Семьям – Семья это…

Содержание

семья — Викисловарь

См. также семя.
Семья в Википедии
Семья в Викицитатнике
Семья в Викитеке
Семья на Викискладе

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.семья́се́мьи
Р.семьи́семе́й
Д.семье́се́мьям
В.семью́се́мьи
Тв.семьёй
семьёю
се́мьями
Пр.семье́се́мьях

се-мья́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 6*d^ по

ru.wiktionary.org

Что такое семья? Семья это… Семья отношения, семья психология, а главное любовь

Семья это не то, что обычно считают семьей. Что такое семья, сейчас знают немногие



 


Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое – семья. Однако наши психологи, которые работают с различными кризисами семьи, утверждают, что, на самом деле, почти никто из современных не знает, что такое на самом деле семья. И именно это не позволяет людям создавать прочные, счастливые семьи.

Мы не претендуем на полное раскрытие такой области как психология семьи, отношения в семье, но постараемся раскрыть самое важное в этой области – что такое семья, в чем корень трудностей отношений в семье, что является основой счастливой семьи, брака.


Рекомендуем наш онлайн курс «Основные принципы строительства семьи».


 


Читайте также раздел  Гражданский брак


Поскольку счастливая семья возможна только между настоящим мужчиной и настоящей женщиной, читайте на сайте Реалисты:


Психология женщины, развитие женственности


Психология мужчины, настоящий мужчина.

Ответственность и принятие — роли мужчины и женщины в семье

Психолог Александр Колмановский
Мужественность — это ответственность. Мужчина отвечает за конечный результат. Не за то, чтобы объяснить, почему не получилось, несмотря на то, что он
все правильно делал. Нет, мужчина отвечает за то, чтобы, в конце концов, получилось. И если не получилось, значит, он что-то делал неправильно.
Ответственный мужчина не скажет: «Ты неправильно воспитала ребёнка». А ты где был? Работал? Значит, ты пошёл на то, чтобы ребёнка воспитывала твоя
жена, так, как умеет, как считает нужным. Отвечай теперь за это сам, не пеняй на неё.

Читать дальше

Корабль семьи разбивается о лёд эгоизма

Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Семья это не игрушка. У семьи есть свои законы. Свои правила есть даже у столяров, которые делают деревянные табуретки. А законы создания счастливой
семьи гораздо сложнее…
А что получается при создании современных семей? Встретились два человека, понравились друг другу, помечтали и решили создать хороший и красивый дом.
Расчеты, эскизы делать не стали, фундамента нет, а есть только стремление пожить красиво…

Читать дальше

Семье необходима иерархия

Психолог Людмила Ермакова
Отношения в семье подразумевают высокую степень доверия. Мой муж или моя жена – тот человек, на которого я могу положиться. Не зря же есть такое
понимание: «Муж – это каменная стена». Но и жена – это помощница мужу. Значит, должна присутствовать высокая степень доверия и ответственности одного
человека за другого.
Думаю, что семья начинается с момента венчания. Образование семьи – это великая тайна. Даже неверующие люди в момент венчания вдруг начинают понимать,
что произошло какое-то таинство в их жизни, которое действительно сделало их единым существом, совершено нераздельным. В этот момент великая помощь
дается им, в дополнение к тем усилиям, которые они сами прилагают к построению семьи.

Читать дальше

Обязательства позволяют людям быть вместе

Семейный психолог Ирина Рахимова
Что такое семья, когда она образуется? Момент регистрации объединяет двоих людей, прежде всего, тем, что они дают обязательства друг другу. Сознавая
это или нет, мы даем при этом друг другу и обязательства, и права над собой. (Даже если мы относимся с долей иронии к самой процедуре, которая,
действительно, является пародией на таинство венчания.) Ведь с древнейших времен были такие страшные вещи как клятва и обет. Люди очень боялись
поклясться в чем-то ложном или нарушить данный обет. Потому что понимали, что слова имеют огромное мистическое значение. А штамп только напоминает,
что эти слова действительно были произнесены.
Именно обязательства позволяют людям быть вместе. Во всем вместе. С момента регистрации уже не «я» и «ты», а «мы». В первые годы семьи отношений
должно закрепиться это представление «мы».
Читать дальше

Брак: конец и начало свободы

Психолог Михаил Завалов

Психология семьи. Нередко можно услышать, что отношения в семье – это тюрьма для любви с ее свободой. Это правда – но только в том случае, если
ставить во главу угла влюбленность и романтику. Когда люди живут вместе, им приходится погружаться в неромантические вещи: где достать денег, как
пережить визит родственников супруга или что делать с грязными носками. Да, у всех живых людей откуда-то появляются грязные носки, и игнорировать эту
проблему при совместной жизни никак не удается. Для чисто романтических отношений нужна специальная обстановка – роскошный дворец или берег моря, –
где «неприглядные» аспекты бытия можно спрятать друг от друга. Кроме того, романтическая любовь склонна противопоставлять себя всему миру и обществу с
его институтами, включая брак. Много ли мы знаем романов и фильмов про про счастливые семьи, да еще без измены?

Читать дальше

Нужна ли семье иерархия?

Психолог Михаил Хасьминский
В современном мире сложилось так, что каждый человек старается быть сам по себе, поймать «свою волну», но ни одна организация не может существовать
без руководителя. Если нет хорошего «хозяина» (это касается любой организации), возникает анархия, структура перестает функционировать, и начинается
простая пробуксовка. В конце концов, структура просто перестает существовать…
Читать дальше

Если создавать семью, то на всю жизнь

Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион
Мы понимаем, что семья отношения это главное, мы здраво мыслим. Меня устраивает все здесь, у меня все гладко, все ровно, я здесь абсолютно не
нервничаю, мне ничего другого не нужно! После того как появился первый ребенок, мне вообще ничего не нужно! Дети очень сильно укрепляют семью, можно
сказать, на 90%. А когда появился второй ребенок, это такое счастье, что сложно объяснить! Такую счастливую семью уже не разобьешь.

Читать дальше

Страна семьи – великая страна

Владимир Гурболиков
С моей точки зрения, люди создали семью с того момента, когда они перешли черту товарищеского общения – когда они вступили в семейные отношения, то
есть в близкие отношения. Другой вопрос, какую семью они создали и чем им придется заплатить за это. Очень часто, к сожалению, в этом сожительстве с
чьей-то стороны есть подлинная любовь, попытка ее реализовать, а со стороны другого человека есть желание использование своего партнера. Это бывает
очень часто, и это очень большая ошибка.

С духовной точки зрения, подлинной семьей является тот союз, который сначала попросил благословения у своих родителей, у общества, у Бога. Потому что
любовь – это большое дело, которое сопряжено, как морской переход, с бурями, с трудностями…
Читать дальше

Смысл семьи – стремление к счастью

Протоиерей Игорь Гагарин
Чего люди ищут в браке? Они ищут счастья. Если любого человека, который идет в ЗАГС или под венец, спросить, чего человек ожидает от семьи, он,
конечно, ответит: счастья. И не надо стесняться этого, потому что человек действительно должен стремиться к счастью. И он надеется, что когда рядом с
ним появится другой человек, который будет любить его и которого будет любить он, то это и будет счастье.

Правы эти люди или нет? Я думаю, что, по большому счету, правы. Это действительно счастье, если ты встретишь человека, который будет восполнением
тебя, который будет самым родным и близким человеком. Потому что человек такое существо, который не может быть один, который стремится к общению, а
высшая полнота общения осуществляется в браке. Поэтому, конечно, семья это счастье.

Читать дальше

Проблемы взаимоотношений в молодой семье

Монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук
Искажения семьи психологии начинаются уже на свадьбе и задолго до нее. Очень многие женщины, выходящие замуж, ведут себя одинаково на свадьбе, когда
молодоженам полагается откусить кусок от каравая. Они так стараются откусить побольше. Ей кричат: «Кусай больше!» И женщина старается заглотить по
максимуму. По московской поговорке: «Чем шире рот откроешь, тем больше откусишь». Вот и стараются пошире открыть рот, вплоть до вывиха. Они даже не
знают, что здесь начинается семейная трагедия. Это начало семейной боли в нескольких поколениях.
Читать дальше

Апология брака

Священник Павел Гумеров

Почему счастливая семья это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более, чем себя.
Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети
способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им. Может быть, прозвучит несколько пафосно, но скажу, что соотношение сил добра
и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье или там царит грех и зло. Легче легкого ругать правительство, реформаторов,
олигархов, а самим изменять женам, делать аборты или бросать детей в роддомах. Или даже постоянными ссорами и конфликтами отравлять жизнь себе и своим
близким.

Читать дальше

Созданию крепкой семьи необходимо учиться

Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Семьи психология. Близкие устойчивые отношения между людьми, тем более в семье – это сложная система, можно даже сказать, что семья – это живой
организм. В нем есть свои механизмы взаимодействия, принципы функционирования, которые позволяют этой системе долго и эффективно работать. Можно идти
и путем набивания «шишек», но только это очень болезненный, тяжелейший путь, который связан со многими ненужными страданиями. И при этом нет никакой
гарантии, что опыт все же будет приобретен. Чаще шишки набиваются, а толку нет.

Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 1)

Яцек Пуликовский

Для любого настоящего мужчины, без исключения, очень важно мнение женщины. Более того, мужчина готов, принимая во внимание это мнение, совершать по-
настоящему героические поступки и даже взяться работать над собой. Я часто цитирую шутливое, но очень верное высказывание: «Мужчина долго остаётся под
тем впечатлением, которое он произвёл на женщину».
Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 2)

Яцек Пуликовский

Иногда жена, на самом деле, явно осуществляет власть и гордится этим и хвалится перед подругами, которые восхищаются ею. Лучше скромно отступить, под
крылышко мужа и использовать для блага семьи его компетентность, способности, скрытую энергию, которая освобождается, когда мужчине предоставляется
возможность проявить себя. Если же мужчина утрачивает даже иллюзию того, что это он является главой семьи, то он начинает функционировать попросту
плохо, если не сказать — трагично…
Читать дальше

Как жене помочь мужу быть достойным главой семьи. 12 постулатов для женщин (Часть 3)

Яцек Пуликовский

Дом попросту нуждается в мужчине. Муж должен осуществлять власть, а жену расценивать как самого главного советчика, без обсуждения вопросов с ней не
принимать ни одного серьёзного решения. Вплоть до того, что жена для него должна быть экспертом, с мнением которого по некоторым вопросам он будет
считаться больше, чем с собственным. Признание, например, большей компетентности жены в делах, касающихся функционирования дома, — это проявление
мудрости, а не слабости мужчины…
Читать дальше

www.realove.ru

семья — это… Что такое семья?

   СЕМЬЯ (с. 534)

   Рассказывают: когда один из учеников Сократа собрался жениться, но все же испытывал некоторые колебания по этому ответственному вопросу, он обратился к учителю за советом. Тот уклончиво ответил: «Поступай как знаешь — все равно потом будешь сожалеть!» А подумав — добавил: «Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена — будешь счастлив, плохая — станешь философом». (По преданию, собственную семейную жизнь Сократа трудно было назвать счастливой.)

   Наш современник М.Е.Литвак, посвятивший профессии психолога интересную книгу, расценивает этот античный анекдот как первый яркий пример семейного консультирования, а самого Сократа называет одним из первых практических психологов. Если придерживаться такой трактовки, то психология семьи ведет историю с древнейших времен. Большинство истин, которыми современные психологи пытаются просветлить умы запутавшихся супругов, на самом деле были изречены еще в античности. Вот, например, блестящее высказывание, приписываемое Пифагору (который, кстати, сам никогда семьи не имел): «Благоразумная жена! Если желаешь, чтоб муж твой время проводил с тобою, то позаботься о том, чтобы ни в каком ином месте он не находил больше приятности, чем дома». Надо ли говорить, что к мужьям это относится в не меньшей мере! А большинство рекомендаций, которыми современные психологи-консультанты пытаются гармонизировать пошатнувшиеся браки, по сути дела — лишь комментарии к этому древнему совету.

   О семейной жизни на протяжении веков высказывались многие мыслители (причем на удивление наиболее меткие и удачные суждения принадлежали холостякам). Однако к психологии в строгом смысле их рассуждения все же имеют косвенное отношение и составляют скорее предысторию психологии семьи.


Как известно, в качестве самостоятельной науки психология оформилась в конце XX в., но семейная проблематика высветилась в ней далеко не сразу. Правда, мнение о том, что психологу, как знатоку человеческой души, следует хорошо разбираться в хитросплетениях семейной жизни, утвердилось довольно прочно. Коли человек не умеет найти гармонию в собственной семейной жизни, невольно возникает вопрос: хороший ли он психолог? Супружеская неверность стоила карьеры основоположнику бихевиоризма Джону Уотсону, а «отец английской педагогической психологии» Сирил Бёрт тяжело переживал свой развод как свидетельство профессиональной несостоятельности. Впрочем, в кругу психологов многие оспаривали такой подход. Психоаналитик Вильгельм Райх, идеолог сексуальной революции, был женат трижды, и его пример далеко не единственный.

   Очень хотелось бы верить, что психолог — это еще обязательно и безупречный семьянин, замечательный родитель. Увы, бесчисленные примеры опровергают эту иллюзию. Крупнейший знаток детской психологии Анна Фрейд сама детей не имела и никогда не была замужем, а по некоторым данным, и вовсе придерживалась нетрадиционной сексуальной ориентации. На холодную отчужденность матери жаловались дочери Карен Хорни. Покончили с собой один из сыновей Уотсона и внук знаменитого доктора Спока (противоречивой натуре «американского Айболита» в этом номере посвящен особый материал). Видно, не каждый врач в состоянии сам себя вылечить, и уж совсем не с руки парикмахеру самому себя постричь. И в семейной психологии «сапожники без сапог» встречаются на каждом шагу. Что, однако, вовсе не означает, будто психология семьи в силу своей несостоятельности не имеет права на существование. Она благополучно существует, причем приносит ценные плоды. Не отказываемся же мы от услуг парикмахера на том основании, что сами не умеем дотянуться до своего затылка!

   Потребность в психологическом знании о семейной жизни возникла сравнительно недавно и была подстегнута радикальными переменами векового семейного уклада. Вплоть до начала XX в. даже в тех странах, которые принято называть развитыми, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которой супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуализированы. На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь — экономической, эмоциональная сторона отношений отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась. Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели (трагически кончаются истории любви Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, от любви гибнут — в буквальном смысле! — красавица Кармен, Анна Каренина и еще десятки героев и героинь, настигнутых «любовным недугом»). Терзающуюся от любви Татьяну Ларину увещевает мудрая нянюшка: «…в наши лета мы и не знали про любовь». Сама Татьяна в итоге выходит-таки замуж и намерена хранить верность мужу, но… вопреки сохранившемуся девичьему любовному порыву. Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартным правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как опасное отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится — слюбится».

   Эпоха конца XX — начала XX в. ознаменовалась переменами в общественных настроениях (что в итоге вылилось в радикальные социально-экономические и политические преобразова ния XX в.). На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы. Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционных научных проблем к той сфере общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение — по крайней мере, во многих его существенных аспектах. Так зарождалась психология семьи, представленная ныне тремя основными направлениями.

   Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований — воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.

   Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачными предпочтениями, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком.

   Понятно, что ряд исследований занимают пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи, с одной стороны, определяется характером супружеских отношений, а с другой — выступает важным инструментом социализации.

   Третье направление — достаточно автономное и в то же время неразрывно связанное с двумя первыми — прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. Очевидно, что большинство психологических проблем в семье либо возникают, либо проявляются (часто — и то и другое), а многие проблемы непосредственно связаны с исполнением человеком своей супружеской, детской или родительской роли. В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов, намного опережая исследовательскую активность в этой области, что отражается и в соотношении количества публикаций по разным направлениям.

   На протяжении XX в. интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее, возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную их интерпретацию и пути их решения в рамках своих теорий.

   Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З.Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапевтического воздействия на семью являлось достижение инсайта — осознание того, как не решенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов.

   Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-е гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей теории семейной терапии. Развитие учения о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход лег в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи.

   Бурный рост исследований привел к тому, что в 60-70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Так, в рамках Американской психологической ассоциации сформировалось особое отделение (43-е) -«Психология семьи», — объединяющее исследователей данного направления. Однако в связи с разнородностью теоретических и практических подходов к такому сложному объекту исследования, как семья. Данный вопрос пока остается открыгтым.

   В отечественной науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (небезынтересно было бы возобновление исследований в этом ключе в наши дни!). Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами (в ту пору крайне немногочисленными) и психиатрами в целях лечения психических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. Вне клиники работа психологов с семьей если и проводилась, то в форме единичных случаев консультирования. В те годы принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику.

   Для советских психологов человек был прежде всего представителем рода, носителем родовой сущности как совокупности общественных отношений. Было принято подчеркивать, что личность человека формируется в его предметной деятельности и деятельности общения. В такой трактовке исторически, социально и деятельностно детерминированный человек был как бы лишен интимных связей с близкими, развивался словно вне семьи.

   Лишь в последние десятилетия, когда идеологическое давление на гуманитарные науки постепенно слабело, а потом и вовсе сошло на нет, психология позволила себе обратиться к личностной составляющей человека. Фактически стихийно начали складываться институты вневрачебной психотерапевтической и консультативной помощи семьям. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес ученых-психологов к семье, который, однако, до сего дня не вылился в столь же масштабные исследования, какие уже полвека интенсивно ведутся на Западе.

   При всем обилии и многообразии проведенных в мире исследований, очевидно, что многие вопросы психологии семьи разработаны еще недостаточно. Психологам еще предстоит понять, что принципиально отличает благополучную семью от неблагополучной, что лежит в основе межличностных конфликтов в семье, изучить природу материнства и отцовства, вымснить, какие модели родительского воспитания адекватны развитию личности на разных этапах детства, и многое другое.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.

psychology.academic.ru

Семья — это… Что такое Семья?

  • семья — семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Семья —  Семья  ♦ Famille    Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в… …   Философский словарь Спонвиля

  • СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в …   Демографический энциклопедический словарь

  • СЕМЬЯ — Счастье это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Берне Семья это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей Трудно кормить одновременно свою семью и свое… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • семья — и; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… …   Энциклопедический словарь

  • семья — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? семьи, чему? семье, (вижу) что? семью, чем? семьёй, о чём? о семье; мн. что? семьи, (нет) чего? семей, чему? семьям, (вижу) что? семьи, чем? семьями, о чём? о семьях   общество 1. Семьёй… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СЕМЬЯ — СЕМЬЯ, семьи, вин. семью и (прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, жен. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая… …   Толковый словарь Ушакова

  • семья — См …   Словарь синонимов

  • семья — СЕМЬЯ1, и, мн семьи, род. семей, дат. семьям, ж Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и др. близких родственников, живущих вместе. Многодетная семья. Создать семью. Отмечать праздник в кругу семьи. СЕМЬЯ2, и, мн семьи, семей, семьям, ж,… …   Толковый словарь русских существительных

  • семья — в устном народн. творчестве также в знач. жена , укр. сiм᾽я, др. русск. сѣмиɪа челядь, домочадцы, семья; муж, жена , сѣмьца младший член семьи (Соболевский, Сб. Ляпунову 61 и сл.), русск. цслав. сѣмь реrsоnа , сѣмиɪа ἀνδράποδα, сѣминъ невольник,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • СЕМЬЯ —         основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в… …   Философская энциклопедия

  • encyclopediya_prava.academic.ru

    СЕМЬЯ | Энциклопедия Кругосвет

    Содержание статьи

    СЕМЬЯ, группа людей, имеющих друг с другом связь на основе супружества, биологического родства или в результате долгого совместного проживания под одной крышей. С самого начала человеческой истории семьи несли ответственность за рождение, воспитание и социализацию детей. Из всех исследованных обществ не было ни одного, которое бы не имело семейного устройства. Таким образом, семья, как и религия, является универсальным институтом.

    В обыденной речи слово «семья» используется широко и неопределенно. Оно может относиться к супружеской паре и ее детям, к одинокому родителю и его или ее детям, к закрытой, имеющей тесную связь группе, которая держится на чувстве товарищества. Кроме того, внимание ученых, занимающихся проблемами семьи, привлекают такие ее черты, как структура и организация. Нуклеарная семья представляет собой единицу, состоящую из мужа, жены и их детей, живущих своим независимым хозяйством. Кровнородственная семья состоит из одинокого родителя и детей. Семья смешанного типа включает в себя приемных родителей и приемных детей. Сложная семья основывается на связях между поколениями (включая дедов и бабок или прадедов и прабабок) и побочных связях (включая теток и дядьев, а также двоюродных братьев и сестер). Широкое распространение имеют также и другие типы семьи, включая семьи с одним родителем и семьи с неродными родителями и детьми, а также менее формальные объединения, такие как живущие вне официального брака пары.

    В прошлом семьи были гибкими объединениями и выполняли широкий набор социальных функций. Они являлись не только средоточием экономического производства, но и занимались обучением детей, а также уходом за больными и престарелыми. Семьи являлись объединениями с подвижными границами, которые могли включать и дальних родственников, и не родню.

    В течение 19 и 20 вв., особенно у западных народов, семья теряла свои экономические, образовательные и благотворительные обязанности, и ее границы становились все более жесткими. В наше время относительно немногие западные семьи включают в себя дальних родственников и, тем более, не родственников; правительство, а также частный бизнес берут на себя многие традиционные функции семьи. Несмотря на это, семья остается в современном обществе наиболее важным институтом воспитания детей и обеспечения эмоциональной поддержки для ее членов.

    Семья и дети.

    Основными функциями семей с детьми являются: 1) биологическое воспроизведение следующего поколения; 2) статусное определение ребенка; 3) содержание ребенка; 4) воспитание ребенка или социализация; 5) обеспечение должного надзора, в том числе сексуального.

    Каждая из этих функций в отдельности может исполняться другими учреждениями общества. Несмотря на то, что все эти функции, кроме первой, исполняются частично или поддерживаются другими институтами, их исполнение все же более эффективно, когда они находятся в комплексе, как это происходит в семье. Например, деторождение может осуществляться вне семьи, и во всех обществах рождается определенное количество незаконнорожденных детей. Во-вторых, существует возможность обеспечить ребенку социальное положение или принадлежность к какому-либо классу на несколько другой основе, чем через членство в семье; в сущности, еще во времена Платона философы его школы делали акцент на несколько ином базисе в получении общественного положения, к примеру таком, как талант ребенка. В-третьих, ребенок может получать уход не от прямых родителей, а от родственников или в государственных детских учреждениях, где он может воспитываться и социализироваться. Наконец, сексуальный контроль может быть передан другим институтам.

    Однако, собирая воедино все эти важные функции, семья выигрывает в социальной эффективности. Поэтому во всех обществах именно в семье они сосредоточены все вместе. Сосредоточивая законное деторождение в семейной ячейке, различные общества закрепляют за ней моральную и экономическую ответственность за физическое развитие и социальное воспитание ребенка. Каждое общество к тому же накладывает ограничение на тех, кто может создавать семью, и с этой целью оно также настаивает на регулировании сексуального поведения. Родители несут ответственность за социализацию детей, поскольку они самым тесным образом связаны с обычаями предков, со своей социальной группой или классом. Поэтому обычно ребенок получает тот же социальный статус, какой уже имеется в семье. Забота и воспитание ребенка наиболее совместимы, так как действия по его поддержке и уходу воздействуют наилучшим образом на его социализацию. Таким образом, семейные функции неразделимы в любом обществе. Поскольку они являются стержневыми функциями социальной жизни, семья представляет собой базисный инструмент, с помощью которого действуют все остальные институты общества – политические, религиозные и экономические.

    Родственные структуры отличаются значительным разнообразием в различных обществах земного шара. По-видимому, у них нет жесткой корреляции с теми или иными уровнями технологии или типами экономических систем.

    Нуклеарная семья.

    По всей видимости, наиболее общей и единственно универсальной формой семьи является нуклеарная семейная единица, состоящая из жены, мужа и детей. Некоторые общества поощряют полигинию – брак одного мужчины с двумя или несколькими женщинами, представляя таким союзам больший престиж. Редкой формой полигамии (одновременного обладания несколькими женами или мужьями) является полиандрия – брак одной женщины с двумя или несколькими мужчинами.

    Сложные родственные формы. Полигамия создает сложные родственные формы, в которых две нуклеарные единицы или большее их количество объединены общим родителем, обычно отцом. Однако все общества признают также более широкие родственные связи, призванные соединять между собой самые маленькие семейные единицы – нуклеарную семью, а также более обширные общности или племена. Одной из таких родственных связей является линидж, который включает в себя только тех, кто по материнской или отцовской линии прослеживает свою биологическую связь с общим предком. Все эти люди не вступают в интимные отношения, так как всеобщие семейные правила относительно кровосмешения обычно предусматривают, чтобы лица мужского и женского пола вступали в супружеские отношения с представителями других фамильных линий.

    Другой близкородственной группой является сиб – родственное образование, состоящее из братьев и сестер, которое также наследует связь по мужской и женской линии, но имеет более широкий характер, поскольку связь основывается только на традиции, часто с далеким мифическим героем или основателем сиба. В конечном счете, родственное образование, состоящее из братьев и сестер, могут образовывать несколько линиджей.

    Билатеральная родственная группа, которая признает как патрилинейные, так и матрилинейные связи, обычно распространена в западных обществах. Такой тип носит название эгоцентрического круга родственников или «kinfolk», и его члены могут находиться в близких отношениях. Поскольку такая группа состоит из индивидуумов, каждый из которых находится в центре кровных и брачных отношений, она распадается на несколько эгоцентрических кругов, частично накладывающихся друг на друга.

    Двумя другими формами семьи, зафиксированными как в западных, так и восточных обществах, являются центральная и боковая семья. В первой власть и собственность наследуются одним человеком по праву первородства или по праву младшего сына на наследство (наследство старшего или младшего сына), и глава семьи является ответственным за лишенных наследства братьев и сестер, кода они женятся и отделяются. Во второй собственностью владеют сообща, хотя ею управляет один человек – отец или старший брат. Эта семья в идеале включает все семейные единицы, созданные братьями и их детьми. Например, классическая китайская семья состоит из отца, матери, незамужних дочерей и неженатых сыновей, женатых сыновей с женами и детьми, иногда других родственников клана.

    Такие сложные формы живут дольше, чем индивидуальные нуклеарные семейные единицы. Они обеспечивают большую защиту каждому из своих членов. Особенно их преимущества над маленькой нуклеарной семьей, которая становится характерной в западном мире, проявляются в широкомасштабных экономических действиях. С другой стороны, нуклеарная семейная система легче приспосабливается к быстрым социальным переменам и к любой экономической системе, нуждающейся в географически подвижной рабочей силе со свободой выбора места работы.

    Семьи в древнем мире.

    Древние семьи функционировали внутри широких родственных структур. В Древней Греции и Риме эти последние представляли собой кланы, братства и племена. Родословная и происхождение, в свою очередь, играли важную роль в определении принадлежности человека к той или иной общности. В Греции земля находилась в собственности скорее семьи, чем отдельного человека. В Риме происхождение имен коренилось в родственных отношениях. Так, римский император Гай Юлий Цезарь получил имя Юлий от названия своего клана, а имя Цезарь от одной из ветвей этого клана; его дочь Юлия получила имя от названия того же рода в женской версии. Чтобы еще больше усилить значение принадлежности человека к семье, во многих древних обществах существовали особые семейные культы. У древних римлян каждая семья ассоциировалась с определенным божеством, а семейным предкам отдавались почести.

    Во многих древних обществах разрешались браки с близкими родственниками (двоюродными братьями и сестрами) или с вдовами близких родственников (женой брата или отца). В Древнем Египте брат и сестра составляли идеальную пару (Исида и Осирис), и такие отношения были как бы обязательными в семье фараонов. В Древнем Израиле и других средиземноморских обществах мужчина был обязан жениться на вдове брата, если тот умирал, не оставив детей.

    Изучение патриархата. В результате исследований не обнаружено такой семейной системы, в которой бы присутствовал подлинный матриархат, несмотря на то, что матрилинейность, или наследование по материнской линии, имеет широкое распространение. Римский патриархат является наиболее жестким из известных систем, так как власть отца в Риме без всякого сомнения захватывала широкую сферу бытия даже в вопросах жизни и смерти. Ранняя семья римских патрициев в идеале была большой, включая в себя рабов, находящихся вне брака сыновей и дочерей, семьи женатых сыновей, но эта семья была моногамной. Вплоть до относительно позднего периода истории Рима там не существовало положения о разводе (первый известный в его истории развод зафиксирован в 300 до н.э.). Отцы римских семейств, обладавших семейным имуществом, договаривались о браках своих детей без обсуждения их желаний. По крайней мере, теоретически даже взрослый сын не был свободен до тех пор, пока он формально не был свободным. В Риме не было человека, не прикрепленного к какому-нибудь хозяйству; и старики и дети являлись частью того или иного семейного объединения. О браках среди плебеев известно немного, но ограничения в отношении патрициев имели целью защитить или не допустить браки между различными классами.

    Что касается молодой жены, то она, входя в семью мужа или отца мужа, подпадала под защиту ее богов. Приданое римской невесты выдавалось главой ее семьи. В отличие от афинской женщины, римская женщина в своем доме не была изолирована. Она питалась вместе с мужчинами, была хозяйкой в доме и свободно выходила на публику.

    Закат патриархата. Где-то ко времени Пунических войн, когда разрушилась жесткость римских норм, свобода римских женщин стала объектом критики со стороны поэтов, блюстителей нравов и философов, которые сожалели об уходе семьи старого образца. Разводы в среде высшего общества стали общепринятыми, и в связи с этим страницы поздней римской истории изобилуют скандалами. Намечающиеся браки или любовные истории чаще всего основывались на любви или личной выгоде, многие из них вовсе не заканчивались законным браком, несмотря на множество наказаний в отношении тех, кто отказывался от семейных обязанностей. Отец должен был обращаться в гражданский суд с целью наказания детей за серьезные оскорбления в свой адрес. Это действительно был закат римской семьи, что стало выгодным для христиан в их главной борьбе против римского государства и его богов.

    Средневековые европейские семьи.

    После первого тысячелетия структуры европейских семей подверглись нескольким далеко идущим изменениям. Приблизительно в это время католическая церковь занялась упорядочением норм, касающихся браков, и потребовала, чтобы последующие браки публично объявлялись в церкви. Она также строго ограничила власть феодалов или родителей в устроении браков и воспрепятствовании им, полагая, что единственно необходимой вещью в брачном союзе со стороны родителей является их согласие.

    Между тем европейские семьи начали покровительствовать перворожденным сыновьям в наследовании, чтобы предотвратить дробление семейного имущества. В 1000–1200 в Европе возникает новая система наследования, по которой состоятельным родителям разрешалось отделение от их хозяйства единственного наследника, особенно сына. В начале 11 в. в европейских семьях устанавливается патрилинейная практика родственных связей, т.е. осуществление этих связей по мужской линии. До этого европейцы прослеживали родственные отношения как по женской, так и по мужской линии (и дети могли выбирать фамилию от того или другого родителя). Эти изменения имели глубокие последствия для женщины средневековья, чьи законные права на собственность были ослаблены. После замужества принадлежащее по закону имущество женщины переходило в собственность ее мужа, а после его смерти она могла иметь только ограниченные претензии на эту собственность. Единственным требованием средневековой женщины в отношении имущества ее семьи была земля, перешедшая мужу в качестве приданного, или сумма денег, которые она передала мужу во время замужества.

    Средневековые семьи основывались на сильной привязанности ее членов. Однако определенные социальные условия сделали структуру отношений внутри средневековых семей отличной от тех, которые имеют место в современной семье. Прежде всего, в средневековой Европе была большая детская смертность. От одной трети до половины рожденных детей умирало в возрасте до пяти лет. В то же время экономические причины заставляли средневековых родителей отправлять оставшихся в живых детей на заработки или для обучение в очень раннем возрасте; часто это происходило, когда ребенку не было еще семи лет. Одни дети отправлялись работать в качестве слуг или подмастерьев; другие предназначались церкви (в практике известные как «пожертвованные для церкви»). Вероятно, не больше трети средневековых семей растили своих детей до совершеннолетия. К тому же на характер средневековых браков влиял существенный разрыв в возрасте мужа и жены. После 12 в. возрастной разрыв супругов увеличился, создавая трудности в установлении между ними тесных взаимоотношений. Размер и структура средневековых семей были очень разнообразными и зависели от их социального статуса. Богатые средневековые семьи имели тенденцию быть большими, сложными единицами. Они были большими не столько из-за высокой рождаемости, сколько от того, что включали в себя большое количество сирот, дальних родственников, слуг и подмастерьев. Для семей победнее была тенденция быть значительно меньшими.

    Семья Нового времени в Европе.

    Протестантская Европа 16 в. приняла несколько новаций, направленных на усиление института брака. Протестанты требовали родительского согласия для того, чтобы брак имел бóльшую силу; они упразднили монастыри, провозгласили законы против избиения жены, нарушения супружеской верности и внебрачной связи и признали право на развод (и повторный брак) в случае ухода одного из супругов, супружеской неверности, крайней физической жестокости и других серьезных оснований.

    Европейцы раннего Нового времени считали брак не просто эмоциональной связью, но и экономическим союзом. Они не рассматривали любовь или физическое влечение как предпосылку к браку. Священники настаивали на том, чтобы молодые люди выбирали себе пару, основываясь на состоянии имущества, религиозной принадлежности, семейном интересе, а не на основе физического влечения и романтической любви.

    Европейская семья раннего Нового времени отличалась нестабильностью. Причиной была высокая детская смертность, тенденция к уменьшению срока брачных отношений; более половины браков заканчивались, не достигнув двадцатилетнего срока. Высокая смертность способствовала низкой рождаемости. В противоположность общепринятому представлению о ранних семьях с кишащими в них детьми, количество детей в браке обычно было небольшим. Поздние браки, относительно длинные промежутки между рождениями детей, высокая смертность новорожденных и малолетних детей были причиной того, что до взрослого возраста доживало обычно два, три или четыре ребенка.

    Китайская семья.

    До недавнего времени идеалом китайского общества было общество большой семьи. Философы считали, что, если бы каждый член семьи выполнял бы свои обязанности, никто бы не нарушал законы. Если бы отцы выполняли свои обязанности, сыновья не могли бы увиливать от своих обязанностей. Семья придавала большое значение обязанностям жены перед мужем, младшего по отношению к старшему; детально разработанные обычаи диктовали поведение каждого члена семьи в отношении друг друга. Вообще семья была наивысшей ценностью. Верность семье имело превосходство над лояльностью перед всем остальным. В Китае, как и в Японии, не существовало различий между беднейшим жителем страны и императором в исполнении обязанностей и обязательств. Китайский идеал обозначал преклонение перед семейными идеалами и повиновение общественным устоям. Но первая обязанность проявлялась в отношении главы семьи.

    Преемственность традиции уважения в семье. Сговор о браках совершался старыми людьми, и невеста с женихом (особенно из разных селений) не видели друг друга до совершения брака. Невестка, входя в семью, должна была считаться с мнением любого члена семьи, особенно свекрови, которая управляла домашними делами. Между невесткой и свекром существовала значительная социальная дистанция. Мужу не полагалось показывать сильную привязанность к жене, скорее ему вменялось обращать пристальное внимание на свои обязанности как выходца из этого дома. Только после того, как муж и жена становились старше и обзавелись своими собственными детьми, они, в свою очередь, начинали испытывать реальное уважение со стороны младших членов семьи, приобретая некоторую власть над ними. Дети были необходимы для продолжения семейной линии, а предки для отдания им надлежащих почестей. Таким образом, уважение ребенка по отношению к старшим возвращалось к нему самому, когда он вырастал и со временем сам становился предком.

    Наследство переходило сыновьям поровну. И хотя идеалом в Китае было сохранение имущества неделимым, здесь, как и в Индии, семейное наследство часто делилось после смерти старшего поколения. Несмотря на то, что новые браки вдов не одобрялись, они были общепринятыми среди низших классов. Немногие семьи обладали достаточным богатством, чтобы поддерживать существующий идеал большой семьи. После падения маньчжурской династии и в последующие периоды революции и индустриализации китайская семья в урбанизированных районах постепенно приближалась к типу семьи, который был распространен в Западной Европе.

    Современный Китай. В течение 1920-х и 1930-х годов мужчины и женщины Китая получили право самим выбирать себе супругу или супруга, и развод стал общепринятым явлением. Но он не имел юридической силы вплоть до издания в 1950 коммунистическим правительством закона о браке, по которому семейная практика в сельских районах подверглась значительному изменению. Были запрещены полигамия, внебрачное сожительство, детский брак, фиктивные браки, приданое (плата за осуществление брака), а также отменены ограничения на новый брак вдов. Однако традиционная ориентация на большую семью стала причиной громадной перенаселенности. В 1970-х годах Китай ввел строгие правила планирования семьи, которые позволяют большинству семейных пар иметь не больше одного ребенка. Стремление большинства сельских семей Китая к рождению сыновей привело к использованию ультразвука и других технических средств для идентификации мужского плода и зачастую, избавлению от нежелательного женского.

    Семейная жизнь в 20 в.

    В течение 20 в. урбанизация, экономическая модернизация (включая индустриализацию и переход к рыночной экономике), соприкосновение с западными обществами и повышение статуса женщины стали причиной сильных изменений облика семьи в Африке, Азии и Латинской Америке. В этих регионах произошло резкое снижение смертности, некоторое снижение доселе высокой степени рождаемости, уменьшение случаев договорных браков и полигамии, ослабление влияния обширных родственных групп (таких как клан и линидж), снижение роли сложных, широко разбросанных многосемейных хозяйств и увеличение роли хозяйств нуклеарной семьи. В добавление к этому развод становится общедоступным в странах подобным Индии и Аргентине – там, где он был запрещен.

    Африка. В современной Африке, расположенной южнее Сахары, обширная родственная группа исполняет множество важных социальных функций. Она обеспечивает финансовую помощь нуждающимся родственникам; помогает заботиться о детях, пока матери находятся на работе, и является объединительным началом во владении землей и другими экономическими ресурсами. В определенных частях Африки отдельные семьи отрываются от родственной группы на длительное время, так как мужья мигрируют в поисках работы. Обширные родственные сообщества обеспечивают мигрантов крышей над головой и помогают отдельным семьям справляться с проблемами семейного разрыва.

    Ближний и Средний Восток. В арабских государствах Ближнего и Среднего Востока традиционным семейным идеалом была патрилинейная обширная единица, состоящая из мужчины, его жен, незамужних дочерей, сыновей, их жен и детей, живущих в одном доме или в домах, граничащих друг с другом. В соответствии с этим идеалом браки были следствием сговора старших; браки с родственниками (эндогамия) были предпочтительными, и женщины были изолированы от контактов с мужчинами, не входящими в состав семьи. Сегодня обширные семьи остаются важным социальным и психологическим объединением даже в том случае, когда двоюродные братья и сестры, дядья, тетки и другие родственники не живут по соседству.

    Япония. До Второй мировой войны идея иэ – определенная группа линиджа – являлась центральной в японском представлении о семье. Обычно один из сыновей, его жена и их дети наследовали фамильную собственность. Они управляли семейной фермой или занимались семейным предпринимательством, ухаживали за семейным кладбищем, чтили семейных предков и помогали другим членам семьи. Каждый иэ имел одного представителя в советах и других общественных организациях деревни. Традиционная японская терминология родства отражала индивидуальную позицию каждого члена иэ, особо обозначая главу иэ – сюдзин, его жену – окусан, их наследников – ути маго, и остальных детей иэ – сото маго. В семьях это было общераспространенным явлением, помогавшим в деле устроения браков детей с помощью сводников.
    После Второй мировой войны был введен новый семейный кодекс, который выражал стремление демократизировать семейные отношения, требуя равного наследования для всех детей. Несмотря на то, что идея иэ продолжает существовать, она, тем не менее, ослабевает, особенно в урбанизированных районах страны. Основа семейного устройства, по которому родители живут вместе с детьми, находящимися в браке, и внуками, остается общераспространенным явлением.

    Индия. Идеалом традиционной индийской семьи было сообщество, состоящее из двух или трех поколений взрослых мужчин – родственников, живущих под одной крышей со своими женами, детьми, племянницами и племянниками. Согласно этой системе, известной как патрилинейная разветвленная семья, взрослые мужчины совместно владели семейным имуществом и разделяли ответственность за попечение членов семьи. Плюс к этому в традиционном индийском обществе браки устраивались взрослыми представителями семьи и имели тенденцию совершаться в юности для того, чтобы помочь женщине легко войти в семью мужа. Новые замужества вдов были запрещены, а полигиния была разрешена. В конце 20 в. индийский закон отступает от многих традиционных обычаев. По этому закону запрещаются слишком ранние браки и полигиния, разрешается развод и допускается повторный брак для вдов. Закон также дает женщине право наследования части фамильной собственности.

    Латинская Америка. Структура латиноамериканской семьи традиционно характеризуется социальными отношениями патриархального типа, в которых отцы обладают широкой юридически зафиксированной властью и имеют сильное влияние на своих детей в их супружеском выборе. Родственные отношения в Латинской Америке остаются чрезвычайно важными. Родственные группы осуществляют экономическую поддержку своих членов, принимают участие в семейных ритуалах и иногда создают обширные хозяйства. В последние годы в Латинской Америке выросли проблемы, связанные с семейными хозяйствами, возглавляемыми женщинами, с численностью разводов и количеством женщин, работающих за заработную плату.

    Соединенные Штаты Америки. В 1960-х 70% американских семей состояли из кормильца-отца, домохозяйки-матери и двух или более детей. К 1990 таких семей насчитывалось немногим меньше 15%. К тому же в период с 1965 по 1975 удвоился и процент разводов. В 1990 количество разводов увеличилось в два раза по сравнению с 1966 и в три раза по сравнению с 1950. Увеличение количества разводов в свою очередь способствовало резкому росту численности семей с родителем-одиночкой. Количество семей, состоящих из матерей-одиночек и их детей, утроилось в течение трех минувших после 1960 десятилетий. К факту увеличения семей, где главенствовали женщины, следует также добавить факт резкого увеличения количества внебрачных детей. Дети, рожденные незамужними матерями, составляли в 1965 5% . К началу 1990-х годов каждый четвертый из новорожденных появился на свет от незамужней матери.

    В США в 1940 вынужденно работали менее 12% белых замужних женщин; к 1990 этот показатель составил уже ок. 60%. Более половины всех матерей, имеющих детей дошкольного возраста, работали вне дома. Так как жены играли все более значительную роль в финансовой поддержке своих семей, они становились непреклонными в требовании к своим мужьям разделить с ними заботу о детях и домашнюю работу. В то же время с увеличением количества работающих матерей все большее число детей находилось в течение дня вне родительской опеки.

    Однако, несмотря на сокращение рождаемости, увеличение количества разводов, семей с единственным родителем и увеличение числа внебрачных детей, обязательства по отношению к семье остаются сильными в США, даже если семейным связям дается все более и более гибкая характеристика. Падение рождаемости, отражает, например, сокращение численности нежданных детей и больших семей, а не резкое увеличение количества бездетных пар. Возросло количество внебрачных связей, но это стало не столько альтернативой браку, сколько выглядит как временный этап перед браком или повторным браком. Несмотря на то, что в Америке растет число мужчин и женщин, откладывающих свой брак к тридцатилетнему возрасту, почти 19 американцев из 20 вступают в брак до этого возраста.

    Идеал романтической любви. В каждой стране, где значительно продвинулся процесс индустриализации, появляется комплекс новых семейных моделей. Одним из наиболее примечательных является феномен любви как основы для брака. Романтическая любовь постоянно критиковалась брачными посредниками как слабая основа для стабильной семейной жизни. Однако романтическая любовь приводит почти каждого к браку в обществе, где браки не устраиваются старшими в семье, и она все еще достаточно долго удерживает вместе большинство брачных пар, позволяя продолжить их отношения на различных основаниях, в том числе на основах товарищества и общих интересов. Кроме того, в противоположность общеизвестным оценкам, любовь не сводит вместе людей со значительными различиями в происхождении. Романтические привязанности чаще всего возникают в тесном кругу друзей, принадлежащих к одной и той же религии, этнической группе и одному и тому же классу.

    Отдельные исследования свидетельствуют, что браки, совершенные в одной и той же религиозной конфессии и классе, составляют 80–90% от числа всех браков. Другие исследования показывают, что те, кто вступает в брак, имеют многие другие общие черты.

    Тем не менее, нуклеарная семья остается крайне хрупким образованием. В обществе, олицетворяемом безличностными, конкурирующими отношениями, она представляет собой одну из тех единиц, которая является мнимой в поддержке отдельной личности любовью и постоянной привязанностью. Когда предъявляемые к семье эмоциональные требования велики, идеал романтической любви в отношении брачной связи становится эфемерным. Если надежда романтического счастья не осуществляется в браке, то супруги не ощущают дальнейшей необходимости в союзе. Более того, круг родственников и друзей больше не осуществляет воздействия на супружескую пару, чтобы та оставалась вместе. Поэтому современная семья находится под большим напряжением внутреннего и внешнего характера. В сущности, нет ни одной современной нации, в которой в 20 в. не произошло бы сильного увеличения количества разводов. Больше всего разводов наблюдалось в менее обеспеченных и образованных слоях населения, а среди западных народов наибольший процент разводов зафиксирован в индустриальных странах.

    Досуг. Косвенным фактором изменения семьи является значимость досуга. До сих пор нет достаточных данных о том, что возрастающее количество свободного времени тратится на семью. Вполне возможно, что большая свобода выбора, которая дается в настоящее время молодым людям, позволяет им меньше проводить время в доме. Более того, много досуга в современной семье – вещь иллюзорная, поскольку растет доля женского труда, а также растет численность мужчин, которые используют свое «свободное время» для приработка. С другой стороны, во время Второй мировой войны, в отличие от довоенного времени, произошел рост ориентации на семью в среде, которая достаточно произвольно названа «высшим средним» классом. Образцом подобных семей являются такие, которые имеют наибольший досуг и которые тратят его на совместное времяпровождение.

    www.krugosvet.ru

    Семья. Определение семьи. Многодетная семья

    В нашем мире определение понятия «семья» в жизни каждого человека является неоднозначным. Конечно, в первую очередь это большой источник энергии. А человек, пытающийся от нее отделиться, скорее всего, обречен на неудачу. На практике, как бы нам ни надоели родственники, если что-то произойдет, они самыми первыми придут на помощь, разделят ваши неудачи и выручат, если это необходимо.

    Семья: определение семьи

    Существует большое множество интерпретаций данного термина. По словарю Ожегова С.И., это группа проживающих рядом родственников.

    Также это небольшая социальная группа, связанная между собой совместным ведением хозяйства, близостью эмоционального плана, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

    На положительные и отрицательные изменения, которые происходят в обществе, реагирует и данная группа людей, так как является его неотъемлемой частью, она меняется и развивается одновременно с ним. Естественно, что, в свою очередь, может оказывать свое влияние на его развитие и каждая отдельно взятая семья. Определение семьи как ячейки общества является приоритетным. Ее влияние на происходящие в нем процессы многократно увеличивается. А функции семьи, определение которых сводится к таким, как демографическая, экономическая, социальная и, конечно, культурная, неотделимы от социума. Все они делают эту связь более монументальной.

    То, какие права имеют члены семьи, определение их обязанностей регламентируется соответствующим законом.

    В благополучном существовании заинтересовано как общество, так и государство. Кроме этого, можно отметить, что они друг на друга оказывают влияние, которое является взаимным. Семья обладает правом на отдельное существование со своими обычаями и ценностями. Большой потенциал, который воздействует на все процессы развития, заключен именно в ней.

    Происхождение семьи

    Применяя определение слова «семья» к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначил круг людей, между которыми были разрешены половые отношения. В таком обществе основной причиной, которая мешала ведению общего хозяйства, являлись беспорядочные связи. В результате этого возникла угроза сохранения общественности, стало запрещено иметь половые связи с родственниками. Появилась определенная норма контроля, регулирующая отношения между мужчиной и женщиной. Но брак по-прежнему был явлением довольно редким, зачастую мужчина бросал женщину еще до рождения ребенка.

    В процессе разделения труда стал возникать привычный для нашего понимания брак. Самым первым проявлением его являлся патриархат. В странах цивилизованного мира законным является только моногамный брак, но при этом существуют страны, в которых есть многоженство.

    Социальное содержание может включать как экономические, так и психологические стороны. Еще с давних времен экономические были разделены по половозрастному признаку: необходимо было содержать пожилых родителей и детей, не достигших возраста совершеннолетия. Основу же нравственно-социальных отношений составляло рождение и воспитание детей.

    Юридический статус брака

    В Российской Федерации семья (определение семьи основывается на браке) обладает правовым статусом. Исходя из этого, государство может контролировать деятельность и наказывать тех, кто нарушает закон. Нормы законодательства основываются на Конституции Российской Федерации. Основные моменты:

    1. права между женщиной и мужчиной равны;
    2. демократия — взаимоотношения, обеспечивающие права.

    Значительному изменению подверглось действующее законодательство, регламентирующее порядок, по которому производится расторжение брака. В случае, если нет общих детей, которые не достигли возраста совершеннолетия, и данное решение является обоюдным, брак расторгается в органах ЗАГС. Суд может аннулировать брак без выяснения причин, но при этом он защищает интересы несовершеннолетнего ребенка и определяет, как будет происходить его содержание и воспитание. Согласно закону об охране прав детей, ребенок является участником семейных взаимоотношений, он обладает правом на выражение собственного мнения, которое будет касаться его жизни, он может сам защищать свои интересы, в том числе и обращаться в суд.

    Большим изменениям подвергся и Семейный кодекс, особенно части об имущественном отношении супругов. В новом кодексе различают законный и договорной режим владения имуществом. Как сказано в Гражданском кодексе РФ, имущество, которое приобретено во время брака, независимо от того, на чье имя оно оформлено, является совместно нажитым. Этот же кодекс разрешает заключить брачный контракт, определяет, каким должно быть его содержание, на каких условиях он может быть изменен, как может быть расторгнут, и как признать его недействительным. В контракте можно определить режим собственности на имущество в целом или для каждого в отдельности.

    Структура семьи

    Власть может быть построена на основе экономического или морального авторитета, и, если рассматривать структуру в традиционном представлении, необходимо выделить два типа семейных отношений:

    1. авторитарный, когда все функции сосредоточены в руках только одного члена семьи;
    2. демократический, когда супруги обладают равными правами при принятии решений.

    На сегодняшний день преобладающим является второй тип, то есть равенство. Исходя из того, как сложилось в России, женщина, как правило, ведет домашнее хозяйство, особенно если имеются дети маленького возраста. Это допустимо, особенно в традиционной семье, где роли распределяются следующим образом: мужчина работает, а женщина занимается хозяйством и воспитывает ребенка. От того, какая роль в семье отведена мужчине, зачастую зависит то, какой ролью в будущем будет обладать сын.

    Существует классификация семей по типам:

    1. Автономная, то есть равноправие. Решения в семье принимаются сообща.
    2. Главенствующая роль принадлежит мужу. Его понимание и отношение к самой жизни является приоритетным для всех.
    3. Главенствующая роль принадлежит жене, но при этом мнение мужа высоко ценится, каждый из супругов обладает правом на принятие самостоятельного решения.

    От структуры семьи зависит уклад жизни и взаимоотношения, в том числе и с обществом. Если происходит нарушение структуры, это может привести к изменению функций членов рассматриваемой социальной группы.

    Неблагополучная семья

    Определение ее сводится к нарушению взаимоотношений между родителями и детьми. Вследствие неправильного воспитания ребенка происходят отклонения в его развитии.

    Страхи, проблемы эмоционального характера, депрессивное состояние, проявление агрессии, нарушение речи и двигательной функции – это то, к чему приводит неблагополучная семья.

    Определение видов воспитания в данном случае можно свести к следующему списку:

    1. Безнадзорность ребенка, то есть отсутствие воспитания. В таких семьях ребенок живет сам по себе, он не получает от родителей любви, ласки, довольно часто ходит голодным и даже занимается бродяжничеством. Причиной такой жизни является не материальное обеспечение, а духовные запросы, которые не были удовлетворены.
    2. Когда над ребенком слишком большая опека. Родители осуществляют постоянный контроль над каждым шагом: что он делает, что надевает, что говорит. Также действует система запретов. Такие действия могут привести к неспособности ребенка принимать какие-либо решения и отсутствию у него своего собственного мнения. Со временем формируется чувство неполноценности, он не может приспособиться к жизни. Мысли и чувства, которые он принимает за свои, на самом деле оказываются мыслями и чувствами отца или матери.
    3. Ребенок воспитывается кумиром семьи. Контроль здесь также имеет место быть, но гораздо важнее, что ребенка освобождают от обыденных обязанностей и помещают в центр внимания. Такие случаи наиболее часто встречаются в неполной семье. Зачастую за них делают домашнее задание, выполняют какую-либо работу, а они в дальнейшем предъявляют такие же требования к своему окружению. Они обычно не получают высшего образования, не работают на одном месте больше полугода, потому что не способны сдвинуть свои желания во времени и хотят их исполнения прямо сейчас.
    4. Ребенок ощущает, что он в тягость. Такие дети всегда накормлены, одеты, но при этом не получают любви. Родители не признают, что отвергают свое чадо, это можно наблюдать при появлении нового ребенка или при разводе родителей и их повторном браке. Реже такие случаи бывают при появлении близнецов, погодок, или если разница в возрасте составляет менее 3 лет.
    5. Жестокое отношение. Оно связано с тем, что родители срывают злость за свои неудачи на ребенке и наказывают за небольшие проступки. Такие отношения обычно скрывают от посторонних глаз, и они бывают между всеми членами семьи. Скандалов или сцен насилия в таких семьях может и не быть, но здесь действует принцип «рассчитывать только на себя».
    6. Высокая моральная ответственность. Воспитание заключается в том, что родители предъявляют высокие требования к ребенку, и он должен быть лучшим во всем. Ситуация может усугубиться, если у него появляется брат или сестра, и старшего нагружают заботой о младшем.
    7. Противоречивое воспитание. Оно возникает, когда требования мамы и папы взаимоисключают друг друга.
    8. Воспитание ребенка происходит без семьи, то есть в детском доме, интернате. Данные учреждения не могут заменить мать, поэтому у детей возникают проблемы, связанные с доверием к окружающему миру, но те, кто находится в данных учреждениях при живых родителях, оказываются в худшей ситуации.

    Современная семья

    Рассмотрим еще одно определение. Современная семья — это содружество равных партнеров. Оно имеет отличия от традиционного понятия прошлых времен и заключается в изменении эмоционально-психологической функции. Взаимоотношения детей и их родителей трансформировались, и для многих людей дети являются главным смыслом жизни. Это усложняет семейную жизнь, и на то есть свои причины.

    Неполная семья

    Этот вопрос в современном мире достаточно актуален, так как у людей, у которых не сложились отношения с партнером, образуется неполная семья. Определение можно сформулировать следующим образом: это дети, которые воспитываются без одного из родителей. В большинстве случаев это усложняет их материальное состояние, а также лишает полноценной духовной жизни, которую могла бы дать семья.

    Это небольшая группа с неполными связями, у нее нет традиционных семейных отношений, например «мама-папа», «папа-дети», «дети-бабушка и дедушка». Женщину, которая воспитывает ребенка одна, называют матерью-одиночкой. Неполные семьи могут появиться в случае развода, смерти одного родителя или внебрачного рождения.

    В современном мире она встречается достаточно часто, и на это трудно не обращать внимание. С каждым годом число их растет. Причины могут быть разнообразными:

    1. Большее количество разводов. Наиболее часто дети остаются с мамой, и у нее происходит образование неполной семьи, а папа либо становится одиночкой, либо возвращается жить к родителям, либо женится повторно. Главным фактором развода является ослабление семейных ценностей.
    2. Большое количество внебрачных детей. Воспитание ребенка с момента рождения происходит только мамой. В состав такой семьи всегда входит только мама и дитя. Выделяют несколько категорий случаев, при которых решаются на рождение ребенка без отца: осознанно и вынужденно.
    3. Смертность среди мужчин. Главная причина заключается в том, что среди мужчин смертность гораздо выше, чем у женщин.

    Одной из проблем является одновременное совмещение профессиональной деятельности и родительских обязанностей. В связи с этим маме не всегда удается уделить достаточное количество времени своему чаду. Для того чтобы материальное положение было на высоком уровне, женщине приходится перекладывать вопросы воспитания на других людей, тем самым она лишает себя возможности проводить с ребенком время.

    Ошибки, возникающие в процессе воспитания ребенка в неполной семье:

    1. гиперопека;
    2. отстранение от воспитательного процесса;
    3. действия, препятствующие общению с отцом;
    4. отношение к ребенку, которое проявляется то в слишком большой любви, то в раздражительности;
    5. желание сделать ребенка образцовым;
    6. отстраненность от ухода за ребенком и его воспитания.

    Дети, которые выросли в неполной семье, скорее всего, не смогут создать собственной ячейки общества.

    Различные категории рассматриваемого понятия

    Приемная семья. Определение формулируется следующим образом: это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органов опеки и договора между ними и родителями, решившими взять на себя воспитание ребенка.

    Таких родителей и детей, которых отдают на воспитание, называют приемными.

    Существует также понятие «молодая семья». Определение его звучит следующим образом: это союз двух молодых людей, состоящих в браке не более трех лет, возраст которых не превышает тридцати лет. В случае если у них имеются дети, то продолжительность брака не имеет значения.

    В зависимости от состава и материального положения они делятся на несколько типов: благополучные, полные, социального риска, студенческие, несовершеннолетних матерей и военнослужащих-срочников.

    Правовая семья. Определение ее звучит так: это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.

    Многодетная семья

    В РФ наблюдается тенденция к уменьшению роли данной категории. Нынешнее общество стало негативно относиться к таким союзам, как многодетная семья. Определение достаточно просто: это ячейка общества, имеющая более трех детей. В начале века количество таких групп людей составляло большую часть населения России. Они были в различных слоях общества, и у бедных и у богатых, это связано с традициями народа.

    Категории многодетных семей:

    1. Сознательная. В ней существуют крепкие семейные традиции.
    2. При втором браке одного из супругов рождение общего ребенка при наличии детей от первого брака. Данные две категории относят к благополучным семьям.
    3. Часто родители ведут аморальный образ жизни, выпивают, не работают, используют детей в целях получения материальной и натуральной помощи. Это неблагополучная многодетная семья.

    Определение проблем данного союза сводится к недостаточной материальной обеспеченности. Уровень среднемесячного дохода на члена семьи очень низок. Основная часть семейного бюджета тратится на питание, при этом в рацион такие продукты, как фрукты, мясо, яйца и рыба, практически не входят. В бюджет таких семей не включаются затраты на культурное, спортивное, музыкальное развитие детей.

    Также актуальна проблема устройства на работу. Если мать не работает, а отец долгий период времени не получает заработную плату, и пособия на детей носят нерегулярный характер, возникает проблема, связанная с поиском работы.

    Проблема, связанная с жильем, в нашей стране также стоит остро.

    Психолого-педагогическая проблема заключается в том, что в таких семьях дети живут в равных условиях, не существует дефицита в общении, старшие братья или сестры всегда заботятся о младших. Но в связи с тем, что родители, как правило, много работают, на воспитание детей остается немного времени. Психологический климат тут сложный, и это влияет на здоровье.

    В заключение можно сказать, что огромное количество детей рождается сиротами, и их главной мечтой становится найти маму и папу. К сожалению, те, кто имеет родителей, не всегда хорошо к ним относятся. А ведь именно они всегда помогут в трудную минуту, даже если будут знать, что в ответ не получат благодарности. То, что вкладывали наши предки в понятие слова «семья» (определение семьи было дано выше), нам нужно ценить и передавать детям.

    fb.ru

    Виды семей

    Что такое семья? Герцен говорил, что семья начинается с детей, но ведь и не успевшая обзавестись потомством пара тоже семья. А еще есть семьи приемные, неполные, конфликтные и еще великое множество видов семей. Давайте попробуем разобраться с основными способами классификации этой важнейшей социальной группы.

    Виды и типы современной семьи

    Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.

    1. По размеру семьи – учитывается количество ее членов.

    2. По типу семьи.

    • нуклеарная семья – содержит одну брачную пару с детьми.
    • сложная семья – состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
    • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

    3. По количеству детей.

    • инфетильные, бездетные семьи;
    • однодетная семья;
    • малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
    • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
    • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

    4. По форме брака.

    • моногамная семья – состоит из двух партнеров;
    • полигамная семья – один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).

    5. По полу супругов.

    • разнополая семья;
    • однополая семья – двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.

    6. По месту положения человека.

    • родительская – семья наших родителей;
    • репродуктивная – семья, создаваемая человеком.

    7. В зависимости от места проживания.

    • патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
    • матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
    • пеолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.

    И это еще не все виды и типы семьи, которые бывают. Рассмотреть особенности каждой разновидности смысла не имеет, поэтому мы поговорим о самых ярких типах.

    Виды неполных семей

    Бывают внебрачные, осиротевшие, разведенные и распавшиеся неполные семьи. Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.

    Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.

    Виды приемных семей

    Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

    1. Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
    2. Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
    3. Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
    4. Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

    Виды многодетных семей

    Выделяют три категории семей подобного рода:

    • сознательная многодетность – обычно это семьи с крепкими религиозными или национальными традициями;
    • появление общего ребенка при вступлении в повторный брак;
    • неблагополучная многодетная семья – виды союзов, в которых родители ведут образ жизни противоречащий социальным нормам.

    Виды неблагополучных семей

    Выделяют две большие категории. В первую входят различные виды асоциальных семей – родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.

    Вторая категория содержит внешне респектабельные семьи, но имеющие серьезные внутренние разногласия вследствие неправильных родительских установок.

     

    womanadvice.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о