Признаки, методы избавления и профилактика компьютерной зависимости
Технический прогресс, безусловно, привносит в нашу жизнь множество положительных изменений и облегчает условия быта, ведь сейчас можно постирать одежду и приготовить пищу с помощью нескольких нажатий кнопок бытовых приборов, а для поиска нужной информации больше не нужно идти в библиотеку – достаточно ввести соответствующий запрос в одной из поисковых систем. Да и досуг современного человека куда более разнообразен, чем даже лет 50 назад: всегда можно себя занять компьютерными играми, чтением интересных статей или новостей в социальных сетях, просмотром фильмов в режиме онлайн…
Однако вместе с многими преимуществами и возможностями, что дал нам технический прогресс, нельзя забывать и об обратной стороне медали, а именно – формировании у многих людей компьютерной зависимости. В кабинетах психологов и психотерапевтов первые клиенты, страдающие от чрезмерного увлечениями компьютерными играми, появились еще в конце 90-х годов прошлого века, в то время, когда ПК стали доступны рядовым гражданам. С тех пор с каждым годом число людей, имеющих зависимость от компьютерных игр или интернета, увеличивается в геометрической прогрессии, так как ноутбуки и планшеты становятся все более доступными, а доступ к интернету – повсеместным.
Несмотря на кажущуюся безобидность пристрастия к онлайн-играм или социальным сетям, на самом деле компьютерная зависимость практически не уступает по пагубности таким зависимостям, как алкоголизм и игромания. И особенно опасна зависимость от компьютерных игр для детей и подростков, так как их психика, в отличии от психики взрослых людей, находится в процессе формирования и более подвержена внешнему влиянию. Рассмотрим, что такое компьютерная зависимость, каковы ее признаки и опасности для психического и физического здоровья, и как избавить подростка от этой пагубной страсти.
Причины и признаки компьютерной зависимости у подростков
Компьютерная зависимость у детей и подростков не возникает мгновенно, а как и другие пагубные пристрастия, формируется постепенно, причем момент перехода от безобидного увлечения игрой до зависимости зачастую незаметен родителям. Поэтому очень часто мамы и папы до последнего не замечают, что компьютер или планшет стал для их ребенка большим, чем одним из способов для организации приятного времяпровождения, и радуются тому, что их чадо предпочитает сидеть дома за компьютером, а не гулять на улице, рискуя связаться с нехорошей компанией.
А между тем, определить, что привычка проводить один или несколько часов за любимой онлайн-игрой переросла в зависимость от компьютерных игр, достаточно просто, так как существует целый рад признаков, характерных для этого пагубного пристрастия. Признаки компьютерной зависимости и в подростков, и в взрослых людей одинаковы, поэтому заметив хотя бы часть из симптомов у кого-либо из своих близких, следует предпринимать решительные меры. Эти симптомы следующие:
- Стремление проводить за компьютером все свободное время. Подросток или взрослый, страдающий от компьютерной зависимости, приходя домой с работы/учебы, первым делом садится за компьютер и может не отходить от него до поздней ночи. Другие развлечения, в том числе, и ранее любимые занятия зависимого больше не интересуют.
- Пренебрежение личной гигиеной и физиологическими потребностями в пользу компьютера. Подростки и взрослые, страдающие от компьютерной зависимости, часто забывают вовремя поесть, могут часами терпеть при позывах в туалет и предпочитают не тратить время на гигиенические процедуры, а как можно дольше сидеть за компьютером.
- Игнорирование своих домашних обязанностей. Зависимого от компьютерных игр подростка очень сложно заставить убраться в комнате, сходить в магазин или вынести мусор – он будет либо агрессивно отказываться вставать от ПК или ноутбука, либо «отмахиваться», обещая все сделать позже. Похожее отношение в зависимых и к обязанностям, связанным с работой или учебой, поэтому подростки, чрезмерно увлекающиеся онлайн-играми и социальными сетями, нередко сильно отстают в учебе.
- Раздражительность и злость зависимого при попытке других отвлечь его от компьютера. Ярко выраженное неудовольствие, гнев и агрессия в ответ на попытки родителей отвлечь подростка от ПК – самые явные признаки компьютерной зависимости у детей. Зависимый ребенок может ругаться с родителями и игнорировать их запреты на компьютерные игры, а также придумывать способы обойти запрет: к примеру, многие зависимые подростки садятся за ПК ночью, пока родители спят, ходят в интернет-кафе или друзьям, у которых есть доступ к интернету и др.
- Сужение круга интересов до предмета своей зависимости. Подростки и взрослые, зависимые от компьютерных игр, как правило, не интересуются ничем другим, помимо предмета своей страсти, поэтому им неинтересно общение с людьми, далекими от мира игр. И наоборот, с другими игроманами зависимые от компьютерных игр подростки могут разговаривать часами, причем все темы беседы так или иначе будут касаться игры.
- Возросшие финансовые затраты на компьютерную игру. Люди, не имеющие зависимости от компьютерных игр, как правило, очень редко вкладывают в них реальные деньги, а вот зависимые, наоборот, готовы отказаться от покупки самого необходимого, чтобы сэкономить лишнюю копейку на приобретение виртуального оружия или на оплату доступа к дополнительным возможностям в игре.
Выше перечислены основные признаки компьютерной зависимости у подростков, однако помимо них есть и другие, косвенные симптомы. К ним можно отнести признаки постоянного недосыпания (покрасневшие глаза, осунувшийся вид, постоянная раздражительность и др.), пристрастие к кофе и энергетическим напиткам, сутулость и боли в спине из-за постоянного сидения за компьютером и др.
Методы избавления от компьютерной зависимости
Опасность компьютерной зависимости нельзя недооценивать, и особенно пагубно эта страсть для детей и подростков. Именно в подростковом возрасте заканчивается физиологический рост организма человека и формируется его психика. Если подросток вместо того, чтобы всесторонне развивать и тело, и мозг, и социальные навыки, дни напролет просиживает за компьютером, он рискует не только безнадежно отстать в учебе и не получить навыков, нужных для полноценного взаимодействия с обществом, но и «заработать» ряд заболеваний, начиная от искривления позвоночника и снижения остроты зрения и заканчивая гастритом и гипертонией.
Психологи и психотерапевты разработали ряд методов, как избавиться от компьютерной зависимости, однако все они будут эффективны только в том случае, если близкие зависимого подойдут к делу со всей серьезностью и не будут пускать дело « на самотек». Родителям, обнаружившим, что их ребенок стал зависимым от компьютерной игры или сидения в социальных сетях, специалисты рекомендуют предпринять следующие шаги:
- Ограничить время, которое подросток проводит за компьютером. Сделать это можно либо посредством запретов и контроля, либо с помощью множества программ, позволяющих установить «родительский контроль» за пользованием ПК и отключающим доступ к всемирной паутине по истечении отведенного родителями времени.
- По максимуму загрузить подростка делами, чтобы ему было чем занять себя в часы, ранее отводящиеся на компьютерные игры.
- Обеспечить ребенку яркие эмоции и впечатления, что никак не будут связанны с компьютерными играми. Отвезти ребенка на отдых, записать его на какую-либо интересную для него секцию, брать его с собой на культурные и развлекательные мероприятия – это одни из самых действенных способов, как помочь чаду избавиться от компьютерной зависимости. Цель всех этих методов проста – научить подростка радоваться жизни и ощущать счастье не только во время выигрышей и достижений в игре, но и в процессе реальной жизни.
- Наладить теплые доверительные отношения с ребенком. Как правило, компьютерной зависимости подвержены в первую очередь те дети и подростки, которые недополучают родительской любви и чувствуют себя несчастными в реальном мире. Игра для них – это побег от реального мира с его проблемами в виртуальный, где несколькими нажатиями клавиш можно решить любые сложности и расправиться с врагом. Поэтому родителям очень важно «достучаться» до своего ребенка, убедить его в своей любви и поддержке и научить решать конфликты и получать удовольствие от общения с близкими и друзьями, а не убегать в виртуальную реальность.
Эти способы в большинстве случаев вполне эффективны в борьбе с компьютерной зависимостью, однако в некоторых ситуациях, когда все зашло слишком далеко, зависимому может понадобиться помощь психолога. Поэтому если ребенок не идет на контакт с родителями и после запрета на сидение за ПК регулярно убегает из дома в компьютерный клуб или устраивает истерики, мамам и папам лучше не откладывать обращение за помощью к специалистам.
Профилактика компьютерной зависимости
Конечно, от компьютерной зависимости у подростков можно избавиться, однако гораздо проще ее предотвратить. Профилактика компьютерной зависимости у детей достаточно проста, ведь для того, чтобы избежать формирования у ребенка излишней привязанности к ПК и интернету, родителям достаточно предпринять следующие меры:
- Изначально установить временные рамки сидения за компьютером и не допускать их нарушения. Психологи считают, что для детей до 10 лет оптимальным временем является 1 час в день, для подростков – 2 часа.
- Иметь теплые и доверительные отношения с ребенком. Чтобы у подростка не было желания убежать в виртуальную реальность, родители должны заботиться о том, чтобы дома он чувствовал себя комфортно не только в физиологическом, но и в психологическом плане.
- Поощрять интересы и стремления ребенка, не связанные с компьютерными играми. Если ребенок интересуется чем-либо (музыкой, конструированием, рукоделием, туристическими походами и др.), родителям нужно поддерживать его стремление заниматься хобби и создавать все условия, чтобы чадо могло развивать свои таланты.
- Способствовать образованию у ребенка социальных связей. Родителям нужно поощрять ребенка дружить со сверстниками и расширять свой круг знакомств, чтобы он научился взаимодействовать с обществом и получать удовольствие от общения. Открытые и дружелюбные подростки, как правило, гораздо реже попадают в сети виртуальной реальности, чем замкнутые одиночки, поэтому здоровая стабильная психика ребенка – лучшая профилактика компьютерной зависимости.
sam-sebe-psycholog.ru
«Профилактика компьютерной зависимости». — Всем учителям
«Профилактика компьютерной зависимости»
Семинар для педагогов
Цель. Формировать представления педагогов о направлениях в профилактике компьютерной зависимости у подростков.
Задачи:
Систематизировать знания педагогов о причинах компьютерной зависимости.
Помочь педагогам различать признаки и симптомы зависимости.
Способствовать совершенствованию навыков методам работы с подростками и их родителями по предупреждению поведения от компьютерных игр.
Структура семинара:
1.Понятие «компьютерная зависимость»
2.Классификация.
3.Причины возникновения компьютерной зависимости.
4.Симптомы.
5. Влияние компьютерной зависимости на человека.
6.Признаки интернет-зависимости у подростков.
7.Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков.
8. Информация о специалистах, к которым можно обращаться с данной проблемой.
Зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.
Этот термин применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.
Классификация интернет-зависимости.
Выделяют 6 типов интернет-зависимостей
— финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
— пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
— навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка)
— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации
-пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах,
избыточность знакомых и друзей в Сети.
— игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Причины возникновения компьютерной зависимости (обсуждение).
Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.
Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека.
Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности.
Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.
В большинстве случаев компьютерная, Интернет- или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.
Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Симптомы компьютерной зависимости
Существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп.
Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы. Физические признаки компьютерной
зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером.
Влияние компьютерной зависимости на человека.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации.
Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания.
При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете.
Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.
Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма — хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.
Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и др.
Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.
Признаки интернет-зависимости у подростков (обсуждение)
— снижение успеваемости
— систематические прогулы
— отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения
— частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от
безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического
— болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы
— нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.
— значительное эмоциональное отчуждение
— ухудшение памяти и внимания
— приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий
— ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения
— уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби
— пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги
— изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.
Пути решения проблемы.
Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Профилактика компьютерной зависимости подростков
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных
отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.
Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий.
Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Досуговая деятельность подростков
Досуг — возможность человека заниматься в свободное время разнообразной
деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы.
— Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п.
— Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).
— Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.
— Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.
— Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
— Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).
Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследования подросткового возраста привели к тому, что огромное значение имеет для подростков общение со сверстниками, и поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения детей с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так: общение со сверстниками — очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
Выделяют три формы такого вида общения:
Интимно-личностное общение — взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты».
Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они».
Социально-ориентированное общение — взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел — «я» и «общество».
Полезно использовать любые возможности педагогов вести информационно-разъяснительную работу с родителями. Отношения «Родитель — ребенок» играют важную роль в формировании целостной, нормально функционирующей эго-идентичности подростка.
Родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
— Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
— Если ребенок страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
— Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
Родителям необходимо:
1. Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за Интернетом.
2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
3.Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.
Может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией,
будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
5. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
6. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
7. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
8. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к Интернету, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что Интернет не заменит общения.
— Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
— Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
— Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
— Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнение полезнее играть.
— Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
— Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Часто бывает так, что за кажущейся Интернет зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (уход из дома, скандал и пр.).
Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
Попытайтесь выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Поверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
Если ребенок обещает, но не выполняет, так как зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту, нужен человек, имеющий опыт решения проблем компьютерной зависимости.
ВЫВОД
Компьютерная зависимость — форма ухода от реальности. Реальность может травмировать; реальность сложно предсказать; в реальности приходится строить отношения с разными людьми: и с симпатичными нам, и не очень.
Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный выход.
Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.
Как было сказано, компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая
аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса,
потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
1. Процесс профилактики компьютерной зависимости — одна из важных функций педагога.
2. Необходимо не только физически ограничивать и нагружать ребенка, но и так же осуществлять работу с психикой ребенка, не давить на него, а простым и доступным языком объяснить ему «что такое компьютер и с чем его едят».
3. Нельзя ни в коем случае быть «тираном» в отношениях с ребенком; ведь педагог потеряет в его глазах статус друга, который так долго мог приобретаться.
4. Важен психологический контакт педагога и школьника, важно их взаимопонимание.
5. Лучшей профилактикой компьютерной зависимости является не физические запреты, а разъяснительные работы.
6. Важно изучить личность самого ребенка, ведь если его не увлекают компьютерные игры, то и не появится проблема компьютерной зависимости. Думаю, родители должны это понимать и придерживаться «понимающей, дружелюбной, не жесткой» позиции по отношению к ребенку, не переходя допустимых границ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1.Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители.
2.В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.
3.Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
4.Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, процесса возникновения компьютерной зависимости детей и подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.
5.Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное от учебы время подростков подчас независимо от их желания заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок самостоятельно организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.
multiurok.ru
Профилактика компьютерной зависимости
Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.
В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.
Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.
Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.
Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
- Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
- Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
- Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
- Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
- Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
- В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.
Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.
В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.
Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.
Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.
В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель последней — научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной поддержке. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках зависимого поведения от компьютера:
- Навязчивое желание деятельности за компьютером.
- Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
- Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
- Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера.
Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.
Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа — спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.
Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.
Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.
Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.
Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-тического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения.
Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.
psyera.ru
Профилактика компьютерной зависимости: основные способы
Проблема компьютерной зависимости существует уже не первый год, а вот эффективного способа до сих пор нет. Существуют разработки и программы для борьбы с недугом, но пока они не усовершенствованы до оптимального уровня. Компьютерную зависимость, как и алкоголизм или наркоманию, лечат похожими способами. Созданы клиники, специализирующиеся на проблеме, а также есть сертифицированные специалисты, работающие в этом направлении. Как и при борьбе с другими недугами, профилактика компьютерной зависимости имеет важное значение для предотвращения проблемы.
Почему профилактика может быть бесполезна
Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни. Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены. Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.
Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.
Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем. Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями. У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.
Виды профилактики
Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.
В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.
Первичные методы
К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:
- воспитательные работы среди детей и молодежи;
- санитарное воспитание населения;
- общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
- административные мероприятия на законодательном уровне.
К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения. Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр. Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.
Среди информационных мероприятий выделяют такие:
- беседы с узкопрофильными специалистами и психологами;
- публикации о компьютерной зависимости в СМИ;
- доведение информации родственниками и близкими;
- телефон доверия.
Совместно с беседами о потенциальной опасности компьютерных игр, у детей на информационном этапе проводятся работы для улучшения отношений между ними. Также рассматривают и больше изучают механизмы игровой зависимости и технологии общения. На этом этапе необходимо показать подростку важность живого общения между людьми.
Эмоции, которые получает человек при обычном общении, всегда ярче компьютерной переписки или компьютерных игр.
Важную роль играет влияние на детей их близких родственников. Существуют программы профилактики компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр, проводимые в школах, университетах и лицеях. Однако они имеют поучительный характер. Для подростка такая форма подачи информации часто бывает неприемлема либо просто не усваивается, как и большая часть учебной программы.
Для того чтобы работа с подрастающим поколением была максимально эффективной, дополнительно проводят информирование о признаках развития компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр. Результативность профилактики зависит от наличия или отсутствия игровой зависимости и конкретно ее стадии.
Если признаки еще не начали проявляться, важно их предупредить, но присутствие первых симптомов должно стать сигналом к решительным действиям. К первым проявлениям зависимости относят такие:
- постоянное желание быть у компьютера и неважно, с какой целью;
- обоснованные жалобы окружающих на факт постоянного присутствия у компьютера;
- игнорирование рекомендаций окружающих;
- чрезмерные траты на атрибутику компьютера и расходы, связанные с локальной сетью интернет.
Большую роль в формировании зависимости играют современные программы образования, которые направлены на поиск информации школьниками и студентами с помощью Всемирной паутины.
Несомненно, интернет сегодня заменяет книги, репетиторов и преподавателей. Но здесь главная задача родителей: не допустить злоупотребления этим комфортом. Ребенок таким образом не только не улучшит свои знания, но и может потерять те, что уже получил в школе.
В целях профилактики первичной зависимости также важно разнообразить жизнь человека, свободное время не должно проходить у экрана компьютера. Вокруг столько интересных занятий: это может быть хобби, творчество, спортивные секции для детей младших классов. Такой досуг не только отвлечет от компьютера, но и улучшит здоровье, обогатит внутренний мир любого ребенка.
Еще одним методом профилактики зависимости считают религию и культуру. Духовное воспитание расставляет жизненные приоритеты, оставляя пагубные привязанности позади. Главное в приобщении к религии не лишить человека собственного мнения. Тогда вместо зависимости от компьютера придется лечить психическое расстройство, связанное с полным обращением в веру.
Вторичные методы
Вторичная профилактика направлена на понимание окружающими проблемы, умение распознать зависимость ребенка младших классов и подростка, а также принять это. После беседы на тему профилактики только половина слушателей всерьез задумываться о существовании проблемы. Только повторные обращения будут давать результат. Профилактика вторичного этапа проходит на примере уже зависимых людей.
Главной целью второго этапа профилактики являются повторные информационные, а также наглядные примеры для укрепления полученных знаний в первом этапе.
В большинстве случаев помощь от педагогов или близких уже не дает результатов, а их знаний мало, чтобы убедить подверженного зависимости человека в риске возникновения проблемы. На этом этапе важную роль играет психологическая поддержка. Только специалист может провести конструктивную, а также эффективную работу.
Для взрослого человека обращение к психологу не всегда приемлемо, так как нет признания им проблемы. Здесь необходимы помощь близких людей и рекомендации специалистов. Для школьников младших и старших классов консультации психологов предусмотрены на базе школ или лицеев. Профилактика компьютерной зависимости у подростков является обязательной частью учебного процесса, а рекомендации педагогов просто необходимы на любом этапе.
Третичные методы
Их применяют для предотвращения ремиссий или срывов у людей с уже перенесенным недугом. Меры профилактики возможных ремиссий предусматривают не только информационную программу – она в большинстве случаев бессильна. Здесь применяют более жесткие меры воздействия:
- медицинское вмешательство;
- социальная и психологическая помощь;
- правовые и административные санкции.
Важно, чтобы профилактика игровой привязанности носила не принудительный характер, а добровольный, и полученные рекомендации соблюдались. Все работы в этом направлении должны проводиться комплексно. Для каждой личности необходимо подбирать программу, соответствующую его психологическим, а также физическим особенностям.
Какая бы форма профилактики ни применялась для предупреждения компьютерной зависимости у школьников или студентов, она должна проходить не только в домашних условиях, а в коллективе, тогда процесс будет давать положительный результат.
httpss://www.youtube.com/watch?v=PU4Hc_dJy_I
receptdolgolet.ru
Статья на тему: Профилактика компьютерной зависимости у детей.
Профилактика компьютерной зависимости
Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной
компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.
Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.
В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.
Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями. Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической
службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.
В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев.
Главная цель- научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональную поддержку. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером.
Первые признаки зависимого поведения от компьютера
1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу за компьютером.
Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.
Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа — спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.
Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.
Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.
Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнестического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения. Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.
Профилактика интернет-зависимости у детей
Интернет-зависимость психологи сравнивают с любой другой формой зависимости. Замените слово «компьютер» словами «наркотические вещества» или «алкоголь» — и вы поймете, что Интернет-одержимость вписывается в рамки классического определения зависимости. Она предлагает способ убежать от реальности, приятные чувства и альтернативную реальность, которая маскирует депрессию или беспокойство. Она также может вызвать изменения в нормальном функционировании мозга, стимулируя центры удовольствий. Социальные контакты в Интернете представляют большую опасность, чем телевидение, так как предлагают общение с другими людьми. Притворяясь новыми личностями, люди могут начать верить, что их любят и заботятся о них за их новые обличия. Людям нужны друзья, они испытывают потребность принадлежности. Без подобных отношений они могут испытывать серьезные личные и социальные проблемы. Однако способность находить общий язык с людьми вне круга семьи должна воспитываться. Помимо того, что искусственные кибермиры предлагают легкую альтернативу, они являются также соблазнительной заменой, особенно для юных подростков, чья застенчивость может осложнить их социальные отношения. Интернет захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.
Существует «группа риска» среди учащихся, которые могут быть подвержены «Интернет-зависимости». Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам. В результате дети, обладающие индивидуальной внутри психологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.
Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех учащихся школы, она универсальна. Психиатр Иван Голдберг, создатель интерактивной группы поддержки интернет-зависимых людей, предложил пять советов для преодоления этой зависимости.
Преодоление Интернет-зависимости
1. Признайте свою зависимость. «Патологическое использование компьютера» можно распознать по «симптомам» навязчивой потребности, пропущенным урокам и встречам, забытой и несделанной домашней работе, потере контакта с друзьями и родственниками.
2. Определите проблемы, лежащие в основе зависимости. В зависимости от возраста человека, такие моменты, как неуверенность в будущем, трудность успевать в школе или проблемы социальных отношений, могут подвигнуть ребенка на побег в гостеприимные виртуальные миры.
3. Решайте реальные проблемы. Стараясь избегать стрессовые ситуации, мы только усложняем их. Вы можете найти репетитора, который поможет с домашним заданием, поможет начать решать социальные трудности, написать о том, что вас «гложет», или даже обратиться к специалисту.
4. Контролируйте работу на компьютере. Совсем не обязательно полностью выключать его — можно просто ограничить время нахождения в Интернете. В зависимости от возраста родители или сам учащийся могут взять на себя эту ответственность. Все виды деятельности должны быть выстроены по их приоритетности. Общение в Интернете не должно происходить до выполнения домашней работы или других обязанностей.
5. Проводите различие между интерактивной фантазией и полезным использованием Интернета.
Конец формы
nsportal.ru
Статья по теме: «Профилактика компьютерной зависимости у детей»
Профилактика компьютерной зависимости у детей.
Компьютер надежно вошел в жизнь наших детей. Сегодня ни для кого не секрет, что всеобщая компьютеризация всех сфер жизни помимо положительных сторон имеет и отрицательные, одной из которых является компьютерная зависимость у детей.
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
В особенности этому пристрастию подвержены несформированные личности детей в возрасте 10-16 лет, чаще это мальчики. Психологи-практики утверждают, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Все чаще стали наблюдаться случаи компьютерной зависимости у младших школьников и дошкольников. Поэтому принимать меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.
Поэтому родителям важно очень хорошо разбираться в этом вопросе и понимать, что делать, как вести себя, как устанавливать правила и ограничения, как строить общение с ребёнком, чтобы не допустить развития компьютерной зависимости.
Причины появления компьютерной зависимости:
- Особенности воспитания и взаимоотношения в семье.
- Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
- Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Распознать психологические проблемы у своего ребенка можно по следующим признакам:
- Потеря интереса к окружающему миру, людям, замкнутость в себе.
- Утрата контроля времени, проведенного в сети.
- Раздражительность, злоба и агрессия при запрете компьютера.
- Приступы тревоги, беспокойный сон.
- Пренебрежение к учебе, домашним делам, сну и личной гигиене.
Если Вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребёнка, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее.
А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов у ребёнка, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости, и помочь ребёнку развить здоровое отношение к компьютеру и телевизору.
Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Родителям необходимо учитывать:
- Контроль – первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться. Чтоб не было конфликта, необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще нежелательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут – это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет – час.
- Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
- Личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
- Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
- Постарайтесь воспользоваться позитивными возможностями компьютера – может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном, займется компьютерной графикой и т.д. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего, запрещающего, а помогающего.
- Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть. Крайне важно научить ребенка критично относиться к компьютерным играм.
- Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
- И главное, проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве, больше разговаривайте с ребенком, не ленитесь играть с ним, ведь никакой, даже самый «крутой» компьютер не заменит живого теплого общения с мамой и папой.
Важно знать:
Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно — время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно.
Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях?
Таким образом, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средств воспитания. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером, необходимо свою работу строить поэтапно и продумать, какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий.
nsportal.ru
Статья по теме: Профилактика компьютерной зависимости (статья)
Дети и нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка. Внимание полностью деформировано, мозг работает как «магнитафонная пленка». Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни. Родителям необходимо:
— Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.
— Показывайте личный положительный пример.
— Воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, (делать сайты в Интернете),
— Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей.
— Кроме компьютера можно заняться в свободное время совместными занятиями (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
— Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
— Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
— Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм.
В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь.
Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
nsportal.ru