Субкультуры и их особенности – Особенности субкультуры

Содержание

Особенности субкультуры

Специфика молодежной субкультуры

Культура общества выступает в качестве достаточно сложного и очень разностороннего явления. Как и в обществе, которое состоит из множества социальных слоев и классов, так и в культуре существуют разнообразные структурные элементы – культурные подвиды:

  • Взрослая и молодежная культуры;
  • Светская и религиозная культуры;
  • Сельская и городская культуры;
  • Традиционная и инновационная культуры;
  • Народная и профессиональная культуры.

Таким элементом является и субкультура, в частности молодежная субкультура. В целом культура выступает в качестве совокупности различных микрокультур, субкультур, а также ее составляющих, которые входят во всю структурную схему.

Замечание 1

Субкультура формируется на основе нескольких критериев: половозрастных, этнических, религиозных и социальных отличиях людей, которые являются их характерными признаками.

Что касается молодежной субкультуры, то в более узком смысле это – культура, которая создается самой молодежью для удовлетворения потребностей данной социальной группы. Сегодня молодежная культура вышла за рамки уже существующих традиций молодежной культуры, и охватывает собой также культуру, которая специально создается не только представителями молодежи, но и для молодежи, т. е. массовую культуру. Очень большая часть современной массовой индустрии направлена на то, чтобы удовлетворять запросы молодежи, соответствовать ее интересам и потребностям. Сюда относятся следующие сферы:

  1. Сфера досуговой деятельности;
  2. Сфера развлечений;
  3. Современная индустрия моды;
  4. Производство одежды, обуви, украшений и аксессуаров для молодых людей.

Замечание 2

Это может быть связано еще и с тем фактором, что молодежь составляет практически половину от всего населения современного общества. Именно по этой причине ее роль в общественной жизни нельзя недооценивать.

Возможно, по этой причине изменился и курс развития самих молодых людей: если ранее они стремились скорее повзрослеть, стать равными своим родителям, избавиться от их опеки, то сегодня появились встречные движения. Их представители отказываются взрослеть, стремятся сохранить молодость во внешнем виде, стиле одежды. Также они заимствуют у представителей молодежи сленг, моду, форму общения и поведения, а также стараются вести такой же активный образ жизни (спорт, развлечения, досуговая деятельность).

Сущность субкультуры и ее особенности

Как мы уже отметили, в каждом обществе имеется своя сложная структура. В ней имеются свои ценности и понятия, поддерживаются особые традиции и обычаи. Систему норм и ценностей, которые отличаются от общепринятых, называют субкультурой. Но это понятие достаточно многогранно и неоднозначно, поэтому исследователи до сих пор не могут выбрать одно определение из нижепредставленных:

  1. Субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей, которая происходит от традиционной культуры, но при этом имеет свои диаметрально противоположные идеи;
  2. Субкультура – это особая форма организации людей, которые определяют стиль жизни, мировоззрение, поведение ее носителей. Субкультура также довольно сильно отличается своими обычаями и интересами от традиционной, привычной культуры;
  3. Субкультура – это совокупность некоторых норм и ценностей, которые отражают негативные черты традиционной культуры, почему и отрицаются ею.

Субкультура как социальное явление и феномен обладает своими специфическими, особыми чертами. Во-первых, это состояние свободы от обязанностей и от ответственности, которую могут нести те люди, кто придерживается традиционной культуры. Во-вторых, субкультура преимущественно – одно из эффективных и действенных средств, благодаря которым человек может выражать самого себя, или же проявлять солидарность с представителями своих интересов, единомышленникам. В-третьих, субкультура играет некоторую социализирующую роль. Она заключается в том, что в рамках субкультуры человек может полностью адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Это довольно проблематично, если индивид находится в постоянной изоляции от остального мира.

Также к особенностям субкультуры следует отнести внутреннее единообразие при внешнем протесте. Представители субкультуры всегда знают, что именно им нужно, какова цель их деятельности, и что будет, если вдруг они отклонятся от правил поведения в группе. При этом в отношении внешнего мира субкультуры могут быть противоположно настроены, и иногда это может доходить до состояния враждебности. Отсюда вытекает следующая особенность субкультуры – ее маргинальность.

Замечание 3

В обществе существует стереотип о том, что субкультура – это обязательно отрицательное явление, которое отражает интересы меньшинства. Иногда так и есть: сегодня существуют такие субкультуры, которые не соответствуют общепринятым нормам и правилам, и которые могут нанести вред некоторым категориям граждан.

В качестве базы, на которой формируется субкультура, выступает возрастная характеристика. Отсюда следует появление таких субкультур, как рокеры, панки, металлисты, роллинги, битломаны. Все эти люди относятся к конкретному возрасту, а также испытывают интерес к одному и тому же явлению, личности (исполнителю, писателю, живописцу), музыкальному или кинематографическому жанрам.

К тому же, очень важную роль играет и то, в какое время возникли те или иные субкультуры, какие социальные и культурные события произошли в это время, и как субкультура стала ответом на них. Также на возникновение и последующее развитие субкультур оказывает влияние изменение образа жизни в обществе, уровня жизни населения, происходящие крупные события и потрясения.

Субкультуры могут активизироваться при улучшении состояния жизни, но могут также и наоборот – исчезнуть под влиянием негативных изменений. Таким образом, есть субкультуры – активаторы, а есть субкультуры «кризиса», каждая из которых отвечает на происходящие события и явления.

spravochnick.ru

1.2. Характерные черты субкультуры и ее классификация

Для любой субкультуры
существует обязательный набор характерных
черт, отсутствие какой-либо из них ставит
под вопрос возможность отнесения того
или иного социокультурного образования
к субкультуре. Среди них:

• специфический
стиль жизни и поведения;

• свойственные
данной социальной группе своеобразные
нормы, ценности, мировосприятия, что
часто приводит представителей данной
субкультуры к нонконформизму;

• наличие более
или менее явного инициативного центра,
генерирующего идеи».

Существенное
влияние на подрастающее поколение
молодежные субкультуры оказывают только
в крупных мегаполисах. С уменьшением
численности городов подобное влияние
очень резко падает. А в маленьких
населенных пунктах неформалы становятся
экзотикой. При этом меняется и содержание
субкультуры. До малых городов доходит
только внешняя составляющая (атрибутика),
очень редко молодежь старается вникнуть
в историю и причины возникновения данной
субкультуры, и таким образом значение
и составляющие субкультуры существенно
искажаются.

«Средний срок
нахождения подростков в субкультурном
неформальном молодежном движении
составляет 3+/-1 год. За период пребывания
подростка в неформальном сообществе,
подросток принимает нормы поведения
взрослых, после чего происходит либо
постепенный, либо взрывной отход от
подростково-молодежной субкультуры».
На данный период времени исключение
составляют только ролевое сообщество
и байкеры, выход из данных субкультур
происходит крайне редко.

Основные функции
субкультур:

1. Эмансипация –
повышение статуса и уход от контроля
родителей. Обычно сопровождается
конфликтами с родителями и проходит
через фазу гипертрофированного неприятия,
как детских, так и взрослых норм поведения.
Так создаются условия для возникновения
собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация –
принятие подростком норм, правил и
социальных ролей, овладение коммуникативными
навыками, необходимыми для успешного
функционирования в данном обществе.
Конечным итогом пребывания подростка
в большинстве молодежных субкультур
является его возвращение во взрослое
общество. Обычно средний срок пребывания
подростков в неформальном движении –
3 года. В субкультурах 4 уровня,
интеллектуальных субкультурах, перешедших
в категорию альтернативной культуры),
срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование
времени – организация собственного
досуга.[15]

В наше время
существует довольно много различных
субкультур. Для выявления их принципиальных
различий и особенностей необходимо
рассмотреть классификацию субкультур.

Базовая субкультура
(БСК)

Для того чтобы
понять закономерность развития
субкультуры и разобраться в механизмах
их взаимодействия был проведен анализ
существующих или ранее существовавших
субкультур. В результате была предложена
концепция «Базовых субкультур».

Эта концепция
очень условная, субкультуры объединяются
путем вычленения какой-либо одной
особенности. Например, субкультура
готов, сатанистов, металлистов содержит
такие элементы как эстетизация смерти,
оккультизма и предполагает схожую
атрибутику. За счет близости значимых
элементов субкультуры их условно
объединили в один класс – базовую
субкультуру некрофетишистов.

В настоящее время
в качестве базовых субкультур (сообществ)
выступают:

Таблица 2. Базовые
субкультуры

№п/п

Базовая
субкультура

Состав

Базовый
принцип объединения

1

Ролевое
сообщество

Все
движения ролевых игр, сформировавшиеся
вокруг социального института ролевой
игры, а также ассимилированные движения
реконструкторов, анимэшников и др.

Эскапизм

2

Хиппи-ориентированная

Оставшиеся
группы хиппи, индеанисты, растаманы

Социально
ориентированная деятельность

3

Панк-ориентированная

Панки
(как андеграундные, так и фанаты
панк-рока), включая ассимилированные
движения «левых» алисоманов, киноманов
и кишат

Агрессивное
поведение

4

WP
(Националисты-ксенофобы – WP — сообщество)

помимо
бонхедов (наци-скинов), включает
ассимилированные движения скино-хулсов
(наци-хулиганов), «правых» алисоманов,
неоязычников, наци-реконструкторов.

Агрессивная
деятельность

5

Некрофетишисты

Металлисты,
сатанисты, готы

Эстетизация
оккультизма

Базовая субкультура
— это категория, искусственно выделяемая
на основании обобщения семантически
схожих качественных признаков изучаемых
молодежных неформальных субкультур.

Данная система
классификации наиболее близка к
генетическому подходу. Для ее создания
экспертным путем были выделены и описаны
стадии, которые может проходить молодежная
субкультура в своем развитии.

Здесь представлено
условное развитие субкультуры, начиная
с ее появления и заканчивая размытием
субкультуры. Не обязательно субкультуры
проходит по всем стадиям, они могут
развиваться, начиная с третьей ступени
или проскакивая одну из ступеней
развития. Кстати, многие отрицают
существование данной классификации,
но для сравнения здесь она будет
рассмотрена.

Субкультуры
появляются не спонтанно, поэтому
рассмотрим динамику возникновения
субкультур.

Изначально
субкультура появляется на основе уже
имеющихся субкультур, возможно за счет
раскола субкультуры, когда часть ее
идет путем собственного развития. Вновь
появившаяся перетягивает людей,
атрибутику, возможно нормы поведения
основной субкультуры.

Любая субкультура
развивается, проходит несколько условно
названных стадий развития, и в итоге
может либо исчезнуть, либо сформировать
альтернативную культуру.

Классификация
молодежных субкультур по источникам
возникновения.

Данная классификация
вводится для удобства анализа субкультур
с генетических позиций, для учета
различной специфики развития привнесенных
извне субкультур на местах и уже имеющихся
на данной территории местных субкультур.

Адвентивная
субкультура. Адвентивный (от лат.
«adventus» — приход, пришествие). Термин
обозначает «пришлые», «чужие»,
«привнесенные извне» элементы. Адвентивная
субкультура – пришедшая, как правило,
с Запада развитая субкультура. Представляет
«кальку» с этой субкультуры.

Адаптивная
субкультура – субкультура, возникшая
в результате адаптации (натурализации)
адвентивной субкультуры в конкретных
местных условиях.

Оригинальная
субкультура – субкультура, самостоятельно
возникшая в конкретных местных условиях,
либо появившаяся параллельно аналогичным
западным субкультурам, без влияния со
стороны последних.

Таким образом,
каждая субкультура имеет свои отличительные
особенности, среди них внешний вид,
стиль жизни и поведения, мировосприятие.
Также каждая субкультура имеет свои
функции.

studfiles.net

4.2 Особенности молодежной субкультуры

В современных
условиях чрезвычайной подвижности всех
социальных процессов в российском
обществе молодежную субкультуру следует
рассматривать в нескольких плос­костях,
равно обусловливающих уровень и
направленность культурной самореализации.
Состояние молодежной культуры, как
счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено
следующими факторами: 1

  1. Системный кризис,
    затронувший социальную струк­туру
    общества с началом перестройки и
    усугубившийся в связи с распадом СССР
    и переходом к рыночной экономи­ке,
    закономерно привел к смене социальных
    ориентиров, переоценке традиционных
    ценностей. По­иск своего пути в новых
    социально-экономических условиях,
    ориентация на ускоренное статусное
    продвижение и в то же время прогрессирующая
    социальная неадаптивность — все это
    обусловило специфический характер
    куль­турной самореализации молодого
    человека.

  2. Современная
    российская культура сегодня находится
    в кризисном состоянии, как и само
    общество. С одной стороны, значимость
    культурного раз­вития населения для
    успешной реализации социальных проектов
    и выхода из кризиса не в полной мере
    осознает­ся органами управления. С
    другой — коммерциализация культурного
    процесса, все более заметный отход от
    норм и ценностей «высокой» культуры к
    усредненным образцам массовой культуры
    так же не может не отразиться на системе
    установок, ориентациях и культурных
    идеалов молодого человека.

  3. Попытки реализации
    целостной программы гумани­тарной
    социализации в государственном масштабе
    не увен­чались успехом. Сегодня единая
    система гуманитарного вос­питания
    практически отсутствует, а частные
    инициативы в этой сфере, осуществляемые
    в экспериментальных или негосударственных
    учебных заведениях, охватывают лишь
    не­многочисленные группы молодежи
    крупных российских го­родов. В
    большинстве же школ гуманитарная
    социализация ограничивается стандартным
    набором гуманитарных дис­циплин и
    так называемой «внеучебной работой»,
    которая не столько приобщает молодых
    людей к культурным цен­ностям, сколько
    отвращает от них в пользу развлекательной
    самореализации.

  4. Юношеский возраст,
    а в какой-то мере и весь период взросления
    отличают черты порывистости,
    не­устойчивости желаний, нетерпимости,
    дерзости. Именно эта спе­цифика
    приводит юношей в однородные по возрасту
    и социальной принадлежности группы
    сверстников, которые удовлетворяют
    типичные юношеские потребности в стиле
    поведения, моде, досуге, межличностном
    общении. Группы сверстников выполняют
    социально-психологическую тера­певтическую
    функцию — преодоления социального
    отчуж­дения. Естественно, в подобных
    группах складываются соб­ственные
    культурные нормы и установки, обусловленные
    в первую очередь эмоционально-чувственным
    восприяти­ем действительности и
    юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря
об особенностях молодежной субкультуры
в России, необхо­димо учитывать наличие
существенных региональных и национальных
различий, а так же усиливающееся
ценностное и имущественное расслоение
мо­лодежи.

Несмотря на
известную неоднородность, молодежной
субкультуре в России присущ ряд
специфических черт, отличающих ее от
других культурных проявлений. К
таковым относятся:

  1. Преимущественно
    развлекательная направленность
    .
    Наряду с коммуникативной (общение с
    друзьями) функцией, досуг выполняет и
    рекреативную функцию (около одной трети
    старшеклассников отмечают, что их
    любимое занятие на досуге —
    «ничегонеделание»), в то время как
    познавательная, креативная и эвристическая
    функции не реализуются вовсе или
    реализуются недостаточно. Рекреативные
    досуговые ориентации подкрепляются
    основным содержанием теле- и радиовещания,
    распространяющим ценности преимущественно
    массовой культуры.

  2. «Вестернизация»
    культурных образцов
    .
    Ценности национальной культуры, как
    классической, так и народной, вытесняются
    схематическими стереотипами массовой
    культуры, ориентированными на внедрение
    ценностей «американского образа жизни»
    в его примитивном и облегченном варианте.
    Любимыми героями и в определенной
    степени образцами для подражания
    становятся, по данным опросов, героини
    так называемых «мыльных опер» (для
    девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо
    (для юношей). Однако вестернизация
    культурных интересов имеет и более
    широкую сферу приложения: художественные
    образы переносятся на уровень группового
    и индивидуального поведения молодых
    людей и проявляются в таких чертах
    социального поведения, как прагматизм,
    жестокость, стремление к материальному
    благополучию в ущерб профессиональной
    самореализации.

  3. Приоритет
    потребительских ориентаций над
    креативными
    .
    Потребительство ставится главной
    отличительной чертой молодежной
    субкультуры как на уровне поведения
    молодых людей, так и на уровне восприятия
    культурных норм.

  4. Слабая
    индивидуализированностъ и избирательность
    культуры
    .
    Выбор тех или иных культурных ценностей
    чаще всего связан с групповыми
    стереотипами достаточно жесткого
    характера (не согласные с ними легко
    попадают в разряд «отверженных»), а так
    же с престижной иерархией ценностей в
    данной субкультурной группе, которые
    обусловлены половой принадлежностью,
    уровнем образования, в определенной
    мере местожительством и национальностью.

  5. Внеинституционалъная
    культурная самореализация
    .
    Данные исследований показывают, что
    досуговая самореализация молодежи
    осуществляется вне учреждений культуры
    и относительно заметно обусловлена
    воздействием одного лишь телевидения
    — наиболее влиятельного институционального
    источника не только эстетического, но
    и в целом социализирующего воздействия.
    Однако большая часть молодежных и
    подростковых передач ТВ отличается
    крайне низким художественным уровнем
    и никак не разрушает, а скорее, напротив,
    подкрепляет те стереотипы и ту иерархию
    ценностей, которые уже сформировались.

  6. Отсутствие
    этнокультурной самоидентификации
    .
    В среде молодежных субкультурных групп
    по большей части отсутствует этнокультурная
    самоидентификация. Народная культура
    (традиции, обычаи, фольклор и т.п.)
    большинством молодых людей воспринимается
    как анахронизм. Между тем, именно
    этническая культура является цементирующим
    звеном социокультурной трансмиссии.
    Попытки внесения этнокультурного
    содержания в процесс социализации в
    большинстве случаев ограничиваются
    приобщением к православию, тогда как
    народные традиции, безусловно, не
    ограничиваются одними лишь религиозными
    ценностями. Кроме того, этнокультурная
    самоидентификация состоит прежде всего
    в формировании положительных чувств
    в отношении к истории, традициям своего
    народа, то есть того, что принято называть
    «любовью к Отечеству», а не в знакомстве
    и в приобщении к одной, пусть даже самой
    массовой конфессии.

Стоит
отметить, что указанные выше характеристики
в большей или меньшей степени присущи
молодежной субкультуре в целом. Однако
степень их проявления может существенно
варьироваться в зависимости от типа
молодежной субкультуры.

studfiles.net

Виды субкультуры и их характеристика

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • арт;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики – жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то — альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы – «аригато» – «спасибо», «сайонара» – «до свидания», так и специфичные: «каваий»– «мило», «прелестно», или «ня» — выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный – это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока – Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп – один из ярких представителей панк-сцены — во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж – черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика – эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление — готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор – неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого — выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, – отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры – исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

www.nastroy.net

История субкультур молодежи и их разновидности

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

История появления советских субкультур

1950-е годы

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги» — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения.

Такое молодежное движение совсем не одобрялось советским государством. «Стилягам» вменялось «поклонение перед Западом», они всячески преследовались и порицались властями, а потому такая субкультура скоро прекратила свое существование.

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

В конце 1979 года появляется советская хипповская субкультура, получившая название «Система». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя как панков им металлистов, так и не очень законопослушных люберов.

1986 год

Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими и носят название «альтернативных».

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультурыВремя зарожденияОсобенности
Хиппи1960Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
Растаманы1960Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки1970Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы1970Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
Эмо1980Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры1980Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи1980Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры1990Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Хиппи

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Растаманы

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Эмо

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

  • эмо-рок и скримо;
  • кибер-эмо и френч-эморок;
  • панк-эмо и хардкор-сан-диего и др.

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.

lediveka.ru

Особенности молодежной субкультуры в современной России

Доклад на тему: «Особенности молодежной субкультуры в современной России» подготовила воспитатель ГПД Жижина Валентина Михайловна

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы 20 века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Наиболее полным определением молодежной субкультуры является следующее определение, данное В. Вороновым: Молодежная субкультура- система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;

От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой- желание протеста, порой даже неосознаваемого.

Основные характеристики молодежной субкультуры

У современной молодежи отдых и досуг — ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей — телевизор, на втором — компьютер. И лишь затем — школа, причем, как среда обитания, а не мест общения. В конце списка — семья.

Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка — сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.

С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.

Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников.. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей..

В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно — например, включаются в рыночные отношения. Динамичность изменения сознания – особенность этой социальной группы.

По статистике МВД, примерно 25% молодежи от 12 до 30 лет страдают наркозависимостью. Помимо этого ползет вверх кривая не только подросткового, но и детского алкоголизма. По последним данным, несовершеннолетние и молодежь составляют 70-80% наркоманов, все больше случаев заболевания отмечается у 7-8 летних детей. По данным ЮНЕСКО, в Колумбии, Бразилии и России самый высокий уровень насилия — среди молодежи. (Лири А, Блаженов Д)

Подростки в современной ситуации казались в наиболее трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой — жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок — и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» — нижнее белье, «крутняк» — сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» — похмелье, «голяк» — полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» — иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» — это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.

В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет. Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Молодежные субкультуры: российская специфика. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе субкультурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

Криминализация молодежных субкультур. Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.

www.metod-kopilka.ru

Виды субкультуры и их характеристика

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • арт;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики – жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то – альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы – «аригато» – «спасибо», «сайонара» – «до свидания», так и специфичные: «каваий»– «мило», «прелестно», или «ня» – выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный – это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока – Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп – один из ярких представителей панк-сцены – во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж – черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика – эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление – готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор – неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого – выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, – отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры – исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

nalivka.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о