Тест хочу могу надо выбор профессии – Формула выбора профессии «ХОЧУ – МОГУ

Кем быть в жизни – тест на профессию

Мы все заинтересованы в успешном будущем и каждый из нас задает один вопрос – кем быть в жизни по профессии? Эта тема играет важнейшую роль в судьбе человека, поэтому ей нужно уделить особое внимание.
 
Зачастую сделать правильный выбор достаточно сложно. Для того чтобы принять осознанное решение, рекомендуется учесть некоторые рекомендации.
 
 

1. Определение личных интересов и стремлений. Следует задуматься, какими способностями обладает конкретный индивидуум. Можно составить список направлений трудовой деятельности, к которым человек испытывает наибольший интерес.
 
2. Выявление жизненных целей. Например, если на первом месте стоит финансовая сторона этого вопроса, необходимо подробно изучить профессии, приносящие значительный доход.
 
3. Образование. Для получения руководящей должности необходимо наличие высшего профессионального образования. Если в жизни есть стремление добиваться большего и постоянно стремиться к продвижению по карьерной лестнице, нужно позаботиться о должном уровне обучения.

 
4. Сопоставление желаний и возможностей. Бытует мнение, что возможности стремящегося к достижению поставленных целей человека не имеют границ. Для быстрого получения необходимого результата важно сосредоточиться на одном желании. Не стоит тратить время на мимолетные потребности, которые в будущем могут показаться глупостью.
 
В теме выбора профессии существует множество рекомендаций. При этом выделяют утверждения, которые не стоит воспринимать всерьез. Среди таковых нужно выделить 2 наиболее популярных:
 
• Жизнь – это лотерея. Так считают только люди, которые не смогли достичь поставленных целей по причине лени. Задуманное не всегда дается легко и просто. Важно не сдаваться при первом же поражении, а идти дальше;
 
• Жизнь – это проект. Человек должен жить так, как запланировали его предки. Если в семье на протяжении долгих лет профессия медиков занимала лидирующие позиции, вовсе не значит, что каждый член этой семьи должен стать врачом.
 
Ключевую роль при выборе специальности играют личные способности и профпригодность.
 

Основные критерии построения будущего

Для того чтобы определить, кем быть в будущем, необходимо разобраться в трех понятиях:

  1. «ХОЧУ» – любишь делать.
  2. «МОГУ» – есть возможности.
  3. «НАДО» – рынок готов платить.

Понятие «ХОЧУ» – это то, что хочет сам человек (интересы, склонности, таланты) подразумевает собой разъяснение того, к чему стремится индивидуум. Это личные качества, которые в каждом случае индивидуальны. Грамотное определение профессиональных склонностей играет ключевую роль в выборе специальности, и в частности кем быть. От этого зависит направление трудовой деятельности и успешность обучения. При этом следует учесть, что одного «ХОЧУ» – мало.

 
Следующий важный критерий, при выборе дела жизни «МОГУ» – это физические возможности, состояние здоровья и другие барьеры рынка. Почему барьеры? Потому что, если человек не обладает «идеальным здоровьем» ему не быть пилотом гражданского самолета. (Но он может быть пилотом своего самолета;)
 
Не менее важную роль занимает понятие «НАДО» – это спрос на рынке труда. Деятельность, за которую рынок готов и будет платить деньги. Необходимо узнать – какая профессия на рынке труда пользуется наибольшим спросом.
 
И теперь главный вопрос: кем быть в жизни по профессии? Все просто – успех это пересечение всех трех критериев: «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО»! Если есть пересечение, почему бы не получить соответствующее образование?
 

Кем быть в жизни по профессии

Для облегчения выбора специальности были созданы тесты на выбор профессии. Их технология достаточно проста. Человеку предоставляются вопросы с вариантами ответов. По результатам тестирования программа выдает возможное направление деятельности, в которой конкретная личность сможет добиться успехов.

 
При наличии возможности рекомендуется опробовать себя в профессии, которая по итогу тестирования подходит больше всего. Практика в этом случае особенно важна. Помимо этого нужно изучить особенности специальности и попытаться узнать все имеющиеся в ней тонкости. Работа – это то, на что человек тратит значительную часть своей жизни. Поэтому выбор ее специфики важно осуществить максимально грамотным образом.
 
Тест кем быть по профессии поможет сделать правильный выбор и максимально обезопасит от ошибок такого типа. Тестирование поможет определить предрасположенность к той или иной сфере деятельности и выявит имеющие способности. Все это позволит выбрать специальность, которая придется по душе и будет приносить радость.
 
На нашем сайте каждый, кто заинтересован в успешном будущем, может пройти тест на профессию онлайн. Тестирование поможет определить направление наиболее подходящей трудовой деятельности.
 
Согласно статистике, подавляющая часть людей совершает ошибки при выборе специальности. Зачастую многие выбирают для ориентира уровень заработка, престижность профессии, забывая учесть, что работа должна приносить удовольствие и тогда жизнь будет в радость!

prof-test24.ru

Профориентационный классный час. Тема: «Хочу – могу

Профориентационный классный час.

Тема: «Хочу – могу — надо»

(предпрофильная подготовка учащихся).

Провела классный руководитель:Авсеева Инга Петровна.

Класс: 9.

«Истинное сокровище для

людей – умение трудиться».

        Эзоп.

         Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии.

         В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.

         Цели: — расширить представление о различных профессиях; — формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; — побуждать к поиску информации о профессиях; — к осознанному профессиональному выбору.

         Форма проведения: час общения.

         Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

        Оформление:

  • крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы

  справа осталось место для слов «=осознанный выбор профессии»;

  • написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,

  должность;

  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер — механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

  • картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

  2. Игра «Визитка».

  3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  5. Мини-лекция «Формула профессии».

  6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  7. Тестирование.

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

        Классный руководитель. Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот  начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

        На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

        (Дети дают ответы).

        Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

  • Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

  • Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

  • Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

  • Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

        Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Игра «Визитка».

        Классный руководитель: после родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

        (Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).

        В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Классный руководитель: ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

        Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб — дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.  

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

— «Давят» родители.

— Идут за модой.

— Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

— Выбирают «за компанию».

— Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

— Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

— Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии».

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)

        Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

— хочу + могу + надо;

— хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

— могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

— надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между – «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование.

Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.

(Дети рисуют фигурки).

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание).

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумавший свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово.

Классный руководитель: выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

— Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

— Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.

— Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

— Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

— Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

— Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.

infourok.ru

Как выбрать профессию? Тест на профориентацию вам поможет!

29.12.2017

Как определиться с выбором профессии?

Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.

Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.

Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию.

Тест на профориентацию Е. Климова

Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:

  1. Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром. Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.
  2. Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
  3. Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
  4. Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
  5. Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.

Евгений Климов – создатель теста на профориентацию

Евгений Александрович Климов — известный специалист, психолог и автор опросника на профориентацию.


Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. Успешно окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета и добился выдающихся результатов в психологии.

Специализацией Климова является психологии труда. По настоящее время им опубликовано более 300 работ и около 30 пособий и учебников. Благодаря его деятельности было подготовлено множество высококвалифицированных специалистов в области психологии и педагогики.

Кому нужно проходить тест на профориентацию?

Данный опросник рекомендуется, прежде всего, школьникам старших классов, которым необходимо определяться с выбором вуза и будущей профессии. Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым.

Кроме того, тест Климова на профориентацию можно пройти:

  • Студентам, которым интересно осмыслить правильность своего выбора;
  • Сотрудникам при приеме на работу, чтобы оценить, смогут ли они справиться с новой должностью;
  • Любому человеку, который задумывается о смене профессии;
  • Сотруднику любой компании, чтобы лучше организовать свой рабочий процесс.

Как проходить тест на профориентацию

Опросник состоит из 30 вопросов, в каждом из которых Вам нужно выбрать одно их двух утверждений. Вы легко и быстро можете пройти его прямо на нашем сайте совершенно бесплатно.

Во время прохождения теста внимательно читайте каждое из утверждений, а потом отмечайте то, которое больше Вам подходит. Будьте честны сами с собой, чтобы результаты были более достоверными и помогли бы понять, какая профессия будет для Вас идеальной.

Расшифровка ответов

По окончанию теста Вы сможете узнать, какой тип профессий Вам больше подойдет для достижения карьерных высот и успеха. Тест оценит Ваши ответы и Вам будет представлен список всех 5 типов, начиная с того, который меньше всего Вам подходит, и заканчивая тем типом профессий, где Вы имеете ярко выраженные способности и сможете добиться высоких результатов.

Каждый тип будет содержать в себе подробное описание на основе Ваших склонностей и способностей и расскажет, какие профессии подходят Вам больше всего, а в каких сферах деятельности Вам лучше не работать.

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройти тест на профориентацию Вы можете на нашем сайте. От Вас не потребуется ни оплаты, ни регистрации. Проходить тест на профориентацию онлайн намного удобнее, чем вручную заполнять кучи бумажных бланков, а потом по ключам заниматься расшифровкой результатов. После прохождения этого теста Вы больше не будете задаваться вопросом о своем профессиональном выборе и сможете полностью реализовать себя в подходящей сфере.

Изображение в шапке — Roman Bozhko, Unsplash.

testometrika.com

Разработка классного часа по выбору профессии «Хочу-могу-надо»

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Эзоп

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии:

Хочу — Могу — Надо

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача — помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Цель: создание условий для осознанного выбора профессии.

Задачи:
1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;
2. Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
3. Создать положительную мотивацию выбора профессии;

Форма проведения: Классный час

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста — в сценарии).

Оформление:

= крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « — осознанный выбор профессии»;

= написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;

План классного часа:

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Мини-лекция «Формула профессии».

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Тестирование.

Заключительное слово.

Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация — это уровень профессионального мастерства.

Должность — это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа — «Самые забытые профессии».

Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа — «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорил, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы :

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

4. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу — это все, что мне по силам, по способностям;

надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии

5. «Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении {имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученик 3. Хочу стать артистом, телеведущим, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.

Классный р у к о в о д и т е л ь. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

6. Тестирование

Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 3 мин.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

7. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

8. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

Главное открытие — разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

Опросник к рефлексии

_________________________________________

(Фамилия и инициалы)

Вопрос

Ответ

1

Какие чувства остались после классного часа?

2

Какие открытия Вы для себя сделали?

3

К кому ты будешь обращаться если возникнут трудности в выборе профессии?

4

Напиши формулу выбора профессии

infourok.ru

Клубный час по профориентации, посвященный выбору профессии «Хочу – могу – надо»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Цель: стимулирование детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору профессии

Задачи:

  • сформировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
  • расширить представления детей о различных профессиях.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 воспитанникам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

Ход клубного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим клубный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии. Тема: “ХОЧУ, МОГУ, НАДО” и начать наше занятие я хочу с четверостишия:

У меня растут года —
Будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?”

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

— Что же такое профессия? На экране написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Дети дают ответы

Давайте, теперь сравним ваши ответы и определения из словарей.

Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация — это уровень профессионального мастерства.

Должность — это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Выбор профессии — сложная и ответственная задача.

Игра “Визитка”

Многие люди при первом знакомстве друг с другом оставляют свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На экране записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

Перед Вами набор слов. Вам надо разделить эти слова по основным понятиям. На доске прикреплены 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Вы должны выбрать название, которое имеет отношение к той или иной профессии

Групповая работа по теме “Самые нужные профессии”

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список “Самые модные профессии”.

Вторая группа — “Профессии, которые всегда нужны”.

Послушаем, что у вас получилось.

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Профессиональные училища и специальности

А сейчас мы немного поговорим с Вами о тех училищах, в которых получают профессию ваши старшие товарищи.

Вам, ребята, предлагается ограниченный спектр профессий, которые вы можете получить в учреждениях начального профессионального образования. Среди них можно назвать швейное, столярное, слесарное, строительное дело.

В основном мы взаимодействуем с таким училищами как БОУ НПО “Профессиональное училище № 51”, БОУ НПО “Профессиональное училище № 18”, БОУ НПО “Профессиональное училище № 14”, БОУ СПО “Омский техникум строительства и лесного хозяйства”. Именно в этих учебных заведениях есть коррекционные группы.

Плотник

Плотник — одна из распространенных строительных профессий. Это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций.

До недавнего времени все работы, связанные с использованием древесины, подразделяли на плотничные и столярные. Теперь эти две профессии слились воедино.

Профессия плотника необходима везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах, в жилищно-строительных конторах при домоуправлении.

СТОЛЯР

Столяр — профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции.

Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции — оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции — стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции - щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Ошибки выбора профессии

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: “Доволен ли ты избранной профессией?” И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

Формула выбора профессии

Скажите, что же такое эти три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего клубного часа: “хочу”, “могу” и “надо”?

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  • хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  • могу — это все, что мне по силам, по способностям;
  • надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные стремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула выбора профессии?

Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора

Соотношение между “хочу” и “могу” — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

И все-таки, чтобы Ваш выбор был правильным, я раздам Вам вот такую памятку рекомендаций выбора профессий.

Социальный педагог перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы и дописывает на доске после трех слов называния классного часа: “ = осознанный выбор профессии”.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию, Вы не выбрали, Вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний

Спасибо вам за внимание.

Приложение.

23.02.2014

urok.1sept.ru

Профориентационное занятие1 в 9 классеХочу Могу.docx

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось. Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ­модель, телеведущий, веб­дизайнер,
журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент,
спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер
(водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер,
слесарь­водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк­подводник, летчик­испытатель, космонавт,
горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50
тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество,
которое нас окружает, на страну, в которой живем. 8V. IV. Проблемная ситуация «Чей это
выбор?»
ПСИХОЛОГ. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал
в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он
задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал
удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй
признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по
иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы
считаете?
Примерные ответы детей:
­ «Давят» родители.
­ Идут за модой.
­ Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
­ Выбирают «за компанию».
­ Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
­ Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
­ Подражают героям кино и телесериалов.

ПСИХОЛОГ. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе
профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за
модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать
профессию?
V. Мини­лекция «Формула профессии»
ПСИХОЛОГ. Скажите пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты
умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего
классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Психолог мелом перечеркивает тире между словами в названии темы урока, получаются
плюсы ).
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

znanio.ru

Профориентационный классный час «Хочу, могу, надо»

Профориентационное занятие.

Тема: «Хочу – могу — надо»

«Истинное сокровище для

людей – умение трудиться».

Эзоп.

Занятие посвящёно проблеме осознанного выбора профессии.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.

Цели: — расширить представление о различных профессиях; — формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; — побуждать к поиску информации о профессиях; — к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Оформление:

  • крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы

справа осталось место для слов «=осознанный выбор профессии»;

  • написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,

должность;

  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер — механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

    • картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).

План занятия:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

  2. Игра «Визитка».

  3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  5. Мини-лекция «Формула профессии».

  6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  7. Тестирование.

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).

Ход занятия :

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

Воспитатель. Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы).

Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

  • Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

  • Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

  • Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

  • Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Игра «Визитка».

Воспитатель: У меня есть визитки ,на этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Воспитатель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб — дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Воспитатель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

— «Давят» родители.

— Идут за модой.

— Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

— Выбирают «за компанию».

— Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

— Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

— Подражают героям кино и телесериалов.

Воспитатель. Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии».

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

— хочу + могу + надо;

— хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

— могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

— надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Воспитатель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Воспитанница 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Воспитанник 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Воспитанница 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

Воспитатель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между – «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование.

Воспитатель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.

(Дети рисуют фигурки).

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание).

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумавший свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово.

Воспитатель: выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

— Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

— Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.

— Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

— Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

— Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

— Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.

5


multiurok.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *