Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил – Стандартизированный многофакторный метод исследования личности MMPI

Содержание

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (смил) по л.Н. Собчик

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-1949 годах американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Модификация методики к отечественным условиям была проведена Л.Н. Собчик. Основными отличиями данного варианта методики от широко распространенного в нашей стране другого варианта опросника (Ф.Б. Березин) являются его выраженная психологическая, а не психопатологическая направленность. СМИЛ имеет также большую ценность при решении задач профориентации.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением.

Первоначально методика была задумана американскими авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов, экспертов по профотбору и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков («психопатия», «паранойя», «шизофрения» и др.), были введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы: «импульсивность», «эмоциональная лабильность», «ригидность», «индивидуалистичность» и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. В процессе реадаптации и рестандартизации методики MMPI перевод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английского и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов.

Стремление сохранить эквивалентное значение содержательной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл моделируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни населения Российской Федерации.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатистической нормы, состояла из 860 человек: 580 мужчин и 280 женщин. Поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой — такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуманность плана действий, достаточная избирательность в контактах, большая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склонность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межличностные контакты. В исследование были включены летчики, спортсмены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и технических вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а также сельской местности. Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ниже представленный вариант опросника является мужским.Для женского варианта следует только поменять форму вопросов-утверждений на «женский род». Например: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим», для женского варианта: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежейи отдохнувшей». Исключение составляет вопрос 74: «Иногда я представляю себя в роли женщины», для женщин: «Я довольна тем, что я женщина».

studfiles.net

Тема 3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил

Цель: Создать условия для изучения методики исследования личности.

Установка к занятиям[51].

1. История создания опросника. Краткая характеристика опросника.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг., американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии.

При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного.

Возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. У метода большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологи, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.).

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики.

Валидность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредствен него окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатической нормы состояла из 860 человек, 580 мужчин и 280 женщин; поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости.

Опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов (Ананьев Б. Г., Симонов П. В., Голубева Э.А., Pуcaлов В. М. и др.). В основе подхода — положение С.Л.Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека.

studfiles.net

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (смил) по л.Н. Собчик

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-1949 годах американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Модификация методики к отечественным условиям была проведена Л.Н. Собчик. Основными отличиями данного варианта методики от широко распространенного в нашей стране другого варианта опросника (Ф.Б. Березин) являются его выраженная психологическая, а не психопатологическая направленность. СМИЛ имеет также большую ценность при решении задач профориентации.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением.

Первоначально методика была задумана американскими авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов, экспертов по профотбору и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков («психопатия», «паранойя», «шизофрения» и др.), были введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы: «импульсивность», «эмоциональная лабильность», «ригидность», «индивидуалистичность» и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. В процессе реадаптации и рестандартизации методики MMPI перевод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английского и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов.

Стремление сохранить эквивалентное значение содержательной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл моделируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни населения Российской Федерации.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатистической нормы, состояла из 860 человек: 580 мужчин и 280 женщин. Поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой — такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуманность плана действий, достаточная избирательность в контактах, большая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склонность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межличностные контакты. В исследование были включены летчики, спортсмены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и технических вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а также сельской местности. Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ниже представленный вариант опросника является мужским.Для женского варианта следует только поменять форму вопросов-утверждений на «женский род». Например: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим», для женского варианта: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежейи отдохнувшей». Исключение составляет вопрос 74: «Иногда я представляю себя в роли женщины», для женщин: «Я довольна тем, что я женщина».

studfiles.net

СМИЛ (Л.Н. Собчик)

 

Описание методики

Теоретические основания

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI , созданного в целях профессионального отбора летчиков во время Второй Мировой войны. Авторы — американские психологи И.Маккинли и С. Хатэуэй. Это метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов исследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация). Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и многофакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработке на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой, чем это может сделать начинающий психолог.

Создавая этот тест, его авторы опирались, с одной стороны, на строгий квантифицированный подход, обеспечивающий надежность и статистическую достоверность данных; с другой — на свое толкование показателей методики, которое они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам в рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражены у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Такой «клинический» принцип построения психологических методик часто используется специалистами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в гротескных формах. Время показало условность нозологических границ, интерпретационный подход авторов MMPI оказался устаревшим и попросту не соответствующим реальности. Упрощенное отношение к норме (к понятию нормальной личности) также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизованного теста MMPI — методики СМИЛ — представляет собой новый подход, базирующийся на иной концептуальной и методологической основе.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась Л.Н.Собчик в течении 1968-1984 гг. Имеется в виду СМИЛ, так как существуют и иные отечественные версии MMPI. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений с учетом культурно-этнических особенностей.

Многолетний опыт применения методики показал, что она не только описывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает и канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной стрессовой ситуацией.

Область применения

Методика СМИЛ применяется с целью изучения личностных особенностей человека.

Методика СМИЛ может быть использована как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков.

Обработка результатов
Ключи

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Усл.

обозначение

Название шкалы СМИЛ

Значение в сырых баллах

Значение в Т-баллах

НСК

Шкала невротического сверхконтроля

 

 

ДП

Шкала депрессивности

 

 

ЭЛ

Шкала эмоциональной лабильности

 

 

ИМ

Шкала импульсивности

 

 

МФ

Шкала мужественности-женственности

 

 

Р

Шкала ригидности

 

 

Т

Шкала тревожности

 

 

ИН

Шкала индивидуалистичности

 

 

О

Шкала оптимистичности

 

 

СИ

Шкала социальной интроверсии

 

 

Л

Шкала лжи

 

 

Н

Шкала надежности

 

 

К

Шкала коррекции

 

 

В

Шкала ответов»Не знаю»

 

 

 

Литература

1.      Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.СПб.: Речь, 2000.

2.      Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. М.: Педагогика. 1982.

3.      Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: ЛГУ. 1982.

4.      Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ. 1988.

5.      Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. М.: МГУ. 1984.

6.      Балин В.Д., Гайда В.К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2000.

7.      Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь. 2000.


 

______________________________________________________________    «______ » ___________  19____ г.

                                     фамилия, имя, отчество                                                     дата рождения

_______________________________________________ «_____ » ___________  20____ г.__          ч ____  мин

                     образование, курс, группа                                                  дата и время заполнения

 

да

 

нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

да

 

нет

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

да

 

нет

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

да

 

нет

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

да

 

нет

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

да

 

нет

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

да

 

нет

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

да

 

нет

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

да

 

нет

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

да

 

нет

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

да

 

нет

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

да

 

нет

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

да

 

нет

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

да

 

нет

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

да

 

нет

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

да

 

нет

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

да

 

нет

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

да

 

нет

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

да

 

нет

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

да

 

нет

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

да

 

нет

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

да

 

нет

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

да

 

нет

529

530

531

532

genderua.narod.ru

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Вводные замечания

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это – около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы – американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это – квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.

В основу создания опросника теста было положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Эти названия и были приданы соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик применялся многими психологами, которые представляли себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. Известный отечественный психолог Б.В.Зейгарник оправдывала такой подход, утверждая, что патологическое состояние суть заостренная модель нормы. Все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска – резко и обнаженно. Разработанный американскими психологами тест MMPI в Америке до сих пор в основном применяется как дифференциально-диагностический метод. Усовершенствованный вариант MMPI – тест СМИЛ , в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди социологов, врачей и психологов, занимающихся семейным консультированием, суицидологией, психотерапией, алкоголизмом, психосоматикой, изучением кадровых резервов, проблемой менеджмента, а также в спортивной психологии, в судебной экспертизе, в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в школах, гимназиях, колледжах и в области высшего образования.

В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека , напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности, соответственно: 1-я шкала – шкала «невротического сверхконтроля», 2-я -«пессимистичности», 3-я -«эмоциональной лабильности», 4-я -«импульсивности», 6-я -«ригидности», 7-я – «тревожности», 8-я – «индивидуа-листичности», 9-я – «оптимизма и активности». Не изменились названия двух шкал: 5-й -«шкала женственн

psylist.net

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

Зная личностные особенности и характеристики состояний, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга можно перейти к целостной оценке профиля. В первую очередь профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей.

Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

При повышении в пределах нормативного разброса 1-й и 3-й шкал с относительно низкой 2-й и без значимого повышения профиля по другим шкалам следует обратить внимание на показатели L и К. Если они повышены (выше 60 Т. или более чем на 7 Т выше шкалы F), то скорее всего речь идет о тенденции испытуемого “показать себя в лучшем свете”, о стремлении к отрицанию каких-либо трудностей и проблем, об установке на улучшение результатов, о попытке дать “сверхнормальные” ответы и подчеркнуть свое дружелюбие, конформность, альтруизм, в то время как на самом деле это может быть лишь фасадом, за которым скрываются различные проблемы и иной характер У таких испытуемых иногда и по шкале “?” может оказаться достаточно высокий показатель. Интерпретация такого профиля сводиться к констатации наличия установки на соответствие нормативности, профиль (особенно если он по четырем – пяти шкалам утоплен) расценивается как “гипернормальный”. Обследование стоит повторить.

В достоверном профиле интерпретация проводится согласно общим правилам, при этом характеристика 3-й шкалы поглощает свойства 1-й. так как эмоциональная яркость ее признаков нивелирует сдержанность, отражаемую 1-й шкалой. Лишь преобладание 1-й над 3-й на 5 Т и более дает основание ориентироваться на интерпретацию 1-й шкалы.

Сочетание 1-й с повышенными (или высокими) 2-й, 6-й. 7-й, 8-й и 0-й при низкой 9-й отражает проблему подавленной враждебности и характерно для так называемого “язвенного типа личности” отличающегося педантизмом, догматическим стилем мышления, повышенной раздражительностью, дистантностью, требовательностью как к себе, так и к другим в вопросах морали, долга, ответственности. При высокой исполнительности, принципиальности и честности в работе, они проявляют мелочный деспотизм в контактах узкого круга, скрытны, неловки и скованы в общении, тон высказываний назидательный, внешняя жесткость сочетается с внутренне ощущаемым напряжением и ранимостью по отношению к средовым воздействиям.

Высокие показатели 2-й шкалы, сочетающиеся со значительным повышением 1-й и 3-й, которые находятся в соподчиненной по отношению к 2-й шкале позиции, а также повышенными 7-й и 8-й при пониженной 9-й, свидетельствуют о выраженном эмоциональном дискомфорте, трудностях адаптации хронического характера и чаще всего бывают связаны с невротическим развитием. Внешне поведение таких людей не бросается в глаза как отклоняющееся от нормы, но внутренняя дисгармония сказывается в постоянно ощущаемом индивидом напряжении, сниженном настроении с неуверенностью в себе, чувством несчастливости, заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неуспеха, низкой мотивацией достижения. 5-я шкала по-разному влияет на тип реагирования в мужских и женских профилях, а 8-я приобретает разные значения в зависимости от остальных показателей профиля.

Успешность социальной адаптации – это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды. Абсолютно уравновешенная, гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды. Чем больше выражен характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка выпадает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс. Это – основное отличие между конкордантной и дискордантной личностью: у последней внешние атрибуты нормативного поведения скрывают внутреннюю напряженность.

Цена, которую “платит” личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой.

Если “Я” индивида разрушается давлением социума и не происходит самореализация личности (не удовлетворяются потребности, не реализуются способности), то происходит невротизация, отражающаяся в профиле преобладанием гипотимных, тормозимых черт. Если же баланс нарушается в связи с ослабленным самоконтролем в сторону спонтанной самореализации, то столкновение интересов самоутверждающейся личности с требованиями социума находит свое отражение в поведенческих реакциях, проявляющихся

psylist.net

Примеры интерпретации СМИЛ — Страница 3 из 3

Дополнительные шкалы

Кроме шкал достоверности и 10 основных существует множество дополнительных шкал. Они создавались разными авторами в соответствии с интересовавшими их проблемами на базе все тех же 566 утверждений. Каждый из авторов использовал этот опросник, сравнивая в процессе статистической обработки данных типичные ответы выбранной эталонной группы с нормативными данными. Таким образом отбиралась группа значимых утверждений, т.е. тех утверждений, ответы на которые достоверно отличались в эталонной группе и в норме. Автором данной книги адаптированы к отечественным условиям более 200 дополнительных шкал. Нормативный разброс этих шкал находится также в пределах 30-70 Т, соотношение сырых баллов с Т-баллами производится по формуле:

Содержание:
Примеры интерпретации СМИЛ
ПРОФИЛИ С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙОЦЕНКОЙ СОСТОЯНИЯ
Дополнительные шкалы

Формула

где Х — сырой результат, полученный по ключу соответствующей шкалы, М — медиана, т.е. средненормативный показатель, а » s » — среднеквадратичное отклонение — сигма. Дополнительные шкалы используются двояким образом: 1) для изучения степени выраженности того признака, который эта шкала выявляет и 2) как дополнение или уточнение к основному личностному профилю. Основной целью разработчиков этих шкал было стремление упростить обследование. Однако, пользуясь удобным моментом, автор считает уместным сказать, что «упрощение» в психодиагностике приводит к ошибкам, примитивизации и снижению надежности полученных результатов. Вырванные из контекста целостного исследования, показатели отдельных шкал могут ввести в заблуждение, придать исследованию поверхностный характер. Дополнительные шкалы между собой никак не соотносятся, навыки их интерпретации в совокупности с общим профилем и в «связках» формируются с приобретением опыта.

Интерпретация этих шкал напрашивается по их названиям. Краткая характеристика некоторых дополнительных шкал приводится ниже. Нумерация и название шкал соответствуют таковым в списке дополнительных шкал, ключи к которым приведены в Приложении.

1.«1-й фактор». Этот фактор является дериватным, т.е. выводимым из сочетания высоких показателей 7-й и 8-й шкал при низком К. 1-й фактор выявляет хронические трудности адаптации, психологический дискомфорт, состояние тревоги, беспокойства. Состояние общего эмоционального стресса.

2.«Способности к обучению». Речь идет об имеющихся у обследуемого лица тех эмоциональных условий, которые позволили бы ему эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Преобладание самоконтроля и власти рассудка над эмоциями тем выше, чем больше показатель по этой шкале.

6.«Зрелость». Чем выше показатель, тем более зрелой в эмоциональном плане является личность. При этом, как правило, профиль отражает достаточно устойчивое состояние, нет высоких пиков.

9. «Алкоголизм». Прямо пропорциональная зависимость между высотой шкалы и выраженностью алкоголизма как патологического влечения к алкоголю, плохо корригируемого извне. В базовом профиле этот показатель проявляется высокой 4-й шкалой.

11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной позицией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.

14. «Отношение к себе». Выявляет уровень самооценки и вместе с 11-й шкалой определяет баланс между способностью опираться на собственное мнение и тенденцией к зависимости от точки зрения окружающих. Высокие показатели по 14-й шкале свойственны для уверенных в себе, самодостаточных людей. В профиле это находит отражение в виде преобладания 4-й, 6-й или 8-й шкал.

16. «Шкала тревоги». Высокие показатели характерны для состояния свободно-плавающей тревоги в отличие от повышенной тревожности как черты характера. Коррелирует с показателями 7-й и 3-й шкалы, с «плавающим» профилем.

26. «Шкала контроля». Высокие показатели свидетельствуют о невротической зажатости, о наличии сверхконтроля. В норме повышение по этой шкале свойственно лицам, испытывающим определенные трудности сдерживания эмоциональных реакций, которые берутся под контроль, так как эмоциональные проявления осознаются как избыточные или неуместные. В профиле СМИЛ эти особенности проявляются повышенными 1-й, 2-й, 0-й шкалами.

36. «Шкала соперничества». Выявляет стремление к конкурирующим отношениям с окружающими, к первенству. Коррелирует с повышенными 4-й и 6-й шкалами.

38. «Адвокатский тип личности». Высокие показатели типичны для лиц, обладающих свойством повышенной социальной гибкости, способностью сглаживать противоречия в группе, находить компромиссное решение между разнонаправленными тенденциями в коллективе. В профиле этот тип личности проявляется повышенной 3-й шкалой.

50. «Доминирование». Стремление к превосходству над другими, нежелание подчиняться. Коррелирует с повышенной или высокой 4-й шкалой, иногда в сочетании с 6-й.

57. «Зависимость». Повышение данной шкалы выявляет склонность к подчинению, конформность установок, трудности принятия решений, стремление идти на поводу у точки зрения большинства. Коррелирует с признаками тормозимого типа личности (повышенные 2-я, 7-я, 0-я шкалы).

62. «Сила Эго». Выявляет способность к противостоянию дезорганизующим средовым влияниям ядра личности, осуществляющего самоконтроль и саморегуляцию поведения. Низкие показатели (ниже 50 Т) выявляют плохую интеграцию личности и стрессонеустойчивость. Основной профиль при этом показывает эмоциональную напряженность: пикообразный профиль или типа «зубчатой пилы»

74. «Контроль над враждебностью». Выявляет способность к контролю над чувством враждебности и агрессивными тенденциями. Коррелирует с повышенной 2-й шкалой при высокой 6-й.

77. «Враждебность». Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонностью к агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органические поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.

95. «Интеллектуальный коэффициент». Это – не IQ в буквальном смысле. Также как и «Шкала способностей к обучению», эта шкала лишь показывает, насколько оптимальной является внутриличностная ситуация для эффективного использования своего интеллекта. Чем показатель ниже, тем пессимистичнее оценка возможностей данного лица в реализации своих потенциальных ресурсов из-за преобладания эмоциональных реакций. В то же время подмечено, что повышение шкалы позитивно коррелирует с IQ по Векслеру. Профиль с высокими пиками, особенно по 4-й, 6-й, 7-й или 9-й, как правило, сочетается со пониженными (ниже 50Т) показателями по шкале «Интеллектуальные способности».

106. «Лидерство». Выявляет стремление к власти, высокую мотивацию достижения успеха с выраженной тенденцией увлечь окружающих своей идеей и повести их за собой. Коррелирует в повышенной 6-й шкалой в сочетании с 4-й.

121. «Шкала альтруизма» наблюдается повышенной у лиц, обладающих мягкостью характера, доброжелательностью, способностью приносить в жертву свои интересы ради благополучия других. В профиле СМИЛ эти тенденции отражаются повышенной у мужчин и низкой (ниже 50 Т) у женщин 5-й шкалой, а также сопутствующими повышенными 2-й и 7-й шкалами.

129. «Шкала невротизма». Выявляет длительное эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, низкий порог выносливости к стрессу, перенапряжение защитных механизмов. При этом чаще всего базовый профиль носит черты, типичные для невротических расстройств: 213″78’0-/9 FKL.

135. «Шкала оригинальности». Выявляет склонность к оригинальному, свободному от шаблонов, субъективно окрашенному стилю мышления, поведения, высказываний. Является уточняющим дополнением при раздумьях по поводу повышенной 8-й шкалы в основном профиле.

138-я и 139-я шкалы («Чистая паранойя» и «Идеи преследования») помогают отграничить акцентуацию по педантично-эпилептоидному типу от патологии психиатрического регистра при профиле с ведущей 6-й шкалой.

171. «R – второй фактор. Выявляет отсутствие правильного самопонимания, выраженную зависимость от мнения референтной группы, тенденцию к вытеснению реальных психологических проблем. Позитивно коррелирует с невротической триадой 123 и негативно – с 9-й шкалой в основном профиле.

174. «Шкала социальной ответственности». Выявляет повышенную ответственность индивида в отношении своих общественных обязанностей.

177. «Шкала играния роли». Выявляет установку на вживание в различные социальные роли. Повышенные показатели сопутствуют «артистическому профилю личности» (повышенные 3-я, 5-я, 8-я и 4-я шкалы), а также при симулятивных установках.

Содержание:
Примеры интерпретации СМИЛ
ПРОФИЛИ С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙОЦЕНКОЙ СОСТОЯНИЯ
Дополнительные шкалы

205. «Шкала толерантности» повышена у лиц, которые в стрессе компенсируют и контролируют состояние эмоциональной напряженности. Соответственно, базовый профиль не должен выглядеть как профиль дезадаптированной личности, т.е. не должно быть высоких пиков.

209. «Язвенный тип личности». Эта шкала бывает повышена у лиц со склонностью к переводу психологической напряженности в сферу физиологических расстройств, в частности, в психосоматические расстройства, протекающие как язвенное заболевание (язва желудка или двенадцатиперстной кишки). В основном профиле такая тенденция проявляется пиком 21″ или 12″, особенно – у мужчин.

Как ясно из описания, показатели дополнительных шкал находят свое отражение и в базовом профиле. Их роль лишь уточняющая. Название каждой шкалы поясняет, какое качество у данного индивида выражено выше нормы (если показатель выше 70 Т), повышено (если выше 56 Т) или ниже нормы (ниже 50 Т).

© Собчик Л.Н.

Скачать книгу Собчик Л. Н.»СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования»

5psy.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *