Стереотипы восприятия кратко – 16.Стереотипы восприятия.

16.Стереотипы восприятия.

Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки мыслей, чувств и поступков. Стереотипы — это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации,это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

Стереотипы восприятия свидетельствуют о представлениях людей о своей и чужой народности и проявляются в наборе характеристик и черт линости..

Примеры стереотипов восприятия:

Эффект ссылки на себя

Эффект ссылки на себя иллюстрирует основополагающий факт жизни: в центре нашего мира находится восприятие нашего собственного Я. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. 

Нередко мы считаем себя ответственными за события, в которых играли лишь второстепенные роли Оценивая действия или поведение других людей, мы нередко непроизвольно сравниваем их с собственными действиями и поведением А если во время какого-либо разговора мы услышим, что кто-то, не участвующий в нем, произнес наше имя, наш «слуховой радар» мгновенно переключает наше внимание с собеседника на этого человека.

Эффект ложного согласия

Людям свойственно считать, что любой человек ведет себя так же, как и они сами. Мы склонны рассматривать свое собственное поведение в качестве типичного. Тенденция преувеличивать степень того, насколько наше поведение и мнение общепринято, называется эффектом ложного согласия.

Симпатия

Как правило, мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится.

Принцип контраста

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь сначала поднять легкий. Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если мы на вечеринке беседуем с красивой женщиной, а затем к нам присоединяется непривлекательная, то эта вторая женщина будет казаться нам еще менее привлекательной, чем она есть на самом деле.

Эффект Барнума

человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов.

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером.Самоутверждение за счет унижения других

17.Психология восприятия цвета.

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологическихпсихологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения.

Цветоведение — наука об анализе процесса восприятия и различения цвета на основе сведений из физики, физиологии и психологии. 

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета

(красный, синий, зеленый и т.д.).

Солнечный свет, как и свет любого искусственного источника, состоит из волн различной длины. В то же время любой предмет или физическое тело будет восприниматься в строго определенном цвете (сочетании цветов). Цвет конкретного предмета зависит от того, какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Если предмет равномерно отражает все волны, т. е. он характеризуется отсутствием избирательности отражения, его цвет будет ахроматическим. Если же он характеризуется избирательностью отражения волн, т. е. отражает преимущественно волны определенной длины, а остальные поглощает, то предмет будет окрашен в определенный хроматический цвет.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой. Светлота зависит от коэффициента отражения предмета, т. е. от того, какую часть падающего света он отражает. Чем больше коэффициент отражения, тем светлее цвет. Так, например, белая писчая бумага в зависимости от ее сорта отражает от 65 до 85 % падающего на нее света. Черная бумага, в которую заворачивают фотобумагу, имеет коэффициент отражения 0,04, т. е. отражает всего лишь 4 % падающего света, а хороший черный бархат отражает всего 0,3 % падающего на него света – его коэффициент отражения составляет 0,003.

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отражаемом данным предметом. Насыщенностью называется степень выраженности данного цветового тона, т. е. степень отличия цвета от серого, одинакового с ним по светлоте. Насыщенность цвета зависит от того, насколько преобладают в световом потоке те длины волн, которые определяют его цветовой тон.

studfiles.net

Стереотипы восприятия | Главная страница

Каждому человеку известно выражение «стереотипы восприятия». Что это такое и для чего они нужны?

Стереотип – это сформировавшееся у человека устойчивое мнение о свойствах личности других людей.

«Стереотип восприятия» помогает человеку определить как общаться с различными людьми или группами людей и выбирать подходящую для общения стратегию поведения. В качестве примера «стереотипов восприятия» можно привести такие, как «женщины эмоциональнее, чем мужчины», «немцы отличаются педантичностью», а «итальянцы отличные любовники».

Стереотипы необходимы для того, чтобы обобщать информацию об окружающих, для того, чтобы сделать более понятной картину мира, в котором живет человек. Таким образом, стереотипы помогают нам находить нужную линию поведения в общении с окружающими людьми.

Стереотипы оказывают помощь, если только они не сильно обобщены или не являются ошибочными.

Стереотипы действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Основная часть стереотипов связана с полом, возрастом, расой, национальностью, профессией, внешностью. Симпатичному человеку приписываются положительные качества, а несимпатичному – отрицательные.

Существует и стереотип групповой пристрастности. Члены своей группы оцениваются более высоко, чем члены группы, к которой человек не принадлежит. При этом диапазон групп очень велик – от рабочего коллектива до всех людей, проживающих в одной стране.

Каким образом формируются стереотипы?

Стереотип основан на реальных различиях между полами, возрастами, национальностями. Но иногда информация, на основе которой формируется стереотип, недостаточно точна или, что гораздо неприятнее, искажена.

Что же приводит к искажению исходной информации?

Искажать информацию может сильное преувеличение существующих в реальности различий, которые изначально являются незначительными. Примером может служить приписывание мужчинам уверенности, грубости и доминантности, а женщинам нежности, мягкости и сострадания.

Информация искажается и в результате обобщения единичного случая, который произвел очень яркое впечатление. В качестве примера можно привести полученную из средств массовой информации, от знакомых или от друзей информацию о жестоком преступлении, совершенном лицом какой либо национальности.

Стереотипы очень устойчивы благодаря тому, что информация, подтверждающая стереотип укрепляет его, а опровергающая – отрицается. Если появляются примеры, противоречащие стереотипу, то эти примеры переносятся в разряд исключений. Например, людям какой либо национальности приписывают определенные качества, но если среди группы людей этой национальности появляется человек, поведение которого отличается от усвоенного стереотипа, то его считают исключением из правил.

Если человек придерживается какого-либо «стереотипа восприятия», то этот стереотип проявляется в его отношениях с людьми, попадающими под данный стереотип. В результате чего, партнер по общению откликается на это отношение соответствующей реакцией, которая служит подтверждением верности сложившегося стереотипа.

Стереотипы служат для человека способом объяснения событий его жизни и поведения в различных ситуациях. Например, стереотип «после выхода на пенсию остается только по врачам ходить да сериалы смотреть» приводит к тому, что человек начинает много болеть, объясняя причины болезней своим возрастом.

На изменение стереотипов оказывает влияние изменение среды, в которой они появились.

Чтобы стереотипы оказывали помощь, а не мешали, не следует слепо следовать им. Прежде, чем применить стереотип, подумайте, может быть Ваше собственное восприятие гораздо точнее этого стереотипа и будет более полезно в текущей ситуации для создания комфортной обстановки для общения с окружающими.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Также по этой теме:

psihologanalitik.ru

Стереотипы восприятия | PSYERA

На эффективность общения большое влияние оказывают также стереотипы восприятия. С точки зрения восприятия человека человеком для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в чувствах, особенностях личности, мотивах и потребностях своего собеседника. Источником информации о них служит внешность собеседника, его речь и невербальное поведение. Однако при оценке ролей и личностных особенностей окружающих мы как правило опираемся на сложившийся у нас эталон. В основе эталонов лежит вера в устойчивую связь между некоторыми чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особенностями человека. Отождествляя собеседника с эталоном по некоторым наблюдаемым признакам, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые по нашему мнению встречаются у людей подобного рода. Таким образом, отнесение человека к определенной категории позволяет домыслить большое количество необходимых, но отсутствующих сведений. Вместе с тем, стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:
— эффектом проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих; ^ эффектом средней ошибки—тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;
— эффектом порядка — когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;
— эффектом ореола—когда к человеку складывается определенное отношение по его какому-либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;
— эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности). Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или загадочности славянской души.

Стереотипы могут играть и положительную роль во взаимоотношениях с людьми, так как они экономят энергию, способствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях. Вежливость с собеседником—выработанный у многих стереотип, который позволяет устанавливать контакт.

psyera.ru

Стереотипы восприятия — что это такое?

Интересное слово стереотипы слышали все, и даже наверно точно не понимая, что оно значит, частенько его употребляли. А, что же оно значит в точной формулировке? Стереотипами считаются стабильно повторяющиеся различного рода цепочки в виде шаблонов, паттернов, различных мыслей или чувств, а также и поступков. Немного отличается от Вашего обычного понимания этого слова, не так ли? Также стереотипами считают привычные для Нас способы восприятия и реакции на различные ситуации. Если упростить – это как бы конкретно, Наш индивидуальный способ мышления и осмысления реагирования на окружающий мир. В, ещё более простом виде – это выглядит как искусственно обособленные фрагменты из нашего обычного поведенческого репертуара.

Также стереотипами считаются отдельные грани от структуры самой личности, но эти грани не существуют как бы изолированно, и сами по себе они являются частью личности. Их взаимная связь и уровень степени выраженности, в общем-то, и создают личность. Выходит так, что у некоторых людей отдельные грани выступают заметно резче, что приводит к тому, что некоторая часть стереотипов проявляется чаще и более выражено, а у других именно эти же грани более сглажены и подобные стереотипы имеют своё проявление реже.

Отметим то, что стереотипы – это фактически привычные маршруты, которые создаёт наше внимание, речь идёт о проявлениях непроизвольного внимания. Такие маршруты становятся результатом ранее полученного жизненного опыта, а также они являются частью воспитания и даже наследственности. Просто представьте парк с дорожками и тропинками по, которым обычно гуляют люди, так вот стереотипы тоже можно пояснить как эти дорожки и тропинки, которые привычно используются, Нашим вниманием.

Значит стереотипы – это зло? Зачем же Нам стереотипный вариант поведения? На основе этого хочется вспомнить соображения довольно известного учёного. Собственно Мы здесь и далее будем пользоваться некоторыми соображениями из книги Роберта Чалдини – «Психология влияния». Эту книгу можно считать одним из самих глубоких и вместе с этим доступных вариантов исследования психологии в области использования существующих вариантов стереотипов. Этот автор очень подробно и понятно раскрывает некоторые из наиболее часто использующихся манипуляционных стереотипов. Но Мы не будем сильно загружать эту статью обширностью фрагментов их лучше вынести как части отдельной страницы.

Стереотипы в психологии влияния

Главная цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.

А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.

Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:

  • Стереотипы восприятия и последующей оценки.
  • Стереотипы из категории реагирования.
  • Стереотипы из категории мышления.

Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой. Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации. Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:

Стереотипы восприятия и их последующая оценка

Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции. Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления. Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы. Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.

Стереотипами из категории реагирования

Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость. Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства». Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства. Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.

Стереотипы из области мышления

Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?

Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы. Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания. На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?

тэги: популярная психология, развитие личности

anima-vita.ru

«Эффекты восприятия» социальных объектов и их влияние на процесс общения. Понятие социального стереотипа.

Поделись с друзьями

Говоря о социальной перцепции, необходимо отметить, что это достаточно разработанная область социально-психологического знания, особенно в вопросах, связанных с формированием первого впечатления о человеке. Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как на первых этапах основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека, большую роль играют стереотипы, сформировавшиеся  в  процессе прошлой  жизни.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностей и мотивов поведения, уровня притязаний и черт характера.

Чтобы обеспечить достаточно точное прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет область явлений, связанных с различного рода моментами, искажающими истинную картину воспринимаемого. Речь идет об “эффектах”, возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект “ореола” (“гало-эффект”), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Эффект «первичности» (или «порядка»)  состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края  заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны  заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола  – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект проекции  – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки  – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума  – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга  состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –  склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Понятие социального стереотипа

В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, реальные (нация) или воображаемые (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эк-сцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего, стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. стереотипы активно ис-пользуются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека. Однако, в случае активного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеждений и существенных искажений объективной ситуации.

students-library.com

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «Стереотипы и «эффекты восприятия»

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия;
  • развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, развивать коммуникативные навыки;
  • способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, активизации размышлений обучающихся о значимости стереотипов в общении с людьми.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми. Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Нередко общение строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия».

Познакомимся поближе с этими понятиями.

Обратимся к материалам художественной культуры. Перед вами хорошо известная картина. (рис.1) Приложение.

Напомните ее название. (Ученики отвечают: «Иван Грозный убивает своего сына».) Но подлинное название картины абсолютно другое: «Иван Грозный и его сын Иван». Вот вам один из примеров стереотипа восприятия.

Итак, что же такое «стереотип»?

«Стереотип» – (греч.) «твёрдый отпечаток». В социологию и психологию термин пришёл в начале XX века.

«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность. Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом и его принадлежностью к определённому типу людей.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким – нибудь животным, а затем отождествляя его характер с характером этого животного.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путём познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики.

II. Психологический блок.

Обратимся к жизненным примерам, посмотрим на людей, которые нас окружают.

Итак, какое впечатление они производят на вас, что вы о них думаете? (рис. 2-5)

Так мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?

Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:

  • когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах, с бородой – это стереотип во внешности
  • когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный
  • когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип
  • когда обсуждали различные поколения людей – это имелся ввиду возрастной стереотип

Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами

создаем. И сейчас мы попробуем это сделать.

Работа в группах.

Послушайте историю с описанием жизни жителей двух фантастических стран, а затем нарисуйте типичного цеймана(1 группа) и типичного фоймана (2 группа).

Упражнение «Фойманы и цейманы»

Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Эта страна расположена на острове. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Это тоже островное государство. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветренная, дождливая, холодная.

Задание. Нарисовать типичного цеймана и типичного фоймана.

Затем группы представляют свои работы. В обсуждении оказывается, что рисунки у всех примерно одинаковы: фойманы – приятные и симпатичные, улыбаются, а цейманы – злобные и некрасивые. Кроме того, фойманы выглядят, как правило, «цивилизованнее». Почему? Ведь в тексте об этом не говорилось!

Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.

Задание. «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»

Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.

– Итак, в нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.

Учитель. Но мы сегодня говорим еще и о других особенностях в общении, эффектах.

Посмотрим, как работают эффекты в реальной жизни. Обратившись к материалам, попробуйте дополнить каждый эффект примером из окружающей вас жизни.

Работа в группах. Задание. Рассмотрите один из видов эффектов восприятия, дайте ему объяснение, приведите примеры.

I группа – эффект ореола

II группа – эффект первичности

III группа – эффект образа

IV группа – эффект последней информации

Для работы в группах ученики получают дополнительный материал: карточки- характеристики того или иного эффекта, фотоматериалы, демонстрируются слайды презентации. Затем, каждая группа представляет результаты своей работы.

Материал для I группы.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

Материал для II группы.

Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Это явление психологи назвали эффектом первичности.

Материал для III группы.

Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.

Материал для IV группы.

Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.

В ходе обсуждения выстраивается на доске схема Процесс общения

Психологический практикум.

– Попробуем на практике отработать приёмы восприятия партнёров.

– Выполним упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Заключение. Учитель: Какова роль стереотипов в процессе восприятия?

Стереотипы – помогают или мешают в процессе восприятия?

Задание. Напишите «+» и «-» стереотипов.

/В законченном виде запись выглядит следующим образом:

Стереотипы и их роль в процессе восприятия

«+» «-»
Упрощают процесс восприятия Не всегда дают точную информацию
Ускоряют процесс познания Способствуют возникновению предубеждений
Помогают ориентироваться в социальной среде Живучесть стереотипов

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.

11.02.2012

urok.1sept.ru

Стереотипы социального восприятия

Тема данной публикации — стереотипы в восприятии человека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групп людей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии с представителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде «женщины более эмоциональны, чем мужчины» или «англичане сдержанны и чопорны».

Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.

Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируя выбор в пользу претендента на важную должность представителя своей национальности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор, возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтения сыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичных экспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.

Испытуемым предъявлялись фотографии «группы, работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто из участников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбирали того, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах, где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин, где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чем всех женщин вместе взятых.

Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнего возраста.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).

Что определяет формирование того или иного стереотипа? Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.

Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому, что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются. Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различия между группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказались незначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склонными к состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристики различались примерно вдвое.

Влияние единичной яркой информации на формирование стереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, но малоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицом национальности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипа в большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольший процент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое же воздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация, полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаем единичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общие закономерности к конкретным людям.

Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Группа студентов смотрела видеозапись беседы с девочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Одной группе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества, проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов из респектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки ниже среднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросов теста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий, вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.

Устойчивость стереотипов выражается в том, что единичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом, например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моему соседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если же примеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделены в отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например, стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.

Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Белые американские испытуемые разыгрывали ситуацию собеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось в зависимости от расы «претендента на должность»: если им был чернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрели ему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. В следующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали «претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило на интервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере, что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались и путались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели на интервьюера.

Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения, объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип «старые люди дряхлеют и много болеют» приводит к тому, что основной причиной болезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считают именно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертью близкого человека.

Если индивид разделяет стереотип, соответствующий его полу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию и самооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретацию событий и т. д.

В эксперименте был продемонстрирован феномен, названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковыми способностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно из двух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщины обычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали «стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднем около 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по 5 баллов, мужчины — по 25.

В заключение необходимо отметить случаи, когда стереотипы «не работают». Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителем своего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как уже отмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативным стереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однако иногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и в ситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широко известного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».

В 1934 году на пике антиазиатских настроений в США психолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностью положительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев уже объехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретили радушный прием.

Приведенный пример неслучайно имеет четкую «привязку» во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают «сопротивляемость изменениям», они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить многочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы «коммуниста» и «демократа». Поэтому стереотипы одной культуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены в культурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другой культуры (например, отечественной).

Татьяна Барлас
По материалам «Elitarium»

>

hr-portal.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *