Основные виды деятельности психология – —

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Поделись с друзьями

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированной деятельности).  В качестве примера можно привести только  несколько видов деятельности человека: игра, учеба, труд, занятия спортом, общение и др.  Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Дадим классификацию видов деятельности по различным основаниям.

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности является дифференциация деятельности на игровую, учебную и трудовую, которые имеют своеобразную психологическую природу.

Игра – характерный вид деятельности детей дошкольного возраста, учение – детей школьного возраста, а труд наиболее характерен для взрослых. Эти три  вида деятельности  генетически сменяют  друг друга и сосуществуют  на протяжении всего жизненного пути людей. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека занимающий  большой период времени в его жизни занимает  труд. Трудовая деятельность отличается от двух других  тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Конечный результат труда — создание человеком  материальных и духовных ценностей общества. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Для игровой и учебной деятельности результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после, начиная с 12 часов  — в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное кем-то принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение (обучение) является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся или студент занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры. Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте  земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он также может играть в шахматы и участвовать в других спортивных и развлекательных играх.

Отдельные виды деятельности  в разные периоды жизни человека  имеют неодинаковое значение. Они  сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов человека. Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Ведущая деятельность — это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Так, в частности, ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности —

игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Благодаря выполнению ведущей деятельности происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

 3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по  их   предметной   сфере,  т. е. по  профессиональной   принадлежности.  В  результате   выделяются  все те  профессии,  которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа. В опосредованной деятельности обмен информацией осуществляется или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и др.)

 

students-library.com

6. Психология деятельности: определение, структура, основные виды.

Деятельность -активность живого организма,направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью.

Характеристики деят-ти

1. Предметность,орудийность

2. Творческий характер

3. Деят-ть удовлетворяет не только материальные,но и духовные и социальные потребности.

Структура деят-ти

1. Потребность (материальная,духовная,социальная;осознанная и неосознанная)

2. Мотив – определённая потребность,стимул для выполнения деят-ти. (осознанный и неосознанный,ситуационный и диспозиционный)

3. Цель (стратегическая и тактическая)

4. Действия (внешние и внутренние)

5. Операции

6. Результат (положительный и отрицательный)

7. Новая потребность

Цикл повторяется.Если результат отрицателен,то в 7поиск ошибки и 8отказ от потребности.

Основные виды деят-ти

Игра,учение,труд,общение.

Игра – непродуктивный вид деятельности,имитирующий элементы др видов деят-ти.

Учение – деят-ть по приобретению умений,знаний,навыков,лежащих в основе др видов деят-ти.

Разница между умением и навыком.

Умение -исполнение знаний на практике.

Навык – автоматизированное умение.А привычка – непроизвольно выполняемый элемент непродуктивной деят-ти.

Труд – продуктивный вид деят-ти,направленный на удовлетворение потребностей.

Общение – сложный процесс установления контактов между людьми,проявляющийся процесс в виде коммуникации,интеракции и перцепции (взаимовосприятия людьми друг друга)

7. Способности в психологической структуре личности: задатки и способности, виды способностей, приемы и уровни развития способностей.

Задатки -анатомо-физические функциональные особенности развития человека,создающие предпосылки для развития способностей.К задаткам относятся свойства нервной системы и физические особенности.

Способности -индивидуально-психические особенности человека,обусловленные продуктивное количественно-качественное освоение какого-либо вида деятельности.

Виды способностей:

1. Теоритические или практические

2. Репродуктивные или творческие (Репродуктивные позволяют успешно осваивать знания,а творческие -обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей,знаний и т.д.)

3. Природные и социальные (Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов.Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания)

4. Общие и специальные.Общие (индивидуальные свойства личности,которые обеспечивают продуктивность овладения большим количеством видов деятельности)Специальные (индивидульные свойства личности,предполагающие продуктивное освоение одного особого вида деятельности)

Уровни развития способностей:

1. способность

2. одаренность -совокупность общих способностей,которые при наличии знаний,умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.

3. талант -одаренность человека,реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.

4. гениальность -высший уровень способностей,когда одаренность выражается в результатах,имеющих эпохальную,историческую значимость.

С самого рождения и примерно до 6лет формируется основа для развития общих способностей.Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6до 16лет.

Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.

Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях,сложность которых не превышает границы между тем,что ребенок может усвоить самостоятельно,и тем,что он может усвоить с чужой помощью.Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.

studfiles.net

Основные виды деятельности и их характеристика.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.

Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть дос­таточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпо­читаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

Общение первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.

Игра это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеаль­ного продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). В игре формируются способности. Впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Существует несколько типов игр: Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность чело­века каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по оп­ределенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определен­ной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, пре­образовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного раз­вития.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в про­цессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятель­ности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превра­щения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих деятель­ностей совпадает по существу с историей социально-экономиче­ского развития человечества.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым пред­метным содержанием. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Учение – следует за игрой и предваряет труд. В учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Включает в себя: восприятие материала, овладение, осмысление, закрепление.

Основная цель учения, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.

studfiles.net

ВОПРОС ╣ 17 Деятельность. Характеристика основных видов деятельности

4

Вопрос № 17

Деятельность. Характеристика основных видов деятельности..

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Структуру деятельности составляют следующие компоненты: Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные.

Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Цель – предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек.

Рассмотрим это с позиции обучения в колледже. Какова ваша цель? Почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить колледж?

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайшими, все более общими и отдаленными.

Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные – это придает силы преодолевать трудности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественно.

Деятельность состоит из отдельных действий.

Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются результаты действия.

Малоосознанные действия производятся под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, их называют импульсивными.

На основе практических действий возникают умственные действия – действия в уме.

Результат деятельности — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда – товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, т.к. в ходе деятельности он развивается и меняется.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания.

Навыкиэто полностью автоматизированные, компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом.

Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения.

Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. В ее основе лежит потребность.

В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Виды деятельности

Основными видами деятельности являются: общение, учебная, трудовая и игровая.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.

Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.

При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

Учениепроцесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных учреждениях.

Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых учение может приобретать характер самообразования.

Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.

Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.

Учение школьника носит развивающий характер. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.

Игра вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.

Существует несколько типов игр:

  • индивидуальная игра представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

  • групповая игра – включает несколько участнико.

  • предметная игра связана с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

  • сюжетно-ролевая игра в этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

  • игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

  • дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.

Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни.

Игра удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности ребенка.

С возрастом школьники переходят к спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). В спортивной игре правила более строгие. Помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры позволяют игроку широко проявлять инициативу.

studfiles.net

Основные виды деятельности — Общая психология. Курс лекций.

Поделись с друзьями

Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.

Типы игр:

1. Индивидуальные и групповые.

2. Предметные, т.е. включающие в игровую деятельность какие-либо предметы.

3. Сюжетные – разворачиваются по определенному сценарию.

4. Ролевые – где поведение человека ограничено определенной ролью, которую он играет.

5. Игры по правилам – те, которые регулируются определенной системой правил.

6.Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).

Человеческая деятельность имеет свое развитие. Одна сторона этого развития совпадает с развитием человечества, с социально-экономическим процессом. Другая – с социализацией личности, т.е. с процессом интеграции растущего человека в действующую систему деятельностей. Ребенок постепенно в процессе своего развития вовлекается в общение, игру, учение и труд. При этом каждый этот вид деятельности также совершенствуется, усложняется.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием, ее объектом становятся новые предметы. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций, они превращаются в умения и навыки. И четвертое, в результате развития деятельности из нее могут выделиться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

students-library.com

Основные виды деятельности в психологии.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

 

· Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.

· Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.

· Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

Виды деятельности

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на:

§ перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

§ мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

§ мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.




infopedia.su

Тема 3. Виды и области деятельности психолога

Основные виды деятельности в профессиональной психологии.

Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя.

Цель профессиональной деятельности практического психолога.

Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии. Основные виды профессиональной

деятельности психолога-исследователя. Основные виды профессиональной деятельности преподавателя

психологии. Основные виды профессиональной деятельности практического психолога. Психологическое

просвещение как вид деятельности психолога. Психологическая профилактика как вид деятельности пси-

холога. Психодиагностика как вид деятельности психолога. Психологическое консультирование как вид

деятельности психолога. Развивающая работа как вид деятельности психолога. Коррекционная работа как

вид деятельности психолога. Профессиональные умения психолога.

Профессиональные навыки и умения психолога. Позиции обращающихся к психологу как специалисту

по Г.С. Абрамовой.

Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову. Основные сферы деятельности практического психолога.

1. Основные виды деятельности в профессиональной психологии

  1. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний;

  2. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач;

  3. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение.

2. Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя

Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний .

Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.

Основные виды деятельности:

  • объяснение психологических феноменов,

  • доказательство теоретических положений (гипотез),

  • прогнозирование психологических фактов.

3. Цель профессиональной деятельности практического психолога

Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются.

Практические психологи работают в:

  • социальных учреждениях ,

  • образовательных учреждениях,

  • производственных учреждениях,

  • медицинских учреждениях,

  • в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.

4. Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии

5. Рабочее место психолога

6. Основные виды профессиональной деятельности психолога-исследователя

Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний .

Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.

Основные виды деятельности:

  • объяснение психологических феноменов,

  • доказательство теоретических положений (гипотез),

прогнозирование психологических фактов

7. Основные виды профессиональной деятельности преподавателя психологии

  • Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

  • Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;

  • Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;

  • Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;

  • Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;

  • Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.

Умения организовывать и лично проводить:

  • психологическую диагностику;

  • психологическую профилактику;

  • психологическое консультирование;

  • психологическую коррекцию;

  • развивающую работу;

  • психологическую реабилитацию;

  • психологическое просвещение.

8. Основные виды профессиональной деятельности практического психолога

Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как:

  • психологическая служба в школе;

  • психология управления;

  • психология чрезвычайных ситуаций;

  • индивидуальное и семейное консультирование;

  • профориентация и профотбор.

Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.

9. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога

  • Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности

10. Психологическая профилактика как вид деятельности психолога

  • Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения

11. Психодиагностика как вид деятельности психолога

  • Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – это изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.

12. Психологическое консультирование как вид деятельности психолога

  • Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.

13. Развивающая работа как вид деятельности психолога

  • Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека

14. Коррекционная работа как вид деятельности психолога

Коррекционная работа или психокорре́кция (лат. correctio — исправление) это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой

15. Профессиональные умения психолога

16. Профессиональные навыки психолога

Профессиональные навыки психолога – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.

17. Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя

  • Владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения результатов исследования;

  • Умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными;

  • Умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор

  • эмпирического материала;

  • Владение методами квалифицированной обработки эмпирических данных;

  • Умение анализировать, систематизировать и интерпретировать полученные и обработанные данные.

18. Профессиональные умения и навыки практического психолога

Умения организовывать и лично проводить:

  • психологическую диагностику;

  • психологическую профилактику;

  • психологическое консультирование;

  • психологическую коррекцию;

  • развивающую работу;

  • психологическую реабилитацию;

  • психологическое просвещение.

19. Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии

  • Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

  • Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;

  • Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;

  • Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;

  • Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;

  • Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.

20. Позиции обращающихся к психологу как специалисту по Г.С. Абрамовой

  • Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

  • Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

  • Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

21. Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову

  • Психолог-учитель

  • Психолог-консультант

  • Психолог-эксперт

22. Основные сферы деятельности практического психолога

Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.

studfiles.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *