Билет №31 Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда.
I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.
Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.
Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.
Причины объективного возникновения заблуждений:
1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.
2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.
Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.
В целом заблуждение – естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица заметил: «…ошибки – диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу».
Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.
Как показала практика человечества, заблуждение — это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.
II.Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Ошибка – несоответствие знания действительности.
В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:
1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.
III. Ложь. Обман. Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.
Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).
Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.
Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
Различают:
1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.
2) Ложь умолчания, сокрытия.
3) Полуправда, часть — правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).
В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.
IV. Правда — это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.
Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.
Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.
studfiles.net
Чем отличается обман, вранье, ложь от заблуждения: psychology_ua — LiveJournal
Человеку можно солгать, обмануть, ввести в заблуждение.Обман — это ложь, намерение сознательного, умышленного введения в заблуждение. Обмануть означает «ввести в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому–нибудь; нарушить обещание».Главное, что роднит обман с ложью, — это сознательное стремление субъекта исказить истину. Обман, ложь можно рассматривать в качестве составной части лжесвидетельства клеветы и наговора.
Обман, ложь могут быть выражены не только вербальными средствами, но и в виде совершения тех или иных действий противоправного характера, например, в виде мошенничества, лжепредпринимательства, незаконного получения кредита, распространения заведомо ложной рекламы, изготовления и сбыта поддельных кредитных, расчетных карт, платежных документов, обмана потребителей путем обмеривания, обвешивания и т. д. Кроме того, обман может быть выражен и в виде бездействия: умышленного умолчания, не сообщения сведений, которые были известны, например тому или иному должностному лицу, в обязанность которого входило оповещение соответствующих лиц.
Обман как лжесвидетельство (см: Лжесвидетельство при допросе) можно рассматривать как волеизъявление, направленное на сознательное создание ложного представления о тех или иных обстоятельствах у других лиц . В правовом контексте обман – это умышленная (с прямым или косвенным умыслом) передача (распространение) субъектом сознательно искаженной им (полностью или частично) информации из корыстных или каких–либо иных личных побуждений (мотивов) в ущерб интересам других лиц. Аналогичный подход к раскрытию понятия обмана прослеживается и в гражданском праве при рассмотрении сделок с т. н. пороками воли, которые с психологической точки зрения выражают неполноценность волевой регуляции субъектом своего юридически значимого поведения. Однако в Гражданском кодексе РФ среди сделок, признаваемых недействительными в связи с наличием «порока воли», наряду с понятием «обман» (ст. 179) используется близкое к нему понятие «заблуждение, имеющее существенное значение» (ст. 178).
Заблуждение (в психологическом отношении) связанно с умственными трудностями следствием которых может явиться ошибочное, искаженное, недостаточно точное представление об обстоятельствах сделки и ее последствиях под влиянием объективно возникшей ситуации неопределенности. Помимо недостатка информации фактического или правового характера введению в заблуждение также могут способствовать различные индивидуально-психологические особенности личности субъекта, его интеллекта, психического состояния во время заключения сделки, процесс неточного понимания им речевых сообщений. Вследствие этого фактическое волеизъявление участника сделки может оказаться несоответствующим его действительной воле без умышленно направленных на то действий дезориентирующего характера. В гражданском праве превалирует мнение, что введение в заблуждение в отличие от обмана – неумышленное действие (бездействие) другого участника сделки. Однако в уголовном праве имеет место и другой взгляд не исключающий умышленной введение в заблуждение например кредиторов из корыстных побуждений (см. например ст. 197 УК) .
В необходимых случаях для исследования психологических причин, которые могли способствовать обману, введению в заблуждение участника сделки потерпевшего проводится судебно-психологическая экспертиза.(Энциклопедия современной юридической психологии/ Столяренко, 2002 г. /
psychology-ua.livejournal.com
Чем отличается истина от заблуждения
Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.
Определение
Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.
Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.
к содержанию ↑Сравнение
Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.
Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.
Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.
Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.
Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.
Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Заблуждение содержит знания, не соответствующие объективной реальности. Истина адекватно отражает в сознании сущность явлений окружающего мира.
- Заблуждение вытекает из ошибочных суждений. Истина строго логична и подтверждена интеллектуальным опытом.
- Заблуждение требует опровержения. Истину опровергнуть невозможно.
- Заблуждение может иметь религиозный характер. Истинность суждений не совпадает с религиозными представлениями.
- Заблуждение искажает действительность и ведет к новым заблуждениям. Истина проясняет сознание и совершенствует человеческие знания.
thedifference.ru
Критерии истины как способ отличить правду от лжи :: SYL.ru
Отличить правду от лжи – это не так уж и просто, особенно если допустить, что критерии истины не являются абсолютными. Но в чем же тогда цель познания, если единственно верного ответа все равно не существует? Или все-таки критерии истины позволяют определить, соответствует ли представление об объекте действительности? И есть ли разница между такими понятиями, как правда и истина?
Критерии истины в философии
На протяжении всей своей истории существования, человечество стремилось выработать систему, с помощью которой можно было бы выявить заблуждения и ложь. Многие мыслители всю свою жизнь посвятили тому, чтобы выработать единые критерии истины. Для того чтобы назвать заблуждением мысль о том, что Солнце вращает вокруг Земли, нужно ориентироваться на следующие факторы:— чувственный опыт;
— представления большинства людей;
— мнение авторитетных ученых;
— божественные заповеди.
Альтернативные варианты
Некоторые ученые придерживаются идеи, что критерии истины – это также и здравый смысл, и логическая последовательность, и очевидность. А в современном научном познании единственным способом определения правильности теории является практический эксперимент, который считается доказательством истинности предположения того или иного исследователя.
Правда и ложь – две стороны одной медали?
Трудно спорить с тем, что настоящая истина должна быть объективной, т.е. представление об объекте должно соответствовать реальному положению дел, причем вне зависимости от того, кто его рассматривает. Но вот достижимо ли это в реальности? Ведь всегда остается что-то недоступное человеческому пониманию, что-то неизведанное. К тому же истина всегда конкретна, т.е. определяется данными конкретными обстоятельствами (временем, местом и т.д.). Но что же в таком случае можно назвать заблуждением или ложью, и в чем состоит отличие между ними? Заблуждение – это мнение о предмете, которое не совпадает с реальностью. Это форма знания, которая возникает непреднамеренно вследствие ограниченности человеческих возможностей познания. Ложь же – это преднамеренное искажение представления об истинном положении дел в корыстных целях. Зачастую заблуждения человечество постепенно преодолевает в ходе своего развития, а вот с ложью нужно бороться, чтобы не дать ей отравить будущее.Виды объективной истины
1) Абсолютная истина – единственно правильное и неизменное представление об окружающей действительности. Именно она является главной целью человеческого познания. Но, к сожалению, ограниченность человеческого разума не позволяет ее достичь. В религии, например, абсолютная истина – это Бог. А человек должен всю свою жизнь посвятить служению ему, чтобы познать этот Абсолют. В тоже время утверждение, что абсолютной истины не существует, является, по меньшей мере, нелогичным!
2) Относительная истина – приближенное представление о реальном положении дел, которое может изменяться с течением времени. Правда как раз и является синонимом этого понятия. А разве поспоришь с тем фактом, что любое знание явлется относительным?
www.syl.ru
Правда о феномене лжи — Психология Дома Солнца
В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.Карл Маркс
Ложь или заблуждение?
Неправду говорят дети и взрослые, родные, друзья и малознакомые люди. Понятие «ложь» впервые определил еще Аристотель. По слова античного ученого, если высказывание объединяет то, что в реальности разъединено, или разъединяет то, что в реальности соединено, то оно ложно.
Но вся ли информация, которая не соответствует действительности, может считаться ложью? По определению ложь – это искажение знаемой истины, которое совершается сознательно и с определенной целью. Ключевое понятие здесь, по мнению ученых, именно «сознательное действие».
Что хуже, ложь или заблуждение?
Человек может утверждать то, что не соответствует реальному положению вещей. В одной ситуации подобное поведение трактуется как обман, а в другой – как заблуждение. В чем же отличие этих понятий?
Заблуждение являет собой содержание сознания, которое не соответствует действительности, но воспринимается личностью как истинное. Человек действительно верит в свои слова. У него нет цели ввести другого в заблуждение. Он считает, что все сказанное им – правда.
Заблуждение отличается от лжи и дезинформации тем, что ложным подобное высказывание считать нельзя, поскольку оно не имеет определенного мотива.
Психологи определяют ложь, как словесный психосоциологический акт воздействия на другого человека, при помощи которого проявляется попытка внушить собеседнику информацию, не соответствующую истине.
Главными признаками лжи можно назвать:
присутствие намерения обмануть собеседника;
полное осознание того, что высказываемая информация – это неправда;
должна присутствовать целесообразность совершаемого действия: стремление избежать нежелательных последствий или получить определенную выгоду благодаря тому, что собеседник поверит в сказанное.
Ложь – это всегда волевое действие. В сознании человека, который говорит неправду, присутствуют истинные и ложные представления. Между ними происходит борьба, в результате которой личность, преследуя собственные цели, выбирает обман, а не правду.
Психология современной лжи
Несмотря на то, что с детства всем внушают, что лгать нехорошо, начиная с трехлетнего возраста, человек начинает говорить неправду. Маленький ребенок, таким образом, пытается избежать наказания. В более взрослом возрасте ложь часто применяется для достижения своих целей.
Этика и мораль осуждают ложь, ведь она способна нанести вред другому человеку. Позитивно она воспринимается исключительно в случае, если неправду говорят из жалости либо из вежливости. Такая точка зрения достаточно неоднозначна. Каждый сам решает, допустима ли «игра в правду» или же любой, даже самый незначительный обман рассматривается, как негативные проявления личности и нарушение законов морали.
Ученые считают, что Ложь – это защитный механизм, при помощи которого психика пытается избежать любых неприятных ситуаций или минимизировать меру их выраженности. Именно поэтому абсолютно каждый склонен обманывать окружающих.
Обман – это способ избежать унижения, наказания и ответственности, возможность понравится другим, добиться своей цели. Психологи доказали, что в подавляющем большинстве случаев, если самооценка находится под угрозой, человек прибегнет к обману. Искажая правду, преувеличивая или приуменьшая действительность, личность создает желаемую картинку, наделяет себя желанными качествами, чтобы произвести на окружающих должное впечатление.
Подводим итог
Таким образом, постоянно в своей жизни мы сталкиваемся с обманом. Ложь является неотъемлемым элементом человеческого общения. Каждому ежедневно приходится «играть в игру» под названием «правда или ложь».
Выбор всегда за вами. Главное осознавать, почему вы делаете именно такой выбор. А возможно это только если есть понимание того, что такое ложь, какой она бывает и что она действительно приносит.
www.sunhome.ru
Истина и заблуждение. Правда и ложь
Ф. Ницше не делает различий между категориями «заблуждение» и «ложь». Он считает, что сама мораль предполагает наличие лжи. В основе моральных допущений лежат заблуждения Ф. Ницше утверждал: то, что в науке называется истиной, есть просто биологически полезный вид заблуждения.
Поэтому «мир, поскольку он имеет для нас значение, ложен» и представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине…»[4] .
Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения — это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.
История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.
Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени.
Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут быть результатом некорректной экстраполяции чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.
Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.
Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И. В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
2. Правда и ложь как объекты философского анализа
Вышесказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию. Гораздо сложнее обстоит дело в социальном познании, где категория истины обретает форму «правды».
Правда — это соответствие высказываний субъекта его мыслям, основание взаимного доверия в пределах диалога, целесообразность которого ставится под сомнение, когда место правды занимает ложь.
Но и правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен.
Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.
Можно констатировать следующие различия между «правдой» и «истиной»[5] :
1. Истина — это категория логики и теории познания, выражающая соответствие наших знаний о мире самому миру. Правда — категория психологии взаимопонимания, выражающая не только соответствие знаний миру, но и отношение человека к истинному знанию. Истину мы познаем, а правду понимаем (не только умом, но и чувствами). Правда всегда содержит зерно истины, без этого она не может быть правдой. Но этого зерна еще недостаточно. Правда — это такая истина, которая получила субъективную оценку, моральную санкцию общества. Это обстоятельство приводит к тому, что при осмыслении одной и той же истины возможно появление различных вариантов правды.
2. Мотивы высказывания истины и правды различны. Мотив обнародования истины: очищение общественного знания от заблуждений. Мотивы высказывания правды зависят от личных целей человека которыми могут быть:
а) корыстная цель — получение каких-либо благ — славы, ореола «правдолюбца», уничтожение соперника;
б) самоутверждение, выражение своего кредо, «лучше горькая правда, чем сладка ложь»;
в) педагогическо-воспитательная цель: искреннее убеждение, что правда будет способствовать нравственному совершенствованию реципиента;
г) самосовершенствование посредством высказывания правды, несмотря на возможные неблагоприятные последствия.
3. Для человека правдой является только та истина, в которую он верит; как бы ни были убедительны доказательства истинности сообщаемого факта, факт не воспринимается человеком как правда, пока он в него не поверит. Главное препятствие для веры в правдивость сообщения заключается в том, что оно не соответствует представлениям о должном, т. е. о том, что может и должно произойти в данной ситуации. Противоречие между разумом и чувствами становится психологическим барьером из-за которого истина воспринимается как ложь.
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.
Современное определение лжи: ложь — умышленное (успешное или нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.
Широкое применение данного понятия неизбежно размывает его содержание, нарушает семантические границы его объема. Расширительное трактование понятия «ложь» приводит к тому, что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержанию понятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряд других.
Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.
Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сокрытие того, что имело или имеет место. К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей.
В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению. Поскольку ложь является сознательным извращением гносеологического отношения в системе «
mirznanii.com
Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда — Мегаобучалка
I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.
Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.
Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.
Причины объективного возникновения заблуждений:
1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.
2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.
Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.
В целом заблуждение – естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица заметил: «…ошибки – диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу».
Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.
Как показала практика человечества, заблуждение — это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.
II.Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Ошибка – несоответствие знания действительности.
В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:
1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.
III. Ложь. Обман. Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.
Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).
Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.
Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей.
Различают:
1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.
2) Ложь умолчания, сокрытия.
3) Полуправда, часть — правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).
В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.
IV. Правда — это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.
Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.
Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.
Билет №32.
megaobuchalka.ru