Эмпатийность – Эмпатия — что это такое простыми словами и кто такие эмпаты

Содержание

что это, простыми словами, психология

Кто из нас не перенимал чувства близкого человека во время разговора «по душам». Умение подстроиться под настроение и эмоциональное состояние собеседника – важная черта социализации личности. Такое чувственное проявление называется эмпатией.

Определение

Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию человека с сохранением понимания внешнего происхождения источника чувства. Простыми словами рассматриваемое явление можно объяснить как умение понять и прочувствовать чужие эмоции, войти в положение другого.

Термин имеет греческое происхождение. Значение слова эмпатия с него может быть переведено как «в страдании, чувствах, страстях». В современный научный оборот термин введён психологом-экспериментатором Э.Б. Титченером в конце XIX века.

Зигмунд Фрейд в начале XX века охарактеризовал эмпатию как процесс оценки психического состояния пациента, проецирование этого состояния на себя, попытка понять эти эмоции и чувства через сравнение со своими ощущениями. Главная особенность ее заключается в отсутствии причастности к какой-либо эмоции, как происходит при сострадании.

Основные виды и уровни

Виды эмпатии в психологии:

  1. Эмоциональная. Этот вид основан на механической проекции и подражании моторным и аффективным реакциям собеседника. Механическая проекция – механизм психологической защиты, при которой внутренние чувства воспринимаются как приходящие извне. Она проявляется в виде приписывания собеседнику своих чувств и эмоций при убеждённости, что это ощущение исходит из внешнего воздействия, а не изнутри. Под моторными реакциями понимают мелкие двигательные операции, сопровождающие действие, общение. Аффективная реакция – бурное эмоциональное действие, резкое изменение состояния.
  2. Когнитивная. Это контролируемое сопереживание основывается на процессах интеллектуального характера: сравнении, аналогии, противопоставлении.
  3. Предикативная. Эмпатия, заключающаяся в способности предугадывать аффективные реакции собеседника.

Выделяется несколько особых форм эмпатического поведения:

  • сопереживание – отождествление эмоциональных ощущений собеседника;
  • сочувствие (сострадание) – форма выражения состояния в ответ на переживания другого человека.

Психологические уровни эмпатии:

  1. Высокий (третий). Повышенная эмпатичность проявляется в том, что человек глубоко сопереживает состоянию окружающих. Часто такое включение находится на грани потери контроля. Встречается достаточно редко.
  2. Средний (второй). Уровень, при котором человек обладает возможностью управляемого сопереживания, но на первое место возводит собственные ощущения. Средняя эмпатия характерна для большинства современных людей. Чужие чувства и эмоции не имеют значения для их жизни. Главное – процесс действия, а не эмоциональный подтекст этих действий.
  3. Низкий (первый). Уровень характеризуется равнодушием, безучастием к состоянию других людей. Такие люди обычно имеют проблемы с социализацией, они нелюдимы, ведут отшельнический образ жизни, у них нет друзей и близких.

Отдельно стоит упомянуть группу людей, которые используют управляемое сопереживание в профессиональных целях (врачи, преподаватели, актёры, писатели, сотрудники специальных государственных служб и т. д.). Такие люди стремятся развить контролируемую эмпатию для достижения профессиональных целей.

Эмпатия, симпатия и рефлексия

Для более глубокого понимания явления контролируемого сопереживания нужно дать определения процессам, тесно связанным с ним.

Сострадание – составной элемент эмпатии, проявляющийся в выражении своего отношения к страданию другого человека.

Идентификация – осознанное психологическое и эмоциональное поведение, которое проявляется в полном отождествлении себя с состоянием другого человека, группы людей. Она часто является механизмом психологической защиты в неблагоприятных условиях.

Рефлексия – осознание самого себя, своего сознания. Она проявляется в ценностях, мотивах, интересах, мировоззрении, поведенческих шаблонах, мышлении, эмоциональном реагировании. Все эти личностные структуры формируются благодаря осознанию действий, их переосмыслению и структурированию.

Простыми словами, рефлексия – это непросто знание человека о чём-либо, а знание об этом знании. Такое определение явлению дал известный философ и теолог П.Т. де Шарден. В контексте рассматриваемой проблемы рефлексия отличается от эмпатии тем, что человек полностью растворяется в проблеме, переживаниях собеседника, не оставляя места собственному Я. При эмпатии сохраняется чёткое разграничение управляемого сопереживания и собственных ощущений.

Проявления в жизни

Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.

Медицинская оценка

В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.

В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.

Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям.

Психологическая оценка

Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.

При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.

Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.

Педагогическая оценка

Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками. И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.

Школа — это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.

Научная оценка

С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.

Эмпатия и искусство

Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.

Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.

Характеристика

Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.

Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:

  • поступков;
  • речи;
  • мимики;
  • жестов.

Плюсы

Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.

Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.

Минусы

Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.

Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.

Определение эмпата

Кто такой эмпат: он имеет развитую способность к осознанному сопереживанию, обычно именуется эмпатом. Часто в разговорах можно слышать слово эмпант. Это произношение неверно, правильно понятие звучит иначе.

Основные признаки

Эмпатические способности находятся в тесной связи с уровнем развития человека. Чем выше духовно-интеллектуальный уровень, тем выше и способность к выражению контролируемого сострадания.

Характерные черты эмпата:

  • интуитивное понимание чувств и ощущений другого;
  • способность искренне сопереживать;
  • умение легко вставать на место другого;
  • способность абстрагироваться, смотреть на ситуацию со стороны;
  • умение понять и принять чужую точку зрения без доказательств, аргументации и споров.

Личное тестирование

В психологии существует несколько специальных опросников для определения эмпатии. Одним из наиболее проработанных является тест, составленный клиническим психологом С. Бароном-Коэном.

Существует и иной простой и популярный способ, помогающий оценить уровень эмпатии, – шкала эмоционального отклика. Методика разработана психологом из США А. Меграбяном:

  • он состоит из двадцати пяти вопросов;
  • каждый пункт теста предполагает выбор 1 из 4 ответов;
  • каждому из четырёх вариантов присвоено определённое количество баллов;
  • на основе суммы определяются способности человека к контролируемому сопереживанию.

Ещё один тест разработан отечественным педагогом В.В. Бойко. Он позволяет оценить уровень личной эмпатии. Тест Бойко, в отличие от шкалы эмоционального отклика, является более простым, но он поверхностен, т. е. точность и достоверность его результатов ниже. Методика содержит в себе тридцать шесть вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Тест Бойко направлен на определение предрасположенностей к эмоциональному сопереживанию.

Управление сочувствием

Эмпатия – важный чувственный аспект повседневной жизни. Его развитие и умение контролировать позволяет качественно изменить жизнь в лучшую сторону, умение понять другого человека – главный шаг к выстраиванию здоровых, положительных отношений. Контроль состояния другого человека даёт возможность улавливать конфликтные ситуации и избегать их.

Как развить эмпатию? Для этого существуют различные системы, методики и упражнения.

Упражнения на развитие эмпатии:

  1. Концентрация не на своих умозаключениях, а на смысле фраз и слов собеседника в диалоге. Умение слушать и слышать позволит глубже понимать людей при общении.
  2. Концентрация внимания на окружающих людях, коллегах, знакомых, родственниках. Чем они живут, каковы их интересы, проблемы, успехи.
  3. Разговоры с незнакомцами в транспорте, на улице. Общение с людьми не своего круга поможет лучше понимать жизнь других.
  4. Проигрывание ситуации собеседника на себе, выстраивание линии поведения, отработка эмоциональных проявлений.
  5. Анализ своих чувств и переживаний в различных ситуациях, их запоминание. Развитие эмоциональной памяти позволит быстро проецировать ситуацию на другого и лучше понимать его.

Эмпатия не всегда играет положительную роль в жизни. Многие люди стремятся снизить степень своего сопереживания другим. Для этого нужно сосредоточиться на себе, постоянно занимать себя хобби, новыми увлечениями. Постоянная сосредоточенность не оставит времени на проявление специфических состояний. Осуществляя развитие эмпатии, помните, что высокий уровень сопереживания несёт негативные последствия.

urazuma.ru

эмпатийный — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.эмпати́йныйэмпати́йноеэмпати́йнаяэмпати́йные
Рд.эмпати́йногоэмпати́йногоэмпати́йнойэмпати́йных
Дт.эмпати́йномуэмпати́йномуэмпати́йнойэмпати́йным
Вн.   одуш.эмпати́йногоэмпати́йноеэмпати́йнуюэмпати́йных
неод.эмпати́йныйэмпати́йные
Тв.эмпати́йнымэмпати́йнымэмпати́йной эмпати́йноюэмпати́йными
Пр.эмпати́йномэмпати́йномэмпати́йнойэмпати́йных
Кратк. формаэмпати́енэмпати́йноэмпати́йнаэмпати́йны

эм-па-ти́й-ный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɛmpɐˈ

ru.wiktionary.org

что такое? Уровни эмпатии, виды, методы. Как развить эмпатию?

Эмоции

Эмпатия – относительно новое понятие в психологической науке, которое характеризуется существенными признаками, позволяющими утверждать о ее наличии. Что такое эмпатия? Под эмпатией понимают, прежде всего, чувство внутреннего сопереживания другому человеку, который в данный момент времени нуждается в утешении. Когда мы воспринимаем чувства оппонента, как свои собственные, то действительно можем понять, что с ним происходит на самом деле. Глубокое эмпатийное слушание заключается в поиске возможностей оказать помощь человеку, оказавшемуся в беде. Если вы считаете себя неравнодушным человеком, это статья окажется для вас интересной. Помните о том, что равнодушие разрушает любые отношения. Если вы будете заботиться только об удовлетворении собственных интересов, то ни о какой эмпатии не может идти и речи.

Метод эмпатии

Метод эмпатии заключается в том, чтобы научиться представлять себя на месте другого человека. Это сделать довольно несложно на первый взгляд. Достаточно просто начать представлять себе, что дорого и значимо для конкретного индивида, постараться его понять. Сам метод в исполнении совсем не сложен, но довольно эффективный. Вам нужно мысленно почувствовать себя другим человеком. Попробуйте определить, о чем он думает, какие чувства испытывает, в чем на сегодняшний день состоит его главная боль. Метод эмпатии хорош тем, что позволяет развиваться личностно, сформировать в себе искреннюю способность к сопереживанию. Истинное самораскрытие возможно только тогда, когда мы полностью сосредоточены на том, чтобы помочь другому человеку. Бескорыстная самоотдача увеличивает вероятность того, что окружающие люди будут нам так же безоговорочно доверять. Метод эмпатического проникновения в душу другого человека способствует развитию лучших качеств характера.

Уровни эмпатии

Ведущие специалисты в области психологии выделяют три основных уровня эмпатии. Все эти уровни эмпатии связаны между собой и могут переходить один в другой.

Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени эгоистичен, способен заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Низкий уровень эмпатии не говорит о том, что личность навсегда останется сконцентрированной лишь на своих соображениях. Он лишь сигнализирует о настоящем моменте – о том, что человек не способен оказать настоящую поддержку, быть внимательным и полезным слушателем. В этом случае личность беспокоится, в первую очередь, лишь об удовлетворении своих собственных потребностей.

Средний уровень эмпатии имеется у большинства людей. Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека. Даже если личность нам знакома, это не значит, что вы предпочтете отложить все свои срочные дела и погрузитесь в решение чьей-то проблемы.

Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается быть максимально полезным тем, кто находится рядом. Люди не всегда по достоинству могут оценить заботу близких, да просто знакомых. Иногда случается так, что окружающие начинают манипулировать чувствами тех, кто относится к ним с большим вниманием и поддержкой. Высокий уровень эмпатии всегда указывает на то, что человек готов проявлять заботу, выражать свои чувства. Он никогда не останется равнодушным к тем, кто его окружает. Развитая эмпатия всегда проявляется в том, что личность обретает целостность, становится более открытой и общительной.

Виды эмпатии

Метод эмпатии является достаточно распространенным в настоящее время. Существуют виды эмпатии, которые позволяют составить целостную картину о происходящем. Все виды эмпатии тесным образом связаны между собой.

Эмоциональная эмпатия

Этот вид эмпатии заключается в эмоциональном подключении к чувствам оппонента. Сопереживающий человек нередко обнаруживает, что вскоре перестает разделять собственные чувства и эмоции того, с кем беседует. Образуется такая целостная картина глубокого понимания одним человеком другого. Метод эмпатийного слушания сам по себе предполагает, что человек полностью погружается в мысли и чувства своего оппонента, начинает воспринимать их как свои собственные. Проблема при таком подходе часто решается как будто сама собой. Это происходит по той причине, что оппонент начинает чувствовать, что к нему проявляют неподдельное участие и внимательное отношение.

Когнитивная эмпатия

Этот вид эмпатии состоит в возможности анализа чувств и поступков оппонента. То есть слушающий не просто эмоционально участвует в разговоре, но еще и стремится проанализировать, какие события привели его к тем или иным результатам. Такой метод эмпатийного слушания направлен на раскрытие внутренних ресурсов и возможностей личности. Когнитивная эмпатия предполагает, что помогающая сторона должна сначала разобраться в негативных установках человека, которые и привели его в расстроенное состояние. На этом методе целиком основана деятельность психолога и психотерапевта.

Предикативная эмпатия

Этот вид эмпатии предполагает, что человек со временем обретает возможность предугадывать чувства и настроения своего оппонента. При этом происходит полное погружение в переживания другой личности. Помогающая сторона должна максимально стремиться к тому, чтобы суметь спрогнозировать дальнейший ход событий, облегчить душевное состояние того, кто в данный момент нуждается в помощи. Метод эмпатии невозможно осуществить без глубокой поддержки со стороны.

Как развить эмпатию?

Многие люди, желающие оказывать поддержку другим, задаются вопросом: как развить эмпатию в себе? Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь нужно научиться понимать чувства и настроения своего оппонента, действительно сопереживать ему, показное сочувствие ни к чему хорошему не приведет. Нижеизложенные методы помогают вывести эмпатию на высокий уровень.

Умение слушать

Вы должны, прежде всего, научиться слушать и слышать своего оппонента. Не стремитесь говорить слишком много, давайте ему чаще возможность высказываться, проявлять себя. Обозначенная точка зрения уже облегчает задачу, добавляет человеку уверенности в своих силах. Умение слушать – едва ли не самое важное качество, которым должен обладать человек с сильно развитой эмпатией. Если вы действительно научитесь слушать своего собеседника, не перебивая, то сможете достичь небывалых высот в том, чтобы помогать впоследствии другим людям. Глубокое слушание предполагает полный отказ от критики, всяческих негативных суждений и установок. Вы должны просто погрузиться в тот мир, который раскрывает перед вами оппонент и на время забыть о происходящем вокруг.

Наблюдение за людьми

Такой шаг даст вам возможность вовремя делать соответствующие выводы. Будьте гибкими, изучайте различные характеры людей, смотрите на них со стороны. Наблюдение позволяет узнать многое, в том числе объективно оценивать собственные поступки. Вы узнаете, в каких обстоятельствах человек склонен больше всего нервничать и проявлять беспокойство. Вы сможете наблюдать за первичными реакциями личности, которые обычно бывают скрыты от посторонних глаз. Наблюдение за людьми – это действительно ценный инструмент, который настраивает вас на правильную, эффективную работу.

Беседа с незнакомыми людьми

Помните, что кому-то может понадобиться ваша помощь задолго до того, как человек сам о ней попросит. Если вы встретили на улице женщину или ребенка в слезах, не стесняйтесь, подойдите, предложите поддержку. Не обязательно сразу лезть с расспросами, достаточно просто проявить человеческое отношение. В большинстве случаев ваше рвение будет оценено по достоинству. Кто-то не захочет делиться своими проблемами с посторонним, в таком случае не настаивайте. Примите заранее тот факт, что далеко не всякий человек захочет с ходу начать обсуждать свое душевное состояние. Замкнутая личность не может просто так довериться, ей необходимо время, чтобы узнать больше тех, кто находится рядом. В целом же беседа с незнакомыми людьми помогает составить определенное мнение об окружающих. Тем, кто вас не знает лично, проще поделиться своими бытовыми проблемами и неурядицами. Все потому, что легче рассказать о тревожащих переживаниях тому, кого видишь в жизни первый и последний раз. Попробуйте представить себя на месте другого. Вам приблизительно сразу станет понятно, что он ощущает в настоящий момент времени, какой ворох мыслей сосредоточен у него в голове.

Чтение книг

Изучение художественной литературы обязательно приносит пользу. Во-первых, чтение способствует расширению кругозора. Вы узнаете много больше, чем знали до сегодняшнего дня. Изучайте специальную литературу по личностному росту и самосовершенствованию. Только так можно выйти на высокий уровень понимания других людей. Применяя в жизни описанные методики, шансы сделаться действительно полезным окружающим существенно увеличиваются. Вы научитесь видеть ситуацию изнутри, под разными углами. Во-вторых, тщательно анализируйте прочитанное. Вам нужно стремиться делать соответствующие выводы из книг. Когда в жизни встретится похожая ситуация, вы уже не будете долго раздумывать, а смело станете предпринимать активные шаги.

Анализ своих чувств

Он необходим для того, чтобы научиться лучше понимать оппонента. Все люди, находясь в равных условиях, испытывают примерно одинаковые эмоции. Они либо соглашаются с происходящим, либо всеми силами души противятся принятию ситуации. Анализ собственных чувств поможет осознать, что испытывает человек, когда с ним происходят определенные события. Вы можете в большинстве случаев опираться на собственные чувства и на их основе делать предположения.

Таким образом, эмпатия представляет собой особую форму взаимодействия человека с окружающими, при которой происходит принятие чувств и глубокий анализ произошедших в прошлом событий. Эмпатийное слушание – это священный дар, но его можно воспитывать в себе с помощью специальных упражнений.

psyh.info

4.2. Эмпатийность. Психология общения и межличностных отношений

4.2. Эмпатийность

Эмпатия (от греч. pathos — «сильное и глубокое чувство, близкое к страданию», em — префикс, означающий «направление внутрь») — такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.

Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ.

По мнению Т. П. Гавриловой (1981) и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое, считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами; второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Мне все же представляется, что сочувствие не всегда отражает эмпатию, оно может выражаться даже бесстрастно, просто из вежливости («да, я понимаю, что это неприятно, но меня это не касается, не трогает»). Кроме того, Л. П. Калининский с соавторами (1981) считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения.

Т. П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания, — для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.

Особенности личности с высокой степенью эмпатии. Как отмечает А. П. Василькова (1999), для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность.

По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа (J. Sulzer, R. Burglass, 1968), субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми (P. Martin, T. Toomey, 1973) выявили, что такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность (Miller, Eisenberg, 1988).

Факторы, влияющие на эмпатийность. Как показано Л. Мерфи (L. Murphy, 1937), проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Детский плач вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, случившемся с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к нему, желание помочь (Б. Мур и др. [B. Moor et al., 1984]).

А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова (1975) выявили, что широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.

Половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (Дж. Сидмэн J. Sidman, 1969]).

Т. П. Гаврилова (1977) отмечает, что сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие — у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Эмпатия — это (значение в психологии)

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место. Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще Фрейд говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Рекомендуем: Что такое перенес чувств в психологии?

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Рекомендуем: Альтруизм — это

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через подражание и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом (тревога, агрессия, депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Рекомендуем: Значение понятия: интроспекция

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Рекомендуем: Самосознание — что это такое?

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Эмпатия — Википедия

Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сочувствие.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания[2]. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности[3]. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению[4]. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее[5].

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра[1].

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое[6][7]. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Видео по теме

Виды эмпатии

Выделяют следующие виды эмпатии:

  • Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
  • Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
  • Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека[8].

Этимология

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером[9], который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства[4].

Одно из первых[4] определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным»[10].

В профессиональной деятельности

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие)[4].

Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника[11].

Физиологические аспекты

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета[12]. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии[13][14][15][16][17].

Клинические аспекты

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

Способы измерения в психологии

Существует несколько опросников для измерения эмпатии. Наиболее современными являются «Empathy Quotient», разработанный в 2004 году С. Бароном-Коэном и С. Уилрайт[18] и его перевод «Уровень сопереживания»[19], приспособленный к русскоязычным выборкам В. Косоноговым[20].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
  3. ↑ Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (рус.) (html). Пси-фактор. Проверено 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (рус.) (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Проверено 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
  7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
  8. ↑ Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
  9. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии (рус.) (html). Журнал «Фундаментальные исследования». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
  11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
  12. ↑ Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  13. ↑ Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  14. ↑ Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie [Empathy naturalized]. L’Encéphale, 28, 9-20.
  15. ↑ Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  16. ↑ Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  17. ↑ Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
  18. ↑ Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
  19. ↑ Уровень сопереживания. Опросник..
  20. ↑ Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104.

Литература

Ссылки

wiki2.red

Уровни эмпатии | ЭМПАТИЯ

Эмпатия — однозначно одно из направлений и проявлений экстрасенсорики.  То что в психологии называют спонтанным сопереживанием, это ещё не эмпатия, а просто эмпатичные люди, уровень близкий к эмпатии, но не эмпатия в полном понимании слова. Первые признаки проявления эмпатии – это способность намеренно, хоть и с большим трудом, но прочитать чувства, эмоции другого человека.

Эмпатические способности можно условно разделить на несколько уровней.

Способность основана на силе души или ума, хотя не редкость, когда это просто перевозбуждённая чакра Анахата. Вот как минимум 3 источника эмпатичности людей. Но более серьёзные результаты, эмпатия даёт в варианте когда у человека то, что в эзотерике называют «древняя душа». Да именно Души, Души как проявление жизни, как личность. Экстрасенсы — эмпаты могут видеть — чувствовать эту силу Души, идентифицировать и описывать её параметры. С душой можно так же общаться на языке чувств, эмоций, стремлений, желаний, намерений если есть предрасположенность к подобному общению и определённые навыки. Язык общения Души намного сложней и информативней обычной словесной формы общения. Ведь словами мы только пытаемся описать то что переживаем.

Эмпатия бывает 2х основных типов.

  1. Эмпаты, читающие ДушойДушевная Эмпатия
  2. Эмпатия с помощью ментального луча внимания —Личностноя эмпатия
  3. Так же стоит упомянуть Чакральную эмпатию, это не является полноценным видом эмпатии, но часто присутствует при общении людей, и даёт возможность взаимодействовать на уровне чувств, эмоций.

Ниже приведены уровни эмпатов, использующих ментальный луч внимания для считывания чувственно-эмоциональной информации.

Не эмпаты – люди с трудом определяющие собственные эмоции. Собственные чувства для них почти не доступны. Эмоциональные состояния других людей они определяют по косвенным признакам, внешним проявлениям, поведению, поступкам только иногда, если обратить их внимание на эти проявления. Для таких людей чувства — что-то странное, непонятное, чаще мешающее жить.

Эмпатичные люди – люди такого типа определяют собственные чувства и эмоции. Иногда могут слышать чувства и эмоции других людей, обычно спонтанно, не осознавая этого. Эмпатичные люди знают о чувствах, но очень редко намеренно обращают своё внимание в эту область человеческих проявлений.

Эмпаты 1-й уровень – эмпаты определяют собственные чувства и эмоции. Им доступны оттенки чувств, их несложные букеты. Слышат чувства и эмоции других людей, находясь рядом с ними, но не осознают, что эти чувства и эмоции не принадлежат им.

Эмпаты 2-й уровень – эмпаты 2-го уровня хорошо знают, что такое чувства и эмоции. Они могут намеренно читать чужие чувства и эмоции, например, глядя в глаза человека. Но они еще не осознают экстрасенсорную природу этого явления.

Эмпаты 3-й уровень – эмпаты, осознавшие себя эмпатами. Они могут намеренно читать чувства и эмоции других людей, просто настраиваясь на них, даже не находясь рядом с человеком, к примеру, по фотографии. Они уже умеют отличать свои чувства и эмоции от чужих, но ещё не умеют чётко идентифицировать, чьи это чувства.

Эмпаты 4-й уровень – эмпаты этого уровня прекрасно читают весь диапазон и наполнение чувственно-эмоционального диапазона. Эмпатам этого уровня доступно чтение с любых источников — сам человек, фотография, образ в сознании другого человека, просто любой след на тонком уровне. Эти эмпаты уже профессионалы, могут не только чувствовать, но и «видеть» энергетическое наполнение потока, им доступны не только чувства – эмоции других людей, но так же направление этих чувств – эмоций, отношения, намерения. Они видят силу чувств, влияющую на человека, готовность человека к поступку. Они прекрасно могут отличать свои чувства от чувств других людей, а так же могут идентифицировать человека, чьи чувства они принимают. В состоянии держать в эмпатическом внимании несколько объёктов. Могут управлять собственными чувствами – эмоциями. Эмпаты этого уровня уже в совершенстве владеют эмпатическим чтением, могут самостоятельно, осознанно развивать и тренировать свой дар, могут обучать этому более слабых эмпатов. Так же на этом уровне эмпат прекрасно осознаёт экстрасенсорную природу своих возможностей и понимает, что эмпатическое считывание и общение возможно не только с людьми, но и со всем живым -животными, растениями и даже с душами, сущностями, не имеющими физического тела.

Эмпаты 5-й уровень – эмпаты 5-го уровня отличаются от эмпатов 4-го уровня тем, что умеют хорошо управлять собственными чувствами и эмоциями, а так же в разной степени управлять чувствами и эмоциями других людей.

Обычно эмпаты 4го — 5го уровней прекрасно пользуются другими различного рода направлениями экстрасенсорики, такие как предвидение, предчувствование, контактёрство, видение энергетических потоков — полей, а так же управление ими.

 Заповеди эмпата

ЭМПАТИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 


Онлайн занятия в «Школе эмпатии для жизни»: — https://vk.com/empathy72

Для того что бы понять механизмы эмпатии вы можете посмотреть в записи «БАЗОВЫЙ СЕМИНАР ПО ЭМПАТИИ» Который проходил в Тюмени, в клубе развития человека «Пелынь» 21.11.2016.

Для приобретения доступа к видеозаписи свяжитесь с автором;

  • E-mail:    [email protected]
  • Моя страница в контакте — https://vk.com/vaganov_igor

Автор и ведущий семинара:  парапсихолог Ваганов Игорь Васильевич.


xn--80aqkmq6dta.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о