Понятия личность – Личность. Понятие личности.

Содержание

Личность. Понятие личности.

Личностью
в психологии называют человека как
носителя сознания. Считается, что
личностью не рождаются, а становятся в
процессе бытия и трудовой деятельности,
когда, общаясь и взаимодействуя, человек
сравнивает себя с другими, выделяет
свое «Я». Психологические свойства
(черты) личности полно и ярко раскрываются
в деятельности, общении, отношениях и
даже во внешнем облике человека.

Личности
бывают разные — гармонично развитые и
реакционные, прогрессивные и односторонние,
высоконравственные и подлые, но при
этом каждая личность неповторима. Иногда
это свойство — неповторимость — называют
индивидуальностью, как проявление
единичного.

Однако
понятия индивид, личность и индивидуальность
не тождественны по содержанию: каждое
из них раскрывает специфический аспект
индивидуального бытия человека. Личность
может быть понятна только в системе
устойчивых межличностных связей,
опосредованных содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности каждого
из участников.

Межличностные
связи, формирующие личность в коллективе,
внешне выступают в форме общения или
субъект — субъектного отношения наряду
с субъект — объектным отношением,
характерным для предметной деятельности.

Личность
каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность —
сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах характера,
темперамента, привычках, преобладающих
интересах, в качествах познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности.

Образ
жизни как социально — философское понятие
отбирает в многообразии качеств и
свойств, присущих данной личности, лишь
социально устойчивое, социально типичное,
характеризуя общественное содержание
ее индивидуальности, раскрывая человека,
стиль его поведения, потребности,
предпочтения, интересы, вкусы не со
стороны его психологических особенностей,
отличающих его от других людей, а со
стороны тех свойств и черт его личности,
которые заданы самим фактом его
существования в определенном обществе.
Но если под индивидуальностью
подразумевается не особенность внешнего
облика или манеры поведения человека,
а уникальная форма существования и
неповторимого проявления общего в
жизнедеятельности личности, то
индивидуальное есть тоже социальное.
Поэтому образ жизни личности выступает
как глубоко индивидуализированная
взаимосвязь объективного положения
человека в обществе с его внутренним
миром, то есть представляет своеобразное
единство социально типизированного
(унифицированного) и индивидуального
(уникального) в поведении, общении,
мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе
говоря, мировоззрение личности приобретает
общественно — практическое и полноценное
в нравственном плане значение постольку,
поскольку оно стало образом жизни
человека.

С
нравственной точки зрения признаком
личностного развития человека выступает
его способность поступать по внутреннему
убеждению в самых сложных житейских
ситуациях, не перелагать ответственность
на других, не полагаться слепо на
обстоятельства и даже не просто
«считаться» с обстоятельствами, но и
противостоять им, вмешиваться в ход
событий, проявляя свою волю, свой
характер.

Велики
значения и роль коллектива в формировании
и воспитании личности. Правило воспитания,
сформулированное замечательным советским
педагогом А.С. Макаренко: исходить из
признания воспитуемого личностью. И
делать это надо со всей серьезностью,
не отказывая воспитуемым в признании
возможности совершения ими тех подвигов,
о которых воспитатель говорит как о
высоких образах достижения исключительных
результатов в области производства,
науки и техники, литературы и искусства.

Пусть
не все мечты сбудутся и не все замыслы
осуществятся. Пусть не все молодые люди,
с которыми имеет дело воспитатель,
окажутся достаточно одаренными или
сумеют полно выявить свои способности.
Речь идет о другом. Все они наверняка
будут облагорожены отношением к ним
как к высшей ценности, неповторимым
индивидуальностям, могущим при надлежащем
развитии явить миру все доступные
человеку достижения творческого духа.
В худшем случае творческая личность
может не получиться, но сформируется
человек, который, как минимум, не будет
препятствовать становиться творческими
личностями другим.

Не
станешь личностью, копируя кого бы то
ни было. Могут получиться лишь убогие
односторонности. Строительство
собственной личности не может быть
осуществлено по какому-то типовому
проекту. Как максимум, здесь можно
получить только общие установки. Надо
всегда рассчитывать на предельную
реализацию человеческих возможностей,
никогда не говоря заранее: «Это у меня
не получится»,- испытывать всесторонне
свои задатки.

Поэтому
развитие

человека — процесс становления личности
под влиянием внешних и внутренних,
управляемых и неуправляемых социальных
и природных факторов. Развитие проявляется
как прогрессивное усложнение, углубление,
расширение, как переход от простого к
сложному, от незнания к знанию, от низших
форм жизни и деятельности к высшим.

Природа
очень много дала человеку, но породила
слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне
самостоятельным, надо еще много
потрудиться. Прежде всего,
обеспечить физическое развитие. В свою
очередь, физическое и физиологическое
развитие лежит в основе психологического
развития как развитие духовное. Постоянно
усложняются и углубляются процессы
отражения человеком действительности:
ощущения, восприятия, память, мышление,
чувства, воображение, а также более
сложные психические образования:
потребности, мотивы деятельности,
способности, интересы, ценностные
ориентации. Социальное развитие человека
есть продолжение психического развития.
Оно состоит в постепенном вхождении в
его общество — в общественные,
идеологические, экономические,
производственные, правовые, профессиональные
и другие отношения, в усвоении своих
функций в этих отношениях. Усвоив эти
отношения и свои функции в них, человек
становится членом общества. Венцом
является духовное развитие человека.
Оно означает осмысление им своего
высокого предназначения в жизни,
появление ответственности перед
настоящими и будущими поколениями,
понимание сложной природы мироздания
и стремление к постоянному нравственному
совершенствованию. Мерой духовного
развития может быть степень ответственности
человека за свое физическое, физиологическое,
психическое и социальное развитие.
Духовное развитие все более признается
сердцевиной, ядром становления личности
в человеке.

Развитие
каждого своего представителя человечество
обеспечивает через воспитание, передавая
опыт свой собственный и предшествующих
поколений.

Воспитание
— в широком смысле представляет собой
целенаправленный процесс формирования
интеллекта, физических и духовных сил
личности, подготовки ее к жизни, активному
участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова —
систематическое и целенаправленное
воздействия воспитателя на воспитуемых
с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего
мира.

Новорожденному
родители передают опыт вертикального
хождения, речевого общения, младшему
школьнику — опыт математических
преобразований, письменного общения,
подросткам и юношам — опыт разнообразной
деятельности и т.д. Всю жизнь человек
усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь
на его основе создает свой. Только став
наследником прошлого, он становится
полноценным членом своего общества. В
этом смысле воспитание есть культурно
— формирующий процесс. В процессе
воспитания человека идет его развитие,
уровень которого затем влияет на
воспитание, изменяет, углубляет его.
Более совершенное воспитание ускоряет
темпы развития, которое потом опять
влияет на воспитание. На протяжении
всей жизни человека эти явления взаимно
обеспечивают друг друга.

К.
Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое
внимание проблемам воспитания и
образования молодежи. Они подходили к
ним с различных, но тесно связанных друг
с другом сторон — социальной, идеологической,
педагогической и т.д., оценивая роль
воспитания высшей мерой — влиянием на
развитие личности, на ход общественного
прогресса.

Воспитание
они рассматривали как одно из важнейших
средств.

В
совокупности мысли Маркса и Энгельса
о воспитании цельную диалектико-материалистическую
концепцию, которая основывается на
следующих положениях: воспитание
обусловлено господствующими общественными
отношениями; носит исторический и
классовый характер; имеет свои объективные
закономерности.

Под
воспитанием мы понимаем три вещи:

Во
— первых
:
умственное воспитание.

Во
— вторых
:
физическое воспитание.

В
— третьих
:
техническое обучение.

Маркс
и Энгельс уделяли большое внимание
идейному воспитанию, приобщению молодежи
к истории и традицияям революционной
борьбы.

Под
умственным (интеллектуальным) воспитанием
основоположники марксизма понимали
«умственное образование», которое
подрастающее поколение должно получать,
прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс
призывали молодежь к настойчивой,
систематической учебе, к постоянному
самообразованию, что настоятельно
диктуется жизнью.

Необходимым
условием технического образования
подрастающего поколения Маркс и Энгельс
называли соединение воспитания с
производительным трудом.

В
системе воспитания молодежи основоположники
марксизма, важное место отводили
физической культуре. Большую роль этих
занятий Энгельс видел и в подготовке
юношей к военной службе.

О
каких бы «составных частях» воспитания
ни говорили основоположники марксизма,
их мысль так или иначе была направлена
на важнейшую проблему — всестороннее
развитие личности. Ее формированию в
конечном счете должны служить и каждая
из этих составных частей, и весь процесс
воспитания в целом.

Передавать
опыт, следовательно, воспитывать, можно
через средства массовой информации, в
музеях через искусство, посредством
религии, в системе управления через
политику, идеологию, непосредственно
в семье, на производстве через
производственные отношения и т.д. Среди
них особо выделяется образование.

Образование
— процесс и результат усвоения определенной
системы знаний и обеспечение на этой
основе соответствующего уровня развития
личности. Образование получают, в
основном, в процессе обучения и воспитания
в учебных заведениях под руководством
педагогов. Образование в буквальном
смысле означает создание образа, некую
завершенность воспитания в соответствии
с определенной возрастной ступенью.
Поэтому образование нередко трактуют
как результат усвоения человеком опыта
поколений в виде системы знаний, навыков
и умений, отношений. Тогда говорят об
образованном человеке. Образованность
— качество развившейся личности, усвоившей
опыт, с помощью которого она становиться
способной ориентироваться в среде,
приспосабливаться к ней, охранять и
обогащать ее, приобретать о ней новые
знания и посредством этого непрерывно
совершенствовать себя, т.е. опять же
повышать свою образованность.

Человек
рождается без знаний и умений, но через
воспитание и образование получает все
это в соответствии с возрастом. На каждом
возрастном этапе развитие получает
свою степень сформированности, не
исчерпывая себя. Так поэтапно формируются
идеалы, мотивы поступков, отношения и
другие свойства человека.

Но
ведь сам человек активен уже с рождения.
Его роль в воспитании, образовании
огромная, если не решающая. Дело в том,
что человек рождается со способностью
к развитию. Он не сосуд, куда «сливается»
опыт человечества. Он сам способен этот
опыт приобретать. Человек сам создал
внешние факторы своего развития.

Основными
факторами человека являются самовоспитание,
самообразование, самообучение.

Самовоспитание
— это процесс усвоения человеком опыта
предшествующих поколений посредством
внутренних душевных факторов,
обеспечивающих развитие. Самовоспитание
— процесс, входящий в состав воспитания
и направленный тоже на развитие человека.
Благодаря ему человек в любой воспитательной
системе сохраняет себя как независимое
природное и социальное существо, несмотря
на всю интегрированность, т.е. слитность
его с природой и обществом.

Воспитание,
если оно не насилие, без самовоспитания
не возможно. Их следует рассматривать
как две стороны одного и того же процесса,
либо как взаимопродолжающие друг друга
процессы.

Осуществляя
самовоспитание, человек может
самообразовываться.

Самообразование

это система внутренней самоорганизации
по усвоению опыта поколений, направленной
на собственное развитие.

Самообразование
является мощным фактором, выполняющим
и обогащающим образование, организованное
обществом.

Самообучение
— является аналогом учению.

Самообучение
— это процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством
собственных устремлений и самим выбранных
средств.

Здесь
огромную роль играет внутренний душевный
мир человека, не только сознание, но и
бессознательный фактор, интуиция, умение
учиться не только у учителя, но и других
людей, друзей, у природы. О таком
самообучении в народе говорят: «учиться
у жизни.» Самообучение основывается на
потребности в знаниях, на врожденном
познавательном инстинкте.

Основоположники
марксизма глубоко раскрыли такую сложную
проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер
каждого человека слагается всегда из
двух элементов: природного, коренящегося
в телесном организме человека, и
духовного, вырабатывающегося в жизни,
под влиянием воспитания и обстоятельств.
Но как ни разнообразны человеческие
типы у образованных народов, вследствие
бесконечного разнообразия типов родовых,
семейных и личных, природа всегда
успевает в бесчисленном множестве
характеристических черт в наружности
человека выдвинуть на первый план черту
народности.

Черта
национальности не только заметна сама
по себе, но примешивается ко всем другим
характеристическим чертам человека и
сообщает каждой из них свой особый
оттенок.

Общественное
воспитание, которое укрепляет и развивает
в человеке народность, развивая в то же
время его ум и его самосознание,
могущественно содействует развитию
народного самосознания вообще.

Если
человек черпает все свои знания, ощущения
и пр. из чувственного мира и опыта,
получаемого от этого мира, но надо, стало
быть, так устроить окружающий мир, чтобы
человек в нем познавал и усваивал истинно
человеческое, чтобы он познавал себя
как человека. Если характер человека
создается обстоятельствами, то надо,
стало быть, сделать обстоятельства
человечными.

Педагог
К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что
воспитание свободной, самостоятельной
и активной человеческой личности
является необходимым условием
общественного развития.

ВЫВОД

Личностью
— социальной единицей, субъектом,
носителем социально — человеческой
деятельности — ребенок станет лишь там
и тогда, где и когда сам начнет эту
деятельность совершать. На первых порах
с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность
и возникает тогда, когда индивид начинает
самостоятельно, как субъект, осуществлять
внешнюю деятельность по нормам и
эталонам, за данным ему извне — той
культурой, в лоне которой он просыпается
к человеческой жизни, к человеческой
деятельности. Пока же человеческая
деятельность обращена на него, а он
остается ее объектом, индивидуальность,
которой он, разумеется, уже обладает,
не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому
— то личность и есть лишь там, где есть
свобода. Свобода подлинная, а не мнимая,
свобода действительного развертывания
человека в реальных делах, во
взаимоотношениях с другими людьми, а
не в самомнении, не в удовольствии
ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите,
чтобы человек стал личностью? Тогда
поставьте его с самого начала — с детства
— в такие взаимоотношения с другим
человеком, внутри которых он не только
мог бы, но и вынужден был стать личностью.

studfiles.net

Личность – что это такое, структура, характеристики

Понятие личности

Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.

Есть три разных определения, которые описывают понятие личности.
1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер.
2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек.
3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать.
Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

Проблемы личности в психологическом аспекте

Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:

  • Отношение к обществу;
  • Отношение к отдельным людям из общества;
  • Отношение к самому себе;
  • Отношение к собственным трудовым обязанностям.

По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования.

Становление личности

Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.
Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

Как определить уровень развития личности

То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

Типы

Можно выделить несколько основных типов личности:

  • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
  • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
  • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации. 

Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию.
Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.
Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

headlife.ru

Личность – определение, структура и характеристики

Личность – основное понятие не только в психологии, но и социологии и философии. Да и в повседневной жизни часто можно услышать «одиозная личность», «интересная личность». Что же означает этот термин? Об этом будет рассказано в этой статье.

Определение понятия

Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.

Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.

Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.

Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.

Структура личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Практические и теоретические способности

Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.

Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.

Учебные и творческие способности

Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.

Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.

Общие и специальные способности

Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.

Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности

Коммуникативные способности отвечают за умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они позволяют находить общий язык, делать межличностные оценки.

Предметно-деятельностные способности отвечают за взаимодействие индивида с неодушевленными предметами.

Все способности взаимодополняющие и оказывают влияние друг на друга. Гармоничное развитие человека не возможно без сочетания всех перечисленных групп способностей.

Воля

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

  • принятие обдуманных решений,
  • достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
  • самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
  • четкий план действий,
  • отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
  • моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его.
Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

 

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

psihter.ru

Понятие личности в психологии, в философии, в социологии

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.

Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.

Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения. Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта. Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного. Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

psihomed.com

Различные определения понятия личность

Поделись с друзьями

§ Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

§     Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

§     Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

§     Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

§     Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

§     Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

§     Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

§     Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

§     Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

§     Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

  1. Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

    • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
    • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

    Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

    Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

      1. личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
      2. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
      3. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
      4. личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
    1. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

    students-library.com

    История понятия Личность — Психологос

    В древнерусском языке до XVII в. не было потребности в слове, которое соответствовало бы, хотя отдаленно, современным представлениям и понятиям о личности, индивидуальности, особи. В системе древнерусского мировоззрения признаки отдельного человека определялись его отношением к богу, общине или миру, к разным слоям общества, к власти, государству и родине, родной земле с иных точек зрения и выражались в других терминах и понятиях. Конечно, некоторые признаки личности (например, единичность, обособленность или отдельность, последовательность характера, осознаваемая на основе тех или иных примет, сконцентрированность или мотивированность поступков и т. д.) были живы, очевидны и для сознания древнерусского человека. Но они были рассеяны по разным обозначениям и характеристикам человека, человеческой особи (человек, людие, ср. людин,лице, душа, существо и некоторые другие). Общественному и художественному сознанию древнерусского человека до XVII в. было чуждо понятие о единичной конкретной личности, индивидуальности, о самосознании, об отдельном человеческом «я» как носителе социальных и субъективных признаков и свойств (ср. отсутствие в древнерусской литературе жанра автобиографии, повести о самом себе, приемы портрета и т. п.).

    Слово личность образовано как отвлеченное существительное к имени прилагательному личный, обозначавшему: `принадлежащий, свойственный какому-нибудь лицу’. Это слово сформировалось не ранее второй половины XVII в.

    В конце XVIII в., в связи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: `индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность’ (ср. в языке Карамзина, в русских переводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).

    С начала XIX в. употребляются в русском литературном языке европеизмы: индивидуум, индивидуй,индивидуальность и калька неделимое (individuum, фр. individu). Наряду с этими выражениями для обозначения представления о личности употребляются также слова, полученные в наследство от русского литературного языка XVIII в.: существо, лицо, создание, человек, характер и некоторые другие.

    Только в20—30-х годах XIX в. в русском литературном языке вполне сформировалось в слове личность значение: `монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир’. Складываются антиномии личностного, индивидуального, неделимого и общего или общественного. С понятием о личности связывается представление о внутреннем единстве, неделимости и цельности отдельного человеческого существа, о его индивидуальной неповторимости.

    На применение значений слова личность в общелитературном языке оказали громадное влияние философские учения, философское словоупотребление 20—40-х годов (ср. употребление слова личность в языке И. В. Киреевского, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.). Ср. в письме В. Г. Белинского В. П. Боткину от 4—5 октября 1840 г.: «”Да здравствует разум, да скроется тьма!“ — как восклицал великий Пушкин. Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше Человечества. Это мысль и дума века!» (Западники 40-х годов, с. 154). Или в письме от 1 марта 1841 г.: «…судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т. е. Гегелевской Allgemeinheit» (там же, с. 160).

    В русском литературном языке 40—50-х годов особенно рельефно выступают три оттенка в употреблении слова личность:

    1) человеческая индивидуальность с ее внутренней стороны, индивидуальное или собирательное «я» в качестве носителя отличительных, неповторимо сочетающихся духовных свойств и качеств;

    2) человек как социальная единица, как субъект гражданских прав и обязанностей — в его отношении к обществу;

    3) отдельное, обособленное существо, определяемое по внешним, индивидуальным приметам.

    В то время как в стилях публицистической и общественно-политической литературы 60-х годов слово личность наполняется новым социальным, прогрессивно-демократическим содержанием (ср. «развитая личность», «мыслящая личность», «светлая личность» и т. п.), в обиходной разговорной речи оно расширяет свое значение до общего, неопределенно-местоименного указания на единичного человека как на тип, характер (разговорные синонимы: персонаж, тип, субъект).

    В слове личность современный русский язык различает три основных значения:

    1. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель своеобразных социальных и субъективных признаков и свойств. Например, личность Пушкина; уважение к чужой личности; неприкосновенность личности и т. п.

    2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения: светлая личность, темная, подозрительная личность, благородная личность, редкая личность и т. п. Это значение иногда расплывается и синонимически уравнивается с общим значением слова человек (ср.: в углу сидело несколько личностей в лохмотьях).

    3. Человек как субъект права и как гражданское лицо. Например, удостоверение личности, опознать личность убитого, для выяснения личности и т. п.

    Со словом личность синонимически сближается интернациональное слово индивидуальность. Сверх значения свойства, соотносительного со значениями прилагательного индивидуальный или существительного индивидуум, в слове индивидуальность различаются более или менее отчетливо два основных значения:

    1. Совокупность характерных, более или менее ярких, особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого (напр.: Он человек совсем безличный, без всякой индивидуальности. Ярко выраженная индивидуальность).

    2. Единичная личность, отдельное существо как обладатель, носитель своеобразных особенностей, свойств (напр. Защита человеческой индивидуальности) (Ушаков, 1, с. 1202).

    Личность и индивидуальность

    Гораздо более далеки от слова личность значения слова индивидуум, которое в бытовой речи сближается с некоторыми значениями слов лицо и человек. Индивидуум — это 1) в биологии: самостоятельно существующая особь, отдельный животный организм или растение; 2) в общем языке: человек, рассматриваемый как самостоятельная особь, как отдельная единица среди других людей и 3) в разговорно-шутливом употреблении: субъект, некто («Ко мне подошел какой-то индивидуум в синих очках» и т. п.).

    Акад. А. С. Лаппо-Данилевский так раскрывает это содержание термина индивидуальность: «Понятие об индивидуальности есть понятие о некоем единстве своеобразия, характеризуемом известною совокупностью признаков и, значит, не заменимым другим каким-либо комплексом в его значении. Понятие об индивидуальности характеризуется богатством своего содержания и ограниченностью своего объема; оно содержит множество представлений о разнообразных элементах конкретной действительности, объединяемых в одну совокупность, что отражается и в словоупотреблении: под индивидуальностью, в более частном значении слова, можно разуметь и личность, и событие, и социальную группу, и народ, в той мере, в какой они отличаются от других личностей, событий, социальных групп, народов и т. п.» 126.

    Слово индивидуальность чаще всего связывается с выражением более высоких и более ярких качеств личности. «Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он осознается нами как личность, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном, подчеркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. ”Индивидуальность“ говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает еще нечто большее и другое. Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» (С. Л. Рубинштейн. Указ. соч., с. 566).

    www.psychologos.ru

    Личность — это… Что такое Личность?

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 13 мая 2011.

    Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

    Понятие личности в философии

    История развития взглядов на личность

    Современные концепции личности

    Персонализм

    Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

    Атрибуты личности

    Понимание личности в социальных науках

    Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]

    1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
    2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
    3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
    4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

    Понятие личности в психологии

    Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

    Комплекс устойчивых компонентов личности

    Личность, индивид и индивидуальность

    • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
    • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

    Понятие личности в религии

    Христианство

    В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:

    1. Три Лица Святой Троицы
    2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
    3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

    Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

    Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.

    Буддизм

    Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].

    Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].

    Другие религии

    Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

    См. также

    Примечания

    1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
    2. Кон И. С. Личность // БЭС
    3. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
    4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
    5. Щербатской, 1998, с. 109
    6. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
    7. Щербатской, 1998, с. 123
    8. Щербатской, 1998, с. 111
    9. Щербатской, 1998, с. 112—113
    10. Жуковская, 1992, Дхарма
    11. Торчинов, 2002, с. 20
    12. Торчинов, 2002, с. 20—21
    13. Жуковская, 1992, Моха

    Литература

    • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
    • Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
    • Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
    • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
    • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
    • Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
    • Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
    • Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
    • Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
    • Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
    • Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
    • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
    • Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
    • Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
    • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
    • Личность в традиционном Китае. М., 1992.

    Ссылки

    dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о