Ранняя профилактика педагогической запущенности – Профилактика педагогической запущенности — КиберПедия

Содержание

Профилактика педагогической запущенности — КиберПедия

Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

— комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

— учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;

— профессиональная компетентность и разделение функций;

— опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

— единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

— дифференцированный подход.

Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности: познавательный характер игры, создание ситуаций эмоционального переживания, занимательность, опора на жизненный опыт, ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: осуждение, педагогическая требовательность, педагогическое предостережение, сочувствие, убеждение, уважение, решение конфликтной ситуации, анализ поступка, понимание, побуждение, доверие.



4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: ожидание радости; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; обращение к самолюбию, самоуважению; пример, разъяснение; внушение; требование; снятие напряжения.

Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других.

Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.



Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада, школы и педагогически запущенных детей являются:

— совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

— совместное программирование содержания профилактической работы;

— совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

— совместный анализ ее результатов.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

— организация успеха ребенка в ролевой игре;

— учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

— формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

— преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.

 

cyberpedia.su

Педагогическая запущенность — причины, симптомы, диагностика и лечение

Педагогическая запущенность

– нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Общие сведения

Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройств поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитуемость», о детях говорят как о «трудных». В старшем возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушения эмоционально-личностной сферы, но и социальную дезадаптацию: подросток не посещает учебные заведения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитический» образ жизни. Данные эпидемиологических исследований разнятся – количество «трудных» детей постоянно изменяется, зависит от общих социально-экономических условий. Наибольшая распространенность определяется среди мальчиков.

Педагогическая запущенность

Причины педагогической запущенности

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

  • Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.
  • Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.
  • Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.
  • Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.

Патогенез

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Симптомы педагогической запущенности

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

Осложнения

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Диагностика

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

  • Проективные методики. Используются для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников. Подросткам подобные методики показаны для выявления отрицаемых проблем, при подозрении на умышленное искажение результатов опросников. Представлены рисуночными и ассоциативными тестами, методами интерпретации ситуаций.
  • Опросники. При нормальном развитии интеллектуальных функций применяются с 10-летнего возраста. Направлены на исследование эмоций, характерологических черт, привычных реакций в межличностном взаимодействии, ценностей. Используется опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, с 15 лет).
  • Методики исследования познавательной сферы. Уровень интеллекта исследуется тестом Векслера, тестом Равена. Функции мышления – методом классификации, интерпретации пословиц, установления аналогий, определения общего и различного. Активное внимание – таблицами Шульте, корректурной пробой. Память – методикой «10 слов», пересказом текста.

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

  • Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  • Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
  • Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.

www.krasotaimedicina.ru

Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей

Ранняя профилактика и коррекция

социально-педагогической запущенности детей.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются уже в раннем детстве. Часто отклоняющееся (девиантное) поведение при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в итоге к стойкой недисциплинированности и, возможно, к различным формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Задержка развития правилосообразного поведения, неумение починяться требованиям соответствующей деятельности со временем вырастает в нежелание считаться с общественными нормами. В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей.

Социально-педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности ребенка, характеризующейся противоречивостью развития: непродуктивности, затрудненность деятельности и межличностных отношений, особенности поведения, выражающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, дезорганизующее ребенка.

Дисгармония – процесс и результат развития, характеризующиеся несбалансированностью психических свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и затрудняющих ее социализацию.

1. Самая распространенная категория детей группы риска, трудновоспитуемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, обучение, общение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. Этим детям необходимо организовать участие в соответствующей возрасту ведущей деятельности, создать ситуацию успеха.

2. Несовершеннолетние правонарушители, дезадаптированные подростки с отклоняющимся поведением, дети-сироты. Этой группе риска, прежде всего, нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.

3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями. Дети данной группы нуждаются, прежде всего, в медицинской реабилитации. Но также необходима помощь этим детям в социальной адаптации, вхождении в детский коллектив, решении проблем в общении.

Психолого-педагогическая профилактика – система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения и деятельности.

Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей:

  1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

  3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

Ранняя профилактика педагогической запущенности непосредственно связана с качеством воспитательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер.

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольного поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательного процесса. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности в общении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии игровых способностей, побуждении игровой и познавательной мотивации играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

Не стоит оценивать особенности подростка с позиции личных симпатий и антипатий. Предубежденность мешает нам правильно понять мотивы действий и поступков подростка, будьте объективны как к тем, кто вам не симпатичен, так и к своим симпатиям.

Не упускайте момент сказать о подростке доброе слово. Если он того заслуживает. Помните, что похвала, одобрение действуют во много крат сильнее, чем порицание, однако степень похвалы должна соответствовать достижению. Особые заслуги следует отмечать в коллективе.

Подвергая критике различные стороны поведения и действий подростков, твердо убедитесь в достоверности тех фактов, сведений, которыми вы располагаете. Люди бывают болезненно чувствительны не столько к самой критике, сколько к той форме, в которой она высказывается. Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.

Отрицательная реакция педагога не должна быть всеобъемлющей, когда в черном цвете оценивается вся личность. Такая оценка может озлобить, подорвать веру в себя; критическая оценка лишь отдельных поступков или отдельных черт характера с непременным напоминанием об общей положительной направленности личности приносит большую пользу.

Как и для чего составляется социально-психологическая карта воспитанника детской комнаты.

Социально-психологическая карта воспитанника является документом, содержащим разностороннюю характеристику ребенка. Как любой вид схематизированного обобщения, социально-психологическая карта не отражает всего богатства оттенков человеческой личности, но это материал, с помощью которого удобно анализировать информацию о ребенке.

Карта заполняется на основе систематического, целенаправленного и комплексного диагностирования личности воспитанника и динамики его познавательных способностей и интересов. Для исследования ситуации развития ребенка можно использовать методы наблюдения, анкетирования, тестирования, данные медицинских показаний, характеристики социальной среды.

В процессе работы с картой может возникнуть потребность дальнейшей коррекции параметров карты.

Проблемная карта помогает делать четкие выводы о своей работе, ставить новые профессиональные задачи, точнее определять сферы дальнейшей деятельности. Анализ работы с индивидуальной картой позволяет отследить и оценить методы, с помощью которых были получены материалы для анализа, и в последующем осваивать адекватный задачам диагностический инструментарий, а также получать более объективные данные.

infourok.ru

что это, как поможет психология. Причины, профилактика, коррекция

Педагогическую запущенность часто принимают за задержку в развитии. Но при более тщательной диагностике выясняется, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Педагогическая запущенность мешает социализации, обучению, развитию ребенка. Без коррекции он окажется изолированным от общества.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – отставание ребенка или подростка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии из-за воспитательных ошибок родителей или отсутствия целенаправленного семейного воспитания.

Признаки запущенности:

  • отставание в развитии от возрастных нормативов, реакции и поведение, характерные для предшествующего возраста;
  • невоспитанность;
  • необразованность: незнание социальных норм, предметных знаний;
  • неразвитость личностного потенциала ребенка, несоответствие поведения его возможностям.

Главный признак педагогической запущенности – девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки, правонарушения вызваны невоспитанностью детей.

Подробнее структуру запущенности можно представить тремя блоками:

  1. Отклонения от нормы в поведении, учебе: не знает, как правильно делать, не успевает, не может полностью справиться с задачей. Обусловлено такое состояние недостаточным, искаженным или противоречивым опытом ребенка.
  2. Отставание от нормы показателей развития памяти, внимания, мышления, воображения, силы воли, нравственности. На фоне этого развивается быстрая утомляемость, раздражительность, конфликтность, наблюдаются перепады настроения.
  3. Педагогически запущенные дети неадекватно или противоречиво относятся к себе, окружению, миру вокруг них. Такие дети не готовы к жизни в социуме, обучению, труду и т. д.

Коррекцией отклоняющегося поведения, педагогической запущенности занимаются педагоги-психологи и социальные педагоги. Без лечения ребенок подвергнется дезадаптации.

Диагностика

Для обследования используется метод наблюдения, теста, опросов, проективных методик. Последние помогут узнать внутренний мир, страхи, уровень самооценки, особенности восприятия ребенком себя и семьи. Опросник Личко или многофакторный личностный опросник помогут выявить акцентуации характера, особенности личностного развития. Для проверки когнитивных навыков используются тесты интеллекта, проверки памяти, внимания.

Для исключения патологий развития, врожденных нарушений ребенка осматривает невропатолог. Как правило, детей с подозрением на педагогическую запущенность или задержку психического развития направляют на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Причины

Встречаются дети трудновоспитуемые в силу врожденных и приобретенных патологий. Но чаще педагогическая запущенность выступает как следствие влияние неблагоприятных социальных факторов:

  1. Деструктивный психологический микроклимат семьи. Запущенные дети выходят из союзов, где нет любви, понимания, поддержки, доверия, привязанности, дружбы. Дети в таких семьях растут тревожными, замкнутыми, раздражительными, агрессивными, грубыми, непослушными. Подобные условия возникают в семьях, где присутствуют зависимости или материальные ценности превосходят моральные, а также в семьях, где родители заняты построением карьеры – на воспитание детей не остается времени. Иногда к этому присоединяется нежелание заниматься ребенком, например, если хотя бы один из супругов не хотел заводить детей.
  2. Деструктивный стиль воспитателя, учителя. Проблемы, начавшиеся в семье, усугубляются при поступлении в образовательное учреждение. Это возникает при деструктивном педагогическом стиле: формирование стыда и чувства вины у отстающего ребенка, порицание перед всем классом, высмеивание, издевки, занижение оценок и т. д. В результате ребенок еще больше уходит в себя, его девиации становятся ярче выражены, оппозиционное поведение приобретает демонстративный характер.
  3. Непринятие классом, которое часто возникает на фоне предыдущего фактора. Конфликты, чувство одиночества и ненужности приводят ребенка в асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Другие причины педагогической запущенности: противоречие воспитательных позиций отца и матери, безнадзорность, беспризорность, завышенные или заниженные воспитательные и образовательные стандарты, жестокое обращение с ребенком, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекция

Перед началом коррекции нужно наверняка узнать причины запущенности. Для этого психолог исследует семейные условия развития, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и асоциальных групп.

Анализу влияния улицы отводится особое внимание. Нужно установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в неформальных группах: самоутверждение, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.

После этого специалист составляет план коррекционной работы. Он может выглядеть следующим образом:

  1. Изменение климата в семье через повышение педагогической культуры родителей, сеансы групповой психотерапии, консультации для родителей, контроль над соблюдением рекомендаций психологов и педагогов, организация режима дня для ребенка, помощь в организации семейной совместной деятельности.
  2. Работа с классом, педагогическим коллективом. Здесь подразумевается создание индивидуальной педагогической программы для ребенка, обучение преподавателя методам работы с особым ребенком, помощь в реализации программы. Кроме этого, нужно ослабить психологическую и интеллектуальную нагрузку на ребенка, наладить режим обучения, позаботиться о профилактике переутомлений. Также проводится ряд мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и подключение родителей к воспитательному процессу.
  3. Индивидуальная работа с ребенком, целью которой является его личностный рост. Проводится полноценная диагностика, на ее основе составляется индивидуальная программа развития. Она соответствует особенностям, способностям, склонностям, возможностям ребенка.

Чем раньше будет устранена педагогическая запущенность, тем лучше. В процессе развития человека сензитивность (предрасположенность к усвоению конкретных знаний) меняется. Согласно возрастной психологии, каждый возраст оптимален для конкретного вида обучения. Например, 8-9 лет – пик развития речи, культуры, воображения. Хотя впервые предрасположенность к этому возникает в 1,5-3 года. Если этот этап был пропущен, то научить ребенка грамотно разговаривать будет непросто.

Профилактика

Меры профилактики педагогической запущенности:

  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • построение условий обучения, соответствующих потребностям и способностям ребенка;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка;
  • поощрение самостоятельности;
  • адекватный стиль семейного воспитания.

Педагогическая запущенность начинается с семьи. Благоприятные взаимоотношения ее членов – главная мера профилактики запущенности. Подробнее о семье как социальном институте читайте в статьях «Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка», «Семья: виды семей, функции, определение».

psychologist.tips

Педагогическая запущенность это не болезнь: как вовремя помочь ребенку?

Всем огромный привет!

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленности и развитости мировоззрения.

Педагогическая запущенность это не отсталость ума или заболевание. Она проявляется у совершенно здоровых малышей, которыми родители не занимались и не воспитывали, как следует.

Причины возникновения

Социально-педагогическая запущенность – это состояние крохи, обусловленное недостатком воспитания и внимания взрослых.

Дорогие читатели, стоит отличать задержку развития, вызванную аномалиями нервной системы или другими факторами, от недостатка воспитания. Педагогическая запущенность – характерная черта здоровых детей,  и это надо четко понимать.

В психологии подробное определение педагогической запущенности представляет термин как обозначение недостаточно развитого кругозора крохи или подростка, инфантилизма, неспособности к сложным логическим решениям по ситуации.

Такие дети предпочитают простые механические игры  и, как правило, отказываются от сложных, ролевых. Им тяжело влиться в общество, они чувствуют себя «белыми воронами», поскольку не умеют мыслить и жить как все.

Педагогически запущенные малыши при благоприятных  условиях могут наверстать упущенное в учебе и со временем выйти на достойный уровень. Кроха с врожденными дефектами развития может достигнуть некоторых успехов, но к этой придется приложить усилия, и результат не всегда себя оправдает.

Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, относятся к разным сферам социального бытия. Человек рождается с определенными задатками, чертами характера, и чтобы они развились и укрепились, требуются благоприятные условия.

Если быт и окружение малыша не соответствуют его духовным потребностям и задаткам, личность деформируется, искажается. Такой человек плохо приспособлен к обитанию в обществе и не умеет ему противостоять.

Причиной этого становятся отношения с близкими родственниками, учителями, когда ребенок не только не получает поддержку, но и может быть отвергнут в своих естественных потребностях. На педагогическую запущенность влияют:

Уклад в семье

Дорогие читатели, мы часто с вами можем наблюдать, как во внешне благополучной семье растут трудные дети. Мы искренне удивляемся: папа и мама труженики, все время на работе, дети сытые и одетые, но почему-то растут злыми и недоброжелательными.

Все дело в том, что работа, занятость как раз и становятся существенным препятствием к тому, чтобы позаниматься с малышом. Малышам не уделяется внимание, они растут отчужденными от родителей. Если между мамой и папой еще и присутствуют разногласия, то малыши вырастут неблагополучными.

Унижения со стороны учителей

Если учитель регулярно указывает ребенку на недостатки, ставит плохие оценки и стыдит перед классом, у малыша появляется комплекс неполноценности, он внутренне протестует и замыкается в себе.

Отношения с классом, детьми

Унижения со стороны учителя понижают статус ребенка в детском обществе. Другие ученики смотрят на него с презрением, не хотят играть.

В результате у малыша появляется душевная пустота, он чувствует одиночество, ему не с кем общаться. Малыш, подросток ищут поддержку в асоциальных группах, так называемый «плохих компаниях».

Таким образом, педагогическая запущенность становится результатом невнимания и ошибок взрослых в общении с детьми.

Типы

Есть несколько видов педагогической запущенности в зависимости от того, какие стороны развития ребенка были упущены. Виды запущенности по компонентам развития детей:

  • Несформированные навыки учебной деятельности. Результатом становится плохая успеваемость, недостаточный уровень знаний.
  • Отсутствие мотивации у малыша к учебе, деятельность ребенка направлена на другие виды познания, не соответствующие возрасту. Причиной становится гиперопека и инфантилизм.
  • Неспособность самостоятельно регулировать учебную деятельность.

Чаще всего запущенность возникает либо по причине полного невнимания к малышу, либо вследствие чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания, когда ребенок не может и шагу ступнуть без совета мамы или папы.

Виды педагогической запущенности определяются и по степеням:

  • Первая степень – асоциализация и запущенность воспитания почти не заметны. Ребенок выполняет задания, отличается усидчивость, но иногда на него нападает хандра, он перестает учить предметы. В быту такой малыш отличается невниманием и рассеянностью.
  • Вторая степень – возникают неблагоприятные отношения со сверстниками, учителями. Ребята показывают откровенную грубость. Они легко внушаемы, отсутствуют моральные ценности. Эмоциональная сфера не устойчива, такие малыши не умеют владеть своими желаниями и эмоциями.
  • Третья степень – ребята откровенно грубят, презирают моральные и правовые нормы. Успеваемость у них слабая, они больше проводят времени с себе подобными, а интересы их находятся за пределами школы и дома.

Подходов к классификации педагогической запущенности много, и они во многом похожи. Однако из прочитанного ясно одно: преодолеть такую ситуацию очень трудно.

Как преодолеть?

Чем раньше выявлена педагогическая запущенность, тем лучше. Кроха в младшем дошкольном возрасте может с успехом преодолеть отрыв от сверстников, если его поместить в благоприятный коллектив в детском саду, начать занятия по развитию речи, пройти обследование у невропатолога.

Преодоление психологической запущенности в школьном возрасте потребует от родителей больше усилий, поскольку у подростка уже сформировалось собственное мировоззрение.

Необходимо создать атмосферу доброжелательности, любви, взаимопонимания. Такое же отношение к крохе должно быть и в школе, где учитель будет создавать ситуацию успеха.

Если коррекцией занимается педагог, у него должен быть соответствующий авторитет среди детей. Это должна быть сильная личность, которая может своим примером направить ребенка и показать другие пути развития.

Совет здесь можно дать только один: занимайтесь с детьми вовремя. Никакая работа и материальные блага не заменят вам общение с ребенком!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До скорых встреч, дорогие читатели!

chesnachki.ru

Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

1. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации учащихся

Среди институтов социализации, обусловливающих усвоение детьми и подростками социального опыта, особое место занимают массовые учебно-воспитательные заведения и, прежде всего, общеобразовательные шкапы, прямое назначение которых — обучать детей, давать им знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, для разносторонней социальной активности. Школа выполняет многообразные полифункциональные роли и задачи в социальном развитии подрастающих поколений. Наряду со своим прямым назначением обучать и воспитывать, что целенаправленно осуществляется как на уроках, так и во внеурочном учебно-воспитательном процессе, школа выступает институтом социализации, нормы и ценности которого трансформируются в систему внутренней регуляции учащихся помимо целенаправленных педагогических усилий, благодаря стихийному функционированию социально-психологических механизмов социализации.

И если методам и содержанию целенаправленного обучения и воспитания психолого-педагогическая наука и практика традиционно уделяет и уделяла достаточно большое внимание, то процессы стихийной социализации, также протекающие в школе, исследовались в меньшей мере.

А вместе с тем, в предыдущих главах, где рассматривались социально-психологические особенности личности дезадаптированных подростков и возрастные закономерности социализации, было показано, что дезадаптация, возникающая при нарушениях социализации, характеризуется деформацией ценностных и референтных ориентаций подростка, снижением референтной значимости и отчуждением дезадаптированного подростка, прежде всего, от такого важнейшего института социализации, как школа. Очевидно, психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации, прежде всего, и нужно искать в причинах, снижающих референтную значимость школы. При этом, как уже отмечалось выше, в зависимости от степени отчуждения и глубины деформации референтных и ценностных ориентаций были выделены две стадии социальной дезадаптации. Первая стадия, получившая название педагогической запущенности, характеризуется утратой референтной значимости и отчуждением от школы как института социализации при сохранении высокой референтности семьи. Вторая стадия, более глубокой и опасной дезадаптации — социальная запущенность — характеризуется тем, что наряду со школой подросток отчуждается и от семьи и, теряя связь с основными институтами социализации, становится как бы социальным Маугли, усваивая искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных и преступных подростковых компаниях и группировках.

Таким образом, отчуждение от школы и утрата ее влияния — значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем утрата влияния семьи. А между тем, учитывая, что достаточно большая часть семей относится к функционально несостоятельным, по разным причинам не справляющимся с задачами воспитания, то становится ясно, что школа призвана также восполнять и дефекты семейного воспитания, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения нарушения социализации детей и подростков. К сожалению, собственные внутришкольные затруднения чаще всего так велики, что при этом не только не оказывается поддержка детям и семьям группы риска, но и ситуация дополнительно, осложняется психолого-педагогическими факторами школьной дезадаптации.

При этом, в первую очередь, факторы школьного психолого-педагогического риска своими истоками имеют различные затруднения в учебной деятельности, которая, прежде всего, опосредствует всю систему отношений учащегося и с учителями, и с одноклассниками, и в значительной степени с родителями.

Определенная часть учащихся начинает испытывать затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. Работы Г, Ф. Кумариной и сотрудников руководимой ею лаборатории показывают, что до 25% поступающих в школу учащихся нуждаются в дополнительном коррекционном режиме обучения по самым разным причинам. Это и несколько сниженный, в пределах крайней нормы, интеллект, нарушения отдельных психических познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, речевые нарушения, ослабленная психосоматика, аутизм либо, напротив, расторможенность и т.д. При этом такого рода нарушения могут иметь как функционально органическое происхождение, так и быть результатом депривации психического развития в виду неблагоприятных условий семейного воспитания. В любом случае эти учащиеся требуют внимательного индивидуального подхода со стороны учителя, щадящего режима обучения, специальных коррекционных программ и социально-педагогической поддержки их семей.

В настоящее время на практике реализуется несколько вариантов коррекционного обучения. Это введение в крупных общеобразовательных школах классов компенсирующего обучения, в которые на основе специальной диагностики отбирают детей с различными проявлениями школьной неготовности. Индивидуальный компенсаторный режим обучения обеспечивается в этих классах за счет снижения численности учащихся до 12- 15 человек, а также благодаря специальному подбору и подготовке опытных учителей, освоивших программы компенсирующего обучения. Наиболее уязвимым моментом обучения в режиме компенсаторных классов является возможность психологической изоляции учащихся этих классов среди своих сверстников, что, как правило, преодолевается особо тактичным отношением педагогического коллектива к этим классам» а также интеграцией, включением на равных всех учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной жизни.

Наряду с компенсаторными классами в небольших школах с немногочисленным наполнением классов, с опытными учителями, наличием психологической службы осуществляется вариант интегративного обучения, когда дети с различными затруднениями обучаются в общих классах при наличии индивидуального режима обучения и дополнительной психолого-педагогической коррекционной программы. К сожалению, программы компенсирующего обучения реализуются далеко не во всех школах, и потому значительная часть детей, по разным причинам испытывающих затруднения в учебной деятельности, остаются без необходимой дополнительной психолого-педагогической диагностико-коррекционной помощи. Следствием этого являются не только отставания в учебе, неуспеваемость, но и все возрастающий психологический дискомфорт, испытываемый неуспевающими учащимися в школе, что в подростковом возрасте толкает на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, начинающей иметь решающее значение в социализации подростка.

Этот же путь отчуждения от школы в связи со школьными неуспехами проходит также и определенная часть учащихся, психическое развитие которых не обнаруживает каких-либо заметных дефектов. Причины низкой школьной успеваемости здесь чаще всего кроются в слабой познавательной мотивации утрате интереса к учебной деятельности, в конфликтных отношениях, складывающихся с учителями, одноклассниками.

Сравнительные исследования учебной деятельности показывают, что и по успеваемости и по степени познавательного интереса благополучные и педагогически запущенные учащиеся заметно отличаются друг от друга. Ниже приводится таблица с результатами таких исследований.

Таблица 11 . Успеваемость и отношение к учебной деятельности в школе у благополучных и педагогически запущенных учащихся, %

Из табл. 11 видим, что как по отношению к учебной деятельности, так и по реальным успехам, педагогически запущенные весьма невыгодно отличаются от своих благополучных сверстников. Если подавляющее большинство — 77,5% — благополучных относится к учебе охотно в целом либо проявляет свой интерес избирательно, то среди трудновоспитуемых, напротив, 80% относятся к учебе равнодушно, неохотно и лишь 20% проявляют избирательный интерес.

Такое отношение к учебной деятельности соответственно сказывается и на ее результатах. Почти половина педагогически запущенных учится слабо и крайне слабо, и н

mirznanii.com

Профилактика педагогической запущенности учащихся — Дошкольное и школьное воспитание

педагогическую запущенность : это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Правонарушениями несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности. Эта линия поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при неблагоприятном стечении обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Задержка развития, неэтичное поведение, неумение подчиняться требования и соответствующей деятельности (например, учебной, игровой) со временем перерастают в недисциплинированность, нежелание считаться с общественными нормами. Возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей. Работа школьного психолога в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпатического понимания в системах «Ученик—учитель», «Ученик—ученик», «Ученики социум», «Ученик—родители».

Необходимо педагогическое сотрудничество учителя с родителями учащихся. Психологи педагоги должны помочь им понять содержание профилактической работы, увидеть в ней свои функции. Речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, его приучении к твердому распорядку дня, трудовых поручений, правил о поощрении его дружбы со сверстниками. Родители должны быть ориентированы на гуманное и    отношение к ребенку; на приложение максимальных усилий к нормализации обстановки в семье; перестройку семейных отношений в направлении взаимоуважения и требовательности, ответственности. При необходимости следует принять меры общественного и административного воздействия на родителей, ведущих неправильный жизни и уклоняющихся от воспитания детей.

Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками    работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада и педагогически запущенныхдетей являются:

—  совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

—  совместное программирование содержания профилактической работы;

—  совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;

—   совместный анализ ее результатов.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

—   организация успеха ребенка в ролевой игре;

—  учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

—  формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

— преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.

Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

Можно предложить учителям начальных классов примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из трех основных направлений помощи.

1.   Изменение условий семейного воспитания ребенка:

—    повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

—    создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

—    индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

—    контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка, устранение его безнадзорности;

—    помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;

—   меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

2.        Совершенствование воспитательно-образовательной работы с

классом:

—    коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования учащихся, снятие психологических перегрузок;

—    гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

—   рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;

—   взаимодействие педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.

3. Помощь ребенку в личностном росте:

—   организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи:

—      индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

—      включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

—     преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

—     организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;

—     руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

—   работа по мотивации достижений.

Характер протекания и изменения психологической запущенности зависит от длительности ее существования у ребенка, но в любом случае педагог может рассчитывать успех коррекционной работы.

ifreestore.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *