Что такое профессиональная деформация: профессиональная деформация полицейских – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

профессиональная деформация полицейских – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Любая профессия накладывает отпечаток на личность её обладателя. Служба в полиции связана с постоянным риском, контролем и повышенной ответственностью, что не проходит бесследно для психики представителей органов правопорядка. На основе исследования учёных из Северного (Арктического) федерального университета Яны Корнеевой и Натальи Симоновой IQ рассказывает о том, что такое профессиональная деформация, и как она проявляется в полицейской среде. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».

Что такое профессиональная деформация?

Это явление, которое присутствует в любых профессиональных кругах. Учёные утверждают, что при длительном нахождении внутри профессии избежать изменений в структуре личности практически невозможно. В русскоязычную литературу это понятие, как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека, ввёл в 1921 году социолог Питирим Сорокин.

 

Существуют разные научные подходы к определению и описанию явления профессиональной деформации. Но, как правило, оно ассоциируется с деструктивными последствиями — вплоть до «выгорания» работников.

Представители каких профессий чаще всего подвержены профессиональной деформации?

Чаще всего это люди, работающие в профессиях типа «человек-человек». Например, учителя, врачи, психологи и, конечно же, сотрудники правоохранительных органов.

Есть ли какие-либо классификации или типологии профессиональной деформации?

Да, конечно. Стоит отметить, что выделяют деформацию личности и деформацию деятельности. Согласно исследователям Эвальду Зееру и Эльвире Сыманюк, профессиональные деформации могут проявляться на следующих четырех уровнях: 

  1. Общепрофессиональные деформации (типичные для профессии). Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», когда каждый человек воспринимается как потенциальный правонарушитель, а у руководителей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, манипулировании подчинёнными, использовании должности в личных целях.
  2. Специальные профессиональные деформации (возникающие в процессе специализации по профессии). Например, у следователя — правовая подозрительность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — чрезмерная обвинительнось.
  3. Профессионально-типологические деформации. Они обусловлены наложением индивидуально-психологических особенностей личности — темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности.
  4. Индивидуализированные деформации. В процессе многолетнего нахождения в профессии, психологического сращивания личности и профессиональных обязанностей, чрезмерно развиваются как отдельные профессионально важные качества, так и профессионально нежелательные, что приводит к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций. Например скрупулезность, гиперактивность, трудоголизм, сверхответственность. 

Профессиональная деформация полицейских — особая тема для науки?

Да, это одна из тем, которая находится под пристальным вниманием учёных-психологов и социологов. Полицейская среда особая — в плане воздействия на психику и характер тех, кто в ней работает. При этом сотрудники правоохранительных органов наделены большой властью и ответственностью — часто за непосредственную безопасность жизни и человеческие судьбы. Поэтому особенно важно понимать, что происходит с личностью стражей порядка во время службы.

И что же происходит? Что говорят об этом исследования?

Например, может появляться излишняя подозрительность. Социолог Роберт Балч (Robert W. Balch) пишет о том, что хороший полицейский подозревает зло в любом месте. Другие характеристики, свойственные полицейским, согласно Балчу — цинизм, предубеждение, недоверие к необычному.

Есть, конечно, и положительные признаки, свойственные субкультуре полиции. Как отмечают Стив МакКартни (Steve McCartney) и Рик Пэрент (Rick Parent) — это товарищеский дух, сопереживание, командная работа, лояльность. Но вместе с ними и авторитаризм, высокий уровень консерватизма, узкий кругозор, предрассудки.

Также ученые отмечают, что полицейским свойственны такие характеристики личности, как эгоцентризм и отчуждённость. Исследование Джерома Сколника (Jerome H. Skolnick) показывает, что чувство власти отделяет полицейского и одновременно создаёт чувство изоляции. Формируется мышление «мы против них», подкрепляемое переживанием солидарности с коллегами-офицерами.

А национальная или страновая специфика профессиональной деформации полицейских существует?

Да, существуют исследования, где показано, что характеристики сотрудников полиции могут отличаться в зависимости от стран. Так в одной из работ сравнивали американскую и английскую полицию. Американские офицеры набрали высокие баллы по шкалам демонстративности и доминирования. А новобранцы из английской полиции отличались высоким уровнем агрессии.

Это правда, что полицейские могут перенимать черты тех, с кем работают — правонарушителей и преступников? Подтверждено ли это наукой?

Поведенческий трансфер — это один из самых распространённых видов профессиональной деформации. Он часто наблюдается среди полицейских. В данном случае себя оправдывает поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». То есть полицейский начинает проявлять поведенческие признаки, характерные для правонарушителей, с которыми он работает — жаргонные слова, нецензурные выражения, агрессивность, уловки, манеры и даже внешний вид.

Какие виды профессиональной деформации присущи российским полицейским?

Исследователи Эвальд Зеер и Эльвира Сыманюк выделяют следующие виды профессиональной деформации, характерные для сотрудников российских правоохранительных органов:

 Собственно-профессиональная деформация, обусловленная непосредственным влиянием криминогенной среды: нецензурные выражения, пренебрежительное, враждебное отношение к окружающим, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к человеческому горю.

 Должностная деформация, обусловленная властными полномочиями: чувство неограниченности власти, стремление подавить волю, унизить достоинство другого человека, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, угодничество.

 Депривационная деформация, выражается в замене неудовлетворённых потребностей другими, когда, например, место духовных ценностей занимают материальные (финансовые) или антисоциальные ценности.

Существуют ли данные о том, насколько высок уровень различных типов профессиональной деформации у полицейских в России?

Недавнее исследование учёных из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова показало, что у большинства сотрудников ОВД выраженность различных типов профессиональной личностной деформации умеренная и находится в интервале от 25% до 75% максимально возможных значений при измерении с помощью психологических тестов. Относительно высоко у полицейских выражены сверхконтроль и консерватизм. Это, как отмечают исследователи, обусловлено спецификой служебной деятельности, при выполнении которой им необходимо сдерживать свои чувства и следовать инструкциям. 

А как проводилось это исследование? 

В нём приняли участие 70 сотрудников органов внутренних дел Архангельска, претендующих на включение в кадровый резерв.

В своей работе авторы использовали классификацию из 7 видов профессиональной деформации, основанную на прошлых исследованиях. Кроме сверхконтроля и консерватизма измерялись также уровни авторитарности, профессиональной агрессии, поведенческого трансфера, безответственности и тревожности.

Итак, у консерватизма и сверхконтроля высокие значения, а наименьшие показатели по каким видам деформации?

Более низкие значения выявлены по шкалам тревожности и безответственности. Это, как предполагают авторы, связано с высоким уровнем индивидуальной ответственности за работу. И, вероятно, сотрудники ОВД умеют справляться с тревожностью (однако из работы не ясно какими средствами), поскольку её высокий уровень может приводить к резкому снижению эффективности деятельности и повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Есть ли связь между спецификой работы полицейского и особенностями профессиональной деформации?

Исследование учёных из Архангельска показало, что есть. У сотрудников ОВД, занимающихся расследованием и раскрытием преступлений (например, следователей), выше показатели по таким видам профессиональной деформации, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер по сравнению с полицейскими, занимающимися профилактической работой (участковые). Последние, как отмечают авторы, судя по полученным результатам, лучше умеют контролировать своё эмоциональное состояние, не поддаются на провокации и сами не провоцируют конфликтные ситуации.

Есть ли связь между профессиональной деформацией и эффективностью работы полицейского?

Да, результаты исследования подтвердили и это. Если полицейские чувствуют себя неуспешными в работе, то они имеют более высокие показатели профессиональной деформации по таким шкалам, как профессиональная агрессия, поведенческий трансфер, консерватизм, тревожность. Они менее удовлетворены своей рабочей деятельностью, чаще конфликтуют с гражданами и коллегами, на работу идут без желания, испытывают бессилие после неё.

В особой зоне риска, как отмечают учёные, находятся полицейские со сниженной эффективностью из отделов расследования и раскрытия преступлений. У них самая высокая выраженность профессиональной агрессии. «У сотрудников данной группы возможно снижена самокритичность и способность к конструктивному решению конфликтных ситуаций, а также может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, отсутствует стремление учитывать интересы других, они склонны применять различные виды насилия», — отмечают авторы. В результате речь может идти о нарушении целостности самой личности и негативном влиянии на других людей.

IQ


Подпишись на IQ.HSE

Профдеформация: смешные стереотипы или реальность?

«Лес рук», «Перед смертью не надышишься», «А голову ты дома не забыл?», «Воспаление хитрости», «Выйди и зайди нормально» — у каждого из нас найдется целый список воспоминаний о любимых стандартных фразах учителей.

Но дело, конечно, не только во фразах. Из-за постоянной ответственности учителя зачастую становятся консервативными, формальными и доминантными, вынося это за пределы школы вместе с тетрадками на проверку.

Юлия Пасс: «Педагога и воспитателя легко узнать по языку, все эти «платок-положил-шапку-завязал-едим-все-до-конца-тарелки чистые» — отношение к детям, которое переносится на всех. Если человек перестает это отслеживать, иронизировать над собой и погружается в образ окончательно, это можно назвать профдеформацией.

Но далеко не только учителя обладают специфической лексикой — люди вообще привносят в жизнь много профессиональных терминов. Например, сотрудники иностранных компаний часто грешат тем, что в их речи половина англицизмов, и это бросается в глаза — «фиксим», «митапы», «скопы», «адженда» и пр. Индикатором здесь служит уместность употребления тех или иных слов. Когда ты говоришь с коллегами — это одно. Когда ты выносишь это за пределы профессионального сообщества и не все тебя понимают — другое. Использование штампов и канцеляризмов происходит порой из-за боязни ошибиться, желания уйти от высказывания собственного мнения или, наоборот, подчеркнуть свою значимость, образованность, добавить себе веса в глазах других. Неосознанное использование речевых штампов, слияние с профессией может быть сигналом того, что по каким-то причинам мы не очень справляемся с жизнью и пытаемся привнести в нее профессиональные схемы, которые все упростят».

Если в вашем доме не теряются не только носки и резиночки для волос, но и футболки сложены плотными вертикальными стопочками (белые в одном ящике, цветные — в другом), если в холодильнике расставлены пластиковые корзинки с надписями, а на дверце плотно сидят магнитные баночки со всеми видами приправ — возможно, кто-то из членов семьи — бухгалтер.

Представители этой профессии славятся стремлением к порядку, фантастическими способностями в планировании, а также страхом перемен. Бухгалтерами обычно становятся те, кто учился на пятерки и любит работать на одном месте подолгу, в идеале — до пенсии.

При этом бухгалтеры — одна из самых высококонкурентных профессий (по данным hh.ru, в среднем восемь резюме на одну вакансию), и футурологи любят пугать их прогнозами о том, что эту профессию одну из первых заменят роботы.

Если найти работу по специальности действительно станет трудно, то с большой склонностью к постоянству им так же непросто будет поменять сферу деятельности.

Юлия Пасс: «Бухгалтеры скорее перейдут на неполный рабочий день, будут искать работу, связанную с вводом данных, например, но редко соглашаются посмотреть по сторонам и попробовать себя в чем-то новом. В моей практике были случаи, когда бывшие бухгалтеры готовы были преподавать экономику. Но только в вузе или колледже. В хаосе школы им было бы слишком сложно».

В профдеформации есть не только минусы, но и плюсы. «Что касается бухгалтеров, — говорит Юлия Пасс, — то они действительно очень пунктуальны, аккуратны, дисциплинированны и точны, но с трудом справляются с несобранностью и спонтанностью других. Такие люди от домашних требуют строгого соблюдения правил: «По субботам у нас стирка, по воскресеньям — поход в кино» — настоящее плановое хозяйство. Если, например, ребенок в такой семье другой по своему типу, более творческий и спонтанный, это может быть тяжело. Но часто наоборот — всем очень удобно, что кто-то из членов семьи организует жизнь и пространство, тогда эта черта для всех домочадцев большой плюс».

Суровые хирурги, циничные, не то что патологоанатомы, а даже участковые терапевты, психотерапевты, которые беспощадно анализируют членов собственной семьи, — эти негативные клише о докторах на слуху. А что на деле?

Большая нагрузка врача чревата «выгоранием» — потерей способности сочувствовать каждому пациенту и действительно интересоваться его проблемами.

Юлия Пасс: «Не только врачи, но также, например, судьи или военные — все, кто имеет дело с какой-то болезненной стороной нашей жизни, склонны не впускать в себя боль, отчаяние, горе, с которыми они сталкиваются на работе. Это как предохранитель души, который защищает от всего, с чем мы не можем справиться, что не сможем переварить, переработать. Но, когда этот механизм дает сбой, когда врач перестает сочувствовать пациентам, судья — сострадать, атрофируется человеческая чувствительность, тогда исчезают и краски жизни, а человек чувствует себя роботом-профессионалом.

Формой профессиональной деформации также можно считать ситуацию, когда человек настолько закостенел, что не может делать ничего другого, теряет гибкость в освоении новых подходов. Это довольно характерно для тех же врачей — столько появилось новых технологий, но многие гордятся приверженностью к «старой школе», пряча за этим страх перед новым. Что делать, когда человек чувствует себя застывшей профессиональной формой? Можно идти к психотерапевту, можно к коучу — важно выбрать правильного человека, который поможет понять, что за этим стоит. Может быть, страх быть непринятым, боязнь потерять свой статус? А может быть, вы утратили вкус к жизни и ее профессиональная часть стала подменять остальные радости? Причины бывают разные».

Домашняя тирания руководителей — настоящая притча во языцех. Чем дольше человек находится на высокой должности, тем меньше шансов, что он не потребует подчинения и в семье. Люди, занимающие топ-позиции, целеустремленно шли к ним и склонны к лидерству от природы, но очень часто они отказываются понимать, что эта черта их характера может стать причиной проблем в личной жизни.

Юлия Пасс: «Руководители и в домашней обстановке грешат безапелляционностью, настойчивостью, желанием руководить и контролировать. У таких людей часто портятся семейные отношения, и они даже не понимают почему. Приходят на консультацию и пытаются разобраться с какой-то совершенно другой задачей, а потом выясняется, что их просто задавила профдеформация. Например, человек рассказывает, что его перевели в другой отдел и у него не складываются отношения с коллективом, мы начинаем разговаривать, в каких еще ситуациях он чувствует себя непонятым, и в итоге приходим к разговору о семье.

Собственно, в помощи, а не просто в мотивировании «давай, вперед, все получится», и состоит задача коучинга. Если помочь человеку обнаружить проблему, он расширяет диапазон своего поведения и сам понимает, что и как можно поправить».

Любимое развлечение героев сериала «Кремниевая долина» — подбрасывать вверх двухцветный мячик и считать, сколько раз он упадет синей стороной, а сколько — желтой. Самую простую задачку, например выбор онлайн-пиццерии для заказа «маргариты», айтишник превращает в математическую и начинает придумывать алгоритм по безошибочному выбору заведения. Даже если результат будет идеален, порой это чрезмерно все усложняет.

Еще одна важная черта, которая может мешать знатоку кодов в реальной жизни, — склонность к гиперконцентрации. В любое дело, будь то завязывание шнурков или уборка квартиры, программист погружается с головой и будет очень недоволен, если его отвлекут. Такие свойства характера делают представителей этой профессии очень обособленными от остального мира.

Юлия Пасс: «Айтишники часто оценивают других с точки зрения пользовательской продвинутости. Их язык представляет собой своеобразный шифр, понятный лишь посвященным. Им удобен код, который предполагает четкие правила и логику. Если во внешнем мире случается что-то, что не поддается логическому объяснению, это может вызывать у них раздражение или отстраненность.

Важно сохранять определенную гибкость, пластичность, восприимчивость, готовность совершать ошибки, и не важно, к какой профессии принадлежит человек. Наш мир так стремительно меняется, что только успевай шагать в ногу с технологиями. Вообще, если человек выбрал не ту профессию, то вполне может быть, что после терапии он станет искать другую — это один из результатов работы».

Маркетологи часто смеются над клиентами, которые обращаются к ним со словами: «Сделайте так, как считаете нужным, вы профессионалы», а потом не соглашаются с предложенным решением. Казалось бы, такие заказчики не правы и ведут себя нелогично, но хороший маркетолог способен реагировать на подобную ситуацию с пониманием. Как только у маркетолога появляется сверхуверенность в том, что только он знает единственно верное решение, это сигнализирует о потере гибкости. А гибкость как важная черта маркетолога — и есть его противоядие от профдеформации.

Юлия Пасс: «У маркетологов открытый взгляд и непредвзятость должны быть в крови. Мне сложно припомнить маркетологов со случаями именно профессиональной деформации. Профессиональной ограниченности — да. Так много появляется новых маркетинговых инструментов, и сложно постоянно осваивать новое, оценивать эффективность, сравнивать инструменты, аудитории, бизнесы. Но в целом в эту профессию, как правило, идут люди, которые способны действовать по обстоятельствам, любят экспериментировать и умеют это делать. Они с любопытством смотрят по сторонам и постоянно оценивают, что можно улучшить, поменять. И, если маркетологи меняют профессию, эти качества оказываются очень полезными».

Знатоки права не только дадут фору всем другим в использовании канцеляризмов, они способный заформализовать самые обыденные явления жизни. Например, чтобы ответить ребенку на вопрос, почему Дед Мороз передал ему подарок не лично, мама-юрист может прочитать мини-лекцию про «делегирование полномочий». Юристы склонны дотошно аргументировать свою позицию даже в мелких бытовых ситуациях, а опаздывая на встречу, обязательно пришлют вам скриншот из карты с подтверждением своего местонахождения и наличия пробок.

Юлия Пасс: «Юристы, конечно, всегда действуют по правилам, «Нормальные герои всегда идут в обход» — это не про них. Они проверяют все документы, читают все инструкции и будут ругать за несознательность тех, кто этого не делает. В каких-то ситуациях это очень хорошо, но в каких-то может быть и плохо, иногда нужно больше гибкости, бывает полезно действовать не по уставу. Есть такая фраза — «по законам аэродинамики шмель летать не может», и висит она в одном из конструкторских бюро. Юристам важно иногда напоминать себе, что жизнь часто не укладывается в формальные рамки, но, когда эти люди перегружены, они стараются максимально обезопасить и просчитать все негативные варианты и в своей повседневной жизни. То, что хорошо в корпоративном праве, не всегда полезно и возможно в жизни после 18:00».

Ну а что же эйчары? Эти «страшные люди», которые не только цепляются к каждому слову, но также смотрят на то, как вы сидите, каким тоном разговариваете, какого цвета у вас телефон. Неужели и в жизни они ведут себя так же?

Юлия Пасс: «Надо признать, что HR-специалистам свойственно оценивать людей и давать советы. Едва познакомившись с человеком, HR-менеджер может спросить не только, где работает новый знакомый, но и давно ли в последний раз он менял работу и скоро ли собирается уходить с нынешней. Круг интересов зачастую сужен до профессии, и если не отследить, то можно задать вопросы, которые выходят за рамки принятых правил».

Примерно один и тот же набор качеств в одних профессиях приводит к успеху, а в других — почти к гарантированному провалу.

«Если юристам и бухгалтерам не свойственно рисковать, они должны тщательно исследовать возможные варианты и последствия, то в работе маркетолога или бизнесмена без экспериментов не обойтись, — говорит Юлия Пасс. — Работа консультанта тоже непредсказуема — никогда не знаешь, кто и с чем к тебе придет, нет законов и шаблонов, и если начинаешь их искать — это и есть первый звонок о начале профдеформации».

Профессиональные деформации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Психология

УДК 159.9; 316.6 С.П. Безносов*

Профессиональные деформации личности

В статье проанализирована проблема профессиональной деформации личности. Показано влияние профессии на личность сотрудника, описаны факторы и механизмы.

Ключевые слова: личность, субъект, индивид, деятельность, поведение.

S.P. Beznosov*. Professional deformation of the personality. The article analyzes the problem of professional deformation of the individual. Shows the effect of profession on the personality of employee, describes the factors and mechanisms.

Keywords: personality, the subject individual, activity, behavior.

За последние восемь лет, с момента выхода первой и пока единственной монографии по этой проблеме [1], стало бурно развиваться новое направление в мировом человекознании. Защищены десятки диссертаций по самым разным специальностям: психологии, юриспруденции, педагогике, культурологи, медицине и т.п. Данное понятие вошло в Википедию, появилась новая аббревиатура — ПДЛ. Сам термин из сугубо научной сферы вошел в общекультурный обиход. Наступила пора подвести предварительные итоги и обозначить вектор дальнейшего развития этого направления.

Настоящих профессионалов в каждом типе трудовой деятельности крайне мало. Большинство людей занимает промежуточное положение между дилетантами и опытными работниками. После профессиональной адаптации и получения минимально необходимых знаний и умений многие работники удовлетворяются достигнутым уровнем подготовки и просто не желают подчинить всю свою жизнь узкой специализации. Достаточно сказать, что сравнительный анализ отечественных средств массовой информации доказывает, что само слово «профессионал» стало часто употребляться в качестве требования к сотруднику лишь последние 15-20 лет.

Настоящего профессионала, достигшего высот в своей специальности, можно узнать по следующим признакам: постоянная готовность к работе, вечное недовольство собой, стремление к дальнейшему самосовершенствованию, особая энергетическая одержимость в овладении мировыми вершинами и установлении рекордов в специальности, предельная сосредоточенность на деле. Их отличают повышенные требования к себе и коллегам, критичность и непримиримое отношение ко всему, что мешает работе, добровольные самоограничения в образе жизни, в удовлетворении некоторых потребностей, интересов, в сужении круга общения, безразличие ко всему постороннему, ощущение драматического разрыва между собой и окружающими, их непонимания (профессиональное одиночество). Непременный атрибут специалиста — это узость и глубина подхода к своему предмету труда.

Ранее в науке хорошо были осознаны и исследованы взаимосвязи между субъектными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследуются в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности труда. Эффекты этой взаимосвязи отражают только психофизиологический аспект существования индивидуальности специалистов и проявляются в профессиональных заболеваниях преимущественно соматического характера.

В нашей работе мы впервые осознанно направляем внимание профессиоведов на психологический аспект влияния профессионального труда на личность работников (рис. 1). Мы подчеркиваем необходимость исследований различных профессиональных деформаций, в которых выражаются взаимосвязи между субъектными и именно личностными параметрами профессионалов. Призываем сместить фокус исследований профессиоведов с сугубо соматической проблематики на психологическую тематику.

* Безносов, Сергей Петрович, кафедра педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, профессор, доктор психологических наук. E-mail: [email protected]

* Beznosov, Sergey Petrovich, department of pedagogy and general psychology, Saint-Petersburg university of russian ministry of interior, professor, doctor of psychology. E-mail: [email protected]

© Безносов С.П., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

Профессиональная деятельность оказывает более мощное (де-) формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к не случайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности — это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть

элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т. п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-р»с’1 профессионала.

В пространстве профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъектные качества — специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен проявлять только в «околодеятельностной» области.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющие как общую, так и специфическую природу. Точное определение последних требует конкретных эмпирических и экспериментальных обследований в целях их обнаружения для формирования программы мероприятий по профилактике профессиональной деформации личности.

Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек — ненормальный человек».

Определение сущности профессиональной деформации зависит от качественного содержания используемых исследователем понятийно-мыслительных и концептуальных средств. Наиболее общего понимания сущности и специфики профессиональной деформации, ее динамики и психологических механизмов можно гарантированно достигнуть при комплексном использовании следующих понятийно-мыслительных средств: аппаратов теории нормативного описания деятельности, теории индивидуальности и теории профессиональной этики и деонтологии.

Среди факторов профессиональных деформаций надо выделять общие и частные. К общим факторам относятся объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля. Из-за влияния общих факторов профдеформации каждый специалист способен в профессиональном труде реализовывать лишь субъект-предметный подход к предмету своего труда. Предметность подхода специалиста—это обязательный атрибут профессионализма.

Субъект является носителем и хранителем особых — деятельностных — норм (цель, план, программа, технология, проект, метод и методика, подход и принципы профессионального труда), а личность — норм этики и деонтологии. Деятельностные нормы призваны регулировать активность человека в подпространстве профессиональной деятельности, а нормы этики — вне этой сферы. Нормы профессиональной этики и деонтологии играют роль дополнительных оснований для конкретизации деятельностных норм в ситуациях «усматривания».

Психологический механизм профессиональной деформации может адекватно анализироваться с позиций процессов согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения этих норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений.

Технология конкретного психологического исследования различных профессиональных деформаций личности в определенной отрасли труда заключается в последовательном анализе того специфического содержания всех компонентов структуры акта деятельности, которые соответствуют особенностям данной профессии, и их влияния на личность работника.

Эти идеи позволили впервые получить следующие результаты. 1. Комплексно сформулирована новая предметная область исследований профессиональной деятельности и формирования целостной индивидуальности работника в ней. 2. Реализован междисциплинарный подход к исследованию взаимосвязей между профессией и типом личности специалиста. 3. Предложена новая классификация профессиональных деятельностей, которая, в частности, позволила определить и исследовать новый тип профессий — «человек — ненормальный человек». 4. Составлены психологические портреты проявления профессиональных деформаций личности в некоторых массовых отраслях труда. 5. Впервые сформулирован и апробирован специальный концептуальный аппарат для реализации новых исследовательских проектов профессиоведческо-психологического характера. 6. Предложена единая технология психологических исследований профессиональных деформаций личности в конкретных отраслях трудовой деятельности. Данная процедура на основе однозначных критериев позволит вести поиск специфических факторов, причин, признаков, уровней и этапов профессиональной деформации, которые присущи определенным профессиям, и сравнивать их между собой. 7. Показана огромная роль усвоенного специалистом искусственного языка — понятийно-терминологического аппарата — и особого профессионального жаргона, которые обслуживают данную профессию, как фактора формирования мировоззрения личности. Любые понятия и термины с их значениями и личностными смыслами, являясь формой фиксации специфического группового опыта и раскрывая субъекту отдельные стороны устройства мира, формируют личностное мировоззрение целостной индивидуальности в строго определенном профессиональном направлении.

Впервые предлагается сместить фокус дальнейших исследований проблемы «профессия и личность» с сугубо биологической тематики («профессиональные заболевания») на психологическую

— «профессиональные деформации личности». Предложена единая технологическая процедура конкретных исследований, пригодная для всех типов профессий и специальностей. Осуществление исследовательских проектов по данной схеме позволит сравнивать результаты, полученные в разных отраслях профессиональной деятельности. Данная программа гарантирует достижение диагностических, прогностических и профилактических целей изучения эффектов профессиональной деформации по отношению к отдельным специальностям.

Мы предлагаем при организации психологического обеспечения трудовой деятельности предусматривать специальный раздел мероприятий по профилактике негативных эффектов профессиональной деформации личности. Впервые рекомендуется при создании образовательных программ в системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей уделять особое внимание обучению деятелей культурной мыслительной технологии применения логики восхождения от абстрактного к конкретному и логики систематического уточнения в производственных ситуациях «усматривания».

Актуальность анализа близких понятий «деятельность», «поведение», «общение» подчеркивается еще и следующим обстоятельством. В частности, в юридических науках — криминологии, криминалистике, уголовном праве, уголовном процессе и т.п. — нет четкого, единого понимания сущности преступления. Одни авторы предпочитают анализировать преступность и преступление, используя понятие «поведение», другие — «преступная деятельность». Мы полагаем, что в данном случае лучше говорить именно о деятельности, которая в большинстве случаев более социализирована, чем просто поведение. Деятельность более нормирована социальными предписаниями, нежели свободное поведение. Если преступная деятельность становится профессиональной, т.е. является основным источником дохода, удовлетворения потребностей, а не одноразовой, эпизодической, случайной, то она обязательно будет испытывать на себе определенные социальные, культурные влияния. Профессиональный убийца социален в том смысле, что получает социальный заказ на убийство от членов общества, выбирает средства преступной деятельности из того арсенала, который создало общество (новейшие образцы огнестрельного оружия), и т.п.

Озадачив себя поиском общего фундаментального метода изучения всех профессиональных миров, мы были вынуждены сначала найти некоторое «универсальное» мыслительное средство, некоторый язык и соответствующую концепцию, которые позволили бы найти тот самый инвариант, связывающий все отдельные специальности. Нужна особая линза («магический кристалл»), сквозь которую можно пристально и под одним углом рассмотреть весь мир профессий и его влияние на личность человека.

Нам представляется, что искомый ответ можно найти в рамках деятельностного подхода, что ключом для ответа может служить современная методология как новая область знаний обо всех деятельностях (в т.ч. профессиональных), и особенно так называемая «теория нормативного описания деятельности». В заключение кратко изложим основные положения общеметодологической теории нормативного описания деятельности относительно структуры профессиональных деятельностей.

Данная теория утверждает, что любая деятельность всегда многоактна, процессуально она состоит из некоторого числа отдельных актов. Но любой деятельностный акт, как бы он ни казался на первый взгляд содержательно не похожим на другие, всегда состоит из одних и тех же частей. Он всегда имеет одну и ту же структуру. Следовательно, структуры любых актов профессионального труда артиста кино и сантехника идентичны! Значит, тщательно рассматривая специфические содержания каждого элемента этой структуры, мы сможем увидеть те различия и те общие моменты, которые характерны для всех сравниваемых специальностей и профессий! Вся последующая часть работы посвящена фактически подобному «разглядыванию», анализу мира профессий сквозь призму структуры тех актов, которые характерны той или иной специализации труда (рис. 2).

На рис. 2 в прямоугольной рамке, показано так называемое пространство технологии любого акта каждой деятельности, в т.ч. профессиональной. Строгие, ровные края этого пространства подчеркивают необходимость каждого работника неуклонно следовать указанной и принятой в его специальности технологии труда, чтобы гарантированно получить требуемый результат.

Любая отдельно взятая технология каждого труда (преподавательского, исследовательского, проектировочного, управленческого, исполнительского, ратного, хирургического и т. Технология Суйъокт труда

размера оудущеи гаики и т.п.; . ,

—М2 — конечный продукт преобразований «сырья», материал, который перешел в некоторое другое, «второе» состояние, например: здоровый пациент, опытный гранатометчик, выпускник университета, готовая гайка, отремонтированные трубы и т. д.;

— любые манипуляции с материалом, предметом труда всегда совершаются с помощью какого-то определенного средства, орудия, инструмента. Это справедливо также и для мышления, которое может быть рассмотрено как действие, деятельность — мыслительная деятельность, где средствами могут

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

быть язык, понятия, термины, концепты. Средства могут быть разными: внешними и внутренними (психотехническими), механическими и электронными, материальными и «идеальными» (знаковыми) и т. п.;

— ломаной линией со стрелкой обозначен способ, которым применяется данное средство; способы могут быть разными: правильными и ошибочными, культурными и варварскими, традиционными и новаторскими и т. п.

Любая технология кем-то применяется. Поэтому в структуру акта необходимо ввести активно действующего субъекта деятельности, агента этой технологии. Это может быть человек — представитель определенной специальности, профессии. Это может быть иногда и животное, у которого, конечно, имеются зачатки преобразовательных способностей. Наконец, это может быть робот, заменяющий человека — компьютер, например. Субъект должен обладать некоторыми качествами. 1. Он должен обладать определенными способностями. Быть жизне-, трудо- и работоспособным как минимум. Он должен овладевать некоторым средством и уметь «культурным» способом его применять. Способности могут быть разными: общими и частными, уже сформированными и еще развивающимися и т.д. 2. Субъект должен иметь сознание. На схеме оно обозначено «кругом» — как голова человека. Сознание может быть разным: ясным и затуманенным, широким и узким, детским и взрослым, профессиональным и дилетантским и т.п. 3. В сознании субъекта должны находиться знания о тех деятельностных нормах, которые предписаны управленцем. Исполнитель любого акта должен эти нормы знать, правильно их понимать и внутренне их принимать. Любое нарушение норм деятельности приводит к нарушению и самой деятельности.

Деятельностные нормы отличаются от других видов норм — правовых, морально-этических, медицинских и т. п. Деятельностные нормы тоже могут быть разными.

Кратко приведем перечень тех деятельностных норм, которые описаны в настоящее время в общей методологии деятельности. 1. Цель деятельности — это субъективное психическое представление о конечном продукте, результате — М2. 2. План — это временное представление процесса преобразования, где имеются точные знания не только о конечном результате, но и о промежуточных результатах, полуфабрикатах. 3. Технология есть представление об исходном и конечном продуктах процесса преобразования, средствах и способах их применения. 4. Программа—это предписание о том, как человек должен участвовать в деятельности, как включаться в технологию, быть ее «агентом». 5. Проект — это совокупность представлений и предписаний о структуре будущего продукта и процессе его получения. 6. Метод — это обобщенное абстрактное, мысленное представление о некоторой деятельности, где не учитывается специфика конкретных отдельных условий достижения результата. 7. Методика — это конкретизированное представление о вариантах применения метода с учетом некоторых условий. 8. Подход — это то, что останется неизменным на всем пути, от анализа деятельности до ее проектирования и программирования. Это целостное представление о жизни и деятельности. 9. Принцип — это некоторое исходное средство конкретизации общего понимания деятельности.

Мы хотим подчеркнуть универсальность этой схемы. Именно такова структура любого акта трудовой деятельности во всех сферах разделенного социального труда. Именно поэтому мы выбираем эту схему в качестве нашего мыслительного средства для описания и понимания специфики деятельности в разных профессиональных областях. И именно ее мы предлагаем для анализа изучаемого феномена во всех профессиоведческих исследованиях. Данное мыслительное средство отличается от других известных в психологии теорий и концепций именно своей универсальностью, В этой концептуальной схеме, на наш взгляд, сведены воедино все отдельные компоненты структуры акта деятельности, которые раньше уже упоминались предшественниками — чистыми психологами, но по отдельности, не в целостности. Все другие психологические концепции деятельности, например теория управления или ролевая теория личности, обладая своими частными преимуществами, имеют лишь ограниченное применение. Их можно использовать для анализа только применительно к определенным профессиям и специальностям.

Отсюда можно сделать важные выводы. Во-первых, в процессе профессионального труда человек является лишь субъектом, проявляет только чисто субъектные свои качества — специальные навыки, умения, знания, — но никак не личностные! В эти минуты он должен становиться «роботом», имеющим нужные способности, строго реализующим конкретную технологию (шунтирования, например) и действующим по жесткой программе.

Подобная резкая формулировка может восприниматься неоднозначно. Поэтому приведем некоторые дополнительные аргументы в пользу этого тезиса. Нам представляется, что само наличие потенциальной возможности механизации, автоматизации, роботизации и компьютеризации все большего числа профессий является очевидным аргументом в пользу данного положения. Существуют уже целые заводы и фабрики, где все рабочие операции выполняют только роботы-автоматы.

Если работу какого-то специалиста может сделать робот-автомат, то, следовательно, человек в этом процессе реализовывал себя не как личность, а лишь как субъект со строго ограниченным набором своих параметров. Робот, компьютер по определению не являются личностью или индивидуальностью, но они успешно заменяют людей как профессионалов во все большем числе областей разделенного труда. Компьютеры, например, полностью заменили людей как специалистов-вычислителей. Они все чаще выполняют многие сугубо специальные действия и операции — мнемические, интеллектуальные, перцептивные и т.д., которые раньше возлагались лишь на узких специалистов.

Если можно профессионала заменить роботом, то и сам человек в этих процессах проявляет себя роботом, субъектом деятельности, но не личностью или индивидуальностью. Человек может проявлять свои личностные качества только вне пространства профессионального труда. Только выйдя из этой сферы, прекратив выполнение актов профессионального труда, прервав исполнительские действия, он имеет право личностно отнестись к разным моментам своей деятельности — технологии, нормам, условиям и т.п. В процессах же труда он должен оставаться именно субъектом деятельности. Это ярко видно в работе, например, сборщиков в конвейерном производстве.

Необходимо также разделять понятие «профессионал» по двум важным основаниям — форме и содержанию деятельности. Часто это упускается из виду. Надо учитывать следующий фактор: вне зависимости от занимаемой должности или вида профессиональной деятельности человек не может проявлять себя как специалист в каждый момент своей жизни или даже в каждую секунду своего рабочего времени. Формально можно продолжать воспринимать человека как носителя определенной профессиональной роли, даже если он просто пассивно находится на служебной территории. Но это лишь формально. Содержательно же человек в эти моменты может не выполнять своих специфически сущностных профессиональных обязанностей и поэтому не быть субъектом своей специализированной деятельности. Школьный учитель при пассивном пребывании в школе может по инерции восприниматься как носитель этой должностной позиции, но только формально. Содержательно он становится собственно учителем лишь во время урока. И более того, он собственно учит, обучает только в отдельные моменты урока. Когда классный руководитель заполняет журнал посещаемости, он занимается не обучающей, а какой-то другой деятельностью, например контролерской. Если солдат в военной форме с погонами, кокардой и петлицами убирает на полях картошку, то по форме он продолжает оставаться военнослужащим, но содержательно занимается не воинской деятельностью, а крестьянской, полеводческой.

Итак, в области специализированной профессиональной деятельности люди могут проявлять себя только двояко — либо как активный субъект труда, либо как пассивный объект трудовых манипуляций определенного специалиста. Поэтому справедливо говорить лишь о возможности реализации во всех видах разделенного социального труда в лучшем случае субъект-объектных взаимодействий.

Человек имеет возможность реализовывать себя как личность и индивидуальность только в околопрофессионально-деятельностных областях — в поведении. Только выйдя из исполнительской специальной позиции, он может личностно выражать мнение о профессии — пересматривать, совершенствовать свой труд и т. п. Подобное резкое разделение целостного родового человека на две ипостаси — субъект и личность — нам кажется очень важным для понимания сущности профессиональной деформации личности. Только рассмотрев взаимодействие между этими двумя понятиями, можно понять влияние профессии наличность. Только разделив общее пространство жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности и посчитав, что в деятельности проявляются лишь субъектные качества, а в жизни — личностные, можно пытаться искать специфику той или иной профессиональной роли.

Мы предполагаем, что наиболее явными негативными последствиями субъект-предметного подхода в профессиях типа «человек—’человек» являются дидактогения в педагогике, ятрогения в медицине, обезличивание человека в судебных процессах, бюрократизм чиновников и т. п. Это закономерное следствие субъект-предметных отношений с миром каждого профессионала.

Список литературы

1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2008. — 371 с.

УДК 159.9

B.A. Губин*, C.A. Петрук**

Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного ВУЗа, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе

В статье на основе анализа теоретических и эмпирических данных было выяснено, по каким индивидуально — психологическим характеристикам различаются совместимые и несовместимые курсанты по каждому из вопросов социометрии.

Ключевые слова: психологическая совместимость, диады курсантов, курсанты, не получившие взаимных выборов, индивидуально — психологические характеристики.

VA Gubin*, SA. Petruk**. Psychological characteristics of humanities-oriented cadets with team compatibility and non- compatibility. This article deals with individual characteristics based on theoretical and empirical data to compare team compatibility and non- compatibility among naval cadets under the parameters of sociometry.

Keywords: psychological compatibility, the dyads of cadets, non- compatible cadets individual psychological characteristics.

* Губин, Владимир Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Телефон: 89112602757

** Петрук, Сергей Александрович, помощник командира электротехнического дивизиона по работе с личным составом в/ч 20506. E-mail: [email protected]

* Gubin, Vladimir Alexxeyevich, honored science worker, PhD, professor of general and applied psychology department at A.S. Pushkin Leningrad State University. Telephone: 89112602757.

** Petruk, Sergey Alexandrovich, helper of commander of electrical engineering division on work with the personnel of military part 20506. E-mail: [email protected]

© Губин В.А., Петрук С.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Профессиональная деформация и компетентность педагога

Гафнер Василий Викторович

Опубликовано в
ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №10. – С. 22–24.

Текст приводится в авторской редакции

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой — изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.
Исследования по проблеме профессиональной деформации ис¬кусственно выпали из поля зрения ученых и только в последние годы всё более остро заговорили об отклоняющемся поведении учителей, об их профессио¬нальной пригодности и деформациях.
Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:
— объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;
— субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений;
— объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
В передаче профессиональной дефор¬мации от одного учителя другому большое влияние имеет системное поведение людей, то есть закрепленные в сознании учителей многовековые нормы и стереотипы, представления о способах общения и типичном поведении в школе. В групповом профессиональном сознании закрепилась совершенно определенная техника взаимодействия учитель — ученик, которая как приложение к многовековой классно-урочной системе передается из поколения в поколение через десятилетия и столетия. Профессиональная дефор¬мация прочно закрепилась в существующих школьных и университетских учебниках, в методических пособиях, являющихся информационными моделями принятой педагогической системы.
Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога.
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
В современной педагогической литературе выделяются следующие типы профессиональной деформации личности педагога:
а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.
б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.
в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.
г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.
Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:
1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля педагога.
2) Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.
3) Дидактичность — это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе — в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
4) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.
5) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих учеников. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
6) Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
7) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
8) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
9) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
10) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
11) Поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
12) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;
13) Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя дикту¬ется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в пря¬мой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимосвязаны и взаимообусловлены следующим образом: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.
Возможные пути профессиональной реабилитации педагога:
1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности).
2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции.
3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста.
4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего педагога.
6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.
7. Переход к инновационным формам и технологиям обучения.
8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
9. Усвоение нового, «дополнительного» учебного предмета и преподавание его как факультативного.
Проблема профессиональной деформации учителя ОБЖ характеризуется некоторыми особенностями. Специалисты как с педагогическим, так и с военным образованием, имеют свои собственные профессиональные специфические деформации, которые мешают представить предмет во всей полноте его межпредметных взаимосвязей и глубине содержания.
У педагогов с большим стажем работы совмещение преподавания может вызвать противоречие в динамике профессиональной деятельности. Специалист, достигший определенного уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к более низкой стадии профессионального становления, требующей создания системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и становлению качественно нового профессионального уровня, либо дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных деструкций.
Педагоги из числа бывших военнослужащих могут иметь профессиональные деформации, сформированные во время службы в армии. Они выражаются в отсутствии инициативы, самостоятельности, творческого подхода к решению проблем, трудового энтузиазма, в командно-административном стиле в руководстве и общении и др.
Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.
Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога, а учет влияния профессиональных деформаций на качество преподавания любого предмета, и в особенности курса ОБЖ, — предметом педагогических исследований ближайшего будущего.

Рекомендуемая литература:
1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
2. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. ЭФ. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 148 с.
3. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога./Дис. канд. пед. наук. — Уссурийск, 2000.

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?

Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуациями. После такого воздействия напряженных факторов у человека возникает снижение работоспособности, подавленность, разбитость. В отдельных случаях эмоциональная напряженность может достигнуть критического момента, результатом которого может стать нервный срыв, потеря самообладания и самоконтроля. Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение, негативно сказывается на здоровье. Еще немного переживаний и с нами — лучший друг — эмоциональное выгорание, а за ним — и деформация личности. Можно ли себе помочь?

Трудовая деятельность — это неотъемлемая часть нашей жизни, ведь большинство из нас ежедневно проводит на работе не менее 8 часов.

Неудивительно, что рано или поздно каждый работник может столкнуться с профессиональной деформацией — изменением качеств личности, которые наступают под влиянием длительных занятий профессиональной деятельности. Другими словами, каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Если профессиональные изменения расцениваются как негативные, то есть нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость к ежедневным жизненным событиям, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

Согласно статистике, самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых напрямую связана с людьми. В этот список входят педагоги, HR-менеджеры, чиновники всех рангов, политики, медики, полицейские, а также психологи и руководители – от младших менеджеров самых разных компаний до генеральных директоров.

Профессиональная деформация представителей одной из самых мирных профессий — учителей — заключается в параноидальной мании, выражающейся в выискивании ошибок учеников там, где их нет. У «заболевшего» профессиональной деформацией педагога появляется авторитарность, выражающаяся в снижении самоанализа и самоконтроля. Также дает о себе знать и демонстративность, которая снижает качество педагогической деятельности и становится средством самоутверждения. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, когда педагог зачастую не может себя держать в приемлемых рамках поведения. Приходя домой, такой педагог нередко начинает и действия близких людей оценивать по пятибальной шкале, раздражаясь из-за любой ошибки, допущенной родными.

Т. к. это профессия учителя  относится к типу «человек-человек», то для педагога, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации – эмоциональное выгорание. Основной причиной профессионального выгорания педагога является необходимость проявлять чувство заботы об ученике. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя.

Стремление учителя поучать может отравлять жизнь и ему, и окружающим, если пустить ситуацию на самотек. Всем придется терпеть поучающие интонации, проскальзывающие в его голосе, его уверенность в абсолютной правоте и отношение к собеседникам, как к маленьким детям. В то же время, если учитель или преподаватель контролируют свое неуемное желание научить всех всему, то с ними очень легко, интересно и приятно общаться, ведь они делают это по-настоящему профессионально. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

В чем искать спасение

В список качеств, помогающих специалисту справиться с профессиональной деформацией, входят отличное здоровье и сознательная и регулярная забота о своем физическом состоянии, уверенность в своих способностях, возможностях и отсутствие потребности в их ежедневном подтверждении от окружающих, опыт успешного преодоления стрессов, умение быстро меняться при необходимости и чутко реагировать на настроения в коллективе. Кроме того, важны открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы, а также способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и в отношении коллег. Некоторые признаки и явления профессиональной деформации, вредные стереотипы, шаблоны поведения и оценки можно предупреждать путем их осознания, делая их видимыми ходе различных обсуждений и бесед с психологом или теми людьми, которым вы доверяете.

Что можно сделать?

Важно иметь увлечения помимо работы (хобби, семья, друзья) и уделять им достаточно времени. Занимаясь не связанной с профессией деятельностью, мы используем другие характеристики своей личности, как бы выравнивая свое развитие. Личные отношения, близость, теплота помогают «отходить» от трудностей профессии, отдыхать, получать поддержку. Кроме того, стоит периодически переосмысливать свое положение в профессии и стремиться к профессиональному развитию. В любой профессии возникают периоды стабильности, но если вы застоитесь как специалист, профессиональная деформация возникнет гораздо быстрее. Опасна также и обратная ситуация – слишком быстрый подъем по карьерной лестнице не дает времени на адаптацию психики. 

Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему.

Главная задача — добиться полной релаксации. Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами.

Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

что это, и чем они опасны — Блог Викиум

Проявление профессиональной деформации легко встретить в повседневной жизни. Например, разговаривая с незнакомым человеком, можно заметить, что он очень хорошо что-то объясняет, детально и понятно. Из этого можно сделать вывод, что его профессия связана с обучением людей. О том, что такое профессионально личностные деформации, речь пойдет в нашей новой статье.


Перенос профессиональных навыков в обычную жизнь

Именно так коротко и ясно дают определение профессиональным деформациям. Впервые это понятие использовал Питирим Сорокин в прошлом веке. Он же стал изучать данный феномен. В ходе изучения удалось доказать, что работая в определенной сфере на протяжении многих лет, человек испытывает изменение личностных качеств за счет постоянного выполнения шаблонных трудовых обязанностей. Изменению подвергаются особенности восприятия, поведение и ценностные ориентиры.

Профессиональная деформация проявляется по следующим причинам:

  • продолжительная стагнация (остановка роста), возникающая при достижении определенных высот;
  • непрерывная монотонная работа;
  • стресс и конфликты в профессиональной среде;
  • повышенная утомляемость и нервное перенапряжение;
  • осознание, что перспективы роста отсутствуют;
  • регулярная повышенная рабочая нагрузка.

Процесс развития деформации может начаться как в молодом, так и в зрелом возрасте, а признаками ее приближения могут послужить:

  • чрезмерное восхваление своей работы и должности;
  • восприятие себя как личности с трудовыми достижениями;
  • панический страх потери имеющейся работы;
  • переход личных интересов в рабочую сферу;
  • трудности в общении с друзьями и близкими, возникающие из-за постоянных разговоров о работе и чрезмерного употребления профессиональной терминологии.

Другими словами, если человек начинает пропускать все через призму трудовых знаний и навыков, то он уже подвергся профессиональной деформации. Это основная форма ее проявления. Работа прочно закрепляется в повседневной жизни, человек пересматривает свои ценности, меняет личные качества. У него изменяется поведение и отношение ко всему происходящему. К примеру, люди, занимающие высокие должности, со всеми в своем окружении начинают вести себя надменно. А то и вовсе меняют круг общения, так как считают, что достойны большего. А когда изменения ведут к проблемам в отношениях с близкими людьми и родными, то речь идет о худшем сценарии профессиональной деформации.

Как избавиться от профессиональной деформации?

В первую очередь необходимо научиться разделять работу и личную жизнь. Выходя с работы, нужно забывать об отчетах, телефонных разговорах и важных рабочих делах. Тем, кто работает удаленно, стоит организовать рабочее место и, покидая его, забывать о решении деловых задач.

Довольно важную роль играет планирование досуга. Смена обстановки, вида деятельности, переключение внимания на что-то интересное и полезное позволяют отвлечься от работы. Не стоит позволять рабочим навыкам нарушать привычную повседневную жизнь. Например, если вы руководитель, позвольте в нерабочее время членам семьи руководить вами, принимать за вас решения, делать выбор.

Проблема профессиональной деформации заключается еще и в том, что она может негативно отразиться на самой работе. Так, если человек долгое время работает на одном месте, и уже не видит перспектив продвижения, он быстро привыкает к шаблонным действиям, выработанным годами, и перестает мыслить нестандартно, искать новые решения и пути развития. Такими «успехами» постепенно выкладывается дорога к эмоциональному выгоранию. Поэтому выявить признаки профессиональной деформации и своевременно обратить внимание на проблему очень важно.

Планируйте досуг, хорошо отдыхайте, исключая на время отдыха мысли о работе, не смешивайте деловую и личную жизнь. И обязательно тренируйте мозг с помощью тренажеров Викиум, чтобы улучшать когнитивные функции и иметь возможность легче переключаться между работой и повседневными делами.

Проблема профессиональной деформации педагогов

Когда человек осваивает какую-либо профессию, в структуре его личности неизбежно происходят изменения: развиваются качества, которые необходимы для успешной трудовой деятельности. В то же время разрушаются структуры, которые не принимают участие в этом процессе. Потерю целостности личности в данном случае следует рассматривать как профессиональную деформацию.

Что такое профессиональная деформация?

Под профессиональной деформацией личности (ПДЛ) понимают изменение ее структуры, которое возникает в результате длительного выполнения профессиональных обязанностей. Простыми словами, профессия как бы укрепляется во всех сферах жизни человека. Из-за этого появляются искажения в характере человека, его мотивации, поведении, общении, стереотипах восприятия, шкале ценностей. Все происходящее вокруг начинает восприниматься через призму профессиональной компетенции. Такое часто бывает с учителями, которые много времени посвящают работе.

Чем опасна профессиональная деформация?

От профессиональной деформации страдает не только сам человек. Негатив распространяется и на окружающих его людей, особенно на близких: совместные выходные с семьей, встречи с друзьями и даже простое ведение быта – все это становится сложным, а в самых серьезных случаях просто невозможным. Педагогам с ПДЛ трудно открывать для себя что-то новое, радоваться успехам (как своим, так и чужим), уделять время себе. Самое печальное, что они зачастую просто не осознают факт изменений, происходящих с ними. Признаться, что с тобой что-то не так, под силу не каждому. Полное погружение в профессию приводит к тому, что их жизнь и жизнь их близких становится невыносимой.

Высокий уровень профессионализма является одним из факторов развития деформации личности, но важно понимать, что можно оставаться высококлассным профи и при этом сохранять личностные качества.


Риски профессиональной деформации личности

Что может привести к ПДЛ педагога? Психологи выделяют несколько групп причин, провоцирующих появление изменений:

  1. Социальное старение. В эту группу входят ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменения в эмоциональной сфере;
  2. Нравственное и эстетическое старение. Под ним понимается скептическое отношение к современной молодежи и субкультурам, преувеличение заслуг своего поколения, постоянное противопоставление реальности прошлому;
  3. Профессиональное старение – отказ от принятия нововведений, трудности в освоении новых средств труда.

Профессиональная деформация возникает из-за чрезмерного чувства ответственности за результаты своей работы. Педагог боится совершить ошибку, поэтому постоянно находится в напряжении. Изменения также происходят из-за огромного потока новой информации, которую нужно усвоить, сужения профессиональных интересов до узкой специализации. ПДЛ часто связана с необходимостью регулярных подработок, высоким темпом жизни и необходимостью быстро реагировать на изменяющиеся ситуации и принимать решения. Эти и многие другие факторы сильно влияют на личность педагога и приводят к нарушениям структуры их личности.

Что делать педагогу?

Профессиональная деформация личности педагога на самом деле является серьезной проблемой. Кто-то не замечает изменений, кто-то принимает их, кто-то страдает от этого, но не предпринимает никаких шагов. Рано или поздно такое поведение приведет к срыву. Педагогам, работающим с детьми и студентами, нельзя допускать его: негатив обязательно отразится на учениках, профессиональной деятельности в целом, отношениях с коллегами. Это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Самый действенный способ справиться с ПДЛ – постоянно наблюдать за собой: если вы видите, что стали раздражительными, невнимательными, просто усталыми, возьмите отпуск. Отдохните хотя бы неделю, этого времени хватит, чтобы набраться сил. Педагогам рекомендуется освоить методики саморегуляции и самокоррекции личности: можно пойти к психологу на индивидуальную консультацию или пройти тренинг личностного роста.

Работа по преодолению профессиональной деформации личности должна также включать избавление от стресса: полезно составлять списки дел на день, неделю или месяц – так снимается напряжение, и человек видит, что он уже сделал. Можно освоить техники правильного дыхания и проводить «сеансы релакса» каждый вечер. Также следует пересмотреть свой рацион: заменить кофе на зеленый чай, исключить жирные блюда и добавить больше овощей и фруктов.

Психологи рекомендуют педагогам проявлять творческую активность и стараться выполнять рутинные задачи каким-то непривычным для себя способом: мозг будет искать новые решения, а риск эмоционального выгорания сведется к минимуму.  


Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

профессиональное определение деформации | Английский словарь для учащихся

профессиональные

( профессиональных множественное число )

1 adj Профессиональные означает работу человека, особенно работу, требующую специальной подготовки.
ADJ n
Его профессиональная карьера началась в Ливерпульском университете.
профессионально adv ADV -ed / adj, ADV с cl
…профессиональный архитектор …

2 adj У специалистов есть работа, требующая повышения квалификации или повышения квалификации.
ADJ n
… высококвалифицированные специалисты, такие как врачи и инженеры.
Professional — тоже существительное., N-count
Мой отец хотел, чтобы я стал профессионалом и имел большую стабильность.

3 adj Слово «профессионал» используется для описания людей, которые делают что-то конкретное, чтобы заработать деньги, а не в качестве хобби., (Антоним: любитель) Это было мое худшее время для травм с тех пор, как я начинал как профессиональный футболист …
Профессионал — тоже существительное., N-count
Он был профессионалом с марта 1985 года.
профессионально adv ADV after v
К 16 годам он профессионально играл с группами в Гринвич-Виллидж.

4 adj Профессиональным спортом занимаются ради денег, а не как хобби.
ADJ n (Антоним: любитель) … студент-искусствовед, короткое время игравший в профессиональный футбол.

5 прил. Если вы говорите, что то, что кто-то делает или производит, является профессиональным, вы одобряете это, потому что считаете, что это очень высокого стандарта. (Одобрение, Антоним: любитель) Они управляют им с действительно профессиональным, но индивидуальным подходом. Существительное также существительное
Professional., n-count
… преданный своему делу профессионал, гармонично работавший с актерами и съемочной группой.
профессионально adv ADV с v
Эти билеты были изготовлены очень профессионально.

6
→ полупрофессиональный

профессиональный фол ( профессиональных фолов множественное число ) В футболе, если игрок совершает профессиональный фол, он умышленно делает что-то, что противоречит правилам, чтобы помешать другому игроку забить гол. число

полупрофессиональные
в AM, также используют полупрофессиональные
Полупрофессиональные спортсмены, музыканты и певцы получают деньги за занятия спортом или выступления, но у них также есть обычная работа. adj
… полупрофессиональный кантри-музыкант …

Перейти к основному содержанию Поиск