Базовые и сложные эмоции: Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека

Содержание

Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека

Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека

Жизнь без эмоций, какая она? Скучная и однообразная или жизни не существовало бы в принципе? Изначально эмоции появились как инструмент развития и сохранения человеческого вида: заставляют избегать опасность, предупреждают о появлении врага, сигнализируют о потребностях и регулируют поведение. Благодаря им человек постоянно стремится к совершенству, получает мотивацию и заряд бодрости, заботится о себе и окружающих. Эмоции наполняют жизнь смыслом, подталкивают к продолжению рода и заботе о потомстве. Это инструмент общения с внешним и внутренним мирами.

 

Само бытие представляет нескончаемый и непрерывный поток сменяющих друг друга эмоциональных откликов. Но в определенных условиях они могут наносить вред. Поэтому очень важно научиться понимать и управлять эмоциональным состоянием.

Классификация эмоций

Многие ученые пытались систематизировать базовые эмоции. Наиболее широкое распространение получили две классификации.

 

Классификация Пола Экмана:

  • радость;
  • печаль;
  • страх;
  • отвращение;
  • удивление;
  • злость;
  • презрение.

Классификация Изарда:

  • удовольствие – радость;
  • страх – ужас;
  • отвращение – омерзение;
  • удивление – испуг;
  • гнев – ярость;
  • горе – страдание;
  • интерес – возбуждение;
  • стыд – унижение.

 

Описание и значение эмоций

Радость. Помогает сближаться и взаимодействовать с другими людьми, формирует психологическую привязанность. Обостряет чувство причастности и единства с миром. Ответ на удовольствие, оправдание надежд и желаний. Поддерживает положительный настрой и вдохновляет.

Печаль. Реакция на утрату и образовавшуюся внутреннюю пустоту. Выполняет защитную функцию, стимулируя выход негатива и внутреннего напряжения, что, в свою очередь, не позволяет впасть в длительную депрессию.

Страх. Возникает в ситуациях опасности. Личность перестает адекватно оценивать действительность, поэтому не может сконцентрироваться на самой возможности избежать угрозы. Он заставляет человека увеличивать дистанцию между ним и небезопасными факторами. Чем больше расстояние – тем меньше проявления страха. Это мощный стимул и помощник, так как дает возможность одержать верх над опасностью.

Отвращение (омерзение). Реакция отторжения. Может проявляться в отношении предметов, запахов, вкусов, других людей и себя. Подсознательно личность будет стремиться держать дистанцию, что является положительной стороной, так как предупреждает ситуации, которые могут иметь негативные последствия.

Удивление. Помогает лучше ориентироваться в окружающей среде, повышает внимание, налаживает отношения и взаимопонимание. Открывает возможности увидеть что-то новое в привычных вещах или окружении. Но если человек встревожен – превращается в испуг.

 

 

Злость. Выполняет важные функции: сигнализирует о появлении врага или угрозы, стимулирует к борьбе за потребности. Дает энергию и подготавливает тело к защите: фокусирует внимание, уменьшает тревогу и эмпатию, чтобы облегчить нападение в случае необходимости.

Гнев (ярость). Подталкивает к переменам в неудовлетворительной ситуации. Конструктивен, только если направлен на изменения, в противном случае выступает как разрушитель. Это эмоция «чистого вида». Является сигнальной системой к изменению взаимодействия с определенными личностями. Подталкивает на разрушение старого и строительство чего-то нового.

Презрение. Отрицательная оценка событий или людей. Те, кто испытывает презрение, ощущают свое превосходство. Но если оно направлено на себя, то может спровоцировать затяжную депрессию и суицид. Самое разрушительное эмоциональное состояние для отношений и самого человека. Особо жестокие убийства провоцируются именно ним. Положительными сторонами выступают: стремление личности стать лучше, как способ оценки недостойного поступка.

Стыд (унижение). Заставляет человека чувствовать себя неудачником, беспомощным и несостоятельным. С другой стороны, развивает самоконтроль, побуждает к приобретению новых навыков и развитию.

Горе (страдание). Негативное состояние, связанное с утратой чего-то (кого-то) очень ценного или полной неспособностью удовлетворения крайне важных потребностей. Часто выливается в депрессию.

 

Из базовых эмоций наиболее важными являются те, которые обеспечивают выживание и стимулируют развитие.

 

 

Обеспечивающие выживание

  1. Страх. Основа выживания на земле и сохранения вида. Под его воздействием древние люди искали укрытие от природных явлений и диких животных. Развивались осторожность и инстинкт самосохранения. Страх боли научил избегать его источников и продумывать свои шаги, предупреждая опасность. 
  2. Удовольствие. Можно назвать много синонимов, но все они подойдут под одно определение – это то, что дарит высшую степень наслаждения, удовлетворение и стремление испытать похожие чувства еще. Легко иллюстрируется на примере младенца-грудничка. Большинство наблюдало реакцию малыша на поглаживания по животику и отчетливому проявлению блаженства и счастья.

Все остальные проявления – производные от двух основных эмоций. Это можно доказать: радость – приподнятое чувство, сродни эйфории, от достижения какой-либо цели, неожиданного события, вызывающее веселье, ликование и восторг. Но в основе этого чувства лежит полученное удовольствие. Иначе, можно сказать, что радость – ликование от действия, принесшего удовольствие. Можно рассмотреть и печаль. Она также выделяется как одна из основных. Но легко можно понять, что печаль – производная и от страха и от удовольствия. В первом случае она вызвана невозможностью добиться желаемого. А во втором, наоборот, от ожидания большего удовольствия, чем полученное.

 

 

Стимулирующие развитие

  1. Интерес. Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
  2. Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.

Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее. Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.

 

Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.

 

Читайте также:

Базовые эмоции — Психологос

Фильм «ГлобоСфера»

Список базовых эмоций в процессе эволюции человечества — меняется.
скачать видео

Базовые эмоции — эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции — общие для всех.

Критерий — наличие физиологической базы (мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию) и сходство внешних выразительных движений.

Попытки определить набор «фундаментальных» или «базовых» эмоций имеют на Западе давнюю традицию. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Авторы классификаций: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер.

​​​​​​​Противоположность базовым — вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

Многие психологи-практики базовыми эмоциями называют элементарные, далее неразложимые эмоции, из которых «собираются» эмоции составные, но в этом случае возникает путаница. Смотри Элементарные эмоции

Врожденные и базовые эмоции

Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоций является врожденными. Однако не очевидно, что все базовые эмоции являются врожденными, и не очевидно, что все врожденные эмоции являются базовыми. См.→

Список базовых эмоций

Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:

  1. радость (довольство)
  2. удивление
  3. печаль (грусть)
  4. гнев (злость)
  5. отвращение
  6. презрение
  7. страх

Список от Изарда несколько иной:

  1. Удовольствие — радость
  2. Интерес — возбуждение
  3. Удивление — испуг
  4. Горе — страдание
  5. Гнев — ярость
  6. Страх — ужас
  7. Отвращение — омерзение
  8. Стыд — унижение

Подробнее смотри главу из: Изард, Психология эмоций

По мнению гештальт-терапевтов, основных чувств немного: гнев, страх, печаль, волнение, счастье, любовь. Слова типа «разочарованный», «виноватый», «обиженный», «раздраженный» обычно скрывают гнев. «Растерянный», «напряженный», «встревоженный» — страх. «Одиночество», «скука», «пустота» — печаль.

