Психологические тесты в мчс – Билеты по психологической подготовке пожарных и спасателей

Тесты при собеседовании при приеме на работу: обзор для кандидата

 

Здравствуйте, дорогой друг!

Психологическое тестирование при найме применяется не так часто, как принято считать. Тем не менее, обойти вниманием вопрос “Как проходить психологические тесты  при собеседовании при приеме на работу?”, было бы легкомысленно.

Чаще всего психологическое тестирование проходит в следующих вариантах:

  • Формат опросника
  • Формат проективных вопросов по каким либо наглядным пособиям. Чаще всего картинкам.

Как заполнять опросники?

1. Рубить всю правду-матку о себе любимом, — совсем не обязательно.

При ответах на вопросы тестирования правило такое:  “Я плюс”. То есть про себя пишем чуть лучше, чем на самом деле. Но только чуть чуть.   Не рекомендую сильно оригинальничать. Попытка выделиться сама по себе — хорошее начинание, но это не тот случай.

В попытках представить себя рыцарем без страха и упрека важно не переусердствовать. Ваша задача — не запутаться самому. Иногда в таких тестах встречаются “ловушки”, например: один и тот же вопрос, с перестановкой слов, содержится  в тесте несколько раз. Если ответы будут разными,  вас могут заподозрить во вранье, либо в неадекватности.

Есть вопросы, на которые тянет дать ответ человека «высоких моральных устоев». Пример:

“Вы всегда оплачиваете  проезд в транспорте общественного пользования?”, “Вы часто раздражаетесь?”

Не стоит строит из себя поборника совести или олицетворение Будды. Ничего преступного в проезде “зайцем” нет. А вот неискренность — повод усомниться в том, можно ли вам доверять.

2. Показать привлекательный набор качеств:

Ориентируйтесь в ответах на то, чтобы читались примерно следующие качества:

  • честность
  • работоспособность
  • умение рационально распределять свое время
  • способность делать выводы из ошибок;
  • восприятие проблем как вызовов
  • способность сохранять спокойствие в сложных ситуациях;
  • вежливость
  • эмоциональная стабильность

3) Продемонстрировать позитивное восприятие мира

Никто не хочет иметь дело со хмурыми г@внюками, людьми нервными, беспокойными. Обычно в ответах не составляет труда выбрать вариант, чтобы не показаться таковыми.

Обзор популярных проективных тестов

а) Тест Люшера. Любимый цвет

Перед вами 8 карточек. Все они  разного цвета. Вам предлагается расположить их , начиная от наиболее приятного для вас и заканчивая самым неприятным.

Смысл теста — определить доминирующие потребности и эмоции.

  • красный цвет – активность, действие
  • желтый – целеустремленность
  • зеленый – самоутверждение
  • синий – постоянство
  • серый – стремление к спокойствию
  • малиновый (иногда фиолетовый) –склонность к фантазиям, уходу от реальности
  • коричневый – нужда в защите
  • черный – депрессивное состояние

Последовательность карточек означает: первые и вторая — ваши устремления , третья и четвертая – текущее положение дел, пятая  и шестая – относится равнодушное отношение, седьмая  и восьмая – антипатия, подавление.

Рекомендация:

 

С первой по четвертую  расположите карточки  красного цвета, желтого, зеленого, синего, – в любом порядке. Последними поставьте коричневую и черную.

Иногда просят пройти тест второй раз. Можете немного поменять цвета местами, только незначительно. Не под каким видом  не следует выбирать  первыми цвета: черный, серый, коричневый.

б) Тест «Толкование картинок»

Демонстрируют картинки с изображениями.  Как правило, — это люди  в различных  ситуациях. Ваша задача — прокомментировать: что за ситуация, что делает человек, что происходит, почему он это делает?

Считается, что человек переносит картинки на свою жизнь и объясняет ситуации на основе своего мироощущения,  страхов, желаний, взгляда на мир.

Пример:  на картинке смеющийся человек. Предполагается,  что испытуемый поведает о своих мотивах и поводах для радости.

Рекомендация:

Толковать изображения следует в максимально позитивном ракурсе.

в) Тест «Кляксы»

Демонстрируются картинки с изображением симметричной  кляксы. Расскажите, что вы видите?

Позитивное толкование изображения (например, – разговор добрых друзей) характеризует вас, как человека с позитивным взглядом на жизнь. Негативное толкование (например, -монстр) свидетельствует, что в вашем сознании доминируют страхи или вы в депрессии.

Рекомендация:

Та же, что и в предыдущем тесте, — комментируйте в позитивном ключе. Этого достаточно.

Ошибки кандидатов 

  1. Слишком легкомысленное отношение. Ответы “от балды”. Бывают и казусы. В практике автора был случай, когда с виду адекватный кандидат давал странные ответы в опроснике. На недоуменный вопрос, — просто ответил, что забыл очки. Неплохо, да?
  2. Невнимательность. Прежде, чем заполнять тест, внимательно изучите инструкцию. Напортачите по невнимательности, — кто будет разбираться?
  3. Умничанье. Встречаются соискатели, которые не могут удержаться, чтобы не покомментировать тесты. Показать свою осведомленность или просто покритиковать. От подобных выпадов лучше воздержаться, ваш кругозор никто не оценит. Скорее наоборот. Лучше прикинуться простачком, чем прослыть занудой.
  4. Зависание. Не следует тормозить, лучше пока пропустить вопрос. Заполнить опросник до конца, а затем вернуться. При таком подходе вы можете заметить закономерности. Например, повторяющиеся вопросы в слегка измененных формулировках.
  5. Придание чрезмерной значимости тесту. Порождает волнение, нервозность.

Имейте ввиду, что тестирование -вспомогательный инструмент при отборе. Основными почти всегда является изучение послужного списка и собеседование. При тестировании не нужно стремиться к “пятерке”, достаточно не накосячить и получить твердую “четверку”.

3 пункта в заключение

Итак, подытожим. При выполнении психологических тестов:

  1. Придерживайтесь правила “Я плюс”. То есть, про себя чуть лучше, чем на самом деле. Но только чуть чуть.
  2. Старайтесь, чтобы в ваших ответах прослеживался положительный настрой, позитивное восприятие мира.
  3. Психологические тесты — вспомогательный инструмент при отборе.

Тест — это тот случай, когда лучшее враг хорошего. Не нужно стремиться предстать рыцарем без страха и упрека. Достаточно показать себя просто адекватным человеком. Не прослыть занудой, психопатом или патологическим лгуном. Следуйте рекомендациям автора и дело будет в шляпе 🙂

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

 

Этой статьей стоит поделиться

narazvilkah.ru

Как пройти психологический тест при устройстве на работу

При устройстве в крупные компании, прежде чем вы сможете получить желаемую должность, от вас наверняка потребуется пройти (и успешно сдать) психологические тесты. Сейчас тесты при приеме на работу стали обычным делом. Соискатели уже знают об этом и стараются готовиться, но все равно процедура может быть очень нервной. Мы рекомендуем сделать несколько подготовительных шагов, чтобы улучшить ваши шансы на успешное прохождение испытаний.

Подготовка

  1. Тщательно изучите требования к соискателю.

По мере того, как рынок труда становится все более конкурентным, процесс найма все более усложняется. Все больше и больше компаний — не только крупных, но и средних, и мелких — применяют психологические (или личностные) тесты, чтобы определить, подходит ли человек для работы. Внимательно изучите требования по квалификации и навыкам, необходимые для должности, на которую вы устраиваетесь. Наш опыт показывает, что при тестировании особое внимание будет уделяться проверке именно тех навыков, которые указываются в требованиях при приеме.

Например, если вы претендуете на работу в качестве руководителя отдела или в высшем руководстве, интервьюеры захотят убедиться, что у вас есть сильные лидерские качества и вы умеете эффективно общаться с другими людьми — подчиненными и вышестоящим руководством. Если вы подаете заявку в госструктуру — полиция, спецслужбы, МЧС и другие — от вас будут ожидать умения справляться с высоким уровнем стресса и быстро принимать решения.

2. Оцените свои характеристики.

Психологические тесты — это, по сути, оценка вашей личности. Подумайте, почему вы подаете заявку именно туда. Вероятно, потому, что чувствуете — у вас есть нужная квалификация и вы имеете нужное мышление для выполнения этой работы.

Например, если вы подаете заявку на должность в продажах и знаете, что часть вашего дохода будет комиссионными с них — вам нужно иметь высокую мотивацию. Спросите себя: «она у меня есть?». Поразмышляйте о чертах своего характера. Это поможет подготовиться к формулированию ответов, которые подойдут под нужные квалификации.

Важно, чтобы вы раскрыли свою сущность. Но также должны помнить, что вас оценивают. Например, если спросят: «Зная, что об этом никому не станет известно, пойдете ли вы на мелкое воровство у компании?», вы должны ответить: «Нет». Даже если думаете, что можете поддаться искушению, следует помнить — это не то, в чем стоит признаваться.

3. Изучите потребности компании.

Во время собеседования вам нужно не только подчеркнуть свои сильные стороны, но также необходимо сообщить, как вы можете принести пользу будущему работодателю. Подумайте, что можете сделать, чтобы повысить производительность компании. Если вы осознаете её потребности, это, наверняка, будет положительно оценено при собеседовании и психологическом тестировании.

Перед его началом не стесняйтесь расспросить рекрутера или представителя отдела кадров, какие характеристики наиболее важны для этой должности. Это очень важная информация — с ее учетом вы сможете более осознанно и грамотно выбирать ответы на задания.

4. Пройдите как можно больше пробных тестов на ситуативное поведение и изучите стратегии их решения.

Невозможно предсказать содержание того, который будет дан при трудоустройстве. Тем не менее вы можете подготовиться, изучив основные типы и способы решения. Учтите, что большинство психологических экзаменов состоят как из личного собеседования, так и тестирования на компьютере. Например, в «Сбербанке» кандидаты на руководящие должности проходят три(!) собеседования и три этапа тестирования. В зависимости от специфики должности, тесты могут быть математическими, вербальными, логическими и, обязательно, будут предложены психологические — на определение лидерского потенциала, коммуникативных навыков, умения руководить, ставить задачи и пр.

На сайте HRLider.ru вы сможете отработать все типы заданий и значительно повысить свои шансы на успешное прохождение тестирования при приеме на работу в любую компанию и на любую позицию.

Проходим тестирование. Советы

  1. Приходите на тестирование в полной готовности: отдохнувшим, не голодным, но и не с полным пузом, опрятным, собранным. Психологический настрой очень заметно влияет на процесс и результат — надо быть спокойным и готовым показать хороший результат. Обязательно принесите материалы, которые были запрошены (это может быть калькулятор, какие-то документы и пр.). Спланируйте свой день, чтобы у вас было достаточно времени и не приходилось спешить. Иногда такое тестирование затягивается на полдня и более.
  2. Задавайте вопросы. Вы вправе и должны задавать вопросы до и во время проверки. Попытайтесь определить формат экзамена: что на нем будет, какие вопросы, какие типы тестов. Вы можете узнать, как будут использоваться ваши результаты, на что они повлияют. Также хорошо знать, кто будет иметь доступ к вашим результатам. Если какой-либо вопрос неясен, не стесняйтесь спрашивать.
  3. Оставайтесь готовыми к собеседованию. Помните, что оцениваются не только ваши ответы на задания. Рассматривается и общая личностная картина. Тестирование является частью процесса собеседования, поэтому убедитесь, что на протяжении всего процесса вы демонстрируете себя как уверенного и опытного профессионала.

Если вы взволнованны, найдите несколько секунд, чтобы собраться и успокоиться. Вы также можете выйти на улицу на минутку под предлогом использования туалета. Это позволит вам глубоко вздохнуть и собраться.

  1. Будьте честным. Не пытайтесь изображать из себя кого-либо, кроме того, кто вы есть. Нечестность, скорее всего, будет отражена в ваших ответах. Этого практически невозможно избежать. Во-первых, это не понравится представителям работодателя. Во-вторых, не стоит давать работодателю ложные ожидания относительно ваших возможностей и особенностей личности – ведь на основе полученных данных будет строиться отношение к вам. А любая ложная информация, скорее всего, обнаружится после начала работы.

Помните, что психологические тесты не содержат правильных или неправильных ответов. Любые ответы будут использованы во благо как компании, так и вас. Нет никакой пользы в попытке изобразить себя лучше.

Понимание цели теста

  1. Попробуйте поставить себя на место работодателя. Психологические тесты придуманы не просто для развлечения сотрудников отдела кадров. Их цель — помочь принять наиболее эффективные решения о найме. Работодатели используют результаты, чтобы определить, есть ли у вас нужные личностные качества для работы на предлагаемой позиции.

Относитесь к этому как к способу определить, является ли вакантное место тем, где вы сможете полностью реализовать свой потенциал.

  1. Трезво оценивайте действительность. Психология не является точной наукой. И результаты любого психологического экзамена никогда не могут быть на 100% надежны. Работодатели тоже это понимают и используют результаты тестирования на личностные качества лишь как один из многих факторов в процессе найма.

Не стесняйтесь спрашивать у представителя персонала, насколько значительно они будут влиять на выбор кандидата.

  1. Будьте готовы к любому результату. Вас могут нанять, а могут и не нанять. Но помните: если вы не оказались человеком, который лучше всего подходит для этой должности, это не значит, что вы «провалили» экзамен. Работодатель ищет определенные черты. Если вы не лучший кандидат, это просто означает, что вы должны продолжить поиск работы, которая подойдет именно вам. И вы ее обязательно найдете и получите!

Больше о психологических тестах при приеме на работу читайте в наших специальных статьях:

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Психологические тесты для руководителей

Кроме самих психологических тестов и опросников важным этапом отбора соискателей особенно на массовые должности и в компании сфера FMCG и ритейла является ассесмент (центры оценки). Если вы знаете, что вам предстоит этот этап, рекомендуем изучить наш специальный раздел Кейсы и Ассесменты

 


В заключение повторим наш любимый лозунг от Ильича — «Учиться, учиться и еще раз учиться». Только подготовка и обучение могут гарантировать вам успешный результат. На HRLIDER вы сможете изучить стратегии решения для всех типов психологических и интеллектуальных тестов, применяемых при найме в крупных и средних компаниях России и мира, выполнить эти задания, и значительно упрочить свое положение в сравнении с другими соискателями.


Мы предлагаем

  • Более 500 практических заданий
  • Задания, подобранные с учетом требований основных работодателей и организаторов конкурсов
  • Подробная аналитика успешности прохождения
  • Стратегии решений заданий основных типов
  • Персональные рекомендации

Пройти примеры тестов

hrlider.ru

Психологические тесты, техника прохождения — cons23 — ЖЖ


Не мое произведение, но может кому-нибудь поможет.

Психологические тесты, техника прохождения

Впервые использовать психологическое тестирование при приеме на работу начали в США в пятидесятых годах. В России пик моды на психологические методики при отборе кандидатов пришелся на 2000-2008 годы. Трудно поспорить, психологические тесты действительно являются надежным источником информации, но только в руках профессионала. К примеру, в Германии сотрудник, проводящий тест, должен быть дипломированным психологом и обязан разъяснить кандидату, что именно он определяет. В России менеджер по подбору персонала может быть экономистом или филологом и при этом смело обрабатывать результаты тестирования и ставить «диагнозы» кандидатам.

Итак, приступим!

Психологические тесты, применяемые при отборе кандидатов, подбираются в зависимости от требований к будущему сотруднику как профессионалу, члену коллектива или руководителю. Чаще всего для тестирования подбираются несколько тестов (батарея), охватывающих наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Самые популярные методики можно разделить на несколько групп.

Психофизиологические

Предложили на собеседовании за определенное время вычеркнуть цифры и буквы в рядах случайных цифр и букв? Знайте, вы проходите корректурную пробу Бурдона или таблицу Шульца. Основные «подопытные» теста: бухгалтеры, кассиры, секретари-референты, продавцы и специалисты, которым в работе необходима скорость реакции, умение сосредоточиться и стрессоустойчивость. По окончании теста заполненный лист проверяют на наличие ошибок. Если их много и, более того, к концу тестирования их число возрастает, значит, внимание кандидата истощается, и он не способен долгое время концентрироваться на одной деятельности. Таких бухгалтеров или кассиров предпочитают отсеивать сразу: они обязательно допустят ошибки в течение рабочего дня.

Как пройти: Найти с помощью интернет-поисковика тест и потренироваться дома: один, два, три… десять раз. Даже если вас не возьмут на работу, улучшить память и внимание никогда не будет лишним.

Личностные

Личностные тесты вызывают самую серьезную неприязнь у кандидатов, многие воспринимают их как вторжение в личное пространство. Между тем такие опросники достаточно широко используются при подборе персонала, так как позволяют заглянуть вглубь человека: узнать его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, понять, каким образом он принимает решения.

Один из популярных личностных тестов, способный выявить основные качества кандидата и его потенциал, — опросник Майерс-Бриггс. Оригинал-тест содержит как минимум 94 вопроса и определяет предпочтения людей путем выбора из ситуации вариантов ответов: да или нет. Например, «На ваш взгляд, самый большой недостаток — быть бесчувственным или неблагоразумным?». Ответы не оцениваются как правильные или неправильные, весь тест изначально построен по принципу «один любит груши, а другой — овсянку»…

«Меня раздражают люди, которые не могут принимать решения», «Я бы мог жить вдали от людей» и еще 103 подобных утверждения предлагает принять или опровергнуть не менее популярный опросник Кеттелла. Согласно теории английского психолога и основателя теста, в основе любой личности лежат 16 главных черт: практичность-мечтательность, замкнутость-общительность, самоуверенность-чувство вины, динамику развития которых и поможет определить тест.

Один из самых коротких личностных тестов, но не уступающий в эффективности — тест Айзенка, позволяющий выявить тип темперамента и уровень эмоциональной устойчивости кандидатов. Вопросы: «Предпочитаете ли вы книги встречи с людьми?» или «Бывают ли у вас приступы дрожи?» также не предполагают многообразие вариантов ответов.

Как пройти: Личностные тесты считаются самыми «хитрыми», так как не содержат правильных или неправильных ответов. Один из верных способов пройти тест — узнать, какого кандидата ждут в компании и на время стать им. При этом быть внимательным, обходя незаметные вопросы-ловушки, самая распространенная из которых: один и тот же вопрос, в чуть-чуть различающейся формулировке. Необходимо следить, чтобы в обоих случаях ответ был одинаковым, иначе могут обвинить в неискренности.

Другой вид «ловушек» — вопросы: «Всегда ли вы платите за проезд в общественном транспорте?» или «Вы когда-нибудь бывали раздражены?» Не стоит на них отвечать так, как ответил бы идеальный человек, нормальные люди не всегда все делают правильно. Ничего ужасного в том, чтобы иногда выпускать пар, нет. А вот если критическая масса обмана в ответах превысит определенную величину, вас обвинят в «социальной желательности».

Проективные

Попросили нарисовать несуществующее животное, выбрать предпочтительные цвета или геометрическую фигуру — значит, вас рассматривают через проективные тесты.
Самым простейшим в проведении и снятии результата считается психогеометрический тест. Кандидаты показывают пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, зизгаг и треугольник и предлагают выбрать одну из них, в отношении которой он может сказать: «Вот фигура, символизирующая меня!». В зависимости от выбранной фигуры испытуемого определят в трудоголики, творческие личности или карьеристы.

Претендентам на должности, где приходится много общаться с другими людьми, — менеджерам по продажам или водителям-экспедиторам — часто предлагают пройти тест Розенцвейга. В нем используются 24 карточки-картинки, на которых изображены люди в различных конфликтных ситуациях и тут же приводится реплика одного из действующих лиц, а испытуемый должен придумать, какой могла бы быть реплика второго участника. С помощью теста можно выявить, как человек реагирует на неудачу и как проявляет себя в конфликтах.

Выбрать предпочтительный цвет из карточек разных цветов предложат при проведении цветового теста Люшера. Проходят тест два раза через небольшой промежуток времени. По мнению основателя теста, выбор цвета может показать направленность испытуемого на определенную деятельность и наиболее устойчивые черты личности.

Реже всего из всех проективных методик используют рисуночные тесты, так как обработка результатов — длительный, трудоемкий процесс, требующий от специалиста подготовки и опыта. Основная суть теста: кандидата просят нарисовать несуществующее животное или композицию «дом, дерево, человек», далее эйчар анализирует качественные и количественные характеристики рисунка.

Как пройти: Чтобы пройти тест Люшера, необходимо просто запомнить правильную последовательность выбора цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. И помнить, если дважды повторить идеальный порядок, это насторожит тестирующего, поэтому при повторном выборе необходимо слегка изменить последовательность цветов.

В тесте Розенцвейга, как и в личностных тестах, можно использовать принцип вживания в образ и строить фразу не по первому импульсу, а как ответил бы идеальный кандидат.

С рисуночными тестами необходимо запомнить несколько правил интерпретации рисунков. Так, животное с зубами или выступающими острыми углами будет знаком о вашем конфликтном или агрессивном нраве. Энергичный, уверенный в себе человек рисует четкими, плавными линиями или штрихами с небольшим нажимом.

Интеллектуальные

Мало кто из нас не пытался узнать свой уровень IQ в домашних условиях, решая упражнения на арифметику, запоминание цифр, завершение картинок и т. д. Эйчары предлагают решать те же известные и широко применяемые тесты на определение уровня интеллекта Д. Векслера и батареи тестов Станфорд-Бине.
Зачастую средний проходной балл в компанию устанавливают на отметке в 120 условных единиц. При этом интеллект среднего человека (IQ) составляет 100 единиц (половина решенных задач), а интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует 200 единицам.

Кроме тестов на IQ эйчары могут предложить и тесты на логику, в них проверяется способность отделять правильные логические следствия от неправильных. В заданиях часто встречаются незнакомые слова, такие как «куздра», «запырка», «дубаратор», это сделано специально, чтобы отделить способность к логическому мышлению от других знаний об окружающем мире. Поначалу задания могут ввести кандидата в замешательство: «Джон всегда либо урдит, либо мурлит» или «Некоторые лапухондрии не стабильны», но позже нормальная логика берет свое.

Как пройти: В тестах на интеллект основная задача для соискателя — набрать максимальное количество баллов за определенный период времени. Самые распространенные ошибки в подобных тестах связаны с невнимательностью и пропуском заданий, ответ на которые не удается найти. Основные правила: прежде, чем приступать к решению, тщательно ознакомиться с вопросами и стараться отвечать на все задания: даже если вы не знаете правильного ответа, всегда есть шанс его угадать. И последнее: тренировка, многие из таких тестов построены по одному принципу, и раз разобравшись с задачей, второй раз вы потратите на нее значительно меньше времени.

Тесты на логику имеют один правильный ответ, и если есть сомнения в отношении собственной логики, варианты ответов можно просто запомнить.

Профессиональные

Чаще всего профессиональные тесты на соответствие требованиям к вакансии и проверке хорошей теоретической базы предлагают пройти финансистам, бухгалтерам, юристам и программистам, это позволяет ранжировать специалистов и произвести их первоначальный отсев.

