Агрессия определение – Агрессия это что такое Агрессия: определение — Психология.НЭС

Содержание

Определение агрессии — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Определение агрессии

Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года

Генеральная Ассамблея,

исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,

напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,

напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,

учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,

считая также, что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастрофическими последствиями, на данной стадии следует дать определение агрессии,

вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,

вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,

вновь подтверждая также положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,

будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,

считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,

одобряет нижеследующее определение агрессии1:

Статья 1

Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»

а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;

b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».

Статья 2

Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.

Статья 3

Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Статья 4

Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.

Статья 5

1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.

2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.

3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Статья 6

Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.

Статья 7

Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.

Статья 8

При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.


1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).


Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182

www.un.org

Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение

Сегодня
мы очень часто слышим слова «агрессия»,
«насилие». Они звучат в средствах
массовой информации, в транспорте, в
быту. Что же такое «агрессия»?

В
настоящее время нет четкого определения
агрессии и различными авторами предложено
множество определений агрессии, ни одно
из которых не может быть признано
исчерпывающим и общеупотребительным.

В
основном, под агрессией понимается
вредоносное поведение.

Из
этого множества можно выделить следующие
трактовки понятия агрессии.

1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.

Так,
Л.
Бендер

(1963), например, говорит об агрессии как
тенденции приближения к объекту или
удаления от него
,
а Ф.
Аллан

(1964) описывает ее как внутреннюю
силу, дающую человеку возможность
противостоять внешним силам.

2.
Под агрессией понимаются акты враждебности,
атаки, разрушения
,
то есть действия, которые вредят другому
лицу или объекту.

С
точки зрения А.
Басса
(1961), агрессия
– это любое поведение, содержащее угрозу
или наносящее ущерб другим.

Зильманн
(1979) под агрессией понимает попытку
нанесения другим телесных или физических
повреждений.

В
настоящее время большинством принимается
следующее определение (данное в
психологическом словаре).

Агрессия
(от лат. aggredi
– нападать) – целенаправленное
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам существования людей
в обществе, наносящее вред объектам
нападения (одушевленным и неодушевленным),
причиняющее физический вред людям или
вызывающее у них отрицательные
переживания, состояния напряженности.

Агрессия
объединяет такие разнообразные акты
поведения, как злые шутки, сплетни,
враждебные фантазии, деструктивные
формы поведения, вплоть до убийства.

В
то же время, многие авторы разводят
понятия «агрессия»
и «агрессивность».

Агрессия
рассматривается как специфическая
форма поведения и трактуется как процесс,
имеющий специфическую функцию и
организацию.

Агрессивные
действия могут выступать:

  • как
    средство достижения какой-либо цели;

  • как
    способ психической разрядки;

  • замещение
    удовлетворения блокированной потребности
    и переключения деятельности;

  • как
    форма реализации и самоутверждения.

Агрессивность
– психическое свойство личности и
рассматривается как некоторая структура,
являющаяся компонентом более сложной
структуры психических свойств человека.

К
понятию «агрессивность»
близко подходит состояние
враждебности
.
Согласно Басс (1961), враждебность
– более узкое по направленности
состояние, всегда имеющее определенный
объект. Часто враждебность и агрессивность
сочетаются, но нередко люди могут
находиться во враждебных или даже
антагонистических отношениях, однако,
никакой агрессивности не проявляют
хотя бы потому, что заранее известны ее
отрицательные последствия для «агрессора».
Бывает и агрессивность без враждебности,
когда обижают людей, к которым никаких
враждебных чувств не питают.

Структурные компоненты агрессии

Агрессию
можно рассматривать не только как
поведение, но и как психическое состояние,
имеющее три структурных компонента:
познавательный,
эмоциональный
и
волевой.

Познавательный
компонент

заключается в ориентировке, которая
требует понимания ситуации, видения
объекта для нападения и идентификации
своих «наступательных средств».

Некоторые
психологи (например, Р. Лазарус) считают
основным возбудителем агрессии угрозу
и считают, что угроза вызывает стресс,
а агрессия является реакцией на стресс.
Но далеко не всякая угроза вызывает
агрессивное состояние, с другой стороны
не всегда агрессивное состояние
провоцируется угрозой. В тоже время, в
тех ситуациях, когда агрессия вызывается
угрозой и правильное понимание этой
угрозы, ее объективный анализ и оценка
– являются весьма важными познавательными
элементами агрессивного состояния. От
понимания угрозы зависит возникновение
агрессивного состояния, его форма и
сила. Переоценка угрозы может вызвать
отказ от агрессии как средства борьбы
и сознание своего бессилия. Недооценка
угрозы может привести к нанесению вреда
человеку, моральному или физическому.

В
эмоциональном
компоненте

агрессивного состояния выделяют прежде
всего гнев. Часто человек на всех этапах
агрессивного состояния – при подготовке
агрессии, в процессе ее осуществления
и при оценке результатов – переживает
сильную эмоцию гнева, иногда принимающую
форму аффекта, ярости. Но не всегда
агрессия сопровождается гневом и не
всякий гнев приводит к агрессии.
Существует «бессильный гнев» при
фрустрации, когда нет никакой возможности
снять барьер, стоящий на пути к цели.
Так, иногда подростки переживают гнев
по отношению к старшим, но этот гнев
агрессией даже в словесной форме обычно
не сопровождается.

