Барьеры эффективного общения: Барьеры эффективного общения и способы их преодоления

Содержание

Барьеры общения: Виды, Формы, Как Преодолеть

Барьеры в общении часто мешают нам в процессе коммуникации. Эти барьеры приводят к тому, что собеседникам не удаётся понять друг друга.

Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности.

Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Как Преодолеть Барьеры в Общении с ДругимиКак Преодолеть Барьеры в Общении с Другими

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.

Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть]  ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

 


В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.


Затрудненная коммуникация

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочаров

Барьеры в общении и их преодоление

Барьеры взаимодействия

Мотивационный барьер возникает, если у партнёров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль, то есть каждый из партнёров преследует цели, идущие вразрез с намерениями другой стороны, и не говорит об этом открыто.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам. Но вот пытаться перевоспитывать или стыдить партнёра не рекомендуется.

Барьер стилей общения. Как известно, у каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения. Стиль общения формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Партнера выслушивают, не перебивая, не оценивают его поступки поспешно, стараются понять и быть понятым другими, не навязывают советы и не просят их, а ищут решение проблемы вместе с партнером.

При непартнерском стиле общения человек невнимательно слушает или позволяет не слушать себя, иг-норирует точку зрения собеседника или безоговорочно принимает ее, навязывает свое решение проблемы или просит совета, побуждает партнера к немедленным действиям или необдуманно поступает сам, словом, сотрудничества нет.

По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека можно выделить следующие стили общения:

альтруистический — человек стремится делать приятное людям, помогает им в осуществлении их целей;

манипулятивный — в общении используются средства воздействия, давления и принуждения партнера в своих целях;

миссионерский — партнер стремится сохранить дистанцию в общении, соблюдает невмешательство в дела и суждения собеседника, воздействует личным примером.

Влияние типов личности на отношения партнеров

Можно выделить следующие позиции личности по отношению к партнеру.

Податливый тип — характеризуется высокой потребностью в другом человеке, в максимально близкой психологической дистанции, потребностью быть: любимым, чувствовать одобрение, внимание, потребностью быть важным для другого, особенно для одного определенного человека.

Агрессивный тип — воспринимает другого человека как соперника. У него очень высока потребность в достижении успеха в любой форме» возможность контроля над другими. Такие люди плохо переносят «проигрыши», часто непроизвольно стремятся к Манипулированию другими. Избирают для себя престижные профессии, обеспечивающие быстрое продвижение. Подсознательный вопрос партнеру: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть мне полезен?».                                   —

Отрешенный тип. Стремится сохранить дистанцию (эмоциональную и психологическую) между собой и Другими людьми. Его потребность — независимость и уединение. Люди этого типа обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым правилам, нормам и традициям нередко вызывает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (наука, искусство). Подсознательная установка в общении с партнерами людей отрешенного стиля: «Будешь ли ты покушаться на мою независимость?!

Деловой тип. В мире бизнеса преобладают люди, для которых интересы дела превыше всего, и в отношении к партнеру по общению они исходят из того, насколько этот человек может быть полезен.

Барьеры  восприятия и понимания

Эстетический барьер  возникает в том случае, если партнёр неопрятно, неряшливо одет, обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и, тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Комфортному общению может препятствовать разное социальное положение партнёров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором:

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет и искать причину в изменении его отношения к вам: быть может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц или его расстроил предыдущий посетитель.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как он общается, и у людей, страдающих различными неврозами, повышенным давлением, гастритом, переживающих личные потрясения или депрессию, может служить препятствием к продуктивному общению.

Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером, — один из Серьёзных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега или другой, колючий, как ёж нуждается не в осуждении, а в понимании, внутреннем сочувствии? Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему,  и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

Препятствием к конструктивному общению является барьер установки. (Влияние установки на восприятие рассматривалось в главе 8.) Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к фирме или организации, представителем которой вы являетесь. Поэтому лучше идти на деловую встречу после рекомендации авторитетного лица.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждём от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. А потом возмущаемся: «Я бы так никогда не поступил!» В том-то и все дело; Я!  А Он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами, его установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.

Коммуникативные барьеры

Некомпетентность одного из партнёров вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Да, собственно, так оно и есть. Поэтому очень важно иметь дело со знающим специалистом, а если произошла ошибка, вести себя по ситуации: если партнёр совсем не разбирается в проблеме, вежливо свернуть разговор; если он владеет вопросом частично и обратиться больше не к кому. ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Неумение партнера ясно и последовательно выражать свои мысли весьма мешает общению. Тем, кто столкнётся с таким собеседником, можно посочувствовать. Придётся набраться терпения и использовать все своё умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнёра хоть какую-то информацию.

Плохая техника речи партнёра, невнятность, скороговорка, очень тихий или, наоборот,  пронзительный голос способны вывести из себя кого угодно. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнёром, придётся приспосабливаться к его манере говорить, да ещё и не показывать вида, что вы чем-то недовольны!

Неумение слушать проявляется в том,  что партнёр перебивает, начинает говорить о своём или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнёра слушать можно только своим искусством говорить.

Барьер модальностей. Незнание того, что у каждого человека есть свой приоритетный канал восприятия, нередко затрудняет общение. Для того чтобы в коммуникативном акте не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой готов ее воспринимать партнер, в той форме, в которой она ему понятна.

Барьер характера тоже создаёт сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или даже дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Мобильный собеседник (экстраверт-сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Следить за ходом его рассуждений трудно, а перебивать нельзя — он сердится. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или даже вернуться к началу разговора. Таких людей надо ценить как генераторов идей.

Доминантный собеседник (экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре. Говорит громко, безапелляционным тоном, настаивает на своем мнении. Попытаетесь поставить такого собеседника на место — получится конфликт. Лучше, оставаясь при своем мнении, позволить ему высказаться, как он того хочет, а затем в решающий момент тихо, но Твердо настоять на своем, а если и согласиться (быть может, он прав)) то с достоинством.

Ригидный собеседник (интроверт-флегматик) — «малоподвижный» собеседник. Думает медленно, де-тально обсуждает обстоятельства дела. Вам давно всё ясно, однако подгонять его нельзя. Эти люди ценны как эксперты или критики идей, и в разговоре с ними надо просто набраться терпения.

Пассивный собеседник (интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно. Следует применить метод активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д. И попытаться выяснить его мнение. Молчание—далеко не всегда знак согласия. Уметь вести разговор со всеми деловыми партнёрами — не в этом ли показатель высокой культуры общения?

Как преодолеть барьеры в общении

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:

  • 1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
  • 2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
  • 3. Иметь чувство собственного достоинства. .
  • 4. Уметь контролировать себя в общении.
  • 5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

2.Общение и понимание. Барьеры эффективного общения.

Обще́ние— «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмот­рим эти механизмы.

Идентификация (от лат.identificare — отождествлять) — это упо­добление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, не­обходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоя­щему понять человека, пока не побываешь вего«шкуре».Эмпатия (от греч.empatheia — сопереживание) —на умении правильно представлять, что происходит внутри чело­века, что он переживает, как оценивает события.Аттракция (от лат.attrahere — привлекать, притягивать) пред­ставляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви.Рефлексия (от лат.reflexi — обращение назад) — это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению..).

Припи­сывание причин поведения другому человеку называетсякаузаль­ной атрибуцией Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедше­го конкретному человеку, но не себе. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привык­ли кобстоятельственной атрибуции. Например: опоздал на заня­тия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все черезстимульную атрибуцию, т.е. причина заложена в предмете. Напри­мер: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла.

с внутренней и внешней ат­рибуцией. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старатель­ности, усидчивости, упорству и т.п. {внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой{внешняя атрибуция).

Стереотипизация (от греч.stereos typos — твердый и отпечаток). Стереотип — это устойчивый образ какого-либо явления или че­ловека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. этнические стереотипы. профессиональные стереотипы.Большое значение для понимания психологии других людей, умения быстро и правильно оцени­вать их состояние, предугадывать их поступки име­ет наблюдательность. =воображение. =Основную же работу в понимании одного человека другим выполняет мышление. Анализируя ре­зультаты своих наблюдений за человеком, сравни­вая их с собственным жизненным опытом, рассуж­дая о причинах его поступков, мы можем лучше по­нять его. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления. барьеры:: логическими, стилистическими, семантическими, лингвистическими и фонетическими. Кроме того, существенное место в трудностях общения принадлежит психологическому барьеру — его причинами могут быть как объяснимые (антипатия, неприязнь), так и необъяснимые понятия («…не нравится и все…»).

Перечислим основные барьеры общения и прокомментируем их.

Компетентность. Собеседники или слушатели могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации.

Избирательное слушание. тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («мол, все курят и ничего»).

Оценочные суждения. Например, у сплоченной рабочей группы могут сформироваться негативные ценностные суждения относительно всех действий администрации. Оценочные суждения базируются на оценке коммуникатора получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Достоверность источника. Уровень достоверности непосредственно связан с тем, как партнер реагирует на слова, идеи и действия говорящего.

Семантические проблемы, одни и те же слова для разных людей означают различные понятия, и общение может часто нарушаться, особенно если оно касается резюме, технических терминов или фраз.

Фильтрование. Фильтрация — распространенное явление в восходящем общении в организации, где происходит сознательное манипулирование информацией. Например, подчиненные утаивают нежелательные факты в сообщениях своим руководителям.Внутригрупповой язык

Различие статуса

Обычно на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, что не позволяет управлять администрацией, а также способствует развитию негативных индивидуальных качеств (порождает командный стиль работы, жесткость, самоуверенность и пр.).

Давление времени. Краткость обращения, которое нередко обусловлено дефицитом времени,

Поведение на дистанции. пространство, используемое человеком в межличностном общении с другими. Приближение создает серьезный барьер общения, когда поведение на дистанции отправителя и получателя неодинаковое. Нарушение дистанции может нарушить восприятие и привести к неадекватной оценке партнеров.

Логический барьер

Типичная ошибка в оценке процесса общения выглядит так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

• неточность высказывания; • несовершенство перекодирования мыслей в слова; • неуместное использование профессиональных терминов; • неверное истолкование намерений собеседника;  • чрезмерное использование иностранных слов; • неполное информирование партнера; • быстрый темп изложения информации; • наличие смысловых разрывов и скачков мысли; • неполная концентрация внимания; • игнорирование различных каналов восприятия; • витиеватость мысли; • наличие логического противоречия в тезисе; • неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами.

Стилистический барьер

Личностно-психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определять также проблемы психологического климата организации, ее систему ценностей, предубеждения и негативные установки друг против друга. Неумение слушать и слабая стрессоустойчивость, неумение управлять своими эмоциями, неэстетичный или неприятный внешний вид собеседника — все это может порождать психологические барьеры, способные возникать до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и пр.) и после завершения общения.

Барьеры делового общения и способы их преодолеть

В процессе деловых коммуникаций возникают разные противоречия — барьеры общения. Преодолеть их помогает комплекс правил – нормы делового общения. Эти нормы характеризуются употреблением определенной лексики, речевых оборотов и профессионализмов. Особенности такого делового общения регламентированы языковыми нормами.

Вот некоторые из них:
  • Избегайте длинные слова и сложные предложения.
  • Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).
  • Используйте утвердительные высказывания.
  • Откажитесь от сленга.
  • Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.
  • Предпочтение отдавайте открытым вопросам.
  • Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.
  • Исключите из речи тавтологии.

Языковые нормы продиктованы стилем делового общения. Стили речи делового общения – это совокупность приемов и методов поведения. На формирование стиля влияют характер и деятельность человека, владение приемами делового общения, конкретная ситуация.

Существует несколько классификаций стилей речи делового общения. Обозначим следующие:

  • Авторитарный. Диктат и тотальный контроль.
  • Демократический. Совместный поиск решения проблем.
  • Либеральный. Безответственность и невмешательство – признаки этого стиля.

Барьеры делового общения

Независимо от стиля, партнеры в процессе делового общения часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Источником недопонимания являются барьеры делового общения. Они могут быть:

  • Коммуникативные.
  • Психологические.
  • Перцептивные.
  • Барьеры восприятия и понимания.

Коммуникативные барьеры в деловом общении.

Коммуникативные барьеры в деловом общении – это неприятие человеком получаемой информации. Вот некоторые из них:

  • Семантические обусловлены двояким пониманием одного и того же понятия.
  • Логические связаны с нарушением причинно-следственной связи в изложении материала.
  • Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда дикция, скорость и темп речи отличаются от речевой ситуации.
  • Стилистический. Барьер стилей в деловом общении возникает в результате использования языковых средств из разных стилей.

Психологические барьеры в деловом общении.

Психологические барьеры в деловом общении обусловлены психологическими особенностями партнеров.

Основные виды психологических барьеров:
  • Эстетические связаны с особенностями восприятия внешности другого человека.
  • Интеллектуальные обусловлены различием в мышлении, познавательных процессах.
  • Этические характеризуются разными нравственными позициями.
  • Мотивационные – противоположными целями собеседников.

Перцептивные барьеры делового общения

Перцептивные барьеры делового общения возникают из-за ошибочного восприятия информации.

Обозначим некоторые барьеры восприятия и понимания в деловом общении:

  • Эстетический барьер обусловлен внешним видом человека и окружающей обстановки.
  • Эмоциональный барьер связан с настроением партнера. Лучше перенести встречу, если обстановка накалена.
  • Стереотипы восприятия человека (в очках – умный, толстый – больной, худой – здоровый).
  • Эффект «ореола». Если человек нравится, то все его действия оправдываются. И наоборот.
  • Проецирование. Судим людей по себе.
  • Барьер установки связан с заранее сформировавшимся мнением о вас или вашем предприятии. Проявите терпение и продолжайте выполнять свои обязанности.

Преодоление барьеров делового общения

Все перечисленные барьеры взаимодействия в деловом общении можно и нужно преодолевать. Как же избавиться от психологических барьеров в деловом общении?

Соблюдайте простые правила:
  • Помните, в состоянии стресса у человека преобладают эмоции. Остановитесь. Предложите свою информацию позже.
  • Учитывайте мнение партнера, но защищайте свою позицию.
  • Ищите альтернативу при столкновении полярных точек зрения.
  • Проявите эмпатию. Встаньте на место своего партнера и подумайте, как бы поступили вы на его месте.
  • Реально оценивайте ситуацию: сильно не радуйтесь успехам и долго не расстраивайтесь из-за неудач.
  • Остановите беседу при появившихся раздражении или агрессии.

Методы преодоления барьеров в деловом общении помогают человеку адекватно реагировать на происходящее и правильно оценивать ситуацию.

Вот несколько способов преодоления коммуникативных барьеров делового общения:
  • Будьте аккуратны и опрятны. Проверьте свой гардероб. Вещи должны подчеркивать достоинства вашей фигуры.
  • Будьте вежливы с собеседником. Учитывайте возраст, пол, социальное положение. В соответствии с этим выбирайте лексику.
  • Совершенствуйте свою речь. Она должна быть красивой и эффектной.
  • Если не можете справиться с неловкостью, начните разговор первым. Предложите свою тему для беседы.

Данные рекомендации помогут увеличить эффективность делового общения. Ведь общение с разными людьми обогащает психологическую сферу человека, а значит помогает видеть за поступком слабости человека и проявлять сочувствие.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Summary

Барьеры делового общения и способы их преодолеть

Article Name

Барьеры делового общения и способы их преодолеть

Description

Процесс делового общения. Коммуникативные, психологические, перцептивные барьеры делового общения. Методы преодоления барьеров в деловом общении.

Барьеры общения, их виды и характеристики, преодоление

Не всегда для бесед или деловых переговоров характерны благожелательный настрой и полное взаимопонимание. Барьеры общения обусловлены различиями в характерах и темпераментах людей и сопряжены с психологическими трудностями. Они могут быть связаны с особенностями поведения людей и их манерами.барьеры общения

Структура общения подразделяется на коммуникативную, перцептивную и интерактивную составляющие. На ее основе выделяют и соответствующие барьеры.

Коммуникативные барьеры в общении людей

коммуникативные барьеры в общенииАдекватное восприятие информации зависит от наличия или отсутствия различных барьеров. При обмене информацией или сообщениями между индивидами, они могут периодически возникать или быть постоянными. При наличии барьеров информация искажается или из-за потери изначального значения вообще не доходит до реципиента.

Смысл информации при общении может искажать барьер субъективной интерпретации. Полученные человеком сообщения рассматриваются им с учетом его же опыта, образования, происхождения и интеллекта. В результате он воспринимает услышанное так, как именно он думает, что ему это было сказано. То, что ему сообщалось на самом деле, человек может «не услышать» и не воспринять. Чтобы разрушить этот барьер, нужно во время беседы постоянно уточнять, правильно ли понимается передаваемая информация.

психологический феноменБарьером общения может служить психологический феномен, выражающийся в уровне восприятия коммуникатора и отношения к нему. Даже важной информации, сказанной коммуникатором, может не придаваться значения, в связи с тем, что он сам вызывает у собеседников негативные чувства, такие как неприязнь или недоверие.

Возникновение барьеров общения может напрямую зависеть от авторитета коммуникатора. Чем он выше, тем точнее и полнее усваивается его сообщение.

Социально-культурные барьеры общения, которые выражаются в политических, профессиональных или религиозных различиях влияют на понимание и интерпретацию передаваемой информации.

Речевые и языковые барьеры общения

речевые барьерыМножественные речевые ошибки и невнятное произношение слов заставляют собеседников с усилием прислушиваться к говорящему. Их также может раздражать очень тихий или слишком резкий голос.

Существуют следующие барьеры непонимания:

  • фонетический — непосредственная связь с плохим произношением слов и отдельных фраз;
  • логический — когда человек говорит не то что думает, не знает как правильно описать свои мысли и чувства, путает причинно-следственные связи;
  • семантический — выражается в том, что собеседники могут придавать одному и тому же понятию различные значения.

Поведение человека во время разговора может также оказывать сильнейшее влияние на отношение к нему его слушателей и, как следствие на качество восприятия исходящей от него информации. Различный словарный запас, дурные привычки, такие как покусывание губ, касание пальцами лица, прикрывание рта рукой во время разговора, прищуривание глаз — ухудшают общение, и на уровне подсознания снижают доверие к информации.

Характеристика эмоционального барьера общения

эмоциональный барьер общенияНаиболее сильное негативное влияние на восприятие получаемой информации оказывает барьер, связанный с отрицательными эмоциями. Его считают наиболее распространенным и связывают с определенным психо-эмоциональным состоянием собеседников. Барьеры страдания, горя, брезгливости, страха, вины, презрения препятствуют общению, закрывают внутренний мир человека, не позволяют найти с ним общих точек соприкосновения и выстроить хоть какой-то диалог.

Преодоление барьеров общения заключается в планомерной работе и последовательных действиях. Но в некоторых случаях, их следует просто принимать во внимание.

Пользоваться частыми уточняющими и наводящими вопросами, не концентрироваться на недостатках говорящего, пытаться выражать свои мысли максимально точно и емко.

Как преодолеть барьеры общения — видео

Семинар-практикум «Барьеры общения» | Социальная сеть работников образования

План-конспект семинара-практикума с элементами тренинга

«Барьеры в общении»

Наталья Юрьевна Живило,

 педагог-психолог МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Цель: формирование представления об основных типах коммуникативных барьеров, совершенствование навыков преодоления барьеров коммуникации

Задачи:

  • показать участникам, что препятствует эффективной коммуникации и какие условия надо соблюдать, чтобы преодолеть барьеры общения;
  • показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения;
  • совершенствовать навыки общения и преодоления барьеров коммуникации.

Участники: педагогические сотрудники ЦДО «Алые паруса».

Предварительная работа:

  1. Составление плана-сценария тренинга.
  2. Подготовка материалов для проведения тренинга.

Оборудование:

  • бумага для индивидуальных записей;
  • маркеры, ручки, карандаши;
  • метафорические ассоциативные карты «Дороги»;
  • изображение для упражнения «Испорченный телефон».
  • скрепки;
  • ватман.

Ход

  1. Приветствие, настрой на работу. Упражнение «Дороги» (выяснение ожиданий участников).
  2. Теоретическая часть. Говоря о коммуникации, мы прежде всего имеем в виду обмен различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и т.п. Если все это можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникация — сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. В этом процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров:

— Барьер смысловой (от фр.barriеre- преграда) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл.

— Барьер эмоциональный — интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения.

— Барьер отношения – взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп.

— Барьер речи — возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.).

Барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.

В данных случаях причиной барьеров выступают в основном индивидуальные психологические особенности (свойства, состояния) общающихся или сложившиеся между ними особого рода психологические отношения (неприязнь по отношению друг к другу, недоверие и т.п.). В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением.

Барьеры в общении могут возникать из-за недостаточного уровня коммуникативной компетентности (ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия) и психологической культуры общения (система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения).

  1. Практическая часть.
  1. Упражнение «Преодоление препятствий»

Участники делятся по парам. Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить почему он сегодня такой».

Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать».

В конце занятия проводиться рефлексия чувств.

  1. Упражнение «Позиции в общении»

Для выполнения этого упражнения создаются пары. Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся, друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

3.3. Упражнение «Испорченный телефон»

Первому вошедшему показывается картина, рассмотрев которую, он словесно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает (не видя картины) следующему услышанное описание. По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Выводы. Почему искажен смысл? Как это происходило? «Слушать и слышать – не совсем одно и то же», «Видеть и понимать – не совсем одно и то же».

3.4. Упражнение «Скрепка»

Каждому участнику выдается по одной скрепке. Задача выменять скрепку на любой другой предмет, после этот предмет выменивать на другой и так до бесконечности. Задача выменять на более дорогие предметы или совершить как можно больше обменов. Время выполнения задания должно быть ограничено. Упражнение развивает коммуникативные навыки, учит спокойно и достойно принимать отказ.

  1. Упражнение «Слепой художник»

Умение слушать. Отработка умения задавать вопросы. Актуализация рефлексии переживаний, направленной на координацию компонентов системы «переживания – значения – смыслы».

 «У великого художника есть замысел замечательной картины. Но он не может воплотить этот замысел в жизнь, так как неожиданно ослеп. Ученик решает помочь своему учителю и воплотить в жизнь его мечту. Задача ученика – стать «глазами» и «руками» художника и нарисовать картину по его описанию. Нужно попробовать почувствовать то же, что чувствует художник, понять его мысль, увидеть то, что он видит мысленным взором. Итак, «художник» закрывает глаза. «Ученик» начинает работать. Вам дается 10 минут. Через 10 минут происходит смена ролей. Один из «учеников» становится художником».

Участникам упражнения дается возможность высказаться о своем состоянии, чувствах, мыслях во время выполнения упражнения. Возможно обсуждение вопросов: «Удовлетворены ли вы тем, как поняли вас ваши партнеры?», «Насколько точно воплощен ваш замысел?», «Какие чувства вы сейчас испытываете по отношению к картине, к коллегам?» и т. п.

  1. Рефлексия

Литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс — 1996.
  3. Антипина Н. Г. Педагогическое общение – М.– 2007.

Барьеры эффективной коммуникации

  1. Барьеры, обусловленные восприятием:

    1. Разный уровень компетентности. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от имеющегося у них опыта.

    2. Избирательное слушание – люди более склонны к восприятию той информации, которая позитивно окрашена и согласуется с их мнением и личным опытом; негативно окрашенная и противоречащая опыту информация может отвергаться уже на этапе восприятия. Этот процесс непроизвольный, поэтому плохо поддается сознательному контролю.

    3. Семантический барьер – связан с разным смыслом, который могут приписывать одним и тем же символам (словам) отправитель и получатель сообщения. (Семантика изучает способ использования слов и значения передаваемые словами. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой он использован).

    4. Барьеры межличностного взаимодействия, создающие ситуацию, когда для получателя информации становится значимой не сама информация, а эмоциональное переживание процесса взаимодействия.

    5. Невербальные преграды (частный случай 1.4) — связаны с негативным значением языка поз и жестов. Чаще всего возникают при неконгруэнтном поведении, когда невербальная составляющая имеет личностно-значимый для получателя смысл.

    6. Физические барьеры – наличие шумов и помех в канале передачи информации.

  2. Барьеры, обусловленные плохой организацией коммуникаций

    1. Плохая обратная связь.

    2. Давление времени.

    3. Перегрузка общения.

  3. Барьеры, вызванные низким уровнем доверия

    1. Нежелание вступать в контакт или делиться информацией.

    2. Намеренное сокрытие или искажение информации.

    3. Неуверенность в достоверности получаемой информации.

Основные проблемы в нисходящих коммуникацияхвозникают от того, что при передаче информации не уделяется должного внимания ее получателю. Исследования показали, что нисходящий информационный поток может оказать следующее действие на получателя информации:

Способы улучшения нисходящих коммуникаций

Продуманно формировать поток нисходящей информации с учетом особенностей восприятия адресата.

Обращать внимание на возможные семантические барьеры, пояснять смысл сообщения.

Организовывать эффективную обратную связь для своевременного выявления и коррекции искажений смысла передаваемого сообщения.

Особенности восприятия информации.

  1. Интерпретируя информацию, люди следуют по пути наименьшего сопротивления.

  2. Люди легче воспринимают сообщения, согласующиеся с имеющимся у них опытом.

  3. Сообщения, противоречащие ценностям человека, вызывают большее сопротивление, чем те, которые противоречат рациональной логике.

  4. Сообщения, способствующие удовлетворению важных для человека потребностей, воспринимаются легче, чем те, которые не способствуют.

  5. Когда люди видят изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к новым сообщениям.

  6. На коммуникацию влияет ситуация в целом: в одной ситуации сообщение может показаться сообразным ситуации, в другой — нет

Проблемы восходящих коммуникаций

Из всех направлений общения именно восходящие коммуникации являются наименее эффективными. Самые распространенные негативные явления:

  1. Задержки,т.е. медленное восхождение информации на высокие уровни, когда менеджеры не рискуют поднимать проблемы, т.к. боятся негативной реакции руководства. Поэтому на нижнем уровне информация тормозится, т.к. менеджеры пытаются сами решить проблему.

  2. Дефицит восходящей информации. Проблемой являетсяпотребностьотправителяв ответе, то есть в реакции руководства на отправленную информацию. Осуществление обратной связи это поощряет восходящий поток информации, ее отсутствие – гасит, подавляет восходящие коммуникации.

  3. Фильтрация – определенная форма цензуры снизу, как естественной склонности всех работников доводить до сведения руководителя лишь то, что он, по их мнению, хотел бы услышать. Иногда для преодоления фильтрации рядовые сотрудники добиваютсяпрямого выходана начальника, минуя одну или несколько ступеней в иерархии.

  4. В восходящих коммуникациях возможны искажения или сознательное изменение сообщения таким образом, чтобы оно способствовало достижению чьих-то личных целей. Это не только мешает менеджеру принять обоснованное решение, но и разрушает доверие сторон

Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций

  1. Процедура обжалования – регламентированная возможность обратиться с жалобой к вышестоящему начальнику, минуя своего непосредственного руководителя.

  2. Политика открытых дверей (дверь непосредственного начальника в буквальном смысле всегда открыта для всех, кто хочет поделиться с ним своими соображениями), проведение встреч с работниками, практика «выхода в народ»

  3. Консультации, опрос общественного мнения, собеседования с увольняющимися работниками, «ящики для предложений».

  4. Партисипативные методы (методы принятия решения на основе вовлечения работников), «кружки качества» и т.д..

  5. Использование неформального общения.

  6. Повышение коммуникативной компетентности руководителей, в том числе, развитие навыков активного слушания.

Повышение эффективности горизонтальных коммуникаций

  1. Приобретение сотрудниками необходимых навыков межличностного общения.

  2. Совершенствование внутренней среды организации, повышение уровня доверия, развитие духа сотрудничества.

  3. Грамотная политикой руководства при управлении организационными конфликтами.

  4. Повышение мотивации достижения общеорганизационных целей.

Барьеров для эффективного общения

«Все было сказано раньше, но поскольку никто не слушает, мы должны возвращаться и начинать все сначала». — Андре Жид (французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1947 года).

Barriers to Effective Communication

Иногда где-то между моментом, когда кто-то говорит и другой отвечает, связь прерывается.

Мы все там были. Разговор, или даже онлайн-чат, или цепочка мобильных текстов приводит к ужасному недоразумению, и внезапно все надежды на достижение соглашения исчезают. Что случилось?

1. Физические барьеры: это связано с плохим или устаревшим оборудованием, используемым во время связи, фоновым шумом, плохим освещением, слишком высокими или слишком низкими температурами.

2. Отношение: эмоции, такие как гнев или печаль, могут испортить объективность. Кроме того, чрезмерная нервозность, личная повестка дня или «необходимость быть правым, несмотря ни на что» могут сделать общение менее эффективным. Это также известно как «эмоциональный шум».

Faulty IS_Barriers to Effective Communication

3. Язык: это может показаться простым, но даже люди, говорящие на одном языке, могут испытывать трудности с пониманием друг друга, если они из разных поколений или из разных регионов одной страны. Сленг, профессиональный жаргон и региональные разговорные выражения могут даже навредить коммуникаторам с самыми лучшими намерениями.

4. Физиологические барьеры: плохое здоровье, плохое зрение или слух, боль.

5. Проблемы с проектированием структуры: компаний или учреждений могут иметь нечеткую организационную структуру, что может затруднить общение. Также виноваты плохие коммуникации — плохие информационные системы и отсутствие контроля или обучения вовлеченных людей.

6. Культурный шум: человек иногда делают стереотипные предположения о других, основываясь на их культурном происхождении.

//]]>

7.Отсутствие общего опыта: — отличная идея использовать примеры или истории, чтобы объяснить обсуждаемый вопрос. Однако, если говорящий и учащийся не могут иметь отношения к этим примерам, потому что у y разные знания или одинаковый опыт, то этот инструмент будет неэффективным.

8. Неоднозначность и чрезмерное использование абстракций: оставление вещей недосказанными, использование слишком большого количества обобщений, пословиц или поговорок может привести к нечетким сообщениям, которые могут быть интерпретированы как . Info Overload_Barriers Effective Communication

9. Информационная перегрузка: требуется время для обработки большого количества информации, а слишком большое количество деталей может ошеломить и отвлечь аудиторию от важных тем. Будь проще, дорогая.

10. Предположения и поспешные выводы: Это может заставить кого-то принять решение о или чем-то до того, как выслушать все факты.

Все эти препятствия на пути к эффективному общению могут либо отвлекать участников, либо иным образом препятствовать общению. Убедитесь, что они не мешают ясно изложить вашу точку зрения!

Что теперь?

Теперь вы можете перейти к изучению ключей к эффективному общению и начать свой путь к совершенствованию коммуникативных навыков!

Вот также несколько отличных книг по этой теме, которые вы, возможно, захотите почитать:

Не могу пройти: восемь барьеров для общения Психология убеждения: как убедить других к своему образу мышления

Другие полезные ресурсы:
Википедия — препятствия на пути эффективного человеческого общения

.

Барьеры для эффективного общения в бизнесе

Планирование, подготовка и практика общения будут неполными и безуспешными, если кто-то не определит и не поймет препятствий на пути эффективного общения . Эти препятствия представляют собой физические, социологические и психологические препятствия, мешающие планированию, организации, передаче и пониманию сообщения. Существует ряд таких препятствий, которые могут возникнуть в процессе общения. Естественным результатом таких препятствий или мешающих факторов является неправильное понимание сообщения.Эти факторы влияют на уверенность в себе, самораскрытие и самосознание отправителей и получателей сообщений. Барьеры для эффективного общения представляют опасность для любой организации, если они не будут устранены вовремя. Когда коммуникатор передает идею в неизменной и неискаженной форме получателю, а получатель отвечает на нее, тогда процесс коммуникации считается идеальным. Но этот процесс «идеального» общения никогда не может существовать из-за ряда факторов, которые стоят на его пути как препятствия.Коммуникатор должен определить и понять причины плохого общения, чтобы общаться эффективно. Понимание процесса общения — это первый шаг к совершенствованию способностей и навыков общения, но понимание факторов, мешающих нам передать точное значение, очень важно для эффективного общения.

Типы препятствий для эффективного общения

Эффективное общение будет происходить только в том случае, если информация будет отправлена, получена и понятна.Это происходит, когда чистое сообщение отправляется отправителем через соответствующий носитель, который затем дает обратную связь, которая показывает, что сообщение было понято. Несколько факторов, называемых барьерами, могут привести к тому, что общение станет неэффективным.

Во-первых, сбой мог произойти на любом из этапов связи. Возможно, сообщение отправлено через неподходящий носитель. Например. объяснение технических схем, графиков и технического языка по телефону, скорее всего, приведет к тому, что получатель сделает ошибки в понимании этого.Также может быть неправильно понято использование жаргона, который представляет собой слова или фразы со специальным значением. Обычно их понимает определенная группа людей, но не другие (например, язык технических вычислений). Это определенно приведет к путанице в отношении значения сообщения со стороны обычных сотрудников. Например. техническая информация о продукте, непонятная отделу маркетинга, может привести к вводящей в заблуждение рекламе и снижению продаж. Кроме того, устная отправка длинных сообщений может привести к тому, что получатель забудет или запутает сообщение.Таким образом, форма сообщения может быть препятствием, если оно является ядерным или неожиданным для получателя, или в нем отсутствует информация, которая должна была быть передана. Например. запрос на отправку товара — неполное сообщение. Может случиться так, что товар потребовался немедленно, но получатель, не понимающий срочности, отправляет товар на следующий день, что приводит к неудовлетворенности покупателя. Кроме того, если информации слишком много, возможно, больше, чем фактически требуется приемнику для правильного ответа, это может привести к информационной перегрузке или шуму.Это ненужные данные, которые фактически мешают получателю понять важные элементы сообщения. Если информация должна проходить через длинную цепочку команд из-за слишком большого количества уровней иерархии, она может быть искажена. Кроме того, доставка сообщений может быть настолько медленной, что к тому времени, когда они достигнут получателя, время действия уже прошло или сообщения могут со временем изменить свое значение. Другие препятствия возникают из-за плохого отношения либо отправителя, либо получателя.

.

6 препятствий для эффективного общения

3 преимущества использования ледоколов> опубликовано 18 июля 2018 г.

Мы общаемся с людьми каждый день.Мы общаемся через разговоры, выражения и язык тела, социальные сети, электронную почту, телефон и т. Д. Мы полагаемся на наши коммуникативные навыки, чтобы развивать дружеские отношения, планировать отпуск, исправлять браки, заказывать обед, покупать машину, выражать свое мнение, спрашивать помогаем, заключаем сделки, принимаем предложения о работе и т.д.

Поскольку мы так часто общаемся разными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний со 100 000 и более сотрудников.SHRM обнаружила, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов в год из-за плохой связи. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что составляет более 24 миллиардов долларов.

Общие барьеры для эффективного общения

Независимо от типа общения: устное, невербальное, письменное, аудирование или визуальное, если мы не общаемся эффективно, мы подвергаем риску себя и других. Помимо физических и технических препятствий, существует шесть препятствий для эффективного общения, которые каждый сотрудник и руководитель должен стремиться устранить.

Неудовлетворенность или отсутствие интереса к своей работе

Если вы недовольны или потеряли интерес к своей работе, у вас гораздо меньше шансов на эффективное общение — как в плане отдачи, так и получения. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления и, следовательно, обычно не меняется, пока человек не уйдет.

Неспособность слушать других

Активное слушание — важный аспект эффективного общения.Вы не можете общаться с кем-то, если не слушаете его, потому что вы склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на вашем восприятии в сравнении с реальностью.

Отсутствие прозрачности и доверия

Очень сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то скрываете, они будут беспокоиться, некоторые будут строить предположения, и в результате им будет труднее обрабатывать любую вашу попытку пообщаться с ними.

Стили общения (когда они различаются)

У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямые, другие предпочитают более косвенный подход. Некоторые используют подробные данные, другие — общие и т. Д. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими людьми, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как: «Мэри никогда не объясняет, что она хочет, чтобы я делал, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на общей картине.”

Конфликты на рабочем месте

Конфликт может возникать по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Не обязательно важна природа конфликта, важно работать над его разрешением. Когда конфликт не искоренен, он нарастает, а затем люди начинают принимать чью-то сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.

Культурные различия и язык

Важно понимать культурные различия в общении.Но не думайте только о международном, как вспоминая, что в Японии фамилия предшествует имени. Также могут быть региональные различия — например, северянин может не любить термин «вы все» или даже понимать более исчерпывающий вариант «все вы». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, суть в том, что культурные различия могут возникать в пределах США, и когда один не признает культурных различий, они рискуют обидеть другого человека. Именно в преступлении обрывается общение.

Мы все должны активно размышлять над собственными коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникационных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (участие в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Однако никто не идеален, поэтому также важно распознавать и осознавать, когда вы совершаете ошибку, что является первым шагом к сохранению открытых дверей для эффективного общения.

Хотите узнать больше о коммуникативных навыках? Прочтите эти похожие сообщения в блоге:

Бест,

Энн Конверс Willkomm
Ассистент клинического профессора
Заведующий отделением аспирантуры
Колледж Гудвин
Университет Дрекселя
.

препятствий для эффективного общения на рабочем месте


05 сентября 2018 — Джини Бекири

Эффективное общение на рабочем месте не всегда бывает простым, и препятствия могут легко помешать. Они вызывают искажение сообщений, что впоследствии приводит к путанице, непониманию и даже в некоторых случаях оскорблениям.

В этой статье мы обсуждаем препятствия для общения на рабочем месте и способы их преодоления.

Сводка барьеров для общения

  • Физические препятствия невербальному общению . Отсутствие возможности видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным.
  • Психологические барьеры , например, человек с социальной тревожностью и / или низкой самооценкой может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником.
  • Эмоциональные барьеры . Некоторым людям может быть трудно выразить свое мнение по таким вопросам, как политика, религия, инвалидность (умственная и физическая), сексуальность и расизм.
  • Жаргон и аббревиатуры . У компаний часто есть собственный жаргон и аббревиатуры, с которыми новые сотрудники могут столкнуться с трудностями.
  • Отсутствие внимания , интерес и отвлечение внимания к слушающему.
  • Различия в восприятии и точках зрения .
  • Физические нарушения , такие как проблемы со слухом или речью.
  • Различия в языке и незнакомые акценты.
  • Ожидания и предрассудки , которые могут привести к стереотипам.
  • Культурные различия .Нормы социального взаимодействия сильно различаются в разных культурах, равно как и способы выражения эмоций.

Физические барьеры

Физические препятствия могут помешать человеку интерпретировать невербальные сигналы. Это чаще встречается в методах общения, основанных на технологиях, а не при личной встрече. Другие физические препятствия включают:

  • Старое или сломанное оборудование, используемое для связи
  • Некомфортные температуры
  • Фоновый шум
  • Плохое освещение
  • Общение во время перерыва / обеда / окончания рабочего времени
  • Большие рабочие зоны или работа в зоне, которая физически отделена от коллег
  • Закрытые двери
  • Большие географические расстояния между отправителем и получателем — общение обычно проще, чем короткие расстояния

Открытые офисные пространства становятся популярными, поскольку они предоставляют сотрудникам собственные рабочие места, а также устраняют видимые барьеры между коллегами, которые могут мешать общению.

Психологические барьеры

Психологическое состояние говорящего и слушателя может влиять на общение, например:

  • Человек, страдающий социальной тревожностью и / или низкой самооценкой, может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником. Они могут быть обеспокоены тем, заметит ли их руководитель, что они нервничают, им может быть трудно поделиться своими настоящими мыслями и т. Д.Впоследствии этот человек может понять, что не может вспомнить, что сказал менеджер, потому что был слишком отвлечен своими мыслями.
  • Гнев может привести к тому, что вы говорите то, о чем сожалеете, и неверно истолковываете то, что говорят другие.

Барьеры организационной структуры

Компании с неясной структурой могут затруднить общение. Например, у них может быть неэффективная система обмена информацией и коммуникации, сотрудники могут не знать, какова их роль в системе коммуникации и т. Д.

Если компания имеет сложную структуру с множеством уровней управления, информация будет потеряна или искажена при прохождении через каждый уровень иерархии.

Барьеры восприятия

Различные мнения и взгляды могут снизить объективность. Вы можете вступить в разговор, предполагая, что слушатель не поймет вас или не будет интересоваться тем, о чем вы говорите — это может привести к непреднамеренному нанесению вреда вашему сообщению, например, к пренебрежительной лексике или попыткам быть более юмористическими.

Или вы можете быть слушателем, который не согласен с убеждениями говорящего, поэтому вы предпочитаете не слушать должным образом или вы ищите ошибки в том, что он говорит, вместо того, чтобы пытаться понять.

Заградительные барьеры

Слушатель может не обращать достаточного внимания на то, что говорится, возможно, он отвлекается, его не интересует или он думает, что тема говорящего неуместна. Это очень распространено в письменном общении, например, когда не читают протоколы собрания команды.Связь двусторонняя; не обращая внимания и активно слушая, вы не поймете сообщение.

Слишком много информации

Предоставление кому-то огромного количества деталей может запутать его и отвлечь от вашего сообщения. Это особенно актуально, если в сообщении содержится много новой для получателя информации.

Убедитесь, что вы избегаете информационной перегрузки на собраниях, где люди могут легко отключиться.

Эмоциональные барьеры

Эмоциональные реакции как говорящего, так и слушающего могут помешать эффективному общению. Трудно отложить в сторону и не действовать в соответствии с нашими эмоциями, но это необходимо. Постарайтесь выяснить, какие слова, темы и т. Д. Могут вызвать у вас сильные эмоциональные реакции, чтобы составить план управления ими.

Распространенной эмоцией в общении является страх. Люди часто склонны думать, что их мнение не имеет значения на рабочем месте или что люди будут отрицательно судить их, если они высказываются.Но это не так, и вполне вероятно, что окружающие тоже будут бояться что-либо сказать, поэтому они будут уважать вас, когда вы все-таки заговорите. То, что ценно для вас, будет ценно для другого человека.

Культурные барьеры

Культурные барьеры могут мешать общению разными способами:

  • Нормы общения в разных культурах различаются, например, личное пространство.В таких ситуациях важно найти общий язык.
  • Люди могут формировать предположения, основанные на стереотипах о культуре другого человека (культурный шум).
  • Рабочая культура в разных компаниях различается, а это значит, что вам нужно адаптироваться к культуре вашей компании, чтобы эффективно общаться.

Предположения, поспешные выводы и преждевременные оценки

Формирование суждения до того, как выслушать все, что говорит говорящий, искажает ваше понимание.Люди часто слышат то, чего ожидают, что может привести к ложным выводам.

Семантические и языковые барьеры

Может быть:

  • Языковые различия говорящего и слушателя
  • Трудности в понимании незнакомых акцентов
  • Использование: жаргона, незнакомых / региональных выражений, специальных сокращений, сленга, технической терминологии

Все вышеперечисленное может исключить других и привести к неправильному толкованию или даже оскорблению, поэтому вам нужно говорить прямо и ясно, чтобы вас поняли.

Межличностные барьеры

Низкая самооценка и предубеждения могут мешать вам строить отношения и связи с другими из-за вашего ложного восприятия. Чтобы преодолеть это, вам нужно больше общаться с другими, чтобы повысить свою уверенность и узнать о своих сильных и слабых сторонах.

Физиологические барьеры

Нарушение зрения, проблемы со слухом, болезни и боли могут мешать эффективному общению на рабочем месте.

Отсутствие сходства

Чтобы прояснить свою точку зрения, обычно используются примеры и рассказы. Однако их влияние снижается, если: другой человек не считает это связным, у него нет таких же знаний или такого же опыта, как у вас.

Кроме того, информация фильтруется на личном уровне с использованием нашего опыта и убеждений. Чем больше кто-то похож на вас, тем больше вероятность того, что он будет смотреть на вещи одинаково.Таким образом, ораторы с разным социально-экономическим образованием для своих слушателей должны быть осторожны, чтобы адаптировать свою речь к своей аудитории.

Неопределенность

Расплывчатость в объяснениях и использование слишком большого количества обобщений или пословиц может привести к нечеткому общению и неправильному толкованию.

Статус

Связь может пострадать от выборочной связи. Руководители иерархии компании могут не делиться определенной информацией с подчиненными из опасения, что их сочтут некомпетентными, и они хотят усилить статусные различия.

Подчиненные, как правило, делятся только информацией, которая понравится их начальству, и избегают делиться своими ошибками и просить дальнейших разъяснений по работе.

Нехватка времени

Может просто не хватить времени для эффективной передачи информации.

Сопротивление изменению

Люди могут захотеть сохранить статус-кво, поэтому, когда, например, докладчик пытается предложить идеи, связанные с изменением, люди могут проигнорировать это или выступить против него.

Барьеры доверия

Люди с большей вероятностью будут слушать сообщение, если у отправителя есть надежная и заслуживающая доверия репутация. Без этого доверия получатели могут быть подозрительными, сопротивляться или даже враждебно относиться к общению.

Итого

Чтобы эффективно общаться на рабочем месте, вы должны знать об этих препятствиях и стараться их преодолевать.Для этого может быть особенно полезно развитие сочувствия, поскольку можно легко разочароваться в собеседнике, участвующем в разговоре, что снизит качество общения.

Сочувствие увеличивает ваше терпение, которое позволяет вам быть вдумчивым и находить решения эффективным и спокойным образом.

.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.