Нигилизм — Википедия. Что такое Нигилизм
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилизм в общем смысле подразумевает под собой отрицание, негативное отношение к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни[1]. В словарях определяется также как «отрицание», «абсолютное отрицание», «социально-нравственное явление», «умонастроение», то есть, очевидно, определение нигилизма и его проявление в разное время зависело от культурно-исторической эпохи, субъективно и контекстуально зависимо.
История появления термина
В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 году. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности не обязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)[2]. В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, были материалистами и атеистами, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х годов слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.
Нигилизм в исследованиях психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идёт по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путём, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость (или «Я»). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма — нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.
См. также
Примечания
- ↑ Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты: опыт критической характеристики. — Л.: Лениздат, 1972. — С. 10.
- ↑ Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). — Саратов: СГАП, 2009. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7924-0753-4.
Литература
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.
- Ницше Ф. Воля к власти
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Ткаченко С. В. Миф о правовом нигилизме как один из методов информационной войны.
- Ткаченко С. В. Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов : монография. — Самара, 2009.
- Россинская Е. Р. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании — социализм, коммунизм и нигилизм — о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
- Ульянов В. А. Развитие нигилизма в Новое и Новейшее время: теоретический аспект // Омский научный вестник. — Омск, 2009. № 2 (76).
Ссылки
нигилизм — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | нигили́зм | нигили́змы |
Р. | нигили́зма | нигили́змов |
Д. | нигили́зму | нигили́змам |
В. | нигили́зм | нигили́змы |
Тв. | нигили́змами | |
Пр. | нигили́зме | нигили́змах |
ни-ги-ли́зм
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -нигил-; суффикс: -изм [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [nʲɪɡʲɪˈlʲizm]
Семантические свойства
Значение
- книжн. отрицание общепринятых ценностей: культуры, идеалов, моральных и правовых норм, авторитетов и т. п. ◆ Как отмечает Ключевский, русское вольтерианство развивало радикализм и нигилизм. Б.Н. Бессонов, «Русская идея», 1993 г.
- истор. направление в русской общественной мысли 1860-х, представители которого были противниками идеологии и устоев буржуазно-дворянского общества ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от нем. Nihilismus, из лат. nihil «ничто, ничего», далее из ne «не» + hilum «безделица, малость»Термин Nihilismus придуман философом Ф. Якоби в конце XVIII века. Русск. нигилизм — у Надеждина (1829 г.), Н. Полевого и др. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Анаграммы
Библиография
Нигилизм — Lurkmore
« | Нигилизм — тяжелая форма скептицизма. | » |
— некто Андрей Стёпин |
Нигилизм — основа мировоззрения циников 80 лвла. Очередная депрессивная философская система, заставляющая верить в то, что верить не во что; наследие умственной работы многих философов, среди которых особенно выделяется Ницше, но относить его к нигилистам — спорно. Заболевание нашей эпохи, кстати, весьма распространённое в этих наших интернетах.
N.B. |
---|
Трушный |
Собственно нигилизм был простой ересью, за которую светлая средневековая инквизиция с любовью карала заблудшие умы. Эти жалкие отщепенцы верили всего лишь в то, что Христос не содержал в себе человеческих примесей, был чистым божественным созданием без страстей и слабостей. Таких мыслей с головой хватало для того, чтобы привлечь внимание церковников.
Но потом настало Новое время, пришли всякие умные дядьки и все испортили. Особенно вот этот. Русская интеллигенция с реформами Александра v.2.0 массово подсела на нигилизм, что крайне не понравилось православным высшим священникам — ведь шибко умные русские нигилисты поголовно презирали церковь и ее обряды, не любили Царя-Батюшку™ и Священную Русь™.
Шаблонный образ шокирующего почтенную публику нигилиста-революционера был создан И. С. Тургеневым в увековеченном школьной программой романе «Отцы и дети». Классику удалось потроллить как сабж, так и антагонистов. Цитаты часто используют в спорах. Знаменитое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» — с легкостью выводит из себя экологов и прочих любителей зверюшек. А все потому что нигилисты не чужды технофашизма, даром что в большинстве своем гуманитарии, но любят индустриальный/постиндустриальный мир по мере необходимости.
Нигилисты из фильма «Большой Лебовски»Все не так уж сложно:
- У человека нет смысла жизни, абсолютно нету. Он живет просто потому, что его отец однажды трахнул его мать.
- Культура, религия, любовь, этика и мораль — не нужны. Все это есть социальные инструменты, юзаемые Системой для контроля человеческого стада.
- Ты сам себе авторитет и никто тебе не указ.
Естественно, что при поверхностном восприятии этих принципов, нигилизм можно принять за идеальное мировоззрение для всяких циничных ублюдков и просто тех, кто хочет взять от жизни все, прийти к успеху невзирая на каких-то там соседей, родных, близких и, конечно же, Б-га.
Отличный способ оправдать свои уродливые комплексы и извращения — стать адептом нигилизма. Но заразиться им можно просто от безнадежности или разочарования в жизни. Когда у тебя нет работы, девушки, семьи, нормальной крыши над головой, новой мобилы, видеокарты или тачки, власть тебя беззастенчиво дрючит, тебя выселили на мороз дабы построить на твоем участке очередной супермаркет (нужное подчеркнуть) ты вполне можешь стать нигилистом (при наличии развитого межушного ганглия и минимальной теоретической базы).
Также в группы риска входят впечатлительные юноши и девушки с суицидальными наклонностями, ну или те, кому просто никто не дает. Но не обольщайся: если ты просто решишь пойти мстить всем с дробовиком в руках или сесть за бронетрактор — это не обязательно сделает тебя нигилистом. Скорее ты лишь прослывёшь мизантропом, социопатом или просто долбоёбом. Нигилизм, как философия, вещь обоюдоострая — те же принципы необходимо применять и к себе. Придётся пожертвовать не только общественными нормами, но и личными. Привычки, привязанности и прочие установки «теряют смысл и терпят неуспех», всё должно подвергнуться строгой ревизии. «Цель оправдывает средства» — один из жизненных принципов нигилизма. То есть, если для достижения поставленной цели тебе потребуется лишить морального и материального комфорта не только других, но и себя, тебя это не должно останавливать. Можно, если нужно, не только воровать@убивать, но и спать на гвоздях, жрать говно, долбиться в жопу и т. д., притом открыто глядя в глаза окружающим и испытывая чувство внутренней правоты. Немного найдётся людей, готовых на такое подписаться, и ещё меньше тех, кто пойдёт на это сознательно, понимая, что будет происходить с их психикой потом.
А потом и есть самое интересное: лишённое тормозов бессознательное начинает бить через край, а сознание, без точки опоры, перестаёт контролировать этот процесс. Практически у поциента развивается психическое расстройство, которое он сможет наблюдать со стороны, не вовлекаясь в процесс. Начинающему Ъ-нигилисту светят кошмары ночью, депрессия днём и «общий подавленный статус» круглосуточно. А что делать если цель достигнута, ориентиров нет, и к тому же ты поел фекалий? Вот если этот кризис тебе удаётся пережить, тогда ты взаправду становишься истинным™ луркоёбом нигилистом.
[править] Такой разный нигилизм
[править] Точка зрения нигилиста
Макс Штирнер. Идейно близок.Нигилизм есть Свобода с большой буквы, читатель. Вверяя себя учению нигилизма ты освободишься от того, что сковывало тебя всю твою жизнь. Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает, мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный.
Но не все способны выдержать абсолютную свободу, большинство людей СЛАБЫ, да и Ты тоже, и чуть что, сразу бегут под эгиду дешевых протезов в виде этики, морали и веры. Вас всех, ваши судьбы, не моргнув глазом, может уничтожить любой нигилист, лишь был бы повод. Только поводов у него немного, а точнее, всего один: ваша несознательность и неосознанность, которой вы ставите себя на одну доску с неживой природой, и даже ниже — ведь у вас есть возможность выбора. Нигилист такой возможностью пользуется, дорожит ею, несмотря на то, что это приводит к разрушению его уютного внутреннего мирка. Разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок и, возможно, жестокий ангст — далеко не полный список того, что, возможно, придётся испытать тебе на пути к нигилизму. Именно опыт подобных переживаний ставит нигилиста в стороне от общей массы, в одиночестве, отдельно от тех, кто этого не испытывал (во всяком случае не нарывался на это сознательно). Именно эта дистанция позволяет ему проявлять столь своеобразное отношение к окружающим людям и явлениям жизни. Дистанция, оплаченная собственными слезами, кровью, соплями и др. жидкостями жизнедеятельности, но добровольно выбранная именно им и никем иным. Нигилист — сверхчеловек в силу своей силы воли и свободы разума, а ты, разумеется — задрот!
Само собой, истинный нигилист сам себя нигилистом никогда не назовет. Ибо тегодроч и развешивание ярлыков есть удел тварей дрожащих.
[править] С позиции быдла
Примерно так…Не стоит забывать о консервативной, сдерживающей роли религии и морали в обществе. Нигилизм часто связан с атеизмом и подсознательным желанием человеков безнаказанно трахать, воровать, убивать и выпячивать собственное Я до масштабов Вселенной. Но такие желания неожиданно неодобрительно встречаются государственной машиной, которая, что бы там на нее ни клеветали всякие асоциальные хикки и задроты, нужна, важна и полезна, как и религия для общества в целом. Нигилизм же — идеология одиночек; тот, кто берётся отвечать за благополучие и жизнь других людей, не захотел бы оказаться в окружении подобных отморозков.
Нигилисты в большом количестве — крайне опасные существа, опасные для любого государственного строя, будь вы хоть Владимир Владимирович или Дональд Фредович. Из таких, например, коммуняками вербовались разрушители церквей, убиватели царей, и, частично, политруки. Да, маньяки и диктаторы тоже отличные из них выходят, только никому это не говорите.
Исходя из этого — любой зараженный нигилизмом должен быть незамедлительно изолирован от социума в комфортабельных палатах или камерах под присмотром опытных врачей или надсмотрщиков с длительным курсом прогрессивного лечения и выбивания дури из зараженного головного мозга.
С другой стороны, беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Каждая новая «свобода» оплачена многолетней травлей изгоев, то, что сейчас является нормой, не так давно вело на костёр палача. Вероятно, нравственные (как и физические) мутации полезны для человечества в целом, если не превышают критического порога, за которым начинается энтропия и распад.
А вот для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Например: если узнав, что бога нет, вы не броситесь рубить тёщу топором, а озадачитесь природой веры человека в сверхъестественное, то будут вам новые откровения. Только до этого надо дойти своими мозгами, а не вычитать в умной книжке. Тот путь, который приведёт к таким выводам, не способствует резким действиям и даже высказываниям, так что непременная опасность нигилистов для общества — просто очередной предрассудок большинства. Нелепо представить себе Будду, машущего топором. Подытожим: в рамках отдельной личности идею можно развивать, а в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда.
[править] Ницше и нигилисты
Вопреки распространенному мнению, Ницше не только не был нигилистом, но и относился к нигилистам с презрением. Современному человеку, не знакомому с трудами Фридриха Вильгельмовича, может показаться странным и удивительным, что к нигилистам Ницше причислял как христиан и буддистов, так и просто моралфагов. Чем не взаимоисключающие параграфы? На самом деле, если читатель внимательно прочтет хотя бы две книжки Ницше, все станет на свои места. По Ницше христианство и буддизм — отрицающие жизнь религии, культивирующие в человеке презрительное отношение к собственной жизни (и к жизни вообще), что становится довольно очевидным и без Ницше, если внимательно вслушиваться в то, что проповедуют и христиане, и буддисты. Чем более «удачной» формой объективации воли к мощи будет тот или иной человек, тем сильнее он будет стремиться к экстенсивному и интенсивному развитию своих жизненных аффектов, а значит, тем больше он будет отвергать как нигилизм в целом, так и его конкретные проявления в виде христианства и буддизма. Короче, чем длиннее и сложнее жизнь, тем лучше. Сверхчеловек же по Ницше — это такой эльф 80-го уровня с точки зрения этой борьбы за экспансию, в котором жизнь бурлит настолько сильно, что он не только отвергает всякий нигилизм, но и создает новые ценности взамен старым, нигилистическим. Поэтому когда вы увидите школьника-ницшеанца, который будет вам говорить, что Ницше был нигилистом и он сам нигилист, знайте: это плохой, негодный ницшеанец. Вообще же нигилистическая тенденция в европейской культуре восходит еще к Сократу. Вспомним известное изречение Ницше: «Христианство — платонизм для народа».
[править] С позиции кастанедафагов
« | Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего ученика одной возможности — способности действовать, не веря, не ожидая наград | » |
— Дон Хуан |
« | Единственно возможный для воина курс — это действовать неуклонно | » |
— Дон Хуан |
Нигилизм — это попытка освободиться от собственных дурацких иллюзий, внутренних оков и наивной веры во что-либо. Насколько она будет успешна — зависит лишь от самого человека. Слабые после этого скатываются в цинизм и скептицизм. Более сильные духом люди лишь получают больше возможностей. Какой смысл грабить\убивать\насиловать, если всего этого можно добиться вполне обычными методами, всего лишь оторвав свою жопу от дивана и выбросив на помойку свое охуенно важное мировоззрение, которое порождает нытье и мотивирует сваливать вину за то, что ты нищеброд и омега на родителей, общество etc, тормозя развитие личности человека?
[править] Школьный нигилизм
« | Нигилист — злобный глист! | » |
— Михалок |
Когда у мальчика начинает происходить кое-что интересное в штанишках при виде симпатичной девочки, данная философия, в силу естественных причин, имеет склонность поражать отдельных представителей вида хомо гимназистус. Но ввиду неразвитого МНУ и, как следствие, весьма поверхностного восприятия предмета статьи, является весьма опасной идеей в их неокрепших головах. Проявляется это в том, что наивный ребенок, проникнувшись слоганами типа «ништо ни истинно фсе пазволино» и «я сам сибе хазяин!!1» начинает самодовольно посылать на хуй родителей, учителей и дядю участкового, убегать из дому и заниматься мелким хулиганством, что в особо тяжелых случаях перерастает в криминал и «плохие компании». Осложниться это может тем, что некоторые отроки открывают для себя работы старины Ла Вея, и на выходе мы имеем совершенно неконтролируемое существо, которым движет желание выделиться и быть не таким как все, показушно испражняясь на «взрослую» мораль и социальные устои. В русскоговорящих интернетах подобных личностей, выпячивающих свой нонконформизм, именуют школоивелами и школоциниками.
Впрочем, для большинства поциентов диагноз более-менее благоприятный: с завершением периода гормонального роста агрессия и желание воевать с мамкой проходит, и вчерашний школоивел находит для себя более терпимое к окружающему его мировоззрение. Ну или более глубоко познает нигилизм и мутирует в обычного битарда. В отдельных тяжелых случаях детский тупизм не желает проходить, но и он имеет собственную градацию, от мелких бытовых подлянок окружающим до пальбы в общественных местах во имя Великой Идеи. Повторимся, что таких индивидов — меньшинство, и в большинстве своем их успевают отловить добрые дяди в белых халатах до свершения чего-нибудь скверного.
[править] Вместо заключения
Дорогой друг, если ты еще не принял сабж, но таки дочитал до этого места — не торопись запоем читать немецких философов и ебать систему в рот. Помни, что нигилист — человек в первую очередь думающий. Да, о себе любимом, но все же думающий. И прежде чем самозабвенно послать КЕМ общечеловеческие ценности и религиозную мораль, знай, что иногда для достижения той или иной цели тебе необходимо будет принять некоторые параграфы (а иногда и целиком) тех идеологий, которые обычно адептами нигилизма игнорируются. Знай, что от недумающего быдла тебя отличает в первую очередь осознанный и добровольный выбор любых идей и направлений, и если стреднестатистический обыватель не устраивает джихад своим врагам обычно из побуждений вида «бохнакажэт» и страха перед тюрячкой, то нигилист знает, что это не способствует удовлетворению его текущих запросов. Или еще что-нибудь, но принятое добровольно и с полным пониманием «зачем» и «почему», а не потому что так надо.
[править] Погрузиться в БЕЗДНУ и не вынырнуть
«Нигилизм — опиум для народа!» | |
---|---|
Нигилист — это | |
---|---|
Весь нигилизм в одном рисунке
Нигилизм — отрицание установившихся принципов, норм, порядков, традиций, законов человеческого общежития. В дореволюционном словаре иностранных слов добавленно «форма анархизма».В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 — 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).
Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.
Основные утверждения нигилизма
- Нет доказательств существования создателя или высшего разума
- Нравствености не существует
- Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная
Впрочем, ко времени Ницше (1844 — 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…
Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма — ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям — долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.
В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.
Существует ли нигилизм сегодня?
Ещё как!
- Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
- Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
- Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» — прав тот, кто сильнее
- Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости
Нигилизм — это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие
❶ Что такое нигилизм 🚩 нигилизм что это 🚩 Этика
Существует несколько разновидностей нигилизма:— познавательный (агностицизм) отрицает принципиальную возможность познать истину;
— правовой – отвергает необходимость закона и правопорядка, отрицает права личности;
— нравственный (имморализм) – отрицает общепринятые моральные нормы;
— государственный (анархизм) – отвергает необходимость государственной власти и государственных институтов;
и т.д.
Термин «нигилизм» ввел в употребление немецкий философ Якоби в 1782 г. В дальнейшем это мировоззрение получило развитие в некоторых западно-европейских философских течениях как реакция на кризисные явления в жизни общества.
У нас на Родине термин «нигилизм» стал популярен после 1862 г., благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу, который в романе «Отцы и дети» определил своего героя Базарова как нигилиста. Нигилистами стали называть революционно настроенную молодежь из разночинцев, которая выступала за отмену крепостного права, демократизацию политической жизни и пересмотр традиционных нравственных норм – например, необходимость церковного брака.
Дмитрий Писарев, яркий представитель революционеров-народников, писал: «Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть».
Последними нигилистами России можно назвать представителей «Пролеткульта», который перестал существовать к 1935 году.
Идея разрушения во имя будущего получила дальнейшее развитие у Фридриха Ницше («Веселая наука», 1881-1882 гг.) Он полагал нигилизм главной тенденцией западной философской мысли. Причиной зарождения нигилизма стало осознание человеком отсутствия высшей силы, Творца, и, соответственно, необходимости переоценки ценностей. Не имеет смысла ничего, что находится за пределами человеческой жизни. Главной ценностью должна быть воля к власти.
Немецкий философ-идеалист Отто Шпенглер считал, что каждая цивилизация, как человек, проходит в своем развитии детство, юность, зрелость и старость. Соответственно, нигилизм он определял как характерную черту западной культуры, которая миновала точку зенита и клонится к закату («Закат Европы», 1918 г.).
Введение в нигилизм
Ниже приведена стенограмма этого видео.
В 1887 году Фридрих Ницше написал, что должно было стать одним из его самых знаменитых отрывков:
«Что означает нигилизм? Именно самые высокие ценности сами себя обесценивают. Цель отсутствует; «Зачем?» не находит ответа. (Воля к власти, Фридрих Ницше)
Взгляды Ницше на нигилизм являются одними из наиболее обсуждаемых как теми, кто изучает Ницше, так и теми, кто изучает нигилизм.В этой серии лекций мы рассмотрим нигилизм и роль, которую он сыграл в мысли Ницше.
В этой вводной лекции мы рассмотрим, что означает нигилизм, его история и его значение в западной цивилизации. В последующих лекциях мы рассмотрим взгляды Ницше на нигилизм и его мысли о том, как его преодолеть.
Хотя философские семена нигилизма уходят в глубь тысячелетий назад, термин нигилизм стал широко использоваться на Западе только в середине 19-го века.
Роман, опубликованный в 1862 году русским писателем Иваном Тургеневым под названием «Отцы и сыновья», часто называют работой, которая стимулировала рост популярности этого термина. В романе одного из главных героев спрашивают, что значит быть нигилистом, и он говорит:
«[нигилист] — это человек, который не склоняется перед какой-либо властью, который не берет никакого принципа на веру, в каком бы почтении ни был закреплен этот принцип». (Отцы и сыновья, Иван Тургенев)
Сегодня смысл использования термина «отцы и сыновья» будет рассматриваться как форма политического нигилизма — отвержение политических норм и институтов своего времени.
Со времени опубликования этого романа многие писатели и философы придерживались нигилистических взглядов в ряде различных областей, и, следовательно, также возник рост двусмысленности термина, поэтому будет полезно прояснить его значение. Мы можем различить четыре основных типа нигилизма, каждый из которых имеет схожую характеристику — общее отрицание или отрицание смысла.
Ницше ссылается на это в общих чертах для своей книги «Воля к власти», где он пишет:
«Нигилизм»., радикальное отрицание ценности, значения и желательности ». (Воля к власти, Фридрих Ницше)
Дональд Кросби подытожил четыре типа нигилизма в своей наводящей на размышления работе «Призрак абсурда».
«Моральный нигилизм отрицает чувство морального долга, объективность моральных принципов или моральную точку зрения. Эпистемологический нигилизм отрицает, что может быть что-либо подобное истинам или значениям, не строго ограниченным или полностью относящимся к одному человеку, группе или концептуальной схеме.Космический нигилизм дезавуирует разумность или ценность в природе, считая его равнодушным или враждебным по отношению к фундаментальным человеческим проблемам. Экзистенциальный нигилизм сводит на нет смысл жизни ». (Призрак абсурда, Дональд Кросби)
Из этого отрывка видно, что первые три типа нигилизма; моральный, эпистемологический и космический, каждый из которых отрицает значение важной области жизни, где люди традиционно искали ее. На протяжении большей части истории люди предполагали, что необходима объективная основа для значения — предположение, обоснованность которого мы рассмотрим в более поздней лекции — и, как мы увидим в этой лекции, это привело к установлению альтернативных миров, где такая цель смысл можно найти.
Но когда кто-то отрицает абсолютную или объективную основу ценности, правды или значения, становится трудно не впасть в нигилизм. Например, в случае морального нигилизма, отвергая объективность моральных принципов, можно утверждать, что было бы неверно говорить о таких принципах как об истинных или ложных, скорее они зависят от субъективных мнений и, следовательно, бессмысленны.
Когда человек принимает эти первые три типа нигилизма, он может достичь более общего типа нигилизма — экзистенциального нигилизма.Экзистенциальный нигилизм можно рассматривать как охватывающий три других типа, потому что когда человек отрицает смысл в жизни, он также явно или неявно отрицает смысл в областях, охватываемых тремя другими типами. Если кто-то отрицает, что моральные принципы и истины действительно существуют во вселенной, и если кто-то полагает, что вселенная совершенно безразлична или даже враждебна человеческим надеждам и заботам, то он, вероятно, станет экзистенциальным нигилистом и будет утверждать, что жизнь бессмысленна и абсурдна. ,
Экзистенциальный нигилизм — это тип, к которому обычно обращаются, когда термин нигилизм используется сам по себе, но это также тип нигилизма, который больше всего интересовал Ницше.
Учитывая важность экзистенциального нигилизма для философии Ницше и тот факт, что отчаяние по поводу бессмысленности или бессмысленности жизни является проблемой, с которой приходится сталкиваться многим людям в современную эпоху, мы сосредоточимся на экзистенциальном нигилизме до конца этой лекции и в последующие лекции в этой серии.
При обсуждении нигилизма обычно возникает вопрос: что именно означает отрицание смысла? Чтобы прояснить это, важно понять, что на самом деле означает слово «значение».
Философ Дэвид Ручник в своей книге «Извлечение древних: введение в греческую философию» указывает, что слово «смысл» можно определить в двух разных смыслах: «обозначать», как в «свинье, означает четвероногого млекопитающего, которого обычно можно найти на фермах », или, во-вторых,« значение »можно определить как« намереваться или иметь цель », например« я хотел это сделать ».
Основываясь на этих определениях, он предполагает, что говорить о том, что человеческая жизнь имеет смысл, значит верить, что «у жизни есть цель, которую можно обозначить или объяснить».
Важно отметить, что для того, чтобы жизнь имела смысл, недостаточно для нее , а только иметь цель, если эта цель та, о которой никто не знает. Скорее, чтобы жизнь имела смысл, она должна иметь цель, которую люди могут обозначить или идентифицировать.
Почему людям нужен смысл жизни? Было много предположений относительно источника кажущейся универсальной потребности в значении среди людей, но, как и во многих вопросах философии, нет единого мнения.Философ Артур Шопенгауэр, который сильно повлиял на Ницше, предположил, что именно неизбежность страдания в сочетании с осознанием неизбежности смерти создает в людях желание иметь смысл жизни.
Но, кроме этой проблемы, еще один вопрос, который необходимо решить: где люди обычно находят это желаемое значение? Как ни странно, смысл жизни традиционно находится в другой реальности. Эта альтернативная реальность, которую обычно называют «истинным миром», часто рассматривается как источник истины и ценности и считается целью, а цель жизни состоит в том, чтобы достичь входа или доступа в этот альтернативный мир либо после смерти или в некоторых случаях в течение жизни.Такие теории, которые утверждают, что существование альтернативного мира является источником смысла, называются теориями двух миров.
Две мировые теории доминировали в мышлении на протяжении тысячелетий, и при этом обеспечивали значение для бесчисленных людей. Распространенными теориями двух миров являются мир форм Платона, мир духов Декарта, ноум Канта и небеса христианства.
Христианские небеса, в частности, были самой выдающейся теорией двух миров на западе в течение почти 2000 лет.Христианские учения дали людям уверенность в том, что их жизни, какими бы трудными они ни были, были за что-то; то есть была цель их земного существования, и эта цель состояла в том, чтобы жить в соответствии с волей Бога, чтобы достичь вхождения в Царство Небесное после смерти. Эта «история» является мощным «противоядием» от нигилизма, поскольку она дает людям очень желанную цель и смысл для жизни, гарантируя верующим, что независимо от того, сколько страданий они могут претерпеть в этой жизни, им гарантирован вход в блаженство. реальность после их смерти.
Важно понимать, что корни нигилизма уходят далеко за пределы начала современного периода. Ницше предположил, что чувство пессимизма было началом нигилизма, и пессимизм в отношении смысла жизни можно ясно увидеть в трудах многих древних, в том числе греческого поэта Феогниса, который жил в шестом веке до нашей эры:
«Лучшее для человека — не родиться и не увидеть солнечный свет; но, если однажды родился (вторым для него лучше всего) пройти сквозь врата смерти как можно быстрее.
Однако, как объяснил Ницше, пессимизм — это только «предварительная форма нигилизма». Независимо от того, сколько страданий, боли и лишений приходится терпеть в жизни, нигилизм не возникнет, пока человек будет убежден, что в жизни есть смысл или цель. Популярность христианства заключалась в том, что оно могло дать людям из всех слоев общества — даже искалеченным, неизлечимо больным и бедным — убежденность в том, что, несмотря на все страдания и зло, которые им пришлось пережить за свою жизнь, их жизнь в конечном итоге была цель.
Как сказал Эрнест Беккер:
«самое выдающееся достижение христианской картины мира: что он может взять рабов, калек, дураков, простых и могущественных, и сделать их всех надежными героями, просто сделав шаг назад из мира в другое измерение вещей, измерение называется рай ». (Отрицание смерти, Эрнест Беккер)
В своей книге «Смерть Бога и смысл жизни» Джулиан Янг объясняет, что:
«Большую часть нашей западной истории мы не говорили о смысле жизни.Это потому, что мы были совершенно уверены, что знаем, что это было ». (Смерть Бога и смысл жизни, Юлиан Янг)
И, как упоминалось ранее, именно христианство дало западной цивилизации ответ на вопрос «в чем смысл жизни?». Но, как хорошо известно, роль, которую христианство играло в западном мире, начала давать сбои в 16-м веке. и 17 веков. И это было господство науки, которая была главной причиной этого снижения приверженности христианской догме.Ницше использовал фразу «бог мертв», чтобы символизировать утрату веры в двухмерную теорию христианства, и понял, что с этой потерей веры кризис в отношении значения жизни неизбежен.
Если оглянуться на начало научной революции, очевидно, что наука и нигилизм идут рука об руку. Эта идея отражена в цитате современного физика, получившего Нобелевскую премию, Стивена Вайнберга, который заявил, что «чем больше вселенная кажется понятной, тем больше она кажется бессмысленной.
Ницше в своей книге «Наука геев» подтверждает идею о том, что наука и бессмысленность жизни идут рука об руку:
«Научная» интерпретация мира, как вы понимаете, может, следовательно, оставаться одной из самых глупых из всех возможных интерпретаций мира, что означает, что она будет одной из самых бедных по смыслу. Эта мысль предназначена для ушей и совести наших механистов, которые в наши дни любят выступать в роли философов и настаивают на том, что механика — это учение о первом и последнем законах, на которых должно основываться все существование, как на первом этаже.Но по сути механический мир был бы по сути бессмысленным миром. Предполагая, что кто-то оценил ценность музыкального произведения в соответствии с тем, сколько его можно сосчитать, рассчитать и выразить в формулах: насколько абсурдной будет такая «научная» оценка музыки! Что можно было бы понять, понять, понять? Ничего, на самом деле ничего из того, что в нем «музыки»! (Наука геев, Фридрих Ницше)
Теория, поддерживаемая философом Джордано Бруно в конце 16-го века, была названа одним из ранних научных семян нигилизма, и это хороший пример того, как научные теории унижают значение, которое люди находят в религиозных мировоззрениях.
Объединив взгляды Коперника и его гелиоцентрическую вселенную, Николая Кузанского и его идею бесконечной природы вселенной, а также взгляды досократовских философов Левкиппа и Демокрита относительно атомов, Бруно выдвинул теорию, согласно которой Солнце было только одна из бесконечного числа звезд, рассеянных по бесконечной вселенной. Бруно также предположил, что могут быть другие планеты, сопровождающие некоторые из этих звезд, где, как на земле, может существовать жизнь. Эта точка зрения столкнулась с христианством, удалив человека из центра вселенной.
Хотя наука дала ответы на многие практические вопросы и улучшила жизнь во многих непредвиденных обстоятельствах, в отличие от религии, наука не дала ответов на вопросы, касающиеся цели и смысла жизни, скорее она спровоцировала скептическое отношение, которое просто ставит под сомнение взгляды христианства и другие религии.
Ницше, пишущий в конце 19-го века, похоже, предвидел растущую волну нигилизма, которая охватит западный мир, особенно после Первой мировой войны, когда он сыграл значительную роль в мысли таких философов, как Бертран Рассел, Джон Пол Сартр Альберт Камю и Франц Кафка.Он понимал, что христианство до сих пор дало людям уверенность в том, что жизнь имеет смысл, и поэтому со «смертью бога» гнилое чувство, что жизнь бессмысленна, вызовет еще больше людей. Современная цивилизация, подумал Ницше, будет определяться тем, как с этим чувством справляются и в конце концов преодолевают. На открытии работы Ницше под названием «Воля к власти» он говорит:
«То, что я рассказываю, — это история следующих двух веков. Я описываю то, что грядет, что больше не может прийти по-другому: появление нигилизма., , В течение некоторого времени вся наша европейская культура движется к катастрофе, с мучительной напряженностью, которая нарастает из десятилетия в десятилетие: беспощадно, неистово, стремительно, как река, которая хочет достичь конца, которая больше не отражает Боюсь задуматься ». (Воля к власти, Фридрих Ницше)
У Ницше были свои уникальные взгляды на нигилизм, поэтому он является одним из самых читаемых и цитируемых по этому вопросу. И в следующих нескольких лекциях мы рассмотрим более подробно некоторые из этих идей.В следующей лекции мы рассмотрим страдания и роль, которую они сыграли в нигишизме Ницше.
Дополнительные ресурсы
Хорошие места для начала изучения нигилизма
Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма (1988) — Дональд Кросби
Самопреодоление нигилизма (1990) — Кейджи Нишитани
Темная сторона: мысли о Бесполезность жизни от древних греков до наших дней (1994) — Алан Пратт
Банализация нигилизма: ответ двадцатого века на бессмысленность (1992) — Карен Карр
Ницше и нигилизм
Воля к власти — Фридрих Ницше
Утверждение жизни: Ницше о преодолении нигилизма (2009) — Бернард Реджинстер
Ницше: Сборник критических эссе (1973) — Роберт Соломон 9000
Другие нигилистические произведения
Проблемы с рождением — Эмиль Коран
Краткая история распада — Эмиль Коран
Чума — Альберт Камю
Падение — Альберт Камю
Бунтарь — Альберт Камю
Дальнейшие чтения
Похожие
определение нигилизма по Свободный словарь
В предпоследнем стихе он раскрывает свое открытие относительно корня современного нигилизма и безразличия, то есть, что у современного человека нет цели, нет цели, нет идеалов, но в нем также был неописуемый воздух, который ни один механик не мог бы приобрести в практика его ремесла, однако, нечестно осуществлена: воздух, общий для людей, которые живут на пороках, безрассудствах или низменных страхах перед человечеством; воздух морального нигилизма, общий для хранителей азартных игр ада и беспорядочных домов; частным детективам и дознавателям; пить продавцы и, я бы сказал, продавцам бодрящих электрических ремней и изобретателям патентных лекарств.Резюме: Религиозный нигилизм никогда не создавал империй, и его завоевания, несмотря на кровавый след, были эфемерными. Моральный нигилизм или понятие «что нет ничего морально хорошего, плохого, неправильного, правильного и т. Д.» — еще одна из бесчисленных проблем. Смысл и потеря свободы: бум форм нигилизма. Рассматривая нигилизм как размывание оснований, потерю объективных ценностей и роспуск сильных структур, основанных на метафизике, Себо исследует, как это могло бы стать механизмом для усиления надлежащего функционирования. демократии в словацком обществе и исцеление внутренних нигилистических наклонностей Церкви.Проклятие лучше всего назвать нигилизмом, и наиболее широко его диагностировал Ницше, которого Пикабиа обожала: «Что означает нигилизм? В нем представлен случай, когда любая попытка понять образование, как если бы оно было своего рода технологической наукой, приводит к нигилизму. Во-вторых Розен предлагает свою собственную внушительную философию образования, которая восстанавливает целостность образования как практики. Феномен нигилизма, попытка теоретически экспериментировать и практиковать потенцию небытия, не может быть легко выражена четким и однозначным определением; поэтому неудивительно, что все его исследователи выявили множество разнообразных имен, концепций и событий.Черно-белый лак «Конкретной ночи» такой же гладкий и красивый, как и в «3 комнатах», но этот отвратительный облом о плохо используемом мальчике, бродящем по совершенно запретному Хельсинки, омрачен легким нигилизмом, который тривиализирует городское отчуждение, которое оно пытается осветить. Хотя Пол исповедует нигилизм, он очарован религиозной верой. ,Нигилизм «Нигилизм
Введение
Вместе, как волны на море, мы движемся в ритмичном темпе между офисной работой, супермаркетом и семьей. Наша жизнь определяется не их накопленным опытом, а финансовой стоимостью в соответствии с экономическим доходом и материальным благосостоянием. Каждый день средства массовой информации нашего общества наполняют нас новыми обещаниями о мире, любви и уважении, когда ничего из этого еще не было осуществлено. Как отметил немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете, все, что нужно человеку для того, чтобы рассматривать смерть как альтернативу жизни, которую она не может ни выносить, ни пересекать границы своих собственных границ.
Когда мы достигаем этой точки в жизни, мы теряем контроль над собой и чувствуем, что окружены нами, и поэтому нам необходимо свести все вокруг нас к уровню, который, по нашему мнению, способен удержать под нашим контролем. Инженер за работой, который внезапно теряет рассудок, когда его начальник продолжает преследовать его перед своими коллегами, женой, которой, наконец, было достаточно, когда он пришел домой и увидел своего мужа в постели с соседом, маленьким мальчиком, который бежит из дома, когда отчим решает снова его избить; Что общего у этих людей, так это то, что они достигли конечной точки в своей жизни, когда им приходится пересматривать вещи, которые они считают важными для своего базового существования.Инженер сменит работу, жена уйдет от мужа, а маленький мальчик будет жить вместе со своим биологическим отцом. Этот выбор сделан, потому что рассматриваемые люди нарушили обычаи их повседневной жизни и решили искать самые основные потребности, чтобы выяснить, что истощает их энергию и что питает ее.
Определение
Можно сказать, что эта форма самоустранившегося процесса является формой философского нигилизма. Нигилизм происходит от латинского слова nihil , что означает «ничего» или «ничего».Самым распространенным определением и использованием нигилизма является вера в ничто или отрицание объективной истины, социальных условностей и морального значения . Нигилизм как философия восходит к нескольким сотням лет до нашей эры, когда некоторые философы использовали скептическое мировоззрение, чтобы утверждать, что абсолютные понятия, такие как христианский Бог, являются иллюзиями и, следовательно, должны быть отвергнуты. Во второй половине 19-го века нигилизм получил культурное и политическое возрождение, когда русские писатели начали отвергать социальные соглашения, такие как традиционная семья, церковь и государство.
Немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше разработал более широкую перспективу нигилизма как явления. Он утверждал, что Запад с помощью науки и светского гуманизма «убил Бога», доказав его несуществование. Согласно Ницше, это означало бы, что оба Неба воспринимались как иллюзия, но также и то, что земная жизнь была ложью, поскольку она была демонизирована христианской доктриной. Он назвал это «нигилизмом», или состоянием, когда Запад обнаружил, что в небе нет богов, но что нынешняя жизнь на Земле также была грязной, аморальной и жестокой, что снизило экзистенциальный взгляд на жизнь до . состояние пустоты .
Поэтому Ницше видел в нигилизме нечто ужасное и разрушительное, потому что оно означало конец европейской цивилизации и культурной жизни. Однако Ницше также считал этот процесс неизбежным и поэтому пытался использовать нигилизм в качестве философского инструмента, — процесс , в котором моральные условности и абсолюты должны были пройти через его «философский молот». Идея, лежащая в основе этого, состояла в том, что только избитые молотом переживут только истинные ценности — те, которые остались прахом, были поэтому ложными ценностями.Используя эту метафору, Ницше — возможно, непреднамеренно — осознал, что нигилизм, который в противном случае большинству людей казался чем-то нелогичным и опасным, мог создать новые ценности, если они использовались как процесс, а не как самоцель. Ниже мы подробно рассмотрим этот процесс и объясним его актуальность для других философий.
Процесс нигилизма
Активный и пассивный нигилизм
Мы утверждаем, что существует два основных подхода к философии нигилизма:
а) Пассивный нигилизм: нигилизм рассматривается как самоцель, то есть человек лишает взгляды на жизнь, отвергая все устоявшиеся морали, ценности и истины, тем самым оказываясь в пустоте, где ничто не реально, и, следовательно, ничто не стоит делает.
б) Активный нигилизм: нигилизм рассматривается как непрерывный процесс, означающий, что человек отбрасывает взгляд на жизнь всех ценностей, а затем создает новые ценности из пустоты, превращая тем самым нигилизм в форму ментального оружия, которое можно использовать для изучения разные интерпретации реальности.
Пассивный нигилизм — это то, что философ назвал бы фатализмом ; не существует ни реальности, ни истины, поэтому мы, человеческие личности, попадаем в иллюзию. Можно сказать, что это форма крайней депрессии или крайнего пассивного взгляда на жизнь, поскольку он утверждает, что у человека нет какой-либо формы свободной воли, поскольку он не может воздействовать на то, чего не существует.Поэтому пассивный нигилизм можно рассматривать как то, что мы отказываемся от жизни, отвергаем наш потенциал воздействия на мир, независимо от того, является ли он в конечном итоге «реальным» или нет.
Этот вывод о том, что нам не нужно «объективно» подтверждать все, чтобы оно стало достойным доверия или действий, ведет нас к нигилизму, который будет обсуждаться здесь; активный нигилизм. Активный нигилист рассматривает нигилизм как своего рода ментальный фильтр, который убивает установленные нормы и ценности, чтобы исследовать и воссоздавать интерпретацию идеи, которая ближе к реальности.Нигилизм обходит моральные условности для изучения идей с причинной точки зрения. Давайте систематически, шаг за шагом, пройдем этот процесс:
Фатализм
Притча
Согласно скандинавской мифологии, в начале времени была только огромная дыра пустоты, Ginnungagap . Ничего не существовало, ничего не существовало; реальности не было. С одной стороны от дыры проложен мир льда — Нифельхем .По другую сторону от дыры проложен мир огня — Muspelhem . Внутри этой большой дыры огонь и лед встретились и образовали гигантское существо по имени Имер и корову по имени Аудумбла . Это были два первоначальных существа, которые вместе должны были стать вселенной, как мы ее знаем сегодня. Вы можете спросить, почему огонь и лед встретились, чтобы создать жизнь? Каковы были намерение, причина, «правда», стоящие за таким творческим процессом? Почему пустота превратилась в , нечто в ?
Пассивный нигилист отвергает любую ценность и утверждает, что ничто не реально.Логическая ошибка здесь становится очевидной: если мы утверждаем, что не верим ни в какие ценности, нам удалось создать новую ценность; вера в неверие. Таким образом, пассивный нигилизм является внутренне противоречивым состоянием, которое приводит нас к осознанию того, что жизнь — это пространство, в котором мы, как личности, все время устанавливаем новые ценности, полученные в результате изучения окружающего нас мира.
Реализм
Притча
Джон и Майк играли в лесу.Они остановились у гигантской реки, и Майк сказал Джону: «Ничто не реально, ты знаешь. Все это сделано для того, чтобы обмануть нас и заставить думать, что мы живем в реальности. Эта река — чепуха; это даже не там. Ты дурак, Джон, верить, что этот мир настоящий. Джон, рассердившись и в ярости, толкнул своего друга в реку, где он пытался бороться с сильным течением, но это было бесполезно. Майк кричал о помощи, пинал ногами, чтобы оставаться над поверхностью и подышать воздухом, пока он не исчез в воде и больше никогда его не видел.
Как активные нигилисты, мы хотим исследовать и изучать идеи, найти их аналога в реальности и увидеть, что реально, а что нет. Чтобы договориться о чем-то, что мы можем использовать для нахождения корреляции между идеей и функцией в реальности, мы ищем то, что мы непременно можем сказать, это , реальное . Первое, что мы обнаружим, это то, что физическая реальность реальна. Реализм утверждает, что физический мир является «конечной реальностью» или «конечной реальностью», то есть формой пространства, в которой нигилист может проверить свои идеи и отсеять тех, кто не соответствует действительности.
Идеализм
Притча
«И теперь, я сказал, позвольте мне показать на рисунке, насколько наша природа просвещена или не просвещена: — Вот! люди, живущие в подземном логове, у которого рот открыт к свету и тянется по всему логову; здесь они были из своего детства, и их ноги и шеи были прикованы цепями, чтобы они не могли двигаться и могли только видеть перед ними, поскольку цепи не могли повернуть их головы.Над ними и позади них пылает огонь, а между огнем и заключенными есть возвышенный путь; и вы увидите, если вы посмотрите, низкую стену, построенную на этом пути, как экран, который игроки марионеток имеют перед собой, над которым они показывают марионеток ». (Платон, Республика (Тетрадь VII), Аллегория пещеры )
В известной аллегории пещеры греческий мыслитель Платон говорил о людях, запертых в пещере, прикованных к стене. Позади них горел огонь, который создавал тени, когда вещи двигались перед светом.Эти тени были отброшены на противоположную стену относительно места, где заключенные были закованы. Христиане истолковали это как существующий «чистый» абстрактный мир и что физический мир был иллюзией. Платон фактически намекал на обратное: мы, как личности, создаем, когда интерпретируем физическую реальность. Слова, идеи, истины — они не «существуют» в реальном смысле слова, но являются субъективными творениями, которые существуют только в сознании людей. Чтобы интерпретировать физическую реальность, мы должны создать ее символическое представление, чтобы попытаться ее понять.Это основа всей традиционной индоевропейской религии и философии.
Что это означает в отношении реализма и того, как мы видим физическую реальность, так это то, что наш внутренний, субъективный мир и наш внешний, объективный мир выполняют функцию в процессе жизни в целом. Американское Подземное Общество Нигилистов описывает это как притчу в « Любовь и Нигилизм: Учебник для интегралистов» :
.Происхождение истины и достижение целей на языке истины — это процесс объединения разума и тела, который превосходит разделение субъекта / объекта.Эти восприятия не являются объективными в том смысле, что они возникают и заканчиваются в человеке, но стимулируются и действуют в объективном пространстве. Человек и его мысли являются частью механизма жизни. По этой причине моральные различия, такие как «занимайся своим делом» и «не убивай», не имеют смысла, поскольку предполагают барьер между субъектом и объектом, и разум и тело, чтобы быть абсолютным.
Простой пример можно найти в природе. Человек переезжает в далекую долину и устраивает свой дом.Поскольку он существует во внешнем мире, он должен использовать его, чтобы выжить; поскольку он может понять концепцию земледелия, он действует на это и создает ферму. Тем не менее он пытается сделать это в соответствии с тенденциями природы, такими как времена года и количество осадков, так что он может добиться успеха с минимальной суммой в
Нигилизм — Wikiquote
Нигилизм (произносится: /ˈnaɪ.ɨlɪzəm/ или /ˈniː.ɨlɪzəm/; от латинского nihil , ничего) относится к наборам убеждений, которые отрицают один или несколько явно значимых аспектов Реальности. Некоторые являются формами экзистенциального нигилизма, которые утверждают, что жизнь не имеет объективного значения, цели или внутренней ценности. Моральные нигилисты утверждают, что мораль по сути своей не существует и что любые установленные моральные ценности абстрактно надуманы.Более экстремальные формы могут настаивать на том, что знание невозможно, и что правда, красота или реальность на самом деле не существуют. Термин нигилизм часто относится к аномии, когда указывает на общее настроение отчаяния при кажущейся бессмысленности существования, которое может развиться с убеждением, что нет необходимых норм, правил или законов.
Нет конкретного правительственного политического решения или даже общей политической позиции, которую мы могли бы изменить, чтобы как-то убрать наше общество с линии огня Аль-Каиды.Его нигилизм означает, что наши общества перестали бы становиться мишенью только в том случае, если бы мы отказались от всех ценностей свободы и свободы, за которые мы боролись, чтобы распространяться в течение стольких лет. ~ Чарльз Кларк Нигилизм представляет собой окончательное логическое заключение наших великих ценностей и идеалов — потому что мы должны испытать нигилизм, прежде чем мы сможем выяснить, какую ценность на самом деле имели эти «ценности». Фридрих Ницше- Что сегодня наиболее необходимо, так это фундаментальное богословское мышление, сосредоточенное на самом Божестве и сосредоточенное на том, что является самым вызывающим или оскорбительным в Божестве, то, что действительно было завуалировано в современном мире, за исключением наших большинство революционных мыслителей и провидцев. Если мы позволим Блейку и Ницше быть парадигмой этих революционеров, нигде больше не происходит такого сосредоточения на Боге или Божестве, хотя полная параллель с этим происходит в Спинозе и Гегеле; но язык Гегеля и Спинозы на самом деле не является оскорбительным или не имеет непосредственного влияния, в то время как язык Ницше и Блейка является самым чисто оскорбительным языком, который когда-либо был вписан. Прежде всего, это относится к богословскому языку Блейка и Ницше, но здесь богословский язык — это действительно универсальный язык, встречающийся в каждой области и встречающийся как абсолютное Нет, являющееся источником всех репрессий и каждой тьмы, и тьма, которая в конце концов является тьмой Бога, или тьма того Божества, которая находится за пределами «Бога». Только Ницше и Блейк знают полностью падшего Божество, Божество, которое является абсолютно чуждым Нихилом, но полное изменение этого Нихила — это сам апокалипсис, апокалипсис, который является абсолютной радостью, и Блейк и Ницше — те самые писатели, которые имеют большинство вызывало эту радость.
- Апокалипсис закончен, сегодня это прецессия нейтрального, форм нейтрального и безразличия. Я оставлю это, чтобы рассмотреть, может ли быть романтика, эстетика нейтрального в этом.Я так не думаю — все, что остается, — это увлечение пустынными и безразличными формами, самой операцией системы, которая нас уничтожает. Теперь увлечение (в отличие от обольщения, которое было связано с внешностью, и диалектического разума, которое было связано со смыслом) — это нигилистическая страсть по преимуществу , это страсть, свойственная способу исчезновения. Мы очарованы всеми формами исчезновения, нашего исчезновения. Меланхоличный и очарованный, такова наша общая ситуация в эпоху непроизвольной прозрачности.
Я нигилист.
Я наблюдаю, я принимаю, я предполагаю огромный процесс уничтожения явлений (и соблазнения явлений) на службе смысла (репрезентация, история, критика и т. Д.), Который является фундаментальным фактом девятнадцатого века ,
- Православие передало землю в руки государства из-за его собственной неверии в человека и человечества, из-за его нигилистического отношения к миру. Православие не верит в религиозное упорядочение человеческой жизни на земле и компенсирует свой безнадежный пессимизм призывом к его принудительному упорядочению со стороны государственной власти.
- Новое религиозное сознание восстает против нигилистического отношения к миру и человечеству. Если религиозное возрождение будет возможно, только тогда на этой почве будет раскрыто религиозное значение светской культуры и земного освобождения, раскрыто истина о человечестве. Для нового религиозного сознания провозглашение воли Бога является вместе с этим провозглашением прав человека, раскрытием Божества внутри человечества.
- Аль-Каида и ее союзники не имеют четких требований к Ближнему Востоку. Единственная общая нить в их подходе — это насильственная и разрушительная оппозиция демократии в любой форме. … Методы «Аль-Каиды» тоже разные. Он не признает общих связей с людьми, которые имеют разные убеждения, и его члены готовы убивать без разбора. Действительно, массовое убийство является их явной целью — мерой успеха в их терминах. Их методы вербовки в большей степени сопоставимы с саморазрушительными культами, чем с политическими движениями. Однако мы должны признать, что их современный нигилизм новаторский, гибкий и хитрый. «Аль-Каида» и вдохновленные ею сети подходят к этой задаче, используя все ресурсы современных технологий и все внимание современного фанатизма. Самый важный вывод, который можно сделать из этого анализа, заключается в том, что не существует конкретного политического решения правительства или даже общей политической позиции, которую мы могли бы изменить, чтобы каким-то образом вывести наше общество из линии огня Аль-Каиды. Его нигилизм означает, что наши общества перестали бы становиться мишенью только в том случае, если бы мы отказались от всех ценностей свободы и свободы, за которые мы боролись, чтобы распространяться в течение стольких лет.
Нигилисты не добры;
Они ни во что не верят.
Незнакомец не добрый,
Он плывет там, где его ловит ветер.Нигилисты похожи на мехи
Пустые, но полные горячего воздуха,
Чем больше они угрожают, тем более трусливыми они кажутся ;
Незнакомец также бормотает и теряет ход мыслей
Но рассказывает хорошую историю.
- Спилберга высмеивали за то, что он стрелял в своих актеров снизу против невероятно спилбергского неба и развязки, которая обильно возлагает любовь.Но нет ничего легкомысленного в том, что он использует магию кино, как заклинание, чтобы рассеять нигилизм, чтобы спасти нас от худших из нас, вызывая лучших.
- Человеческая раса не стоит того, чтобы за нее бороться, стоит только убивать. Верните Землю животным. Они заслуживают этого бесконечно больше, чем мы. Ничто больше ничего не значит.
- Эрик Харрис, как указано в 12 Правил жизни, противоядие от хаоса (2018), Джордан Б. Петерсон, Random House Canada, p.147
- Помимо того, что он противоречит требованиям и содержанию слова Божьего, нигилизм — это отрицание человечества и самой идентичности человека. Никогда не следует забывать, что пренебрежение бытием неизбежно ведет к потере связи с объективной истиной и, следовательно, с самой основой человеческого достоинства.
- То, что я имею в виду, это история следующих двух веков. Я описываю то, что грядет, что больше не может прийти по-другому: пришествие нигилизма .Эта история может быть связана даже сейчас; сама необходимость здесь на работе. Это будущее говорит даже сейчас в сотне знаков, эта судьба объявляет себя повсюду; для этой музыки будущего все уши подняты даже сейчас. В течение некоторого времени вся наша европейская культура движется к катастрофе, с мучительной напряженностью, которая растет из десятилетия в десятилетие: беспокойно, бурно, стремительно, как река, которая хочет достичь конца, которая больше не отражает, это боится размышлять.
Тот, кто говорит здесь, наоборот, ничего не сделал до сих пор, но отражает … первого совершенного нигилиста Европы, который, однако, даже сейчас пережил весь нигилизм до конца, оставив его позади, вне себя.
Ибо не следует заблуждаться относительно значения названия, которое хочет получить это Евангелие будущего. « Воля к власти: попытка переоценки всех ценностей » — в этой формулировке встречное движение находит выражение, касающееся как принципа, так и задачи; движение, которое в некотором будущем займет место этого совершенного нигилизма, но предполагает его, логически и психологически, и, безусловно, может прийти только после него и из него.Для почему возникновение нигилизма стало необходимым? Потому что ценности, которые у нас были до сих пор, таким образом, дают свои окончательные последствия; потому что нигилизм представляет собой окончательное логическое заключение наших великих ценностей и идеалов — потому что мы должны испытать нигилизм, прежде чем мы сможем выяснить, какую ценность на самом деле имели эти «ценности». — Иногда нам требуется новых значений .
- Диоген в своих покрытых грязью сандалиях бродит по коврам Аристиппа.Циник тянется на каждом углу и в самых высоких местах. Этот циник не делал ничего, кроме как саботировал цивилизацию того времени. Он был нигилистом эллинизма. Он ничего не создал, он ничего не создал. Его роль состояла в том, чтобы отменить — или, скорее, попытаться отменить, потому что он не преуспел в своей цели. Циник, паразит цивилизации, живет, отрицая это, по той самой причине, что он убежден, что она не подведет. Что станет с циником среди диких людей, где каждый, естественно и вполне серьезно, выполняет то, что циник фарсически считает своей личной ролью?
- Анархия была здесь все девятнадцатое столетие со своим зловещим потомком Нигилизмом , и это простая истина, что человеческий разум может лучше столкнуться с самым жестоким правительством, самыми жесткими ограничениями, чем ужасная перспектива беззакония, безграничный мир.Свобода является опасным интоксикантом, и очень немногие могут терпеть его в любом количестве; это выявляет старые набеги, угнетающие, убийственные инстинкты; жажда мести, власти, жажда кровопролития.
- Вселенная теперь будет установлена правильно. Сделано в соответствии с моим уникальным взглядом на то, что должно быть. Пусть царит нигилизм!
- Я напал на тех западных драматургов, которые используют свое влияние и богатство, чтобы проповедовать миру нигилистическое учение о том, что жизнь бессмысленна и неразумно разрушительна, и что мы ничего не можем с этим поделать.До тех пор, пока всех не накормят, не оденут, не расквартируют и не научат, пока у людей не будет равного свободного времени для созерцания непреодолимого факта смертности, мы не должны (я утверждал) баловаться роскошью «привилегированного отчаяния».
- Кеннет Тайнан, в «Конференции в Эдинбурге» (1963), позже опубликованной в Тайнан справа и слева (1967), с. 146
- Сатана: Нет Бога, нет вселенной, нет человеческой расы, нет земной жизни, нет рая, нет ада.Это все мечта, гротеск и глупая мечта. Ничего не существует, кроме тебя. И Ты — только Мысль — Бродячая Мысль, бесполезная Мысль, Бездомная Мысль, блуждающая среди безлюдных вечностей.