Эмоциональная
сторона агрессии не исчерпывается
гневом. Особый оттенок этому состоянию
придают переживания недоброжелательности,
злости, мнительности, а в некоторых
случаях и чувства своей силы, уверенности.
Бывает и так, что агрессор переживает
радостное, приятное чувство, патологическим
выражением которого является садизм.

Агрессивное
состояние часто возникает и развивается
в борьбе, а всякая борьба, как правило,
требует проявление волевых качеств.
Волевой
компонент

агрессивного состояния проявляется в
целеустремленности, настойчивости,
решительности, а в раде случаев в
инициативности и смелости.

studfiles.net

определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.

Агрессия
— это любая форма поведения, нацеленного
на оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающему
подобного обращения. Агрессия — физическое
или вербальное поведение, цель которого
— причинение вреда кому-либо. Источником
враждебной агрессии является гнев, и
ее конечная цель — причинить вред. Если
же причинение вреда не самоцель, а лишь
средство достижения какой-либо другой
цели, то мы имеем дело с инструментальной
агрессией.

Агрессия
может быть представлена в виде дихотомии
(физическая — вербальная, активная —
пассивная, прямая — непрямая, враждебная
– инструментальная)

Агрессия
относится в первую очередь к:

1)
врожденным побуждениям или задаткам;

2)
потребностям, активизируемым внешними
стимулами;

3)
познавательным и эмоциональным процессам;

4)
актуальным социальным условиям в
сочетании с предшествующим научением.

Теории
агрессии

Изучая
причины враждебной и инструментальной
агрессии, социальные психологи основное
внимание уделили следующим трем
принципиальным идеям: 1) существует
врожденная физиологическая потребность
в агрессии; 2) агрессия является
естественной реакцией на фрустрацию;
3) агрессивное поведение — результат
научения.

1.
Агрессия как инстинктивное поведение:
врожденное стремление к смерти и
разрушению. Поведение по своей природе
преимущественно инстинктивное. Согласно
этому довольно распространенному
подходу, агрессия возникает потому, что
человеческие существа генетически или
конституционально «запрограммированы»
на подобные действия.

а.
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход

Фрейд
утверждал, что все человеческое поведение
проистекает, прямо или косвенно, из
эроса, инстинкта жизни, чья энергия
направлена на упрочение, сохранение и
воспроизведение жизни. В этом общем
контексте агрессия рассматривалась
просто как реакция на блокирование или
разрушение либидозных импульсов.
Агрессия как таковая не трактовалась
ни как неотъемлемая, ни как постоянная
и неизбежная часть жизни. Он предположил
существование второго основного
инстинкта, танатоса — влечения к смерти,
чья энергия направлена на разрушение
и прекращение жизни. Он утверждал, что
все человеческое поведение является
результатом сложного взаимодействия
этого инстинкта с эросом и что между
ними существует постоянное напряжение.
Ввиду того, что существует острый
конфликт между сохранением жизни (то
есть эросом) и ее разрушением (танатосом),
другие механизмы (например, смещение)
служат цели направлять энергию танатоса
вовне, в направлении от «Я». Таким
образом, танатос косвенно способствует
тому, что агрессия выводится наружу и
направляется на других.

б.
Агрессия как инстинктивное поведение:
взгляд на проблему с позиций эволюционного
подхода. Три подхода, о которых пойдет
речь, сходятся в признании того, что
предрасположенность человека к агрессии
является следствием влияния естественного
отбора.


этологический подход (Лоренц). Согласно
Лоренцу, агрессия берет начало прежде
всего из врожденного инстинкта борьбы
за выживание, который присутствует у
людей так же, как и у других живых существ.
Он предполагал, что этот инстинкт
развился в ходе длительной эволюции, в
пользу чего свидетельствуют три его
важные функции. Во-первых, борьба
рассеивает представителей видов на
широком географическом пространстве,
и тем самым обеспечивается максимальная
утилизация имеющихся пищевых ресурсов.
Во-вторых, агрессия помогает улучшить
генетический фонд вида за счет того,
что оставить потомство сумеют только
наиболее сильные и энергичные индивидуумы.
Наконец, сильные животные лучше защищаются
и обеспечивают выживание своего
потомства. Он считал, что агрессивная
энергия (имеющая своим источником
инстинкт борьбы) генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном
темпе, регулярно накапливаясь с течением
времени. Таким образом, развертывание
явно агрессивных действий является
совместной функцией 1) количества
накопленной агрессивной энергии и 2)
наличия и силы особых облегчающих
разрядку агрессии стимулов в
непосредственном окружении. Другими
словами, чем большее количество
агрессивной энергии имеется в данный
момент, тем меньшей силы стимул нужен
для того, чтобы агрессия «выплеснулась»
вовне. Фактически, если с момента
последнего агрессивного проявления
прошло достаточное количество времени,
подобное поведение может развернуться
и спонтанно, при абсолютном отсутствии
высвобождающего стимула.


Охотничья гипотеза (Ардри). Ардри
утверждает, что в результате естественного
отбора появился новый вид — охотники.
Эта охотничья «природа» и составляет
основу человеческой агрессивности. Еще
два изобретения, имеющие своим началом
человеческую потребность «убивать,
чтобы жить», делают возможным участие
в социальном насилии и войнах. Во-первых,
чтобы успешно охотиться группами, люди
придумали для общения язык, содержащий
такие понятия, как «друг» и «враг», «мы»
и «они», служащие для оправдания
агрессивных действий против других.
Во-вторых, появление оружия, поражающего
на расстоянии, такого как лук и стрелы
(вместо дубинок и камней), привело к
тому, что люди стали более удачливыми
«вооруженными хищниками». Ардри уверяет,
что именно охотничий инстинкт как
результат естественного отбора в
сочетании с развитием мозга и появлением
оружия, поражающего на расстоянии,
сформировал человека как существо,
которое активно нападает на представителей
своего же вида.

-.
Социобиологический подход. Влияние
генов столь длительно, потому что они
обеспечивают адаптивное поведение, то
есть гены «приспособлены» до такой
степени, что вносят свой вклад в успешность
репродукции, благодаря чему гарантируется
их сохранение у будущих поколений.

Б)
Агрессия как проявление побуждения:
мотивация причинения ущерба или вреда
другим.

1.
Более распространенным является
предположение, согласно которому
агрессия берет начало от побуждения,
определяемого как «неинстинктивная
мотивационная сила, являющаяся результатом
лишения организма каких-либо существенных
вещей или условий, и возрастающая по
мере усиления такого рода депривации».
В случае агрессии побуждения рассматриваются
как производные от аверсивной стимуляции
и их напряжение снижается благодаря
агрессивным действиям.


Фрустрация всегда приводит к агрессии
в какой-либо форме.


Агрессия всегда является результатом
фрустрации.

При
этом не предполагается, что фрустрация,
определяемая как блокирование или
создание помех для какого-либо
целенаправленного поведения, вызывает
агрессию напрямую; считается, что от
провоцирует агрессию (побуждает к
агрессии), что, в свою очередь, облегчает
проявление или поддерживает агрессивное
поведение.

Фрустрация
вызывает агрессию прежде всего у людей,
которые усвоили привычку реагировать
на фрустрацию или другие аверсивные
стимулы агрессивным поведением. С другой
стороны, люди, для которых привычны иные
реакции, могут и не вести себя агрессивно,
когда они фрустрированы. Принимая во
внимание эти рассуждения, Миллер, одним
из первых сформулировавший теорию
фрустрации—агрессии, незамедлительно
внес поправки в первое из вышеприведенных
положений: фрустрация порождает различные
модели поведения, и агрессия является
лишь одной из них. Таким образом, сильное
и заманчивое по своей широте определение,
согласно которому фрустрация всегда
ведет к агрессии, было вскоре отклонено
одним из его авторов. Однако, несмотря
на этот факт, первоначальная выразительная
формулировка по-прежнему имеет удивительно
широкое хождение и часто встречается
в средствах массовой информации, в
популярных дискуссиях об агрессии или
в частных беседах. Во-вторых, предположение,
согласно которому агрессия всегда
обусловлена фрустрацией, также уводит
слишком далеко.

2.
Агрессивные тенденции: теория посылов
к агрессии Берковица

С
момента своего появления теория
фрустрации — агрессии была объектом
пристального внимания и выдержала не
одну ревизию. И именно Берковиц внес
наиболее значительные поправки и
уточнения в эту теорию. В настоящем
разделе мы рассмотрим более ранний труд
Берковица, посвященный роли посылов к
агрессии в цепочке фрустрация—агрессия.
К самым последним изменениям, внесенным
им в свою теорию, мы обратимся в разделе,
посвященном когнитивным моделям
агрессивного поведения.

Берковиц
утверждает, что фрустрация — один из
множества различных аверсивных стимулов,
которые способны лишь спровоцировать
агрессивные реакции, но не приводят к
агрессивному поведению напрямую, а
скорее создают готовность к агрессивным
действиям. Подобное поведение возникает
только тогда, когда присутствуют
соответствующие посылы к агрессии —
средовые стимулы, связанные с актуальными
или предшествовавшими факторами,
провоцирующими злость, или с агрессией
в целом. Согласно Берковицу, стимулы
приобретают свойство провоцировать
агрессию (то есть потенциально могут
вызвать агрессию) посредством процесса,
сходного с классической выработкой
условных рефлексов. Стимул может
приобрести агрессивное значение, если
связан с позитивно подкрепленной
агрессией или ассоциируется с пережитыми
ранее дискомфортом и болью. Стимулы,
которые постоянно связаны с факторами,
провоцирующими агрессию, или с самой
агрессией, могут постепенно склонять
к агрессивным действиям индивидуумов,
ранее спровоцированных или фрустрированных.
Поскольку этим требованиям удовлетворяет
широкий диапазон стимулов, многие из
них могут приобретать значение посылов
к агрессии. При определенных условиях
роль посылов к агрессии могут играть
люди с определенными чертами характера
и даже физические объекты (например,
оружие). Более того, Берковиц полагает
даже, что люди с физическими отклонениями
в каком-то смысле обречены притягивать
к себе страдания и становиться объектами
проявлений враждебности, поскольку сам
их дефект или болезнь, ассоциирущийся
со страданием и болью, способен
спровоцировать людей, предрасположенных
к агрессии, на специфические действия.

Другая
серьезная поправка, внесенная Берковицем
в теорию фрустрации — агрессии, касалась
условий, требуемых для ослабления
агрессивного побуждения. Берковиц
утверждал, что у сильно фрустрированных
индивидуумов агрессивное побуждение
может ослабевать только при условии
причинения ущерба фрустратору.

3.
Агрессивное возбуждение: теория переноса
возбуждения Зильманна

И
первоначальная теория фрустрации—агрессии,
и теория посылов к агрессии Берковица
трактуют агрессию как инстинктивную
потребность, которая может быть ослаблена
посредством агрессивного поведения.
Зильманн утверждал, что эти теории
агрессии как потребности являются
слишком слабыми и неопределенными для
широкого применения. Потребность — это
гипотетический конструкт, который не
поддается измерению, но тем не менее
должен учитываться. Поэтому, он полагал,
будет более плодотворным считать, что
агрессия обусловлена возбуждением, то
есть конструктом, который можно наблюдать
и измерять. В данном случае возбуждение
имеет отношение к раздражению симпатической
нервной системы, что находит выражение
в соматических реакциях — таких как
учащение пульса, повышение потоотделения
и артериального давления, являющихся
составной частью реакции «дерись или
удирай», которая могла эволюционировать
ввиду значимости для выживания. Одним
из наиболее любопытных аспектов теории
Зильманна является положение о том, что
возбуждение от одного источника может
накладываться (то есть переноситься)
на возбуждение от другого источника,
таким путем усиливая или уменьшая силу
эмоциональной реакции. Поскольку
возбуждение не угасает немедленно, даже
если реакция индивидуума предполагает
его ослабление, остатки медленно
исчезающего раздражения могут «вливаться
в последующие, потенциально независимые
(от данного стимула) эмоциональные
реакции и переживания.

4.
Модель образования новых когнитивных
связей Берковица

В
своих поздних работах Берковиц подверг
пересмотру свою оригинальную теорию,
перенеся акцент с посылов к агрессии
на эмоциональные и познавательные
процессы и тем самым подчеркнув, что
именно последние лежат в основе
взаимосвязи фрустрации и агрессии. В
соответствии с его моделью образования
новых когнитивных связей, фрустрация
или другие аверсивные стимулы (например,
боль, неприятные запахи, жара) провоцируют
агрессивные реакции путем формирования
негативного аффекта. Берковиц утверждал,
что «препятствия провоцируют агрессию
лишь в той степени, в какой они создают
негативный аффект». Блокировка достижения
цели, таким образом, не будет побуждать
к агрессии, если она не переживается
как неприятное событие. В свою очередь,
то, как сам индивидуум интерпретирует
негативное воздействие, и определяет
его реакцию на это воздействие. Посылы
к агрессии вовсе не являются обязательным
условием для возникновения агрессивной
реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют
агрессивную реакцию на наличие некоего
барьера, препятствующего достижению
цели». Он также представил доказательства
того, что индивидуум, которого что-то
спровоцировало на агрессию (то есть он
объясняет свои негативные чувства как
злость), может стать более восприимчивым
и чаще реагировать на посылы к агрессии.
Итак, хотя агрессия может появляться в
отсутствие стимулирующих ее ситуационных
факторов, фрустрированный человек будет
все-таки чаще обращать внимание на эти
стимулы, и они скорее всего усилят его
агрессивную реакцию.

В)
Агрессия как приобретенное социальное
поведение: прямое и викарное научение
насилию

1.
Викарное научение — научение через
наблюдение научения других. Теория
социального научения, предложенная
Бандурой, уникальна: агрессия
рассматривается здесь как некое
специфическое социальное поведение,
которое усваивается и поддерживается
в основном точно так же, как и многие
другие формы социального поведения. В
интересах дальнейшего развития теории,
которая достаточно широка для того,
чтобы вобрать в себя большинство
существующих работ по агрессивному
поведению, Бандура рассматривает роль
биологических и мотивационных факторов,
хотя делает явный акцент на важности
влияния социального научения. Согласно
Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного
поведения требует учета трех моментов:


способов усвоения подобных действий,


факторов, провоцирующих их появление


условий, при которых они закрепляются.

Теория
социального научения рассматривает
агрессию как социальное поведение,
включающее в себя действия, «за которыми
стоят сложные навыки, требующие
всестороннего научения». Биологические
факторы. Хотя в теории социального
научения особо подчеркивается роль
научения путем наблюдения и непосредственного
опыта в усвоении агрессии, вклад
биологических факторов не отрицается.
Как в случае любой двигательной
активности, совершение агрессивного
действия зависит от основных
нейрофизиологических механизмов. Проще
говоря, нервная система участвует в
осуществлении любого действия, включая
и агрессивное. Однако влияние этих
основных структур и процессов ограничено.
С позиции социального научения: Люди
наделены нейропсихологическими
механизмами, обеспечивающими возможность
агрессивного поведения, но активация
этих механизмов зависит от соответствующей
стимуляции и контролируется сознанием.
Поэтому различны формы агрессивного
поведения, частота его проявлений;
ситуации, в которых оно развертывается,
а также конкретные объекты, выбранные
для нападения, во многом определяются
факторами социального научения. В случае
именно человеческого агрессивного
поведения естественные ограничения,
обусловленные биологическими факторами,
теряют свою силу за счет способности
человека производить и использовать
оружие уничтожения. Подобным образом
зависимость между последствиями
агрессивных действий и выживанием
различна у людей и животных. Во-первых,
согласно этой теории в целом, агрессия
представляет собой приобретенную в
процессе научения модель социального
поведения. В этом качестве она является
открытой для прямой модификации и может
быть ослаблена с помощью многих процедур.
Например, весьма эффективным средством
может стать устранение условий,
поддерживающих агрессивное поведение.
Злонамеренное поведение все еще остается
в репертуаре индивидуумов, но в иных
условиях будет гораздо меньше оснований
для его открытого выражения в актуальном
поведении. Во-вторых, в отличие от теорий
мотивации и инстинкта, подход с позиций
социального научения не представляет
людей как постоянно испытывающих
потребность или побуждение к совершению
насилия под влиянием внутренних сил
или вездесущих внешних (аверсивных)
стимулов. Скорее социальное научение
предполагает проявление агрессии людьми
только в определенных социальных
условиях, способствующих подобному
поведению. Утверждается, что изменение
условий ведет к предотвращению или
ослаблению агрессии.

Управление
агрессией

1.
Наказание: эффективное средство
предупреждения агрессии?

При
определенных условиях наказание (или
просто страх возможного наказания)
может действительно удержать человека
от осуществления актов насилия. Однако
при других обстоятельствах это может
и не произойти. В определенных случаях
наказание может даже способствовать
актуализации агрессивного поведения,
а не сдерживать его. Чтобы разобраться
в имеющихся фактах, лучше всего рассмотреть
по отдельности, как влияют на агрессию
наказание и страх его применения. Будет
(если да, то как сильно) или не будет
влиять страх возможного наказания на
агрессию, зависит от нескольких факторов.
Мы сконцентрируем внимание только на
четырех переменных, которые, как нам
кажется, наиболее важны.

Первая
переменная — степень «разгневанности»
потенциальных агрессоров. Результаты
нескольких исследований позволяют
думать, что при низком или умеренном
провоцировании и возбуждении, вызванном
гневом, страх применения наказания
может «предохранить» от проявлений
открытой агрессии. Напротив, когда
провокация и возникающий в качестве
реакции на нее гнев сильны, страх
наказания может не сыграть никакой роли
и не оказать сдерживающего воздействия.

Второй
переменной, определяющей, будет страх
наказания влиять на проявление агрессии
или нет, является осознание индивидом
того, насколько выгодно для него подобное
поведение. Когда результатом актов
агрессии может оказаться получение
прибыли в любом смысле этого слова —
например, большой денежный доход или
переход на более высокую ступень в
социальной иерархии, — даже сильный
страх наказания оказывается не в
состоянии удержать людей от подобного
поведения. Напротив, когда агрессивное
поведение не дает людям практически
никакой выгоды, страх наказания может
оказаться весьма существенным фактором
сдерживания открытой агрессии.

Повлияет
ли страх наказания на поведение индивида,
зависит также и от того, насколько высока
вероятность реального применения
карательных мер.

В
целом имеющиеся данные свидетельствуют
о том, что влияние боязни наказания на
демонстрацию агрессии зависит от
нескольких факторов. Эта мера приводит
к положительным результатам, если: 1)
потенциальные агрессоры не подвергаются
сильному провоцированию; 2) практически
не получают выгоды от открытой агрессии;
3) возможное наказание за агрессивные
действия будет суровым; 4) вероятность
наказания высока. Значение этих
специфических условий для успешного
функционирования системы уголовного
правосудия будет рассмотрена позднее.

2.
Реальное наказание: чему оно учит?

Несмотря
на то что страх возможного наказания
не всегда удерживает индивида от
агрессивного поведения, логично
предположить, что большую пользу принесет
реальное осуществление карательных
мер. Несмотря на подтверждение
существующими данными того, что наказание
зачастую действительно является
эффективным средством предотвращения
различных форм агрессии, у нас имеются
все основания, чтобы задать вопрос: а
всегда ли подобная мера срабатывает?
Во-первых, реципиенты часто считают
наказание несправедливым, особенно
если видят, что другие, совершая подобные
поступки, его избегают. Во-вторых, лица,
чьими руками осуществляется наказание,
иногда своими действиями подают пример
агрессии. В таких случаях наказание,
безусловно, способствует агрессии в
будущем. Наконец, недавние исследования
наводят на мысль, что наказание даст
долговременный эффект только в том
случае, если оно осуществляется при
определенных условиях, а именно: 1)
агрессивное действие и наказание должен
разделять небольшой промежуток времени;
2) наказание должно быть достаточно
строгим и неприятным; 3) реципиент должен
четко осознавать, что определенная
форма его поведения влечет за собой
наказание. Только когда наказание
осуществляется с учетом всех этих
принципов, оно способствует существенным
изменениям в поведении.

3.
Катарсис: неужели «выход из себя»
действительно помогает?

Когда
рассерженный человек «выпускает пар»
посредством энергичных, но не причиняющих
никому вреда действий, происходит
следующее: во-первых, снижается уровень
напряжения или возбуждения, а во-вторых
— уменьшается склонность прибегать к
открытой агрессии против провоцирующих
(или других) лиц.

4.
Разрядка напряжения с помощью агрессивных
действий: когда страдания другого
приводят к хорошему настроению.

Во-первых,
давайте задумаемся над утверждением,
что на фоне сильной провокации
деятельность, предполагающая энергичные,
но безопасные действия, включая
сравнительно безобидные формы агрессии,
якобы может привести к разрядке напряжения
или эмоционального возбуждения.
Исследования, в которых проверялась
достоверность этого предположения, в
целом подтверждали гипотезу, но указывали
при этом на важные ограничения, которые
необходимо учитывать при работе с данным
процессом. С одной стороны, казалось
бы, разрядка возбуждения, вызванного
сильной провокацией, может произойти
в результате осуществления физических
действий, требующих больших усилий, или
сравнительно безобидных нападок на
других.

5.
Эмоциональный катарсис: некоторые
специфические условия.

Прежде
чем мы закончим рассматривать проблему,
которую можно было бы назвать проблемой
эмоционального катарсиса, следует
обратить внимание на два следующих
обстоятельства. Во-первых, тот факт, что
агрессия по отношению к другим зачастую
приводит к снижению уровня физиологического
возбуждения, ни в коем случае не означает,
что в будущем индивид будет не так часто
выбирать агрессивное поведение в
качестве модели поведения. На самом же
деле, подобный способ снятия эмоционального
напряжения зачастую поощряется, что
может способствовать усилению агрессивных
наклонностей. Коротко этот механизм
можно представить следующим образом:
человека выводят из себя, и он отвечает
агрессией провокатору. В результате
уровень физиологического возбуждения
у него падает. Такой способ снятия
напряжения, в свою очередь, может
способствовать развитию у человека
склонности реагировать в будущем
агрессией на тех, кто будет его
провоцировать.

6.
Воздействие моделей неагрессивного
поведения: заразительное влияние
сдержанности

Большое
количество полученных в результате
исследований данных подтверждают
предположение, что

наблюдение
за моделями агрессивного поведения —
действиями лиц, чье поведение можно

квалифицировать
как агрессивное — может иногда вызвать
подобные действия и со стороны наблюдателей

7.
Когнитивные методы контроля агрессии:
атрибуции, смягчающие обстоятельства
и оправдания На первый взгляд, агрессия
представляет собой, если так можно
выразиться, горячую форму поведения:
она содержит в себе мощный эмоциональный
заряд. Ведь даже такие выражения, как
«выведенный из себя», «несдержанный»
и «доведенный до белого каления»,
подчеркивают наличие эмоционального
компонента в агрессивных действиях.
Как уже отмечалось в этой книге, совсем
не обязательно, что причиной агрессии
будут гнев или схожие с ним эмоции.
Напротив, агрессия зачастую является
результатом холодного безэмоционального
расчета, и тогда ее лучше всего называть
целенаправленной или же инструментальной,
но никак не эмоциональной. Такие
наблюдения наводят на мысль, что агрессия
зачастую задействует важные когнитивные
процессы или их компоненты, такие как
память, мышление, установки и атрибуции
и, конечно же, в значительной степени
агрессивное поведение. Может ли
вмешательство, разработанное с учетом
подобных факторов, быть эффективным
средством, снижающим вероятность
возникновения открытой агрессии и
интенсивность ее проявлений? Этот вопрос
рассматривался в огромном количестве
исследований, и полученные результаты
нередко обнадеживали. Большинство этих
работ концентрировали свое внимание
на трех когнитивных факторах, сдерживающих
агрессию: на атрибуции; информации,
имеющей отношение к смягчающим
обстоятельствам, и на роли оправданий
или объяснения причин. В соответствии
с расставленными акцентами мы рассмотрим
данные, имеющие отношение к каждому из
этих факторов.

8.
Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос
«за что?» может повлиять на ход агрессии.
Атрибуция — составная часть единого
социального процесса: мы постоянно
пытаемся понять других, осознать мотивы
и причины поведения. Что же касается
агрессии, мы прибегаем к ней, чтобы в
точности понять, почему другие ведут
себя, на первый взгляд, провокационно.
Выводы, к которым мы вследствие этого
приходим, оказывают необычайно сильное
влияние на все наше будущее поведение,
в том числе и на склонность прибегать
к агрессивным действиям. Мы уже говорили
о роли атрибуций и других аспектов
социального мышления, когда рассматривали
социальные детерминанты агрессии.
Несколько экспериментов могут подтвердить
важную роль атрибуций в выборе нами
реакции на кажущуюся провокацию.

9.
Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость
эмоций и познания в процессе управления
агрессией.

Основной
темой современных исследований в области
социального познания — исследований,
как мы

думаем
о других и как обрабатываем социальную
информацию — является тесная и сложная
связь между познанием и эманациями.
Другими словами, множество исследователей
концентрируют внимание на вопросах о
том, как мысли определяют чувства и
наоборот, как чувства влияют на мысли.

10.
Индукция несовместимых реакций: эмпатия,
юмор и умеренное сексуальное возбуждение
как средства предотвращения человеческой
агрессии

К
числу давно устоявшихся принципов
психологии можно отнести принцип,
согласно которому все живые организмы,
включая человека, не способны осуществлять
две несовместимые реакции в одно и то
же время. Трудно (скорее даже невозможно)
одновременно находиться в состоянии
восторга и депрессии. Этот основной
принцип нашел свое отражение в проблеме
предупреждения или управления человеческой
агрессией в виде так называемой гипотезы
несовместимых реакций. Согласно этой
теории, можно уменьшить и гнев, и уровень
открытой агрессии, вызывая тем или иным
способом у людей чувства (эмоциональные
состояния), несовместимые с гневом и
агрессией. Несмотря на то что несовместимыми
с чувствами гнева и открытой агрессии
могут оказаться самые разные реакции,
исследователи обратили особое внимание
на три из них: чувства эмпатии или
симпатии по отношению к потенциальным
объектам.

studfiles.net

Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение

Сегодня
мы очень часто слышим слова «агрессия»,
«насилие». Они звучат в средствах
массовой информации, в транспорте, в
быту. Что же такое «агрессия»?

В
настоящее время нет четкого определения
агрессии и различными авторами предложено
множество определений агрессии, ни одно
из которых не может быть признано
исчерпывающим и общеупотребительным.

В
основном, под агрессией понимается
вредоносное поведение.

Из
этого множества можно выделить следующие
трактовки понятия агрессии.

1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.

Так,
Л.
Бендер

(1963), например, говорит об агрессии как
тенденции приближения к объекту или
удаления от него
,
а Ф.
Аллан

(1964) описывает ее как внутреннюю
силу, дающую человеку возможность
противостоять внешним силам.

2.
Под агрессией понимаются акты враждебности,
атаки, разрушения
,
то есть действия, которые вредят другому
лицу или объекту.

С
точки зрения А.
Басса
(1961), агрессия
– это любое поведение, содержащее угрозу
или наносящее ущерб другим.

Зильманн
(1979) под агрессией понимает попытку
нанесения другим телесных или физических
повреждений.

В
настоящее время большинством принимается
следующее определение (данное в
психологическом словаре).

Агрессия
(от лат. aggredi
– нападать) – целенаправленное
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам существования людей
в обществе, наносящее вред объектам
нападения (одушевленным и неодушевленным),
причиняющее физический вред людям или
вызывающее у них отрицательные
переживания, состояния напряженности.

Агрессия
объединяет такие разнообразные акты
поведения, как злые шутки, сплетни,
враждебные фантазии, деструктивные
формы поведения, вплоть до убийства.

В
то же время, многие авторы разводят
понятия «агрессия»
и «агрессивность».

Агрессия
рассматривается как специфическая
форма поведения и трактуется как процесс,
имеющий специфическую функцию и
организацию.

Агрессивные
действия могут выступать:

  • как
    средство достижения какой-либо цели;

  • как
    способ психической разрядки;

  • замещение
    удовлетворения блокированной потребности
    и переключения деятельности;

  • как
    форма реализации и самоутверждения.

Агрессивность
– психическое свойство личности и
рассматривается как некоторая структура,
являющаяся компонентом более сложной
структуры психических свойств человека.

К
понятию «агрессивность»
близко подходит состояние
враждебности
.
Согласно Басс (1961), враждебность
– более узкое по направленности
состояние, всегда имеющее определенный
объект. Часто враждебность и агрессивность
сочетаются, но нередко люди могут
находиться во враждебных или даже
антагонистических отношениях, однако,
никакой агрессивности не проявляют
хотя бы потому, что заранее известны ее
отрицательные последствия для «агрессора».
Бывает и агрессивность без враждебности,
когда обижают людей, к которым никаких
враждебных чувств не питают.

Структурные компоненты агрессии

Агрессию
можно рассматривать не только как
поведение, но и как психическое состояние,
имеющее три структурных компонента:
познавательный,
эмоциональный
и
волевой.

Познавательный
компонент

заключается в ориентировке, которая
требует понимания ситуации, видения
объекта для нападения и идентификации
своих «наступательных средств».

Некоторые
психологи (например, Р. Лазарус) считают
основным возбудителем агрессии угрозу
и считают, что угроза вызывает стресс,
а агрессия является реакцией на стресс.
Но далеко не всякая угроза вызывает
агрессивное состояние, с другой стороны
не всегда агрессивное состояние
провоцируется угрозой. В тоже время, в
тех ситуациях, когда агрессия вызывается
угрозой и правильное понимание этой
угрозы, ее объективный анализ и оценка
– являются весьма важными познавательными
элементами агрессивного состояния. От
понимания угрозы зависит возникновение
агрессивного состояния, его форма и
сила. Переоценка угрозы может вызвать
отказ от агрессии как средства борьбы
и сознание своего бессилия. Недооценка
угрозы может привести к нанесению вреда
человеку, моральному или физическому.

В
эмоциональном
компоненте

агрессивного состояния выделяют прежде
всего гнев. Часто человек на всех этапах
агрессивного состояния – при подготовке
агрессии, в процессе ее осуществления
и при оценке результатов – переживает
сильную эмоцию гнева, иногда принимающую
форму аффекта, ярости. Но не всегда
агрессия сопровождается гневом и не
всякий гнев приводит к агрессии.
Существует «бессильный гнев» при
фрустрации, когда нет никакой возможности
снять барьер, стоящий на пути к цели.
Так, иногда подростки переживают гнев
по отношению к старшим, но этот гнев
агрессией даже в словесной форме обычно
не сопровождается.

Эмоциональная
сторона агрессии не исчерпывается
гневом. Особый оттенок этому состоянию
придают переживания недоброжелательности,
злости, мнительности, а в некоторых
случаях и чувства своей силы, уверенности.
Бывает и так, что агрессор переживает
радостное, приятное чувство, патологическим
выражением которого является садизм.

Агрессивное
состояние часто возникает и развивается
в борьбе, а всякая борьба, как правило,
требует проявление волевых качеств.
Волевой
компонент

агрессивного состояния проявляется в
целеустремленности, настойчивости,
решительности, а в раде случаев в
инициативности и смелости.

studfiles.net

Определение понятий агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.










ТОП 10:







Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» [129]. Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность [126, с.17]. Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей [83, с.46].

В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения — от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств [9, 15, 54, 81, 90]. Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость [23, 66, 98]. Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий [131, 132]. Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» [99, с.94]. Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по [118, с. 46-47]). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по [83, с.3]). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по [22, с.125]).



Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия [11, 38, 56 и др.], наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по [126, с.18]). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы [99, с.143].

Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту [149, с.367].

В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [111, с.36].

Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» [37, с.78]. В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.




Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита [110, с.24]. В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии [83, с.46].

Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

— Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

— Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред [112, с.376].

Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития [126, с.22]. Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. [133, с.9].

Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность [147, с.143-145].

М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по [22, с.145]).

А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» [120, с.59-60]. Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию [157].

Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность — более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по [126, с.11]). Х. Дельгадо утверждал, что «…человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [111, с.38].

Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» [62, с. 6].

В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

— аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

— поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

— на когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

— мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» [123, с.79].











infopedia.su

Что такое агрессия в психологии

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Рекомендуем: Что такое авторитарность?

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

Рекомендуем: Фрустрация — что это такое?

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

Рекомендуем: Детская агрессия

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

Рекомендуем: Как научиться жить без стресса?

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Рекомендуем: Как изменить своего мужчину?

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Рекомендуем: 8 секретов счастливой жизни

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

АГРЕССИЯ это что такое АГРЕССИЯ: определение — Политика.НЭС

Агрессия

вооруженное нападение одного государства на другое, а также любое применение силы против суверенитета, и территориальной целостности государства или народа, которое признано незаконным на основе Устава ООН.

Оцените определение:

Источник: Политико-терминологический словарь

АГРЕССИЯ

Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другое государство с целью захвата его территории, порабощения народов, экономического или политического подчинения страны государству-агрессору. Термином «А.» обозначают также меры не военного характера, но преследующие цели захвата, грабежа, порабощения других стран (экономическая А.). Пример военной А.: нападение гитлеровской Германии и ее европейских союзников на СССР (июнь 1941).

Оцените определение:

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

АГРЕССИЯ

aggression от лат. aggressio — нападение) — одно из важнейших понятий современного международного права, определение которого было дано сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году. Согласно этому определению актом агрессии является любое законное применение государством /или группой государств/ оружейных сил первым /первыми/ против другого государства с целью захвата его территории, ликвидации или ограничения его суверенитета, насильственного подчинения его населения.

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

АГРЕССИЯ

от лат. aggressio — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Для форм А., развивающихся в массовых социальных (политических) явлениях (террор; геноцид; расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом “Образе врага”.  

Оцените определение:

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Агрессия

нападение одного или нескольких империалистических государств на другую страну или страны для захвата их территории, политического или экономического подчинения и порабощения их народов. Для империализма, отмечает Программа КПСС, агрессивные войны — обычный метод разрешения международных споров. Пока существует империализм, будет оставаться опасность агрессивных войн. Советский Союз неизменно боролся и борется против империалистической агрессии, за мир и безопасность народов.

Оцените определение:

politike.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о