Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° – Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅, Π³Π΄Π΅ встрСчаСтся, ΠΊΠ°ΠΊ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅

Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅, Π³Π΄Π΅ встрСчаСтся, ΠΊΠ°ΠΊ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ

Под соврСмСнным ΠΈ малоизвСстным словом Β«Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Β» подразумСваСтся Π΄Π°Π²Π½ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ участника ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π² школС, дСтских ΠΈ подростковых Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…. Для обозначСния Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π² срСдС взрослых примСняСтся Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ Β«ΠΌΠΎΠ±Π±ΠΈΠ½Π³Β». Битуация нСпринятия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ – ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· ΠΎΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… психолого-пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ. БущСствуСт Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎ худоТСствСнных Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π±Π΅Π· прикрас ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π·ΡƒΡ€Ρ‹ опасности ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ (Β«Π§ΡƒΡ‡Π΅Π»ΠΎΒ», «Класс ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈΒ», «Класс»).

Π‘ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ – школьноС насилиС, ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΈ униТСния Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° со стороны Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… учащихся ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ систСматичСскоС проявлСниС агрСссии ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ€Π΅Π΄Π°. Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ встрСчаСтся Π² подростковой срСдС.

Π‘Π°ΠΌΠΎ слово происходит ΠΎΡ‚ английского bully, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ Β«Ρ…ΡƒΠ»ΠΈΠ³Π°Π½, Π΄Ρ€Π°Ρ‡ΡƒΠ½, грубиян, Π·Π°Π΄ΠΈΡ€Π°, насильник». Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ Β«Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Β» Π²Π²Π΅Π» норвСТский психолог Π”Π°Π½ ΠžΠ»ΡŒΠ²Π΅ΡƒΡ Π² 1993 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ. Автор опрСдСлял Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ ΠΊΠ°ΠΊ Β«ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ систСматичСски ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ агрСссивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ нСравСнство ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ власти ΠΈΠ»ΠΈ физичСской силы». Π‘ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΏΠΎΡ€ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ прСодолСния.

ЦСль Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° – Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ страх Ρƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ сСбС. ДостигаСтся это Π·Π° счСт Π·Π°ΠΏΡƒΠ³ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, психологичСского ΠΈ физичСского притСснСния.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, для Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ:

  • НамСрСнныС ΠΈ нСспровоцированныС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ людСй ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ€Π΅Π΄ (ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, физичСский, психологичСский) Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ людям.
  • ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΈ физичСская ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹, Π»ΠΈΠ±ΠΎ восприятиС Π΅ΠΉ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ сильного.

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ соврСмСнного Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ ослоТнСн Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ подростков Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сСтях. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ просто ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, Π° Π·Π°ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ это Π½Π° Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ Π² сСти ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚. НС ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях идСя ΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ (Β«Ρ…Π°ΠΉΠΏΠ°Π½ΡƒΡ‚ΡŒΒ») являСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ, Π° ΡƒΠΆΠ΅ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ выискиваСтся ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π° ΠΈ составляСтся сцСнарий Β«ΠΊΡ€ΡƒΡ‚ΠΎΠ³ΠΎΒ» Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ Π΄ΠΎ 14 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ особой ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ боятся ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ отвСтствСнности (Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎ – прямоС Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ). Мало ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΈΠ· агрСссоров ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ свою Π²ΠΈΠ½Ρƒ, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π·Π²ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ Β«ΠΎΠ½ заслуТил», Β«ΠΎΠ½ сам Π²ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Β».

К Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ особСнностям Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° Π² наши Π΄Π½ΠΈ относится:

  • Π’ срСдних ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… классах распространСна косвСнная травля.
  • ΠœΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ смСной Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ…Π°ΠΌΠ΅Π»Π΅ΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ.
  • Π”Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ сплСтСн, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… высказываний ΠΈ ТСстов. ΠœΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ физичСскому насилию, ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Π°ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ…ΠΈΡ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ.
  • Π”Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°ΠΌΠΈ.
  • 89 % учащихся ΡΡ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ΠΎΠΌ. Из Π½ΠΈΡ… 8 % – агрСссоры, 22 % – ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹, 43 % – Ρ…Π°ΠΌΠ΅Π»Π΅ΠΎΠ½Ρ‹, 16 % – Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ.
  • Π”Π΅Π²ΡƒΡˆΠΊΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³, Ρ‡Π΅ΠΌ юноши. Но ΠΎΠ½ΠΈ ΠΆΠ΅ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ становятся Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡΠΌΠΈ.

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ прямым ΠΈ косвСнным. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠ΅ воздСйствиС, избиСния, оскорблСния Π² Π»ΠΈΡ†ΠΎ. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ скрытыС ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, распространСниС слухов ΠΈΠ»ΠΈ объявлСниС Π±ΠΎΠΉΠΊΠΎΡ‚Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ.

По направлСнности Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ.

По спСцификС содСрТания ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ:

  • ЀизичСский Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³: ΠΈΠ·Π±ΠΈΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‡ΠΊΠΈ, ΠΏΠ»Π΅Π²ΠΊΠΈ, Π·Π°Ρ…Π²Π°Ρ‚ Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ самый распространСнный ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ встрСчаСтся Π² 6-8 классах, Π° ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌ классам исчСзаСт. Однако новостныС сводки Π·Π°ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠΎΠΌΠ½Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² вСрности этих Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π½ΠΎ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ распространСниС ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½ΠΎ ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ. 14-15 Π»Π΅Ρ‚ – возраст Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ отвСтствСнности. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ приходится Π² срСднСм Π½Π° 9 класс.
  • Π’Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ травля: ΠΏΡ€ΠΎΠ·Π²ΠΈΡ‰Π°, ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Ρ‹, оскорблСния, насмСшки, принуТдСния, ΡƒΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. Π§Π°Ρ‰Π΅ встрСчаСтся Π² студСнчСской ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ срСдС.
  • Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³: сплСтни ΠΈ слухи, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Π», выставлСниС Π½Π° ΠΏΠΎΡΠΌΠ΅ΡˆΠΈΡ‰Π΅, Π±ΠΎΠΉΠΊΠΎΡ‚ ΠΈ изоляции, манипуляции. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»Π΅Π½ для всСх возрастов, Π½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… остаСтся Π½Π΅Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этот Ρ‚ΠΈΠΏ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ самый ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ дистрСсс Ρƒ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹.
  • Π­Π»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ (Π²ΠΈΡ€Ρ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ) Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Ρ‚Π΅Π»Π΅Ρ„ΠΎΠ½ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€, ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Ρƒ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚. Π’ΠΈΡ€Ρ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ Π½Π΅ зависит ΠΎΡ‚ возраста, ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ распространСниС слухов ΠΈ Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π²Π·Π»ΠΎΠΌ страниц, ΠΎΡ‚ΠΏΡ€Π°Π²ΠΊΡƒ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… сообщСний ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠ΅Π², ΠΏΠΎΡ…ΠΈΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ распространСниС Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ, Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ….

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ – нСадСкватная Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° самоутвСрТдСния. К истинным ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° относится:

  • ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ внимания;
  • дСмонстрация силы;
  • ΡƒΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ нСувСрСнности ΠΈ страхов;
  • ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ потрСбности Π²ΠΎ власти ΠΈ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ.

АгрСссия – защитная рСакция психики, соотвСтствСнно, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ агрСссоры Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ, Π½Π΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π΅.

Однако это Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ СдинствСнная ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°. А. А. Π Π΅Π°Π½ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² (ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½) Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°:

  • Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ власти. НСкоторыС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ чувства ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ΡˆΠ°.
  • АгрСссия. Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΉ популярный Ρ‚ΠΈΠΏ Π·Π°Ρ‡ΠΈΠ½Ρ‰ΠΈΠΊΠΎΠ² – агрСссивныС Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ ТСстокиС люди, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, с высоким ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ статусом ΠΈ высокой самооцСнкой.
  • Π’Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ Π±ΡƒΠ»Π»ΡŒ сам боится ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° мСстС ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹, ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Π³ΠΎ защищаСтся Π½Π°ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. ΠΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° – Ρ…Π°ΠΌΠ΅Π»Π΅ΠΎΠ½Ρ‹. Π˜Ρ… ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ стСчСнии ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ агрСссорами, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°ΠΌΠΈ. НСрСдко агрСссорами становятся Π±Ρ‹Π²ΡˆΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностныС особСнности этих людСй ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹, занимаСмая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ зависит ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… условий ΠΈ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π².
  • ΠŸΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈ. Они ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠΆΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ, Π½ΠΎ Π½Π΅ боятся ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹, Π° хотят Π·Π°ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅. Им Π½Π΅ доступны Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ способы самоутвСрТдСния.

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ участников Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°

Π–Π΅Ρ€Ρ‚Π²Π°, агрСссор ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ (участники Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°) ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ряд психологичСских особСнностСй.

Π–Π΅Ρ€Ρ‚Π²Π°

Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹, Ρ‚ΠΎ психологичСскиС особСнности Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π½Π΅ установлСны. ИсслСдования Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ самооцСнки, физичСского развития ΠΈ успСваСмости, Π½ΠΎ Π½Π΅ установлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎ: заниТСнная самооцСнка ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³. На ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ для Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° становится Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠ³ΠΎΠ΄Π½ΠΎ: нСполная сСмья, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ пятно, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° взгляды Π½Π° ΠΌΠΈΡ€ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅, психологи Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄Π½Ρƒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΡƒΡŽ для всСх ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ – Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»Π΅.

Π–Π΅Ρ€Ρ‚Π²Π°ΠΌΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ становятся Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹Π΅, Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² сСбС, склонныС ΠΊ слСзам Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ. Для Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с повСдСнчСскими ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ установками Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ самого сСбя. Π–Π΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ склонны ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΠ½ΠΈΡ‡ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ самоуваТСния. ВсС Π½Π°ΠΏΠ°Π΄ΠΊΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ заслуТСнными; слишком Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ сдачу. Но остаСтся ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΌ вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎ: эти особСнности ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ риска ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с синдромом гипСрактивности, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°, Π΄ΠΈΠ°Π±Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ, трудностями Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π»ΡŽΠ±Ρ‹ΠΌΠΈ хроничСскими ΠΈ острыми заболСваниями ΠΈΠ»ΠΈ физичСскими особСнностями.

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½Π° катСгория ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² – ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹. ΠšΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΆΠ΅ часто Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ сразу Π² Π΄Π²ΡƒΡ… ролях (Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… условиях): ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ ΠΈ агрСссора. ΠŸΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹:

  • ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅;
  • Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅;
  • Π½Π΅ΡƒΠΊΠ»ΡŽΠΆΠΈΠ΅;
  • Π²ΡΠΏΡ‹Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹Π΅;
  • Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅ для своСго возраста.

Для ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²-агрСссоров Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ слабый ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, низкая ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Π΅ΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, слабая ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, трудности Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅ ΠΈ школьной Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Им свойствСнно ΡΡƒΠΈΡ†ΠΈΠ΄Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ аутоагрСссивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ самая нСмногочислСнная Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°, Π½ΠΎ самая слоТная Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅.

АгрСссоры-ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ самый высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ агрСссии ΠΈ Π³Π½Π΅Π²Π°. Π‘Π°ΠΌΠΎΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ – Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ самооцСнкС. Когда Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ соотвСтствуСт оТиданиям ΠΈ самооцСнкС, просыпаСтся агрСссор. Если ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ самоуничиТСния, Ρ‚ΠΎ просыпаСтся ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ считаСт наказания заслуТСнными. Однако агрСссия всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ остаСтся Π½Π° высоком ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π² любой ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΠΎΠ½ Π² состоянии ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π½Π°ΠΏΠ°Π΄ΠΊΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ самоС опасноС для личностного развития состояниС (Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Ρ€ΠΎΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ).

АгрСссоры

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π±ΡƒΠ»Π»Π΅ΠΉ отличаСтся Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π° счСт насилия. Π­Ρ‚ΠΎ агрСссивно настроСнныС ΠΊΠΎ всСму ΠΌΠΈΡ€Ρƒ люди, Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹Π΅, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ фрустрации, с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ быстротой Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚). Они выглядят ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ с нСдостатком ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Π½ΠΎ Π½Π° самом Π΄Π΅Π»Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ дСпрСссивныС, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΈΡ… свСрстники. Им Π½Π΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎ состраданиС, Π½ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Π° эмпатия. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй, ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΏΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… эмоциями ΠΈ состояниями. АгрСссоры Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, склонны ΠΊ лидСрству.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° агрСссивности кроСтся Π² Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ притязаний, высоком ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ самоуваТСния, нСсоотвСтствии Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ мнСния булля ΠΎ сСбС. Они ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² собствСнном ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅.

ΠΠ°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ

Бамая большая катСгория участников Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°. ΠŸΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всС Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ чувство Талости ΠΊ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π΅, Π½ΠΎ мСньшС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ. ПодобноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ объяснимо: возраТая агрСссору, ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒ сам оказываСтся ΠΏΠΎΠ΄ ΡƒΠ΄Π°Ρ€ΠΎΠΌ, Π»ΠΈΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ бСзопасности. Однако влияниС общСствСнности ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, ΠΎΠ½ΠΎ способно ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΡΠ΅Ρ‡ΡŒ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΡŽ (массовоС Π½Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ (психологичСскоС Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ агрСссора).

ΠΠ°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ часто ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ страх ΠΈ стыд, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ чувства бСспомощности, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ агрСссору. Π§Π΅ΠΌ дольшС длится Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ ΠΈ свидСтСли ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ, Ρ‚Π΅ΠΌ Π½ΠΈΠΆΠ΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… становится ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ эмпатии.

Как Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ с Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ΠΎΠΌ

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° остаСтся острой, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅ установлСна систСма Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ эффСктивных способов прСсСчСния Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ выявлСния. Π£Ρ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π° Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³, Ссли ΠΈΡ… это Π½Π΅ касаСтся. Π₯отя ΠΈ сами ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΌΠΎΠ»Ρ‡Π°Ρ‚. УТасаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сами взрослыС Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρƒ подросткам ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΡƒΡŽ модСль повСдСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ (большС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ случаСв). НавСрняка ΠΈ Π²Ρ‹ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Π»ΠΈ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ Π² подростковом возрастС. Π”Π°, это встрСчаСтся, Π½ΠΎ это Π½Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ!

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ – Π½Π΅ Сдиничная ΠΈΠ»ΠΈ ситуативная акция, это ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ состояния общСства. Данная модСль усваиваСтся ΠΈΠ· поколСния Π² ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. На частном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ с Π½ΠΈΠΌ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ бСссмыслСнно, Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ проявлСния.

НСобходимо Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΏΠΎΡ€ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΡƒ. Для этого Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ:

  • ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΉΡ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π²Π΅Ρ‰ΠΈ своими ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ.
  • ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅ΡΡŒ ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ слоТились Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. РасскаТитС ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅.
  • НС позволяйтС агрСссору ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ вашими чувствами. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚Π΅, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚ вас ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚, ΠΈ Π½Π΅ Π΄Π°Π²Π°ΠΉΡ‚Π΅ Π΅ΠΌΡƒ этих Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. НС Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠΉΡ‚Π΅, Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡŒΡ‚Π΅ уязвимыми. Как Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ агрСссор осознаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ вас Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ Π·Π°Ρ†Π΅ΠΏΠΈΡ‚ΡŒ – Π½Π°ΠΉΠ΄Π΅Ρ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»ΡŒ.
  • ΠΠ°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅ΡΡŒ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Β«Π½Π΅Ρ‚Β» ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ силу Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΆΠ΅. Часто агрСссору Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ всСго лишь Ρ€Π°Π· ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΏΠΎΡ€.
  • ΠžΠ·Π²ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°ΠΉΡ‚Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ, ΠΎΠ±Π·Π°Π²Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅ΡΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ. ΠžΡΠΎΠ·Π½Π°ΠΉΡ‚Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ силу.
  • Π£Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚Π΅ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π½Π°Π΄ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ манипуляциям.
  • Если ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ – ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²ΡŒΡ‚Π΅.
  • Если нСльзя ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅ Π²ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя. ΠžΡΠΎΠ·Π½Π°ΠΉΡ‚Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ агрСссоров. Π’Ρ‹ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚Π΅ всС ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. Если ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ мСсто обучСния – смСнитС. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ бСгство, Π° Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΎ сСбС. ΠŸΡ€Π°Π²Π΄Π°, это Π½Π΅ всСгда Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠΉ способ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹.

ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ со всСй ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдой, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ личностных особСнностСй агрСссоров ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π². Π‘Π΅Π· ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ психолога ΠΈ систСматичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ Π² этом случаС Π½Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠΉΡ‚ΠΈΡΡŒ. НСобходимо Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°

Для ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ с Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностными особСнностями ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² ΠΈ агрСссоров.

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³ – самоутвСрТдСниС Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ, усвоСнныС Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ повСдСния. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ повСдСния ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ для достиТСния Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Π΅ способы Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΠ². Основа Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π° – ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ нСравСнство.

Π‘ΡƒΠ»Π»ΠΈ выходят ΠΈΠ· психологичСски Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сСмСй (Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² сторону Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°). АгрСссоры ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Они спокойны ΠΈ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹ Π² сСбС, Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ с Ρ…ΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ расчСтом (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ спокойны ΠΈ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½Ρ‹), ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ сотрудничСства. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ со свСрстниками (Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°ΠΌΠΈ).

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ· сСмьи, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ воспитания способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π²ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ психологии. Для ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ:

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π² Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ школьной срСдС ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ. ΠšΡ‚ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго оказываСтся ΠΈΠ·Π³ΠΎΠ΅ΠΌ Π² классС? Π’ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ всС, «бСлая Π²ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π°Β». Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ риска ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ всС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ со слабыми ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ способностями, сторонники изоляции, ΠΈΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ личности.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ сСмСйного воспитания. Π’Π°ΠΊ, Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π², Π° Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ – агрСссоров. ΠŸΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ воспитания Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²-агрСссоров. Π‘Π΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ насилиС с ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ частотой создаСт Π±ΡƒΠ»Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π².

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, влияниС ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ БМИ ΠΈ состояниС всСго общСства. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ авторитарная срСда, особСнно пропитанная Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅ΠΌ, Π½Π°Ρ€ΠΊΠΎΡ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ сказываСтся Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ.

psychologist.tips

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ школьной Ρ‚Ρ€Π°Π²Π»ΠΈ (Π±ΡƒΠ»Π»ΠΈΠ½Π³Π°) – Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°

ΠΠ°ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚

Π’Π°Ρˆ адрСс email Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½. ΠžΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ поля ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ *