37 Общее понятие о воображении. Физиологическая основа воображения
Психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали, называется воображением. Воображение нередко называют фантазией, хотя иногда под словом «фантазия» понимают воображение, мало связанное с реальной жизнью. Богатство воображения зависит от умения воспринимать, наблюдать и сохранять в памяти образы предметов и явлений, которые потом подвергаются переработке.
В этом процессе важную роль играет мышление. Оно вносит коррективы, критически оценивает плоды фантазии. Чувства также влияют на воображение и сами в немалой степени зависят от него. Наконец, для осуществления творческих замыслов человека, созданных его воображением, необходима воля.
Физиологическая основа воображения— появление новых сочетаний между теми временными связями» которые ранее образовались в коре больших полушарий мозга. Восстановление прежних связей — это процессы памяти (вспоминание, узнавание). А для работы воображения необходимо, чтобы возникли новые системы этих связей, в таких сочетаниях, каких еще не было в коре мозга, но которые состояли бы из имеющихся там следов возбуждений.
Воображение тесно связано с деятельностью двух сигнальных систем. Образы, представления о вещах и явлениях могут появиться у человека в том случае, если он имел соответствующие ощущения и восприятия, т. е получал первые сигналы окружающей действительности. Речь устная и письменная, вторая сигнальная система тоже дает много материала ддя воображения.
38. Виды воображения
Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.
Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:
1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;
2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;
3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.
Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.
studfiles.net
Физиологические основы воображения
Поделись с друзьямиПринято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. (гипоталамо-лимбическая система).
Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов. Воображение влияет на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Виды воображения
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта (описание географических мест или исторических событий).
Творческое воображение: человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.
Мечта – самостоятельное создание новых образов – образов желаемого в будущем, без включения в творческую деятельность. Мечта может быть завершённой и незавершённой (психологическая защита).
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
1. Анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
2. Синтез – образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Или же этим образам может быть придан совершенно новый смысл.
Формы синтеза:
— агглютинация: создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.
—схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта или при забывании каких-либо несущественных деталей или частей.
—акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.
students-library.com
6.Воображение физиологические основы
Физиологическая основа воображения
актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.
Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.
Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Воображение связано с регуляцией:
органических процессов – оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии.
Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.
движения – оказывает влияние на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Физиологическая основа воображения
Принято считать, что физиологической основой воображения является
актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.
Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.
Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Воображение связано с регуляцией:
органических процессов – оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии.
Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.
движения – оказывает влияние на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
studfiles.net
Понятие о воображении, его физиологическая основа. — КиберПедия
План
1. Понятие о воображении, его физиологическая основа.
2. Виды и функции воображения.
3. Роль творческого воображения в жизни человека.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Изучение нового материала.
Понятие о воображении, его физиологическая основа.
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. (К.К. Платонов)
Воображение – психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им, не воздействует на органы чувств. (Р.С. Немов)
Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.
С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом.
Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, ориентируя человека в процессе деятельности.
Особенности воображения:
— воображение характерно только для человека и связано с его деятельностью;
— именно в нем проявляется наиболее четко идеальный и загадочный характер психики человека;
— воображение рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует.
— воображение человека наиболее близко с восприятием, памятью и мышлением.
Физиологическую основу воображения составляет образование нервных связей, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. При этом особую роль играет слово, так как происходит соединение образов, которые рождаются у человека и слов, которыми человек пытается назвать придуманный образ.
Виды и функции воображения.
Воображение подразделяется на:
1. Произвольное (активное) — непроизвольное (пассивное).
2. Продуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).
Отдельно выделяют и рассматривают сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Произвольное (активное) воображение – это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека.Здесь человек ставит перед собой цель придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.
Непроизвольным (пассивным) называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия воли и сознания человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать.
Продуктивное (творческое) воображение порождает совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного.Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид лежит в основе художественной, литературной, музыкальной и научной деятельности. Существенный критерий творческого воображения – социальная ценность его результатов.
Репродуктивное (воссоздающее) – это воображение, воспроизводящее известное, имея, конечно, в порождаемых им образах значительную долю фантазии.Репродуктивным можно также назвать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комбинации, т.е. мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Репродуктивное воображение играет важную роль в жизни человека, оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Особый интерес для ученых и одну из наиболее сложных загадок психики человека всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. Сновидения – пассивные и непроизвольные формы воображения.Образы во сне рождаются непреднамеренно. Характерными для них являются:
— чувственная достоверность;
— невероятная причудливость, необычность сочетаний образов;
— явная связь с насущными потребностями человека.
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.
Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененными (ненормальными) состояниями сознания человека. Эти состояния могут возникать по разным причинам:психические заболевания, влияние сильных переживаний – чувство тоски, страх, навязчивые мысли, гипноз, воздействия психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т. п. Психотропные вещества иногда также называют галлюциногенными, поскольку они порождают галлюцинации (галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики человека).
Мечты – это продукт воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Они позволяют намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее, (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения.
Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. У взрослых и, особенно у пожилых людей размышления о своем будущем, то есть мечты, занимают гораздо меньше места и времени и ориентированы на ближайшую перспективу.
Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.
План
1. Понятие о воображении, его физиологическая основа.
2. Виды и функции воображения.
3. Роль творческого воображения в жизни человека.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Изучение нового материала.
Понятие о воображении, его физиологическая основа.
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. (К.К. Платонов)
Воображение – психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им, не воздействует на органы чувств. (Р.С. Немов)
Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.
С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом.
Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, ориентируя человека в процессе деятельности.
Особенности воображения:
— воображение характерно только для человека и связано с его деятельностью;
— именно в нем проявляется наиболее четко идеальный и загадочный характер психики человека;
— воображение рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует.
— воображение человека наиболее близко с восприятием, памятью и мышлением.
Физиологическую основу воображения составляет образование нервных связей, их распадение на отдельные элементы и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. При этом особую роль играет слово, так как происходит соединение образов, которые рождаются у человека и слов, которыми человек пытается назвать придуманный образ.
Виды и функции воображения.
Воображение подразделяется на:
1. Произвольное (активное) — непроизвольное (пассивное).
2. Продуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).
Отдельно выделяют и рассматривают сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Произвольное (активное) воображение – это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека.Здесь человек ставит перед собой цель придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.
Непроизвольным (пассивным) называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия воли и сознания человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать.
Продуктивное (творческое) воображение порождает совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного.Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид лежит в основе художественной, литературной, музыкальной и научной деятельности. Существенный критерий творческого воображения – социальная ценность его результатов.
Репродуктивное (воссоздающее) – это воображение, воспроизводящее известное, имея, конечно, в порождаемых им образах значительную долю фантазии.Репродуктивным можно также назвать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комбинации, т.е. мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Репродуктивное воображение играет важную роль в жизни человека, оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Особый интерес для ученых и одну из наиболее сложных загадок психики человека всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. Сновидения – пассивные и непроизвольные формы воображения.Образы во сне рождаются непреднамеренно. Характерными для них являются:
— чувственная достоверность;
— невероятная причудливость, необычность сочетаний образов;
— явная связь с насущными потребностями человека.
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.
Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененными (ненормальными) состояниями сознания человека. Эти состояния могут возникать по разным причинам:психические заболевания, влияние сильных переживаний – чувство тоски, страх, навязчивые мысли, гипноз, воздействия психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т. п. Психотропные вещества иногда также называют галлюциногенными, поскольку они порождают галлюцинации (галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики человека).
Мечты – это продукт воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Они позволяют намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее, (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения.
Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. У взрослых и, особенно у пожилых людей размышления о своем будущем, то есть мечты, занимают гораздо меньше места и времени и ориентированы на ближайшую перспективу.
Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.
cyberpedia.su
II. Физиологические механизмы воображения.
Физиологическую основу воображения составляют остаточные следовые процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.
Виды воображения.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.
1. По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.
1) Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
2) Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
3) Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
4) Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.
5) Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Воссоздающее воображениепроявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
III. Формы проявления воображения.
Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты.
1. Мечты – отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.
2. Фантазии. Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из «Женитьбы» выбрать жениха из четырех претендентов: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась». Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.
3. Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
studfiles.net
Понятие о воображении и его физиологические основы.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒
Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.
Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .
Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.
Виды и типы воображения.
Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:
1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.
Галлюцинации— под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.
2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.
Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)
Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.
Типы воображения.
Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.
Первый — наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.
Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.
Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.
Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.
Основные приемы воображения.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Речь. Функции и виды речи.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
Связь мышления и речи.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык– это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
26. Понятие о воображении и его физиологические основы.
Воображение – необходимый элемент творческой деят-ти че-ка, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация хар-ся неопределенностью. Важнейшее назначение воображения как психич процесса закл-ся в том, что оно позволяет представлять рез-т труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные подукты. Следов-но, вообр-е ориентирует че-ка в поцессе деят-ти – создает психич модель конечного или промежут-го продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мы-ю, оно позволяет предвидеть будущее. Физиологической основой воображения явл-ся сложная аналитико-синтетическая деят-ть мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Воображение, фантазия – отражение реальной действительности. В новых неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Даже при тщательном рассмотрении самого необычного выясняется, что все элементы, из кот сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта.
27. Виды воображения. Приемы сознания образов воображения.
Воображение хар-ся активностью, действенностью. Во-е в некот обстоят-х может выступать как замена деят-ти. В этом случае че-к временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни. Здесь фантазия создает образы, кот не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, кот не осущ-ся и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения наз-ся пассивным воображением. Че-к может вызвать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, наз-ся грезами. Пассивное воо-е может возникать и непреднамеренно. Это происходит при ослаблении деят-ти сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии че-ка, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации)… Если пассивное может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное может быть творческим и воссоздающим. Воо-е, имеющее в своей основе создание образов, соответ-х описанию, наз-т воссоздающим. При чтении литературы, при изучении географических карт и историч описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, кот реализуются в оригинальных и ценных продуктах деят-ти. Ценность челов-ой личности во многом зависит от того, какие виды вооб-я преобладают в ее стр-ре. Если у подростка и юноши творческое во-е, реализуемое в конкретной деят-ти, преобл над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Основная тенденция вооб-я – преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном свете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Вооб-е, фантазия – отражение реальной действ-ти в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осущ-ся в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация- предполагает “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, св-в, частей. Близка агг-и гиперболизация, кот хар-ся не только увелич или уменьш предмета (великан, мальчик с пальчик), но и изменением кол-ва частей предмета или их смещением: многорукие богини, драконы с семью головами… Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчеркивание каких-либо признаков (друж-е шаржи, злые карикатуры). В том случае, если представления, из кот-х конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сх-ва выступают на 1й план, это способствует осуществлению схематизации. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из расттельного мира. Синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в худ лит-ре, скульптуре, живописи, для кот-х хар-но выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.
studfiles.net