Чем интересна профессия психолога – Профессия психолог: плюсы и минусы, описание, где учиться

Содержание

Плюсы и минусы профессии Психолог


Психолог на сегодняшний день считается одной из самых популярных. Работа психолога заключается во взаимоотношении с людьми, умении понять, выслушать и оказать помощь в различных жизненных ситуациях.


В современном обществе в кризисных ситуациях все чаще люди предпочитают воспользоваться помощью квалифицированного специалиста. Поэтому данная профессия становится востребованной.

Интересная и творческая профессия психолога требует постоянного развития и самосовершенствования. Работа психолога требует огромных душевных затрат и вложений. Он помогает справиться людям в семейных конфликтах и кризисных ситуациях.
Психолог- это призвание помогать людям.

 

Особенность профессии заключается в том, что психолог должен разобраться во внутреннем мире человека и исследовать его душевное состояние. Но не стоит думать, что освоив все тонкости, специалист сможет видеть человека насквозь.

 

Психолог- знаток души человека. Поэтому не все желающие могут стать хорошими специалистами в данной области.

Нужно любить и уважать людей, уметь понимать любую неординарную личность.

Еще одним важным качеством является толерантность. Особенно если вы выбрали профессию семейный психолог. Это умение принимать разные человеческие проявления без раздражения и агрессии. Такое качество в себе можно развить, если оно уже есть будет намного проще работать.

Профессионал должен легко приспосабливаться к новым условиям, признавать свои ошибки и быстро изменять сове поведение.

Умение чувствовать настроение другого человека, ощущать боль и радость, догадываться о потребностях- качества, которые также играют важную роль в данной профессии.

Что нужно для профессии психолог. Нужно понимать, что высококвалифицированный психолог не является учителем или советчиком. Он просто помогает разрешить возникшие трудности. Задача специалиста – научить человека справляться с жизненными трудностями, быть устойчивым к стрессам.

Но самая главная обязанность психолога заключается в том, что он должен научить человека поверить в себя, воспринимать жизнь только с положительной стороны и добиваться успеха во всех начинаниях.

В наши дни образовательные учреждения, здравоохранительные организации, также частные компании имеют в штате психолога. Поэтому после окончания профильного обучения специалист не останется без работы.

Многих привлекает в данной профессии высокая заработная плата. Но это зависит от работодателя и уровня профессионализма специалиста.

 

профессия психолог картинки

Плюсы и минусы профессии психолога:

1)Самый главный плюс- это востребованность профессии и перспективы. После получения определенного опыта и наращивания клиентской базы, специалисты могут заниматься частной практикой и рассчитывать на высокую оплату труда.

2)Вторым плюсом стоит отметить, что профессия предусматривает общение с разными людьми. В процессе чего можно завязать полезные знакомства.

3)Если человеку нравится общаться с людьми, то работа будет приносить только удовольствие. Наблюдая за пациентами, которые преображаются день за днем, психолог будет испытывать чувство гордости и удовлетворенности.

Но если по каким-то причинам, после получения образования по данной специальности, человек не захочет работать по профессии, то полученные знания помогут в повседневной жизни больше понимать окружающих, видеть искренность и ложь.

Минусы профессии:

1)Самый главный минус- это риск эмоционального выгорания. Психолог пропускает через себя все проблемы клиентов. Поэтому нужно научиться не воспринимать все близко к сердцу.

2)Вторым минусом можно отметить, что находясь в окружении друзей и близких, человек начинает чувствовать себя обязанным помочь при возникновении любой сложной ситуации.

3)Еще одним минусом можно считать ситуацию, когда специалист постоянно думая о проблемах клиентов на работе и дома, перестает жить своей полноценной жизнью.

Опросы психологов показали, что у каждого сове мнение по поводу плюсов и минусов профессии.
Выбирать или нет данную профессию, дело самого человека.

Так же предлагаем вашему вниманию статьи с описанием профессий учителя, логопедаи ветеринара.

 

Ближе с профессией, можно посмотрев видео:

Похожие статьи

‘; blockSettingArray[0][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[0][«element»] = «h2»; blockSettingArray[0][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[0][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[1] = []; blockSettingArray[1][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[1][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[1][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[1][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[1][«elementPlace»] = 20; blockSettingArray[2] = []; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[2][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[2][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[2][«elementPlace»] = 50; blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[3][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 6; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 70; blockSettingArray[6] = []; blockSettingArray[6][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[6][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[6][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[6][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[6][«element»] = «p»; blockSettingArray[6][«directElement»] = «#recent-posts-2»; blockSettingArray[6][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[6][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[7] = []; blockSettingArray[7][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[7][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[7][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[7][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[7][«element»] = «p»; blockSettingArray[7][«directElement»] = «#categories-2»; blockSettingArray[7][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[7][«elementPlace»] = 1; var jsInputerLaunch = 15;

delai-vibor.com

«Психолог – профессия или призвание…» (размышление педагога-психолога Мусиной Екатерины Павловны)

Разделы: Профессия — педагог

Класс:

#}

Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начиная здесь
Моя профессия – психолог
Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша
Моя профессия – доверие,
Мое призвание – душа
В нем все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней
Моя профессия – гармония
Мое призвание – верность ей
О А Коваль

Почему я захотела стать психологом?

Профессию психолога я выбрала не случайно. До того как я стала психологом, я несколько лет работала медицинской сестрой в больнице и в поликлинике. Я общалась с людьми разного возраста: с детьми, с пожилыми людьми, с людьми средних лет.

В своей профессии я глубоко придерживалась главных заповедей и взглядов – не навреди, гуманность, милосердие. А ведь 50% для выздоровления – это уход за ним, доброе слово, ласковый взгляд, поддержка, умение выслушать, а иногда просто быть рядом.

А ведь эти качества так же необходимы в работе психолога.

Чувствуя в себе потенциал, набор личных качеств, знание медицины, я решила заняться изучением человеческой души.

Психология – это интереснейшая профессия. Она помогает в жизни. Я могу узнать о себе и других людях много нового.

Для меня быть психологом – это стремление познать тайны детского поведения в той или иной ситуации, особенности семейного воспитания и его влияние на личность ребенка.

Ведь ребенок живет в мире своих эмоций, переживаний. Сталкивается в жизни с множеством сюрпризов как приятных, так и не очень. Если он преодолевает эти препятствия, то дальше следует дальнейшему пути своего развития, постепенно набирая опыт. Но с некоторыми проблемами ребенок не может справиться самостоятельно, фиксируется на ней, тем самым не давая развиваться полноценной личности.

Предметом моего труда является формирование у детей определенных навыков, преодоление страхов, снятие излишней агрессивности.

Я стала детским психологом, потому, что я хочу видеть счастливые глаза детей, стремительный и уверенный взгляд ребенка, помочь и научить родителей увидеть неповторимый мир ребенка: чувства, переживания… жить не просто рядом со своим ребенком, но и смотреть на мир глазами своего ребенка! Чувствовать его, переживать вместе с ним, быть ему другом!

Актуальность профессии “Психолог”

Роль и значение психологов в дошкольных образовательных учреждениях трудно переоценить.

Задача психолога – создать условия комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, создание условий для полноценного развития ребенка, предупреждение нарушений в становлении личности ребенка, создание условий для развития ведущей деятельности, исследование детско-родительских взаимоотношений.

Моя работа позволяет выявить причины возникновения трудностей и своевременное внесение корректив, при этом учитывая индивидуальные особенности ребенка.

В современном обществе особое внимание уделяют инклюзивному образованию – это наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов.

Психолог является связующим звеном во первых: внутри учреждения между родителями-детьми-педагогами-руководителем, во вторых: между учреждением и психологической службой района, округа в целом.

Для того, чтобы оказать комплексную помощь наиболее трудной категории детей и семье, необходима структура, т. е – Психологическая Служба

Современная система дошкольного образования предъявляет серьезные требования к профессиональной компетентности педагогов. Одним из них является умение эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, обмениваться опытом, и поэтому в нашем округе проходят конференции, семинары, круглые столы, открытые занятия.

Мой выбор…

Идешь по коридору, заходишь в группу и ловишь взгляды своих малышей, таких похожих, но в то же время таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое твое движение. А еще есть тихие, замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, книгах, фантазиях.

Кто такой психолог?

Психолог – это настоящий друг для ребенка. Он принимает его таким, какой он есть, бывает с ним откровенным, понимает детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершает открытия и радуется жизни, учит его общаться, помогает справляться с трудностями, учит преодолевать неудачи, помогает ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, старается всегда увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым, можно вырастить замечательное растение.

Самое главное в моей профессии?

Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним. Психолог призван исследовать и постигать самое главное и сокровенное, чем наделен человек – его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир.

Еще Аристотель утверждал, что учение о Душе – это знание о самом совершенном, возвышенном, удивительном.

Конкурс “Педагог-психолог”

И вот достигнут десятилетний рубеж. Я в профессии десять лет! Даже не верится! Очень хочется поделиться своим опытом, узнать что-то новое.

Я подаю заявление на конкурс профессионального мастерства.

Слышала разные мнения о конкурсе, что это очень сложно! Там участвуют только одни профессионалы, которые, имея большой опыт работы, могут мгновенно ориентироваться в сложных ситуациях, обладают артистизмом, умением держаться на сцене, умеют четко и грамотно излагать свои мысли.

Мой руководитель Алферова Александра Павловна, с которым мы идем рука об руку десять лет, и все коллеги в детском саду очень меня поддержали. Дали мне ту уверенность, в которой я очень нуждалась!

Следующий этап:

Нас приглашают в Методический Центр на первое собрание, где были сказаны добрые слова – напутствия.

Методисты ЗАО помогли осознать структуру конкурса, его этапы. Стали ясны задания. Я почувствовала поддержку и осознание того, что я не одна! Мы получили ценные рекомендации. Неоценимую поддержку и вдохновение оказала Брилинг Елене Евгеньевна.

Участники – конкурсанты оказались очень интересными людьми, которые так же пробуют свои силы.

Последние сомнения позади! Теперь только вперед! Есть цель, которую надо достигнуть!

Первый этап – Занятие

Какое же выбрать? Провожу занятия с детьми разных возрастных групп, начиная с 1,5 лет и до старшего дошкольного возраста.

Подготовка к школе! В этом я разбираюсь особенно хорошо. И конечно же сказка!

Итак, удивительное путешествие “По дороге в сказку”……..

Продумываю все до мелочей. Но я была готова импровизировать.

Дети замечательные! С удовольствием погрузились в сказочную историю. Очень мне помогли! Реализовала почти все, что было задумано. С ними я забыла, что нахожусь на “экзамене”.

Добрый, интересующийся взгляд комиссии, улыбка, похвала, разговор о целях, задачах занятия. Мягкое указание на недочеты, без осуждения!

Очень запомнилась поддержка Брилинг Елены Евгеньевны, которая жестом мне показала, что занятие – супер! Первые баллы!…

Чувство полета! Как будто у меня за спиной появились крылья!

Второй и третий этапы – “Паведники”

Это три дня незабываемых впечатлений! Комфортабельные условия, сказочный лес, тишина. Это очень важно для того, чтобы настроиться на работу, чувствовать себя уверенно и защищено!

Тренинг сплочения – Ощущение того, что мы – команда! Я не чувствовала духа соперничества. Мы друзья!

Один за всех и все за одного! – такой девиз мы пронесли через все конкурсные испытания!

Самопрезентация:

Так случилось путем жеребьевки, что мой номер – первый. Я должна первая выйти на сцену, а передо мной уважаемое жюри и целый зал зрителей! Очень волнительно и ответственно.

Идея о том, как я буду “презентовать себя” пришла быстро. Попыталась оформить ее музыкально — получилось. Очень переживала за то, будет ли она принята и понята!

Мастер-класс:

Фрагмент консультирования с элементами сказкотерапии.

Все позади! Баллы за это испытание выставлены. Спокойно смотрю выступления других конкурсантов.

Есть возможность осознать свои ошибки и недочеты. Делаю выводы……

Индивидуальное задание:

Что нас ждет?……неизвестность, умение быстро сориентироваться, профессиональные знания, эрудиция?………

Я читаю задание…. И мое волнение исчезает! Думаю, рассуждаю, отвечаю на вопросы членов жюри, веду диалог.

Очень красивое и глубокое задание! Спасибо!

Групповое задание: Актовая лекция

Выдвигаем идеи, спорим, ставим цель, рисуем, клеим, красим, смеемся, пьем кофе, так как время уже далеко за полночь!

Проект готов! Защита! Высшие баллы!

Все конкурсные этапы позади. Результаты ошеломили! Я на первом месте!

Я и моя подруга Екатерина Несветаева, которая тоже стала победителем, будем с достоинством представлять Западный Административный Округ г.Москвы!

9.04.2017

urok.1sept.ru

Статья по теме: Моя профессия- психолог

Моя профессия — психолог

Когда я шла поступать на психологический факультет, я имела смутное представление о том, как мне придется работать. Да и вообще интерес к этому занятию возник отнюдь не из-за знакомства с тайнами психологического ремесла. Он возник скорее из-за сложившегося образа психолога, некого «волшебника», который видит людей «насквозь» и как опытный и всезнающий, разбирающийся в жизни человек, может вершить судьбы людей, говоря, что им надо делать в конкретной ситуации.

Однако институт поменял мои представления об этом. И стало понятно, что психолог – не всемогущ и, оказывается, советов по правильной жизни не дает. К тому же профессия психолога – это не только уютное кресло и философские размышления. Зачастую, это сложная и кропотливая работа (причем не только с клиентами, но и с собой), это столкновение с ошибками, неудачами, которые часто принимаешь за свою некомпетентность, и даже с неприятием тебя как профессионала. А ещё – это и предъявление к тебе высоких требований со стороны окружающих людей: «Ведь ты же психолог!».

К тому же, оказывается, эта профессия необычайно разнообразна. Существует огромное количество направлений, в которых специалист в данной области может себя задействовать: психотерапия (которая сама может осуществляться в разных направлениях, школах), работа с дошкольниками, с зависимым поведением, детьми-сиротами, специальная, клиническая психология, перинатальная и пр. Возникает большой выбор и необходимость решить, чем же буду заниматься именно я. Это тоже нелегкое дело, так как чаще всего привлекает все и сразу.

Конечно, наука психология просто может пригодиться в обыденной жизни. Но всегда надо иметь в виду, что если имеешь диплом психолога – это не означает, что теперь ты можешь с легкостью разрешать свои проблемы. Хотя, на мой взгляд, плюсы здесь тоже есть. Знания по психологии в какой-то мере помогают лучше узнать самого себя, тем более что для нашей профессии это необходимо. Я считаю, что понять окружающую действительность, сложность человеческих взаимоотношений, увидеть внутренний мир другого человека можно лишь в том случае, если ты познал сам себя.

 Профессию психолога часто называют помогающей. Я полностью согласна с этим. Помочь человеку – это основная задача в нашей работе, главная движущая сила. Без этого компонента она невозможна. И для того чтобы стать хорошим психологом, надо определиться и ответить себе на вопрос: чем я могу помочь другому? От этого должно отталкиваться и дальнейшее самоопределение.

Профессия психолог интересна своей многогранностью, возможностью бесконечного совершенствования и открытия нового. И все это касается важных жизненных проблем, всего того, что нас окружает и интересует.

В последнее время в России все больше и больше возникает осознанная потребность в психологах в образовательной сфере. На мой взгляд, в нашем российском современном обществе роль психолога размыта, например, все согласны, что психолог должен быть в школе, но мало кто понимает его роль и «пользу». Бывает, что поход к психологу ассоциируется с мыслью, что со мной что-то не так или на психолога возлагают завышенные требования. От него ждут скорого результата, психолог кажется, порой не заметным сотрудником, на которого можно свалить ту или иную работу к нему не относящуюся…

Наше российское общество не привыкло обращаться за помощью к специалистам, мы начинаем решать свои проблемы, когда ситуация заходит в тупик или становится безвыходной. Своевременные консультации психолога нужны как ребенку, так и родителю. Многие проблемы идут из детства, на них накладывается недостаток внимания родителей. Школа очень сложный механизм, требующий взаимной работы всех её членов, а понимания того, например, что помощь специалиста поспособствует развитию ребенка или направит в нужно русло, в большинстве случаев нет.

Результат работы психолога виден не всегда и далеко не сразу, в последнее время с развитием информационных технологий, компьютерных, люди испытывают дефицит «живого» общения, а такое общение не сможет заменить элементарную беседу.

Придя на работу в школу, психолог должен помнить, что он пришёл реализовывать не свои какие-то амбиции и замыслы, а быть тем самым звеном школьного механизма, который поможет ему работать и работать для всех.

Сложен вопрос отношений родителей и детей. С одной стороны родители имеют весьма поверхностное представление о задачах психолога в школе, с другой стороны «раз ты психолог — значит должен знать как нужно или что не так». Работа психолога с детьми может вызвать беспокойство у родителя о ребенке или наоборот, упоминание о недостатке внимания, например, может показаться вмешательством в личную жизнь. Если психолог не обладает необходимым набором знаний, умений, опытом и этикой, он может не верно толковать свои мысли, навешивать ярлыки и таким образом просто напугать родителя, рассказывая об их собственных детях. Общение психолога с родителями даст им представление о его работе в школе, поможет увидеть ребенка с другой стороны, даст понять, что психолог в школе — для ребенка.

Конфликт учитель-психолог я бы назвала этим словом условно. В моём представлении между ними есть некая стена: вот эта моя область, а это твоя, здесь я знаю, как нужно и как лучше, а вот это уже в твоей области. На мой взгляд, скорее учитель создает эту стену, не понимая, что нужно дополнять и помогать друг другу в обучающем и развивающем процессе. Не так давно сменилось отношение к ребенку как к личности, перестали всех причесывать под одну гребенку. Внимание для всех детей, учителя стали больше хвалить и мотивировать детей. Происходит перестройка, можно учиться без ярлыков «троечник», «отличник». Пришло терпение в хорошем смысле этого слова и четкое понимание, что все дети разные, с индивидуальными особенностями, и это хорошо, а не плохо.

Профориентирование, это актуальный вопрос не только для школьников, но для выпускников ВУЗов. С самого детства начинается домашнее профориентирование, к концу школы это собирается в большой ком и преподносится родителями ребенку как самая важная проблема жизни. Тут родители получают огромное поле для деятельности, некоторые пытаются реализовать свои несбывшиеся желания посредством ребенка, некоторые просто решают за ребенка, что ему лучше или просто торопят в выборе направления, как-будто жизнь закончится вдруг, а ты поступил не туда или «вот иди туда тебя возьмут», «а вот хотя бы этот ВУЗ нужно закончить». Трудно решить куда пойти, порой настолько, что без психолога уже не разобраться. Не разобраться, куда запрятались задатки и что с ними делать. Точкой кипения становятся выпускные классы, где давление нарастает и усугубляется подростковым возрастом. Родители в свою очередь переживают за ребенка и начинают думать за него, бояться ЕГЭ и давить на «психику». Психолог в силах помочь обеим сторонам, напомнить, что на проблему можно смотреть с нескольких сторон. Гораздо больших результатов можно достичь, когда любишь свою профессию, жизнь красочнее, ведь, как правило, работа занимает достаточно большую часть жизни, а как потратить это время – это важно, важно не ошибиться с выбором. Не страшно делать ошибки, главное гармония с самим собой. Трезвый и внимательный взгляд психолога на ситуацию поможет во многих сложностях.

Баланс — замечательная вещь, но трудно сохраняемая. Психолог может быть как дирижер в оркестре в школьном коллективе. Он как луч оптимизма и источник энергии. Психолог должен быть тем человеком, к которому хочется прийти, которому доверяешь.

Трудности есть в каждой профессии, время их корректирует и меняет, но трудности профессии психолога легко перекрываются отдачей от неё, «спасибо, вы мне помогли», стоит очень дорогого.

nsportal.ru

Психолог — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Профессия

Древнегреческий философ Аристотель начал свой трактат «О душе» следующими словами: «…было бы правильно… отвести исследованию о душе одно из первых мест, так как это — знание о наиболее возвышенном и удивительном. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».

Прошли века, но и ныне очевидно, что психология (от греч. «психе» — «душа» и «логос» — «учение») — самая важная и самая сложная из наук. Уникальность психологии в том, что в ней сливаются познающий и познаваемое: человек открывает себя, собственные тайны. Рождение психологического знания можно назвать пробуждением самосознания человека. Люди долго направляли мысль прежде всего на внешний мир, но настал момент, и они осмелились заглянуть в глубины своего внутреннего мира. Постичь законы психики означает для человека возможность научиться управлять собой.

История профессии

Психология очень молодая наука — ей чуть больше века. Хотя за это время она накопила массу фактов, разработала методы исследования и доказала собственную практическую ценность, до сих пор ещё остаются загадкой многие проявления человеческой души, психической жизни людей.

Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественно-научного изучения психики.

Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920). В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов.

Радикальные изменения в представлениях о предмете психологии и её методах произошли с появлением бихевиоризма (от англ. behaviour — «поведение»). Его программа была заявлена американским учёным Джоном Уотсоном (1878—1958). Первая работа Уотсона «Психология глазами бихевиориста» увидела свет в 1913 г. в журнале «Психологическое обозрение». Бихевиоризм противостоял направлениям, которые опирались на субъективные методы исследования и пытались анализировать сознание путём самонаблюдений (структурализм и функционализм).

Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы.

В 60-х гг. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.

Ещё в середине XX в. психологии приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марксистской философией есть совокупность общественных отношений). Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2006 г. исполнилось только 40 лет!

Профессия в современности

Сегодня психология превратилась из Золушки в Принцессу. Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества.

По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста. Психологи трудятся в школах и детских садах, больницах и хосписах (клиниках для неизлечимо больных), на предприятиях и в фирмах, в исправительных учреждениях. Без их участия уже невозможны разработка новых средств коммуникации, менеджмент, реклама. Эффективность последней сегодня в большей мере строится на знании психологии человека, чем на качествах предлагаемой продукции. При продвижении товара или социальной идеи используется вербальная (словесная) информация в сочетании с игрой образами, цветом, формами, звуком; и всё это на неосознанном уровне формирует у человека заданные установки и желания. Такие общечеловеческие свойства, как любопытство, интерес к новизне, желание испробовать всё на собственном опыте, подталкивают купить пусть не очень нужную, но модную вещь. В последние годы получил распространение термин «пиар» (образован по первым буквам английского словосочетания puplic relations — «общественные связи»). Это понятие включает формирование общественного мнения, подготовку общества к тем или иным решениям, влияние на результаты выборов. Чёрным пиаром называют достижение тех же целей нечестными средствами, например манипуляцией массовым сознанием. Различные пиар-технологии основаны на знании психологии человека.

Современные психологи занимаются проблемами воспитания и обучения, проблемами, которые связаны с профессиональной деятельностью, а также отношениями людей в различных группах. Специалисты исследуют особенности психики в экстремальных, критических ситуациях, работают с больными, с людьми пожилого возраста.

Если в начале XX в. психотерапией (психотерапия (от греч. «психе» — «душа» и «терапия» — «лечение»; дословно «исцеление душой») — особый вид взаимодействия людей, предполагающий оказание помощи психологическими средствами) занимались прежде всего врачи-психиатры, то в конце века — в основном психологи. Сформировавшееся после появления психоанализа различение психиатрии (работы с душевнобольными людьми) и психотерапии (помощи при глубоких психологических проблемах) сегодня дополнилось понятием психологического консультирования, которое предполагает работу со здоровыми людьми, переживающими психологический кризис или стремящимися к личностному росту.

Постепенно и в России встреча с психологом перестаёт восприниматься как свидетельство «ненормальности». Квалифицированная консультация или опыт работы в группе позволяют разобраться в себе, разрешить внутренний конфликт, улучшить отношения с другими людьми.

Психолог-консультант работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, взаимоотношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

Психолог-консультант выслушивает клиента, собирает подробную информацию о каждом индивидуальном случае, устанавливает с клиентом доверительные отношения, помогающие работе. Проводит необходимую диагностику. Анализирует полученные данные и изложенную ситуацию. Обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях. Дает рекомендации на основании данных, полученных в ходе работы…

Выдающиеся люди данной профессии

Уникальные стороны профессии

Оценить продуктивность деятельности психолога довольно трудно. Результатом психологического консультирования или тренинга может быть, например, улучшение эмоционального состояния человека. В некоторых случаях это приводит к возрастанию эффективности работы, а в других — нет, но зато повышается удовлетворённость от процесса труда, улучшаются взаимоотношения с коллегами.

Иногда, обсудив с психологом свои проблемы, человек всё же уходит разочарованным, огорчённым или даже рассерженным. Лишь спустя какое-то время можно будет сказать, стала ли для него встреча с психологом импульсом к лучшему пониманию себя и преодолению возникших проблем или никаких позитивных изменений не произошло, а значит, психологом была выбрана неверная стратегия.

Эту профессию, как правило, выбирают люди, интересующиеся внутренним миром человека. Уже в юности они пытаются понять его законы, построить собственную жизненную философию, оценить истинные и мнимые ценности, часто имеют своеобразные интересы и увлечения. Тому, кто более прагматичен, их высказывания, образ жизни могут казаться странными. Нередко в подростковом возрасте, когда обостряется потребность в общении, такие люди становятся поверенными тайн и советчиками своих друзей. Они решают выбрать специальность психолога, чтобы раскрыть секреты человеческой психики и научиться профессионально решать психологические проблемы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Практическая психология сегодня в моде. Не иметь в штате организации психолога — несолидно.

Современный человек всё чаще в трудные периоды принимает решение обратиться за квалифицированной психологической помощью. В современном образовательном учреждении трудно обойтись без помощи специалиста психолога.

Профессия сегодня востребована и необходимость в данных специалистах по прогнозам ученых будет возрастать.

letopisi.org

Интервью о профессии: психолог

– Я знаю, что Вы психолог. Это довольно новая профессия в нашей стране, мне кажется, она таит в себе много подводных камней и чего-то неизведанного, неизвестного. Расскажете о своей профессии?

Да, конечно.

– Как долго Вы работаете по данной специальности?

Около шести лет.

– Почему выбрали именно ее?

Наверно потому, что люблю общаться с людьми, мне нравится помогать им, видеть, что твоя работа приносит результаты. Мне кажется, что у меня получается находить нужные слова для людей, в какой бы ситуации они не оказались. Умею выслушивать и сопереживать, людям это часто нужно, но этой поддержки они не всегда могут получить или же боятся раскрыться, показать, какие они на самом деле. Люди нуждаются в помощи, и я готова им её дать!

– Чем Вас привлекает профессия психолога?

Тем, что она очень интересна и многогранна. Не бывает одинаковых случаев, каждый по-своему уникален и интересен. Да и люди, которые приходят на консультацию, тоже представляют интерес.

– Что является самым сложным в Вашей профессии?

Очень сложно абстрагироваться во время работы, ты все равно переживаешь за тех, кто к тебе пришел. Для психолога это очень опасно, так как от него всегда ждут ответной реакции. Мы не можем просто равнодушно рассуждать о той проблеме, с которой к нам пришли, или равнодушно сказать: «А чего вы хотели? Вы сами виноваты в сложившейся ситуации». Это не профессионально.

– И Вы довольны своей профессией, что когда-то выбрали именно её?

Как не удивительно, да. Ведь она трудная, но интересная.

– Кому бы Вы порекомендовали свою профессию?

Всем тем, кто готов подойти к профессии психолога, как к призванию, тем, кто умеет сопереживать и готов через себя пропускать проблемы человека, обратившегося за помощью.

– Сложно ли было Вам освоить эту специальность?

Да, сложно. В психологии постоянно нужно чему-то учиться, читать множество психологической и научно-популярной литературы.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Конечно, это открытость, умение чувствовать окружающих. Психологу, я считаю, еще нужна справедливость. Должны быть, обязательно свои жизненные устои, иначе без них можно запутаться. Твердость характера также должна присутствовать. И умение разделять работу и дом: когда ты на работе, нужно забыть про какие-то другие проблемы, отодвинуть их на второй план. Точно также поступать и дома, иначе, просто не выдержишь.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Профессия психолога в нашей стране не очень востребована, поэтому о хорошем доходе говорить не приходится, особенно, если вы работаете в государственных бюджетных организациях: школах, детсадах. Но если вы работаете как частный предприниматель, ваш доход зависит от той суммы, которую вы получаете за стандартную консультационную сессию. Очевидно, что чем больше эта сумма, тем больше вы сможете заработать.

– Какое дальнейшее будущее для психологии Вы видите?

Общество надо готовить с детских лет к присутствию психолога в жизни. Как врача, учителя, считать необходимым. Ведь психологи необходимы в жизни людей. Сейчас в школах стали сокращать эту профессию. Администрация города не видит необходимости в том, чтобы мы работали в учебных заведениях. Нужно доказывать им, что мы нужны, что в нас есть необходимость.

Интервью провела Екатерина Холявкова, ученица 10-го класса 

МОУ МУК Дзержинского района г. Волгограда

moeobrazovanie.ru

Практический психолог как профессия и способ заработка

Где и на чем может зарабатывать психолог

В области практической психологии работают самые разные специалисты: психологи-тренеры и коучи, психотерапевты и просто энтузиасты. Профессия психолога более интересна, чем прибыльна. Лучше всего быть психологом и работать с людьми, когда параллельно есть надежный источник доходов, когда о деньгах можно не думать. Как способ заработка практического психолога, самые распространенные решения — это консультирование либо ведение психологических групп. См.→

Как стать хорошим психологом

Работать психологом мечтают многие, но представляют это нередко так: «Я буду помогать людям. Буду встречаться с хорошими людьми, разговаривать с ними по душам и расти вместе с ними, как личность». Нет, за это вам денег платить не будут. Все труднее, и трудности начнутся с учебы: учеба «на психолога» не проста и не всегда интересна. См.→

Этическая направленность и гуманизм в работе практического психолога

В чем может и должно проявляться этическая направленность в работе практического психолога? Психолог лишь обслуживает текущие потребности и запросы клиента, либо может и должен заниматься воспитательной работой? Какой статус и какие границы принципа «Не навреди»? Что такое гуманизм в работе практического психолога, как это соотносится с подходом нравственного долга? См.→

Этический кодекс практического психолога

Этический кодекс практического психолога — свод этических правил, обязательный в работе практического психолога. В связи с тем, что практическая психология включает в себя очень разные и имеющие свою специфику области деятельности (работа в школе с детьми; психотерапевтическая работа с людьми, испытывающими серьезные жизненные трудности; развивающие инструментальные и личностные тренинги с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми), существуют различные этические кодексы, отражающие специфику работы практического психолога в данной области. См.→

Техника безопасности в работе психолога-тренера

Техника безопасности в работе психолога-тренера: базовые основы патопсихологии. См.→

www.psychologos.ru

Востребована ли профессия психолога?

Исходя из того, что психологи нужны в достаточно ограниченном количестве сфер деятельности, эту профессии нельзя назвать очень востребованной в нашей стране. Однако постепенно она набирает популярность.

Прежде всего, психологи требуются в образовательных организациях. Чаще – в школах и детских садах.

– От того, как будет чувствовать себя ребёнок в коллективе, будь то детский сад или школа, во многом будет влиять на его мотивацию к развитию и обучению. И только чуткий профессиональный наставник, знающий особенности возрастной психологии, способен помочь ребёнку справиться с подобными трудностями.

Также, совершенно очевидно, что многие дети живут в семьях, где царит не очень благоприятный психологический климат. Это очень негативно отражается на психологическом состоянии ребёнка. В подобной ситуации опытный и компетентный специалист в области психолого-педагогического образования может также оказать помощь и семье в форме консультативной работы, – рассказывают специалисты из Московского института психоанализа.

Школьный психолог не только помогает учащимся и воспитанникам справляться с различными эмоциональными проблемами и трудностями в учебе, беседуя с ними, и не только консультирует родителей «трудных» детей. Он проводит психодиагностики и тесты на определение способностей, особенностей характера детей или других показателей. На основе результатов исследований психолог даёт рекомендации учителям и помогает им составлять характеристики на учащихся. Еще одна миссия психолога в школе – сориентировать учащихся в выборе своей будущей профессий.

Трудности с профориентацией нередко испытывают и взрослые. Помочь в решении этих трудностей может консультант по профориентации. Психологи с такой специализацией требуются на биржах труда, в центрах трудоустройства, кадровых агентствах.

В крупных организациях, руководители которых считают важным заботиться о моральном благополучии своих подчиненных, так же требуются психологи. Штатный или корпоративный психолог чаще всего состоит в отделе по работе с персоналом (в отделе кадров). Он оценивает проф. пригодность кандидатов при приёме на работу, проводит тренинги, принимает участие в оценке результатов труда работников, помогает им разобраться в любых психологических трудностях, связанных с работой, общением с коллегами или даже в личных проблемах.

Особенно востребованы корпоративные психологи в организациях, сотрудникам которых приходится часто сталкиваться со стрессовыми ситуациями. Это, например, спасатели, пожарные, сотрудники любых компаний, занимающихся перевозками пассажиров. При этом, психологам таких компаний приходится работать не только с сотрудниками, но и с клиентами. Например, успокаивать пассажиров, переживающих из-за потери багажа или задержки рейса.

Отдельно стоит сказать о психологах работающих в МЧС. Не каждый психолог сможет эффективно помочь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, или их родным и близким. Для этого нужно знать приёмы экстренной психологической помощи. В отличие от обычного корпоративного психолога, психологу в МЧС больше приходится работать с людьми, пережившими чрезвычайные ситуации, катастрофы, разного рода аварии, и с их близкими. Однако и сотрудникам ведомства, участвующим в спасательных операциях, психолог тоже оказывает необходимую помощь.

Клинический психолог – еще один не менее востребованный специалист. Потребность в этой профессии объясняется её социальной значимостью.

– Социальная значимость клинической психологии определяется тем, что численность клинических психологов в различных психологических ассоциациях составляет около 60% от общего количества специалистов, – рассказывают сотрудники МИП.

Клинический психолог помогает гармонизировать психическое развитие человека, проводит профилактику различных психических и соматических заболеваний, а также психологическую реабилитацию.

Долгое время в нашем обществе существовал стереотип, что человек, обращающийся за помощью к психологу, мягко говоря, психически не здоров. Но, к счастью, сегодня большинство людей перестали стесняться приходить со своими психологическими переживаниями к специалисту. Поэтому психологи, занимающиеся частной практикой, вне зависимости от их специализации, становятся более востребованными.

moeobrazovanie.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *