смыкается с антимилитаристским и антивоенным движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п.

История

Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[2].

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма[2].

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (см. также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика

Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора»[4].

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории»[5].

См. также

Примечания

Литература

Основные тексты

  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
  • П. Брок «Отношение к ненасилию в пацифистских сектах в средние века и раннее новое время» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
  • Б. ф. Зуттнер «Долой оружие!» (1889 г.)
  • Л. Н. Толстой «Царство божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
  • Н. Н. Молчанов «Война войне» (недоступная ссылка) — фрагмент из книги «Жан Жорес» (ЖЗЛ), М., 1986
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
  • Б. Рассел «Автобиография» // «Иностранная литература», 2000, № 12
  • Т. И. Телюкова «Московская группа „Доверие“» — см. Группа за установление доверия между СССР и США

Исследования

  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • «Пацифизм в истории». М.: ИВИ РАН, 1997
  • «Долгий путь российского пацифизма». М.: ИВИ РАН, 1997.
  • Д. Сдвижков «Против „железа и крови“. Пацифизм в Германской империи», М., ИВИ РАН, 1999
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • «Трактаты о вечном мире». М., Соцэкгиз, 1963
  • Н. Карапетян «НОВЫЙ» НАРЯД ПАЦИФИЗМА
  • И. Гордеева Радикально-пацифистское движение в России — XX век
  • К. В. Стволыгин «Отказы от военной службы вследствие убеждений в Российской империи». Минск, РИВШ, 2010
  • А. Д. Эпштейн От пацифизма — к политическому протесту: израильское антивоенное движение в период от основания государства и до Первой ливанской войны
  • Песни против войны (англ.)

Критика

Ссылки

wikiredia.ru

Кто такой пацифист?

Войны – это всегда смерть, насилие, жестокость. И против всех этих явлений борются люди, которых называют пацифистами. Несмотря на то, что этот термин появился лишь в 19-м веке, настоящие пацифисты существовали всегда.

Что значит пацифизм?

Тот, кто хочет понять, кто такой пацифист, должен знать, что этот термин, как и понятие «пацифизм», имеет латинские корни и значение — «несущий мир», «миротворец».

Пацифисты сегодня – это участники и сторонники движения миротворцев, пропагандирующие прекращение войн и ликвидацию агрессии и жестокости. Идеология пацифизма предписывает исключительно ненасильственные методы – митинги, демонстрации, переговоры.

Как считают ученые, истоки пацифизма можно искать во многих религиях. Но его колыбелью все же называют буддизм, а основателем – Сиддхартха Гаутаму. Этот проповедник пропагандировал просветление и духовный рост через интеллектуальное развитие и обогащение.

Следом эстафету миротворцев приняли христиане, отказавшиеся от ведения боевых действий и участия в войне. Из-за этого многие первые христиане приняли мученическую смерть. Однако позднее было принято понятие «справедливой» «священной» войны, и в 16-17 веках Европа была охвачена религиозной борьбой. Это стало причиной новых антивоенных движений, представителями которых были барон Монтескье, Эразм Роттердамский, Марпек, Гребель, Джордж Фокс и другие.

Самый известный пацифист России – Л.Н. Толстой. Его труды внесли большой вклад в формирование идеологии пацифизма. Лев Николаевич ратовал за мирное преобразование общества без общественных преобразований (революций, вооруженных переворотов), которые являются насильственными.

Тем, кто изучает движение «пацифизм», требуется также объяснить термины «национализм» и «Антанта», которые связаны с миротворческим движением.

Национализм – это идеология, проповедующая верность своей нации. К сожалению, в современном обществе идеи национализма часто приобретают экстремистские черты и превращаются в крайние формы (шовинизм, ксенофобию), которые пропагандируют исключительность какой-то одной нации. Крайние формы национализма могут привести к разжиганию межнациональной розни, что, несомненно, противоречит принципам пацифизма.

Антанта – это тройственный военно-политический блок трех стран (Россия, Франция и Великобритания), объединившихся против Германии и ее сторонников в начале 19-го века. После начала первой мировой войны Антантой стали называть всю антигерманскую коалицию. Из-за противоречий внутри многонационального блока ее руководители так и не смогли прийти к единому мнению и остановить войну.

Пик популярности пацифизма – период после Второй мировой войны. Бойня, унесшая миллионы жизней, стала толчком к активизации движения за человечность, взаимоуважение, мир во всем мире. Пацифисты сегодня – это представители многомиллионного движения, которое имеет свой символ, доктрины, международные представительства.

Знак пацифистов – руна Альгиз, значение которой – рост сознания, защита. Он был принят официально в 1958 году. Этот знак пацифисты изображают на своих флагах.

Идеи пацифистов нашли свой отклик во множестве самых разнообразных молодежных течений, самое известное из которых – хиппи. Это движение появилось в 60-х годах в США, и к нему принадлежали многие известные личности, например, солисты группы «Биттлз».

Сегодняшние пацифисты по-прежнему считают войну неприемлемым способом решения конфликтов. Нельзя оправдывать войну, называя ее «священной» или «освободительной». Поэтому пацифисты, как и раньше, устраивают мирные шествия, отстаивая свое убеждение, что все конфликты можно решить ненасильственным методом.

Но, к сожалению, движение пацифистов за годы существования не смогло добиться каких-либо серьезных результатов и войны не прекращаются. Именно поэтому многие политики и обычные люди считают идеи пацифизма неосуществимой утопией.

 

kak-bog.ru

Кто такой пацифист? Это миротворец, участник движения за мир во всем мире

Испокон веков люди страдали от насилия и войн. Сквозь туннель истории прошли «пророки», которые отстаивали мир и покой. Сегодня этих воинов мира и света называют пацифистами.

Понятия «пацифист» и «пацифизм»

Слово «пацифизм» имеет латинские корни и в переводе означает «миротворческий», «несущий мир». Данное понятие обобщает идеологию, общественное движение и философские направления, единой целью которых является борьба против насилия, утверждение мира, недопущение войн и кровопролитий. Часто сливается с антимилитаристским движением и антиимпериалистической борьбой, поскольку имеет с ними общий идеологический корень недопущения насилия над личностью.

Пацифист — это участник, сторонник миротворческого движения. Человек, который пропагандирует полную ликвидацию жестокости, определяя ее как аморальное явление. Методы борьбы пацифистов также ненасильственные: мирные митинги, манифесты, достижение компромисса посредством переговоров.

Истоки пацифизма

Значение слова «пацифист» получило научное определение только в XIX веке, хотя с самого зарождения человечества имело место противостояние сил добра и зла.

Считается, что фундаментом пацифизма, его колыбелью, является буддизм. Это религиозно-философское учение основной доктриной имеет ненасилие и мирное сосуществование всего человечества. Сиддха́ртха Гаута́ма — основатель буддизма, по сути, первый известный пацифист. Это он еще в VI веке до н. э. пропагандировал просветление и духовное пробуждение через развитие ума и сердца.

Исторические вехи движения за мир

Далее антивоенную эстафету приняли первые христиане. Во II веке н. э. они отказывались от военной службы, дабы не участвовать в войнах и не убивать людей. За это многие приняли мученическую смерть, но исторические документы свидетельствуют об их невероятном стоицизме и вере в Христа.

Пацифизм дрогнул, когда христиане приняли идею «справедливой» войны. Христианская религия стала учить тому, что любая освободительная война и борьба против врага являются священными. Но они клялись никогда не начинать войну первыми, не идти с агрессией против безоружных, отстаивать «Божий мир» по всему свету.

В XVI-XVII веках по Европе прокатились религиозные войны. Это было время Реформации, когда единый христианский мир распался на множество национальных церквей. Этот факт имел неоднозначные исторические последствия: жестокие кровопролития породили множество антивоенных движений по всей континентальной Европе. Его яркими представителями стали Александр Мак, Джордж Фокс, Гребель, Марпек, Симонс, Эразм Роттердамский.

Наполеоновские войны послужили толчком к зарождению очередной волны пацифизма. Проводились антивоенные демонстрации, международные конгрессы, пацифисты требовали запретить любые военные действия, полностью разоружить все страны, а межгосударственные споры разрешать в судебном порядке.

В России в XIX веке жил знаменитый пацифист. Это — Л. Н. Толстой. Его труды за мирное преобразование общества и о невозможности любых общественных преобразований насильственными методами внесли огромный вклад в идеологию пацифизма.

Флаг пацифиста

После Второй мировой войны, унесшей миллионы жизней, пацифизм стал чрезвычайно популярной концепцией. Во главу развития человечества пацифисты ставят принципы человечности, взаимоуважения и свободы личности. Теперь пацифист — это не просто отдельный лидер, выступающий за мир во всем мире, но и член организованного многомиллионного движения, имеющего свои доктрины, офисы и международные представительства.

В 1958 году за свой знак пацифисты приняли символ, основой которого стала руна Альгиз. Ее традиционное значение — защита, устремление сознания вверх. В перевернутом виде она напоминает дерево, уходящее корнями внутрь земли, символизируя тайну древнего знания и мудрости.

Этот знак пацифисты изображают на своих флагах, реющих в руках демонстрантов на антиядерных митингах и над офисами защитников мира.

fb.ru

пацифист — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.пацифи́стпацифи́сты
Р.пацифи́стапацифи́стов
Д.пацифи́ступацифи́стам
В.пацифи́стапацифи́стов
Тв.пацифи́стомпацифи́стами
Пр.пацифи́степацифи́стах

пацифи́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пациф-; суффикс: -ист [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [pət͡sɨˈfʲist] 
    (файл)

Семантические свойства

Значение
  1. приверженец или представитель пацифизма; тот, кто осуждает любые войны и выступает за их прекращение и предотвращение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы

ru.wiktionary.org

Слово ПАЦИФИСТ — Что такое ПАЦИФИСТ?

Слово пацифист английскими буквами(транслитом) — patsifist

Слово пацифист состоит из 8 букв: а и и п с т ф ц


Значения слова пацифист. Что такое пацифист?

Пацифизм

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение…Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством…

ru.wikipedia.org

ПАЦИФИЗМ (лат. pacificus — умиротворяющий, от pax — мир и facio — делаю) — бурж.-либеральное течение, проповедующее пассивные методы сохранения мира, считающее гл. средством предотвращения войн осуждение их аморального характера.После 2-й мировой войны многие пацифисты и нек-рые пацифистские орг-ции включились в Движение сторонников мира. В. Г. Вершинин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю), антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера.Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая правомерность справедливых освободительных войн. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций, без…

БСЭ. — 1969—1978

Русский язык

Пацифи́ст.

Словарь ударений. — 2000

Примеры употребления слова пацифист

Я, честно говоря, большой пацифист в душе.


  1. пацификация
  2. пацифистка
  3. пацифистский
  4. пацифист
  5. пацюк
  6. пачеси
  7. пачечка

wordhelp.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *