Синестеты. Они чувствуют иначе. Они среди нас
Тем не менее явление известно ученым и исследователям уже несколько веков. В середине XIX века cинестезия привлекла внимание представителей новой, зарождающейся тогда науки — психологии. Об этом феномене писали многие ученые из разных стран. Быть синестетом в определенных кругах европейского света и богемы стало модным, исследования вызвали интерес, восхищение и даже легкую зависть у людей от мира искусства. В 1871 году французский поэт Артюр Рембо написал стихотворение «Гласные», в котором столь похоже передал ощущения от графемно-цветовой синестезии, что спустя века все ещё существует миф о том, что он сам являлся синестетом.
Стихотворение Артюра Рембо «Гласные»
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — траурный корсет под стаей мух уж
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлет ледников опасных.
И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В их ярости иль в их безумье пред святыней.
У — дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пестрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.
О — зв
Кометой, ангелом пронзенное молчанье,
Омега, луч Ее сиреневых очей.
На самом деле из его поздней переписки стало понятно, что Рембо не был синестетом, но остался впечатленным от общения со знакомыми — носителями синестезии.
Ассоциации, образующие синестетические связи, у каждого человека формируются индивидуально. Поэтому люди с одинаковой формой синестезии могут одни и те же вещи воспринимать и чувствовать по-разному. Так, например, было в семье русского писателя Владимира Набокова.
«Случилось так, что мы обнаружили, что наш сын Дмитрий — тогда он был маленьким мальчиком, одиннадцати или двенадцати лет, — тоже видит буквы в цвете. Тогда мы попросили его перечислить свои цвета, и выяснилось, что в одном случае буква, которую он видит пурпурной или, возможно, розовато-лиловой, является розовой для меня и синей для моей жены. Это буква М. Так комбинация розового и синего дали цвет сирени. Словно гены рисовали акварелью», — писал в мемуарах Набоков.
Набоков был очень близок к истине: синестезию действительно можно унаследовать. Ученые не нашли гены, которые отвечают за развитие этого феномена, но наблюдения показывают, что у синестетов часто рождаются дети с синестезией, причем вероятнее всего — с тем же видом, что у родителей.
ria.ru
примеры и разновидности, как развить, тест
С древнегреческого языка слово «синестезия» можно перевести, как «соощущение», «совосприятие».
Данное явление представляет собой нейрологический феномен, при котором при раздражении одной сенсорной системы происходит автоматическое раздражение другой.
Кто такие синестеты?
Человек, не подверженный синестезии, не способен понять до конца всю сущность данного явления. Чтобы узнать, как чувствует окружающий мир синестет, нужно попытаться представить себе, что звуки могут иметь вкус, а тактильные ощущения бывают окрашены в различные цвета.
Не следует путать синестетов с дальтониками или другими категориями людей, имеющими искажённое восприятие действительности.
Феномен состоит в том, что человек одновременно воспринимает двумя или более органами чувств то, что окружающие способны ощутить лишь одним.
Примеры синестезии:
- при прослушивании музыки перед вашим мысленным взором проносятся цветовые пятна, или вы ощущаете во рту вкус того или иного продукта;
- каждая или некоторые буквы алфавита ассоциируются с тем или иным цветом, для многих синестетов буква «А» окрашена в красный.
Важно отметить, что при данном явлении один вид восприятия не подменяется другим. Люди с соощущениями видят те же цвета, слышат те же звуки и т. д., что и все остальные, однако получают при этом немного больше информации об объекте.
Интересные факты
Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.
Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.
Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.
Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.
Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.
Есть также мнение о том, что смешение чувств характерно для всех и является естественной составляющей человеческой природы. Многие люди просто не обращают внимания на присутствие у себя необычного восприятия.
Где кроется причина?
Общей теории о том, почему человек воспринимает что-либо не одним органом чувств, в современной науке не существует. Феномен в большинстве случаев изучается фрагментарно, то есть, по частям. Различные исследователи подходят к этому явлению с разных сторон.
Существует предположение, что совосприятие связано с особенностями строения мозга человека, который к нему склонен. Мозг разделён на различные участки.
Каждая область выполняет свои собственные функции. Вероятно, у синестетов связей между этими участками значительно больше, чем у обычных людей. При раздражении одной области неизбежно подвергается раздражению и вторая, или даже третья.
Другие версии:
- Синестезия представляет собой феномен, который способен возникнуть при извлечении смысла при действии синестетического стимула. Это
- Кросс-активация. Согласно данной теории, между двумя смежными зонами коры головного мозга происходит перекрёстная активация. Например, участок, отвечающий за цвет, подчиняется области, отвечающей за распознание букв и цифр. При этом цветовая зона может иметь повреждения и функционировать неправильно. Теория подразумевает, что синестезия является врождённым явлением, возникшим в ходе генетической мутации.
- Наследственность. Считать феномен наследственным фактором учёных заставляют люди, родители или более дальние родственники которых также были синестетами. Однако данная теория не раскрывает механизм возникновения феномена, объясняя лишь его появление у конкретного человека. Несмотря на случаи передачи особенности восприятия от родителей детям, явление не стоит рассматривать исключительно как наследственный фактор. Синестеты рождаются и в семьях вполне обычных людей.
- Неполная миелинизация и рудименты прунинга. Эти теории настаивают на том, что синестезия характерна для любого новорожденного. При рождении у человека может быть больше нейронных связей между различными участками головного мозга. Большинство людей теряет часть этих соединений в первые годы своей жизни. У меньшинства они сохраняются. Теории подвергались критики по многим причинам. Прежде всего, не следует забывать, что новорожденный ребёнок не имеет чёткого восприятия. Он не различает буквы и цифры, не имеет понятия о цветах, несмотря на то, что способен их видеть. Чтобы иметь совосприятие, необходимо получить определённое представление о каждом отдельном виде ощущения.
- Интегративная нейрофеноменологическая парадигма. Теория основана на комплексном изучении синестезии. Она не настаивает на каком-либо одном виде возникновения феномена, рассматривая и генетическую предрасположенность, и влияние окружающей среды, и мыслительные процессы, и многие другие факторы.
Разновидности феномена
Журналист Соломон Шерешевский
Выделяют 2 формы феномена: ассоциативная и проекционная. Ассоциаторы чувствуют сильную связь между самим ощущением и стимулом. Проекторы испытывают синестетические переживания в момент действия раздражителя. Виды явления достаточно разнообразны.
Свои названия они получают в зависимости от участников процесса. В синестетическом акте обычно принимают участие 2 (в более редких случаях 3) вида восприятия. Журналист Соломон Шерешевский – один из немногих, у кого были задействованы все 5 чувств.
Среди наиболее распространённых видов синестезии отмечают:
- Лексико-гастический. Вкусовые ассоциации возникают от каких-либо образов или слов. Пример: любимая мелодия имеет вкус малинового варения.
- Эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения). Один из самых редких типов. Человек ощущает действия, осуществляемые по отношению к другому человеку. Пример: синестет стал свидетелем того, как кто-то кого-то ударил по щеке, и чувствует удар на собственной щеке.
- Порядковая лингвистическая персонификация. Форма явления, при которой любая порядковая последовательность (дни недели, месяцы, цифры, буквы и т. д.) вызывает ассоциации с определёнными личностями.
- Акустико-тактильный. Один из самых распространённых видов, при котором звук вызывает тактильные ощущения.
- Числовая линия. Синестет способен непроизвольно увидеть карту чисел при воспоминании о них.
- Локализация последовательностей. Представляет собой возможность наблюдать числовую последовательность в виде точек в пространстве.
- Кинестико-слуховой. Это способность «слышать» звуки при их отсутствии. Пример: наблюдать издалека, как кто-то стучит палкой о землю, и «слышать» глухой звук.
- Графемно-цветовой. Это видение цифр, букв и других графем в цвете.
- Фонопсия. Представляет собой совместное восприятие звуков и цветов. Один из наиболее распространённых типов.
Мисофония – неврологическое расстройство, при котором определённые звуки вызывают негативные эмоции. Учёные ещё не пришли к выводу о том, является ли мисофония одной из форм синестезии. Наделённые совосприятием обычно не испытывают никаких эмоций, «слыша» цвет или «видя» звук.
Я – синестет
Многие люди узнают о том, что принадлежат к числу синестетов, совершенно случайно. Ранее они не обращали внимания на то, что видят музыку в цвете или чувствуют её на вкус.
Человек, узнав, что он не такой, как все, задаёт себе вопрос: хорошо это или плохо? На самом деле, у данного явления нет ни плюсов, ни минусов. Наличие совосприятия не влияет ни на какие другие функции организма.
Однозначного ответа на вопрос о том, можно ли развить в себе необычные способности, нет. У человека можно просто вызвать ассоциации объекта с определённым звуком. Однако это будет условный рефлекс.
Синестезия – спонтанное явление, возникающее непроизвольно. Помимо этого, феномен отличается избирательностью и субъективностью. Один человек видит какой-либо звук красным, другой воспринимает тот же самый звук фиолетовым.
Реакция совосприятия может возникать далеко не на все слова и звуки. Явление нередко вызывается употреблением алкоголя и наркотиков. Но временные галлюцинации, возникшие в результате применения психоактивных веществ, не делают человека синестетом.
Пытаться избавиться от своей «странности» необязательно. Вероятно, это просто невозможно. Однако если синестезия неожиданно возникла в достаточно зрелом возрасте, человек должен насторожиться и пройти обследование головного мозга.
Приобретённый вкусовой или цветовой слух может свидетельствовать о височной эпилепсии, опухолях головного мозга, черепно-мозговых травмах, инсульте и некоторых других заболеваниях или повреждениях. В подобных случаях избавляться нужно не от синестезии, поскольку она является только следствием, а от того, что спровоцировало соощущения.
Тест на синестезию — можете ли вы попробовать звук на вкус:
Из мира знаменитых
Владимир Набоков
Среди людей, обладающих или обладавших совосприятием, много знаменитостей. В основном этому явлению подвержены творческие люди: писатели, художники, актёры, музыканты.
Синестетами являются Владимир Набоков, Василий Кандинский, Ида Мария, Николай Римский-Корсаков. Есть, однако, среди этих людей и те, кто далёк от искусства, например, Никола Тесла.
Слава и успех художников, музыкантов и учёных, наделённых феноменом соощущений, свидетельствует о том, что синестезия не является чем-то опасным или мешающим ежедневной жизнедеятельности человека. Внутренний мир синестета намного богаче внутреннего мира обычных людей.
neurodoc.ru
Что такое синестезия? — FoxTime
Доводилось ли вам встречать людей, которые утверждали, что ваше имя вкусно пахнет или пестрит красноватыми оттенками? Может, вы сами кого угодно поразите своим восприятием, потому что наблюдаете цветные волны, когда слушаете музыку? Такое явление называют синестезией (от греческих слов syn — «вместе» и aesthesis — «ощущение»), а ее обладателей — синестетами. FoxTime рассказывает про удивительное явление.
ПОНЯТИЕ СИНЕСТЕЗИИ
Синестезия — это нейрологический феномен, явление восприятия, при котором ощущения, вызываемые разными органами чувств, смешиваются. Синестезия подобна дополненной реальности, чрезвычайно богатой на сенсорную экзотику: многие синестеты слышат песню не только ушами, но и глазами или языком — видят звуки в цвете или буквально пробуют мелодию на вкус. При этом речь идет не о простых ассоциациях или воспоминаниях, которые бывают у каждого, ощущения синестета хоть и субъективны, но возникают не по его собственной воле.
К примеру, автор «Лолиты» Владимир Набоков, у которого была графемно-цветовая синестезия, в одном из интервью для «Би-би-си» так описывал свои инициалы:
«V — бледного, прозрачно-розового оттенка; кажется, на техническом языке это называется кварцевым розовым; это ближайший из цветов, который я могу связать с V. N, в свою очередь, серовато-желтого цвета овсяных хлопьев. Но вот забавная штука: моя жена тоже обладает даром видеть буквы в цвете, но ее цвета совершенно другие. Есть, пожалуй, две или три буквы, где наши мнения совпадают, но в остальных случаях цвета совсем разные. Случилось так, что мы обнаружили, что наш сын [Дмитрий] — тогда он был маленьким мальчиком — одиннадцати или двенадцати лет — тоже видит буквы в цвете. Он вполне серьезно говорил: «О, это не такой цвет, это другой цвет» и так далее. Тогда мы попросили его перечислить свои цвета, и выяснилось, что в одном случае буква, которую он видит пурпурной или, возможно, розовато-лиловой, является розовой для меня и синей для моей жены. Это буква М. Так комбинация розового и синего дали цвет сирени. Словно гены рисовали акварелью».
О синестезии громко заговорили примерно в конце XIX, но уже в середине XX века исследования «цветного слуха» и других «соощущений» поутихли. Одна из причин такого положения дел — малое число испытуемых. Ученые отмечают, что синестезия часто передается по наследству (в этом можно убедиться на примере Владимира Набокова), однако по-прежнему остается редким явлением — по статистике, к синестетам принадлежат около 4% населения земного шара.
Главная трудность заключается в распознавании синестезии, потому что способность смешивать чувства у каждого обладателя этой особенности завязана на индивидуальных ощущениях и жизненном опыте, кроме того, определенный процент синестетов даже не подозревает о том, что их восприятие чем-то отличатся.
ОТКЛОНЕНИЕ ИЛИ СВЕРХСПОСОБНОСТЬ?
«Целая куча угольков и золы вылетает из ее рта. Голоса людей — это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чем со мной говорят», — вспоминал известный синестетик Соломон Шерешевский, прославившийся своей феноменальной памятью.
Ряд исследователей и журналистов считает отклонением способность видеть звуки или ощупывать слова, при этом большинство высказывается о синестезии в положительном ключе. Так ученые из Университета Калифорнии придерживаются мнения, что синестезия появилась благодаря мутировавшим генам и является эволюционным преимуществом.
Многие зарубежные исследователи также делят синестезию на «сильную» и «слабую». Существует гипотеза, согласно которой синестезия изначально присуща всем людям, но еще в младенчестве способность недифференцированно воспринимать мир исчезает, и остается лишь «слабая синестезия», которую можно отчетливо наблюдать в человеческой речи в виде метафор («теплый цвет», «серость наших бесед», «колючий взгляд»), тогда как «сильная синестезия» — это сбой в нормальной стадии развития.
Сами обладатели «сильной синестезии» обычно ценят свои особенности и внимательно относятся к ним. Кроме того, опасность сенсорной перегрузки, которой синестеты особенно подвержены, заставляет их самостоятельно исследовать возможности своей синестезии — в результате многие используют необычные навыки в работе, быту или творчестве. Например, способность видеть буквы и цифры в цвете помогает тренировать память и решать уравнения в уме.
Считается, что синестезия в семь раз чаще встречается у художников, музыкантов, поэтов и писателей, но исключительно творческими профессиями дело не ограничивается. Такие крупные компании, как Ford, специально набирают людей с синестезией — задача экспертов-синестетов состоит в том, чтобы трогать, слушать и нюхать автомобили, а потом рассказывать о своих впечатлениях.
ВИДЫ СИНЕСТЕЗИИ
Вот одни из самых распространенных видов синестезии:
— Графемно-цветовая синестезия — буквы или цифры воспринимаются цветными;
— Фонемно-цветовая синестезия — связь звучания человеческой речи с разными цветами;
— Фонемно-вкусовая синестезия — от определенных звуков возникают вкусовые ощущения;
— Хроместезия — объединение звука и цвета;
— Числовая линия — ментальная карта чисел, которая автоматически появляется, когда синестет думает о числах;
— Порядковая лингвистическая персонификация — понятийные последовательности (порядковые числительные, дни недели, месяцы и буквы алфавита) ассоциируются с личностями;
— Лексико-гастическая синестезия — вкусовые ассоциации возникают от слов или образов;
— Акустико-тактильная синестезия — некоторые звуки вызывают у человека физические ощущения в разных частях тела;
— Эмпатия прикосновений — редкая форма синестезии, при которой синестет может буквально ощутить то же, что и другой человек (касание, боль, ласка и т.п.).
ИЗВЕСТНЫЕ СИНЕСТЕТЫ
Синестетами были писатель Владимир Набоков, художники Василий Кандинский и Винсент Ван Гог, актриса Мэрилин Монро, философ Людвиг Витгенштейн, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, джазист Дюк Эллингтон. Об этом свидетельствуют их собственные признания, а также воспоминания современников.
Кроме того, синестезией обладают музыканты Фаррелл Уильямс, Канье Уэст, Tori Amos, Charli XCX, Lorde, актриса Тильда Суинтон, кинокомпозитор Ханс Циммер и актер Джефри Раш.
ФИЛЬМЫ О СИНЕСТЕЗИИ
1. Человек-мозг (о способностях Дениэля Таммета) / Brainman (Discovery, 2006)
2. Синестезия: когда чувства пересекаются / When the Senses Overlap (BBC, 2004)
3. Удивительные люди / The Real Superhumans (Discovery, 2007), часть программы
4. Поцелуи вкуса апельсинового щербета / Orange Sherbet Kisses (BBC, 1994)
5. Синестезия: столкновение чувств / When senses collide (Discovery, 2008)
Текст / Наташа Ангашанова FoxTime.ru
Фото / unsplash.com
foxtime.ru
Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной — T&P
Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» — лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».
Что это такое
Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.
Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.
Виды синестезии
«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».
Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.
«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.
Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
Можно ли стать синестетиком?
Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.
Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.
Недостаток или преимущество?
Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.
«Опыт синестезии могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».
Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.
Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.
Как помочь науке
В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.
Российское синестетическое сообщество
Проект «Синестезия» Бостонского университета
Сайт исследователя синестезии Шона Дэя
Cайт, посвященный тестам на синестезию
theoryandpractice.ru
Синестеты
Доводилось ли вам когда-либо слышать звуки, чувствовать вкусы и запахи, которые другие не улавливают? Видеть то, что другие не видят? И даже ощущать удовольствие или боль другого человека как свои собственные чувства? Если вы способны испытывать хотя бы часть из того что описано выше, то возможно вы синестет.
Согласно официальной науке синестеты, это не люди с врожденной патологией, а своего рода супергерои, возможности мозга которых выходят за пределы стандартов обычных людей. Отличаются они от большинства тем, что воспринимают мир тоньше и глубже, чем остальные.
Они чувствуют чужие переживания
Представьте, что вы идете по парку и видите, как двое влюбленных целуются на лавочке, это у вас может вызвать положительные эмоции или даже возродить в памяти приятные воспоминания, максимум, вы почувствуете возбуждение. У синестета в этом случаи возникнут не просто эмоции, а он ощутит все, что происходит, будто он сам оказался на месте одного из влюбленных.
Синестеты способны почувствовать даже чужой поцелуйСинестеты способны почувствовать даже чужой поцелуйВозможно, для вас такой ход вещей кажется удивительным, поверьте, для синестета отсутствие подобной чувствительности не менее странное явление. С одной стороны, им нравится смотреть на людей, которые обнимаются и целуются, но порой чужие переживания переполняют их.
«Мне постоянно приходится напоминать себе, что это не мои чувства», — жалуется один из синестетов.
Исследователь из Голдсмитского колледжа в Великобритании Майкл Банисси вместе с коллегами определили, что в среднем на сто человек приходится один или два индивидуума, хотя бы однажды в жизни (чаще в детстве) пережившие то, что называется зеркальной тактильной синестезией. При этом самым ярким из ощущений выступала боль.
«Терпеть не могу, когда муж смотрит жестокие фильмы», — рассказала одна из участниц опроса.
А другой испытуемый просил экспериментатора не дотрагиваться при нем к бокалу со льдом.
Синестезия присуща всем людям
Ученым удалось выявить любопытный факт. Оказалось, что все мы от природы зеркальные тактильные синестеты. Это было установлено эмпирическим путем. Испытуемым показывали специальные видео, в которых люди прикасались к различным частям тела друг друга.
При этом мозг испытуемых подвергался сканированию, которое показало активацию частей мозга, отвечающих за тактильные ощущения тех мест, к которым прикасались люди на видео. У синестетов же при просмотре того же видеоряда эмпатическая система перевозбуждалась и достигала такого предела, за которым человек начинал чувствовать, как будто прикоснулись именно к нему.
Процесс, позволяющий синестетам чувствовать эмоции и ощущения других, не понятен до сих порПроцесс, позволяющий синестетам чувствовать эмоции и ощущения других, не понятен до сих порПроцесс, позволяющий синестетам напрямую ощущать эмоции и ощущения других, не совсем понятен до сих пор. Банисси уверен, что причина кроется в некорректной работе системы, которая позволяет нам отличать себя от других. Нет ничего удивительного в том, что синестезия присуща всем людям, ведь чтобы понять, что кто-то гневается или печалится, мы представляем себя на его месте. В то же время мы не забываем, что это совершенно другой человек.
Люди, эволюционно стоящие на ступень выше
Синестетам же, кажется, будто они смотрят не на другого, а на самого себя в зеркале. И тогда подстановка становится еще более полной — синестеты не просто ощущают то, что, как им кажется, может ощущать в данной ситуации другой человек, но в точности угадывают, что он в действительности чувствует.
Интересно то, что синестеты не просто могут ощущать тактильные чувства других людей, но и лучше остальных понимают их эмоции.
По результатам оного из экспериментов, стало понятно, что синестеты рассматривая фотографии, где люди изображали разные эмоции или попросту кривлялись во много раз точнее обычных людей определяли эмоции человека. Но это не говорит о том, что они эксперты по лицам, если попросить синестета сказать, кто изображен на фотографиях, и предоставить снимки известных людей то синестет в среднем даст ответы такие же, как и члены обычной контрольной группы испытуемых.
Синестеты намного точнее определяют эмоции людей на фотографияхСинестеты намного точнее определяют эмоции людей на фотографияхИз всего вышесказанного становится понятно, что синестеты не фантазируют, а действительно лучше понимают других. Возможно это не феномен, а в каком-то смысле нормальный результат социализации? Из этого следует, что синестеты, а также люди, которые более остро чувствуют запахи и вкусы, которые обладают выдающейся памятью на лица, невольно демонстрируют нам истинные возможности человека.
Возможно, синестеты не просто результат аномальной работы мозга, а люди стоящие на ступень выше в эволюционном развитии, как бы призывающие своим примером, чтобы каждый стал чуточку внимательнее и чувствительнее к тому, кто рядом.
www.iksinfo.ru
Кто такие синестеты // ОПТИМИСТ
≡ 7 Март 2016
А А А
Приходилось ли Вам ощущать запах лимона как желтый острый кислый шипастый ромб? Может удавалось озябнуть от холодных оттенков звучащей «Лунной сонаты»? А при слове «гроза» видеть яркий прибой черно-бордовой оглушающей громовой волны? Возможно, цифра восемь для Вас всегда синяя, буква «а» красная, а знак бесконечности светло-серый? Суббота красно-белая, марши Шопена как малиновое варенье, лучший друг — фиолетовый шарик, а урчание кота – теплый поток нежного легкого запаха серебристо-зеленого свиста?
Если да, то что у Вас общего с Владимиром Набоковым, а у него с Lady Gaga, а у них с Людвигом Витгенштайном, а у него с Дюком Элингтоном и многими другими?
Одно слово: СИНЕСТЕЗИЯ – это такая уникальная способность мозга к смешанному восприятию и образованию четких прочных межчувственных ассоциаций, когда все или некоторые органы чувств работают одновременно автоматически без желания или намеренного усилия их обладателя.
Учёные видят в синестетах не людей с отклонениями, а кого-то вроде суперменов, демонстрирующих нам истинные возможности мозга.
Есть люди, которые на физиологическом уровне воспринимают происходящее вокруг них тоньше и глубже, чем остальные. Они чувствуют запахи и вкусы, недоступные нам, сирым и убогим. Эмоции и звуки имеют для них цветовую «ауру». Некоторые даже могут ощутить боль или удовольствие, испытанные другим.Учёные видят в синестетах не людей с отклонениями, а кого-то вроде суперменов, демонстрирующих нам истинные возможности мозга.
Есть люди, которые на физиологическом уровне воспринимают происходящее вокруг них тоньше и глубже, чем остальные. Они чувствуют запахи и вкусы, недоступные нам, сирым и убогим. Эмоции и звуки имеют для них цветовую «ауру». Некоторые даже могут ощутить боль или удовольствие, испытанные другим.
Майкл Банисси из Голдсмитского колледжа (Великобритания) и его коллеги обратили внимание на то, что в среднем на сотню приходится один или два человека, которые хотя бы раз в жизни (обычно в детстве) переживали то, что называется зеркальной тактильной (mirror-touch) синестезией. При этом самые сильные ощущения вызывала именно боль. «Терпеть не могу, когда муж смотрит жестокие фильмы», — признавалась одна из участниц опроса. А другой испытуемый просил экспериментатора не прикасаться при нём к бокалу со льдом.
Вам трудно представить себе, каково это, когда ваши пальцы, руки чувствуют то, что ощущают соответствующие части тела наблюдаемого вами человека? А синестеты точно так же не могут вообразить, как живут «нормальные» люди. С одной стороны, им нравится смотреть на людей, которые обнимаются и целуются, но порой чужие переживания переполняют их. «Мне постоянно приходится напоминать себе, что это не мои чувства», — жалуется один из синестетов.
Самое интересное заключается в том, что мы все в какой-то степени зеркальные тактильные синестеты. Функциональное сканирование мозга людей, смотревших в это время специально подобранные видеоматериалы, показало активацию частей мозга, отвечающих за тактильные ощущения там, куда прикасались люди на экране, у всех участников эксперимента. Только у синестетов эта эмпатическая система перевозбуждалась и достигала того порога, за которым человек начинал чувствовать, как будто прикоснулись именно к нему.
Механизм этого явления совершенно непонятен. Г-н Банисси предполагает, что дело в некорректной работе системы, благодаря которой мы отличаем себя от других. Нет ничего удивительного в том, что синестезия присуща всем людям, ведь чтобы понять, что кто-то гневается или печалится, мы представляем себя на его месте. Но при этом мы помним, что это другой человек.
А синестетам кажется, будто они смотрят не на другого, а в зеркало, в котором видят себя. И тогда подстановка становится ещё более полной — синестеты не просто моделируют то, что, как им кажется, может чувствовать в данной ситуации другой человек, но в точности угадывают, что он в действительности ощущает.
И правда — в последующих исследованиях, которые г-н Банисси проводил вместе с Джейми Уордом из Сассекского университета (Великобритания), выяснилось, что зеркальные тактильные синестеты склонны к лучшему пониманию аффектов других людей и точнее остальных распознают эмоции по выражению лица.
В экспериментах они превзошли участников контрольной группы, когда рассматривали фотографии, на которых люди улыбались, беспокоились, хмурились, озадачивались или просто корчили рожи. И дело тут вовсе не в том, что синестеты — эксперты по лицам: когда надо было вспомнить, что за известный человек изображён на фотографии, они показали те же результаты, что и контрольная группа.
Как видим, синестеты не галлюцинируют, а действительно лучше понимают других. Может быть, это не болезнь и не отклонение, а в каком-то смысле нормальный результат социализации? И тогда получается, что они, а также люди, которые особенно остро чувствуют вкусы и запахи, которые обладают феноменальной памятью на лица и т. д., невольно демонстрируют нам истинные возможности человека.
Вероятно, заключает г-н Банисси, изучать людей с выдающимися способностями стоит не только ради понимания аномалий работы мозга, но и в целях выработки методов и упражнений, которые позволят и нам, толстокожим и глуповатым, стать чуточку внимательнее и чувствительнее.
Метки: интересно • кто такие • люди • психика • синестеты • способности
Комментарии:
oppps.ru
Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета — Look At Me
Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.
«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.
Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?
После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).
В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.
Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».
www.lookatme.ru