При этом многие организации разрабатывают собственные тесты, что позволяет повысить их надежность и учесть специфику организации и данных должностей. К примеру, юристу или бухгалтеру могут предложить найти решение из сложной ситуации, которые уже случались в компании.

Как пройти: К сожалению, «обмануть» профессиональные тесты практически невозможно, особенно если работодатель составляет их самостоятельно. Да и нужно ли обманывать, если речь идет о вашем профессионализме, подтверждать который впоследствии надо будет каждый день.

 

 


cons23.livejournal.com

Психолог МЧС России

Мы начинаем цикл статей под условным названием «о профессии без прикрас». Да, вот так, без приукрашиваний, без красивых фраз, без замалчивания неприглядных сторон. У любой профессии есть две стороны медали – как, в общем-то и у всего. Мы поделали большую работу, беседуя один на один с представителями разных профессий системы МЧС, мы услышали много откровений, именно поэтому все имена вымышленные. Все остальное – настоящее, без цензуры, предельно откровенно.

Для кого работаем?

Во-первых, для нас, для самих сотрудников и работников МЧС. Для того, чтобы каждый понял, что не одинок, для того, чтобы можно было перенять у коллег какой-то опыт. Для руководителей разного уровня, которые способны своими решениями что-то изменить в лучшую сторону. Для каждого из нас – понимая некоторые нюансы работы коллег, мы становимся ближе друг к другу.

Во-вторых, мы очень надеемся, что цикл будет полезным для обычных людей, для тех, ради кого мы работаем, чью безопасность обеспечиваем. Для того, чтобы было поменьше разговоров о том, что «опять пожарные приехали без воды и пьяные», для того, чтобы люди перестали думать, что на службу пожарные приходят спать, для того, чтобы обыватели узнали правду о нашей работе.

И третья цель, преследуемая нами – это наши потенциальные коллеги. Те, кто мечтает о профессии пожарного или спасателя, руководствуясь благородными целями и опираясь в своих стремлениях лишь на романтике профессии. Таких, к сожалению, приходит немало – тех, кто ошибочно представляет профессию чередой подвигов и признаний и неизбежно разочаровывается, сталкиваясь с тем, о чем невозможно узнать из фильмов и книг – с рутинной тяжелой работой, с равнодушием вместо ожидаемой благодарности, с зарплатой меньше той, на которую рассчитывали, наконец. Будет правильнее, если люди будут идти в профессию с реальными представлениями, без розовых очков. Тогда будет меньше разочарований и меньше случайных людей там, где от профессионализма зависит человеческая жизнь.

О профессии

Светлана, 33 года, психолог одного из отрядов государственной противопожарной службы. Стаж в должности – 10 лет.

— Откуда Вы пришли в профессию? Мечтали с детства или стечение обстоятельств? Почему психолог? Почему именно в МЧС?

Сначала о профессии. Нет, я не могу сказать, что с самого детства мечтала стать психологом. Мечтала быть сначала учителем, затем врачом . Одно было понятно – я хочу работать с людьми, помогать им. В старших классах, когда пришла пора определяться с выбором института, с нами плотно работали психологи на предмет профориентации. И вот тогда-то я поняла, что вот оно – то, чем я хочу заниматься. Учиться на психолога я пошла целенаправленно. Уже в процессе учебы стало ясно, что мне интереснее работать со взрослыми людьми, с состоявшимися личностями. Преддипломную практику проходила в одном из подразделений МВД. Получила диплом и уже знала, в какой сфере искать работу своей мечты. У меня не было ни каких-то знакомств, ни блата, но была цель и было огромное желание. Я методично искала то, что хотела, наконец меня пригласили на собеседование в одно из подразделений пожарной охраны, дали направление, но честно предупредили, что я – одна из трех претенденток на эту должность. Но удача повернулась ко мне лицом – меня взяли.

— Значит, есть шанс просто прийти «с улицы» и быть принятым в ряды МЧС?

Конечно есть. При условии, что кандидат подходит под все требования к образованию, к состоянию здоровья. На должности младшего начальствующего состава – шансы довольно высокие, на офицерские – пониже. На некоторые должности шансы совсем крошечные. Это в основном должности, считающиеся женскими. Диспетчер, бухгалтер. Психолог относится к ним же. Сюда в основном берут своих же. Так что мне просто повезло.

Психологическая диагностика пожарных

— Каковы функциональные обязанности психолога МЧС? Чем вы занимаетесь?

Работа психолога МЧС психолога включает в себя направления, которые условно можно разделить на две большие группы. Во-первых, это психологическое сопровождение личного состава МЧС, а во-вторых, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

— Давайте поподробнее о каждом направлении. Что значит психологическое сопровождение личного состава? Кого и куда вы сопровождаете?

Сам термин дает довольно исчерпывающий ответ. Да, это именно сопровождение, психолог ведет каждого сотрудника на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый сотрудник с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.

Кроме того, мы регулярно мониторим состояние психологического климата в коллективе, работаем с так называемой «группой риска», проводим занятия по психологической подготовке с обязательной проверкой знаний, участвует в работе аттестационной комиссии – все это тоже наши обязанности.

Работа психолога

— Второе направление работы психолога МЧС – оказание помощи населению

Да, оказание экстренной психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Это направление сравнительно недавно ввели в функциональные обязанности психолога, в самом начале становления психологической службы в пожарной охране мы работали исключительно со своими сотрудниками.

— Стало сложнее?

Конечно. Это два различных направления, работа с личным составом требует периодичности, регулярности, тщательности. Тогда как оказание экстренной психологической помощи населению предполагает мобильность, готовность в кратчайшие сроки выехать на место происшествия и работать там. Естественно, это ломает график работы с личным составом, восстановить который потом достаточно сложно. Судите сами – в отряде, где служу я, чуть больше тысячи человек. Почти ежедневно запланированы поездки в части. Вариантов немного – периодичность мероприятий я сократить не имею права, значит, необходимо сократить продолжительность, что не может не сказаться на качестве.

Еще о наболевшем – судя по опыту моих коллег, ни один психолог не обходится без дополнительных, не указанных в должностной инструкции функциональных обязанностей. Как правило, на психологов «вешают» культурно-массовую работу , организацию подготовки участников различных смотров-конкурсов художественной самодеятельности. Да, это хорошая возможность одновременно поработать с личным составом, понаблюдать в неформальной обстановке, однако это опять затраченное время и усилия, которые гораздо больше пользы принесли бы, будь использованы по назначению, то есть в соответствии со своими прямыми обязанностями. Это, к сожалению, не единичный случай.

Психодиагностика

— Что для вас в вашей профессии самое трудное?

Один из самых сложных моментов – это необходимость постоянной готовности к работе в зоне ЧС. Чрезвычайная ситуация на то и чрезвычайная, что происходит внезапно, ее невозможно спрогнозировать в большинстве случаев. Мы всегда, в любое время суток, должны быть готовы моментально отреагировать, выехать на место ЧС и начать работать. В каждом регионе есть график дежурства психологов, по которому устанавливается недельное дежурство каждого. Но все мы понимаем, что в зависимости от масштабов происшествия может понадобиться дополнительная помощь, поэтому все-таки готовы мы должны быть всегда. Быть готовым ко всему. Теракт, дорожно-транспортное происшествие, авария, стихийное бедствие. А это постоянное внутреннее напряжение. Я очень не люблю внезапных телефонных звонков, особенно в нерабочее время, особенно от коллег. Вот звонит телефон, а я глазами ищу ключи от машины, тревожный чемоданчик, у меня уже четкий план в голове, я мысленно собралась и готова. И прежде чем я узнаю кто и зачем звонит, я уже прокручиваю возможные варианты. Это доли секунды, но это колоссальное напряжение. У нас с коллегами сам собой сложился определенный ритуал – когда звоним друг другу не для вызова на ЧС – первые слова, вместо приветствия – «все нормально», «все спокойно». Бережем друг друга.

Кроме психологического напряжения от ожидания вызова, это определенные неудобства. Мы всегда должны быть на связи, мы не можем забыть или отключить на время телефон, мы всегда должны быть в зоне доступа, мы не можем выехать из города без предварительного согласования выезда с руководством.

Разговор с психологом

— А как ваши близкие относятся к вашей работе?

С пониманием относятся, к счастью. Но совмещать семью и работу психолога МЧС получается не у всех. В большинстве своем на этой должности женщины. Мужчины – психологи есть, но это скорее исключение. Нередки случаи, когда после декрета сотрудница понимает – нужно делать выбор между работой и семьей – слишком много времени и душевных сил требует работа.

— Большая текучесть кадров среди психологов?

Среди аттестованных психологов – сравнительно не велика. Прежде чем устроиться сюда, кандидат проходит жесткий отбор и чаще всего на этом этапе уже понимает, куда именно идет. Очень огорчает в этой связи отсутствие стабильности, перманентная угроза сокращения. Совсем сокращать должности психологов, конечно, никто не будет – сейчас все понимают необходимость в работе этих специалистов. Но введение гражданских должностей вместо аттестованных уже практикуется. И вот среди вольнонаемных психологов текучесть как раз высокая. Жесткие требования, напряженный график работы – а зарплата в два раза ниже, чем у аттестованных коллег.

— Нужно очень любить свою работу, чтобы работать при таких условиях?

Я бы немного по-другому сформулировала – нужно иметь возможность любить работу при таких условиях. Не каждый может позволить себе роскошь работать в удовольствие, невзирая на размер зарплаты.

А любить свою работу необходимо при любой зарплате, иначе в профессии психолога работать не получится ни за какие деньги.

Видео

fireman.club

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны,

8

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

ОТБОРУ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

МОСКВА 2006

Данное методическое руководство содержит описание основных методов психодиагностики, рекомендуемых к применению в ситуации профессионального психологического отбора в системе МЧС России. Методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность с точки зрения прогностичности и валидности результатов, распределены по трем основным блокам (интеллектуально – мнестический, эмоционально – личностный, мотивационно – волевой).

Руководство предназначено для специалистов психологической службы МЧС России.

Директор департамента кадровой политики С.А. Шляков

Составители: М.М. Бобровницкая, О.Ю. Голубева, Т.Н. Коняева,

Ю.С. Шойгу.

Рецензенты: кандидат психологических наук, Заместитель директора Департамента кадровой политики А.А. Миляев; кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института средств и методов обучения Российской Академии Образования И.Г. Андреева.

Издание 2-е,

дополненное и переработанное

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – МНЕСТИЧЕСКИЙ БЛОК 7

Краткий ориентировочный тест (КОТ) 9

1 Вариант 9

2 Вариант 13

Тест структуры интеллекта (КР – 3 – 85) 19

Форма А 19

Форма Б 37

Форма В 55

Тест возрастающей трудности Дж. Равена 74

Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра 90

Методики, направленные на изучение особенностей мышления 112

Методика «Выделение существенных признаков» 112

Методика «Закономерности числового ряда» 113

Методика «Интеллектуальная лабильность» 113

Тест для определения мыслительных способностей «Количественные отношения»116

Методика «Компасы» 117

Методика «Сложные аналогии» 119

Методика «Пиктограмма» 121

Методики, направленные на изучение особенностей внимания 136

Методика «Корректурная проба» А.Г. Иванова – Смоленского 136

Методика «Красно – черные таблицы» 137

Методика «Расстановка чисел» 138

Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат» 139

Методика оценки внимания «Таблицы Шульте» 140

Тест на измерение способности к сосредоточенному вниманию 141

Методики, направленные на изучение особенностей памяти 143

Методика «Запоминание 10 слов» 143

Методика «Оперативная память» 144

Методика «Память на образы» 145

Методика «Память на числа» 146

«Проба на ассоциативную память» 147

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК 148

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» 151

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)

по Л.Н. Собчик 162

Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину 208

16-факторный личностный опросник Кеттелла (16 PF – опросник). Форма А 261

Методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера,

Ю.Л. Ханина 288

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) 290

Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека 291

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 297

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) 303

Методика диагностики темперамента Я. Стреляу 304

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 1) 311

Методика определения уровня субъективного контроля (УСК) 314

Методика измерения ригидности 321

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) 323

Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) 324

Проективный тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) 332

Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса, С. Леви 343

МОТИВАЦИОННО – ВОЛЕВОЙ БЛОК 346

Моторная проба Шварцланера 348

Методика диагностики социально – психологических установок личности в моти-

вационно – потребностной сфере О.Ф. Потемкиной 350

Анкета «Прогноз» 353

«Конструктивность мотивации» 357

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и

Раге 361

Оценка уровня притязаний по опроснику В.К. Гербачевского 364

Методика «Ориентировочная анкета» 368

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса 373

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 375

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта 377

Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана 379

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 382

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 383

studfiles.net

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Педагогические тесты

в системе психологической подготовки

МЧС России»

МОСКВА 2012

Методические рекомендации «Педагогические тесты в системе психологической подготовки МЧС России». – М., 2012. – 149с.

Автор: Васина Ю.А.

Под редакцией Елисеевой И.Н.

Методические рекомендации разработаны на основе опыта составления и проверки вопросников множественного выбора в системе психологической подготовки МЧС России, с опорой на анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных теории разработки педагогических тестов.

Методические рекомендации предназначены для использования психологами, проводящими психологическую подготовку и в том числе при оценке уровня знаний по психологической подготовке у профессиональных контингентов МЧС России, преподавателями психологии ФГБОУ ВПО МЧС России, учебных центров и учебных пунктов ФПС МЧС России, учебно-методических центров ГО и ЧС, с целью повышения эффективности процесса обучения.

Содержание:

Введение

4

Раздел 1:Теоретические основы педагогического теста

8

1.1 Основные понятия тестологии, владение которыми необходимо при разработке педагогического теста

8

1.2 Классификация педагогических тестов

13

1.3 Конструирование тестовых заданий

22

1.3.1 Конструкция тестовых заданий

22

1.3.2 Типы и виды тестовых заданий

30

1.4 Требования к формулировке тестовых заданий и типичные ошибки при разработке тестовых заданий.

51

Выводы по разделу 1

64

Раздел 2: Процедура разработки педагогического теста

71

2.1 Организационный и содержательный этапы разработки педагогического теста

75

2.2 Подготовительный и исследовательский этапы разработки педагогического теста

82

2.3 Стандартизационный и интерпретационный этапы разработки педагогического теста

116

2.4 Типичные ошибки при разработке педагогического теста

122

Выводы по разделу 2

125

Раздел 3: Работа с вопросниками множественного выбора в АИС «Психолог»

133

3.1 Работа с вопросником множественного выбора

133

3.2 Работа с бланками вопросника множественного выбора

139

3.3 Просмотр результатов тестирования

141

3.4 Типичные затруднения при работе с вопросниками множественного выбора в АИС «Психолог»

144

Выводы по разделу 3

145

Заключение

147

Список литературы

149

Введение

Неотъемлемой частью методического обеспечения мероприятий по психологической подготовке является система проверки уровня знаний обучающихся. Система проверки уровня знаний обучающихся включает традиционные формы, такие как опрос, устный экзамен, зачет, практический экзамен, а также использование вопросников множественного выбора. Определяемый с помощью вопросников множественного выбора коэффициент прироста уровня знаний является одним из основных показателей эффективности мероприятий по психологической подготовке, но не единственным.

В настоящее время мы называем вопросником множественного выбора инструмент, который, пройдя необходимые этапы разработки, станет стандартизированным педагогическим тестом. Педагогический тест, в сравнении с традиционными формами контроля уровня знаний, позволяет более объективно, надежно и быстро измерить уровень знаний у обучающихся. Это достигается путем стандартизации процедуры проведения тестирования и путем стандартизации и проверки качества тестовых заданий и теста в целом. Поэтому в системе психологической подготовки МЧС России использование вопросников множественного выбора, в будущем тестов, является необходимым вспомогательным инструментом при проверке уровня знаний в рамках получения специальности и повышения квалификации, а также основным инструментом при проверке уровня знаний в рамках служебной подготовки.

Важность такой части методического обеспечения мероприятий по психологической подготовке, как система проверки уровня знаний обучающихся, предъявляет определенные требования к специалистам, проводящим мероприятия по психологической подготовке, включающие, в том числе контроль уровня знаний. Эти требования касаются умения использовать и разрабатывать, в случае необходимости, педагогические тесты – одну из основных форм проверки уровня знаний. Специалисту, использующему в своей деятельности педагогические тесты, следует внимательно оценивать тот инструмент, которым он собирается воспользоваться вне зависимости от того, откуда этот инструмент получен – от сотрудника ФКУ ЦЭПП МЧС России, из АИС «Психолог» или каким-то другим путем.

В настоящее время разрабатываемая нами база тестовых заданий для профессиональных контингентов МЧС России находится на этапе апробации, целями которого являются определение заданий, в которых имеются существенные недостатки; выявление ошибок, опечаток в тексте; определение оптимального времени, необходимого на работу с тестом; выявление недостатков в инструкциях и т.п. Поэтому бдительность, инициативность, профессионализм коллег будет для нас большим подспорьем на пути разработки объективного, качественного, стандартизированного инструмента, предназначенного для измерения уровня знаний у профессиональных контингентов МЧС России.

Итак, в том случае, если специалисту необходимо провести проверку уровня знаний у таких профессиональных контингентов, как: спасатели, сотрудники ВГСЧ, пожарные, сотрудники МЧС России, зачисленные в кадровый резерв, психологи, то ему следует обратиться в ФКУ ЦЭПП МЧС России для получения необходимого перечня вопросов или сформировать требуемый бланк вопросника с помощью АИС «Психолог». Полученный перечень вопросов следует внимательно проверить на предмет соответствия целей тестирования, стоящих перед специалистом, и имеющегося в наличии вида теста, а также на предмет соответствия тестовых заданий в тесте типовой и учебной программам. Кроме этого следует проверить наличие всех необходимых элементов в конструкции как теста в целом, так и тестовых заданий в отдельности; определить использованы ли в тесте все необходимые формы тестовых заданий и насколько разработанные тестовые задания соответствуют требованиям к формулировке тестовых заданий. Для этого специалисту важно знать, каким требованиям должен отвечать набор тестовых заданий для того, чтобы его можно было называть тестом и доверять его результатам, какие элементы должны присутствовать в конструкции теста и в конструкции тестового задания, какие существуют виды тестов и формы тестовых заданий, а также каким требованиям должны соответствовать тестовые задания. Эта информация содержится в главе 1 настоящих Методических рекомендаций.

В том случае, если перед специалистом стоит задача провести проверку уровня знаний у иных профессиональных контингентов – не перечисленных выше, например, у курсантов ФГБОУ ВПО МЧС России, или провести проверку уровня знаний по специальным дисциплинам психологической подготовки, то ему, следовательно, нужно разработать тест для соответствующего профессионального контингента и по соответствующей дисциплине. Подспорьем в работе для этого специалиста станет глава 2, рассказывающая обо всех необходимых этапах разработки теста.

В главе 3 настоящих Методических рекомендаций представлена информация о том, как пользоваться вопросниками множественного выбора в АИС «Психолог», каким образом формировать бланк вопросника по необходимому разделу и для определенного профессионального контингента, каким образом обрабатывать бланки вопросников в АИС «Психолог», а также как просматривать результаты тестирования.

Важно отметить, что знание основ тестологии и применение их на практике значительно увеличивает качество работы с существующими педагогическими тестами, а также увеличивает качество разрабатываемых тестов. Это же в свою очередь позволяет повысить уровень мероприятий по психологической подготовке в целом.

Таким образом, настоящие Методические рекомендации предназначены для использования психологами, проводящими психологическую подготовку и в том числе уровня знаний у профессиональных контингентов МЧС России, преподавателями психологии ФГБОУ ВПО МЧС России, учебных центров и учебных пунктов ФПС МЧС России, учебно-методических центров ГО и ЧС, с целью повышения эффективности процесса обучения.

studfiles.net

Психологический портрет спасателя МЧС России

Эту статью я хотела бы посвятить рассказу о профессиональной деятельности спасателей с точки зрения психологии. Мой выбор темы для статьи обусловлен тем, что сегодня 27 декабря 2013 года все спасатели и сотрудники МЧС России отмечают День спасателя. Перед тем как рассмотреть психологический портрет спасателя МЧС России, я хотела бы их поздравить с профессиональных праздником и пожелать крепкого здоровья, любви близких и удачи в профессиональных делах, пусть всегда Вас сопровождает успех и счастье.

Стоит отметить, что данные, которые я Вам буду приводить основаны на реальных психологических тестированиях спасателей МЧС России.

Первое о чем хотелось бы поговорить – это особенности деятельности спасателей МЧС России. Так, при ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели находятся под воздействием комплекса опасных и вредных для здоровья факторов, например, таких как внезапное обрушение, задымленность, плохие экологические условия и т.д. Я думаю, что спасатели могут часами перечислять внешние факторы, которые подвергают их высокому риску. Кроме этого, существуют и внутренние факторы, т.е. психологическая напряженность, неопределенность обстановки, дефицит времени для принятия решения.

В процессе выполнения аварийно-спасательных работ спасатели МЧС России подвергаются воздействию стрессогенных и психотравмирующих факторов. Их деятельность связана с угрозой для жизни и здоровья людей, а ее результаты имеют высокую социальную значимость. Я думаю, что ни для кого не секрет, что профессия спасателя считается одной из самых сложных и поэтому не каждый способен ее выполнять. Поэтому хотелось бы поговорить о тех психологических качествах, которыми обладают ребята, спасающие жизни других людей.

На основании эмпирических исследований можно сказать, что для спасателей характерно проявление способности к поведенческой регуляции, проявление адекватной самооценки и реальное восприятие действительности. Большинство профессиональных спасателей проявляют высокий уровень личностного адаптационного потенциала, что говорит о их способности легко адаптироваться к новым условиям деятельности, адекватно ориентироваться в ситуации, быстро вырабатывать стратегию поведения. Стоить отметить, что они имеют высокий уровень склонности и готовности к риску. Как правило, они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Чаще всего спасатели МЧС России живут настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Они способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радо­стями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Профессионалы разделяют такие ценности, как истина, добро, красота, жизненность, справедливость, порядок, самодостаточность и т.д. Они чувствительны, сензитивны к своим желаниям и потребностям, не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними.

Анализ смысложизненных ориентаций спасателей МЧС России показал, что у них существуют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Процесс своей жизни спасатели воспринимают как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом, пройденный отрезок жизни – продуктивным и осмысленным. Для них характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Профессионалы данной сферы деятельности убеждены в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь.

Изучая профессиональную деятельность спасателей и постоянно общаясь с представителями этой благородной специальности, я для себя отметила, что профессию спасателя выбирают мужественные, добрые, честные, уверенные в себе люди. И поэтому мне хочется сказать большое спасибо за то, что они готовы многим пожертвовать ради спасения жизни человека, оставаясь при этом простыми ребятами с хорошим чувством юмора!

С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ СПАСАТЕЛИ!

world-psychology.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *