Социализация виды – Классификация форм социализации

Содержание

сущность, этапы, виды, факторы. Основные институты социализации.

В
условиях усложнения социальной жизни
актуализируется проблема включения
индивида в социум. Для того, чтобы
индивид мог стать членом общества,
необходима социализация. Социализация
– процесс усвоения социальных ролей
и культурных норм, начинающийся во
младенчестве и заканчивающийся в
глубокой старости. Невозможно обучиться
социальной роли по книжкам или методом
деловой игры, хотя можно усвоить знания,
как это делать. Каждая социальная роль
включает множество культурных норм,
правил и моделей поведения, а через
совокупность прав и обязанностей она
связана с другими ролями. И все это надо
усваивать. Вот почему к социализации
применим термин не «обучение», а
«усвоение». Он шире по содержанию и
включает в себя обучение как одну из
частей.

Поскольку
на протяжении жизни нам приходится
осваивать не одну, а целое множество
социальных ролей, продвигаясь по
возрастной и служебной лестнице, процесс
социализации продолжается всю жизнь.
До глубокой старости человек меняет
взгляды на жизнь, привычки, вкусы,
правила поведения, роли и т.п. Понятие
«социализация» объясняет то, каким
образом человек из существа биологического
превращается в существо социальное.

Развитие
человека нельзя понять в отрыве от
семьи, социальной группы и культуры, к
которым он принадлежит. С первых часов
жизни человека начинается процесс его
социализации, который лишь в небольшой
степени зависит от нервной системы, а
определяется, прежде всего, тем опытом,
который человек получает в социальной
среде на протяжении жизни.

Наиболее
распространенными формами, описывающими
характер взаимодействия индивида и
социальной среды, являются адаптация
и интеграция. Адаптация означает
пассивное приспособление человека к
социальной среде. Хотя данная форма
характерна для общественных систем с
тоталитарным государственным строем,
адаптивный характер взаимодействия с
обществом может быть обусловлен и самой
личностью, ее биологическими,
психологическими или социальными
ограничениями, в частности, неразвитыми
волевыми качествами человека, низким
уровнем интеллекта и т.п.

Интеграция
предполагает активное взаимодействие
индивида со средой, в которой человек
делает сознательный выбор и которую в
случае необходимости и целесообразности
способен изменять. Данная форма
взаимодействия характерна для общества
с демократическим строем государства,
однако она также присуща «открытому»
типу личности, ориентированному на
соотношение индивидуальных и
общесоциальных ценностей в сознании
и поведении. В этом случае определяющую
роль во взаимодействии с социальной
средой играет индивид.

В
существующих отечественных и зарубежных
концепциях социализации личности чаще
всего используется термин «адаптация»,
что негативно влияет на дальнейшее
изучение этого процесса, так как
игнорируется специфика его протекания
в различных социальных типах общества
и среды, а также специфика социального
типа личности. Наиболее наглядной
моделью адаптации является принцип
подвижного равновесия, разработанный
Л. фон Берталанфи (1901-1972). Согласно данной
концепции, процесс адаптации субъекта
детерминируется двумя группами факторов.
Первую группу составляют внутренние
факторы, обусловленные появлением и
развитием самого социального субъекта
(например, биологическими и социальными
предпосылками). Вторая группа представлена
внешними факторами, отражающими уровень
состояния социальной системы, характер
ее жизнедеятельности, в которую
включается субъект. При внутренних
факторах социализация определяется
логикой возникновения и развития самого
социального субъекта (человека или
группы), тогда как при внешних факторах
– состоянием социальных процессов
развития общества, способами хозяйственной
деятельности, характером смены формаций
и др.

Этапы
социализации. Их число различно в разных
концепциях (от 6 до 10). Первое детство.
Не требует доказательства, что наибольшее
значение для образования связи между
ребенком и его родителями имеют первые
мгновения его жизни. В основе формирования
этой связи лежат взгляды, движения,
улыбки ребенка и др. Известно также,
что со второй недели жизни новорожденный
способен отличить лицо своей матери
от лица чужого. В этом возрасте роль
родителей и семьи в целом очень велика.

Детство
и отрочество. Группы сверстников в
детстве и отрочестве играют очень
важную роль, особенно для развития
идентификаций и формирования установок.
Подростки гораздо легче идентифицируют
себя с другими подростками, чем со
старшими, даже если последние относятся
к тому же полу, расе, религии и общине,
что и сами подростки. Дружба и сексуальность
в отрочестве тесно связаны. Даже если
«хороших друзей» у подростка меньше,
чем в каком-либо ином возрасте (обычно
не больше пяти), среди них в это время
больше доля представителей другого
пола.

Юность.
В юности обычно больше всего друзей
(до 7 человек) у молодых людей, состоящих
в браке. Друзья подбираются по сходству
интересов, склада личности, по
совместимости на основе удовольствия,
которое они находят в обществе друг
друга, по удобству общения, взаимному
уважению и т.д.

Зрелость.
В этом возрасте деятельность, направленная
на достижение поставленных жизненных
целей, не позволяет уделять слишком
много времени дружбе. Поддерживаются
лишь самые прочные связи. Число друзей
снижается до 5 и меньше.

Старость.
С приходом старости возрастает
вероятность оказаться в стороне от
круга друзей в связи с драматическими
событиями, которые в это время
переворачивают жизнь человека: выход
на пенсию, потеря спутников жизни.
Дружеские связи, однако, укрепляются,
когда друзья в свою очередь тоже
оказываются в сходной ситуации (число
друзей у человека, вышедшего на пенсию,
составляет приблизительно 6 человек).

По
характеру социализацию различают как
первичную, охватывающую период детства,
вторичную социализацию, занимающую
более длительный временной промежуток
и включающую в себя также зрелый и
преклонный возраст, а также ресоциализацию.

Принято
также различать понятия «агенты
социализации» и «институты социализации».
Под агентами социализации подразумеваются
конкретные люди, ответственные за
обучение культурным нормам и освоение
социальных ролей. Под институтами
социализации понимают учреждения,
влияющие на процесс социализации и
направляющие ее.

В
соответствии с характером социализации
ее агенты и институты подразделяются
на первичные и вторичные. К агентам
первичной социализации относятся
родители, родственники, друзья семьи,
учителя, тренеры и т.д. Понятие «первичная»
относится в социологии ко всему, что
составляет непосредственное, или
ближайшее окружение человека, и обладает
первостепенной значимостью для его
социализации.

Агенты
вторичной социализации – это представители
администрации школы, вуза, предприятия,
армии, церкви, государства, СМИ,
политических партий и т.д. Понятие
«вторичная» относится к тем, кто
находится за кругом ближайшего окружения
человека и оказывает на него менее
важное влияние. Контакты с такими
агентами происходят реже, они менее
продолжительны, а их влияние, как
правило, менее сильно, чем у первичных
агентов.

Вполне
закономерно, что семья относится к
институтам первичной социализации,
тогда как формальные организации –
государство, армия, суд, производство,
СМИ, церковь и др. – к институтам
вторичной социализации.

Наиболее
интенсивно первичная социализация
происходит в первой половине жизни,
хотя, затухая, она сохраняется и во
второй.

Вторичная
социализация начинается тогда, когда
он сталкивается с институтами вторичной
социализации. Особенно сильно они
влияют на человека в зрелом возрасте,
когда он делает карьеру, и в старости,
когда ему нужна социальная поддержка.
Развитие личности в течение всей жизни
идет по восходящей и строится на основе
закрепления пройденного. Это непреложный
закон, однако свойства личности,
сформировавшиеся ранее, не всегда
сохраняются таковыми до конца дней
человека. Иногда возникает необходимость
изменить их в силу определенных
обстоятельств в самые разные периоды
жизни человека. Например, ребенок
картавит и родители, переживая, что в
школе другие ученики будут смеяться
над его картавостью, отправляют его к
логопеду. Ресоциализацией называется
усвоение новых ценностей, ролей, навыков
вместо прежних, недостаточно усвоенных
или устаревших. Ресоциализация охватывает
многие виды деятельности – от занятий
по исправлению навыков чтения до
профессиональной переподготовки
рабочих.

Следует
отметить, что первичная социализация
является сферой межличностных отношений,
тогда как вторичная – сферой социальных
отношений, причем одно и то же лицо
может выступать в роли агента как
первичной, так и вторичной социализации.

studfiles.net

Что такое социализация личности? – 9psy.ru

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

Содержание статьи

К каким сферам относится этот процесс?

Социально адаптируется человек через три основные сферы:

  • через свою деятельность;
  • через общение с окружающими людьми;
  • через формирование самосознания.

Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

  • своей деятельности и постоянного ее расширения,
  • вступления в общение с все большим количеством людей;
  • осознания себя, как индивидуума.

Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

Какие бывают виды социализации?

Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

  • наследственные свойства человека;
  • близкое физическое социальное окружение;
  • общая культура;
  • уровень группового опыта;
  • собственный уникальный опыт.

Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

Стадии и этапы социализации личности

Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией. Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

Что такое десоциализация?

Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.

9psy.ru

понятие, виды, этапы, цели, примеры

«Быть со всеми» и «оставаться самим собой» — вот два, казалось бы, взаимоисключающих мотива, лежащих в основе движущей силы социализации личности. То, что именно, ради чего и как человек использует из унаследованного и приобретенного арсенала своих потенций, служит основой его будущих успехов или неудач, определяет его уникальный и неповторимый жизненный путь.

Понятие социализации

Понятие социализации синонимично понятию «развитие личности» в возрастной психологии. Однако ключевое их отличие состоит в том, что первое предполагает взгляд со стороны общества, а второе — со стороны самой личности.

Также понятие социализации синонимично понятию «воспитание» в педагогической психологии, но не в узком его смысле, а в широком, когда предполагается, что воспитывает вся жизнь, вся система.

Социализация — сложный многоуровневый процесс освоения индивидом социальной реальности. С одной стороны, это процесс, который помогает человеку усвоить все то, что его окружает в социальной действительности, в том числе социальные нормы и правила общества, элементы культуры, духовные ценности, выработанные человечеством, а потому помогает ему впоследствии успешно действовать в этом мире.

С другой стороны, это также процесс, который связан с тем, как именно этот усвоенный опыт дальше применяется личностью, то есть как личность, будучи активным социальным субъектом, этот опыт реализует.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения человека в группе и самореализации через нее, а также его вхождение во все более сложные структуры общества.

Цели и задачи

Цель социализации — формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:

  • интегрирует индивида в общество;
  • способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;
  • сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.

Социализированность — это результат освоения и активного применения личностью традиционного социокультурного наследия при сохранении и развитии своей индивидуальности.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Этапы

Социализация — процесс поэтапный. На каждом этапе вышеупомянутые трансляторы работают по разному, также включаются особые механизмы, способствующие лучшему освоению социальной действительности.

В отечественной литературе, в частности, в учебниках по социальной психологии Андреевой Г. М., выделяются три стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На каждом этапе меняются акценты, и прежде всего соотношение двух сторон социализации — в смысле освоения опыта и в смысле передачи опыта.

Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:

  • Ранняя социализация — присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.
  • Стадия обучения — охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.

Виды

Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.

В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.

Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.

Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.

Сферы

Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.

В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.

Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.

По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:

  • Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
  • Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
  • Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.

По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.

Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.

В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Особенности социализации молодежи

Молодежь — наиболее подвижная часть общества. Это та группа, которая наиболее восприимчива к новым веяниям, явлениям, знаниям и представлениям о мире. Но она недостаточно адаптирована к новым для себя социальным условиям, и потому легче поддается воздействиям и манипуляциям. В ней еще не сформированы устойчивые взгляды и убеждения, затруднена и политическая, и социальная ориентация.

От других групп общества молодежь отличается еще и тем, что является вовлеченной практически во все социальные процессы или непосредственно, или опосредованно, например, через свою семью.

К данной социально-демографической группе относятся люди в возрасте от 16 до 30 лет. На эти годы приходятся такие важные события, как получение среднего и высшего образования, выбор и освоение профессии, создание собственной семьи и рождение детей. В этот период остро ощущаются серьезные трудности на этапе жизненного старта. В первую очередь это касается вопросов трудоустройства, жилищных и материальных проблем.

На современном этапе отмечается усложнение проблем психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы ее вовлечения в систему социальных взаимосвязей. Поэтому помимо общеобразовательных учреждений создаются специальные центры социализации молодежи (ЦСМ). Основные направления их деятельности, как правило, связаны с организацией социально-культурных и досуговых мероприятий, оказанием информационных и консультационных услуг, пропагандой здорового образа жизни. Молодежь является главным ресурсом общества, его будущим. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик и жизненная устойчивость очень важны.

Особенности социализации людей пожилого возраста

В последнее время социологами стало уделяться более пристальное внимание изучению социализации пожилых людей. Переход на послетрудовую стадию, приспособление к новому для себя образу жизни совсем не обязательно предполагает процесс роста. Развитие личности может остановиться или даже повернуть вспять, к примеру, из-за снижения физических и психологических возможностей человека. Сложность еще и в том, что для пожилых людей социальные роли четко не определены.

Тема социализации пожилых людей среди исследователей данного процесса вызывает в настоящее время бурные дискуссии, основные позиции которых совершенно противоположны. Согласно одной из них, понятие социализации неприменимо к периоду жизни, когда все социальные функции человека свертываются. Крайнее выражение этой точки зрения заключается в идее «десоциализации», следующей за трудовой стадией.

Согласно другой, необходим совершенно новый подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Уже проведено достаточно много экспериментальных исследований, подтверждающих сохраняющуюся социальную активность лиц пожилого возраста. Изменяется лишь ее тип в этот период. А их вклад в воспроизводство социального опыта признается ценным и существенным.

Интересные примеры социализации людей за 60

Владимир Яковлев в рамках своего проекта «Возраст счастья» в книге «Захотела и смогла» освещает истории женщин, которые своим личным примером доказали, что никогда не поздно начать воплощать в жизнь свои невероятные мечты. Девиз книги: «Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30». Вот некоторые воодушевляющие примеры социализации людей в пожилом возрасте.

Рут Флауэрс в 68 лет решила стать клубным диджеем. В 73 года под псевдонимом «Мами Рок» она уже давала по несколько концертов в месяц, выступала в лучших клубах мира и практически жила в самолетах, совершая перелеты с одного конца света на другой.

Жаклин Мэрдок в юные годы мечтала работать фотомоделью. В свои 82 года — летом 2012-го — она прославилась на весь мир, став лицом бренда Lanvin.

Евгения Степанова по достижении 60 лет решила начать карьеру профессиональной спортсменки. Уже к 74 годам она добилась значительных успехов на этом поприще. Благодаря тому, что в мире проводится большое количество состязаний для возрастных спортсменов, у нее есть предостаточно возможностей ездить, соревноваться и побеждать.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

fb.ru

социализация

Особенности
социализации молодежи

Социализация (от
лат. socialis — общественный) — процесс
становления личности, усвоения индивидом
языка, социальных ценностей и опыта
(норм, установок, образцов поведения),
культуры, присущих данному обществу,
социальной общности, группе, воспроизводство
и обогащение им социальных связей и
социального опыта.

Социализация
рассматривается как процесс,
условие, проявление и
результат
социального формирования личности.

Как процесс
она означает
социальное становление и развитие
личности в зависимости от характера
взаимодействия человека со средой
обитания, адаптации к ней с учетом
индивидуальных особенностей.

Как условие
— свидетельствует
о наличии того социума, который необходим
человеку для естественного социального
развития как личности.

Как проявление
— это социальная
реакция человека с учетом его возраста
и социального развития в системе
конкретных общественных отношений.

Как результат
она является
основ ополагающей характеристикой
человека и его особенностей как социальной
единицы общества в соответствии с его
возрастом. Молодой человек в своем
развитии может отставать или опережать
своих сверстников. В этом случае
социализация как результат характеризует
социальный статус молодого человека
по отношению к его сверстникам.

Социализация
охватывает все процессы приобщения к
культуре, обучения и воспитания, с
помощью которых человек приобретает
социальную природу и способность
участвовать в социальной жизни.

Существует
два наиболее выраженных взгляда на
сущность социализации. Согласно одному
из них, она означает
процесс развития родившегося человеческого
организма в полноправную человеческую
личность в ходе взаимодействия индивида
с социальной средой. В
этом процессе, с одной стороны, реализуются
заложенные в человеке природные
психобиологические
задатки, с другой — они трансформируются
в социально значимые свойства личности
в ходе образования и воспитания и при
активном участии самого человека.
Согласно иной позиции социализация
выступает, прежде всего, как саморазвитие
личности в ходе ее взаимодействия с
различными социальными группами,
институтами, организациями. Как видно,
в этой трактовке природно-биологическая
сторона социализации специально не
подчеркивается и не выделяется.

Прежде чем изучить
каналы социализации современной
российской молодежи, целесообразнее
будет рассмотреть теоретические аспекты
факторов.

В словарях фактор
определяется как одно из необходимых
действующих условий того или иного
процесса. Говоря о процессе социализации
молодежи, необходимо рассмотреть, в
каких условиях он происходит.

Условия, или
факторы, социализации в обобщенном виде
можно объединить в три группы — макро-,
мезо- и микрофакторы. Макрофакторы —
это, прежде всего общество, государство,
его социальные институты, средства
массовой информации. К мезофакторам
относятся те, что составляют социум
личности в широком плане: тип поселения
(регион, город, село), этнос, к которому
она принадлежит (или относит себя),
местные средства массовой информации,
предприятие, учебное заведение,
учреждение, в котором личность работает
или учится. К мезофакторам следует
отнести и церковь. Микрофакторами
являются те, что непосредственно влияют
на процесс социализации личности: семья,
товарищеское окружение, учебная группа,
первичный трудовой коллектив, иные
структуры, с которыми человек
непосредственно взаимодействует.

Микрофакторы
влияют на развитие молодого человека
через так называемых агентов социализации,
т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь.

Семья составляет
первое и самое близкое «социальное
окружение» молодого человека, которое
само входит в более обширную социальную
среду и несет на себе ее отпечаток. А.
Першерон по этому поводу пишет: «Входить
в семью — означает участвовать в
определенной системе эмоциональных
отношений, принадлежать к данной
социальной группе, иметь общую с ней
историю, жить в определенном месте».
Именно с помощью семьи молодой человек
вписывается в общество. Семья дает ему
имя и включает в родословную, уходящую
на несколько поколений в прошлое,
знакомит его с правилами поведения в
обществе и общения с другими людьми. В
семье молодой человек впервые знакомится
с половыми ролевыми стереотипами и
проходит процесс половой идентификации.
Таким образом, именно в семье формируется
первичная социальная сущность индивида.

Спорт
является одним из агентов социализации,
оказывающим позитивную роль на
формирование физически и духовно
здоровой личности. Развитие компьютерных
технологий и компьютеризация
образовательных учреждений и т.д. снижает
уровень физической активности молодежи,
чем сильно обеспокоены родители. Причин,
по которым молодежь уделяют недостаточное
внимание физическим занятиям, много, и
среди них: загруженность в
школе/институте/работе и соответственно
нехватка времени, низкая спортивная
мотивация молодежи, отсутствие спортивных
секций в районе проживания и др.

Школа/институт
как агент социализации принципиально
отличается от семьи тем, что это
эмоционально нейтральная среда, где к
молодому человеку относятся не как к
единственному и любимому, а объективно,
в соответствии с его реальными качествами.
В школе молодой человек узнает на
практике, что такое соревнование, успех
и неудача, научается преодолевать
трудности или привыкает сдаваться перед
ними. Именно в школьный период социализации
у него формируется самооценка, которая
во многих случаях остается с ним на всю
жизнь. Поскольку образовательные
учреждения представляют собой часть
более обширной социальной системы, они
обычно отражает доминирующую культуру
с ее ценностями и предрассудками.

Окружение
сверстников

— еще один агент социализации. Чем ближе
человек к молодежному возрасту, тем
слабее влияние на него родителей и тем
сильнее влияние сверстников. Уважение
сверстников компенсирует неудачи в
учебе или отсутствие внимания родителей.
Именно среди сверстников индивид учится
разрешать конфликтные ситуации, учится
общению на равных, тогда как в
школе/институте и семье общение построено
по принципу иерархии. Именно здесь
ребенок узнает свое место в группе:
становится лидером, середняком или
аутсайдером. Отношения в группе позволяют
молодому человеку лучше узнать самого
себя, свои способности, сильные и слабые
стороны своей личности. Группа корректирует
семейные ценностные представления,
полученные в раннем детстве. Как правило,
группа учит человека ценностям его
поколения, которые зачастую вступают
в противоречие с ценностями родителей,
порождая «конфликт отцов и детей».
Наблюдая различия в социальном положении
членов группы сверстников, человек
узнает свое собственное социальное
положение.

Наконец, группа
сверстников позволяет молодому человеку
одновременно и отождествить себя с
другими, и выделиться среди них. Здесь
вступают в борьбу две позиции —
соревновательная и конформистская.
Индивид проявляет конформизм, подстраивая
свое поведение под нормы, установленные
в кругу сверстников. Например, многие
стараются не слишком хорошо учиться,
чтобы не выделяться в среде других и не
прослыть «зубрилой».

Работа
является одним из важнейших агентов
социализации в индустриальных обществах.
Именно работа обеспечивает социальную
интеграцию индивида в мир взрослых
людей. Для многих профессия является
главным средством самоидентификации,
помогает найти свое место и быть
признанным в социальной системе. Через
труд молодой человек приобретает опыт
общения с работодателями и коллегами,
знакомится с правилами и ценностями,
принятыми в трудовой среде. Труд наделяет
индивида социальной значимостью, дает
ему ощущение престижа.

На
основе
рассмотренных факторов и агентов можно
выделить каналы социализации молодежи.
Мы рассмотрим два вида – традиционные
и новые каналы социализации.

Появление новых
и радикальное изменение традиционных
каналов социализации молодежи в обществе
с необходимостью ставят вопросы о смысле
и существе процесса социализации, о
сходстве и различии в процессах
воспитания, образования и обучения
современной молодежи, существенно
отличающейся от молодежи предшествующего
времени.

Традиционный канал
социализации оказывает влияние на
нравственные качества. Наиболее
распространенными являются: семья, круг
друзей.

В последние
десятилетия появились принципиально
новые каналы социализации, оказывающие
сильное влияние на процессы формирования
молодежи, ее адаптации в радикально
меняющемся обществе. Наиболее значимыми
из таких каналов являются: рынок труда,
институт предпринимательства,
информатизация всех сфер социальной
жизни, становление основ нового типа
общества как его базовых характеристик.
В этих условиях рынок труда превращается
в один из весомых социальных индикаторов
рыночных отношений, что обусловливается
существующим на нем спросом и предложением,
а также наличием свободных рабочих
мест, которые могут быть предложены
молодежи, впервые выходящей на этот
рынок и обладающей, во-первых, определенным
уровнем знаний, а во-вторых, конкретными
пожеланиями относительно своей будущей
работы. Именно рынок проверяет все
качества подрастающих поколений:
моральные и деловые, их культурные
взгляды и профессиональные умения.
Степень «обеспеченности» молодых людей
такими социальными качествами, которые
будут востребованы на протяжении всей
их активной экономической жизни, и
определит, в конечном счете, возможные
контакты с миром, с партнерами, равно
как и сформирует умение работать в
постоянно трансформирующемся обществе
и нестабильных условиях развития,
впрочем, эта цель стоит перед всеми
институтами общества, где происходит
социализация молодежи.

Итак, наиболее
значимыми для социализации молодежи
является новый канал.
Это
обуславливается тем, что новый канал
социализации влияет на формирование
молодежи, их моральные, деловые качества.

Социализация
молодежи во взаимодействии с различными
факторами и агентами происходит с
помощью ряда так называемых механизмов.
В социологии выделяют разные механизмы
социализации. Рассмотрим наиболее
значимые, такие как: рефлексивный,
традиционный, стилизованный,
институциональный.

Говоря о влиянии
названных социальных факторов, необходимо
отметить, что они проявляют себя через
особый рефлексивный механизм социализации
молодых людей. Этот механизм выступает
как его внутренний диалог, своеобразная
автокоммуникация, в рамках которой они
анализируют, оценивают, принимают или
отвергают «предлагаемые» им социальными
факторами нормы, стандарты, ценности,
правила. Сам этот диалог наедине с собой
можно, вероятно, представить в двух
планах: как мысленный разговор с другими
людьми (которые как бы представляют
собой социальные факторы социализации:
семью, дружескую микросреду, общественные
институты и организации, СМИ, трудовые
и учебные коллективы и т.д.) и с различными
собственными Я.

Так же существует
традиционный механизм, представляющий
собой процесс усвоения молодыми людьми
норм, ценностей, эталонов поведения
семьи, ближайшего социального окружения
(товарищеского, профессионального,
досугового и другого). Называют
межличностный механизм социализации,
означающий процесс общения молодого
человека со «значимыми другими»
(родителями, педагогами, уважаемыми
взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь
вместе с тем нужно подчеркнуть, что
общение со «значимыми другими» из
определенных социальных групп и
организаций и их влияние на социализирующуюся
личность не идентично воздействию,
оказываемому этой группой или организацией
в целом.

Еще один механизм
социализации молодых людей имеет
название стилизованного,
поскольку
связан со стилем жизни группы людей,
характеризующихся определенной
субкультурой — комплексом
морально-психологических и поведенческих
черт, типичных для тех или иных молодежных
групп. Субкультура способна надолго
стать мощным социализирующим фактором
в той степени, в какой ее носители
окажутся представителями референтной
группы для данной личности.

Особо следует
сказать об институциональном механизме
социализации, что означает, как это
следует из самого термина, социализацию
личности в процессе ее взаимодействия
с социальными институтами, созданными
как специально для этой цели, так и
попутно реализующими ее в ходе своей
деятельности. К числу первых следует
отнести, прежде всего, институты
образования и воспитания, к числу вторых
— производственные, политические,
учебные, религиозные, досуговые институты,
СМИ и другие.

Значение социальных
институтов для процесса социализации
молодых людей состоит, прежде всего, в
том, что под их влиянием, в результате
предлагаемых образцов поведения
происходит усвоение тех или иных
социальных ролей, норм, ценностей.

Особенностью
социализации на работе является то, что
затрагивает уже сформировавшихся
молодых людей. Она несет свои трудности,
связанные прежде всего с необходимостью
найти правильное соотношение между уже
интериоризированными ценностями и
ценностями, следовать которым требует
работа. Например, молодые люди, воспитанные
в духе независимости и самостоятельности
суждений, часто испытывают затруднения
из-за необходимости на работе зримо
проявлять знаки подчинения начальству;
люди, ценящие творческую инициативу,
часто бывают плохими исполнителями, а
хорошие исполнители нередко страдают
безынициативностью. Обычно молодой
человек критически относится к ценностям,
предлагаемым ему работой, и принимает
не все из них, а лишь те, которые кажутся
ему приемлемыми. Американский психолог
Э. Шайн указывает, что существуют три
типа реакции индивида на производственную
социализацию:

  • протест — отказ
    от всех ценностей и норм;

  • творческий
    индивидуализм — принятие только
    основных ценностей и норм;

  • конформизм —
    безоговорочное принятие всех ценностей
    и норм (такое поведение подавляет
    творческий потенциал индивида и может
    превратить его в бесплодного бюрократа).

Каждое общество
через свои институты и агенты социализации
устанавливает идеалы (во имя которых
есть смысл прилагать усилия) и средства
для их достижения. Посредством различных
факторов социализации все индивиды
научились пользоваться средствами
достижения этого идеала, и они убеждены,
что им это удастся.

Таким
образом, можно сделать вывод, что молодой
человек формируется как личность по
мере того, как развиваются его социальные
качества, определяющие его как члена
конкретно-исторического общества.
Социализация молодого поколения должна
быть опережающей, учитывающей возможные
в будущем изменения.

studfiles.net

Развитие и социализация личности — что это такое и как проходит?

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные ценности. Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные инстинкты работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.

 

womanadvice.ru

Формы и виды социализации — Мегаобучалка

В любом процессе имеется условная точка отсчета. В равной мере это касается и социализации. Природой только предусмотрена возможность социализации, сам же процесс начинается с некоторого условного момента, когда осуществляется коренной переход из одной области бытия в другую, из возможности в реальность. Можно считать этим Рубиконом момент рождения ребенка, включения его в социальную среду.

Но если есть точка отсчета, то имеются и некоторые этапы прохождения процесса. Некая точка развертывается в нечто. Различают детскую социализацию как период постижения норм и ценностей, принятых в данной социальное среде, и взрослую как период подражания, внешнее принятие той или иной социальной роли. Естественно, имеется и конечный результат, прекращение социализации, которая оканчивается нередко задолго до естественной старости и физической смерти.

Данная схема процесса социализации, хотя в принципе и верная, но далекая от адекватного описания сложности его структуры, характера и предназначения социализации. Дело в том, что процесс социализации не может быть полностью понят только в рамках пространственно-временного континуума, как часто пытаются это сделать. И хотя социализация, безусловно, осуществляется в рамках и на основе некоей физической структуры, протекает во времени и осуществляется в пространстве, тем не менее природа своеобразна, специфична, так же как и законы действия.

Пристальный анализ показывает, что социализация имеет сложную природу, разнообразные виды и формы. Так, существует неполная и частичная социализация, так же могут быть односторонняя, актуальная и не актуальная социализация, не адекватная, быстрая и медленная, ограниченная и бесконечная социализация. И, наконец, бывают затухающая и развивающаяся социализация, существует и ее порог. Порогом, а не этапом и не формой, мы называем момент, после которого начинаются принципиально иные и практически необратимые процессы социализации.

Полная социализацияозначает: из всего объема знания и культуры данной социальной группы или окружения ребенок и взрослый человек усваивают тот объем, который им необходим для решения своих задач. Так, социальная группа может иметь высокий уровень профессиональной социализации, содержащий различные профессиональные знания. Но для каждого отдельного ее представителя достаточно в полном объеме овладеть одной профессией или несколькими, чтобы быть полностью социализированным. Иными словами, полная социализация — это полное соответствие требованиям своей социальной группы и успешное выполнение тех функций, которые ставит данное социальное сообщество перед каждый своим членом. Только в этом случае он становится полноценным членом данной группы. В равной степени это касается его физического, психологического и интеллектуального развития. Полная социализация должна быть в сексуальной, материальной и социальной сферах. Иначе говоря, человек должен иметь нормальное физическое развитие, устойчивую психику в рамках решения своих задач и достаточный уровень образования. В сексуальной области он должен иметь семью и детей — норма приписываемая в обязательном порядке социальным окружением. В противном случае он становится немного не таким как все, что и свидетельствует о неполной социализации. Человек должен иметь нормальное материальное положение и обладать достаточным уровнем образования и культуры. Если не во всех сферах жизнедеятельности человек достиг определенного и необходимого уровня развития, то социализация называется неполной.

Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Чтобы быть полноценным членом данной социальной группы, он должен обладать всем необходимым набором знаний и умений, и даже таким знанием, которое вроде бы и не относится прямо к сфере его профессиональных знаний. Подчеркнем, необходимым объемом, а не всем объемом знаний, которым обладает данная социальная группа, поскольку это просто невозможно и надобности в этом нет. То, что он не владеет необходимым объемом знаний, автоматически ставит его в положение человека не полностью социализированного. Человек в этом случае становится как бы не таким как все, поскольку не может успешно решить те задачи, которые ставит перед ним общество, он превращается в неполноценного, второстепенного члена общества. Неполная социализация может привести человека к такому состоянию, когда он окажется даже вне данного социального сообщества.

Понятно, что в обществе есть различные по уровню социализации социальные группы: от самых высших до самых низших. По сравнению с высшими группами по социализации низшие группы не обладают полной социализацией. Но член данной группы, если он соответствует уровню культуры и знания группы и решает поставленные ею задачи, являются полностью социализированным. Мальчик из глухой деревни или далекого аула полностью социализирован в рамках своей среды, так же как и сын профессора. Но относительно друг друга первые далеко не полностью социализированы.

В равной степени это касается сексуальной сферы: в одних случаях наличие одной жены и одного ребенка делает мужчину неполноценным, в другом случае и то, и другое является нормой. Даже отсутствие жены или мужа при наличии ребенка не в коем случае не свидетельствует о неполной социализации в данной области бытия. Наличие своего дома и достатка, выражающегося в обилии ковров и золота, в своей среде становится признаком полной социализации. В другом социальном сообществе все это может ничего не стоить. Понятие «материальный достаток» имеет различное содержание, но это ни в коем случае не отражается на понятии полной или неполной социализации.

Такой же принцип содержит и такая сфера жизнедеятельности человека, как уровень и качество образования и культуры.

Близко к понятию неполной социализации понятие «частичная социализация». Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью. Так, не имея фундаментальных знаний (институтских) в ряде профессий очень трудно работать, хотя можно быть и неплохим специалистом. Ребенок, который воспитывается в замкнутой на самую себя семье, овладевает неполным объемом, а только частью тех знаний и культуры, которыми обладает социальная общность, включающая данную семью. Понятно, что такому ребенку после выхода за рамки семьи будет очень трудно адаптироваться в жизни.

Еще один пример. Если в семье и в социальном окружении ребенка тщательно оберегают от какого-либо знания о процедуре и сущности секса, то у него возникнут трудности при создании собственной семьи. Хотя во всех остальных сторонах жизни человек будет полностью социализирован.

Еще один пример, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять именно занятиям спортом большое внимание. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация. То же можно сказать о вундеркиндах: одностороннее развитие, хотя бы в области математики, делает их практически частично социализированными и недееспособными во всех остальных областях жизни.

Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. Так, сельские жители, впрочем, как и городские, имеют одностороннюю социализацию, и дети тех родителей, которые профессионально занимаются тем или иным видом деятельности. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области. Дети, родители которых придерживаются определенной религиозной конфессии, воспринимают именно данную религию и церковь. Об этом довольно много написано в литературе. Частичная социализация, — как писал Козьма Прутков, — это своеобразный социальный флюс, который делает жизнь человека неудобной, односторонней и даже уродливой.

Реализовывать свои задачи вне рамок своей профессиональной личности такой человек может только в узком аспекте социальных отношений. Для того, чтобы приготовить обед, пришить пуговицу и оперировать личными счетами в банке, такому человеку необходимы жена, домработница, экономка и кто-то еще. Такому человеку живется на этом свете очень трудно и неуютно, и при изменении социального окружения он становится практически полностью беспомощным.

По содержания к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Однако актуальная социализация позволяет решать первоочередные задачи, стоящие перед обществом и любым социальным окружением в данный момент, т.е. решать, так сказать, оперативные задачи, находящиеся, образно говоря, на переднем фронте взаимодействия данного сообщества с окружающим миром.

Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной. Очень хорошо это можно продемонстрировать на примере великих писателей. Лев Толстой, прожив долгую жизнь, в своих поздних произведениях воспроизводил время середины девятнадцатого века, и как будто не замечал происходящих перемен. М. Горький практически не написал ни одного произведения, посвященного советскому времени. Их произведения не были актуализированы для нового времени, хотя они были полностью социализированными людьми.

Таких примеров можно привести много и не только из жизни писателей. Любой из нас не может утверждать, что его социализация актуальна и полностью соответствует своему времени и месту. Жизнь настолько быстро меняется, что она в любой сколько угодно малый отрезок времени уже другая. Особенностью же социализации является то, что, как правило, она консервативна и отражает уже прошлое знание. В силу консерватизма социализация всегда несколько отстает от актуальных потребностей времени и жизни. И только немногие люди умеют так актуализировать свои знания, что это дает им возможность решать самые насущные проблемы. Обычно такие люди достигают больших успехов в политике, бизнесе. Для мира ученых более характерна так называемая адекватная социализация.

Для ученого не столько важно, насколько его представления о мире актуальны, т.е. полностью соответствуют насущным задачам выживания, сколько адекватность его представлений исследуемым процессам. Это только один пример. Человек может быть полностью социализирован для своей социальной группы, но его представления наверняка окажутся в большей или меньшей степени неадекватны в другой социальной группе, хотя он вполне может там существовать.

Адекватность — это полное соответствие имеющихся у человека представлений и поведения тем реальным объективным процессам, которые его окружают. Адекватная социализация позволяет каждый раз иметь те представления и совершать те поступки, которые полностью или в большой степени соответствуют реальным процессам, протекающим в данную минуту в его непосредственном окружении.

Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания. И наоборот, адекватные представления могут быть не актуальными, хотя бы в силу неактуальности самих этих объективных процессов.

Соответственно существует быстрая и медленная социализация. Например, в детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды — пример быстрой социализации.

Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека. Известно как родители беспокоятся, если у ребенка немного задерживается развитие речи, он поздно начинает говорить и пр. В старшем возрасте сокращение темпов социализации менее заметно, но иногда, к примеру, ученик в школе начинает резко отставать от товарищей по классу. Про такого ученика говорят, что он тугодум, плохо соображает и т.д.

В этом случае причины отставания могут быть разные: психофизиологические, биологические и пр. Известны случаи, когда ребенок останавливается в развитии в трех-, пяти- семилетнем возрасте и так остается на всю жизнь. Имеются и социальные причины, когда ребенок изолирован, с ним мало занимаются, или его пытаются заставить учиться сразу многим предметам. В психологической литературе все эти причины хорошо описаны. Известно так же, что девочки развиваются (социализируются) быстрее, чем мальчики, поэтому выходят девушки замуж за ребят старше себя, как правило, на 4-6 лет. Видимо, этот разрыв и есть показатель разницы в социализации между ними.

Наконец, существует ограниченная и бесконечная социализация. Они описаны в литературе меньше, чем другие виды социализации. Ограниченная социализация обусловлена тем, что сознание может воспринять только ограниченный объем информации, знаний. В силу различных причин программы и линии человека могут быть плохо развитыми, и поэтому неспособны принять большой объем информации и быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Для достижения оптимальных результатов и успешного решения своих задач, такому человеку требуется больше времени и усилий. Их называют тугодумами.

Они хорошо работают и живут в стабильной ситуации, когда процессы протекают меньшее время, чем то, которое им требуется для переработки поступающей информации и принятия решения. В быстроменяющихся условиях они, как правило, оказываются совершенно или по большей части беспомощными.

Понятно, что природа и в этом случае предоставляет обходные варианты, которые позволяют человеку решать свои и общие задачи. Таким людям помогает высокий уровень профессионализма, собранность, аккуратность, активизация психофизиологических возможностей, так называемый форсаж, или спрятаться за чей-то широкой спиной.

Бесконечная социализация, хотя на практике и невозможна, но в принципе существовать может. Во всяком случае природа сохраняет такую возможность. Например, если человек способен и в преклонном возрасте воспринимать новый объем знаний, имеет свежий ум и быстро реагирует на изменения внешней ситуации, принимает правильные и адекватные решения, способен быстро воспринимать новый вид культуры и знания и принять их как свои собственные, а не просто подстроиться под них и т.д., то все это можно назвать бесконечной социализацией. Но все-таки такие случаи бывают редко и связи они прежде всего с так называемым порогом социализации.

 

megaobuchalka.ru

Виды социализации.

Поделись с друзьями

         Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй половиной жизни;

2. с формальными и неформальными институтами.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о