Типы памяти человека – Виды, формы и типы памяти в психологии человека: определение и классификация

Содержание

а что вы знаете о них?

Память – удивительная особенность, подающая в нужный момент из подсознания слово, образ, запах. Способность запоминать присуща многим живым организмам, но память человека наиболее развита, характеризуется высоким уровнем, разнообразными видами.

Содержание: 

Типы памяти человека

Типы памяти человека обусловлены анализаторами, передающими информацию об окружающей действительности.

Виды:

  • зрительная
  • слуховая
  • вкусовая
  • обонятельная
  • сенсорная (осязательная)

Людям присущи все типы памяти. Уже новорожденный обладает некоторыми. Благодаря обонятельной памяти отличает мать среди остальных людей.

Наличие вкусовой памяти возможно понаблюдать, заменив привычное кормление иной смесью (малыш подозрительно отнесется к новому вкусу).

Наиболее развитой считается зрительная память. Именно благодаря ей хранятся и воспроизводятся образы предметов окружающего мира, узнаются люди.

Слуховая память хранит информацию, поступающую от органов слуха (музыка, речь).

Обонятельная память – хранение различных запахов. Формируется в течение жизни, у некоторых достигает высокого уровня развития.

Осязательная (сенсорная) память – запоминание ощущений, возникающих при соприкосновении с конкретным предметом. Обычно дополняет зрительный образ, обогащая его температурой и фактурой предмета.

Вкусовая память основана на запоминании вкуса различных продуктов. Любой припомнит вкус привычных блюд или продуктов, однажды испробованных.

Некоторые люди имеют преобладающий над остальными тип памяти.

Художники обладают развитой зрительной памятью, способны воссоздать точный портрет, картину, не имея оригинала перед глазами.

Музыканты с высоким уровнем слуховой памяти способны повторить музыкальное произведение, услышанное однажды, в подробностях, точно воспроизведя ноты.

Уровень развития различных типов памяти следует учитывать в обучении. Развивать их можно специальными упражнениями.

Дополнительную информацию о видах памяти вы можете получить из предложенного видео.

Виды памяти человека в психологии

Психологи рассматривают память как процесс, комплекс психических функций, обеспеченных высшей нервной деятельностью. Такой подход позволяет дать более разностороннюю характеристику.

Продолжительность хранения образов позволяет различать:

  • Кратковременную память. Характеризуется быстрым запоминанием небольшого количества объектов (5-10 элементов). Образы сохраняются 30 секунд–минуту.
  • Оперативную. Отличается тем, что материал сохраняется, пока является необходимым для достижения поставленной задачи. Срок хранения информации различен: несколько дней или недель.
  • Долговременную. Информация запоминается на длительный срок, объем неограничен. Со временем происходит сжатие информации, одновременно повышается ее качество.

Основа следующей классификации – психическая активность.

Выделяются следующие разновидности:

  • Эмоциональная. Способность запоминать чувства, эмоции.
  • Образная. Ведущий вид памяти в детском возрасте, ребенку легче представить предмет, виденный собственными глазами, чем незнакомый по описанию. Опирается полностью на опыт, информацию, полученную от органов чувств (вкус, цвет, запах, звук, образ).
  • Словесно-логическая. Способность мыслить отвлеченными категориями. Анализ полученной информации, сохранение ее логическими блоками.
  • Двигательная (моторная). Запоминание различных движений, способов действий с разными предметами. Движение руки при письме, чистка зубов – действия выполняются, не задумываясь над последовательностью элементов. Двигательная память является основой действий с рабочими инструментами, механизмами.

По наличию цели:

  • Произвольная. Материал запоминается с определенной целью. Предполагает наличие волевых усилий для заучивания.
  • Непроизвольная. Нет цели запомнить информацию, не прилагаются усилия. Непроизвольно запоминаются яркие, красочные объекты, многократно повторяющиеся действия.

Психология рассматривает память как многосторонний процесс, и поэтому характеристики его различны.

Эмоциональная память человека

Яркие впечатления, вызвавшие сильные чувства и эмоции, надолго сохраняются. Неважно, носили они положительную или негативную окраску.

Особенностью является, что эмоции запоминаются во взаимосвязи с предметами, событиями и явлениями, их вызвавшими.

Это в дальнейшем удерживает или побуждает человека совершать аналогичные поступки. Эмоциональная память — долговременная. Спустя продолжительное время люди обычно помнят эмоциональный отклик, иногда заново переживают былые эмоции.

Механизм сохранения ярких впечатлений продолжает изучаться психологами. Исследования показали, что значительную роль играет действие гормонов, которое отсутствует в механизмах остальных видов.

Эмоциональная память является основой формирования чувства сострадания. Человек вспоминает переживания в подобной ситуации, лучше понимает, ближе воспринимает боль и чувства остальных людей.

Развитая эмоциональная память служит основой некоторых профессий. Актер лучше сыграет сцену, извлекая из опыта подобные переживания. Воспитателям и учителям способность сопереживать и сочувствовать, основанная на личном опыте, будет хорошей базой профессиональному мастерству.

Иногда психологи используют специфическое название эмоциональной памяти – мнемическая фотовспышка, наиболее точно отражающее механизм образования памятных чувственных образов.

Оперативная память человека

Оперативная память включает процессы хранения информации, необходимой для выполнения конкретных действий, достижения определенной цели.

Когда цель достигнута, информация теряет актуальность. Второе наименование оперативной памяти в психологии, рабочая память, наиболее точно отражает суть процесса. Оперативная память черпает материал из кратковременной и долговременной памяти.

Выделение оперативной памяти как отдельного вида вызывает споры психологов.

Одни ученые считают ее разновидностью кратковременной памяти, предлагают рассматривать оба вида вместе. Вторые утверждают, что механизмы оперативной памяти своеобразны, поэтому следует считать ее самостоятельным видом.

Главным отличием оперативной памяти является связанность информации напрямую с действием, регистрация его промежуточных результатов. Длительность хранения и использования материала определяется продолжительностью достижения цели.

Характеристики оперативной памяти (количество элементов, скорость запоминания, длительность хранения информации) полностью зависят от конкретных задач, различаются в разных случаях.

Улучшение памяти человека

Многие люди отмечают плохое запоминание. Иногда это полностью соответствует действительности, мешает выполнению профессиональных обязанностей.

Память можно улучшить не только в период становления нервных и психических процессов. Зрелым людям реально добиться улучшения памяти, придется лишь немного поработать над слабыми сторонами.

Следует определить этап запоминания, выдающий сбои: получение информации, сохранение или извлечение материала. Далее следует выполнять некоторые упражнения, улучшающие данные процессы.

Упражнения для улучшения памяти:

  • Причина плохой памяти – невнимательность? Помогут несложные упражнения, увеличивающие концентрацию внимания. Старайтесь ежедневно запомнить любые мелочи, сосредотачивайтесь на них. Вечером желательно вспомнить замеченное. Постепенно концентрация (наблюдательность) станет достигаться быстрее, легче.
  • Не пытайтесь запомнить материал в момент повышенной эмоциональности и занятости. Ознакомьтесь с информацией целиком, без подробностей. В более спокойной обстановке вы вернетесь к ней и сможете разобрать трудные моменты.
  • Повторение информации способствует прочному запоминанию. Повторяйте многократно имя человека при обращении, разговоре, номер телефона. В нужный момент память вернет информацию.
  • Концентрации внимания помогут несколько простых советов. Отвлекитесь от работы. Поднимитесь, откройте окно, сделайте несколько глубоких вдохов. Сосредоточьтесь на дыхании, абстрагируйтесь от окружающей обстановки. Передышка, приток кислорода помогут более эффективно сосредоточиться, повышение концентрации внимания увеличит быстроту, качество запоминания.
  • Легче запоминается интересное. Постарайтесь найти интерес в изучаемом, искусственно придумайте его, создайте себе интригу. Азарт и любопытство помогут быстрее и лучше запомнить материал.
  • В запоминании опирайтесь на типы памяти человека, лучше развитые. Один быстрее запомнит прочитанный текст, второй – услышанный, третий овладеет материалом при помощи образных представлений, логических соответствий.
  • Опирайтесь на сильные разновидности, чтобы быстро и хорошо запомнить, не забывайте тренировать слабые. Старайтесь чаще воспринимать звуковую информацию, если слуховая память развита недостаточно. Постоянные тренировки дадут результат.

Память подлежит улучшению — достаточно приложить немного усилий.

Процессы памяти обусловлены наследственностью, и они развиваются людьми. Тренируйте память постоянно. Беритесь за деятельность, требующую усиленной работы мозга и запоминания значительного объема информации. Постоянная практика увеличит объем памяти и послужит развитию остальных характеристик.

vekzhivu.com

Типы памяти человека

Память – это главнейшая познавательная функция, которая выполняет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим субъекта. По сути, она являет собой процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения событий прошлого. Существует несколько основных классификаций типов памяти, базирующихся на различных основаниях.

Разновидности памяти в зависимости от времени хранения информации

Память, виды которой делятся по времени хранения информации, представлена следующей классификацией: кратковременная, мгновенная, долгосрочная, оперативная и генетическая.

Самой простой является мгновенная память. Она позволяет сохранять информацию только в ходе ее восприятия.

Следующим типом по долгосрочности хранения информации является кратковременная память. Она позволяет сохранять данные на достаточно короткий срок, примерно на 30-40 секунд с момента их получения. Оценить этот вид памяти можно объемом, к примеру, максимальным количеством образов, объектов или символов, которые человек способен воспроизвести на протяжении минуты с момента запоминания. Объем кратковременной памяти в среднем насчитывает до 10 единиц данных. Такому виду запоминания также свойственно такое понятие, как «замещение». Это свойство проявляется при переполнении допустимого объема данных и заключается в том, что новая информация заменяет старую, бесследно удаляя ее из недр памяти.

Оперативная разновидность направлена на сохранение данных на заранее известное время. По окончании заданного периода данные из оперативной памяти начинают забываться. Чаще всего этот период продолжается от нескольких минут до нескольких дней.

Далее следуют такие важные типы памяти, как долгосрочная и генетическая. Долгосрочная позволяет сохранять информацию на длительный срок. Данные, хранящиеся в ней, можно воспроизводить неоднократно, но при этом необходимо приложить усилие воли и запустить процесс мышления. Этот вид памяти позволяет человеку вспомнить ранее полученную информацию и воспользоваться ею. Долгосрочная память считается основным видом в жизнедеятельности человека, так как она используется чаще всего. Генетическая память включает в себя те данные, которые передаются и воспроизводятся по наследству и хранятся в генотипе человека.

Типы памяти согласно задействованным органам чувств

По данному критерию выделяются такие виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная, обонятельная, осязательная, вкусовая и эмоциональная.

Самой развитой считается зрительная память. Она позволяет сохранить и воспроизвести данные в виде определенного зрительного образа.

Слуховая память запоминает данные, которые поступают посредством органов слуха. Сюда относится музыка, речь и т.д.

Двигательная или, так называемая, моторная память позволяет запоминать различные движения. Этот тип преобладает у спортсменов и людей, которые занимаются  физическими нагрузками.

Осязательный тип памяти базируется на запоминании ощущений, возникающих при ощупывании тех или иных предметов. Такая память чаще всего функционирует вместе со зрительной разновидностью, что позволяет воссоздать наиболее точный образ объекта.

Обонятельная память имеется у человека еще с момента рождения и связана с различными запахами. Она развивается в течение жизни.

Вкусовая память отвечает за вкус продуктов. Такой тип максимально развит у дегустаторов, поваров, кондитеров и прочих людей, которые так или иначе связаны с приготовлением пищи.

Эмоциональные типы памяти позволяют хранить впечатления, возникающие вследствие тех или иных эмоциональных переживаний. Чем более яркой была эмоция, тем больше информации остается у человек и наоборот.

Все типы памяти, представленные здесь, являются неотъемлемым атрибутом человеческой жизни и способствуют непрерывному развитию личности субъекта.

fb.ru

феноменальная, генетическая, зрительная и другие

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а  кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать.  Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

По содержанию и принципам восприятия

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная памятьсамый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память. Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

wikigrowth.ru

деление по критериям и описание каждого вида

КритерийВиды памяти
Сенсорная модальность
  • зрительная (образная, визуальная),
  • моторная (двигательная, кинестетическая),
  • звуковая (аудиальная),
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • болевая,
  • эйдетическая
Содержание
  • образная,
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • социальная,
  • пространственная
Организация запоминания
  • эпизодическая,
  • семантическая,
  • автобиографическая,
  • процедурная
Время хранения
  • ультракратковременная,
  • кратковременная,
  • долговременная
Физиологические принципы
  • долговременная,
  • кратковременная
Наличие цели
  • произвольная,
  • непроизвольная
Наличие средств
  • опосредованная,
  • неопосредованная
Уровень развития
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • словесно-логическая

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.

В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.

Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.

В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.

Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Звуковая (аудиальная) память

Гуляя по лесу, мы слышим голоса щебечущих птиц, кваканье лягушек из маленького болотца. Когда мы вспоминаем лесные прогулки, то будто бы слышим шелест листьев и пение птиц.

В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.

Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

Вкусовая память

Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.

Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Болевая память

Этот тип воспоминаний нужен, чтобы с больным зубом пойти к врачу, не дожидаясь осложнений. Однажды порезанный палец напомнит хозяйке о том, что резать овощи следует осторожно.

Болевые воспоминания побуждают к осмотрительности, учат беречь свое здоровье и родных, что продлевает в конечном итоге жизнь.

Эйдетическая память

Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.

Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Социальная память

Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.

В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Эпизодическая память

Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.

Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Автобиографическая память

Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.

Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

Ультракратковременная память

Другими словами, мгновенная, хранит события в своей ячейке всего лишь миг. Воспоминание может относиться к неважному событию. Если, к примеру, надо выключить свет в незнакомой комнате. Вы туда больше не вернетесь никогда, нет необходимости помнить, где расположен выключатель.

Иногда миг может быть важным, но человека отвлекли, и он сразу забыл ситуацию. Некоторые события, которые не повторяются, могут исчезать из памяти бесследно, если были в мгновенной ячейке.

Кратковременная память

Помогает решать человеку текущую задачу. Когда в саду человек собирает виноград, он помнит, что срезанную гроздь надо осторожно положить в ящик, чтобы не подавить ягоды.

Убирать надо все спелые грозди, двигаясь по ряду виноградника, в направлении от уже очищенного куста к веткам еще полным ягод. Чтобы успешно выполнить эту процедуру, нужно ненадолго запомнить порядок работы.

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Произвольная память

Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.

Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.

Непроизвольная память

Срабатывает, когда вы просто осматриваете окружающую местность. Впервые увиденный красивый пейзаж может врезаться в память навсегда. А те кварталы, которые видны из окна троллейбуса по дороге на работу ежедневно, бывает иногда трудно вспомнить детально.

Непроизвольно запоминается все, что попадает в угол зрения. При желании можно развивать способность человека запоминать детально все, что он видит вокруг себя. Произвольная и непроизвольная памяти могут быть одинаково длительными и короткими.

Опосредованная память

Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.

Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

www.pamyatinet.ru

Типы памяти. Подробно о памяти человека.

Мы знаем, что существуют различные классы образов или представлений. Есть образы или представления зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и т.п.. Эти представления могут быть простыми и сложными. Сложные представления — это такие, которые складываются из ряда других представлений. Напр., представление о каком-нибудь человеке складывается из представлений зрительных (именно, его фигура, цвета его лица, волос, одежды т.п.) и представлений слуховых (представление его голоса, т.е., что он низкий или высокий, имеет тот или иной тембр и т.п. ) По отношению к таким сложным представлениям можно задать следующий вопрос: когда мы воспроизводим сложные представления, то какие представления возникают в нашем создании  по преимуществу, какие, напр., в указанном случае (когда мы желаем представить себе какого либо человека)  возникают представления: зрительные или слуховые, или же те и другие вместе? на это вопрос в современной психологии получаем следующий ответ: у различных индивидуумов в этом случае возникают различные представления: у одних преимущественно зрительные, у других слуховые, у третьих и те и другие. В этом отношении людей можно подразделить на следующие типы:

Первый тип- это так называемый безразличный. У лиц принадлежащих к этому типу, при воспроизведении сложных представлений или в процессе воспоминания одинаково возникают образы всех видов, т.е. зрительные, слуховые и т.п.. Когда они представляют какого либо человека, то у них одинаково возникают как слуховые, так и зрительные образы. Они также представляют лицо, фигуру человека, как и его голос.

Второй тип — это зрительная память. Лица, принадлежащие  к этому типу, в своих воспоминаниях пользуются преимущественно зрительными образами; так, напр., вспоминая о каком-нибудь человеке, они воспроизводят  по преимуществу его лицо, цвет лица, волос, его фигуру,одежду и цвет одежды, но не воспроизводят его голоса, во всяком случае последнее воспроизведение отступает у низ на задний план.

Третий тип — это слуховая память. Лица, принадлежащие к этому типу, в своих воспоминаниях пользуются преимущественно слуховыми образами. Вспоминая о человеке, они воспроизводят главным образом его голос: высоту, тембр голоса, характерные особенности голоса, сто он например, сиплый, чистый или звучный и т.п..

Различия между слуховым и зрительным типом памяти можно  пояснить на следующих примерах. Дети, принадлежащие к зрительному типу, когда им нужно заучить какое нибудь стихотворение, грамматическое правило и т.д., обычно запоминают страницы книги, на которых напечатано стихотворение или правило, они помнят, что это стихотворение или правило находится в книге на правой страницы, сверху и т.п.. Запоминаемые ими стихи представляются им так, как если они их видели; так что, когда они воспроизводят  какое-либо стихотворение, то они как бы умственно читают его на той или иной страницы. Когда  дети этого типа изучают хронологию, вокабулы и т.п., то они обычно стараются писать хронологические даты и вокабулы, потому что записывание, т.-е. в данном случае оперирование со зрительными образами, способствует запоминанию, Когда они воспроизводят умственные вычисления, то они обычно представляют классную доску, на которой мелом  написаны цифры, и производят вычисления так, как если бы они видели перед собой совершение той или иной арифметической операции.

Совершенно иначе поступают в этом случае дети слухового типа памяти. Они, как сказано было выше, оперируют по преимуществу со слуховыми образами. Поэтому они при изучении стихотворений стараются «произносить» стихи, чтобы пользоваться слуховыми образами. Они слышат умственно стихотворение. Когда они производят умственно вычисления, то они оперируют с названиями цифр, т.е. опять таки со слуховыми образами.

Четвертый тип — так называемый двигательный. Сюда относятся те лица, у которых в процессе воспроизведения по преимуществу возникают двигательные образы.

Чтобы характер этого типа сделался для нас ясным, вспомним, что называется «двигательным образом». Я закрываю глаза и провожу на доске каку-нибудь линию. Когда я провожу линию я получаю известные двигательные «ощущения». Это двигательное «ощущение» я могу воспроизвести, именно, таким образом, что, закрыв глаза, я опять пытаюсь провести линию такой же длины. Обыкновенно в таких случаях получается некоторая ошибка. На этом примере различие между двигательным ощущением и двигательным образом или представлением становится очень ясным.

Значение двигательных образов можно лучше всего иллюстрировать примером из жизни слепых. Слепой определяет «величину» предметов, их «положение», благодаря двигательному чувству. Для него книга например, меньше поверхности стола потому, что двигательные ощущения при восприятии книги отличаются от двигательных ощущений при восприятии книги отличаются от двигательных ощущений, которые бывают в том случае, когда он воспринимает поверхность стола. Если его спросить., который из предметов больше, то он на основании воспроизведения тех и других ощущений определит различия между ними.

Двигательные ощущения играют огромную роль в нашей душевной жизни, например, в процессах писания, вязания, рисования и т.д.. Очень важную роль имеют также двигательные ощущения, происходящие в следствии движения руки, пальцев руки и т.п.. Но особенно важную роль играют двигательные ощущения в произношении слов. Если мы произносим какой-нибудь звук, то в этом процессе в деятельное состояние приходят мускулы гортани, языка, губ, лица и т.д.. Когда мы произносим звук «о», то в этом процессе принимают участие одни мускулы; когда мы произносим звук «б», то в этом процессе принимают участие другие мускулы. Разумеется, двигательные ощущения, связанные с движение этих мускулов, могут воспроизводиться. Когда мы воспроизводим те или другие двигательные ощущения, которые получаются в процессе писания, то мы будем иметь то, что называется графическим образом, т.е. образом написанного звука; когда мы воспроизводим те ощущения, которые мы имеем в процессе произношения звуков, то мы будем иметь словесно-двигательные образы. 

По отношению к звуковым образам можно поставить следующий вопрос: когда мы представляем, воспроизводим, или, как говорят в обиходной жизни, думаем о каком либо звуке например, о звуке «б», то какой образ возникает у нас в сознании — слуховой или двигательный, потому что ведь и тот и другой может одинаково возникать в нашем сознании, когда мы думаем о тех или иных звуках? На этот вопрос есть много мнений разных людей.. Одни говорят, что, когда они думают о звуке «б», то у них является слуховой образ, т.е. они представляют себе звук «б» и именно, как звук, как нечто слуховое, как нечто воспринимаемое при помощи слухового аппарата; они как бы слышат звук. другие утверждают, что, когда они думают о звуке, то они воспроизводят двигательный образ, т.е. они как бы пытаются произнести этот звук. Если например они думают о звуке «б», то они пытаются складывать губы так, как это нужно, чтобы произнести звук «б» . Они утверждают, что, если у них рот открыт или занимает такое положение, какое необходимо для того, чтобы произнести звук «о» , то они не могут в то же время воспроизвести звук «б» , потому что они не могут произнести даже в самой слабой форме движений, которые необходимы для того, чтобы воспроизвести звук «б» .Те лица, которые в только что приведенном случае пользуются по преимуществу двигательными образами, должны быть признаны принадлежащими к двигательному типу.

Таким образом, мы видим, что есть лица, которые в своих воспоминаниях пользуются по преимуществу теми или другими образами. Но не следует думать, что есть лица, которые пользуются исключительно теми или другими образами. на самом деле они пользуются ими главным образом или по преимуществу, и вследствие преобладания у них тех или других образов они относятся нами к определённому типу.

Реклама: Развитию памяти так-же способствует изучение иностранных языков. Изучать иностранные языки можно дома в российских вузах, а лучше всего в иностранных вузах, например в ВУЗах Австрии и в других странах.

 

Статьи по психологии: 

psichov.net

Что такое память? Виды памяти человека.

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная  (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Один интересный факт о памяти:

В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.

P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.

 

И с Новым годом всех!

23 091

Похожие статьи

www.nematerialnost.ru

Основные виды памяти человека

Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания  записываются в память. Ее виды  помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется способностью человека запоминать образы. Это могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с профессиональной деятельностью. Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие эйдетической памятью — способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором — запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти — девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Память, виды памяти — это важнейшая функция организма, позволяющая  человеку  ориентироваться  в океане информации, окружающей его.

fb.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *