Что такое физиогномика определение – фото и примеры чтения по лицам

Физиогномика | Блог 4brain

Как известно, люди судят о других людях по первому впечатлению, создаваемому их внешним видом. А на основе имеющегося жизненного опыта и знаний, по некоторым чертам внешности людей можно нередко довольно точно определить особенности их личности, например, характера.

Именно наблюдения за тем, как взаимосвязана внешность человека с его характером, стали отправной точкой в развитии физиогномики.

Что такое физиогномика?

Физиогномика, называемая также прозопомантией, является определённой системой знаний, позволяющей определить личностный тип человека и его внутренние качества, включая как приобретённые, так и врождённые, на основе анализа характерных черт лица и его выражения.

Если говорить о более узком понимании физиогномики, то она является экспрессией лица и фигуры человека, которая обусловлена строением конечностей, тела, черепа и лица без взаимосвязи с выразительными движениями. Мимика же лица рассматривается физиогномикой с целью сделать выводы о проявлениях человека в плане эмоциональном. Помимо этого, отдельно выделяются кинесика, которая занимается изучением телодвижений человека при общении, и френология, которая определяет связи человеческой психики со строением черепа и т.д.

Но следует сказать и ещё несколько слов, касаемо определения физиогномики.

Во-первых, большинство современных психологов считают физиогномику классической псевдонаукой. Считается (согласно записям Галена), что впервые данный термин употребил Гиппократ. В древние времена и некоторые более поздние эпохи данное направление являлось учением о необходимой связи внешнего облика человека или любого другого животного с его характером.

Немецкий философ и психолог по имени Карл Теодор Ясперс называл физиогномику исследованием устойчивых соматических конфигураций, представляющих собой отличительные признаки сферы психического.

А в словаре иностранных языков 1907 года в русскоязычном переводе под редакцией М. Попова, физиогномика трактуется как умение по особенностям внешности, в особенности, лица, делать выводы о личностных качествах человека и его характере.

Но, несмотря на то, что физиогномика как отдельное направление имеет довольно продолжительную историю, какая-то единая терминология, которая бы описывала методы физиогномики, до сих пор не выработана, и однозначной трактовки смысловых компонентов терминов не существует. В целом же, физиогномика считается эзотерическим учением, о чём говорит хотя бы тот факт, что в Древней Греции её считали химерическим искусством.

Но не столь важно, как трактуется физиогномика древними или современными учёными, она имеет место быть и пользуется популярностью среди огромного количества людей. Именно по этой причине особую важность представляет вопрос о том, на чём зиждется представленное «искусство химер».

Интересное о физиогномике

Как уже стало понятно, физиогномика определяет внутренние черты человека по особенностям его лица. И, по большому счёту, характер трактуется физиогномикой в три различных этапа:

  • Первый этап: наиболее яркие и выдающиеся черты лица, служащие проявлением основной специфики человеческого характера
  • Второй этап: выступающие части лица, говорящие о том, какими возможностями обладает человек
  • Третий этап: симметрия и асимметрия лица, выражающие индивидуальные особенности личности

Наибольшего внимания заслуживает в этом списке именно асимметрия, т.к. если выделяющиеся и выступающие черты лица могут сразу же бросаться в лицо, то асимметрию доказать и тем более увидеть довольно проблематично.

Асимметрия человеческого лица напрямую связана с особенностями строения черепа и тем, что полушария головного мозга развиваются неравномерно. Доказывается асимметрия посредством создания изображений левой и правой половин одного и того же лица.

Базовые постулаты физиогномики зародились ещё в древние времена. Причём, в любой из культур были свои наблюдения на этот счёт. Например, в Китае была наука сянфа (ещё её называют сянжэньшо или сяншу), в мире мусульман был фирасат, а древние бедуины изучали кийяфу. Но более остального физиогномика всё же почиталась на Востоке – там её считали совершенно полноценной областью медицины, т.к. бытовало представление (и бытует до сих пор) о том, что путь жизни любого человека можно узнать, взглянув на его лицо и изучив его.

Что же касается Западного мира, то первыми последователями физиогномики были Гиппократ, Теофраст и Аристотель. Кстати, по официальным данным, именно Аристотелю приписывается самый первый систематизированный труд в рассматриваемой нами сфере под названием «Physiognomica».

А в эпоху Средневековья физиогномические изыскания были дополнены наблюдениями таких известных людей как учёный, деятель искусства и изобретатель Леонардо да Винчи, а также философ Иоанн Скотт.

Но и на этом история физиогномики не заканчивается, ведь и в наше время она играет довольно серьёзную роль в жизни людей.

Физиогномика сегодня

Невзирая на то, что, как уже было сказано, современной психологией физиогномика считается псевдонаукой, многие современные учёные подтверждают, что связь между психологическим содержанием человека и внешними особенностями его лица есть. Интересно ещё и то, что «химерическое искусство» тесно взаимосвязано с психологической наукой, и при помощи него можно гораздо эффективнее сопоставлять психологические портреты людей.

Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми данными, которыми руководствуется физиогномика сегодня.

Некоторые принципы современной физиогномики

Всего можно выделить пять идей, на которые опирается современная физиогномика:

Глаза

Глаза являются зеркалом души человека. Они способны рассказать о духовной и творческой составляющей своего носителя. Люди, обладающие большими глазами, как правило, чувствительны и способны быть лидерами. Выпуклые глаза — это признак лени и медлительности. А глубоко запавшие глаза присущи сердитым и недоброжелательным людям, которые склонны к обидам и хитрости. Согласно физиогномике, представленные отрицательные проявления обусловлены тем, что людям с третьим типом глаз сопутствуют неудачи в жизни.

Рот

Рот может дать информацию о любви, чувственности и внутренней энергии человека. Если рот большой, это указывает на лживость или смелость, а если маленький, то на боязливость. Отвисшая челюсть – признак проблем со здоровьем и глупости, а вот сжатые губы говорят о решительности и твёрдости.

Нос

Нос является свидетельством активности и воли. Прямой нос средней длины и толщины означает, что человек нежен, уживчив и трудолюбив. Носом с горбинкой обладают люди возвышенные и расположенные к интеллектуальному труду и крепким сердечным отношениям. Если нос немного вздёрнут, скорее всего, человек беспечен, от природы весел и прост душой, но если нос вздёрнут сильно, значит, человек смел и всегда готов идти на риск. У коварных и лицемерных людей нос будет кривым.

Лоб

Лоб является показателем ума, а также нравственности, морали, идеологии и философии человека. У одарённых людей и интеллектуалов лбы широкие, высокие, имеющие открытые углы и ровные морщины. Склонные к насилию, недобрые и жёсткие люди обладают очень высокими лбами и длинными лицами. Но если лоб короткий и узкий, то перед вами не очень умный, но волевой, трудолюбивый и домовитый человек.

Подбородок

Подбородок считается мерой твёрдости характера и сексуальности. Широкий подбородок – черта людей с сильным нравом. Подбородок со слабыми чертами характерен для мягких людей. Если визуально человек обладает тяжёлой челюстью, вероятно, его мучают неконтролируемые страхи. А немного раздвоенный подбородок – признак ловеласа или страстного человека.

Здесь же важно заметить, что окончательно все физиологические особенности формируются у людей только к 40 годам, поэтому людей, ещё не достигших этого возраста, можно только предположительно относить к какому-либо типу.

По сути, физиогномика – это целая наука, на овладение которой может потребоваться немало лет. Но, даже обладая крупицами знаний на этот счёт, можно использовать физиогномику в качестве инструмента анализа лиц людей с последующей расшифровкой их личностных особенностей.

Навык правильного и грамотного считывания по внешности внутренних состояний, характера и склонностей способен помочь любому и каждому в огромном количестве самых разнообразных жизненных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием.

Применять же физиогномику на практике и наблюдать за другими людьми можно в любом месте и в любое время. Даже находясь дома в одиночестве, вы можете сделать первые шаги в овладении навыком физиогномики: просто подойдите к зеркалу и изучите своё лицо – о чём оно вам скажет? В дальнейшем, наблюдайте за окружающими и ассоциируйте их черты лиц с конкретными формами поведения – это многократно повысит ваше умение общаться с другими людьми.

4brain.ru

📌 физиогномика — это… 🎓 Что такое физиогномика?

   ФИЗИОГНОМИКА (с. 623) — учение о проявлениях индивидуально-психологических особенностей личности в чертах лица.

   Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал еще Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Прогнозируя по внешним признакам поведенческие реакции человека и особенности его интеллекта, Аристотель большое значение придавал сходству его с животными, которые по традиции наделялись якобы свойственными им от природы качествами. «Нос толстый, как у быка, — писал Аристотель, — означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость. Острый, как у собаки, нос — признак холерического темперамента. Орлиный нос означает смелость, крючковатый, как у вороны, — настороженность… у кого широкий рот, тот храбр».

   Аристотель также считал, что можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей — эфиопов, индийцев, хеттов и др. Проанализировав признаки разных народов (то, что мы сегодня назвали бы национальным характером), нетрудно определить и индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.

   Аристотелю также принадлежит наблюдение, более похожее на истину: если лицо человека несет в себе черты, характерные для проявления определенных эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать без риска впасть в ошибку, что именно это состояние настолько характерно для человека, что фактически является его индивидуальной особенностью. То есть человек, чье лицо постоянно напоминает маску страха, по натуре своей боязлив, и т.п.

   Взяв за основу учение Аристотеля, физиогномику стали разрабатывать его последователи. Из них наиболее известны Полемон (II в. н.э.) и Адамантий (IV в. н.э.).

   Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, которого некоторые ученые и считают ее родоначальником. Последовательными проводниками физиогномики были крупные ученые Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Квинтиллиан, Гелен и Цельс; крупные мыслители Цицерон, Плиний-младший и др.

   Большой популярностью на Древнем Востоке пользовалась кийяфа — искусство бедуинов, умеющих читать как открытую книгу не только тайны пустыни, но и секреты человеческого лица. Так, человек, по обличью схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда — хвастливым, злопамятным и вероломным. Высокий лоб в представлении бедуинов свидетельствовал о глупости (!), залысины — о низости духа, узкий лоб — о ловкости. Глаза средней величины говорили об изрядном уме и хорошем характере, неподвижный взор — о скудоумии, рассеянный взор — о ветрености и непостоянстве. Огромное значение бедуины придавали родинкам. В Средние века склонные к «науке» богатые арабы выбирали на рынке рабов, опираясь на эти и многие другие физиогномические принципы.

   Рассуждая об истинной и ложной сути физиогномики, вероучитель Абдул-Баха приводит любопытную притчу о молодом ученом-физио-гномисте, который шесть лет прилежно изучал в Египте науку о чертах и выражениях лица. Успешно сдав экзамены и оседлав коня, радостный и гордый возвращался молодой человек на родину. Полученные знания позволяли ему видеть в каждом встречном явные и скрытые черты характера, добрые и дурные наклонности. Особенно его поразило лицо одного незнакомца, в котором он прочитал, что тот жаден, хитер и беспощаден. Молодой физиогномист был поражен, когда незнакомец с добродушной улыбкой стал любезно приглашать его в дом в качестве почетного гостя. Противоречивость усвоенного и увиденного не только взволновали молодого человека, но и пробудили в нем сомнения в верности египетской школы физиогномистов. В течение трех дней радушный хозяин изысканно услаждал ученого гостя всевозможными яствами и кальяном. Однако при расставании лицо хозяина вновь обрело злобное выражение, а счет, неожиданно врученный «почетному гостю», оказался невообразимо высоким. Пришлось отдать все деньги, халат и коня в придачу. Обчищенный до нитки, молодой физиогномист отправился в путь… славя Всевышнего и своих учителей за то, что годы обучения в египетской школе не были потрачены даром.

   В Средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или иной мере совершенствовали Ибн Сина и ряд ведущих алхимиков, в эпоху Возрождения — Иоанн Дуне Скотт и Леонардо да Винчи.

   Начиная с XV в. физиогномика обрела большую популярность. Ею серьезно занимались все, кто «по долгу службы» был занят «работой с людьми», — духовные лица, медики, философы, юристы. Значительную популярность приобрело, в частности, лицегадание: определение судьбы человека по чертам лица. Физиогномика в ту пору была довольно авторитетна. Она к тому времени успела обрасти множеством новых умозаключений, которые по уровню достоверности вполне могли конкурировать с сентенциями Аристотеля. Так, средневековый монах Альберт Великий считал, что «толстый и долгий нос служит знаком человека, любящего все прекрасное и не столь умного, сколь он сам о себе думает», а «кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный лживый плут, занятый собою, посредственных способностей, развратного ума, довольно щедрый и находит большое удовольствие вышыпплять и утверждать политические новости».

   В конце XVIII в. такая формальная физиогномика получила развитие в многотомном сочинении цюрихского пастора Иоганна Лафатера, который сначала изучал психологические особенности человека (отчасти пользуясь признаниями прихожан на исповеди), а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Накопленные таким образом сведения послужили поводом к тому, что он стал доказывать возможность определения особенностей характера по рельефу лица и строению черепа и претендовать на роль основателя новой науки. Он писал: «Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас». Однако не все разделяли его энтузиазм. Давая оценку учению Лафатера, Георг Лихтенберг отмечал, что «эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селедок… Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь свое заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?»

   Произведя фурор оригинальностью своего подхода, Лафатер допустил ряд ошибок, немыслимых для серьезного исследователя. Так, предмет его наблюдений составляли не все черты лица в их взаимодействии, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль. Систематического метода выведено не было, объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора, и в итоге труды Лафатера вызвали серьезную критику.

   Недостаточная обоснованность физиогномических теорий обусловила скептическое отношение к ним отечественных ученых, гордившихся своим материалистическим мировоззрением. При этом упускалось из виду, что многие признанные авторитеты материалистической науки не только не отрицали взаимосвязи внешнего и внутреннего, но и логически ее обосновали. Так, Ч.Дарвин и И.М.Сеченов высказали обоснованное мнение о том, что черты лица и особенно мимика и другие выразительные движения отражают функциональное состояние нервной системы и зависят от особенностей психики человека.

   «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике, — рассуждал Ч.Дарвин, — зависит, кажется, оттого, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и потому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более рельефными и видимыми». (Вспомним, что нечто подобное в свое время предполагал еще Аристотель.)

   Приблизительно в то же время И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками; и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам… Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического».

   Таким образом, становится очевидно, что психологическая оценка внешности не лишена научных оснований. К сожалению, человек, увлеченный этой проблемой, сегодня сталкивается со множеством противоречивых источников, многие из которых недалеко ушли от средневековой схоластики.

   Пытаясь оценивать окружающих на основе какой-то частной теории, мы рискуем сделать поверхностные и односторонние выводы. Проблема состоит в том, что такой сложный объект, каким выступает человек, недопустимо оценивать в статике, но только в динамике. Наряду с характерными чертами внешности анализу подлежат многообразные нюансы поведения — как речевого, так и бессловесного. Только непротиворечивое сочетание множества внешних признаков позволяет нам выносить более или менее достоверную оценку.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

О физиогномике • Физиогномист Ольга Гладнева

История появления

Предполагают, что Искусство Чтения по Лицу впервые возникло ещё в древнем Китае, около 3 тысяч лет назад. По крайней мере, об этом свидетельствуют доступные человечеству источники информации. Тогда чтением по лицу занимались, прежде всего, врачеватели. По лицу определяли цвет «ци» пациента, которая указывала на природу болезни.

О чтении по лицу писали многие древние мыслители и учёные, в китайских летописях сохранилось множество подробных описаний внешности правителей и других людей, а также множество историй, связанных с физиогномикой.

Интерес к этому учению сохранялся в течение веков. Первым известным физиогномистом принято считать Пифагора, который отбирал себе учеников по неким признакам на лице, указывающим на способность к обучению.

Гиппократ — древнегреческий врач — широко применял лицечтение в диагностике, справедливо заметив, что по лицу и рукам человека можно увидеть его темперамент и состояние здоровья. Подобным образом ставил диагнозы и древний врач Ибн Сина.

Аристотель подходил к вопросу ещё более научно и по лицу и форме головы описывал черты характера. Именно он заметил сходство людей с животными и отметил особенности отдельных этносов.

 

Отличие западной и китайской физиогномики

Китайская физиогномика так же отличается от современной западной традиции лицечтения, как индийская философия йоги отличается от фитнес-йоги. И то, и другое — об особенностях строения лица и их связь с личностью человека. Но если западное учение в чертах лица анализирует только характер и темперамент, то китайская физиогномика рассматривает также их связь с судьбой, опираясь на прошлые и будущие события.

Западная система построена на статистическом анализе: изучив тысячи лиц, исследователи нашли определённые закономерности в формах, и на этом теорию «лицечтение». Отчасти, это правильный ход, однако он не объясняет, почему именно эта форма, этот размер, этот цвет говорит о богатстве.

Китайская теория Чтения по Лицу базируется на теории И-Цзин. Так устроена как вся Вселенная так и самая маленькая живая клетка. Внутренние органы и системы человека находят проекционное отражение на его лице, равно как и на кистях, стопах, ушах и радужной оболочке глаз. Все наши мысли и устремления, желания и поступки отражаются в нашем теле, а значит — и на лице.

Лицо, на котором сбалансированы Инь и Ян, имеет упругую кожу, здоровый цвет и говорит о физическом и психическом здоровье человека. Если же есть нарушения в работе внутренних органов — это проявляется в таких особенностях: высыпаниях, сухости или жирности, снижении тургора кожи и т.д.

Оставляя знаки судьбы на нашем лице, жизнь подсказывает нам и вектор движения, демонстрируя будущие периоды удач и неудач, моменты взлётов и падений. Зная их, легче планировать свою жизнь, принимая важные решения.

Познав основы теории, вы сможете видеть на лицах людей их судьбы и, самое главное, овладеете методами коррекции. Вы легко сможете понимать, как читают лица представители многочисленных школ физиогномики, но они никогда не поймут, откуда берете информацию вы. Ваше чтение будет более точным и у вас всегда будет совет для выхода из любой ситуации. Вы будете не просто констатировать факт о прошлом, настоящем или будущем человека, но и подсказывать решение проблемы.

fiziognomika.org

Основы физиогномики — Easyschool

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИОГНОМИКА

     В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
     Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности формы и содержания получает практическое воплощение.
     У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались просто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, такие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
     Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки физиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
     Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
     Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека. Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:

     На каждом лице – истории явный след,
     Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
     Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
     Но возможность читать её не каждому свыше дана.

     Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
     Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и деталям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
     Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
     Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные называют её наукой. Так, В. М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты личного обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».
     Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
     Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склонности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизненных успехах главную роль играют врождённые качества человека.      При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности.
     Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от западной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности. Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной культуры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого человека. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает интеллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (редукции) может давать сбой.
     Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.
     Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разрешал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а учеников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
     Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпадать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.
     Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, который заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.
     Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступников по специфическим чертам лица.
     Существует множество физиогномических систем, наиболее распространённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.
     Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто критике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым выдвинул проблему соотношения строения тела и характера.
     Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склонность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.
     Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утверждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека. Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще. Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.

ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА

     На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот почему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
     Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
     Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбинированные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ансамбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
     Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по форме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, треугольником, овалом, трапецией, кругом… Отсюда и названия – ромбовидная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
     Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, трапециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
     Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
     Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам физиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочтению.
     Идеальным считается овальное лицо. Оно имеет хорошие пропорции деталей (длина в полтора раза больше ширины), которые словно вписаны в овал. Очертания нижней челюсти, подбородка, особенно скул, – плавные. Лицо овальной формы принято считать эталоном, его называют классическим. Такое лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне редко.
     Продолговатое лицо (овальное и прямоугольное) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности. Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлённостью. Это так называемый аристократический тип.
     Треугольное лицо присуще высоко одарённым и чувствительным людям с тонко выраженной интуицией. Однако они не склонны к привязанности и преданности. Они могут быть пылкими и задорными, упрямыми и хитрыми, непокорными и скрытными.
     Трапециевидное лицо принадлежит людям интеллигентным, чувствительным, артистичным. У них дружелюбный характер, отсутствуют качества борца.
     Круглое лицо характерно для людей добродушных, миролюбивых. Зачастую натура оптимистичная и беспечная, весёлая и любезная, что делает её приятной для совместной жизни. Ум у такого человека гибкий, но поверхностный. Его прямая и честная душа не знает ни хитрости, ни обмана. Стремление оказать услуги делает его жертвой недоброжелательных людей. Однако тщеславие и честолюбие ему не чуждо.
     Квадратное лицо указывает на человека сурового, мужественного, энергичного и динамичного, стремящегося к лидерству. В общении он настойчивый и прямолинейный, нередко бывает грубым и жёстким. Он хороший исполнитель и может быть умным администратором.
     Часто в лице соединяются две или три формы. В этом случае лицо следует отнести к той форме, черты которой в нём преобладают.
     Зная ключи к прочтению лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения. Читать лицо можно, наблюдая со стороны, и в процессе общения. Сначала определяем форму, затем делим лицо на зоны, дальше фиксируем внимание на таких ярких индикаторах, как лоб, глаза, нос, губы, челюсти, подбородок, уши.
     Зоны лица. Для удобства чтения лицо условно делят на три зоны двумя горизонтальными линиями.
     По китайской физиогномике верхняя зона (перегоны) представляет первоначальную формирующую среду, менталитет, подходы к жизни в юности (до 30 лет). Средняя зона отражает взрослую жизнь, карьеру, достижения, способности – то, что человек сам для себя может сделать в жизни. Нижняя характеризует период зрелости, достижения, долголетие, состояние здоровья. Это время свершений (от 55 лет), реализации жизненных целей в карьере и семье.
     В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание, как по пропорциям основных частей (зон) человеческого лица можно понять сущность личности: увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремлениями, с одной стороны, и чувственными импульсами и низменными инстинктами – с другой.
     К. Хутер делит лицо на три зоны: верхняя – лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; средняя – отражает степень чувствительности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание; нижняя – даёт представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах. Глаза и рот говорят о преобладающей в этот момент мыслительной деятельности, нос – о жизненной воле.
     По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека.
     1. Все три зоны равны. Человек обладает гармоничным равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Он сдержан, сердечен, коммуникабелен, активен, верен жизненным идеалам. Натура творческая.
     2. Верхняя и нижняя зоны равны, средняя – длиннее. Длинный нос не нарушает гармонии форм. Такая конфигурация наблюдается у натур творческих, у которых гармонично жизненное направление и благородство души. Такого человека отличает выдержка и талант, он обладает представительностью.
     3. Верхняя зона меньше, средняя и нижняя большие. Такой человек импульсивен и груб, стремится к доминированию, агрессивен и склонен к безрассудному применению энергии, он ориентируется на реальную жизнь и обладает большой силой убеждения.
     4. Нижняя зона меньше, верхняя и средняя длиннее. Интеллектуально одарённый человек, но с проблемным характером. Он упорен, строг и педантичен, волевой, но наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.
     5. Нижняя зона длинная, средняя короче, верхняя ещё короче. Полная, мягкая, большая нижняя часть указывает на жажду наслаждений. Такой человек практичен и приземлён, консервативен во взглядах, не склонен к перемене мест. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлётов. Его трудно расшевелить, но если это удаётся, трудно остановить.
     6. Верхняя и нижняя части лица большие, а средняя (нос) маленькая. Интеллектуальная жизнь высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосердечен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоциональное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.
     7. Верхняя и нижняя зоны большие, а нос слишком мал и курнос. Сильны разум и чувственные инстинкты. Он агрессивен и нагл, вспыльчив, полон внутреннего беспокойства. Активна его мыслительная жизнь, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом и богатыми идеями, он высказывает острые критичные замечания, хотя сам не умеет устранить недостатки, на которые указывает другим.
     8. Верхняя зона высокая, а средняя и нижняя маленькие. Такие пропорции характеризуют человека мысли и чувств, натуру творческую. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он верен своим идеалам, честен и бескорыстен, прост и скромен, нежен в чувствах и обладает интуицией.
     9. Верхняя зона длиннее, чем средняя, а средняя длиннее, чем нижняя. Такой человек владеет инстинктами и разумно регулирует жизнь чувств, он натура творческая и служит высоким жизненным идеалам.
     Верхняя зона – лобная часть – рассказывает об унаследованных интеллектуальных способностях, о духе и здоровье человека. Эта часть лица служит средством определения умственных способностей.
     Лоб – знак юности и характера. Высокий квадратный свидетельствует о выдающихся качествах личности. Округлый ровный отличает человека сдержанного и спокойного. Округлый низкий не предвещает удачу в начале жизненного пути. Идеальный лоб свидетельствует о прекрасном состоянии духа и тела. Очень большой и бесформенный лоб означает склонность к лени и в то же время обширные умственные способности. Диоген и Сократ имели обширное чело, Геркулес и Ахиллес – небольшое. Низкий лоб, который по форме напоминает треугольник, характеризует невысокие интеллектуальные способности. У Гитлера лоб был низкий, но необыкновенно широкий, что свидетельствовало об уме и бесстрашии.
     Очень важна для определения характера линия волос. Форма лежащего прямоугольника – это лоб практиков (математиков, предпринимателей, менеджеров, инженеров). Форма стоящего прямоугольника – лоб учёного, чьи интересы ограничиваются узкой областью науки (руководитель исследовательской лаборатории). Люди, имеющие одновременно широкий и высокий лоб, используют дарованный им разум в течение всей жизни. Волосы, растущие мыском в центре лба (в западной физиогномике их называют «вдовьей вершиной»), предвещают раннее вдовство. Треугольник на лбу (по китайской физиогномике – «бутон персика») означает склонность к флирту, указывает на романтика и авантюриста. Залысины по обеим сторонам лба считаются счастливой приметой. У таких людей широкий кругозор и созидательный дух, они отличаются артистизмом, живостью и подвижностью, но у них порой противоречивый характер. Изломанная линия – признак способности к администрированию и изобретательности – указывает на человека с амбициями.
     Если на лбу есть горизонтальные морщины, то перед вами личность умная и опытная. Одна горизонтальная морщина, если она расположена высоко, сулит удачу, а низко – возможные трудности в устройстве судьбы. Две морщины повествуют о вашем уме и инициативе, о способности добиваться поставленной цели, об удаче в предпринимательском деле и бизнесе. Три морщины сообщают о том, что судьба подарит хорошее положение в жизни, обещает успех. Прерывающиеся короткие – свидетельствуют о слабом здоровье.
     Лоб с глубокими зигзагообразными морщинами – неудачи в делах. Две вертикальные морщины между бровями – знак мыслителя, хорошего администратора. Одна (её называют «подвешенная игла») – означает помехи и препятствия: у человека есть проблемы, решение которых от него не зависит. Зачастую человек с этим знаком блестяще начинает свою карьеру, но в жизни он испытает множество разочарований, а мечты его потерпят крах. Лоб гладкий и без морщин может принадлежать человеку поверхностному и легкомысленному, счастливому и беззаботному.
     Лоб и глаза находятся под особым влиянием ума, именно здесь вы найдёте вернейшие указания на умственные способности.
     Средняя зона – от бровей до основания носа. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядоченной психике, рассказывает о настроении, об экспрессии.
     Нос имеет большое значение в физиогномике: говорит о развитии личности. Он, по заявлению Тамары Глобы, является индикатором силы, воли и энергии человека. Нос находится в эпицентре трёх зон и управляет годами от 41 до 50, когда в основном решается вопрос успеха и провала. Он должен гармонировать с общим контуром лица и другими чертами. По китайской физиогномике нос отвечает за возможности и богатство.
     Идеальным считается нос с прямой спинкой («львиный нос»), с закруглённым кончиком и красиво оформленными крыльями. Такой человек отличается мужеством, страстностью и напористостью. Принадлежит он натуре властной и сильной, преуспевающей во всех начинаниях.
     Прямой нос сулит финансовый успех. Он свидетельствует о согласии воли и разума, о развитых умственных способностях. Большой нос – ключ к успеху и богатству, а большой, но мягкой формы принадлежит человеку сильному, но не активному. Если же нос твёрдый, то сила сочетается с активностью. Длинный нос – признак ярко выраженной индивидуальности и сильной натуры. Он принадлежит человеку консервативному, гордому, обладающему большими творческими возможностями, однако лишённому деловых качеств. Длинный, прямой нос – очень красивая черта внешности, он выражает редкие внутренние достоинства. Вольтер имел длинный нос, который совал куда следует и не следует. То же можно сказать о сказочном герое Буратино. Гоголь имел длинный нос – признак любопытства, любознательности и иронии, отсюда и его повесть «Нос», в которой нос гуляет по Петербургу. Длинный, костлявый нос – показатель гордости, высокомерия, неуживчивости. Костлявый, длинный, с горбинкой – нередко принадлежит хмурому человеку. Тонкий, узкий нос указывает на чрезмерную гордость и высокомерие.
     Нос с горбинкой имеют люди заносчивые и гордые. Такой человек доминирует, он энергичен, деятелен, натура творческая, поэтичная. Горбинка носа – признак справедливого и благородного человека, защищающего свою страну. У персов «идеальным» носом считают как раз длинный с горбинкой. Поэтому они выбирали царя на трон только с таким носом.
     Кончик носа в форме капли обозначает успех в делах. Человек обычно жизнерадостен и оптимистичен, он процветает.
     Орлиный нос – признак человека неустойчивого, мстительного, проницательного, хитрого и нередко злопамятного. Орлиный нос создан для власти и денег. Женщины с большим орлиным носом отличаются более энергичным характером и более мужскими качествами.
     Люди с «вогнутыми» носами больше склонны подчиняться и помогать другим. Они прекрасно работают в сфере услуг.
     Курносый нос свидетельствует о слабом здоровье. Бывает он у человека жизнерадостного, с лёгким нравом, который легко тратит деньги и плохо хранит секреты. Слишком курносый и вздёрнутый – у людей беспечных, не заботящихся о завтрашнем дне.
     Большое значение имеет кончик носа. Если он подобен клюву орла – это признак натуры мстительной и мнительной, но дальновидной и проницательной. У многих людей кончик носа загнут вниз, их считают скептиками или недоверчивыми. Это прирождённые исследователи и учёные, они всегда пытаются докопаться до самой сути. Заострённый кончик носа указывает на вероломную личность. Раздвоенный – признак робости; луковицеобразный – признак сердечности и доброты.
     По форме носа судят о силе характера, любознательности, проницательности, скрытности и интеллектуальных способностях.
     Физиогномика исходит из того, что различия между лицами людей во многом основываются на строении носа. Интеллектуальный труд придаёт линиям носа утончённость и изящество.
     Глаза. В оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место, зеркально отражая душу человека, поэтому начинать читать лицо советуют с глаз. Большие глаза указывают на чувствительность, и ранимость души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Они все на виду, излучают больше обаяния. Люди, имеющие такие глаза, чаще смеются, любят обниматься, устраивать овацию в театре, шумно «болеть» во время спортивных состязаний.
     Маленькие глаза принадлежат людям замкнутым, самодовольным и упрямым, подчас способным на спор, ссоры, истерики. Такие глаза можно встретить у хороших хирургов, экономистов, налоговых инспекторов, таможенников.
     Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии – благоприятный признак. Глаза, скошенные внешними углами вверх, принадлежат решительным и активным натурам (обозначают у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие), у которых отсутствует критическое восприятие. Глаза, направленные внешними углами вниз, принадлежат людям критичным. Это инспектора, аудиторы, сыщики, тренеры, редакторы, корректоры.
     Люди с широко расставленными глазами будут долго колебаться перед тем, как что-то сделать, они склонны к медлительности, ждут, когда ситуация разрешится сама собой. Они обладают широкой натурой и высокой толерантностью. Обратный физический признак – близко посаженные глаза – свидетельствует о противоположных качествах: низкой толерантности, вспыльчивости, требовательности, большей концентрированности. Люди с такими глазами стремятся немедленно навести порядок и расставить всё по своим местам. Те, у кого глаза симметрично посаженные, обладают кругозором, искренни и справедливы, честно выполняют возложенные на них обязанности, не перекладывая их на других.
     Особое значение физиогномисты отводят блеску глаз, передающему внутреннюю жизненную силу человека. Люди с сильным характером смотрят в глаза собеседнику властно, прямо, неподвижно. Это «управляющий» взгляд созидающих людей. Лишённые блеска глаза – признак пониженной энергии. Люди с такими глазами склонны к печали, подавленности, депрессии.
     Нижняя зона – рот, челюсти, подбородок – даёт дополнительную информацию о характере, воле, темпераменте человека.
     Рот. Рот – самый выразительный источник информации в нижней зоне лица. Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Симметричное открывание рта говорит о сбалансированности эмоций. Гармоничный рот имеет верхнюю и нижнюю губы одинаковой полноты и означает, что человек уравновешен, дружелюбен и открыт. Люди с маленьким ртом обладают слабым характером, озабочены борьбой за выживание. Маленький рот говорит о замкнутости. Такому человеку нужно научиться поддерживать отношения с людьми и не обрывать связи с ними. Большой рот свидетельствует о сильной воле, удачливости, выдаёт человека чувствительного, эмоционального.
     Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Узкие губы выдают человека ироничного, быстро принимающего решения и выполняющего их.
     Широкий рот с тонкими губами говорит о том, что человек горд, решителен и энергичен, он не меняет своих решений. Это хороший руководитель, который быстро поднимается по служебной лестнице.
     Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости, целеустремлённости и твёрдости. Уголки рта выдают настроение человека. Искривление одного уголка, сопровождающееся временной асимметрией лица, – выражение иронической усмешки. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддаётся влиянию. Губы «бантиком» принадлежат человеку активному, способному быстро решать разнообразные вопросы. У человека с втянутыми губами дела идут плохо. Приподнятая верхняя губа и курносый нос ассоциируются с открытостью души и доверчивостью.
     Подбородок и изгибы скул указывают на движение и жизненные силы человека. Массивный подбородок с подчёркнутыми выдающимися скулами свидетельствует о несокрушимой жизненной силе и способности устоять перед сильными и неожиданными нагрузками. Удлинённый подбородок принадлежит людям упрямым и упорно добивающимся поставленной цели; мягкий или скошенный назад – натурам мягким, со слабой волей; подбородок, устремлённый вперёд, – натуре решительной и активной.
     Форма подбородка – яркое проявление индивидуальности. Полный двойной подбородок свидетельствует о скаредности, чувствительности, эгоизме. Длинный – признак резких манер, а округлый с ямочкой – хорошего характера и мягких манер, с впадиной на челюсти – говорит о тяге командовать и дидактических талантах, о натуре страстной и влюбчивой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЗИОГНОМИКИ

     Лицо – неисчерпаемый источник информации. Знания, позаимствованные у физиогномики – науки, изучающей выражения лица и его формы, помогают оценивать достоинства людей, строить собственное лицо. Однако психологи советуют доверять не только своим глазам, но и сердцу.
     В народе говорят: до 30 лет лицо человека создаёт природа, после 30 лет человек делает себе лицо сам. Первую треть своей жизни люди оптимистичны, они всегда готовы к улыбке. К сорока годам значительная часть первоначального оптимизма улетучивается – и уголки рта немного опускаются. Поэтому необходимо научиться «ставить лицо», овладеть механизмом «делания» лица, постановки улыбки. Николаус Энкельман предлагает делать упражнения перед зеркалом. Таким образом, считает он, тренирующийся узнаёт всё о своих внешних и внутренних данных, и получает возможность сознательно воздействовать на своё развитие, на самые сокровенные уголки души. Сидя перед зеркалом, он рассматривает себя в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, разочаровании… Лучший помощник в этом – видеотренинг, ибо видеокамера помогает увидеть себя в причудливом смешении мимики и жестов, в усложнённой динамике и получить сведения о сильных и слабых сторонах своей внешности.
     Информация по физиогномике позволяет прогнозировать поведение человека и получать представление о его внутреннем потенциале.
     Данные, полученные в физиогномике, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В США, например, фотографии претендентов (в анфас и профиль) на вакантную должность подвергаются анализу по специальным физиогномическим таблицам, насчитывающим 198 отдельных физических признаков. На основании результатов морфологического анализа 80% претендентов на вакантную должность получают отказ.
     В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Изменяется лицо и при социальных болезнях (алкоголизме и наркомании). Большое значение имеет лицо в диагностике заболеваний, ведь кожа лица, подкожная клетчатка, кровеносные сосуды, склера и радужная оболочка глаз, язык реагируют на любое заболевание, даже если поражённый орган находится далеко от лица.
     Педагогам и врачам, актёрам и политикам, бизнесменам и менеджерам умение моментально снимать информацию с лица делового партнёра, собеседника, подчинённого весьма полезно.
     Знания физиогномики и постоянные упражнения по их использованию позволяют с ходу ориентироваться в людях и мгновенно подбирать ключи к общению. Вот почему необходимо приучать себя всегда внимательно «вчитываться» в лица собеседников.
     К сожалению, в нашей стране физиогномика продолжительное время не изучалась. В мировой практике её используют как инструмент управления внешними данными для достижения положительных результатов в общении. Она помогает в проведении персонологического анализа, даёт возможность выработать «персональный характер», показывая, на каких чертах необходимо сосредоточиться, чтобы воплотить данные нам природой лучшие качества, а какие следует компенсировать.
     Лицо человека может нести на себе отпечаток жизненного пути, профессиональной деятельности, общего уровня образования, некоторых характерологических признаков. «Наша жизнь есть не что другое, как работа над своим лицом» (восточная мудрость).
     Физиогномическая подготовка поможет в познании характера людей, в правильном выборе форм и методов контактирования с ними.

Практикум

     1. Рассмотрите свое лицо в зеркале. Внимательно исследуйте форму лица, постарайтесь определить, какую геометрическую фигуру оно вам напоминает: овал, треугольник, круг, квадрат, трапецию. Если вы затрудняетесь определить форму своего лица, возьмите мел или помаду и обведите на зеркале свое изображение. Отпечаток, который вы получите, и будет соответствовать форме вашего лица.
     2. Возьмите свою фотографию в анфас, очертите форму своего лица, двумя горизонтальными линиями разделите его на три зоны. Рассмотрите каждую из зон, применив для этого знания физиогномики. Затем рассмотрите каждую деталь вашего лица. «Прочитайте» своё лицо, проведите собственный персонологический анализ. Совпало ли ваше мнение о себе с мнением специалистов по физиогномике?
     3. Попрактикуйтесь в применении физиогномической оценки (редукции) при «чтении» скрытых характеристик личности окружающих вас людей.
     4. Выделите сумму физиологических признаков, по которым можно судить о силе воли человека.
     5. Выделите параметры, по которым можно судить о высоком интеллектуальном уровне личности.

Вопросы для самопроверки

     1. Какие формы лица вы знаете?
     2. Как «читать» лицо?
     3. Что такое мимика?
     4. Какое место в имиджелогии занимает фейсбилдинг?

www.easyschool.ru

Что такое физиогномика и что она изучает?

«Глаза – зеркало души», «Устами человека говорит его сознание» — все эти известные фразы служат доказательством того, что люди с давних пор делали попытки узнавать больше друг о друге, основываясь на особенностях внешности. Это послужило поводом для зарождения целого направления в науке, изучающего взаимосвязь физических атрибутов, которыми человека одарила природа и того, что скрывается за внешней оболочкой. Имя этой науки – физиогномика. О ней и пойдет речь в статье.

Физиогномика: что собой представляет, что изучает

Итак, физиогномика ставит перед собой цель изучения характера человека, его пристрастий и предпочтений по тем чертам внешности, которые даны от природы. Если какая-либо часть тела была изменена в результате повреждении или хирургического вмешательства, для изучения она не подходит. Кроме этого, исследователи обнаружили, что внешность, с которой человек родился, претерпевает естественные жизненные изменения, соответственно, выводы, сделанные ранее, через несколько лет вполне могут утратить свою достоверность.

Какие параметры интересны для физиогномики:

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Индивидуальные особенности (наличие веснушек, родинок, ямочек и т. д.).

Объектами для изучения становятся:

  • Лицо и голова;
  • Туловище, его строение, осанка;
  • Конечности;
  • Характерные позы;
  • Особенности мимики;
  • Жестикуляция.

Следует отметить, что заключение, который человек делает в результате изучения чужой внешности, не является однозначно верным, скорее, это предположение.

Погрешности в физиогномике зачастую вызваны человеческим фактором. Редко, какой человек сможет полностью отстраниться от своих симпатий и антипатий, а потому исследование нельзя назвать абсолютно объективным. Вот пример: студентам факультета психологии показали две фотографии, на одной из которых был изображен серийный убийца, а на другой – ученый-физик. Ученикам же сказали, что на фото с ученым находится преступник и наоборот, преступника возвели в ранг ученого.

В итоге, будущие психологи отметили у убийцы высокий лоб, выдающий человека с высокой степенью интеллекта, нос, указывающий на любознательность и вдумчивость, добрые глаза. Что касается ученого, то в нем сразу разглядели черты человека с нелегким детством и склонностью к убийствам. Поэтому воспринимать физиогномику как последнюю инстанцию не стоит, она поможет сделать предположения, а проверить их правильность помогут иные средства.

o-sebe.com

📌 Физиогномика — это… 🎓 Что такое Физиогномика?

        в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его Характером. Ф. уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С Ф. были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о Темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии (См. Новая аттическая комедия), техника «словесного портрета» в античной риторике, историографии и биографии, и т.п.). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона). Принадлежность человека к некоторому нравственному типу мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь же овеществлённо и биологично, как и его физические приметы. Античная традиция Ф. оказала влияние на культуру Византии и зап.-европейского средневековья, в особенности же на араб. науки и евр. мистику (Каббала). К ней. возвращались некоторые зап.-европейские учёные 16–18 вв., например Дж. делла Порта («De humana Physiognomonia», 1586). Однако утверждение новых критериев научности в 17–18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств, интуиции. Попытка И. К. Лафатера («Физиогномические фрагменты», 1775–78) вернуть Ф. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. Романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).

         Лит.: Scriptores physiognomonici graeci et latini, rec. R. Foerster, v. 1–2, Lpz., 1893; Evans E. G., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.

         С. С. Аверинцев.

dic.academic.ru

📌 ФИЗИОГНОМИКА — это… 🎓 Что такое ФИЗИОГНОМИКА?

        (греч. или — наука о распознании природных задатков по физич. свойствам, от — природа, природные задатки и — сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич. наблюдения фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров. вид, аналогичный структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о зависимости телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравств. характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим прирождённым «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).        Антич. традиция ?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научности в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты…», «Physiognomische Fragmente…», Bd 1—4, 1775—78) вернуть ?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).

        Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.’Foerster, v. l — 2, Lpz., 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.

dic.academic.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.