Старость психология развития – Тема 11. Психология старости

Тема 11. Психология старости

Тема 11. Психология старости

 

1. Физическое и психическое развитие в старости.

 

1. Физическое и психическое развитие в старости

 

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном  уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся  у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т.

Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии

Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше  стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону  и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

 

Задания для самостоятельной работы

 

    1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

    2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

 

ebooks.grsu.by

Психология старости

Основные линии онтогенеза в старости. Доживаниехарактеризуется полной потерей психологического будущего, жизненных перспектив. Оно может иметь место при различных видах направленности личности.При гедонистической направленности часто просто не доживает до возраста, соответствующего поздней зрелости. Здесь можно считать доживанием тот финальный отрезок существования, на протяжении которого в следствии резкого ухудшения состояния здоровья становится недоступным прежний образ жизни, когда привычными удовольствиями и развлечениями приходится жертвовать ради самосохранения. Доживание, т. о. обусловлено именно резким физическим старением и всегда совпадает с ним по времени.

При эгоистической направленностидоживание является хотя и не единственным, но наиболее характерным вариантом развития. И связано не с физическим старением, а с психологическим фактором – резкой потерей психологического будущего, человек осознает, что все, чего он для себя добивался в жизни, вдруг обесценилось. При данной направленности одновременно обесценивается и вся предшествующая жизнь, поскольку обесценились все достигнутые ею результаты.

Смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности, кроме гедонистической. В последнем случае ввиду простоты жизненного мира возможна только одна деятельность – по обеспечению удовольствий и развлечений.При эгоистической направленностисмена ведущей деятельности означает достаточно резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человек находит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов (здесь все же присутствует элемент доживания).При духовно-нравственной и сущностной направленности

смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства. Этому способствует его высокая насыщенность духовно-нравственными мотивами. Человек находит себе новую работу , отвечающую одному из таких мотивов, либо делает главной какую – либо сущностную сторону жизни, не связанную с ее трудоустройством. Те или иные увлечения довольно часто выдвигаются на первый план, становятся главной стороной в жизни после ухода на пенсию.

Сохранение основного содержания жизни имеет местопри духовно-нравственной и сущностной направленностиличности. Такая линия развития обычно присуща людям, живущим творчеством. Кроме того, основное содержание жизни поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-либо увлечение, любимое занятие не связанное с профессией. Чаще характерно для женщин (в поздней зрелости женщина продолжает жить жизнью выросших детей и внуков)

Физические аспекты старения. У пожилых людей мышечная и нервно-психическая деятельность неуклонно снижается. Основными характеристиками возрастных изменений, происходящих в функциональных системах организма в старости, являются снижение силы и подвижности человека, а т.ж. ослабление общего тонуса. У людей в этом возрасте ухудшаются: зрение – к 60 годам, слух – к 50-55, мышечная сила и эластичность кожи — к 60, вкус – 80 годам. Эти изменения заметны на столько, что они оказывают влияние на поведение. Вследствие уменьшения мышечной массы снижается физическая сила, подвижность и выносливость. Ухудшается тонкая моторика и увеличивается время реакции. Снижение психофизических возможностей в пожилом возрасте бывает обусловлено не только самим по себе процессом старения, но и болезнями и депрессивными переживаниями, связанными с потерей близких людей.

Теории старения.Стохастические теории старения. Согласно им, организм стареет в результате случайных повреждений, вызываемых происходящими в нем процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории иногда называют теориями изнашивания. Согласно одной из таких теорий, лишние вещества, например липофусцин, накапливаются в клетках, крови и мышцах. Занимая в клетках слишком много места, эти вещества мешают нормальному протеканию внутриклеточных процессов, замедляя их. Более популярная стохастическая теория объясняет старение действием осколков молекул, называемых свободными радикалами. Обычно при использовании клетками кислорода образуются высокоактивные химические агенты, готовые соединяться с чем угодно. Эти свободные радикалы вступают в реакцию с другими внутриклеточными химическими соединениями и могут нарушать нормальное функционирование клетки. Существуют и другие стохастические теории, связывающие процесс старения с повреждением ДНК в генах. Известно, что ультрафиолетовые лучи солнца могут причинять ущерб ДНК в клетках кожи. Обычно, когда в клетке повреждены гены, клетка либо самовосстанавливается, либо погибает. Теории генетически запрограммированного старения. Согласно им, старение определяют запрограммированного действия специфических часов. Считается, что средняя продолжительность жизни человека определяется примерно 200 генами. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный водитель ритма, находящийся, например, в головном мозге. В другой теории заведенных часов высказывается предположение, что нечто подобное таймеру помещается в гипоталамусе, а также в гипофизе. Вскоре после наступления пубертата гипофиз выделяет гормон, вызывающий начало процесса старения, который будет протекать с запрограммированной скоростью. Возможно, биологические часы также управляют иммунной системой человека, которая до 20 лет набирает силу, а затем постепенно ослабевает. Создатели некоторых теорий считают, что именно со спадом в деятельности иммунной системы связаны многие возрастные явления, включая подверженность онкологическим заболеваниям и таким инфекциям, как грипп и пневмония.

Причины изменения познавательных способностей в старости.Снижение познавательной деятельности у людей, достигших такого возраста, может быть обусловлено разными причинами:Прямые причины– снижение интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга (болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга).Косвенные причины– общее ухудшение здоровья , низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.Деменция – приобретенное слабоумие. Комплекс нарушений включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменение личности, связанные с наступлением старости.Сенильная деменцияпоражает только 3-4% людей старше 65 лет. У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им не достает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают, плохо помнят недавние события. Распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлено особенностями культуры общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста. Около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера – связанной с разрушением мозговых клеток коры головного мозга. Периоды поздней взрослости. Предстарческий. Для человека, перешагнувшего первое десятилетие взрослости, характерно наличие относительно крепкого здоровья и избытка энергии, которую молодой пенсионер направляет на поиск новых разнообразных видов деятельности. Некоторые используют оказавшееся в их распоряжении свободное время для самосовершенствования или для общественной и политической деятельности. Другие продолжают регулярно заниматься спортом и проявляют сексуальную активность. Многие молодые пенсионеры по-прежнему испытывают потребность что-то давать окружающим, что-то делать или кого-то учить. Человек, перешагнувший 60-летний рубеж, движим во многом все еще теми же желаниями и потребностями, которые побуждают к действию более молодых людей. Это потребность в самореализации, созидании и передаче наследства следующему поколения, в активном участии в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

Старость. После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Главная и основная потребность – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Очень важно, что бы в таком возрасте эта потребность не осталась единственной, и человек продолжал сохранять интерес к жизни, систему ценностей, установок жил решением реальных насущих вопросов, а не воспоминаниями. У 70-80 летних людей пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В тоже время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, не ослабевает. Они продолжают принимать участие в ситуациях, в которых можно проявить свои способности и умения. Стараются нести личную ответственность за порученное дело, ставят перед собой реальные цели, адекватно соотнося свои желания и возможности. Продолжают строить планы на будущее. Творчество занимает особое место в жизни пожилых людей. Мотивация творческой деятельности позволяет сохранить высокую работоспособность до глубокой старости. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия. Желание творить выступает в качестве одного из ведущих факторов психологического и биологического долголетия.Позднестарческий период. Возраст, оказывающий разрушающее воздействие на здоровье человека, является только отягчающим фактором, ограничивающим возможность человека поддерживать самостоятельно социальные и культурные контакты. Большинству 80-летних людей становится все труднее, чем раньше, приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. Их потребность в уровне бытовых условий становится значительно менее притязательной. Многим людям в этом возрасте требуется покой и возможность уединения с наличием внешних стимулов, в качестве которых могут выступать навещающие родственники, помощь со стороны социальных организаций, телевизор или радио. Особое значение для человека приобретает забота и внимание со стороны других людей. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают как обузу и проблемы, а любят просто за то, что ты есть, позволяет старым людям жить реальными и собственными ценностями. Несмотря на то, что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может проявлять интерес к жизни, находить новые, позволяющие использовать свои возможности наилучшим образом.

Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Поздняя зрелость – последний этап жизненного пути человека, в связи, с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношениями к смерти. Отношение человека к смерти может зависеть от множеств различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, оно определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержании самой жизни. Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания.Э. Кюблер-Россописал его как5следующих друг за другомстадий:

1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза).

2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, кружению надежд и планов).

3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).

4) депрессия (чувство безнадежности).

5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Не существует универсальной последовательности стадий, не все переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по другому. Многое зависит от условий, в которых находится больной. Американский психолог отмечает позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от спида и рака. Характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. У людей с эгоистической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями. По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост. Духовно-нравственный и сущностной направленности личности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти».

Добровольный уход из жизни. Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет. В последние годы ведется активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии (это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей). Различают активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии врач использует спец. средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного. Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего наступает естественным путем. С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как, безусловно противозаконное действие, а врач подлежит наказанию суда. В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, что бы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? В качестве таких критериев можно выделить:

1) невосприимчивость и отсутствие реакции.

2) отсутствие движения и самостоятельного дыхания. Отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности.

3) отсутствие рефлексов.

4) ровная линия ЭЭГ, свидетельствующая об отсутствие активности мозга.

5) отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.

Диагностическая и развивающая работа психолога

studfile.net

Возрастные кризисы старости в психологии — краткое описание, что это,

Старость — особый этап в жизни человека. Новообразованием возраста является мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Но само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Период старости изучен в меньшей мере, чем другие этапы, но с каждым годом он вызывает все больший интерес со стороны исследователей. Изучением особенностей жизни людей пожилого возраста занимается геронтопсихология (одна из отраслей психологии). Ощущение ненужности и «выброшенности за борт» – главная опасность этого возраста. Дети выросли, пенсия наступила, здоровье ухудшается – неужели это конец жизни? Или же новое начало?

Старость и кризисы

  • Суть и симптомы кризиса
  • Особенности периода старости
  • Типы личности в старости
  • Как пережить кризис
  • Послесловие

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог  Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

  • упорядоченность и значимость «Я»;
  • признание прошлого, положительное отношение к опыту, принятие настоящего;
  • принятие своего жизненного пути и участников этой жизни;
  • понимание личной ответственности в жизни;
  • чувство целостности с культурой, временем, цивилизацией;
  • мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:
  • Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

  • Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  • Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  • Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  • Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психологические особенности периода старения – Психология – Домашний

Старение происходит постепенно, выражаясь не только в снижении функциональных возможностей организма, но и в психологических изменениях.

Когда-то психологи считали старость периодом постепенного угасания психических функций. Современная психология рассматривает старость как один из этапов развития личности, имеющий особое предназначение. Это время «подведения итогов», и чем ближе к старости, тем реже человек задумывается о будущем, тем чаще оглядывается на прожитую жизнь.

Идеализация прошлого

Внешне это выражается в привычке осуждать «нынешнюю молодежь». Это говорит не только об идеализации своего поколения, но и о готовности причислить себя к социальной группе пожилых людей.

Изменения психики

В первую очередь страдает память. То, что раньше можно было запомнить, теперь приходится записывать. Это может доставлять неудобства, но до 70-летнего возраста ухудшение памяти можно до известной степени компенсировать за счет тренировок.

Обучаемость

Чем старше человек, тем труднее освоить что-то новое. Именно поэтому пожилые люди с трудом учатся обращаться с техническими новинками, которые с легкостью осваивают их внуки.

Консервативность

Даже тот, кто в молодости считал лучшим развлечением перестановку мебели в квартире, в преклонном возрасте может устроить скандал из-за солонки, поставленной на другую полку. Более молодым членам семьи приходится с этим считаться.

Усиление черт характера

Бережливость превращается в скупость, забота о близких – в назойливость, принципиальность – в непримиримость и т. д. Эти изменения личности могут осложнить отношения с окружающими, в том числе и с собственными детьми, внуками.

Снижение способностей

В ряде случаев это приобретает патологический характер. Этого не происходит с теми, кто всю жизнь занимался умственной работой или уделял достаточно времени игре в шахматы, разгадыванию кроссвордов, решению головоломок и другим интеллектуальным развлечением.

Как переживается старение

Социальным рубежом, отмечающим наступление старости, становится выход на пенсию. Это кризисная ситуация, требующая адаптации к новому жизненному укладу. Тяжелее всего это переживают люди, которые всю жизнь посвятили любимой работе, не обзаведясь ни семьей, ни друзьями, ни увлечениями. Выход на пенсию становится для такого человека психологической катастрофой: жизнь лишается смысла.

Легче переживают такие перемены женщины, ориентированные на семью: теперь они могут полностью посвятить себя дому, детям, внукам. Некоторые люди воспринимают выход на пенсию как возможность отдаться тем занятиям, на которые раньше не хватало времени: путешествиям, чтению, рукоделию.

Старение характеризуется и особым отношением к смерти: если в молодости и даже зрелости она казалась чем-то отдаленным и потому не вполне реальным, то на склоне лет перспектива смерти приобретает более конкретные очертания. С этой точки зрения в выигрышном положении находятся верующие люди. Они тоже испытывают страх смерти, но воспринимают ее не как пугающий «конец всего», а как трудный экзамен, переход к новому этапу существования. В этом случае наступающая старость воспринимается как «финишная прямая» к желанному воссоединению с Богом.

Протекание старости и его преддверия – старения – глубоко индивидуально. Какой будет старость того или иного человека, зависит от того, как он прожил жизнь.

domashniy.ru

Старость как кризисный возрастной период

В данной статье рассмотрены понятия возраста и кризиса возрастного развития; приведены психофизиологические, возрастные и психосоциальные характеристики старости; проанализированы особенности развития мотивационно-потребностной, ценностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер в старости; охарактеризованы семейные и социально-производственные отношения пожилых людей. Дана характеристика кризиса старости в контексте теории Э. Эриксона. Рассмотрены различные типологии личности в пожилом возрасте.

Ключевые слова: возраст, кризис возрастного развития, старость, кризис старости, интегративность, безысходность, смысл, типы личности в старости, геронтопсихология.

Сначала рассмотрим такие понятия психологии развития, акмеологии как «возраст» и «кризис возрастного развития».

Возраст (в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) — это период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента жизнедеятельности (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т. е. — так называемым социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение и значение. Любой возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет психологические личностные резервы развития, которые могут быть активированы самой личностью во всех взрослых возрастах (по Давиду Иосифовичу Фельдштейну) [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Кризис возрастного развития определяется в возрастной психологии и психологии развития, акмеологии как относительно короткий период личностного развития человека, характеризующий собою скачкообразный (термин Л. С. Выготского) переход с (от) одного этапа индивидуального психического развития к другому. Кризисы возрастного развития, несмотря на дифференцированность форм их выражения, имеют общую для всех людей психофилогенетическую и социально-культурную природу. Кризисы возрастного развития имеют также весьма чёткие для подавляющего большинства людей сроки протекания в психоонтогенезе. По мнению Л. С. Выготского, возрастной кризис с психологических позиций — это всегда обострение субъективных внутренних противоречий между уже сформированным опытом и психическими функциями и вновь возникающими у человека под воздействием личностных изменений и социальных влияний качествами мотивации, способностей, самосознания, эмоций и пр. Все возрастные кризисы психосоциально нормативны. Ненормативным кризисом является всё то психическое и психологическое в жизнедеятельности человека, что выходит за рамки общих для всех людей возрастных и психосоциальных изменений личности [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Теперь перейдём к рассмотрению кризиса старости.

В системе жизненного цикла заключительный период жизни человека — старость — имеет особое значение. В старости имеют место и проявления такие основные возрастные и психосоциальные аспекты как: подведение человеком итогов пройденного жизненного пути, отношение к старым людям со стороны семьи и общества и многое другое [1, 2, 3, 5, 12, 13, 15].

Феномен старости многогранен: его можно рассматривать и со стороны изменений биологического порядка, и со стороны изменения статуса человека в обществе. Этот феномен понимается исследователями и со стороны осмысления самим человеком и его окружением значения старости, через анализ её негативных и позитивных сторон. Здесь учёные психологически и социально выделяют такие параметры как примирение с людей неизбежным распадом и угасанием, включая спокойное ожидание смерти, и возвышение старости присущей ей мудростью и культурным посылом через поколения в будущее [1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15].

В физиологическом аспекте старость связана с постепенным разрушением и отмиранием функций организма, систем органов, нервных клеток и клеток головного мозга. В социальном аспекте происходит снижение жизненной активности, частичное забвение профессии. При этом, при рассмотрении старческого возраста с аналитических позиций психологии развития, акмеологии и геронтологии, — в старости принципиальным является качественно новое понимание людьми бытия и психологическое приспособление их к своим возрастным изменениям [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Укажем на то, что наименования кризисов старости во многом говорят сами за себя. Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора, связанного с достижением людьми пенсионного возраста и выходом их на пенсию. Зачастую выход на пенсию является жёстким психосоциальным испытанием для человека. Это испытание изменяет привычный образ жизни, привносит ухудшение материального положения, утрату значимой социальной роли, потерю социальных связей. При этом имеет место возникновение стрессового состояния и негативных эмоциональных переживаний на фоне изменения структуры психологического времени человека [1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15].

Наряду со всем этим, обозначенное выше психосоциальное содержание переживается людьми субъективно, так как отношение ко всему индивидуализируется через ценностно-мотивационную сферу личности, профессиональную культуру, личностные характеристики, степень психологической подготовленности к старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Оценка человеком смысла своей жизни для него самого и для других людей, а также наличие жизненной цели и временной перспективы, связывающей настоящее, прошлое и будущее переплетены с эмоциональным переживанием удовлетворённости жизнью. Неудовлетворённость жизнью как суммарное переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, недостаточностью материальных средств, отсутствием физической и моральной поддержки, социальной изоляцией. Всё это проявляется вместе с жизненной мудростью как центральным психологическим новообразованием старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Трудность изучения феномена старости связана ещё и с тем, что сложно точно определить хронологические границы её начала, а теоретическое осмысление даёт много вариантов возрастных рамок, и это притом, что каждый человек уникален в проявлениях признаков старения, да и количество самих признаков старения велико. Несмотря на это, у старости, как и у любого другого возрастного периода, имеются свои задачи развития и собственные, «внутренние» возрастные кризисы [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Э. Эриксон в своей периодизации развития личности указывает на то, что поздняя зрелость (первая половина пожилого возраста) — это время завершающей формы кризиса идентичности, время выбора между целостностью личности (интегративностью) и безысходностью (отчаянием перед лицом смерти) [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Благоприятные условия, согласно взглядам Э. Эриксона, позволяют пожилому человеку достигнуть личностной целостности, предполагающей собою: упорядоченность и значимость «Я»; доверие к прошлому, принятие настоящего; принятие своего жизненного пути и включённых в него людей, в частности — полное принятие своих родителей и появление новой любви к ним; восприятие жизни как личной ответственности; чувство общности; готовность защищать свой жизненный стиль, не порицая стиль жизни других людей; осознание совпадения своего жизненного цикла с отрезком исторического времени; осознание связи целостности личности с культурой и цивилизацией; достижение мудрости как индивидуальной силы; «приращение» идентичности. Мудрый пожилой человек радуется успехам последующих поколений, не препятствует им, отчасти уступая свои позиции [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

При неблагоприятных условиях, по взгляду Э. Эриксона, целостность личности не достигается или утрачивается, что приводит к чувству отчаяния или безысходности. Отчаяние вызывается, прежде всего, неудовлетворённостью своею жизнью и пониманием её ограниченности, осознанием невозможности изменить негативный жизненный путь. Такое общее психическое состояние проявляется в демонстрации людьми старческого возраста непринятия, недовольства окружающими их людьми и социальными институтами общества [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

Кризис старения связан с проблемой одиночества и с проблемой окончания жизни. Восприятие и переживание окончания жизни часто называют предчувствием близкой кончины, оно связывается с обострением экзистенциальных проблем. [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14] Итак, по мнению Э. Эриксона, кризис старости связан с так называемым кризисом идентичности, внутриличностным кризисом. С точки зрения Э. Эриксона, кризис старости заключается в достижении целостности «Эго», что связано с подведением итогов всей жизни и осознанием её в качестве целостного явления. По Э. Эриксону, это происходит эффективно при позитивном выходе человека из предыдущих возрастных кризисов. Согласно Э. Эриксону, кризис старости знаменуется выраженностью жизненной мудрости как высшего достижения данного возрастного периода, при этом, внутренняя психологическая работа является условием позитивного выхода из кризиса старости. Принятие человеком изменений жизни способствует благоприятному его разрешению. Отрицание человеком своих возрастных изменений приводит к возникновению отчаяния, безысходности, страха смерти [7, 8, 9, 10, 11, 14].

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что выражается в ярко проявляемых индивидуальных вариациях, представленных типологиями личности в пожилом и старческом возрасте. Имеются отличительные признаки построения типологии личности в пожилом и старческом возрасте. Этими признаками являются подтверждённые иностранными лонгитюдными исследованиями факты, психологически научно обосновывающие то, что основополагающие характеристики личности сохраняются в этой возрастной эпохе неизменными и возможно лишь их заострение. Зарубежными специалистами были получены значимые результаты, на основании которых ими выделены пять основных типов личности в старости: 1) конструктивный тип, который отличает внутренняя уравновешенность, положительный эмоциональный настрой, критичное отношение к себе и проявление терпимости к другим; окончание профессиональной деятельности не влияет на оптимистическую жизненную установку; самооценка высокая, присущи планы на будущее и ожидание поддержки от окружающих; 2) зависимый тип, который отличается продуктивной адаптацией и приемлем социально; не обладает амбициозными профессиональными и жизненными планами; в семье склонен к подчинению, интегрирован в семейную общность и надеется на помощь других; 3) защитный тип — отличается чрезмерной эмоциональной сдержанностью, некоторой прямолинейностью в поступках и привычках, стремлением к обеспечению себя своими собственными усилиями, с трудом принимает помощь; 4) агрессивно-обвинительный тип — отличается стремлением возложить ответственность и вину за собственные неудачи на других людей; наблюдается импульсивность и подозрительность; старение не принимается, характерны острые негативные переживания, связанные с утратой сил и страхом смерти; отношение к окружающим враждебное; представления о себе и об окружающем мире не соответствуют действительности; 5) самообвинительный тип — отличается пассивностью, не преодолением трудностей, склонностью к депрессиям и фатализму, безынициативностью; представители данного типа испытывают чувство одиночества, пессимистично оценивают жизнь в целом; смерть для них является освобождением от обременяющего существования [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14].

В анализируемом контексте зарубежные психологи рассматривают преодоление старыми людьми трёх типов внутриличностных конфликтов, что при позитивном исходе приводит к возникновению чувства личностной цельности. Это такие типы мотивационных конфликтов как: 1) переоценка собственного «Я» с точки зрения приобретения новых жизненных ролей; 2) принятие факта старения и ухудшения самочувствия, поиск какого-либо нового занятия; 3) принятие мыслей о смерти и проявление социального интереса через участие в делах младших поколений [4, 6, 9, 10, 11].

К отрицательным типам развития личности в старости относятся так называемые агрессивные ворчуны и люди, разочаровавшиеся в собственной жизни, в себе, — им грустно и одиноко, они глубоко несчастны. К. Роджерс полагал, что переживание одиночества возникает в силу расхождения между индивидуальным восприятием своего «Я» и тем, как видят это «Я» другие. В том, что переживание одиночества стало в их жизни постоянным, пожилые люди винят самих себя. Самообвинения способствуют возникновению депрессии. Если пожилой человек оценивает своё поведение как несколько неадекватное, беспокойство его усиливается, ситуация начинает казаться неуправляемой, что приводит к ощущению безнадёжности и беспомощности [4, 6, 9, 10, 11].

Цель сохранения себя как личности подразумевает поддержание системы социальных связей; им интересно и важно передавать свой жизненный опыт. Нахождение новых смыслов способствует, по мысли В. Франкла, возникновению структуры эмоциональных переживаний, так как смысл такой жизни переживается как причастность к жизни, эти переживания относительно независимы от внутренних и внешних обстоятельств [4, 6, 9, 10, 11].

С. Московечи в своей типологии выделяет три психосоциальных варианта личности стариков и протекания старости: 1) старым людям-негативистам, свойственно отрицание у себя признаков старости; 2) экстравертированные старые люди полагают, что наступление старости связано с влиянием извне, с социальными изменениями в окружающем мире; 3) интравертированные старые люди особенно остро переживают процесс старения [4, 6, 9, 10, 11].

Переживание кризиса старости связывается психологами с определёнными личностными проявлениями. Так, отечественные исследователи выделяют два основных типа личности пожилых людей. Для людей первого типа характерен так называемый стоический вариант переживания ситуации ухода на пенсию: они направляют своё внимание, свой интерес на новое занимательное дело, способны к установлению дружеских связей, не теряют контроль над своим окружением. Это способствует поддержанию чувства удовлетворённости жизнью, и продлевает её социально. Второй тип пожилых людей, напротив, относится к жизни весьма пассивно, негативно, и закономерно испытывают отчуждение со стороны окружающих лиц. Интересы пожилых людей такого типа сужаются и обедняются, снижается их интеллект [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Отечественные психологи приводят следующие базовые характеристики мотивационно-потребностной и познавательной сфер и жизненной позиции пожилых людей, считающих своё старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым: а) ориентировка на настоящее, полное принятие процессов своего старения и адекватное целеполагание; б) тенденция к пересмотру и смене активных целевых установок, правил и убеждений на новую созерцательную, спокойную и самодостаточную жизненную позицию; в) появление новых познавательных интересов, связанных с приобретёнными формами внутриличностной активности и социальной мотивации; г) устойчивая мыслительная работа, направленная на переосмысление своего прошлого жизненного опыта, прошлой деятельности [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15].

Переживание кризиса старости во многом определяет и физическое состояние человека. Так, болезненные переживания, связанные с выраженными формами физического старения, дряхления, усугубляют неважное физическое состояние. Постоянное физическое недомогание откладывает свой отпечаток на процесс жизнедеятельности старого человека, приводит к неудовлетворённости жизнью в этом возрасте [1, 7, 8, 12, 13, 15].

Процесс осознания старым человеком собственных возрастных изменений, выработка спокойного отношения к этим изменениям, способствует новому миропониманию. Факт принятия или непринятия старения, степень этого принятия/непринятия отражает эмоционально-когнитивное отношение человека к своему старению [2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Благоприятное течение периода старости переживают позитивные, психологически благополучные типы личности, выделенные известным отечественным исследователем И. С. Коном: 1) после выхода на пенсию сохраняется общественная активность и творческое отношение к жизни; 2) имеется хобби, стремление к самообразованию, социальная и психологическая приспособленность; 3) усилия вкладываются в семью, в труд на благо членов семьи, настрой в целом положительный, но удовлетворённость жизнью ниже, чем у первых двух типов; 4) выражено стремление к укреплению своего здоровья, что, с одной стороны, в старости приносит моральное удовлетворение, а с другой — возможны избыточная тревожность и мнительность, при этом наблюдается наиболее низкая удовлетворённость жизнью [6, 9, 10, 11]. Отметим, что и эти положительные типы личности имеют свою градацию выраженности позитивности.

Известный отечественный исследователь А. Г. Лидерс выдвинул точку зрения о том, что «… есть кризис старения в узком смысле слова — переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие — кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости «просвечивают» сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости» [9, с. 132].

Критерием степени принятия или непринятия человеком процессов, происходящих с ним из-за старения, может служить использование стратегий совладающего поведения (копинга), считают современные отечественные исследователи. Так, активное совладание с обстоятельствами проявляется при осознанном отношении стареющего человека к происходящему с ним. Напротив, пассивное совладающее поведение, ориентированное на избегание, на уход от решения проблем, усугубляет ситуацию кризисных переживаний, приводит к изоляции человека [1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13].

В заключение, с целью подчёркивания объективного исторического значения старческого возраста и большой важности его научного изучения, приведём определение геронтопсихологии из большой советской энциклопедии (БСЭ). «Геронтопсихология — отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов. Хотя интерес к проблемам психических особенностей и изменений при старении существовал давно, геронтопсихология как особая дисциплина начинает складываться только во 2-й половине ХХ в. Её появление обусловлено в первую очередь социальными и экономическими причинами: увеличением (абсолютным и относительным) числа лиц преклонного возраста, проблемами их работоспособности, трудовой деятельности и жизненного устройства. Геронтопсихология изучает взаимосвязь при старении общих физиологических и психофизических характеристик и психологических особенностей поведения, а также личностные сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ценностных ориентаций. Общей целью геронтопсихологии является изыскание средств продления активной и полнокровной жизни человека» [11, С. 185].

Литература:

1.            Александрова М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

2.            Белорусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с.

3.            Ермолаева М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

4.            Крайг Г. Психология развития. 7-е межд. издание. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

5.            Козлов А. А. Старость: социальная разобщённость или целостность. // Психология старости. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с., С. 584–612.

6.            Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения. — М.: Академия, 2002. — 288 с.

7.            Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

8.            Обухова Л. Ф., Обухова О. Б., Шаповаленко И. В. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 3.

9.            Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

10.        Психология старости. Хрестоматия. Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 752 с.

11.        Реан А. А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. — М.: АСТ, 2007. — 384 с.

12.        Сенкевич Л. В., Шагидаева А. Б. Особенности мотивационной сферы у одиноких пожилых людей, проживающих в условиях геронтологического центра // Учёные записки Российского государственного социального университета. — 2011.- № 7, С. 225–230.

13.        Страшникова К. А., Тульчинский М. М. Социально- психологическая помощь и поддержка пожилых в культурной среде // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Академия, 2003. — 416 с.

14.        Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ.. — 3-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 256 с.

15.        Шагидаева А. Б. Специфика нравственной сферы у одиноких пожилых людей // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16–17 ноября 2011 года): [Сборник] / ГОУ ВПО МГПУ, ГКА им. Маймонида, — МО, Щелково: Издатель Марохтин П. Ю., 2011. С. 465–469.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастное развитие, кризис старости, старческий возраст, старость, кризис старения, кризис, жизнь, возрастной период, возраст, возрастная психология.

moluch.ru

Психология пожилых людей — особенности, кризисы

Отличительные черты психологии людей пожилого и старческого возрастаСредняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем наблюдалась ранее у его предков. Это означает, что почтенный возраст становится самостоятельным и довольно продолжительным периодом жизни со своими психологическими и социальными особенностями. И хотя старение каждого человека происходит индивидуально, но как показывают многочисленные исследования, существуют все же характерные отличия психологии пожилых от стиля жизни и мировоззрения людей среднего возраста.

Процессы старения и психология пожилых людей

Старение – это неизбежный процесс. Он характерен для любого живого организма, является прогрессирующим и непрерывным, сопровождается дегенеративными изменениями в организме. Согласно классификации ВОЗ, пожилым считается человек от 60 до 74 лет, позже уже наступает старческий возраст. Однако следует учесть, что любая схема выделения и классификации регрессионного возраста носит довольно условный характер.

Психология пожилых людей имеет свои особенности. Процесс старения представляет собой физиологическое, психологическое и социальное явление. В этот период вся жизнь человека претерпевает серьезные изменения. В частности, наблюдаются уменьшение физических и психических сил человека, ухудшение здоровья и снижение жизненной энергии.

Деструктивные тенденции охватывают практически все функции организма: снижается способность к запоминанию, замедляется скорость реакции, ухудшается работа всех органов чувств. Таким образом, люди старше 60 лет представляют собой отдельную социальную группу, имеющую свои особенности и потребности. А психология пожилого и старческого возраста отличается от взглядов на жизнь молодого поколения. При общих возрастных особенностях можно выделить несколько видов старости:

  • Физическая – старение тела, ослабление организма, развитие болезней;
  • Социальная – выход на пенсию, сужения круга общения, ощущение своей бесполезности и никчемности;
  • Психологическая – нежелание получать новые знания, полная апатия, потеря интереса к окружающему миру, неспособность к адаптации к различным изменениям.

Примерно в это же время, с выходом человека на пенсию, меняется его статус, поэтому поздний возраст еще называют пенсионным. Происходят изменения в социальной сфере жизни, его положение в обществе становится несколько иным. В силу этих перемен пожилому человеку ежедневно приходится сталкиваться с множеством сложностей.

Причем довольно трудно выделить проблемы только психологического характера, так как ухудшение здоровья или материального положения всегда переживаются довольно сильно, что не может не сказаться на психологии пожилого человека. К тому же приходится приспосабливаться к новым условиям своей жизни, хотя в позднем возрасте значительно снижается способность к адаптации.

Для многих пожилых людей выход на пенсию и прекращение трудовой деятельности являются серьезной психологической проблемой. В первую очередь это связано с тем, что появляется большое количество свободного времени, в которое необходимо чем-то себя занять. Согласно психологии пожилых, потеря работы ассоциируется с собственной никчемностью и бесполезностью. В такой ситуации очень важна поддержка семьи, готовой показать старику, что он все еще может приносить огромную пользу, выполняя какую-либо работу по дому или воспитывая внуков.

Особенности психологии пожилых людей

Согласно результатам геронтологических исследований, после 60-65 лет у человека меняется отношение к жизни, появляется рассудительность, спокойствие, осторожность и мудрость. Также повышаются ощущение ценности жизни и уровень самооценки. Особенность психологии пожилых людей также состоит в том, что они начинают уделять меньше внимания своему внешнему виду, но зато больше здоровью и внутреннему состоянию.

При этом наблюдаются также негативные изменения в характере человека почтенного возраста. Происходит это в результате ослабления внутреннего контроля над реакциями. Поэтому большинство непривлекательных черт, которые удавалось раньше скрывать или маскировать, выходят на поверхность. Также в психологии пожилых людей часто наблюдается эгоцентризм и нетерпимость к тем, кто не оказывает им должного внимания.

Другие особенности психологии пожилого и старческого возраста:

  • Гипертрофированное восприятие реальности. В первую очередь это связано с тем, что жизнь пожилого человека не богата событиями. Поэтому даже незначительное происшествие заполняет все мысли. Он размышляет над ним долгое время, причем не всегда приходит к правильным выводам. Отсюда возникают тревоги, страхи, надуманность проблем, не имеющих под собой никаких оснований;
  • Своеобразное ощущение времени. Особенностью психологии пожилого и старческого возраста является постоянное присутствие прошлого в настоящей жизни. В старшем возрасте человек как бы стремится остановить время, вернуть в него духовные и моральные ценности, присущие тому периоду, когда он был молодым и здоровым. Именно этим можно объяснить любовь всех стариков к воспоминаниям. Как утверждают специалисты, эмоциональные переживания, связанные с молодыми годами, полезны для пожилых людей, поскольку изгоняют апатию, придают бодрость;
  • Психология пожилых людей - причины возрастных измененийОсвоение новой социальной роли. После выхода на пенсию некоторое время еще сохраняются старые производственные контакты, которые в дальнейшем ослабевают. Постепенно начинает преобладать общение с близкими людьми и родственниками, появляются новые друзья среди таких же пенсионеров. Психология пожилых людей нередко подразумевает переосмысление ценностей и прежних привязанностей;
  • Развитие повышенной психологической защиты. С одной стороны это помогает поддерживать внутреннее душевное равновесие, но с другой – приносит отрицательный эффект, который выражается в нежелании получать новую информацию или менять уклад жизни, возникает самоизоляция.

Психология пожилых имеет свои особенности, поэтому более молодому поколению не всегда бывает легко понять страхи и беспокойство стариков. Однако обществу следует проявлять больше терпения и внимания к потребностям людей старшего возраста.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

www.neboleem.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *