Этическая норма: что это такое, морально-правовые нормы и правила этики, примеры поведения

что это такое, морально-правовые нормы и правила этики, примеры поведения

Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.

Содержание

Особенности

Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими.

Важно помнить, что все наши действия характеризуют нас как личность.

Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.

Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.

К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.

Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.

Основные принципы:

  • возможность жертвовать чем-то ради другого;
  • устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
  • самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
  • справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
  • равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.

Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.

Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.

Важные составляющие

Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).

Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.

Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.

Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.

В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.

Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.

Моральные нормы взаимоотношений

Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.

Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.

В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.

Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.

Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.

Правила этики

Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

  • Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
  • Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
  • Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.
  • Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
  • Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.

Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.

Примеры поведения

Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.

Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.

  • Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
  • Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
  • По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.
  • Особенностью поведения некоторых людей является плохая привычка очищать нос, оглушительно высмаркиваясь. Особенно это неприлично делать в местах, где много людей.
  • Не выдавайте свое плохое расположение духа. Лучше приветливо улыбнитесь. Также не следует гримасничать. Это будет выглядеть нетактично и неприятно для окружающих. Когда вы с кем-то разговариваете – смотрите собеседнику в глаза. Не следует делать это вызывающе или нагло, лучше будьте приветливы и скромны.
  • Не стоит тараторить или невнятно бормотать. Говорите твердо и уверено, не очень громко, но и не тихо, чтобы все ваши слова были понятны. Часто женщины стремятся проявить свою индивидуальность, произнося слова нарочито неестественно. Это стоит делать только в дружеской компании.
  • Особое внимание – смеху. Он не должен стать оглушительным, приковывающим внимание. Также не следует закрывать ладонями лицо. Это выглядит непривлекательно.

Конечно, можно привести еще множество примеров, которые расскажут о подобающем или неподобающем поведении. Основной принцип понятен. Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека, прежде чем скажете что-то или сделаете. Именно благодаря этическим нормам и правилам поведения можно не только улучшить свою репутацию, но и добиться успеха в достижении поставленных целей.

Доброта спасет мир, а этические нормы помогут этому миру стать более привлекательным, сделать взаимодействие людей эффективным и приятным.

О том, как правильно и красиво общаться, смотрите в следующем видео.

что это такое, примеры правил этики и нравственного поведения, морально-правовые нормы в информационной деятельности

Общение цивилизованных людей невозможно без этических принципов, норм и правил. Не имея или не соблюдая их, люди заботились бы исключительно о собственных интересах, не замечали никого и ничего вокруг, тем самым лишаясь взаимосвязи с окружающими. Этические нормы и поведенческие правила способствуют сплочению и объединению общества.

Что это такое?

Этика является сводом правил, которые определяют степень адекватности поведения во время какого-либо взаимодействия с другим человеком. Этические нормы, в свою очередь, как раз и представляют нормы, благодаря которым человеческие контакты становятся приятными для каждого. Конечно, если этикет не соблюдать, в тюрьму не попадешь, да и штраф платить не придется, так система правосудия не работает. Но порицание окружающих тоже способно стать своего рода наказанием, действующим с моральной стороны.

Работа, школа, университет, магазин, общественный транспорт, родной дом — во всех этих местах случается взаимодействие хотя бы с одним человеком или более. При этом обычно используются следующие способы общения:

  • мимика;
  • движения;
  • разговорная речь.

Каждое из действий оценивают посторонние люди, даже если они не имеют отношения к происходящему. Главное — понимать, что нельзя целенаправленно оскорблять, унижать и грубить окружающим, а также причинять им боль, в особенности — физическую.

Виды

Этические нормы общения разделяются в условном порядке на два типа: обязательные и рекомендуемые. Первый нравственный принцип запрещает наносить людям вред. Противопоказанные действия во время общения — создание негативной энергии и подобных чувств у собеседника.

Чтобы не создавать предпосылок для конфликта, следует сдерживать отрицательные эмоции и понимать, что у каждого человека имеется личное мнение, а правовые нормы не запрещают его высказывать. Такое отношение должно касаться всех людей, а особенно — подростков, которые склонны к возникновению чрезмерных эмоциональных всплесков в споре или ссоре.

Рекомендуемая этика характеризуется соблюдением следующих негласных правил:

  • важно помнить о чувстве собственного достоинства;
  • не забывать о скромности;
  • всегда с уважением относиться к людям и даже мысленно не ограничивать какие-либо их права.

Мотивы общения при этом являются определяющим фактором, их тоже можно разделить на несколько типов.

  • Положительные: в этом случае человек старается сделать собеседника счастливее, уважить его, проявить любовь, понимание, создать интерес.
  • Нейтральные: здесь присутствует лишь информационная передача одного лица другому, например, во время работы или другой деятельности.
  • Отрицательные: возмущение, гнев и прочие подобные чувства — все это допустимо, если приходится сталкиваться с несправедливостью. Однако важно держать себя в руках, чтобы такие мотивы не превратились в противозаконные действия.

Даже последний пункт относится к этичности, как и остальные, ведь все перечисленное основано на побуждениях высокой морали. Совсем другое дело, когда человек руководствуется низменными побуждениями, желая совершить обман, месть или специально лишить кого-то хорошего настроения. Подобное поведение противоположно этике, хотя и может иметь некоторые исключения.

Разумеется, общие этические принципы касаются каждого человека, кем бы он ни был, однако так называемый деловой мир успел создать и собственные правила общения, которые также необходимо соблюдать, находясь в соответствующей среде. На самом деле отличаются они только наличием постоянной формальности. Звучат эти нормы весьма доступно.

  • Абсолютной истины нет даже в морали, и она — высший людской судья.
  • Хочешь изменить мир — начни с себя. Хваля окружающих, в свою сторону находи претензии. Прощая проступки других, себя всегда наказывай.
  • Только от самого человека зависит то, как к нему будут относиться.

Каждой организации рекомендуется задуматься о повышении этичности:

  • разработать специальные этические нормативы;
  • создать личные комиссии по этике;
  • правильно обучить работников и привить им уважение к этическим нормам и друг к другу.

Благодаря подобным решениям создается некий терапевтический эффект для всего коллектива, помогающий создать или улучшить нравственную атмосферу, повысить лояльность и не забывать о морали. Репутация фирмы также будет повышаться.

Основные правила

Понятие «этика» и ее правила должны знать все уважающие себя люди. Тем более, основы хорошего тона достаточно просты – запоминание и соблюдение их не составит труда.

Общение в собственном доме с родными людьми может быть любого приемлемого для конкретной семьи характера, однако при выходе в общество поведение с другими людьми должно отвечать общепринятым нормам. Многие придерживаются утверждения, что есть всего одна возможность произвести должное впечатление на незнакомого человека, и об этом вспоминают при каждом новом знакомстве. Чтобы все прошло хорошо, важно не забывать про выполнение нескольких несложных правил.

  • Неважно, происходит ли дело в веселой компании или на официальном мероприятии, незнакомые люди должны быть для начала представлены друг другу.
  • Имена — очень важная деталь, поэтому каждое необходимо постараться запомнить.
  • Когда знакомятся мужчина и женщина, представитель сильного пола, как правило, начинает говорить первым, однако может быть и исключение, если он является известной личностью или же происходит встреча делового характера.
  • Видя значительное возрастное отличие, младший должен представиться старшему в первую очередь.
  • По возможности следует подняться, когда происходит знакомство.
  • Когда знакомство уже произошло, продолжает взаимодействие тот, кто выше по званию или положению в обществе или старший по возрасту человек. Иной расклад возможен при возникновении неловкого молчания.
  • Если пришлось сесть с незнакомыми людьми за один стол, необходимо перед началом трапезы совершить знакомство с сидящими рядом.
  • При пожимании руки взгляд должен быть направлен в глаза человека напротив.
  • Ладонь для рукопожатия вытягивается в вертикальном положении ребром вниз. Данный жест показывает, что собеседники равны.
  • Жесты — такая же важная составляющая общения, как и слова, поэтому необходимо следить за ними.
  • Пожимать руку в перчатке не стоит, ее лучше снять даже на улице. Однако женщинам делать это необязательно.
  • После встречи и приветствия обычно узнают о том, как дела у собеседника, или как он поживает.
  • Содержание разговора не должно затрагивать темы, обсуждение которых доставят одной из сторон дискомфорт.
  • Мнения, ценности и вкусы — вещи личного характера, их следует либо не обсуждать вообще, либо делать это с осторожностью, чтобы не ранить ничьи чувства.
  • При желании показать свою личность с лучшей стороны, нельзя хвалить себя, иначе получится добиться противоположного результата, так как хвастовство не поощряется.
  • Тон разговора всегда должен оставаться максимально вежливым. Собеседник, скорее всего, не виноват, в проблемах личных взаимоотношений другого человека, и угрюмый вид его только оттолкнет и расстроит.
  • Если место действий — это компания из трех и более человек, то не следует шептаться с кем-то.
  • После окончания разговора важно грамотно и культурно попрощаться, чтобы не допустить непростительного нарушения.

Не только взрослые, но и дети должны с сознательного возраста знать перечисленные правила, регулирующие их поведение в будущем. Регламентировать этику и хорошие манеры для своего чада — это значит вырастить его достойным человеком, которого примут в общество. Однако следует не только рассказывать малышам, как следует вести себя с другими людьми. Гораздо важнее показывать это на собственном примере, служащим доказательством правильного поведения.

Мораль и этикет

Данные понятия — это целая наука об учтивости и вежливости. Мораль также можно назвать кодексом нравственности и приличия. Все это влияет на поведение людей, их общение и отношение друг к другу. Существует множество исторических примеров управления обществом, особенно заинтересованном в нравственности.

Устоявшиеся нормы, включенные в понятие об этикете, определяют тип конкретного человека, относя его, например, к добрым или злым, в зависимости от того, каким образом он себя подает на людях.

Бессмысленно отрицание большого влияния моральных устоев на культуру всего мира, начиная с древних времен. С тех самых пор и по сей день неофициальные правила передаются от родителей к детям. Что-то остается неизменным веками, а другое видоизменяется, когда полностью утрачивает свою актуальность. Это значит, что для каждого времени существуют собственные понятия, как и для каждого отдельного народа или даже отдельно взятой семьи.

Дискуссии по поводу правильности или ошибок в личных суждениях люди, разные по складу своего характера и воспитанию, могут вести бесконечно, однако у каждого найдутся свои аргументы в пользу того или иного принципа или напротив возражения.

О том, как правильно вести себя в обществе, смотрите в видеоролике ниже.

Этические нормы поведения человека в обществе

правила взаимодействия внутри группы фото правила взаимодействия внутри группы фото Этические нормы поведения — секрет благополучия в любом обществе

Здравствуйте друзья, гости и постоянные читатели моего Блога. Приходилось ли вам отказывать себе в чем-то, страшась, что результат вашего действия, или даже само действие, вызовет осуждение у других? Я решила сегодня обсудить с вами этические нормы поведения людей.

Начнем с самого простого

Можно представить, что все мы живем в огромном общежитии, где комнаты – это наше личное пространство, а все остальное – места общего пользования.  Для того, чтобы жизнь не превратилась в кошмар, выходя за пределы своих комнат, все мы должны соблюдать некие, как гласные, так и негласные правила – социальные нормы общества.

Социальные нормы можно поделить на:

  1. Этические
  2. Правовые
  3. Религиозные
  4. Политические
  5. Эстетические

С развитием всего человечества, почти каждая из этих норм изменялась. Изменения практически не коснулись только этических норм, как незыблемого фундамента в человеческих отношениях.

этика фундамент в человеческих отношениях фото

Этические нормы поведения

Давайте разберемся, что такое этические нормы, и какими они бывают. Этика (от греческого etos — обычай) — ветвь философии, которая изучает мораль.

Считается, что первым, кто решил объединить сразу несколько понятий о человеческом поведении под одним словом, был всем известный Аристотель. В своих трактатах он предлагал понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека». По его мнению, этика должна помочь понять, какие действия допустимы, а какие нет.

Если говорить в двух словах, то сегодня под этическими нормами понимается совокупность ценностей, накопленных обществом и моральные обязанности человека по отношению как к этим накоплениям, так и к самому обществу в целом.

Правила этикета, культура поведения, мораль – все это этические нормы поведения, которые представляют собой регуляторы отношений. Они затрагивают абсолютно все межличностные действия между людьми: от простого дружеского общения, до большого свода правил корпоративной или профессиональной этики.

Главный секрет благополучия в любом обществе – единое для всех правило: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе!»

этические нормы поведения фото

Неформально нормы поведения делятся на виды:

  • Реальные – это, по сути, любые действия, которые совершает человек;
  • Вербальные – это словесная или речевая форма общения.

Эти два понятия неразрывны между собой. Едва ли вас будут считать вежливым, если ваше пусть даже очень культурное слово идет в разрез с некультурным поведением. Представьте себе человека, который здоровается с вами, при этом смачно ковыряется в зубах вилкой. Не очень приятно, правда?

У каждого пределы этических норм свои, они зависят, прежде всего, от окружающих людей, уровня воспитания и образования. Эталон культурного человеческого поведения – когда этические нормы перестают быть правилами и становятся личностными нормами, внутренним убеждением.

Этикет, как свод правил

Правила этикета также диктуют нам рамки поведения. Помните, совсем недавно мы говорили с вами о шаблонах. Этикет – ни что иное как тот самый необходимый шаблон, регулирующий наше общение друг с другом.

Если вы случайно наступите кому-то на ногу, вы извинитесь, вежливый мужчина откроет дверь перед женщиной, а получив сдачу в магазине, все мы говорим «Спасибо». То, как мы следуем нормам поведения, и в том числе именно этикету, может охарактеризовать нас как культурного или некультурного человека.

Личное и общее

разных странах этические нормы поведения разные фотоИнтересно, что в разных странах этические нормы поведения разные. Например, в Испании, просто зайдя в лифт, от всех, кто там уже находится вы услышите приветливое «Hola». В нашей стране беспричинное приветствие совершенно незнакомых людей в обществе не практикуется. И никто на вас не обидится, если вы, зайдя в раздевалку бассейна, не начнете жать всем руки. То есть у нас традиции общения совершенно другие.

Это еще один принцип деления этических норм – личностные и групповые.

«Я художник, я так вижу!»

Личностные нормы — это то, о чем я говорила выше – наши внутренние рамки, обусловленные обществом, воспитанием и образованием. Это наш внутренний мир, самоощущение. Следование личностным нормам этики можно определить, как уровень внутреннего достоинства. Например, только вы решаете, сможете ли выкинуть фантик от мороженного в кусты, если вас при этом никто не видит.

Групповое поведение

Все человечество, так или иначе, объединено в группы. От семьи или коллектива на работе до целого государства. С самого рождения человек принадлежит к какому-либо обществу, и не может не подчиняться определенным правилам. В том числе этическим нормам поведения. Групповая этика — это правила взаимодействия внутри такой группы.

личностные нормы этики фотоПопав в любой коллектив, человек вынужден принять общепринятые в этом обществе правила. Помните поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не ходят? Это и есть отсылка к групповым этическим нормам. Причем у каждого коллектива, как видно из примера выше про приветствия в Росси и Испании, свои принципы общения: и в том числе языковые или даже нравственные.

 

Вы скажете: нормы, шаблоны, правила, рамки – где же свобода? Мы живем в обществе, где границы нашей свободы строго ограничиваются границами свободы другого человека. Поэтому и нужны правила. С ними проще жить.

На сегодня это все, о чем я хотела поделиться с вами, жду от вас комментариев, и не забудьте добавить мой Блог в закладки, чтобы не упустить интересные записи. Всем желаю удачи!

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

Этические нормы

Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения, но имеют некоторые особенности.
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации, в сфере управления и предпринимательства.

Она включает элементы разного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации: профессиональную мораль; моральный климата коллективе; нормы деловой этики — ритуальные внешние нормы поведения.
Уровень морального развития как отдельной личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX веке универсальные принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека; принцип благо силу жизни.
Исходя из этого, от организации требуется решение таких социальных проблем: улучшение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды; благотворительность.

Общей основой профессиональной этики является понимание труда как нравственной ценности в отличие от древнего представления о труде как о мере наказания, проклятия.

Труд становится моральной ценностью, если она воспринимается не как источник существования, а как способ формирования человеческого достоинства. Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Достижения успеха в любой профессии связано с определением самоограничения, без чего невозможна профессиональная реализация личности и выражается в желании сформировать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, деловитость, аккуратность, настойчивость. Руководители организации отвечают за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а значит — за социальный статус и этические нормы поведения.

Моральные и деловые качества людей для менеджера по управлению персоналом являются объектом профессиональной деятельности. Они должны способствовать формированию у своих работников таких качеств:
профессиональных — профессиональный уровень знаний, навыков, умений, знание иностранных языков;
морально-психологических как профессиональных — целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, требовательность;
нравственных- доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливость.

Администрации необходимо знать, какие этические нормы складываются в коллективе. От их качества зависит работа организации. Главная задача состоит в том, чтобы работников воспринимали не как рабочую силу, а как личность, одинаковыми правами и достоинством, как руководителей, а трудовые отношения формировались как партнерство. Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и духовных сил. Многие руководители не учитывают душевного состояния своих работников. В таких случаях работать долго и эффективно работник не может. Все транснациональные корпорации мира большое внимание уделяют вопросам деловой этики, и это не случайно, поскольку корпоративная мораль позволяет усилить самоорганизацию и самодисциплину работников.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

Этические нормы поведения — Студопедия

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды. Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции.

Традиции –специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Все социально-правовые нормы (от лат.– правило, образец) определены для воздействия на волевое поведение людей, а предмет этого регулирования отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения –общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами.

Содержательная сторона норм поведения— удержание личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения— одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой –форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.


Формирование этических норм поведения идет в ходе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью в отдельности. По принадлежности к носителям ценности можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы— выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей.


В ходе расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп. Так, поступая, на службу, он входит в коллектив, представляющий собой сложную систему формальных и неформальных групп, группировок, каждая из которых устанавливает собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические правила. Между этими правилами всегда существует некая степень несоответствия, а подчас и противоречия.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы — характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть), самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Итак, поведение человека, исполняющего профессиональную служебную деятельность сложно детерминировано. Оно управляется посредством внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы) и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Эти регуляторы между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии. В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Что такое этические нормы? — Студопедия

 

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.

Сами этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения — это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение законов нравственности, поэтому эти нормы можно условно отнести к механизмам культуры стратегического уровня, которые регулируют взаимоотношения с миром в целом и конкретным партнером по общению в частности.

Естественно, что этические нормы в силу того, что они относятся к духовной сфере жизни людей, существуют в обобщенных, нерецептурных формулировках, поскольку носят базовый универсальный характер. Педагогам особенно важно помнить, что этические нормы формируются преимущественно в детстве на основании всех без исключения ситуаций общения, свидетелем которых был ребенок, а поскольку значительная часть жизни учеников проходит в школе, в которую к тому же ребенок идет с внутренней установкой научиться там всему, чему только можно, именно учителям предназначено развивать и/или корректировать представления учащихся об этих нормах. И происходит это, осознанно или неосознанно, непрерывно в течение всего общения как на уроке, так и за его рамками.


Этические нормы — это не только призывы быть вежливыми, но это, главным образом, инструмент реализации ответственности за свои речевые действия. Следовательно, этические нормы помогают с нравственной точки зрения оценить допустимость или недопустимость конкретных явлений в общении. При этом этическая оценка носит особый характер, поскольку она выносится с позиций духовной культуры и ее высших ценностей: «Сознательно или неосознанно говорящий предполагает существование, помимо данного адресата, «высшего нададресата». В различных мировоззренческих концепциях этот нададресат может осмысливаться как Бог, абсолютная истина, совесть, суд истории, народ ит. д.» (Ю. М. Лотман). Следовательно, этическая культура речи отражает аксиологический (ценностный) компонент культуры в целом.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно являются критериями оценки этичности речи и речевого поведения в целом.


Соответственно, основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость (в том числе полнота и неискаженность информации), понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия для ее расшифровки), содержательность (пустая речь лишь отнимает время и силы у адресата), информативность (расхожие высказывания, общие слова адресат обычно расценивает как недооценку своего умственного уровня или уровня своей информированности), целесообразность (необходимо использовать в речи только то, что соответствует цели, а все лишнее исключить как отнимающее время и силы), краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), вежливость (в первую очередь как знак уважения партнеров по общению и самоуважения) и т. д.

Таким образом, этические нормы в первую очередь направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С точки зрения этических норм в современном обществе неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Напротив, уважение к людям, терпимость к тем, кто отличается чем-либо, к их мнению, позиции и пр., доброжелательность — это норма.

 

 

Этическая норма Википедия

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль [1].

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее[2]. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1].

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует[1]. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Предмет этики

Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений[⇨] позволяет ознакомиться с предметом этики[3].

Основные проблемы этики

Классификация этических ценностей

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь[4].

История этики

Краткий обзор

Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум[3].

Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном[3].

Этика неотделима от философии уже при самом её возникновении[5]. Этот термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основные добродетели — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики)»[3].

Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах»[3][6].

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов[3].

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики[3].

В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики[3].

Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», — существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[7], встречается в Мишне[8].

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Бога, Бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к Богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью. Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Современное состояние этики

  • Современность приводит с одной стороны к релятивизации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).
  • На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели могут группироваться по оппозиции мужественности и женственности.
  • Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.
  • Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
  • Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.
  • Логико-математические аспекты морального выбора изучаются в теории игр, пример — дилемма заключённого.

Разделы этики

Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века[9].

Теоретическая этика

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:

  • Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали;
  • Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.

Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика[9].

Метаэтика

Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа[10]. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика[11].

Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, то есть познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки. Стремясь адекватно исследовать разнообразные этические концепции и разобраться в аргументах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика использовала понятия и представления общей философии и аксиологии, общей и социальной психологии, социологии, биологии и т. д. когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение реальности), но и включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования[11].

Нормативная этика

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев[11].

Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние чувства, мотивирующие поведение[9].

Непререкаемость статуса моральных понятий и оценок осуществляется двумя основными путями — придания им либо сверхъестественного мистического, божественного смысла, либо естественно-объективного смысла[9].

Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. При этом с точки зрения нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, таким образом, является собственным объектом изучения, а понятия морали и знания о морали смешиваются[11].

Исторические направления нормативной этики — стоицизм, гедонизм, эпикуреизм; современные — консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (практическая) этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Разделы прикладной этики
  • Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
  • Компьютерная этика
  • Медицинская этика (врачебная)
  • Профессиональная этика
  • Социальная этика
  • Политическая этика
  • Экологическая этика
  • Деловая этика

Типы этических концепций

Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию. Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку закон, даваемый извне, например Богом. Религиозная этика, в том числе христианская этика, обосновывает мораль авторитарно, при этом Бог олицетворяет Добро, нормы нравственности выступают в качестве божественных заповедей и поэтому являются безусловно обязательными. Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды[9]. Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей. Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека. В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской[12]. Социальная этика — учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе[13]. Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, а от условий данной ситуации, то есть от контекста.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Разин А. В. Этика: Учебник для вузов, стр.16
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение. О предмете этики // Этика. Под ред. А. А. Гусейнова, Е. Дубко.
  4. Гусейнов А. А. История этических учений. Раздел седьмой. ЕВРОПА: XIX-XX вв. Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ. § 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.
  5. ↑ Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Ростов-на-Дону, 2001.
  6. Аристотель. Никомахова этика, кн. 1, гл. 1 — 1094в.
  7. ↑ Конфуций. Беседы и суждения. — 15:24 Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine, 12:2 Архивная копия от 22 марта 2011 на Wayback Machine, 5:12 Архивная копия от 6 февраля 2013 на Wayback Machine
  8. ↑ Шабат, 31а
  9. 1 2 3 4 5 Этика.Российская педагогическая энциклопедия / Гл. редактор В. Г. Панов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.ISBN 5-85270-114-9
  10. Максимов Л. В. Метаэтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  11. 1 2 3 4 Максимов Л. В. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии — 1998, № 10. — С. 39-54.
  12. Под редакцией А.А. Ивина. Этика // Философия: Энциклопедический словарь. — Гардарики (рус.). — М., 2004. // Философский энциклопедический словарь. 2010
  13. ↑ Социальная этика // Философский энциклопедический словарь (рус.). — 2010.//Философский энциклопедический словарь. 2010.

Литература

на русском языке
  • Аскольдов С. А. Этика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гусейнов А. А. Этика // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. ЭТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
  • Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 5—18.
  • История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. — 911 с. — ISBN 5-8297-0167-7.
  • Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / 2-е изд., перераб. и доп.. — К.: Высшая школа, 1988. — 192 с.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д, 2003. — 416 с. — (Учебный курс).
  • Канке В. А. Современная этика: учебник. — М., 2009. — 394 с. — (Университетский учебник).
  • Разин А. В. Этика: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. — М.: Академический проект, 2006. — 624 с. — ISBN 5-8291-0709-0.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3 кн / Подгот. текста В. В. Целищева. — 3-е изд., испр.. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. — ISBN 5-94087-006-6, ISBN 5-7615-0501-0.
  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М., 1995. — 445 с. — ISBN 5-86187-023-3.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9676-0425-6.
  • Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе // Этика науки. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 85—97.
  • Этика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001.
  • Этическая мысль. Выпуски 1 — 11 — … / Отв. ред. А. А. Гусейнов. — М.: ИФ РАН, 2000-2011-…
  • Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 1991.
на других языках
  • Stevenson, Jay. The Complete Idiot’s Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
  • Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
  • Long A. A., Sedley D. N. (англ.)русск. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
  • Onfray M., La puissance d’exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
  • Darwall, Stephen (Ed.). Consequentialism. — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0.
  • Goodman, Charles. Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0.
  • Honderich, Ted. Consequentialism, Moralities of Concern and Selfishness (англ.) : journal. — 2003.
  • Portmore, Douglas W. Commonsense Consequentialism: Wherein Morality Meets Rationality (англ.). — New York: Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9.
  • Scheffler, Samuel. The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8.

Ссылки

нормативная этика | Определение, примеры и факты

Нормативная этика , эта отрасль моральной философии или этики, связанная с критериями морально правильного и неправильного. Он включает в себя формулирование моральных правил, которые имеют прямое значение для того, какими должны быть действия, институты и образ жизни человека. Обычно это противопоставляется теоретической этике или метаэтике, которая касается природы, а не содержания этических теорий и моральных суждений, а также прикладной этики или применения нормативной этики к практическим проблемам.

Подробнее на эту тему

этика: нормативная этика

Нормативная этика стремится устанавливать нормы или стандарты поведения. Термин обычно используется в отношении обсуждения …

Центральный вопрос нормативной этики заключается в определении того, как основные моральные нормы достигаются и оправдываются. Ответы на этот вопрос делятся на две широкие категории — деонтологические и телеологические или конквенциалистские.Принципиальное различие между ними заключается в том, что деонтологические теории не обращаются к ценностным соображениям при установлении этических стандартов, в то время как телеологические теории делают. Деонтологические теории используют концепцию присущей им правоты при установлении таких стандартов, в то время как телеологические теории рассматривают доброту или ценность, создаваемую действиями, как главный критерий их этической ценности. Другими словами, деонтологический подход требует определенных действий в принципе или потому, что они по сути своей верны, тогда как телеологический подход утверждает, что определенные виды действий являются правильными из-за добротности их последствий.Деонтологические теории, таким образом, подчеркивают понятия обязательства, добра, долга, правильного и неправильного, в то время как телеологические теории делают упор на добре, ценности и желании. Деонтологические теории устанавливают формальные или реляционные критерии, такие как равенство или беспристрастность; Телеологические теории, напротив, предоставляют материальные или материальные критерии, как, например, счастье или удовольствие ( см. утилитаризм).

Применение нормативных теорий и стандартов к практическим моральным проблемам является задачей прикладной этики.Эта субдисциплина этики имеет дело со многими основными проблемами современной сцены, включая права человека, социальное равенство и моральные последствия научных исследований, например, в области генной инженерии. См. Также биоэтика, юридическая этика, деловая этика, права животных, защита окружающей среды.

Этические нормы и ценности для маркетологов (без даты)

Преамбула

Американская маркетинговая ассоциация обязуется продвигать наивысший стандарт профессиональных этических норм и ценностей для своих членов. Нормы — это установленные стандарты поведения, которые ожидаются и поддерживаются обществом и / или профессиональными организациями. Ценности представляют собой коллективную концепцию того, что люди считают желательным, важным и нравственно правильным. Ценности служат критериями для оценки действий других.Специалисты по маркетингу должны признать, что они не только обслуживают свои предприятия, но и выступают в качестве управляющих обществом в создании, содействии и выполнении эффективных и действенных транзакций, которые являются частью большей экономики. В этой роли маркетологи должны придерживаться высочайших этических норм практикующих профессионалов и этических ценностей, вытекающих из их ответственности перед заинтересованными сторонами (например, клиентами, сотрудниками, инвесторами, членами канала, регулирующими органами и принимающим сообществом).

Общие нормы

  1. Маркетологи не должны причинять вреда.Это означает выполнение работы, для которой они соответствующим образом обучены или имеют опыт, чтобы они могли активно повышать ценность своих организаций и клиентов. Это также означает соблюдение всех применимых законов и правил и внедрение высоких этических стандартов при выборе, который они делают.

  2. Маркетологи должны укреплять доверие к маркетинговой системе. Это означает, что продукты подходят для их предполагаемого и продвигаемого использования. Это требует, чтобы маркетинговые сообщения о товарах и услугах не были преднамеренно обманчивыми или вводящими в заблуждение.Он предлагает строить отношения, которые обеспечивают справедливую корректировку и / или удовлетворение жалоб клиентов. Это подразумевает стремление к добросовестности и честности, чтобы способствовать эффективности процесса обмена.

  3. Маркетологи должны понимать, распространять и применять на практике фундаментальные этические ценности, которые повысят доверие потребителей к целостности системы маркетингового обмена. Эти основные ценности являются намеренно желательными и включают в себя честность, ответственность, справедливость, уважение, открытость и гражданство.

Этические ценности

Честность — быть честным и честным в наших отношениях с клиентами и заинтересованными сторонами.

  • Мы будем говорить правду во всех ситуациях и в любое время.
  • Мы предложим продукты, которые соответствуют нашим требованиям.
  • Мы будем поддерживать наши продукты, если они не смогут обеспечить заявленные преимущества.
  • Мы будем выполнять наши явные и неявные обязательства и обещания.

Ответственность — принять последствия наших маркетинговых решений и стратегий.

  • Мы приложим все усилия для удовлетворения потребностей наших клиентов.
  • Мы будем избегать использования принуждения со всеми заинтересованными сторонами.
  • Мы признаем социальные обязательства перед заинтересованными сторонами, которые расширяются с точки зрения маркетинга и экономической мощи.
  • Мы признаем наши особые обязательства перед экономически уязвимыми сегментами рынка, такими как дети, пожилые люди и другие, которые могут оказаться в невыгодном положении.


Справедливость — попытаться справедливо сбалансировать потребности покупателя с интересами продавца.

  • Мы будем четко представлять нашу продукцию в продаже, рекламе и других формах коммуникации; это включает в себя предотвращение ложного, вводящего в заблуждение и обманного продвижения по службе.
  • Мы будем отвергать манипуляции и тактику продаж, которые наносят ущерб доверию клиентов.
  • Мы не будем заниматься установлением цен, грабительским ценообразованием, взвинчиванием цен или тактикой «наживки и переключения».
  • Мы не будем сознательно участвовать в существенных конфликтах интересов.


Уважение — признание основного человеческого достоинства всех заинтересованных сторон.

  • Мы будем ценить индивидуальные различия, даже если будем избегать стереотипов о покупателях и не изображать демографические группы (например, пол, раса, сексуальная ориентация) негативно или бесчеловечно в наших рекламных акциях.
  • Мы будем прислушиваться к потребностям наших клиентов и прилагать все разумные усилия для постоянного мониторинга и повышения их удовлетворенности.
  • Мы приложим особые усилия, чтобы понять поставщиков, посредников и дистрибьюторов из других культур.
  • Мы будем должным образом отмечать вклад других, таких как консультанты, сотрудники и коллеги, в наши маркетинговые усилия.

Открытость — для обеспечения прозрачности наших маркетинговых операций.

  • Мы будем стремиться к четкой связи со всеми нашими избирателями.
  • Мы примем конструктивную критику со стороны наших клиентов и других заинтересованных сторон.
  • Мы объясним существенные риски, связанные с продуктами или услугами, заменой компонентов или другими предполагаемыми событиями, которые могут повлиять на клиентов или их восприятие решения о покупке.
  • Мы будем полностью раскрывать прайс-лист и условия финансирования, а также доступные цены и корректировки.


Гражданство — для выполнения экономических, юридических, филантропических и общественных обязанностей, которые стратегическим образом обслуживают заинтересованные стороны.

  • Мы будем стремиться защищать природную среду при проведении маркетинговых кампаний.
  • Мы вернемся обществу через волонтерство и благотворительные пожертвования.
  • Мы будем работать, чтобы способствовать общему улучшению маркетинга и его репутации.
  • Мы будем поощрять участников цепочки поставок обеспечивать справедливую торговлю для всех участников, включая производителей в развивающихся странах.

Внедрение

Наконец, мы понимаем, что у каждого сектора промышленности и маркетинговой дисциплины (например, маркетинговые исследования, электронная коммерция, прямые продажи, прямой маркетинг, реклама) есть свои специфические этические проблемы, которые требуют политики и комментариев. Массив таких кодов можно получить по ссылкам на веб-сайте AMA. Мы призываем все такие группы разработать и / или усовершенствовать свои отраслевые и дисциплинарные этические кодексы, чтобы дополнить эти общие нормы и ценности.

Этические нормы — курсовая работа

Похожие документы