Понятие о личности в психологии кратко – Урок 3. Личность в психологии

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности

Личность –
определенное мировоззрение, определенные
качества, сформированные в социальной
среде от рождения. Личностью могут быть
только среди людей на основе своих
биологических особенностей, которые
дала природа (10).

Единой теории
личности нет, но есть более 500 определений
«личности».

Форма
адаптации, особенности темперамента
(эмоциональность, динамика психических
процессов, скорость реакции),
характерологические
свойства

(характер), способности
человека (продуктивность деятельности),
особенность межличностных
отношений
.
Все это входит в определение личности
(10).

В
энциклопедиях и словарях понятие
«личность»
определяется как:

I)
человек, индивид как субъект отношений
и созна­тельной деятельности;

2) устойчивая
си­стема социально значимых черт,
характе­ризующих индивида как члена
того или иного общества или общности.

Предметом
изучения психологии личности являются
внутренние
законо­мерности
,
которые детерминируют все проявления
человека. Изучение детерминант поведения
не­избежно ставит вопрос о структуре
лич­ности, что в свою очередь предполагает
выделение элементов, ее составляющих,
исследование свойств каждого из них и
характера взаимосвязей между элемента­ми,
образующих структуру как целое.

Современные теории
личности харак­теризуются большим
разнообразием как элементов, входящих
в структуру личнос­ти, так и
системообразующих факторов, объединяющих
элементы в систему.

Личность

1)
человек как субъект соци­альных
отношений и сознательной деятель­ности;
2) определяемое включенностью в социальные
связи системное качество индивида,
формирующееся в совместной деятельности
и общении. В категориаль­ной системе
психологии Л. имеет харак­тер
субстанциональной категории. В
«гормической психологии» (В. МакДаугалл),
в психоанализе (3. Фрейд, Л. Ад­лер) Л.
трактовалась как ансамбль ирра­циональных
бессознательных влечений. Бихевиоризм
фактически снимал про­блему Л., которой
не оставалось места в механистической
схеме «С— Р» («стимул—реакция»). Весьма
продуктивные в плане конкретных
методических решений концепции К.
Левина, А. Маслоу, Г, Олпорта, К. Роджерса
обнаруживают опре­деленную
ограниченность, которая про­является:
в физикализме (переносе зако­нов
механики на анализ проявлений Л., напрмер,
у К. Левина), в индетерминиз­ме в
«гуманистической психологии» и
эк­зистенциализме. Заметны успехи
запад­ной эмпирической психологии в
области психотерапии Л., тренинга общения
и т.д. В российской психологии человека
как Л. характеризует система обусловлен­ных
жизнью в обществе отношений, субъектом
которых он является. В про­цессе
взаимодействия с миром активно действующая
Л. выступает как целое, в котором познание
окружающего осуще­ствляется в единстве
с переживанием. Л. рассматривается в
единстве (но не тожде­стве) чувственной
сущности ее носите­ля — индивида и
условий социальной среды (Б.Г. Ананьев,
А.Н. Леонтьев). Природные свойства и
особенности ин­дивида выступают в Л.
как социально обусловленные ее элементы.
Так, напри­мер, мозговая патология
обусловлена биологически, но порождаемые
ею черты характера становятся особенностями
Л. в силу социальной детерминации. Л.
явля­ется опосредующим звеном, через
которое внешнее воздействие связано
со своим эффектом в психике индивида
(С.Л. Ру­бинштейн). Возникновение Л.
как сис­темного качества обусловлено
тем, что индивид в совместной деятельности
с другими индивидами изменяет мир и
по­средством этого изменения преобразует
и себя, становясь Л. (А.Н. Леонтьев). Л.
ха­рактеризуется активностью, т.е.
стремлени­ем субъекта выходить за
собственные пре­делы, расширять сферу
своей деятельности, действовать за
границами требований ситу­ации и
ролевых предписаний (мотивация достижения,
риск и т.п.). Л. характеризует­ся
направленностью

устойчивой доми­нирующей системой
мотивов — интересов, убеждений, идеалов,
вкусов и т. д., в ко­торых проявляют
себя потребности чело­века; глубинными
смысловыми структурами.

(16)

studfiles.net

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо социальной роли, личностью не является. Субъективно личность индивида – это его Я (оба Я, Я-концепция), это система представлений о себе, формируемая в процессе деятельности и общения и обеспечивающая единство и тождественность его личности.

Роль – это социальная функция личности: роль матери, отца, директора школы, студента и т. д. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности.)

Кроме прав и обязанностей, социальная роль связана с определенными видами социальной деятельности и поэтому всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, оно порицает такую социальную роль, как преступник). Важно отметить, что общественный оценке подлежит не конкретная личность, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может одновременно быть, скажем, бухгалтером, мужем, отцом, членом профсоюза, игроком сборной команды по футболу и т. д.

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню осознанности. Принято различать малоосознанные и глубокоосознанные отношения. Малоосознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубокоосознанные отношения принципиальные, они определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности.

Еще одна характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

Что такое личность?

В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.

Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:

Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Существует и несколько иных определений:

Личность — это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.

Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность».

Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.

Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.

По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.


Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.

Структура личности

Структура личности — это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

Низший уровень личности — это половые свойства психики, возрастные, врождённые.

Второй уровень личности — это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.

Третий уровень личности — это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.

Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.



Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.

Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.

 

studopedia.net

23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

ЛИЧНОСТЬ—
1)
индивид
как субъект социальных отношений и
сознательной деятельности; 2) опре­деляемое
включенностью в общест­венные отношения
системное каче­ство индивида,
формирующееся в совместной деятельности
и обще­нии. Личность – определяемое
включенностью в общественные отношения
системное качество индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении.
Личность – это субъект познания и
активного преобразования материального
мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Рассмотрим этапы
формирования личности. Личность,
по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение
относится к дошкольному возрасту и
знаменуется установлением первых
иерархических отношений мотивов, первыми
подчинениями непосредственных побуждений
социальным нормам.
«Узлы»
личности завязываются в интерперсональных
отношениях и лишь затем становятся
элементами внутренней структуры
личности.

Второе рождение
личности начинается в подростковом
возрасте и выражается в появлении
стремления и способности осознавать
свои мотивы, а так же проводит активную
работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет
несколько параметров
личности:

1.богатство связей
индивида с миром; 2.степень иерархизированности
деятельностей, их мотивов. Так, высокая
степень иерархизации мотивов выражается
в том, сто свои действия человек как бы
примеривает к главному для него
мотиву-цели, названному Леонтьевым
жизненной целью. 3.общий тип строения
личности. По Леонтьеву, структура
личности есть устойчивая конфигурация
главных, внутри себя иерархизированных
мотивационных линий. Мотивационная
сфера личности, продолжает Леонтьев,
всегда многовершинна. «Внутреннее
соотношение главных мотивационных
линий в совокупности деятельностей
человека образуют как бы общий
«психологический профиль личности».

Л.И. Божович
выделяет два основных критерия
сформировавшейся личности.

Первый критерий:
человека можно считать личностью, если
в его мотивах существует иерархия в
одном определен­ном смысле, а именно,
если он способен преодолевать собственные
непосредственные побуждения ради
чего-то другого. В таких случаях говорят,
что субъект способен к опосредованному
поведению. При этом предполагается, что
мотивы, по которым преодолеваются
непосредственные побуждения, социально
значимы. Они социальны по своему
происхождению и смыслу, т.е. заданы в
обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый
критерий личности — способность к
сознательному руководству собственным
поведением. Это руководство осуществляется
на основе осознанных мотивов-целей и
принципов. От первого критерия второй
отличается тем, что предполагает именно
сознательное соподчинение мотивов.
Просто опосредованное поведение (первый
критерий) может иметь в своей основе и
стихийно сложившуюся иерархию мотивов,
и даже «стихийную нравственность»:
человек может не отдавать себе отчета
в том, что именно его заставило поступить
определенным образом, тем не менее
подействовать вполне нравственно. Итак,
хотя во втором признаке так же имеется
ввиду опосредованное поведение,
подчеркивается именно сознательное
опосредование. Оно предполагает наличие
самосознания как особой инстанции
личности То есть главный путь воспитания
личности — это воспитание его мотивов.
Человек становится личностью в той
мере, в какой система его мотивов
оказывается сформированной требованиям
общества. «Личность тем значительнее,
— пишет Рубинштейн, — чем больше в
индивидуальном преломлении в ней
представлено всеобщее».

Одной из проблем
изучения личности является сложность
в выделении, единицы анализа структуры
личности. Существует три основных типа
подходов к этой проблематике: 1
.отождествление структуры личности со
структурой физического объекта, т.е.
анализ по элементам. Структура личности
рассматривается как набор факторов или
черт личности. В качестве элемента
рассматривается черта личности. 2.блочный
подход: выявляются подструктуры
темперамента, мотивации, характера,
прошлого опыта. Исследуется характер
связи между блоками. З.в качестве
системообразующего фактора рассматривается
то или иное динамическое образование
личности, т.е. такое образование, в
котором сконцентрированы все свойства
личности как целого: установка, по
Узнадзе; потребность, по Маслоу;
доминирующее отношение, по Мясищеву.
Таким образом, в зарубежной психологии
личность понимается как формальная
категория, имеющая возможность иметь
свою структуру, в отечественной психологии
личность понимается как содержательная
характеристика поэтому структурно она
не может быть представлена (самый
дискуссионный вопрос в психологии). В
связи с этим современные отечественные
психологи выделяют качественные
характеристики личности (Братусь,
Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

К проблеме
биологического и социального в структуре
личности.

Личность
и индивид.
В
понятии индивид воплощена родовая
принадлежность человека (строение тела
и мозга, создающее возможности и задатки
человека, то что дано человеку от
природы), то есть назвать человека
индивидом – это сказать, что он
потенциально человек со всеми только
ему присущими врожденными чертами.
Личность – это качество индивида
(единство личности и индивида), но они
не тождественны. Личность – это особое
качество приобретаемое индивидом в
обществе, в совокупности общественных
отношений, то есть это социальное
качество индивида. Может ли индивид не
быть личностью – да может – это ребенок.
Межличностные связи, формирующие
личность в коллективе, выступают в форме
субъект-субъектных связей (общение) и
субъект-объектных (общественная
деятельность). Индивид постепенно
включается в общественные связи также
присваивая себе при этом опыт человечества
сначала с позиции взрослого (воспитание
— процесс
приобщения к миру человеческой культуры),
а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность
и индивидуальность.

Личность каждого индивида наделена
только ей приущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание
психологических особенностей человека,
составляющих его своеобразие, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента,
характере, привычках, преобладающих
интересах, в качестве познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности (определить).
Личность и индивидуальность также
образуют единство, но не тождество, так
как индивидуальные особенности могут
быть и не представлены в формах дятельности
и общении, существенно важных для группы,
в которую включен индивид. Если черты
индивидуальности не представлены в
межличностных отношениях (например,
привычки), то они оказываются не
существенными для оценки личности и не
получают условий для развития. Так,
например, ловкость и решительность,
будучи чертами индивидуальности
подростка, не выступают до этого времени
как характеристика его личности, пока
он не был включен в спортивную команду.
То есть индивидуальные особенности не
заявляют о себе (не приобретают личностный
смысл) и не развиваются, пока они не
станут необходимыми в системе межличностных
отношений человека.

Современные
представления о личности и психологической
структуре
.
Наиболее теоретически и эмпирически
обоснованной моделью структуры личности
нам на сегодняшний день представляется
мо­дель Б.С.Братуся (1988). Б.С.Братусь
выделяет следующие уровни структуры
личности: 1) собственно личностный или
личностно-смысловой уровень, «ответственный»
за производство смысловых ориентации,
определение общего смысла и назначения
своей жиз­ни, отношений к другим людям
и к себе; 2) индивидуально-испол­нительский
уровень или уровень реализации, на
котором смысловые ориентации реализуются
в конкретной деятельности — этот уровень
несет на себе печать характерологических
черт, особенностей и свойств и 3)
психофизиологический уровень,
характеризующий особенности строения
и динамики, режимов функционирования
психических процессов.

Уровни структуры
личности, выделенные Б.С.Братусем,
хоро­шо согласуются с введенным
А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности
плана содержания — плана смысловых
образований, характеризующих личность
с содержательной стороны, со стороны
ее мотивов, жизненных целей, общей
направленности и т.д. — и плана выражения,
к которому относятся такие структуры,
как спо­собности и черты характера,
отвечающие за особенности проявле­ний
личности в деятельности. Эти проявления
в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет
на экспрессивные и инструментальные.
Психофизиологический уровень,
обеспечивающий функциониро­вание
личностных структур, А.Г.Асмолов относит
не к самой лич­ности, а к ее предпосылкам.

Принимая
за основу основную общую логику подходов
А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию
структуры личности, мы ус­матриваем
в их теоретических моделях один
принципиальный общий недостаток,
который, впрочем, связан с общим состоянием
психологии личности на сегодняшний
день. Этот недостаток зак­лючается в
недифференцированном представлении о
высшем, специфически человеческом
уровне структурной организации лич­ности.
Нам представляется, что здесь необходимо
выделять не один, а по меньшей мере два
различных уровня, содержанием которых
будут являться принципиально разные
по своей природе структуры и механизмы.
Поэтому мы считаем необходимым выделять
три уров­ня структурной организации
личности (см. Леонтьев
Д.А.,
1993):
1) уровень ядерных механизмов личности,
которые образуют несу­щий психологический
скелет или каркас, на который впоследствии
нанизывается все остальное; 2) смысловой
уровень — отношения личности с миром,
взятые с их содержательной стороны, то
есть, по сути, то, что обозначается
понятием «внутренний мир челове­ка»;
3) экспрессивно-инструментальный уровень
— структуры, характеризующие типичные
для личности формы или способы внешнего
проявления, взаимодействия с миром, ее
внешнюю обо­лочку. (Психофизиологический
уровень — уровень телесных и моз­говых
механизмов — мы, вслед за А.Г.Асмоловым,
склонны отнести к предпосылкам личности,
а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами
экспрессивно-инструментального уровня
прин­ципиально не отличается от того
понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал
в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь
в понятие «уровень реализации», с тем
лишь отличием, что в качестве структур
этого уровня мы рассматриваем, наряду
с чертами характера и спо­собностями,
также роли, включенные человеком в свой
репертуар. Смысловой уровень мы понимаем
также сходным образом — как пласт
смысловых структур, в которых
кристаллизованы конкретные содержательные
отношения человека с миром, и которые
регулиру­ют его жизнедеятельность.
Этот уровень будет подробно рассмотрен
в последующих главах. На этом уровне
действительно осуществляется «производство
смысловых ориентации», но лишь один его
вид — про­изводство смысловых
ориентации в процессе реальной
жизнедеятель­ности человека, реализации
его отношений с миром.

За критические же
процессы изменения смысловых ориентации
путем свободного выбора или направленной
на себя рефлексивной смыслотехники
отвечают ядерные механизмы личности —
меха­низмы высшего уровня. Эти ядерные
механизмы — свобода и от­ветственность.
Трудность их постижения вытекает из
того, что в личности мы не найдем некой
структуры, которую можно назвать
«свобода», или «ответственность», или
«выбор». Это не элементы или подструктуры
личности как, скажем, способности,
потребнос­ти, роли или отношения. Это
именно способы, формы ее существо­вания
и самоосуществления, которые не имеют
своего содержания. В процессе становления
и формирования личности они занимают
(или не занимают) центральное место в
отношениях человека с миром, становятся
(или не становятся) стержнем его
жизнедеятель­ности и наполняются
(или не наполняются) ценностным
содержа­нием, которое придает смысл
им самим. Наполняясь содержанием
смыслового уровня они, в свою очередь,
определяют линии разви­тия смысловой
сферы, создают то силовое поле, в котором
она фор­мируется.

studfiles.net

48. Понятие личности в психологии

  1. Понятие личности в психологии. Основные
    концепции личности: психоаналитическая,
    теория черт, гуманистическая,
    социально-когнитивная.

Личность –
социальное существо, включенное в
общественные отношения, участвующие в
общественном развитии и выполняющее
определенную общественную роль.
Субъективно личность индивида – это
его Я, это система представлений о себе,
формируемая в процессе деятельности и
общения и обеспечивающая единство и
тождественность его личности.

Личность характеризуется
большим числом параметров, среди которых
наиболее важна ее позиция, т. е. система
отношений. Наиболее существенными
являются отношения личности к обществу
и людям, к материальным условиям жизни,
к себе, к собственным обязанностям, к
общественным обязанностям, к трудовым
обязанностям. Эти и некоторые другие
отношения характеризуют прежде всего
нравственный облик личности, ее социальные
установки.

Еще одна характерная сторона
личности – ее индивидуальность,
неповторимое сочетание психологических
особенностей личности. Сюда относятся
характер, темперамент, особенности
протекания психических процессов,
совокупность преобладающих чувств и
мотивов деятельности, сформировавшиеся
способности. Нет двух людей с одинаковым
сочетанием указанных психологических
особенностей – личность человека
неповторима в своей индивидуальности.

Обычно словом «индивидуальность»
определяют какую-либо главенствующую
особенность личности, делающую ее
непохожей на окружающих. Индивидуален
каждый человек, но индивидуальность
одних проявляется очень ярко, выпукло,
других – малозаметно.

Индивидуальность может
проявляться в интеллектуальной,
эмоциональной или волевой сфере или
сразу во всех сферах психической
деятельности. Она наиболее полно и
детально характеризует личность.

Существует много концепций.
Самые известные из них: психоаналитическая,
теория черт, гуманистическая,
социально-когнитивная.

Психоаналитическая: разработана
З.Фрейдом. В соотв. с его взглядами,
личность — единство трёх образующих
начал : ид, эго, суперэго

Ид по
Фрейду означает примитивные, инстинктивные
и врождённые аспекты личности. Оно
целиком функционирует в бессознательном
и тесно связано с инстинктивными
биологическими побуждениями, которое
наполняют наше поведение энергией. Ид
– нечто тёмное, не знающее законов, не
подчиняющееся правилам. Оно выражает
первичный принцип всей человеческий
жизни – немедленную разрядку психической
энергии, производимой биологически
обусловленными побуждениями (особенно
сексуальными и агрессивными). Последние,
когда они сдерживаются и не находят
разрядки, создают напряжение в личностном
функционировании.

Эго –
это компонент психического аппарата,
ответственный за принятие решений. Эго
стремится выразить и удовлетворить
желания Ид в соответствии с ограничениями,
налагаемыми внешним миром. Эго помогает
обеспечить безопасность и самосохранение
организма. В борьбе за выживание, как
против внешнего социального мира, так
и инстинктивных потребностей Ид. Эго
является “исполнительным” органом
личности и областью протекания
интеллектуальных процессов и решения
проблем.

Суперэго –
это интернализованные общественные
нормы и стандарты поведения, полученные
в процессе “социализации”. Суперэго
пытается полностью затормозить любые
общественно осуждаемые импульсы, со
стороны Ид, пытаясь направить человека
к абсолютному совершенству в мыслях,
словах и поступках.

«Теория
черт»
 
исходит из положений немецкой психологии
конца XIX – начала XX в. и концентрирует
свое внимание на врожденных качествах
лидера. Лидером, согласно этой теории,
может быть лишь такой человек, который
обладает определенным
набором личностных качеств или
совокупностью определенных психологических
черт
.
Различные авторы пытались выделить эти
необходимые лидеру черты или характеристики.
В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт,
упоминаемых различными исследователями
как «лидерских». Также делается акцент
на внешние качества человека. Эндоморф
(добряк, толстяк – Санта Клаус), Мезоморф
(Супермен) и Эктоморф (Шерлок Холмс) .
Присутствует разделение на экстравертов
и интровертов.

Гуманистический:
Основа – Маслоу, Роджерс. Основная идея
– человек по натуре существо доброе,
каждый обладает определённым потенциалом,
и задача общества, его самого – этот
потенциал развить. Для этого должны
быть удовлетворены базовые потребности
человека: выживание, физиологические
потребности, потребность в безопасности,
общении, признании, любви, потребность
в самореализации.

Роджерс
соглашается с Маслоу и добавляет: чтобы
человек мог самореализовываться (
творчество, личные достижения ), необходима
соответствующая соц.среда, окружение.
Главные составляющие среды –
доброжелательность, уважение, готовность
помочь, понимающая критика

Социально-когнитивный
(Бандура).
Человек и
среда взаимно влияют друг на друга.
Среда формирует человека, а с другой –
человек накладывает свой отпечаток на
среду. Чем сильнее личность, тем значимее
отпечаток. Каждый человек бессознательно
стремится к такому образу жизни, которая
является конгениальной его типу личности.

Принципиально
важным индикатором самочувствия личности
является чувство контроля над внешними
факторами и над собой. Человек с таким
развитым чувством чувствует по жизни
себя увереннее.

Феномен
личности весьма сложен, и приведенные
концепции друг друга выполняют и помогают
лучше этот феномен понять.

studfiles.net

Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности

На
вопрос, что такое личность, психологи
отвечают по-разному, и в разнообразии
их ответов, а отчасти и в расхождении
мнений на этот счет проявляется сложность
самого феномена личности. Каждое из
определений личности, имеющихся в
литературе (если оно включено в
разработанную теорию и подкреплено
исследованиями), заслуживает того, чтобы
учесть его в поисках глобального
определения личности.

Личность
чаще всего определяют как человека в
совокупности его социальных, приобретенных
качеств. Это значит, что к числу личностных
не относятся такие особенности человека,
которые генотипически или физиологически
обусловлены, никак не зависят от жизни
в обществе. Во многих определениях
личности подчеркивается, что к числу
личностных не относятся психологические
качества человека, характеризующие его
познавательные процессы или индивидуальный
стиль деятельности, за исключением тех,
которые проявляются в отношениях к
людям, в обществе. В понятие «личность»
обычно включают такие свойства, которые
являются более или менее устойчивыми
и свидетельствуют об индивидуальности
человека, определяя его значимые для
людей поступки.

Итак,
что же такое личность, если иметь в виду
указанные ограничения? Личность

это
человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки
человека, имеющие существенное значение
для него самого и окружающих.

Наряду
с понятиями «человек», «личность» в
науке нередко употребляются термины
«индивид», «индивидуальность» (рис.).

Рис..
Соотношение объемов понятий «человек»,
«личность», «индивид» и

«
индивидуальность»

Их
отличие от понятия «личность» состоит
в следующем.

Если
понятие «человек» включает в себя
совокупность всех человеческих качеств,
свойственных людям, независимо от того,
присутствуют или отсутствуют они у
данного конкретного человека, то понятие
«индивид» характеризует именно его и
дополнительно включает такие
психологические и биологические
свойства, которые наряду с личностными
также ему присущи. Кроме того, в понятие
«индивид» входят как качества, отличающие
данного человека от других людей, так
и общие для него и многих других людей
свойства.

Индивидуальность
— это самое узкое по содержанию понятие
из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе
лишь те индивидные и личностные свойства
человека, такое их сочетание, которое
данного человека отличает от других
людей.

Рассмотрим
структуру личности. В нее обычно
включаются способности, темперамент,
характер, волевые качества, эмоции,
мотивация, социальные установки. Все
эти качества подробно будут рассматриваться
в соответствующих главах, а здесь мы
ограничимся только общими их определениями.

Способности
понимаются
как индивидуально устойчивые свойства
человека, определяющие его успехи в
различных видах деятельности. Темперамент
включает
качества, от которых зависят реакции
человека на других людей и социальные
обстоятельства. Характер
содержит
качества, определяющие поступки человека
в отношении других людей. Волевые
качества
охватывают
несколько специальных личностных
свойств, влияющих на стремление человека
к достижению поставленных целей. Эмоции
и мотивация —
это,
соответственно, переживания и побуждения
к деятельности, а социальные
установки

убеждения и отношения людей.

studfiles.net

Понятие личности в психологии

В данной статье автор разбирает понятие личность в контексте психологической науки.

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «личность». Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность — есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.

Главное качество в человеке — это его разумность. Можно сказать, что призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

Сущностная характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами — представитель рода человеческого.

Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…

Однако это не означает, что биологическое в человеке — это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.

Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рождения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Как уже было сказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

«Оно» — собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.

«Я» — сознание.

«Сверх Я» — представлено на сознательном и бессознательном уровне.

Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

novainfo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о