Сохраненный интеллект что это – Сохранённый интеллект у ребёнка, что это значит?

Интеллект или ноги? Умение ходить или душевное равновесие?

Занудное и про психологию. Что-то потянуло меня в последнее время на эту тему. Я вот уже давно кручусь в мире особых детей и наблюдаю такую интересную картину: чаще всего, если ребенок не ходит, то мама все силы бросает именно на это: во что бы то ни стало поставить малыша на ноги и научить ходить. И эта первостепенная цель почему-то стоит даже у тех родителей, чьи дети имеют множественные нарушения (речь/слух/зрение/интеллект…) Я, как мама, которая первые два года вообще забила на ноги Егора и занималась исключительно речью и интеллектом и которая только в два года опомнилась: «ой, а Егор же еще и не ходит! с этим тоже что-то надо срочно делать!» с недоумением всегда смотрела на мам, чьи детки годам к 4-5 худо бедно научились ходить, благодаря неимоверному количеству занятий, но при этом так и не умеют говорить/понимать речь и у них явное отставание в психо-эмоциональном плане.

Вот если бы ко мне сейчас прилетела добрая фея-волшебница и сказала, мол, выбирай: будет ходить, но будет ооооочень сильно отставать в развитии/не будет разговаривать и понимать речь или же — будет интеллектуально сохранен или совсем немножко отставать от сверстников (ну, я же понимаю, что не все поддается полному исцелению), но не будет ходить… Эээ.. Да я бы не задумываясь выбрала бы второе! Собственно, я так и выбрала 🙂 И в итоге имею мальчика, которому до 4летки еще очень далеко, но с которым уже сейчас можно строить вполне себе реальные и интересные взаимодействия, вести диалог, хоть и на простом уровне, и общаться и обмениваться эмоциями, но который не ходит. А наверное мог бы, если бы я все-все-все силы кинула бы только на это! Но я выбрала другое…

UPD: Я не говорю о том, что выбирая между физикой и интеллектом, давайте-ка все забьем на физику и бросим все силы на развитие интеллекта и речи (это осознанный выбор каждого конкретного родителя)! Я лишь пыталась сказать, что, бросая все силы на исправление физических недостатков своих деток, нужно понимать, что интеллект сам откуда ни возьмись может и не появиться, и этим вопросом надо так же много и упорно заниматься, как и физикой, а не бросать это все на самотек. Ну или осознанно идти на то, чтобы ребенок умел ходить, а уж речь — как получится. Повезет, заговорит сам, не повезет — ну, я, мама, знала, на что шла, уделяя все свое время только физике…

Речь вытаскивать очень сложно

Содержание статьи

А вообще-то я про психологию

Но вообще я не об этом. Уж простите за долгое вступление 🙂 Я вообще хотела сейчас порассуждать о детках с сохранным интеллектом. Я вот все хожу и думаю-думаю про это почему-то ( может, спрашиваю себя, правильно ли я выбрала?), а параллельно читаю всякие интересные статьи про детскую психологию. И понимаю, какая это драгоценность — душевное равновесие и гармоничное состояние ребенка, как легко это разрушить, натоптать и не желая того, очень сильно если не сломать, то уж точно подпортить своему чаду жизнь в будущем.

Помните, я уже писала о том, что в какой-то момент даже искренне порадовалась тому, что ко мне пришел именно такой Егор, который развивается гораздо медленнее среднестатистического ребеночка, давая тем самым мне возможность успеть что-то понять, переосмыслить и набраться мудрости для его следующего этапа развития. А с обычными детьми же все молниеносно! И надо быть вдвойне осторожной, чтобы не нанести случайно травму. Понятное дело, вообще ни разу не задеть детку за весь период детства не получится, но сделать все от тебя возможное и продумывать свои действия и понимать, какая колоссальная ответственность на тебе лежит — нужно! Да, я перфекционистка 🙂

Но ведь дети же вырастают! И становятся взрослыми дядями и тетями! И наши родительские ошибки и нежелание разобраться в причинах определенного поведения своего чада, неосведомленность, как именно развивается ребенок на каждом этапе своего детства, как правильнее всего с ним взаимодействовать на каждом из этих этапов и грамотно реагировать на изменения его поведения, понимая, и что на самом деле умеет делать наш малыш, а что нам только кажется (например, дети на самом деле не манипулируют своими родителями лет так до 10!),все это может повлечь за собой большие и неприятные последствия для вашего же ребенка в будущем. А вы будете смотреть на своего выросшего сына или дочь и недоуменно восклицать: «Что ж ты такой весь из себя не такой вырос?!»

Детки с сохранным интеллектом, но физическими нарушениями — как тут важно понимание психологии!

И вот что мне подумалось, ладно, когда по неведению родители совершают определенные ошибки в «воспитании» обычных деток, у кого нет каких-то явных физических отклонений. Это не очень хорошо в любом случае, но…. Но хоть на минуточку представьте какой колоссальной нагрузке ежедневно подвергается маленький человечек с физическими нарушениями! Занимаясь каждый день, чтобы убрать спастику/растянуть мышцы/накачать ноги и т.д. Их работа сродни работе тяжелого атлета в спортзале. Это я еще не говорю о том, что такой малыш часто испытывает и физические боли от несовершенства своего тела. А уж про моральную нагрузку я вообще молчу! Это я сейчас пока говорю про тех деток, у кого при всем при этом интеллект сохранен и они все или почти все понимают, что с ними происходит и видят, что они не такие, как все, и хотят делать то же, что и другие детки, но уже понимают, что физически не могут этого делать и не знают, навсегда ли это или временно и все получится… И вот именно про таких деток я почему-то чаще всего сейчас думаю…

Как же важно мамам именно таких деток погрузиться в детскую психологию и изучить все этапы становления личности! А то ведь что получается: физику лечим, а ДУШУ — калечим, в смысле — забиваем как-то на душевное равновесие ребенка, его переживания и связанные с его особенностями, и вообще детско-детские, которые, между прочим, не менее важны! А ведь это именно те детки, которым наше родительское понимание еще более ценно. И не важно про что это: про то, что не хочется делать сто-пятьсот приседаний, а надо, или про то, что так сильно захотелось ту самую игрушку в магазине, а не купили, да еще и наорали на тебя и грубо заткнули, чтобы не смел на людях проявлять свои эмоции…

Оговорюсь — я не за то, чтобы потакать всем капризам и покупать любые игрушки, которые захотелось детке. Я про то, что важно, чтобы мама знала, как правильно, с точки зрения детской психологии, действовать в подобной сложной для ребенка ситуации (когда, например, чего-то очень сильно хочется, но нельзя), когда от этого детке очень и очень плохо и он просто в силу способностей своего возраста не может сам «правильно» с этой ситуацией справиться. Я про то, как важно, чтобы мама понимала, что ребенок умеет на каждом этапе своего развития, а чего он еще уметь не может (не потому что «что ж ты такой какой-то не такой», а потому что «пойди-ка, мама, и почитай детскую психологию»). Например, в возрасте примерно лет до 4-5 малыш не умеет справляться со своими мощными эмоциями, которые вдруг на него наваливаются, и как же это очень важно, чтобы в момент истерики (от которой и самому ребеночку очень плохо, а не «он пытается довести маму до белого каления») мама мягко помогала пережить малышу его горе (ага, и чтобы эта самая мама понимала, что для детки-то это, и правда, горе горючее, а не «фигня, че из-за этого плакать-то»).

Салинг

А если возвращаться к малышам с физическими нарушениями — ну не можем мы помочь им не испытывать боль и усталость от ежедневных физических упражнений и вообще неудобств, но ведь мы можем помочь им наиболее безболезненно душевно пережить другие, не менее важные, на самом деле, для них детские вопросы. И тогда у ребеночка сформируется тот самый стержень (хе-хе, которого, нет у многих сейчас взрослых-то людей, привет совковое воспитание), и с помощью этого душевного равновесия и стрежня малышу будет гораздо проще переживать и те физические невзгоды, которые он испытывает и которые ему предстоит перебороть. И не кажется ли вам, что сильный духом ребенок (не балованный! а именно сильный духом, которому родители помогали развиваться на всех этапах его развития) с гораздо большей вероятностью сможет преодолеть и свои физические недостатки? Как выстроить этот самый стрежень у ребеночка? Читаем матчасть детскую психологию!

Мамы столько сил и времени тратят, чтобы прочитать про ДЦП и про то, как побороть эту гадость. Ночами сидят и копают инет в поисках лучших методик, разбираются досконально в анатомии человека и чуть ли ни наизусть знают название каждой мышцы… Но при этом не готовы и почему-то не хотят хотя бы несколько часов посвятить тому, чтобы почитать и про детскую психологию тоже, и ну хоть чуточку разобраться и в этой теме, чтобы лучше понимать своего малыша и причины его внезапного такого капризного, например, поведения. Чтобы тем самым как можно лучше и эффективнее поддержать его на его непростом пути к избавлению от физических недостатков…

Дорогу осилит идущий

Но я сейчас говорю не только о том, чтобы помочь ребеночку пережить те неудобства, которые он испытывает из-за своих особенностей, и не о том, что надо утешать и успокаивать детку после тяжелых физических занятий (надо! обязательно! всегда! но я сейчас не об этом!). Я о том, что помимо этого всего, наши особята — это еще и просто дети. Даже не так — они прежде всего дети со своими этапами развития, кризисами возраста, хотелками и становлением личности. И все это у них происходит не только в зале для занятий, но и дома, в быту, в магазине, на улице, где угодно и в том же самом возрасте, что и у «обычных детей»! И я прежде всего говорю именно об этой помощи своему малышу и о правильном поведении мамы именно в этих, не «особятских» вопросах, а вообще детско-психологических. Просто если для обычного ребеночка это важно, но все-таки не так критично, то для особенка с сохранным интеллектом — это почти жизненно-необходимо, как мне кажется. Потому что, если мама понимает психологию своего ребенка и «правильно» ведет себя с ним на каждом этапе развития — это залог того, что ребенок будет расти гармоничной, сильной и уверенной личностью. Это хорошо для всех детей, конечно, но как же это важно для немножечко других деток!..

Кинезиотерапия

А если интеллект несохранен? Нужно ли тут понимание детской психологии?

Это я еще не говорю о том, как важно с самого начала выстраивать правильно свои отношения и с детками с несохранным интеллектом и как самой же потом будет в разы от этого легче. Приучаешь, что на все капризы ты тут же реагируешь согласием — получаешь, что детка пользуется именно этим рычагом воздействия на маму и в 5, и в 10, и в 15 лет… Все детки поначалу плачут и именно плачем призывают маму им помочь, но позже они постепенно научаются использовать другие способы добиваться желаемого (особенно, если мама, почитав самые даже простые статейки про этапы развития ребенка, сама в игре и общении учит свою детку правильно использовать эти другие, уже более «взрослые» способы).

А вот особята с нарушением интеллекта могут эти способы сами и не освоить, им-то точно нужна помощь мамы. Да-да, той самой, в усмерть уставшей и замученной мамы, которой, помимо всего прочего, желательно еще почитать и про детскую психологию. Но это, на самом деле, хорошее вложение в будущее той самой мамы, наравне с научением малыша проситься в туалет, кушать самостоятельно и хоть как-то коммуницировать, разве нет? Разве не проще в течение двух-трех лет усердно учить ребенка, что теперь плачем уже ничего не добьешься и нужно как-то по-другому выражать свои желания, зато потом всю оставшуюся жизнь жить с веселым и жизнерадостным чадом, не лезя на стену от его постоянных истерик? Ведь и детке от этого тоже потом будет хорошо, потому что, насколько я знаю, какое бы ни было нарушение интеллекта, но ребенок все равно очень хорошо считывает эмоции своей мамы (по мимике, по голосу, по телу) и если плохо маме, то плохо и самому ребеночку, не важно, что у него там с головой. Плохо в любом случае от того, что, вместо нормального, на его взгляд общения (а его же не научили, что может быть как-то по-другому, он-то думает, что плач и капризы — это все еще норма), мама от него уже страшно бесится и избегает его по мере возможности, а потом воет тихонько в уголочке… А так — два-три года ( а, может быть, и меньше, главное, начать как можно раньше) побилась, зато потом всю оствшуюся жизнь живешь с человечком, который умеет более цивилизованно ( пусть даже не словами) выражать свои хотелки и эмоции. И вы оба счасливы и общение вам обоим приносит радость всю оставшуюся жизнь, разве нет? Ну, про памперсы и кормление на самом деле туда же, но я же сегодня про психологию говорю 🙂

Логично было бы тут сразу в догонку еще рассказать, что же такое, правильное, с точки зрения психологии, общение с ребенком на каждом этапе его развития. Но я (пока :)) не детский психолог, я только интересуюсь, читаю, слушаю семинары и вебинары и открываю при этом для себя просто невероятный и удивительный мир детской психологии и возможностей гораздо более богатого и гармоничного детско-родительского взаимодействия. И мне еще столько всего предстоит узнать, что я пока не вправе делиться какими-то конкретными советами, помимо тех, что вскользь упомянула в статье. Но если вы сами заинтересуетесь этой темой, обещаю, вы намного сильнее облегчите и себе и вашему ребеночку жизнь и обогатитесь сами, потому что, это удивительно, но изучая вопросы про детей, постепенно гораздо лучше начинаешь познавать и понимать себя! Но это уже совсем другая статья 🙂

Ведь самое главное — это счастье ребенка!

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Получить скидку 5$ →

egor.life-trip.ru

10 советов, как сохранить интеллект

Большинство людей в возрасте 40-50 лет замечают, что не могут как раньше легко работать по ночам и концентрироваться сразу на нескольких источниках информации. В промежутке между возрастом полового созревания (20-25 лет) и старостью (80-90 лет) мозг уменьшается в весе почти на 10%.

До 25 лет человеческий мозг полностью развит, после чего начинается обратный процесс. Поэтому после 40 лет наблюдается притупление мышления, ослабление памяти: умственные способности снижаются почти на 4%. Нужна специальная диета, которая состоит не только из полезных продуктов!

10 советов, как продлить молодость разума

1. С возрастом мозг высыхает. Это не значит, что надо переезжать в страну с более влажным климатом и пить очень много воды (хотя для здоровья[en] желательно выпивать не меньше 2-х литров воды). Стимулируйте свой ум: учите иностранные языки, осваивайте новые хобби, читайте книги (желательно классику), играйте в шахматы. Для умственной активности, в качестве профилактики болезни Альцгеймера и других нарушений мозга в Японии ввели специальную государственную[en] программу – пожилым людям бесплатно раздают сборники судоку и различных кроссвордов.

2. Если хотите всегда иметь здравый рассудок и отличную память не загоняйте свой мозг вместе с телом в рамки однообразия. Процесс старения мозга ускоряется, если ваш рацион будет слишком монотонным, несмотря на полезность и эко-чистоту. Если вы решите в течение долгого времени есть одну гречку, листья салата и пить один кефир. Вы похудеете, но мозг ответит на вашу диету отсутствием четкого мышления, потерей быстрой переработки информации и слабой памятью. Ум выражает протест против продуктов быстрого приготовления, фаст-фудов; наверняка вы слышали шутки в адрес любителей таких заведений, что встретить там можно только людей с низким IQ.

3. Выберите для мозга и здоровья в целом правильное, сбалансированное питание. Разнообразная пища и полноценное питание на 20% увеличивают объем мозга, и наоборот происходит с некачественными продуктами питания.

4. Глюкоза нужна мозгу, но не нужно килограммами поглощать сладости. Если не хотите получить синдром «слабоумия» из-за переизбытка транс-жиров, придется отказаться от конфет, пирожных, печенья и тортов. Для реальной подкормки мозга глюкозой выбирайте мед, черный шоколад или бабушкино варенье.

5. Включите в меню на каждый день продукты, богатые витаминами D, B, E, C и содержащие полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 (авокадо, красная рыба, цитрусовые, шпинат). Немаловажную роль в оперативности памяти играет цинк (он необходим почти 80 ферментам, благодаря которым осуществляется работа нервной системы!). Найти его можно в креветках (отлично усваивается в сочетании с зеленью), твердых сырах и мясе птицы, кролика.

6. Если вы хотите до глубокой старости блистать способностями ума, обратите внимание на свои ноги. У пожилых людей с сильными ногами в преклонном возрасте сохраняется отличная память и ясность рассудка. Дело в том, что благодаря физической активности мозг получает из организма вещества, стимулирующие его деятельность. Не ленитесь, хотя бы два-три раза в неделю в течение часа обязательно гуляйте быстрым шагом на свежем воздухе.

7. Следите за своим здоровьем: гипертония, заболевания сердечно-сосудистой системы (контролируйте уровень холестерина!) уничтожают мозг и приводят к потере умственных способностей.

8. Бросьте вредные привычки. Курение приводит к ослаблению активности некоторых участков головного мозга, поэтому у курильщиков почти на 40% хуже память, чем у тех, кто не страдает никотиновой зависимостью. Подобный синдром наблюдается и с теми, кто злоупотребляет алкоголем. Ученые России[en], Испании и США[en]  выяснили, что этанол оказывает влияние на образование головного мозга – гиппокамп. Это так называемое хранилище воспоминаний и поступающей информации. Вот почему, после большой дозы спиртного, некоторые наблюдают провалы в памяти.

9. Мозг – это та же мышца, что на руках, ногах, спине. Чтобы иметь сексуальный животик, вы же качаете пресс. А чтобы иметь крепкий мозг и сексуальный IQ, последуйте совету ученых нейрофизиологов – путешествуйте по миру! Вы будете легко и непринужденно изучать новые языки, получать новые впечатления. Каждое новое выученное вами слово – это развитие мышцы под названием мозг!

10. Не алкоголь убивает нейроны, а стресс. Нервные переживания, постоянное чувство беспокойства высвобождает в избытке гормон кортизон, который способствует дегенерации клеток мозга. Научитесь расслабляться: займитесь йогой!

Острота ума – это ваше умение вести здоровый образ жизни!

Похожие статьи:

Найти ещё что-нибудь интересное:


www.doctorate.ru

Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект? — Мегаобучалка

Интеллект в преклонном возрасте

 

Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание.

Выделяют несколько форм интеллектуального поведения:

— общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

— система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение;

— способность к решению проблем без проб и ошибок »в уме».

 

Психологи отмечают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:

– ослабление механической памяти;

– относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминание на основе внутренних смысловых связей;

– ослабление оперативной, кратковременной памяти;

– резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;

– усиление яркости памяти на очень давние события.

 

Понятно, что с длительным пребыванием »не у дел» профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности.

У пожилых людей снижаются показатели по тесту »беглость речи» – способность быстро подбирать слова по заданным критериям, строить рассуждения.

У людей, удовлетворённых своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами.

Однако, утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга, прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга.

Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп её усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений.

 

Вторая половина ХХ века и первое десятилетие ХХI века ознаменовались сказочными открытиями и развитием множества научных направлений в биологии и медицине, развитием Наук о Жизни. Социально-экономические достижения в ряде стран, выдающиеся успехи в развитии множества новых наук: биомедицина, биотехнология, генетика и десятки других – явились основой увеличения средней продолжительности жизни, увеличения числа людей позднего возраста, особенно 80-85-летних и старше – столетних. Об этом свидетельствуют возрастные характеристики иммигрантов во всех русскоязычных ассоциациях Лос-Анджелеса. При этом многие члены ассоциаций являются примером долголетия, творчества и высокого интеллекта.

Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект?

 

Прежде всего, следует отказаться от такой вредной привычки как курение, а алкоголь – как можно реже и в маленьких дозах. Мясо употреблять в пищу нужно, но только 2-3 раза в неделю. Употребление овощей, фруктов, сои, тыквы, винограда, дыни – ограничений нет.

Молоко и молочные продукты не следует переедать. Куриные яйца не принесут вреда, если есть их по одному, пять раз в неделю и желательно в варёном виде. Овсяная каша – чудесная еда. Нормальная работа мозга невозможна без полиненасыщенных жирных кислот Омега-3. Содержатся эти вещества в основном в рыбе, такой как лосось, палтус, скумбрия, сардины, тунец, окунь, другая морская холодноводная рыба, даже обычная сельдь. Есть Омега-3 и в продуктах растительного происхождения: соевых бобах, тыквенных семечках, грецких орехах и тёмнозелёных овощах – например, брокколи. Растительное масло: соевое, льняное, кунжутное – тоже содержит полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Вот эти продукты и следует употреблять людям, занимающимся интеллектуальным трудом, причём как можно больше и в свежем виде.

Рафинированный сахар исключается из еды. Идеально один день в неделю вообще ничего не есть, только пить воду.

Не переедайте. Помните: сытый чемпион терпит поражение. То же можно сказать о людях интеллектуального труда. Старайтесь уйти из-за стола с чувством лёгкого голода. Следует помнить важную истину: »Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть».

Всем известно, движение это жизнь. Ходите ежедневно как можно больше пешком. Это послужит вам пропуском в благополучную старость.

Если следовать этому нехитрому правилу, можно избежать таких заболеваний, как атеросклероз, склеродермия, уменьшить риск возникновения опухолевых заболеваний и др.

Соблюдайте режим сна. Во время сна в мозге происходят разные процессы, коррегируются деятельность и функции органов и систем организма.

 

Чтобы сохранить интеллект, специалисты-психологи советуют соблюдать следующие рекомендации:

Ежедневно выделять время для мышления. Чтобы научиться творчески мыслить, надо ежедневно тренировать свой мозг;

Никогда, ни при каких обстоятельствах не паниковать и не суетиться. Спокойно обдумать поставленную задачу и попытаться найти выход. Этот путь приведёт к плодотворным идеям.

Идеи, живущие только в уме человека, никогда не принесут плодов. Лишь представляя их на всеобщее рассмотрение, человек в общении и обмене мнениями с другими людьми облекает свои идеи в плоть и кровь, что ведёт к успеху.

Наличие цели и стремление к ней побуждает к активной работе мысли и развивает способности к творческому мышлению. Ставьте перед собой конкретную цель, это позволит наметить контуры будущего успеха.

Постоянно вносите разнообразие в свою жизнь, обогащайте себя новым опытом. Избегайте шаблона. Из рутины будней не родятся оригинальные идеи.

Научитесь сосредотачиваться. Выработав это умение, вы разовьёте интуицию.

Расширяйте общение с людьми других профессий. Всегда ощущайте душевный голод, жажду деятельности. Всё в ваших руках. Память и интеллект сохраняются до самой старости. Здоровье – это самое главное, что есть у человека.

Профилактика психического старения:

· Избегать сильных стрессов

· Максимально длительная профессоинальная деятельность

· Тренировка интеллекта

· Общение

· Чувство юмора, оптимизм, благожелательное отношение к людям

Рассеянность

Рассеянность

Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой.

Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность.

Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать.

Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет.

Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного.

Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление.

При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память.

В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти.

Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку.

Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.

 

Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой.

Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность.

Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать.

Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет.

Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного.

Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление.

При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память.

В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти.

Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку.

Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.

«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важ­нейших задач приспособления к жизни», – писал Э. Штерн.

 

megaobuchalka.ru

Что такое интеллект – подбор определений и пояснение

Говоря об интеллекте, многие до конца не понимают, что скрывается под этим словом. А значение слова интеллект имеет широкое определение.

Интеллект – это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании и возможности разбираться и решать сложившиеся ситуации. Интеллект объединяет в себе всевозможные подразделения обучения:

  • Вообразительные способности.
  • Прогнозирование событий.
  • Умение воспринимать информацию.
  • Анализ ощущений.
  • Распознавание и градация эмоций.
  • Возможность запоминать и воспроизводить информацию, то есть функции памяти.
  • Мыслительные способности.
  • Умение представить решение и развитие ситуации.

Интеллект – это психологическая способность любого человека для адаптации к новым условиям посредством обучения, необходимость которого приходит с жизненным опытом. В процессе обучения используются теоретические знания для дальнейшего их применения на практике, чтобы корректировать поведение и адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект – это все умственные способности человека.

Интеллект – это мыслительные способности каждого отдельно взятого индивида.

Интеллект – это изначальная умственная составляющая у человека, которая определяет его род деятельности.

Интеллект – это способность, основанная на сознательном приспособлении к сложившимся ситуациям.

Интеллект – это рассудок, понятие, восприятие и ощущения, понимание.

Интеллект – это умение планировать и координировать, заниматься организацией и контролем собственного поведения и действий для достижения цели. Все действия учитывают истинные положения, а результат нацелен на получение блага.

Интеллект – это способность к обучению.

Интеллект – это понимание сути проблемы и умение составить решение при этом спрогнозировать результат и реакции окружающих на это решение.

Все эти определения будут верны.

Параметры интеллекта, отличающие человека от других живых существ:

  • Объем памяти для постоянной работы,
  • Способность анализировать и прогнозировать события,
  • Орудие деятельности – логика,
  • Многоуровневый отбор и сортировка информации,
  • Сознание, понимание событий,
  • Умение сосредоточить внимание,
  • Обширный словарный запас,
  • Усидчивость,
  • Память, способность запоминать и воспроизводить информацию.

Интеллект имеет следующие качества:

  1. Пытливость.
  2. Глубину ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.
  6. Доказательства.

Данные качества можно расшифровать следующим образом:

  • Любопытство и заинтересованность – желание познавать явления окружающей среды с разных сторон.
  • Глубокий ум – умение проводить параллели и отделять главенствующие факторы от второстепенных, необходимые действия от случайных событий.
  • Гибкость ума – умение в свободной форме применять имеющийся жизненный опыт, не только свой, но и умение учиться на чужих ошибках, способность извлекать выгоду из ситуаций. Оперативно исследовать и применять предметы в новых ситуациях.
  • Подвижность ума – способность разрушать шаблонное мышление, выходить из зоны собственного комфорта.
  • Логическое мышление – соблюдение строгой последовательности в рассуждениях, учитывая всю имеющуюся информацию и используя только главенствующие факторы в сложившейся ситуации. Это говорит о том, что рассматривается только исследуемый объект с возможным учетом всех взаимосвязей с ним.
  • Доказательства – применение факторов и закономерностей, которые направлены на убеждение собеседника в правильности ваших рассуждений и сделанных вами выводов.
  • Критическое мышление – строгая оценка результатов мыслительного процесса, критиковать умозаключения, без сожаления отказываться от вариантов решения неприемлемых к ситуации. Умение отказаться от действий, если они идут против поставленной задачи.
  • Обширность мыслительных процессов – умение охватить вопрос целиком, со всеми вытекающими последствиями. При этом без потери изначальных данных для решения поставленной задачи, способность увидеть разные варианты для разрешения ситуации.

Виды интеллекта

Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:

  • Изучение иностранных языков,
  • Чтение книг различных жанров и содержания,
  • Общение с другими людьми.

Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:

  • Решение математический задач,
  • Решение ситуационных задач,
  • Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
  • Решение головоломок,
  • Решение ребусов,
  • Отгадывание кроссвордов.

Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:

  • Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
  • Решение задач с поиском выхода.
  • Расширение кругозора,
  • Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.

Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:

  • Занятий спортом,
  • Хореография,
  • Йога,
  • Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.

Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:

  • Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
  • Танцевальные кружки – обучение танцам,
  • Хоровое или сольное пение,
  • Обучение игре на музыкальном инструменте.

Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:

  • Групповые игры,
  • Тренинги,
  • Семинары,
  • Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
  • Ролевые игры.

Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:

  • Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
  • Принятие своих потребностей, градация их по важности.
  • Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
  • Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
  • Периодически составлять свою собственную характеристику.

Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:

  • Медитации,
  • Очищение сознания,
  • Размышления на различные тематики,
  • Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.

Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:

  • Обучение танцам,
  • Театральное искусство, актерская игра,
  • Пение,
  • Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.

Уровень интеллекта

Для понимания данного фактора необходимо учитывать, что здесь взаимодействуют друг с другом два вида интеллекта:

  1. Конкретный интеллект отвечает за принятия решений в каждодневных ситуациях, служит для ориентирования во взаимоотношениях и взаимных действиях с разными предметами, которые окружают человека. Здесь раскрывается способность и умение правильно применять полученные ранее знания или навыки, а также правильно использовать информацию, сохраненную в памяти.
  2. Абстрактный интеллект умение пользоваться словами и понятиями, вставлять их в те моменты, когда они необходимы.

Данные понятия дают возможность измерить уровень интеллекта каждого отдельно взятого индивида. Измерение происходит на основании прохождения теста. Оценка результата происходит по шкале от 0 до 160. Стоит учитывать, что тест на уровень интеллекта имеет разграничение по группам возраста. Тест состоит в среднем из 20 вопросов. Тест лучше всего проходить в отдохнувшем состоянии, когда мозг не перегружен информацией и не забит проблемами.

Также у интеллекта есть такая возможность, как его повышение. То есть определенными тренировками и дополнительным развитием можно увеличить и уровень интеллекта.

Рекомендации для повышения коэффициент интеллекта

Если вы думаете, что повысить уровень интеллекта это очень сложно и доступно только в профессиональных центрах и кружках, то вы ошибаетесь. Поднять свой интеллект вы можете и в домашних условиях. Вот несколько упражнений и советов для занятий.

Основная тренировка для мозга это изучение иностранных языков. Начните изучать язык, который давно хотели знать или выберите для себя, тот язык, который вам интересен. Если затрудняетесь с выбором, то начните с английского, изучали раньше или в школе, тогда можете улучшить и разнообразить свои знания.

Также одним из упражнений является составление слов. Слова образуются из одного данного слова или из набора никак не связанных друг с другом букв. Сюда же можно отнести и игру ассоциаций, где несколько слов или картинок обобщают в себе еще одно слово. Также полезное действие оказывают кроссворды и числовые квадраты судоку, которые развивают логическое мышление и умение быстро считать в уме.

Физические упражнения должны стать для вас лучшим другом. Не стоит перегружать свой организм, 20-30 минут в день для гимнастики, аэробики или пробежки будет достаточно. Во время разучивания движений упражнений мозг активирует работу памяти.

Получение новых знаний. Каждодневные негативные новости, реклама, бессмысленные сериалы и глупые ток-шоу засоряют ваш мозг, не принося никакой полезной информации. Для того чтобы смотреть телевизор с пользой включите познавательные каналы и передачи, начинать можно с 20 или 30 минут в день. Больше читайте, журналы, желательно обратить своё внимание на классику или детские сказки, стихи. Сказки также помогают развивать логику, анализировать поведение героев и искать объяснения некоторым событиям.

Играйте в компьютерные игры – логические головоломки или стратегии хорошо тренируют мозг, повышая уровень интеллекта. Во время игры вы не только узнаете что-то новое, но и используете уже ранее полученные знания.

Не исключайте из своей жизни живое общение – это помогает тренировать умение правильно и красиво говорить, а также дает возможность отслеживать ход мысли человека. Предугадывать, что он может вам ответить, чтобы в свою очередь подготовить свою фразу.

Собирайте пазлы, желательно без итоговой картинки перед глазами. Это тренирует память и логику, дает возможность рассуждать, помогает из частей сложить целое.

Также существуют раскраски со сложными рисунками для взрослых (или раскраски по номерам), данный вид тренировки помогает не только расслабиться, но и развивает воображение и представление того, как должен выглядеть рисунок в общем виде. Раскраски помогают прогнозировать и анализировать, как сочетаются между собой цвета, как они выглядят в общем рисунке.

Концентрируйте свое внимание не на одном источнике информации, а на нескольких. Так, например, если вы читаете одну статью, то после прочтения прочтите ещё одну или две статьи с похожим заголовком или содержанием, для того, чтобы видеть как по-разному может преподноситься информация и для сравнения одного источника с другим. Плюс в других статьях может быть дополнительная информация, которой не было в изначальном. Еще можно совмещать источники получения информации.

Одним из основных условий для развития интеллекта является избавление от неуверенности в себе, не зацикливайтесь на том, что ваш интеллект недостаточно развит, также не переоценивайте свои способности. Такие мысли постоянно будут откидывать вас назад, и прогресса вы еще долго не увидите. Важно адекватно себя оценивать, осознавать наличие проблемы, принять её и приступить к решению. Поэтому обучайтесь и занимайтесь самообразованием в первую очередь для себя, в свое удовольствие, а не для того, чтобы что-то кому-то доказать.

psihter.ru

Что такое искусственный интеллект ?

С момента изобретения компьютеров, их способность выполнять различные задачи продолжают расти в геометрической прогрессии. Люди развивают мощность компьютерных систем, увеличивая выполнения задач и уменьшая размер компьютеров. Основной целью исследователей в области искусственного интеллекта — создание компьютеров или машин таких же разумных как человек.

Что такое искусственный интеллект?

Автором термина «искусственный интеллект» является Джон Маккарти, изобретатель языка Лисп, основоположник функционального программирования и лауреат премии Тьюринга за огромный вклад в области исследований искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект — это способ сделать компьютер, компьютер-контролируемого робота или программу способную также разумно мыслить как человек.

Исследования в области ИИ осуществляются путем изучения умственных способностей человека, а затем полученные результаты этого исследования используются как основа для разработки интеллектуальных программ и систем.

Философия ИИ

Во время эксплуатации мощных компьютерных систем, каждый задавался вопрос: «А может ли машина мыслить и вести себя также как человек? ».

Таким образом, развитие ИИ началось с намерения создать подобный интеллект в машинах, схожий с человеческим.

Основные цели ИИ

  • Создание экспертных систем — систем, которые демонстрируют разумное поведение: учиться, показывать, объяснять и давать советы;
  • Реализация человеческого интеллекта в машинах — создание машины, способную понимать, думать, учить и вести себя как человек.

Что способствует развитию ИИ?

Искусственный интеллект — наука и технология, основанная на таких дисциплинах, как информатика, биология, психология, лингвистика, математика, машиностроение. Одним из главных направлений искусственного интеллекта — разработка компьютерных функций, связанных с человеческим интеллектом, таких как: рассуждение, обучение и решение проблем.

Программа с ИИ и без ИИ

Программы с ИИ и без отличаются следующими свойствами:

Без ИИ

С ИИ

Компьютерная программа без ИИ может отвечать только на конкретные вопросы на которые он запрограммирован отвечать

Может отвечать на универсальные вопросы, на которые он запрограммирован.

Внесение изменений в программу приводит к изменению его структуры

Программа с ИИ может поглощать новые модификации, сортируя весьма независимые фрагменты информации воедино. Следовательно, вы можете изменять кусочки информации из программы не затрагивая структуру самой программы

Модификация не является быстрым и легким.

Модификация быстрая и легкая

Приложения с ИИ

ИИ стал доминирующим в различных областях, таких как:

  • Игры — ИИ играет решающую роль в играх связанных с стратегией таких как, шахматы, покер, крестики — нолики и т.д., где компьютер способен просчитывать большое количество всевозможных решений, основанных на эвристических знаниях.

  • Обработка естественного языка — это возможность общаться с компьютером, который понимает естественный язык, на котором говорят люди.

  • Распознавание речи — некоторые интеллектуальные системы способны слышать и понимать язык, на котором человек общается с ними. Они могут обрабатывать различные акценты, сленги и т.д.

  • Распознавание рукописного текста — программное обеспечение читает текст, написанный на бумаге с помощью ручки или на экране с помощью стилуса. Он может распознавать формы букв и преобразовать его в редактируемый текст.

  • Умные робот — роботы способные выполнять задачи, поставленные человеком. Они имеют датчики, для обнаружения физических данных из реального мира, такие как свет, тепло, движение, звук, удар и давление. Они имеют высоко производительные процессоры, несколько датчиков и огромную память. Кроме того они способны обучаться на собственных ошибках и адаптироваться к новой среде.

История развития ИИ

Вот история развития ИИ в течение 20-го века

Год

Событие

1923

Карел Чапек ставит пьесу в Лондоне под названием «Универсальные роботы», это стало первым использованием слова «робот» на английском.

1943

Основы для нейронных сетей.

1945

Айзек Азимов, выпускник Колумбийского университета, вводит термин робототехника.

1950

Алан Тьюринг разрабатывает тест Тьюринга для оценки интеллекта. Клод Шеннон публикует подробный анализ интеллектуальной шахматной игры.

1956

Джон Маккарти вводит термин искусственный интеллект. Демонстрация первого запуска программы ИИ в университете Карнеги-Меллон.

1958

Джон Маккарти изобретает язык программирования lisp для ИИ.

1964

Диссертация Дэнни Боброва в МТИ показывает, что компьютеры могут понимать естественный язык достаточно хорошо.

1965

Джозеф Weizenbaum в МТИ разрабатывает Элизу, интерактивного помощника, которая ведет диалог на английском языке.

1969

Ученые из Стэнфордского научно-исследовательского института разработали Шеки, робота, оснащенного двигателями, способного воспринимать и решать некоторые задачи.

1973

Группа исследователей в Эдинбургском университете построила Фредди, знаменитого шотландского робота, способного использовать зрение, чтобы найти и собрать модели.

1979

Был построен первый компьютер-контролируемый автономный автомобиль, Стэнфордская тележка.

1985

Гарольд Коэн разработал и продемонстрировал составление программы, Аарон.

1997

Шахматная программа, которая обыгрывает чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

2000

Интерактивный роботы питомцы станут коммерчески доступными. МТИ отображает Кисмет, робота с лицом, который выражает эмоции. Робот Номад исследует отдаленные районы Антарктиды и находит метеориты.


искусственные нейронные сети искусственный интеллект

neuronus.com

Интеллект

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание) — способность индивида сохранять и приумножать свой познавательный потенциал, а также использовать его как в собственных интересах, так и в интересах других людей и общества. Интеллект в таком понимании есть познавательная структура, объединяющая в единое целое когнитивные функции индивида (рецепцию, перцепцию, восприятие, память, мышление), его воображение и творческие возможности, а также эмоционально-волевые качества его личности. Если синонимом слов «ум», «рассудок» более адекватным является «мышление», то подходящим синонимом слова «интеллект» представляется скорее «разум». В этом смысле выражения «слабоумие», «умственное недоразвитие», «умственная отсталость», «деменция» в русском языке не слишком точно передают значение психопатологических феноменов, в которых проявляются нарушения интеллекта.

Понятие интеллекта вообще не поддаётся точному определению, его границы и содержание понимаются по-разному. «Интеллект, — по мнению Е.Блейлера, — представляет собой комплекс многих функций; у отдельных индивидуумов они могут быть развиты в разной степени. Не существует единого интеллекта. Стоило бы кому-нибудь заняться определённым выяснением и определением всего понятия «интеллект». Важное значение имеет (кроме умения правильно абстрагировать) способность 1. понимать то, что воспринимается самим субъектом, и то, что объясняют другие, 2. так действовать, чтобы достигалась желаемая цель, 3. комбинировать действительно новое (логическая сила и фантазия)».

Как считает К.Ясперс, этим «термином» принято обозначать совокупный умственный потенциал данного человека, те инструменты реализации способностей, которые он целесообразно использует для адаптации к жизни.

Автор различает

а) предпосылки интеллекта,

б) багаж знаний,

в) интеллект в собственном смысле.

Предпосылками интеллекта «мы должны считать способность к запоминанию и память, утомляемость, механизмы, лежащие в основе двигательных явлений, речевого аппарата и т. д.». Утомляемость, например, может мешать индивиду проявить свой интеллект, но она не влечёт расстройство интеллекта как такового. Нет прямой связи между интеллектом, с одной стороны, и восприятием, памятью, моторикой и речью — с другой. Липман, напоминает К.Ясперс, гордился прогрессом, достигнутым благодаря «выделению афазии и апраксии из недифференцированной, хаотической категории «слабоумие».

«Далее, — продолжает К.Ясперс, — мы не должны путать с интеллектом (умственными способностями) содержание нашего разума, совокупность нашего знания». Знание само по себе, полагает он, может быть важным и всё же лишь косвенным основанием для суждения об умственной недостаточности. Если, однако, «нам известен средний уровень знаний среди различных социальных классов, это может серьёзно помочь нам при оценке каждого отдельного случая».

Более существенным для оценки интеллекта автор считает уровень полученного образования и особенно общий жизненный опыт, хотя признаёт относительность и этих показателей. Образование, указывая на способность к обучению, «обеспечивает нас подходящим критерием для оценки приобретённых дефектов» интеллекта, а также позволяет судить о кругозоре индивида, однако этого мало для суждения об умственных способностях. Что касается жизненного опыта, то разочаровывает и этот критерий, так как установлено, что «большинство людей, как ни странно, имеет лишь самое поверхностное представление о собственных профессиональных занятиях».

Что касается интеллекта в собственном смысле, то автор сомневается в существовании интеллекта вообще или «центрального фактора интеллекта» (называемого психологией прошлых времён рассудком, способностью к суждению), то есть способности к разнонаправленной реализации своего потенциала вообще. «Почти невозможно, — говорит он, — подсчитать всё множество различных критериев, используемых для оценки человека в аспекте его интеллекта (умственных способностей).

По-видимому, это очень большое число способностей, и они объединены в некое подобие глубоко укоренившемуся дереву». К.Ясперс обращает внимание на большое разнообразие феноменологии интеллекта. Это живость или гибкость, с которой люди схватывают впечатления, практическая смышленость с быстрой и умелой адаптацией к новым требованиям, абстрактный интеллект индивидов теоретического склада ума, однако всё это по отдельности и даже в сумме не позволяет составить ясное представление об интеллекте индивида. В суждении об интеллекте в клиническом плане, указывает К.Ясперс, обычно обращается внимание на способность к суждению и мышлению, на умение отделять существенное от второстепенного, а также спонтанность и наличие инициативы.

В понятиях психометрии интеллект есть достигнутый индивидом уровень умственного развития. Иными словами, интеллект суть состояние показателей ума, которые могут быть измерены и представлены количественно, то есть то, что может быть установлено тем или иным психометрическим тестом. Совершенно ясно, что с помощью тестов определяется не интеллект как таковой, а лишь его проявления, то есть некоторые умственные его слагаемые, такие как память, умение обобщать и т. п. При составлении тестов на измерение интеллекта учитываются и другие формы проявления интеллекта: практичность, креативность и др. Например, термином конкретный или кристаллизованный интеллект определяется способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем, текучий интеллект — продуктивность при решении новых, творческих проблем и др.

Некоторые параметры интеллекта, однако, не только не могут быть измерены, они вообще с трудом поддаются изучению. Например, это касается мотивации познавательной деятельности, уровня развития познавательной потребности, тех целей, какие индивид преследует в своей умственной деятельности, его потенциальных возможностей, включая одарённость в том или ином плане; это касается и способности учесть влияние культурной среды обитания индивида и её требований к его интеллекту.

Поэтому кажется вполне естественным, что скромные формальные показатели интеллекта, установленные с помощью специальных тестов, могут сочетаться с высоким уровнем реальных достижений индивида и наоборот. Известным является, в частности, тот факт, что лица, неизменно показывающие на тестировании впечатляющие результаты, в реальной жизни нередко оказываются ничем особенным не выделяющимися из средней массы людьми. Встречаются  и такие случаи, когда незаметный в ровных и привычных условиях жизни индивид неожиданно оказывается весьма значительной персоной в других, экстремальных, требующих недюжинных интеллектуальных способностей; например, он делает стремительную карьеру и становится влиятельной личностью во время войны, революции, кризиса, эпидемии или череды стихийных бедствий.

Ретроспективные исследования интеллекта выдающихся личностей, которым заведомо, то есть по известным уже достижениям, присваиваются заоблачные интеллектуальные коэффициенты (у Гёте в возрасте 17 лет — 190%, в возрасте 17–26 лет — 210%, у Вольтера — соответственно 180% и 190%, у Дарвина — 155% и 165%, у Ньютона — 150% и 190%, у Наполеона — 140% и 145% и т. п.), являются любопытной реконструкцией, но не более того. У Рембрандта, отметим, он равен 130% и 145%. В сравнении с Гёте живописец, по данным косвенной психометрии, является, следовательно, кем-то вроде дебила. Существующие ныне тесты не способны выявлять потенциальных гениев или приводят, в применении  к ним, к смехотворным результатам.

Установлена «кривая распределения интеллекта» в населении. В графическом виде это синусоида или кривая Гаусса, из которой видно, что 68% индивидов популяции имеют интеллект от 84% до 116%, а 95% индивидов — соответственно от 68% до 132%. На долю умственно отсталых и одарённых людей приходится, таким образом, всего по 2,5% индивидов, причём из них в 0,1% интеллект опускается ниже 52% и в 0,1% поднимается выше 148%. Чаще снижение интеллекта отмечается у мальчиков.

Другими словами, по этим данным легко, кажется, определить, сколько человек в населении являются гениями, — последних должно быть ровно столько же, сколько насчитывается имбецилов и идиотов. Другое дело — как выявить этих гениев, если они ничем себя пока не проявили. Проблема выявления глубокой умственной отсталости решается обычно без особого труда, хотя могут быть большие сложности в плане разграничения олигофрении и социально обусловленной умственной отсталости. Совершенно ясно, однако, что упомянутые расчёты уровня интеллектуального развития способны ввести в заблуждение, особенно если их фетишизировать.

Они вовсе не опровергают тот факт, что малоумие и гениальность имеют совершенно разные источники развития. Из этого следует, что соотношение частоты умственной отсталости и интеллектуальной одарённости в действительности, скорее всего, является обратным: чем больше в населении умственно отсталых, тем должно быть меньше в нём одарённых людей. Не следует переоценивать роль тестирования и в диагностике олигофрении. Тем не менее при всех недостатках используемых ныне тестов на измерение интеллекта (тесты Гезелла, Бейли, Кэттела, Бине-Стенфорда) других более или менее объективных и эффективных методов оценки последнего в клиническую практику пока что не внедрено, так что эти тесты сохраняют своё значение, особенно в работе с умственно отсталыми пациентами.

К содержанию

psyclinic-center.ru

Что такое интеллект и как его развивать

В обыденной жизни мы используем свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира.

 

Современного человека трудно представить себе без способностей анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. 

 

Благодаря своей мыслительной деятельности мы открываем возможности для саморазвития и самосовершенствования.

 

Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

 

Понятие интеллект происходит от латинского слова Intellectus, которое означает понимание или познание.

Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы человека, такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и представление.

 

Интеллект человека – это психическое качество, которое состоит из способности к приспособлению к новым обстоятельствам, обучению, основываясь на опыте, использованию теоретических концепций и применении этих знаний для управления различными условиями окружающей среды.

 

Виды интеллекта:

 

1. ВЕРБАЛЬНЫЙ интеллект отвечает за важнейшие процессы, такие как письмо и чтение, межличностное общение и речь.

Для развития вербального интеллекта достаточно всего лишь изучить иностранный язык, уделять время чтению книг, которые являют собой литературную ценность, общаться на важные темы и т.д.

 

2. ЛОГИЧЕСКИЙ интеллект содержит в себе навыки вычисления, рассуждения, логическое мышление и прочее.

Развивать его следует при помощи решения всевозможных задач, ребусов и головоломок.

 

3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ интеллект содержит в себе визуальное восприятие, способность к созданию и манипулированию зрительными образами.

Развивается посредством творческого самовыражения, при помощи живописи, лепки, решения задач по типу «лабиринта» и развитие навыков слежения.

 

4. ФИЗИЧЕСКИЙ или ПРАКТИЧЕСКИЙ интеллект заключается в ловкости, координации движений, моторики рук и т.д.

Развивается при помощи занятий спортом, танцами, йоги и любых физических нагрузок.

 

5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ интеллект является пониманием музыки, ощущением ритма и т.д.. Включает в себя сочинительство, танец и др.

Развивается при помощи прослушивания различных музыкальных композиций, занятий танцами и пением, игры на различных музыкальных инструментах.

 

6. СОЦИАЛЬНЫЙ интеллект – это способность правильно воспринимать поступки других людей, приспосабливаться в социуме и строить взаимоотношения.

Развивается при помощи групповых игр, бесед, ролевых игр и др.

 

7. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект содержит в себе осмысление и способность к проявлению эмоций и мыслей.

Развитие эмоционального интеллекта происходит путем анализа своих чувств, потребностей, определения сильных и слабых сторон, научения понимать и охарактеризовать себя.

 

8. ДУХОВНЫЙ интеллект содержит в себе способность к самосовершенствованию, умение мотивации самого себя.

Развивается с помощью размышлений и медитаций. Верующим можно использовать молитву.

 

9. ТВОРЧЕСКИЙ интеллект отвечает за умение творить, создавать что-то новое, продуцировать идеи.

Развивается при помощи танца, актерской игры, пения, написания стихов и т.д.

 

Виды интеллекта, которые перечислены выше, можно развивать и тренировать на протяжении всей жизни, в любой ее период.

Важно помнить, что высокий интеллект способствует сохранению работоспособности и жизнелюбия на более продолжительный срок.

 

Как развить интеллект?

 

Издавна существовало множество упражнений для активизации интеллекта, игры для развития интеллекта, такие как шахматы, разгадка ребусов, головоломок с логическим уклоном, нарды, даже карточные игры покер и преферанс.

 

Сегодня появились и компьютерные игры для развития интеллекта. Такие игры очень хорошо тренируют ум, концентрацию внимания и память. Также они несут в себе радость соперничества, если в игре предусмотрено наличие двух и больше игроков, удовольствие от роста мастерства. Настольные игры являются древнейшим видом умственных состязаний.

 

Занятия математикой и точными науками развивают целый комплекс умственных качеств психики. К таким качествам относят: логическое и абстрактное мышление, прогностические, дедуктивные, критические, аналитические способности, память и быстроту мышления.

 

Точные науки и математика не только способствует росту интеллекта, но структурируют мышление, наводят, если можно так выразиться, порядок в голове и собственных мыслях. Математика и точные науки очень важны в контексте интеллектуального становления индивида, как личности.

 

Познание нового способствует эрудиции и обогащает ум. Познание нового может происходить посредством чтения научной литературы, энциклопедий, просмотра познавательных фильмов или телепередач, через полезные и познавательные интернет ресурсы.

 

Главная задача взрослого человека – это сохранение любознательности как у ребенка! Нужно всегда помнить, что знание – это сила!

 

В продолжении темы предлагаем вам рассмотреть одну из самых популярных типологий личности MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), которая выявляет особенности интеллекта, поведения и свойств личности. Многие крупные западные компании используют тесты MBTI при найме или при формировании команды для работы над проектами.

 

Типология личности Майерс-Бриггс (MBTI) возникла на базе идей Карла Юнга в 20-х годах XX века. Ее авторы – Изабель Майерс-Бриггс и ее мать Кэтрин Кук Бриггс сумели существенно дополнить теорию Юнга и создать собственный метод изучения типов людей. Развитию данной типологии они посвятили всю свою жизнь, проводя исследования, разрабатывая инструменты диагностики и др.

 

В настоящее время типология личности MBTI является одним из самых популярных методов и методик в США и Европе. В Украине и СНГ типология становится все более известна с выходом переведенных на русский язык изданий.

 

Согласно MBTI существует 16 типов личности. Тип личности образуют сочетание четырех черт (или предпочтений в терминологии MBTI). Для обозначения типа личности используются заглавные буквы англоязычных названий черт.

 

Вы можете самостоятельно пройти тест на определение психологического типа (MBTI – Myers Briggs Type Indicator) перейдя по ссылке: http://mbti.on.ufanet.ru/index-3.html

 

После прохождения теста мы рекомендуем вам к прочтению и анализу книгу «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим», которая поможет разобраться в своих деловых качествах и управлении персоналом с позиций психологии личности (по MBTI).

 

Данную книгу вы можете скачать бесплатно. Для этого скопируйте ссылку и вставьте ее в командную строку вашего браузера: publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KREGER_Otto,_T’YUSON_Djenet/_Kreger_O.,_T’yuson_D..html

 

В заключение отметим, интеллект тесно связан с личностным развитием самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

 

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

 

Команда «Академия продаж»

10.01.2016

 

salesacademy.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о