Изменяемость базовых эмоций

Даже если базовые эмоции врождены, то в индивидуальной биографии они могут меняться. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. См.→

Полезные ссылки:
  1. Взгляды западных теоретиков

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Базовые эмоции человека. |

  • Что такое эмоции.
  • Что ощущает человек.
  • Сложные эмоциональные состояния.
  • Настроение и чувство — в чем разница.
  • Фундаментальные эмоции человека.
  • Характеристики эмоций.
  • Эмоции по Плутчику и Изарду.

Что такое эмоции

Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет что это такое. Или, по крайней мере, так думает.
Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь испытывая эмоции, мы автоматически считаем их неотъемлимой частью себя самих, а значит чем то само собой разумеющимся. К сожалению, часто бывает так, что именно те вещи, которые кажутся нам слишком очевидными, наиболее часто остаются без внимания.

Еще одна причина заключается в том, что мы нередко испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств. В такие моменты мы не можем точно сформулировать, что именно мы испытываем — радость или просто удовлетворение, удивление или страх, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия (грусть?) вызывает у нас нечто похожее и на радость и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например, из разочарования, горя и гнева, а ведь это, ни что иное, как хорошо знакомая всем обида.

Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле, бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем в настоящий момент — «здесь и сейчас». В лучшем случае, мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми, да и то, если они достаточно ярко выражены. И наверное каждому знакомо состояние, когда сложно сказать что именно мы чувствуем, до такой степени, что не получается сказать, хорошо нам или плохо, радостно или грустно, а в общем непонятно как.

Зачем нам знать о своих эмоциях?

Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?

Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни.
Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том, как именно они устроены?

Вероятно, этот вопрос во многом риторический. Есть например, такие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире», для одиних людей они просто блажь, а для других, одни из самых важных в жизни. И, если вы человек из второй категории, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес.

Почему знание об эмоциях и чувствах может быть так важно?

Возможно потому, что это вопрос о том, что именно я чувствую, и, ведь если задуматься, то именно из этого и состоит наша жизнь.

Такой трудный вопрос — что я чувствую прямо сейчас?

Закройте глаза и попробуйте сделать это. Попробуйте ответить на этот, вроде бы несложный вопрос. Не удивлюсь, что скорее всего, вы придете в замешательство.  И вы, не только не сможете вычленить свои эмоции по отдельности, но также, не сможете описать свое состояние, так, чтобы сказать с уверенностью — это именно то, что я и чувствую на самом деле.

Иногда нам кажется, что это вполне возможно. Но это, либо заблуждение, либо эмоция настолько сильна, что в данный момент затмевает все другие. Так бывает во время стрессовых событий. Например, мы испытываем сильный страх во время стихийного бедствия, в такой момент, нам наверняка кажется, что мы понимаем, что наша эмоция, это страх и только. Но вот, опасность миновала, страх еще не прошел, но уменьшился настолько, что мы начинаем замечать, что на самом деле, он был не один, а было еще удивление, интерес, возможно даже восторг, просто в какой то момент, страх был так силен, что мы не замечали всего остального.

Природа эмоционального фона (интегрального эмоционального сосотояния) такова, что это всегда причудливая смесь самых разных эмоций, и даже если каждую из них мы и могли бы назвать по-отдельности, то в совокупности, это всегда останется тем, чему мы сможем дать лишь смутное название.

Реконструкция события с точки зрения эмоций

Представьте себе ситуацию — вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется, что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из опавшей листвы. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась маленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту восходит луна и освещает дорожку так, что вы видите совсем рядом забор соседнего дома. Вы облегченно вздыхаете, и идете домой. Обычно мы никогда не задумываемся в такие моменты что же именно мы ощущаем. Вероятнее всего, если вы будете рассказывать эту историю своим друзьям за чашкой чая, вы упомянете испуг, и, возможно финальное облегчение. Это означает, что вам запомнилось только два, наиболее сильных эмоциональных момента этого короткого события. Но было ли у вас только две эмоции?

Давайте попробуем себе представить что вы, скорее всего, могли ощущать за время описанного события, которое длилось, ну например, 2-3 минуты.

Анализ вероятных ощущений во время события

Итак, с самого начала. Мы идем и в нас медленно зарождается легкая тревога, мы не знаем что там впереди. Вполне вероятно, мы ощущаем легкий холодок в области солнечного сплетения, живота и спины. Возможно, нас даже совсем слегка поташнивает. Мы чувствуем ногами землю, и легкую прохладу вечернего воздуха, мы ощущаем досаду (разочарование, а может и легкий гнев) от того, что забыли фонарь и легкое чувство вины (разочарование собой) оттого, что забыли дорогу.  Мы слышим звук своих шагов и то, как шуршат листья под ногами. Вдруг мы видим движение тени, на нас немедленно обрушивается поток ужаса (страха), холодеют руки, спина и выступает пот, слегка дрожат колени, в голове мелькает история о вампирах из книги, которую недавно прочитали, но в тот же момент приходит рациональная оценка ситуации и ужас проходит, но след его мы чувствуем еще некоторое время, сильная эмоциональная волна прошла, но остался страх. На эти несколько секунд это доминирующее чувство, в этот момент нам кажется, что в нас есть только страх и только. Мы подходим к месту, которое напугало нас и чувствуем опасение, настороженность (затихнувший, но все еще живущий в нас страх) и надежду на то, что здесь никого нет что нам все показалось. И вот, мы выходим на тропу, видим свет луны, собаку и забор, и в нас возникает чувство облегчения и легкой радости от того, что ситуация завершилась так быстро и благополучно. Наше настроение (интегральное эмоциональное состояние) вернулось на прежний уровень и мы ощутили эмоциональный подъем, который, возможно, чувствовали все время в период сегодняшней прогулки по лесу. Мы вспомнили, что в доме нас ждут друзья и родные и через несколько минут мы увидим их. В нас поднимается чувство любви, которое еще больше поднимает настроение и дарит тепло, которое мы ощущаем буквально физически. Нам кажется, что нахлынувшая на нас приятная эмоциональная гамма, придает нам дополнительные силы, мы вдыхаем чистый воздух, ускоряем шаг, приближаемся к дому. От испытанного за последние несколько минут мы начинаем чувствовать все, что происходит с нами в данный момент заметно острее, чем до начала события.

Вот тот, разумеется далеко не полный перечень ощущений, которые мы могли бы пережить в описанной ситуации.

Разумеется в такой ситуации каждый пережил бы что-то свое, а теперь, попробуйте закрыть глаза и живо представить описанное происшествие. Что почувствовали бы именно вы?

А теперь давайте разберемся, что же мы чувствовали.

1. У нас были физические реакции и ощущения, некоторые из них были следствиями охвативших нас эмоций (холод, потоотделение, дрожь, тепло), а некоторые, окружающим нас миром (звуки, тени, запах, ощущения холодного воздуха и дороги под ногами).
2. Мы испытали эмоции — тревога, страх, ужас, досада, вина, облегчение, радость.
В совокупности же мы испытали довольно сложную эмоциональную палитру, давайте назовем это чувством и настроением.
Например, вспоминая своих близких, мы испытали любовь и теплоту, мы восстановили, то, что можно назвать эмоциональным балансом — хорошоее настроение (позитивное психологическое состояние).
3. Мы рационально оценили сложившуюся ситуацию и, эта оценка очевидно, влияла на наш эмоциональный фон. Кроме того, были задействованы механизмы памяти, например, мы вспоминали книгу которую читали и, скорее всего, вспоминали похожие ситуации, в которые мы, возможно, попадали ранее. Вполне возможно, некоторые из воспоминаний пришли к нам из подсознания, это могли быть какие то травмирующие старые события, которые мы ранее вытеснили из своей «оперативной памяти».
Но не только это. Мы также задействовали и некую память об эмоциях, ранее пережитых нами, ведь иначе, откуда бы мы узнали, что ужас это ужас, а радость это радость. Кроме того, мы пережили автоматическую реакцию — ужас (страх), который вовсе не был следствием рациональной оценки событий. Мы просто увидели тень в лесу, и в тот же момент, автоматически ощутили мощную эмоцию и прилив адреналина, которая породила в теле физические реакции, такие как крайнее возбуждение, дрожь в коленях, потоотделение и холод в спине.

Вот каковы могли быть последствия пережитого нами маленького триллера. И все это произошло в течении не более 2-3 минут.

Анализ пережитого, возможно подскажет вам, что все то, что обычно происходит с нами в жизни с точки зрения эмоционального отклика, куда сложнее, чем мы обычно могли бы подумать. В качестве упражнения, попробуйте как-нибудь на примере своей собственной ситуации сделать похожий анализ. Опишите, что именно вы испытывали, попробуйте вычленить отдельные эмоции, описать общее эмоциональное состояние, как бы вы его назвали. Как и на что реагировало ваше тело. Что вы думали, какие воспоминания к вам пришли.

Итак, эмоции могут отличаться:

— По интенсивности (например, тревога и ужас, очевидно, относятся к одной группе (страх), но они разные по интенсивности).

— Восприниматься нами качественно. Например, как приятные, неприятные и нейтральные (радость обычно воспринимается как приятная эмоция, а страх как неприятная — но так происходит не всегда).

— Эмоции связаны с памятью и с ощущениями в теле (они могут, как порождать эти ощущения, так и быть ими порождены).

— Они обусловлены. То есть связаны с причиной и одновременно они целесообразны (возникают вследствие и для чего то).

Так например, причиной эмоции может быть автоматическая реакция на опасность, как ужас, который возник в нас без участия рационального осмысления ситуации.
Целесообразность такой автоматической реакции заложена в нас природой. Это подготовка либо к бегству, либо к сражению за свою жизнь.
В этот момент мощная животная и автоматическая реакция мгновенно подготовила наш организм к выживанию без участия нашего, слишком медленного в таких ситуациях рационального ума. Быстрая и сильная иррациональная эмоция может быть очень полезной.

— Эмоции оцениваются нами с рациональных позиций. Например, у нас есть понимание того, как называется та или иная эмоция, с чем она связана, мы оцениваем ее качество и интенсивность (заметьте, что здесь речь идет о двух разных оценках:  непосредственном восприятии эмоции, например, ее интенсивности и качества, а также, последующая рациональная оценка того, что уже было испытано.

— Еще эмоции могут быть сложными (составными), и вместе создавать цельный эмоциональный фон, который, при внимательном рассмотрении, представляет из себя сумму разных по интенсивности и качествам эмоций.
Например, чувство вины, которое мы виртуально испытали в описанной ситуации, чувство сложное и состоит из нескольких, более элементарных эмоций — из страха, стыда, гнева и горя.

Следует отличать вину и стыд, стыд это эмоция, касающаяся того, каков я есть вообще (как правило, это неприятное чувство, возникающее вследствие реакции на несоответствие наших реальных внутренних качеств нашим же ожиданиям), а вина, это эмоциональная реакция на несоотвествие наших действий, нашим ожиданиям. Естественно, эта грань довольно условна, ведь действия можно произвести в своем воображении и испытывать, таким образом, вину за то, что на самом деле, не было совершено в реальности.

Настроение и чувство — сложные эмоциональные состояния

Настроение — эмоциональный фон (смесь разных эмоций), субъективно воспринимаемый человеком, как
более — менее постоянный. Настроение может восприниматься как приятное, неприятное или нейтральное, а также, отличаться по интенсивности, завися от интенсивности и соотношения составляющих его эмоций и от актуальной ситуации внешнего и внутреннего мира (физических событий, мыслей, оценок).

Чувство — более стабильный во времени эмоциональный фон и они, в отличие от настроения, имеют более направленный характер, то есть это эмоциональная картина, более явно связанная с определенными событиями, людьми, идеями. Чувства, как и настроения, зависят от событий внешнего и внутреннего мира, однако, эта зависимость дает акцент на значимые события, являющиеся элементами достаточно сильных привязанностей.

Мы рассмотрели эмоции в их различных проявлениях, применительно к конкретной ситуации и выяснили, какими отличиями они обладают друг от друга, и от чего они могут зависеть. Есть ли в этом какая то система?

Психологи не пришли к единому мнению касательно природы человеческих чувств. Психологических теорий эмоций, чувств довольно много, подход их авторов иногда существенно отличается. Тем не менее, есть нечто общее. Большинство психологов считают, что эмоции у человека возникли, как жизненно важные механизмы, необходимые для выживания. Наша автоматическая реакция в лесу превосходно иллюстрирует этот тезис. И такая реакция не отличается от автоматической реакции животного на значимое событие.

Фундаментальные эмоции человека.

Также, нет и единого мнения по вопросу о том, какие эмоции следует считать базовыми, хотя такие попытки велись давно и на этот счет есть немало мнений. Тем не менее, совершенно понятно, что у человека существует ограниченное количество базовых эмоций, как правило к ним относятся:

— радость.
— гнев.
— горе.
— страх.
— удивление.
— отвращение.

Иногда к ним добавляются презрение и стыд.

Считается, что остальные, эмоциональные состояния состоят из этих базовых эмоций, или являются их вариациями. Например, такие эмоции как ярость или раздражение, это ни что иное, как тот же гнев, только проявляющийся с разной интенсивностью.

По каким же признакам ученые определяют какие эмоции базовые?

Вот основные критерии по которым это определяют:

  • врожденность эмоции (то есть она приобретается нами с рождением).
  • ее нейроанатомическая основа — то есть очевидная связь этих эмоций со специфическими отделами головного мозга.
  • территориальная и культурная универсальность (житель Европы обладает тем же набором эмоций, что и абориген Амазонки).
  • Наличие универсальных мимических проявлений каждой из эмоций, это означает, что тот же абориген легко идентифицирует выражение гнева на лице европейца.

От эмоций отличают так называемые Драйвы, которые иногда считаются эмоциями, а иногда и нет.
Драйвы это физиологические потребности, например такие, как голод, жажда, секс и т.п.
Естественно, эти потребности также связаны с эмоциями.

Характеристики эмоций.

Рассмотрим каждую эмоцию по отдельности.

Радость. Позитивная эмоция — удовольствие, получаемое от бытия, от ощущения единства и сопричастности, от общения с другим людьми, от получения необходимого, от достижения цели и т.п.
Эмоции аналоги отличающиеся по интенсивности — экстаз, блаженство, восторг, счастье, радость, эйфория, удовлетворение, спокойствие.

Гнев. Негативная эмоция, вызываемая наличием препятствия на пути, угрозы, несправедливости и т.п. Гнев является исключительно важной эмоцией, когда дело касается выживания в экстремальных условиях, защиты себя и своих близких.
Эмоции аналоги — Ярость, Злость, Досада, Недовольство, Раздражение.

Горе. Негативная эмоция, вызванная проблемами в жизни, неудовлетворенностью, потерей. Горе имеет также важную биологическую функцию, они обеспечивает интенсивное проживание негативного опыта и подготавливает человека к последующему восстановлению. Кроме того, это важная социальная функция, сплачивающая людей по различным признакам, укрепляет связи между ними.
Эмоции аналоги — Отчаяние, Депрессия, Мелонхолия, Печаль, Тоска, Апатия (?).

Страх. Негативная эмоция, возникающая при наличии угрозы или ожидания угрозы. Страх обладает важной биологической функцией, потому, что он стимулирует механизмы выживания, например, такой как бегство, поиск помощи. Страх можно испытывать как при наличии реальной угрозы, так и мнимой.
Эмоции аналоги — Ужас, Паника, Испуг, Тревога, Беспокойство.

Удивление. Эмоция позитивность или негатив которой зависит от обстоятельств, которые ее вызвали.
Возникает как реакция на неожиданные, необычные, новые события. Удивление может стать стимулом для появления других эмоций, например, страха, интереса, радости, горя или гнева в зависимости от типа события.
Эмоции аналоги — Изумление, Потрясение, Любопытство, Интерес.

Отвращение. Отрицательная эмоция, возникает от встречи с событием или объектом которые противоречат установкам человека (идеологическим, эстетическими, нравственным, санитарным). Задействует важный защитный механизм — избегания, отделения и удаления от опасного объекта.
Эмоции аналоги — Неприязнь, Брезгливость, Омерзение.

Важность понимания истоков эмоциональных состояний.

Мы уже задавались этим вопросом — нужно ли это человеку. А теперь вкратце, рассмотрим это вопрос с точки зрения психолога и его работы.

Несомненно, отрицательные эмоциональные состояния одна из самых распространенных причин обращения людей к психологу. Причины таких состояний могут быть самыми разными, как и их интенсивность. Нет сомнений в том, что такая важная вещь, как психологическое благополучие человека напрямую связано с качеством эмоционального фона. В этом смысле, работа с эмоциональными состояниями, одна из важнейших в работе психолога с клиентами. И понимание истоков таких состояний, одно из важных условий хорошего результата. Важно такое понимание и для самого клиента, ведь порой, только лишь осознание истока проблем, имеет мощный терапевтический эффект. Для работы с эмоциональными состояниями в различных психологических школах существует немало методов и все они основаны на понимании того, что такое эмоции и какова их роль в нашей жизни. Поэтому, я надеюсь, что эта статья сможет помочь сделать еще один шаг в понимании себя и нашего места в жизни.

Заключение.

Самые известные ученые, которые приняли участие в разработке своих эмоциональных теорий это Изард, Экман и Плутчик.

Ниже представлены наиболее известные классификации эмоций по Изарду и Колесо эмоций по Плутчику.

Фундаментальные эмоции по Плутчику (колесо эмоций).

Фундаментальные эмоции по К. Изарду.

— Радость
— Удивление
— Печаль
— Гнев
— Отвращение
— Презрение
— Горе-страдание
— Стыд
— Интерес-волнение
— Вина
— Смущение

Комментировать через Facebook

Comment

5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Чем базовые эмоции отличаются от сложных

У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.

Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.

Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.


Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Смущение

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Обида

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев. Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Разочарование

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Вина

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Как справляться со сложными эмоциями?

  • Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
  • Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.

место, где высшие психические процессы встречаются с

Экология сознания: Психология. В вопросе эмоций психологи и физиологи еще далеки от полного понимания. Вопросов больше, чем ответов. Но, по крайней мере, контуры проблемы обозначены явственно, и у нас уж есть повод для рассуждений. 

До сих пор не существует единой интегральной теории психической деятельности. Психологи сверху, физиологи снизу все еще сверлят тоннели навстречу другу, и вроде как даже какой-то просвет наметился, но до окончательного решения еще ой как далеко. Между тем, некоторые составляющие психической деятельности уже сейчас начинают проясняться. 

Например — эмоции. В этом вопросе мы также далеки от полного понимания. Вопросов все еще больше, чем ответов. Но, по крайней мере, контуры проблемы обозначены явственно, и у нас уж есть повод для рассуждений. 

 Эмоции —корни души

Не существует единого определения эмоции, поэтому давайте будет рассматривать под этим все эмоциональные процессы в их интуитивном понимании, т.е. как субъективно окрашенные реакции и состояния. Эмоции бывают базовые и сложные. Базовые это биология, сложные эмоции получаются из базовых и социально обусловлены.

Тут нас интересуют базовые, потому что это самые корни души, это место, где высшие психические процессы встречаются с нейрофизиологией. Сколько конкретно существует базовых эмоций и какие именно они,- опять же, вопрос темный (как и все в этой теме). Классическая, аж 1972-го года, классификация Ekman, в последствии доработанная Plutchik. Набор из 5 штук. В дальнейшем Ekman добавил еще «изумление», а еще позже вовсе расширил до 17 наименований. Prinz в 2004 выделял 9 категорий. Но я предлагаю рассматривать старую — злую «большую пятерку». 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Базовые эмоции:

Страх, гнев, печаль, счастье и отвращение. 

Как видите, «условно-положительное» в списке только «счастье». Но это нормально, их не для нашего удовольствия придумали, а для дела. У матушки-природы это обычная педагогическая практика — лучшее поощрение это прекращение наказания. Она со всеми так, ничего личного. 4 разных кнута и 1 пряник. 

Страх/гнев.

Вернее сказать — агрессия и избегание. Основа основ. Простейший аффект. Есть у человека, есть у землеройки, есть у всех. Fight-or-flight_response. Я еда-я убегаю, я ем- я догоняю. Агрессия и страх живут в миндалинах мозга.

За формирование агрессивного аффекта отвечает корково-медиальный слой миндалины, за испуг – центральные базальные ядра. Хомячкам раздражали кору миндалин, хомячки от этого становились злые и боевитые. Есть люди, у которых по разным причинам подавлено функционирование базальных узлов в amygdala, они при этом гораздо меньше, либо вовсе не чувствуют страха.

Потом уже, пройдя сложными путями через добавки и модификации лимбической системы и гипоталамуса, через фильтры передней поясничной извилины (Anterior cingulate cortex) и прочая прочая, — в итоге эти базовые эмоции расцветают в наших лобных долях всеми красно-желтыми цветами человеческого, слишком человеческого. Беспокойство, раздраженность, гнев. Возмущение, негодование, обида. Злость, ссора, огорчение. Бешенство, ярость, неистовство. 

Возбуждение, напряжение, тревога. Нервозность, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Озабоченность, беспокойство, пугливость. Испуг, страх, ужас, паника.

Счастье/печаль.

С ними уже сложнее. Это базовые системы поощрения и подавления. Удовлетворенность и неудовлетворенность. Это ключевые кнут&пряник в голове. Все правильно делаешь- вот тебе печенюшка от нейромедиаторов. Неправильно делаешь- получаешь по голове. Причем поощрения черта с два допросишься, а пинки и подзатыльники выдаются охотно и без ограничений (но это нормальная ситуация, я выше писал). 

Рождаются в глубине древних отделов, в частности в покрышке среднего мозга и гиппокампе (Ventral tegmental area и Hippocampus). Растут и мужают в лимбической системе (Limbic system). Воздействуют через центры вознаграждения (Reward system). Бродят сложными серотониновыми и дофаминовыми путями. Мы о поощрении/подавлении узнаем, только когда отчеты в кору приходят. 

После всех модификаций и реорганизаций из базовой удовлетворенности/неудовлетворенности вырастают все виды счастья, радости, экстаза, удовлетворения, завершенности, довольства, реализованности, энергичности и оптимизма. А также грусть, печаль, уныние, удурченность, подавленность, угнетенность, тоска, несчастье, безутешность, скорбь и меланхолия. 

На разных этапах этого большого пути мы можем по своему желанию манипулировать происходящим с тем, чтобы получить на выходе желаемый результат. И путем последовательных мыслительных действий, и путем конролируемого поведения, и прямым воздействием на химию мозга через психоактивные вещества, лекарственной и/или наркотической природы. Тема эта прекрасно изучена и подробнейшим образом описана. 

Отвращение.

Отвращение стоит несколько особняком. Это единственная базовая эмоция, характерная исключительно для человека. Наше ноу-хау. Живет в передней части островков Рейля (Anterior insula), на дне глубокой борозды между височной и лобной долями. По своему основному занятию этот участок мозга занимается формированием вкуса, но эволюция человека подбила инсулу посидеть и на раздаче эмоций. Зачем это было нужно- тут внятного мнения нет. 

Базовые эмоции: место, где высшие психические процессы встречаются с нейрофизиологией

Я вот что думаю (с этого момента и далее пошло мое личное спекулятивное соло)

Где-то полтора миллиона лет назад, при переходе от австралопитеков к первым гоминидам (homo habilis, homo erectus), — в рацион наших предков пришел животный белок. Это было необходимо для прокорма растущего мозга, а белок дает 4-5 кратную экономию в пережевывании и пищеварении.

Согласно распространенному мнению, почти всю свою историю мы были полуденные падальщики.

Уверенные данные за активную охоту,- это уже неандертальцы и кроманьонцы, это тысяч 100 лет.

А в течении более чем миллиона лет люди до такого не доросли, это были мелкие шибзды, метр с кепкой, не умеющие делать метательных орудий, и не способные конкурировать с тогдашними хищниками,- крупными кошками, пещерными гиенами и волками. Так что для нас основным источником белка была падаль. Это тем более разумно, что пищеварительная система приматов вообще не особенно приспособлена для животного белка, поэтому гораздо легче переваривается естественным путем ферментированное (то бишь протухшее) мясо.

В кулинарии народов Крайнего Севера, в диете которых животный белок вынужденно занимает непропорционально большую долю — эта практика очень распространена даже сейчас. Но достоинства вкусного гнилого мяса принесли с собой и серьезные недостатки в виде резко возросших рисков пищевых токсикоинфекций. Кошки и собаки решают эту проблему без всякого ненужного чувства отвращения, но они хищники, и предки их хищники, и предки их предков тоже хищники, они шли к этому десятки миллионов лет, у них под это заточено обоняние, вкус и устойчивость к инфекциям/отравлению.

Человеку же для выживания потребовалось что-то, что быстро и надежно будет спасать его от поедания потенциально ядовитой пищи. Причем это нужно было собрать на коленке из подручных средств, за какие-то пару сотен тысяч лет. Так появилось отвращение, сильнейшая эмоция, способная по интенсивности соперничать с голодом, и останавливающая нас от поедания чего-то потенциально вредного. Это потом уже мы стали сильные и умные и больше не едим всякую каку (на самом деле, -едим конечно, ну да ладно, пропустим этот момент). Отвращение мы теперь используем для разных наших социальных нужд. Власть отвратительна как руки брадобрея и все такое. Но это уже так, лирика. В остальном- хорошая, годная базовая эмоция без дела простаивает. Жалко. 

И пару слов про изумление. Многие относят изумление к базовым эмоциям, но тут я не согласен. Группа изумление-удивление-и прочее,- это все блок любопытства. Я не думаю, что любопытство можно отнести к эмоциям. Основа любопытства это поисковое поведение. Собственно любопытство — это лишь субьективный окрас и мотивация к поисковой активности. Возникает оно в передних ядрах гиппокампа, в тех же местах, где происходит первичная обработка пространственной ориентировки, сходятся моторные и проприоцептивные пути и зарождается двигательная активность. То есть, это вообще не эмоция, это поведенческий стереотип. Это уже потом, когда приходит пора сообщать сознанию о происходящем, мозг, чтобы мы не скучали, раскрашивает поведение эмоциями и поддает мотиваций. 

Это, в принципе, хорошо. Потому что я всегда говорил и говорю.

Мы не властны над своими эмоциями, зато властны над своим поведением.

 

Таким образом, осознанно контролируя и направляя свое поисковое поведение, мы можем выбить из жадного на похвалу мозга множество замечательных и полезных бонусов, но об этом подробнее как-нибудь в другой раз. 

Подводя итог. Кто о чем, а я всю ту же песнь на разные лады. 

Чувства и эмоции, которые мы получаем на выходе, все то, что сознание способно отрефлексировать, то, что мы полагаем первичным и изначальным переживанием, идущем от самого сердца- это конечный продукт. 

Все это в первичном виде зарождается во тьме ствола мозга. Этот сырой фарш разводим на гормонах, добавляем нейропептидов и нейромодуляторов, смешать, взболтать, дать отстояться. Провести многоступенчатую очистку, фильтрацию и модуляцию. Уложить в формочки социально и культурально обусловленных стандартов. Запаковать в яркую (или тусклую) обертку согласно личностным психологическим особенностям и склонностям клиента. Можно подавать. 

Из всего списка мы головой отмечаем только стадию «можно подавать». 

Это типа супермаркет. Мы приходим в супермаркет и там на рекламном стенде выгодно подсвеченные банки «тушенка свиная люкс», напрямую от производителя, с любовью из Любятово, чистый продукт от всего сердца. И мы такие думаем,- «ыыы, тушло, вот она, — реальность, данная нам в ощущениях, надо юзать». То, что вне нашего зрения осталась масса малоаппетитных стадий переработки и доставки, — это уже нас не касается. Мы получаем конечный продукт, кушайте не обляпайтесь. 

Стоит ли обо всем этом знать? Да, думаю стоит. На это можно много как повлиять, и это можно много какими путями использовать к собственной пользе и выгоде. Но это уже совсем другая история. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Павел Бесчастнов

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознания — мы вместе изменяем мир! © econet

6 типов основных эмоций и их влияние на поведение человека — Эмоции

Есть много разных типов эмоций, которые влияют на то, как мы живем и взаимодействуем с другими. Иногда может показаться, что мы управляем этими эмоциями. На выбор, который мы делаем, действия, которые мы предпринимаем, и восприятие, которое у нас есть, все зависит от эмоций, которые мы испытываем в любой данный момент.

Психологи также пытались определить различные типы эмоций, которые испытывают люди. Появилось несколько разных теорий, чтобы классифицировать и объяснить эмоции, которые испытывают люди.

Основные эмоции. В 1970-х годах психолог Пол Экман определил шесть основных эмоций, которые, как он предположил, были универсально испытаны во всех человеческих культурах. Его эмоциями были счастье, грусть, отвращение, страх, удивление и гнев. Позже он расширил свой список основных эмоций, включив в него такие вещи, как гордость, стыд, смущение и волнение.

Сочетание эмоций. Психолог Роберт Плутчик выдвинул «колесо эмоций», которое работало как цветовое колесо. Эмоции могут быть объединены, чтобы сформировать различные чувства, так же как цвета могут быть смешаны, чтобы создать другие оттенки. Согласно этой теории, более основные эмоции действуют как строительные блоки. Более сложные, иногда смешанные эмоции — это смешения этих более простых. Например, основные эмоции, такие как радость и доверие, могут быть объединены, чтобы создать любовь.

Гораздо более недавнее исследование показывает, что есть гораздо больше основных эмоций, чем считалось ранее. В исследовании, опубликованном в Proceedings Национальной академии наук , исследователи определили 27 различных категорий эмоций. Однако, вместо того, чтобы быть совершенно отличными, исследователи обнаружили, что люди испытывают эти эмоции по градиенту.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из основных типов эмоций и рассмотрим влияние, которое они оказывают на поведение человека.

1

Счастье

Из всех различных типов эмоций счастье стремится быть тем, к которому люди стремятся больше всего. Счастье часто определяется как приятное эмоциональное состояние, которое характеризуется чувством удовлетворенности, радости, удовлетворения, удовлетворения и благополучия. Исследования счастья значительно расширились с 1960-х годов в ряде дисциплин, в том числе в области психологии, известной как позитивная психология.

Этот тип эмоций иногда выражается через:

  • Выражения лица, такие как улыбка
  • Язык тела, такой как расслабленная позиция
  • Оптимистичный, приятный тон голоса

Хотя счастье считается одной из основных человеческих эмоций, на вещи, которые, как мы думаем, они создадут, обычно сильно влияет культура. Например, влияние поп-культуры имеет тенденцию подчеркивать, что достижение определенных вещей, таких как покупка дома или высокооплачиваемая работа, приведет к счастью. Реалии того, что на самом деле способствует счастью, зачастую намного сложнее и более индивидуализированы.

Люди давно с

Элементарные эмоции — Психологос

Элементарные эмоции/чувства — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. Природу и проявление элементарных эмоций/чувств нельзя изменить так же, как нельзя (обычным образом) изменить атом.

Отвращение — оно одинаковое отвращение и в Африке, и в Ватикане, и у школьника, и у старушки.

Эти чувства противопоставляются составным эмоциям, состав и проявление которых может быть произвольным и разнообразным — так же, как из атомов могут быть составлены самые разные молекулы.

Пушкинское чувство «Я вас любил…» — очевидно составное, сплав благодарности и светлой печали, тем более что сами эти элементы имеют искусственую, культурную природу. Естественно, внешнее выражение и другие проявления этого чувства у людей разной культуры будут сильно отличаться.

То или иное сочетание базовых эмоций порождает составные эмоции. Так, например, гнев — это отвращение плюс агрессия.

Элементарные и базовые эмоции

Элементарные эмоции нередко называют базовыми эмоциями, но в этом случае возникает путаница. Базовыми эмоции точнее называть эмоции, которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах (в противоположность вариативным, культурно обусловленным эмоциям).

Критерий для базовых эмоций — внешнее сходство в выражении эмоций. Критерий для элементарных эмоций — схожесть в описании ощущения мышечной составляющей эмоции и возможность снять одну (составную эмоцию) за счет снятия лежащей в ее основе элементарной.

Так, например, обида снимается выбросом агрессии (злости). Следовательно, агрессия (злость) должна считаться элементарной эмоцией, а обида — составной.

Список элементарных эмоций

Список элементарных эмоций — спорный. Разные списки элементарных эмоций предлагают Изард, Макдауэлл и другие исследователи.

В гештальт-терапии считается, что элементарных эмоций всего пять. На самом деле, единодушия в гештальте нет, И иногда в этот список добавляют волнение (возбуждение) и обиду, встречается и список Агрессия-Обида-Страх-Стыд-Грусть-Радость.

MAD — SAD — GLAD — SCARED — SEXY.

  1. MAD – гнев, злость, агрессия, отвращение.
  2. SAD – грусть, печаль, страдание.
  3. GLAD — радость.
  4. SCARED — страх.
  5. SEXY – удовольствие, нега, нежность.

Все остальное — производные этих чувств. Например, Любовь — радость, когда любимый(ая) рядом; печаль, когда в разлуке; агрессия — в данном случае это желание быть рядом; страх — страх потерять объект любви.

Элементарные, составные и сложные эмоции

Думается, что все многообразие эмоций не сводимо только к элементарным и составным эмоциям. Эмоции, не сводимые к элементарным, имеющие более сложную и оригинальную структуры, мы называем сложными эмоциями. Светлая грусть, нежная благодарность, гордость за успех…

Элементарные и врожденные эмоции

Не все врожденные эмоции являются элементарными, и, возможно, не все элементарные эмоции являются врожденными. Смотри Врожденные и базовые эмоции

Связанные ссылки

Сложная эмоция

Смущение — это так называемая эмоция застенчивости. В то время как основные эмоции, такие как гнев, удивление или страх, как правило, возникают автоматически, без особой когнитивной обработки, эмоции самосознания, включая стыд, вину и гордость, более сложны. Они требуют самоанализа и самооценки.

Как правило, набор поведения разворачивается со временем, когда человек смущен: например, женщина, которая называет нового знакомого неправильным именем, скорее всего, смотрит вниз, подавляет улыбку, отворачивается, а затем переводит взгляд.(Покраснение также является обычным явлением, но не универсально, — говорит Харрис.) За кулисами проявляется отчетливая физиологическая картина. При таких эмоциях, как гнев и страх, частота сердечных сокращений и артериальное давление резко возрастают. В смущении Харрис обнаружил, что сначала эти два показателя резко увеличиваются, но вскоре частота сердечных сокращений снова замедляется, а артериальное давление продолжает расти ( Journal of Personality and Social Psychology , 2001). «Эта связь может быть уникальным признаком смущения», — говорит она.

Где в мозгу возникает смущение? Недавно Вирджиния Штурм, доктор философии, доцент кафедры неврологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и ее коллеги обнаружили немного серого вещества, которое, похоже, играет важную роль в смущении. Штурм изучал пациентов с формой лобно-височной деменции — дегенеративным заболеванием мозга, которое вызывает глубокие изменения личности и поведения. Пациенты с этим заболеванием часто говорят или делают социально неприемлемые вещи, не чувствуя при этом никакого унижения.Она обнаружила, что область мозга, называемая правой прегениальной передней поясной корой, была меньше у людей, страдающих этим заболеванием.

Этот регион, кажется, вызывает смущение и у здоровых людей. Штурм обнаружил, что здоровые контрольные испытуемые, которых нелегко смутить, просматривая видео, в которых они поют хит 1964 года «Моя девочка», имели меньшую прегениальную переднюю поясную извилину коры головного мозга, чем здоровые контрольные группы, которые были более огорчены исполнением.

Психологи сразу же указывают на значительную разницу между стыдом и смущением.«Многие люди интуитивно думают, что есть связь, это смущение — более слабая форма стыда», — говорит Джун Тэнгни, доктор философии, психолог из Университета Джорджа Мейсона. Но похоже, что это не так.

Она обнаружила, что стыд гораздо сильнее и, вероятно, связан с моральными проступками. И хотя большинство людей испытывают стыд в компании других, «уединенный» стыд не редкость, говорит она. С другой стороны, смущение, как правило, происходит из-за социальных ошибок, и мы редко испытываем его вне социального контекста.Смущенные люди также более склонны смеяться над неприятным инцидентом. «Когда людям стыдно, — говорит она, — в этом нет никакого чувства юмора».

—Кирстен Вейр

.

Список эмоций — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Это список эмоций (чувств), испытываемых людьми.

Теория Роберта Плутчика определяет восемь основных эмоций: [1]

  • Страх → чувство страха, испуга, испуга.
  • Гнев → злиться. Более сильное слово для обозначения гнева — ярость
  • Печаль → грусть. Другими словами: горе , горе (более сильное чувство, например, когда кто-то умер)
  • Joy → чувствовать себя счастливым.Другими словами: счастья , радости
  • Отвращение → чувствую, что что-то не так или что-то неприятно. Сильное неодобрение [2] .
  • Surprise → быть к чему-то не готовым.
  • Доверие → положительная эмоция; восхищение сильнее; принятие слабее.
  • Предвкушение → в смысле позитивного ожидания того, что должно произойти. Ожидание более нейтральное

Книга вторая «Риторики» Аристотеля [изменить | изменить источник]

Эта теория гласит, что эмоции:

  • Гнев, противоположное спокойствие (отсутствие возбуждения)
  • Дружба — это место, где люди связывают узы радости, собираются вместе и веселятся
  • Страх, противоположный отваге (мужество перед лицом страха)
  • Стыд, противоположная уверенность (стыд: то, что человек думает о своих прошлых плохих действиях или мыслях; бесстыдство: один не чувствует стыда, но другие думают, что это нужно)
  • Доброта (доброжелательность), противоположная жестокости (доброта: когда люди хорошо относятся к другим людям)
  • Жалость (когда людям жалко других)
  • Возмущение (чувство гнева из-за того, что что-то несправедливо, например, незаслуженное несчастье)
  • Зависть, ревность (боль, когда люди желают себе чего-то)
  • Любовь, сильное чувство привязанности, которое испытываешь к кому-то другому.Переход к семье, домашним животным, друзьям, близким людям или вымышленным персонажам

«» Чарльза Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» — знаковая работа, которая до сих пор используется в качестве источника. [3] Следующий список взят из заголовков глав в книге.

  • Страдание и плач
  • Уныние, тревога, горе, уныние, отчаяние
  • Радость, приподнятое настроение, любовь, нежные чувства, преданность
  • Размышление, медитация, дурной характер, угрюмость, решимость
  • Ненависть и гнев
  • Презрение, презрение, отвращение, вина, гордость, беспомощность, терпение, утверждение и отрицание
  • Удивление, удивление, страх, ужас
  • Самовнимание, стыд, застенчивость, скромность, покраснение

Книга известна как первая научная книга, в которой фотографии использовались в качестве основного доказательства.Эмоции, решил Дарвин, — это развивающиеся поведенческие черты. Он указал на то, что человеческое лицо приспособлено для отображения многих из этих эмоций: у него есть мышцы для движений лица, которые невозможны у других млекопитающих. С другой стороны, у других млекопитающих действительно есть способы показать многие из этих эмоций.

Экман продвинул эту идею дальше, изучив, как люди пытаются скрыть свои эмоции. Он заснял на пленку характерные проблески коротких моментов, когда на лице человека проявляются настоящие эмоции. [4]

Калифорнийский университет в Беркли [изменить | изменить источник]

Академическое исследование [5] с использованием самоотчетов субъектов выделило 27 отдельных эмоций, перечисленных в следующем списке:

.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Emotion — это то, что чувствуют люди. Они очень древние, и их можно увидеть у всех млекопитающих.

Эмоции вызываются сложной смесью гормонов и бессознательного. Только с большим трудом мы можем контролировать свои эмоции сознательными усилиями. Они заставляют млекопитающих изменять поведение в соответствии с изменениями в их ситуации. В нашем случае они иногда сталкиваются с нашей попыткой жить логически.

Научное определение не просто; Эксперты предложили более 90 определений. [1] Определение эмоции должно включать в себя три вещи:

  1. сознательный опыт (чувства)
  2. выражений, которые могут видеть другие
  3. Действия тела («физиологическое возбуждение»)

Вот одно определение:

«Эмоции — это сложное психологическое явление, которое возникает, когда животные или люди живут своей жизнью.Эмоции включают физиологическое возбуждение, оценку ситуации, выразительное поведение и сознательный опыт. Эмоции связаны с чувствами, настроением, темпераментом, личностью, предрасположенностью и мотивацией ». [2] [3]

С физической точки зрения эмоции связаны с системами тела, которые функционировали сотни миллионов лет. Это гормональная система, вегетативная нервная система и «нижние» мозговые центры (задний и средний мозг).

Рисунок 20, «Террор», с фотографии Гийома Дюшенна (дополнительные изображения)

Изучение эмоций стало одной из книг Дарвина после Происхождение человека .Он опубликовал Выражение эмоций у человека и животных в 1873 году. Он обнаружил, отправляя письма и список вопросов по всему миру, что в разных обществах эмоции выражаются почти одинаково. [4] [5]

Если да, то механизмы, создавшие выражения, должны быть унаследованы. Они должны были развиться таким же образом, как и все другие черты человека, эволюцией путем естественного отбора. Из анатомии уже было известно, что мышцы и нервы лица у всех людей одинаковы или похожи.

Дарвин проиллюстрировал выражение эмоций серией фотографий и иллюстраций ксилографии. Экман сделал то же самое во время исследовательского визита в Новую Гвинею, где он попросил жителей деревни определить эмоции, изображенные на фотографиях. [6] Это было частью долгосрочной попытки проверить и расширить понимание Дарвина эмоций. [7] [8] [9] [10] Некоторые выводы Экмана: [10]

  1. Микровыражения длятся всего доли секунды.Они возникают, когда люди скрывают свои чувства. (15, 222)
  2. Эмоции — это автооценки, — реакции на вещи, которые кажутся очень важными для нашего благополучия. (стр.21)
  3. Эмоции часто возникают так быстро, что мы не осознаем процессы в нашем уме, которые их вызывают. (стр.21)
  4. Автооценщики сканируют события, которые имеют решающее значение для нашего благополучия и выживания. (стр23)
  5. Наше эволюционное наследие вносит большой вклад в формирование наших эмоциональных реакций.(стр. 26)
  6. Желание испытывать или не испытывать эмоции во многом мотивирует наше поведение. (п217)
  7. Эффективный сигнал — четкий, быстрый и универсальный — информирует других о том, что чувствует эмоциональный человек. (п217)
  1. ↑ Роберт Плутчик 2001. Природа эмоций. Американский ученый
  2. ↑ Frijda 1992. Законы эмоций .
  3. ↑ Майерс, Дэвид Г. 2004. Теории эмоций в Психологии .7-е изд, Уорт, Нью-Йорк.
  4. ↑ Чарльз Дарвин (1873) 1999. Выражение эмоций у человека и животных. , под редакцией Пола Экмана. HarperCollins. ISBN 0-00-255866-1
  5. ↑ Рецензия на это издание: Эрик Корн 1998
  6. ↑ Экман П. 1980. Лицо человека: выражение универсальных эмоций в деревне Новой Гвинеи . Нью-Йорк: Гарленд.
  7. ↑ Экман П. (ред.) 1973. Дарвин и выражение лица: век исследований в обзоре .Нью-Йорк: Academic Press.
  8. ↑ Экман П. и Фризен В.П. 1984. Разоблачение лица . Пало-Альто: Консультации психологов Press.
  9. ↑ Экман П. и Розенберг Э. Л. (eds) 1997. Что открывает лицо: фундаментальные и прикладные исследования спонтанного выражения с использованием системы кодирования лицевых действий (FACS) . Издательство Оксфордского университета.
  10. 10,0 10,1 Экман П. 2003. Выявленные эмоции: понимание лиц и чувств .Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-1765-0
.

Классификация эмоций


Психологам еще предстоит полностью ответить на вопрос «Сколько у нас эмоций?»

Отчасти трудность заключается в том, что наш опыт настолько сложен и включает в себя множество различных факторов, поэтому отличить одну эмоцию от другой очень похоже на рисование линий песка в пустыне. Иногда бывает сложно определить, где кончаются одни эмоции или начинается другая.

Даже когда мы анализируем такие здравые эмоции, как «счастье» или «гнев», мы знаем из повседневного опыта, что эти эмоции бывают разных степеней, качеств и интенсивности.Кроме того, наш опыт часто состоит из нескольких эмоций одновременно, что добавляет еще одно измерение сложности нашему эмоциональному опыту.

Несмотря на то, насколько сложными могут быть эти различия, многие психологи пытались разделить наши эмоции на разные категории.

Ранняя философия разума утверждала, что все эмоции можно разделить на «удовольствие» или «боль», но с тех пор были выдвинуты более глубокие теории. В этом посте я хочу остановиться на некоторых основных теориях, которые были исследованы за последние полвека.


Список основных эмоций Экмана (1972)

Экман составил свой список основных эмоций после исследования множества различных культур. Он описывал ситуацию и просил людей выбрать наиболее подходящее выражение лица. Он также показывал фотографии различных выражений лица и просил людей определить эмоции. Во всех изученных культурах Экман обнаружил 6 основных эмоций:

  • Гнев
  • Отвращение
  • Страх
  • Счастье
  • Печаль
  • Сюрприз

Экман добавил в этот список в 1990-х годах, но заявил, что не все из них можно закодировать с помощью мимики:

  • Развлечение
  • Презрение
  • Удовлетворенность
  • Смущение
  • Волнение
  • Вина
  • Гордость за достижение
  • Рельеф
  • Удовлетворение
  • Сенсорное удовольствие
  • Позор


Колесо эмоций Плутчика (1980)

Роберт Плутчик создал новую концепцию эмоций в 1980 году.Он назвал это «колесо эмоций», потому что оно показало, как разные эмоции могут сливаться друг с другом и создавать новые эмоции. Плутчик первым предложил 8 основных биполярных эмоций: радость против печали; гнев против страха; доверие против отвращения; и удивление против ожидания. Отсюда Плутчик определил более продвинутые эмоции, основываясь на их разнице в интенсивности. Если вы посмотрите на диаграмму ниже, вы увидите, как каждая эмоция связана с другой:



Классификация эмоций попугаев (2001)

На сегодняшний день наиболее тонкой классификацией эмоций, вероятно, является теория Попугаев 2001 года.Попугай выделил более 100 эмоций и представил их в виде древовидного списка:




Исследование эмоций будущего

Как вы понимаете, существует много различий в том, как исследователи группируют различные эмоции. Для меня удивительно, что, несмотря на все технологические и научные достижения, которые мы сделали, у нас до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, сколько эмоций способен испытывать человеческий разум.

Я предполагаю, что будущие исследования будут основываться на вышеупомянутых теориях и начнут определять нейронные корреляты между каждой эмоцией (измеренные с помощью сканирования мозга с помощью фМРТ).Нейробиология, вероятно, единственный способ определить «объективную» меру того, какие эмоции мы испытываем и как они связаны друг с другом.

К сожалению, предстоит еще много исследований, поэтому нам, вероятно, придется сидеть и ждать, пока мы не узнаем больше обо всем эмоциональном диапазоне человеческого разума.


Будьте в курсе новых статей и ресурсов по психологии и самосовершенствованию:

.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *