Фрустрированная потребность это: Фрустрация потребностей. Что такое фрустрация – Фрустрация (психология) — Википедия

Содержание

Фрустрация потребностей. Что такое фрустрация

В работе я придерживаюсь принципа «Говорить с клиентом на понятном друг для друга языке». Здесь же я начала со сложного и замысловатого – «Фрустрация». Это слово будто оформляет содержимое этой статьи и дает возможность сказать по существу, не отходя от главного. Итак, о чем пойдет речь.

Начну с небольшой истории из своей психологической практики. Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь ей справиться с плохим настроением и подружиться в новом коллективе. Мы стали разбираться в ситуации и ее причинах. Постепенно картина стала проясняться: она приехала из другого городка для поступления в ВУЗ и жила одна. У нее почти не было близких рядом людей, а завести новых друзей ей не удавалось.

Она училась на дневном и не работала, была ограничена, по ее словам в денежных средствах – ей помогала одна мама. Постепенно в работе мы коснулись ее ожиданий, которые оказались сверх-ожиданиями относительно интересной жизни в мегаполисе.

Разочаровываясь во многих сферах: в общении, в учебе. Оказалось, что ей вовсе не интересна сфера бухгалтерии, куда изначально она стремилась. В Петербурге у нее возникали трудности при адаптации к условиям жизни в нашем городе. Не получая желаемого в том виде, как она себе это представляла, она все больше погружалась в подавленное эмоциональное состояние, которое и называется фрустрация.

Это состояние возникает, когда невозможно неудовлетворение какой-либо потребности или желания. Здесь я хочу обозначить основные 7 уровней потребностей, вспомнив Маслоу с его известной мотивационной пирамидой:

  • Физиологические потребности – здесь речь идет об утолении голода, жажды, сексуальной потребности, сне, потребности в одежде и жилье.
  • Потребность в безопасности – имеется ввиду чувство защищенности, комфорт и постоянство условий, дохода и др.
  • Потребность в любви – желание быть принятым, любить и быть любимым. Здесь же можно говорить об общении, дружбе, привязанности, заботе о других.
  • Потребность в уважении – статус, успех. Достижения, признание и одобрение со стороны окружения.
  • Познавательные потребности – желание учиться, исследовать, познавать.
  • Эстетические потребности – это все, что связано с гармонией, с чувством прекрасного, красотой.
  • Потребности в самоактуализации – самореализация, личностный рост, достижение целей.

Фрустрация возникает тогда, когда на пути человека возникают реальные или мнимые преграды, а желания резко превышают его реальные возможности.

Фрустрация может сопровождаться

  • раздражительностью
  • тревогой
  • разочарованием или даже отчаянием
  • злостью на других и на себя.

Это некий внутриличностный конфликт между удовлетворением потребности и преградой на пути ее достижения. Так и в случае с молодой студенткой, оказавшейся в кризисной ситуации, потерявшей «опору под ногами». Зачастую, это сказывается и на самооценке, да и неудивительно. Возникает ощущение неспособности достичь поставленной цели.

Так наша героиня, разочаровавшись, в какой-то момент задумалась о том, чтобы вернуться обратно домой. Как же сложилась дальше история у молодой девушки?

Как справиться с фрустрацией

Я вижу это следующим образом:

  • 1 шаг. Определить зоны потребностей, которые не удовлетворяются в данной ситуации. Здесь я ссылаюсь на 7 уровней потребностей по Маслоу, о которых я говорила в предыдущей статье. К примеру, у нашей героини, молодой девушки, были затронуты разные сферы. Она испытывала стресс из-за переезда из маленького городка, тревогу и беспокойство о завтрашнем дне. Это перекликается с неудовлетворенными потребностями в безопасности и комфорте.
    Она была одинока в Петербурге, у нее почти не было близких и родных рядом, а новых подруг не успела завести за 1,5 года. Здесь можно говорить о блокирование удовлетворения потребности в базовой любви и заботе. Сфера познавательных потребностей и стремления в признании и достижении успехов. Эта сфера также была реализована на ее взгляд недостаточно – она испытывала трудности в учебе.
  • 2 шаг. Поиск наиболее значимой потребности в настоящее время. Зачастую их бывает несколько, и они могут быть взаимосвязаны. Но обычно человек направляет свою энергию прежде всего на наиболее актуальную, и важно обозначить ее.
  • 3 шаг. Соотнесение ожиданий и реальных возможностей для достижения желаемого. Если есть некие разногласия, то:
  • 4 шаг. Принять вероятность их расхождения и ограниченность возможностей.
  • 5 шаг. Формулировать новые задачи, соизмеримые особенностям и возможностям личности.
Выводы

У студентки значимым было желание обрести друзей. И мы стали работать над поиском реальных возможностей, учли ее личностные особенности и возможные трудности, с которыми она может столкнуться. Задача заключалась в том, чтобы найти повод пообщаться с сокурсницами на темы, не касающиеся учебы на нейтральной территории. И лучшим на тот момент оказалось приглашение сокурсниц в кино.

Ей самой очень нравилось посещать кинотеатры, и это было финансово доступно. Те эмоции, которые она начала испытывать в общении, становились для нее поддерживающими и ресурсными для поиска новых решений в других областях. Безусловно, это путь не быстрый, но здесь все-таки важно грамотно рассчитывать на свои силы.

Случается так, что реализация актуальной потребности по каким-либо причинам невозможна в настоящее время, и не всегда просто осознать это и принять. Тем не менее, стоит поисследовать смежные области, которые тесно переплетены с основной и значимой потребностью. Это могут быть и ценности базовых уровней. Успешный результат в достижении малых (на первый взгляд) задач, но, все же, важных, сможет повысить уверенность в себе и даст необходимые ресурсы, для того, чтобы постепенно выходить из подавленного состояния.

Таким образом, и в истории моей клиентки она прояснила для себя причины своего плохого настроения, попутешествовала по стране своих потребностей, оценила свои возможности, приняла многое во внимание и пошла небольшими шажочками в тех направлениях, которые ей были важны. Она стала внимательнее к себе и своим ожиданиям. Получив помощь и взяв для себя все необходимое в ходе психологических консультаций, она завершила работу. Через какое-то время я поинтересовалась ее делами, и она сообщила, что у нее все в порядке.

Достаточно прошло времени с того звонка, и я надеюсь, что и теперь она в силах справляться с возникающими трудностями. И вам хочу пожелать того же. Ведь это очень важно, ведь на жизненном пути человеку приходится сталкиваться или встречаться с различными событиями.

Психолог Татьяна Стеценко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

Фрустрация (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей[1], или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая[2].

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза (потенциальная, реальная или совершившаяся) удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние[1].

Как и разочарование, возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха

[3].

Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины и механизмы их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого́ предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория невроза сходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности, в каждом случае — индивидуального.

Управляемой (или провоцируемой) фрустрацией достаточно широко пользуются психоаналитики, работающие с пациентом методом абстиненции. Поддержание в ходе лечения оптимального уровня (негативного тонуса) фрустрации позволяет добиться необходимого терапевтического эффекта.

Фрустрация!!! — Публикации — myHD

Фрустрация – это особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте. В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций: гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д.

Причины возникновения фрустрации.

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

  1. лишения (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;
  2. потери (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;
  3. конфликт (conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Формы фрустрации.

К формам фрустрации относят агрессию, замещение, смещение, рационализацию, регрессию, депрессию, фиксацию (стереотипность поведения), интенсификацию усилий.

Неудача приводит к агрессивному поведению.

Замещение — это когда неудовлетворённая потребность замещается другой.

Смещение выражается в смещение с одной цели на другую. Например, срыв на близких после ссоры с начальником.

Рационализация выражается в поиске положительных моментов в неудаче.

Регрессия проявляется в возврате к примитивным формам поведения.

Депрессия отмечается угнетённым, подавленным состоянием.

Фиксация проявляется в усилении активности запретного поведения.

Интенсификация усилий отмечается мобилизацией ресурсов для достижения целей.

Реакция на фрустрирующую ситуацию.

  1. Чувство досады.Психологическая защита: сконцентрируйтесь на своих переживаниях и отметьте, что вы начинаете испытывать чувство досады. Расслабьте лицо и руки и волевым усилием успокойтесь. Постарайтесь найти элементы приятного или смешного в развившейся ситуации. Сконцентрируйтесь на них.
  2. Чувство озлобленности.Данное чувство блокирует в человеке возвышенные духовные чувства, нравственность и побуждает низменные инстинкты, требующие немедленной мести. Происходит так называемая «утрата интеллекта». Психологической защитой в данном случае будет являться использование тех же приемов, что и в первом случае, однако к ним необходимо добавить улыбку.
  3. Чувство униженности.Появляется чувство подавленности, безысходности, пассивности. Это чувство возникает от несбывшихся надежд. Когда человек что то очень хочет, знает что этого достоин, но в итоге не получает, он испытывает чувство фрустрации.

Фрустрация потребностей.

 Как мы уже знаем, фрустрация – это определенное эмоциональное состояние, которое возникает тогда, когда человек не получает то, что хотел и испытывает негатив по этому поводу.

 Следовательно, фрустрация потребностей – это состояние при котором человек испытывает постоянную неудовлетворенность, незавершенность или какой-то небольшой обман в реализации своих потребностей. Согласно исследованиям известнейшего американского психолога Абрахама Маслоу, удовлетворение потребности всегда ведет за собой последующую фрустрацию. То есть за любой удовлетворенной потребностью всегда идет фрустрация. Для такого утверждения Маслоу приводит тот факт, что после того, как индивид удовлетворяет свои базовые потребности, вслед за ними тут же начинают появляться потребности более высокого порядка, такие как потребность в обучении, творчестве и т.д.

 Напрашивается такой вывод, что состояние фрустрации неизбежно, потому что индивид не может удовлетворить все свои потребности, а чувство неудовлетворенности будет преследовать человека постоянно.

Любовная фрустрация.

  Разрыв отношений может привести к возникновению любовной фрустрации, которая может усилить любовь к бывшей когда-то «второй половинке». Одни психологи утверждают, что такое состояние является частым явлением, другие считают, что редким. Любовная фрустрация появляется после отсутствия желаемого результата, ожидаемого от объекта страсти или после расставания с любимым человеком. Проявляется она в неадекватном поведении, агрессии, тревоге, отчаянии, депрессии. Многих интересует вопрос: существует ли такая любовь, позволяющая людям оставаться независимыми друг от друга? Такая любовь существует, но в жизни зрелых и сильных духом людей. Следует принять за должное, что все отношения содержат незначительные элементы созависимости. Любовная фрустрация не наступит в том случае, если мы тянемся к партнёру от своей силы, а не от своей слабости.

Фрустрация-агрессия.

Состояние фрустрации способно вызывать агрессию или враждебность. Состояние агрессии может проявлять себя по-разному. Это может быть прямое нападение, может быть просто проявление враждебности. Агрессия проявляется в виде физической агрессии, грубости. Также она может иметь скрытую форму в виде недоброжелательности или озлобленности. Отдельное место стоит отвести той агрессии, которая направлена не на окружающую среду, а внутрь. Агрессивные действия, которые направляются на себя и проявляются обычно в самообвинении.

Американский психолог Джон Доллард стал автором интересной научной концепции, которая утверждает что агрессия является результатом фрустрации. Агрессия, как он считал, это в большинстве случаев не самостоятельная эмоция, а именно реакция организма на фрустрацию. Если человек не имет возможности удовлетворить свои потребности, то он, испытывая фрустрацию своих потребностей, вслед за этим начинает испытывать агрессию.

Теория фрустрация-агрессия держится на нескольких пунктах.

  • Агрессия (враждебность)
  • Фрустрация
  • Торможение
  • Замещение

Агрессия проявляется тогда, когда есть намерение навредить, нанести ущерб своими действиями.

Фрустрация проявляется при появлении помехи в достижении поставленной цели. Достаточно важным будет сила мотивации человека, количество попыток, а также количество и сложность препятствий в достижении цели. Это все сильно влияет на уровень фрустрации.

Торможением называется способность индивида к самоконтролю и умение вовремя «свернуть», чтобы избежать негативных последствий.

Замещение — это стремление к проявлению агрессии, но не по отношению к источнику фрустрации, а к стороннему лицу.

Теория фрустрация-агрессия, если быть кратким, звучит так: фрустрация всегда провоцирует агрессию, а агрессия – это результат фрустрации. Фрустрация не всегда вызывает прямую агрессию. Список этих эмоций может быть весьма большим, от отчаянья до гнева. К тому же эти эмоции не всегда проявляются как нападки на окружающих. Допустим, что есть студент, который подал свои документы для поступления в несколько университетов. При этом, во всех этих заведениях он получил отказ. Вряд ли он будет испытывать гнев по этому поводу. Вероятнее всего, что он будет в смятении. И таких примеров много. Поэтому фрустрация не всегда приводит к проявлению агрессии. Наиболее вероятно то, что агрессию испытывают люди, наиболее склонные к этому. Эти люди так привыкли реагировать на свои фрустрации. Поэтому напрашивается вывод. Личность, испытывающая фрустрацию,  может  впоследствии почувствовать агрессию, но также она может испытывать и другие эмоции. Агрессия и фрустрация взаимосвязаны весьма косвенно.

Выход из фрустрации.

Но как же все-таки выйти из этого состояния?

Решение этой задачи может быть неоднозначным. Потому что существуют разные уровни «зафрустрированности» сознания. То есть понятно, что если  индивид находится в этом состоянии несколько лет, а то и десятков, то проблему эту лучше решать с грамотным психотерапевтом.

Фрустрация — это довольно глубокий процесс, который нельзя решить на корню, просто применив какую-нибудь чудо-технику. Но всегда можно облегчить это состояние разочарования в жизни. Проблему нужно решать на более глубоком уровне.

Бывает так, что нет возможности обратиться к психотерапевту.  Поэтому можно использовать простые приемы, чтобы уменьшить раздражительность от фрустрирующих факторов.

Что может помочь в борьбе с фрустрацией?

  1. Глубокое дыхание. Да, казалось бы, что такого в том, чтобы просто глубоко дышать? Однако когда человек глубоко дышит, при этом внимательно следит за своим дыханием, то он успокаивается. Это может помочь, когда Вас что-то раздражает или произошла какая-то очередная неудача.
  2. Визуализация. Визуализация тоже может помочь. Просто представьте себе то место, в котором так хотелось бы очутиться прямо сейчас. Возможно, что это пляж, а может быть лес. Задача в том, чтобы просто представлять это и успокаиваться.
  3. Новый выход из ситуации. Иногда помогает просто сесть, расслабиться и подумать о решении проблемы. Задача в том, чтобы найти кардинально новое решение той ситуации, которая вызывает у Вас состояние фрустрации.
  4. Смех. Смех расслабляет, а это отлично способствует уменьшению разочарованности в жизни.

Хотелось бы подвести некоторые итоги и выводы. С этим пагубным состоянием можно и нужно работать. Главное, чтобы оно не затягивалось на годы. Тогда процесс восстановления комфортного и уравновешенного самочувствия будет более быстрым и  комфортным.

Лекция на тему «Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации»

Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение «фрустрация» в современной психологии

2. Степени остроты фрустрации

3. Причины вызывающие фрустрацию

4. Типы фрустрационных реакций

Вывод

Список литературы

  1. Определение «фрустрация» в современной психологии

Фрустрация- эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая-в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.

2. Степени остроты фрустрации

Степень остроты фрустрационного переживания и последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним . Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение» . Было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия.

3. Причины вызывающие фрустрацию

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт– одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта…».

Прямым следствием фрустрации является не агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Трудности:

1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия. Фрустрация к такого типа трудностям не относится;

2) непреодолимые. Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деят-ти.

Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых . Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.

4. Типы фрустрационных реакций

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим или психологическим: а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление. Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами;

рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения ;

фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы;

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к поведению, сформированному значительно раньше и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения- отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери;

3) конфликт.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность. Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2) Фиксации – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, поглощающему все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

3) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

-апатия;

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

— агрессия,

— отступление.

Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации

Отступление: физическое или психологическое. Осознанное отступление – сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление – подавление.

Вывод

Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше. Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов ,но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» человека в отношении фрустрации.

Список используемой литературы

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.

Что такое фрустрация, причины возникновения, формы проявляения

С непреодолимыми трудностями человек сталкивается еще в раннем детстве – родители не разрешают валяться в грязи, выбрасывать вещи из шкафа или играть на кастрюльных крышках. К 3-4 годам дети учатся соотносить свои желания и свои возможности, но иногда состояние фрустрации мешает им и во взрослом возрасте. Это может выражаться неумением радоваться жизни, отсутствием четкой цели, смысла своего бытия – экзистенциальная фрустрация или агрессивным поведением, нарушением социальным норм и правил – социальная фрустрация.

агрессия

Содержание статьи:

Что такое фрустрация и причины ее возникновения

Фрустрация в психологии – это эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности удовлетворить свои потребности (истинные или мнимые) в реальных или предполагаемых ситуациях. Не имеет значение, насколько такая ситуация соответствует реальности или насколько эти потребности удовлетворить необходимо. Состояние подавленности возникает тогда, когда человек чувствует невозможность получить желаемое, достичь нужного результата и ощущает злость, бессилие, раздражение.

Также существует теория фрустрации, которая утверждает, что это внутреннее ощущение, которое мешает человеку достигать поставленных целей, возникающее из-за негативного опыта, комплексов или особенностей характера.

Другая теория фрустрации связывает ее возникновение с детскими переживаниями. Новорожденный ребенок, основные потребности которого не были удовлетворены в течение длительного времени, испытывает особое состояние психики, которое в дальнейшем может привести к возникновению различных комплексов или фрустрации. Так, у детей, а впоследствии, у взрослых, может возникнуть оральная фрустрация – при неудовлетворении основного «детского» инстинкта – сосания. Это не только потребность в пище, но и основной способ успокоения, стимуляции и получения удовлетворения для ребенка в возрасте до 3-4 месяцев. Неудовлетворенная потребность может привести к отставанию в развитии, возникновению неврозов или других проблем.

Причины

Состояние фрустрации возникает тогда, когда какие-то причины мешают ему добиться желаемого. Кратковременное ощущение раздражения или злости характерно для всех людей, переживающих неудачу. Такое состояние не всегда является патологическим – иногда оно может стать «толчком» к достижению трудных, ранее не достижимых целей.

Но фрустрацией эти чувства становятся только если надолго закрепляются в сознании, мешают привычной жизни человека, не дают ему добиваться даже легко достижимых целей и становятся причиной развития неврозов, депрессии и других патологических состояний.

Также, конечно, не каждое неудовлетворенное желание приводит к этому состоянию. Фрустрация потребностей возникает при продолжительном конфликте интересов – когда человек очень сильно хочет добиться чего-либо, сделать что-то, но не может или считает, что не может этого. При этом потребность (истинная или мнимая) остается, а ее неудовлетворение вызывает напряжение: психическое, физическое, социальное.

Возникновению фрустрации способствуют следующие факторы:

  1. Возраст – в детском и подростковом возрасте ощущение неудовлетворения потребности часто становится невыносимым для человека. Таким образом возникает сексуальная фрустрация, фрустрация у детей и некоторые другие виды.
  2. Особенности психики человека – истеричность, эгоцентризм, низкий уровень контроля и снижение волевых качеств, депрессия и другие психические заболевания также способствуют возникновению этого состояния. Также такое эмоциональное состояние как фрустрация возникает у людей излишне эмоциональных, обязательных, склонных к перфекционизму.

Основные причины – это постоянное неудовлетворение базовых потребностей человека: биологических, социальных, духовных или материальных.

Биологические причины – неудачи возникают из-за ограничения возможностей вследствие болезней, травм, инвалидности.

Физические – удовлетворить существующие потребности мешает какое-то физическое ограничение. Например, невозможно не покинув дом удовлетворить потребность в общении или достижении всеобщего признания.

Психические – самая частая причина фрустрации. Достичь цели мешают собственные комплексы, страхи и другие ограничения, существующие только в психике человека.

Социальные – социум, в котором живет человек накладывает на него определенные обязательства и нормы. Так фрустрированное желание независимости у молодежи может жестко пресекаться существующими в патриархальном обществе, а сексуальная фрустрация характерна практически для любого общественного строя.

Культуральные – также, как и социальные причины, диктуются теми запретами, которых придерживается общество, к которому относит себя человек. Культуральные запреты могут как совпадать с социальными, так и сильно отличаться от них.

Материальные причины – недостаток материальных средств также часто становится причиной развития фрустрации.

Проявления

Состояние неудовлетворения потребностей может достаточно долго не слишком беспокоить человека, хотя экзистенциальная фрустрация считается одной из самых распространенных причин обращения к психологу. По статистике, каждый 3-й, обратившийся к психологу, испытывает чувство неудовлетворенности, не видит смысла в своей жизни и не знает, чем хочет заняться.

Социальная и любовная фрустрация также могут не причинять особого вреда психике человека. Реакция на фрустрацию у каждого человека может быть разной – от легкого недовольства своей жизнью до тяжелых психических расстройств.

Симптомы

Заподозрить фрустрацию можно по следующим признакам:

  • Агрессивность – характерный симптом. Агрессия может быть направлена на окружающее –то, что мешает достичь цели, безадресно – по отношению ко всем в целом или на себя самого – самоагрессия.
  • Двигательное возбуждение – в таком состоянии человек не может оставаться на одном месте, он бегает, кричит, плачет, монотонно раскачивается и так далее.
  • Апатия – периоды возбуждения и агрессии могут сменяться полной или частичной апатией. В эти периоды человека перестает интересовать что-либо, он отказывается от общения, развлечений.
  • Негативизм – человек не желает слушать и воспринимать не нравящуюся ему информацию.
  • Фиксация – «зацикленность» на невозможности получения чего-либо мешает людям с фрустрацией находить другие выходы из ситуации или просто «отпустить» ситуацию.
  • Общее ухудшение состояния – стресс и фрустрация могут привести к истощению нервной системы и общему ухудшению состояния. Бессонница, головные боли, снижение работоспособности, повышение артериального давления часто сопровождают это состояние.
  • Аддиктивное поведение – социальная фрустрация часто приводит к употреблению спиртных напитков, наркотиков или токсикомании.
  • Депрессия – нереализованные потребности может стать причиной депрессии. Так экзистенциальная фрустрация у людей среднего возраста или любовная фрустрация у молодых людей часто приводит к депрессивному состоянию.

Любовь

Формы

Выделяют 3 основные формы фрустрации:

  1. Экстрапунитивная форма – возникает, когда человек винит с своих неудачах внешние обстоятельства, людей и так далее. Из-за этого у него может возникнуть агрессия, аддиктивное поведение или депрессия.
  2. Интрапунитивная форма – для этой формы характерна аутоагрессия. В происходящем человек винит себя, испытывая злость и раздражение по отношение к самом себе.
  3. Импунитивная форма – происходящее человек считает стечением обстоятельств, неизбежностью.

Как справиться с фрустрацией

Заподозрить фрустрацию достаточно сложно. Большинство людей считают ее чем-то вполне обыденным и обращаются за помощью только в случае возникновения серьезных проблем.

Диагностировать это состояние помогают специально разработанные тесты, например, тест фрустрации Розенцвейга.

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга помогает не только выявить наличие, но и форму патологии, подсказывает наиболее вероятную причину ее развития.

Справиться с фрустрацией помогает психотерапия, различные методики преодоления зажимов и мышечного напряжения: дыхательная гимнастика, йога, танцетерапия и другие методики. В более тяжелых случаях на помощь приходят антидепрессанты, седативные препараты или нормотимики.

Фрустрация это (в психологии)

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман»,  «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания — крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Рекомендуем: Самоутверждение — это

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация — это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается  добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Рекомендуем: Что такое авторитарный человек?

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к психоанализу: психология обогатилась этим термином именно благодаря теории Фрейда. Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые  подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба  Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью агрессии.

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип — интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия — «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Фрустрация | Блог 4brain

фрустрация

На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с большим количеством проблем и неудач. В силу этого может появиться разочарование: физического, личного, социального и психологического характера. Но это стоит воспринимать как неизбежную данность и быть философски подготовленным к ней. В этой статье мы постараемся показать, что, даже несмотря на частое проявление фрустрации в нашей жизни, это не делает нас неудачниками, а, скорее, просто людьми.

Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Она тесно связана с гневом, злостью, неудовлетворенностью и разочарованием. Если говорить просто, то фрустрация появляется, когда вы идете к цели, но вдруг видите, что дорога к ней заблокирована. В этом состоянии не появляется совершенно никаких идей о том, как исправить ситуацию. Оно может длиться от нескольких секунд до часов и даже дней и лет.

Существует два типа фрустрации:

  • Внутренняя: может возникнуть из-за проблем в достижении личных целей, желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или при столкновении с ощущаемыми недостатками, такими как отсутствие уверенности в себе или страх перед социальными ситуациями. Например, когда у вас есть конфликтующие между собой цели, это может служить внутренним источником фрустрации и вызывать когнитивный диссонанс.
  • Внешняя: может возникнуть в результате реальных физических препятствий, таких как блокпост, сложная задача или ощущение траты времени.

И. Чейсер указал на четыре типа фрустрации в связи с работой человека:

  • Фрустрация функции. Человек может быть расстроен из-за отсутствия удовлетворенности работой.
  • Фрустрация убеждений. Например, врач, который работает в больнице, где все остальные работают абы как, может разочароваться в себе и людях.
  • Фрустрация амбиций. Человек может длительное время занимать должность, которую он считает для себя унизительной, исходя из его интеллектуальных способностей и навыков. Это приводит к глубинному разочарованию и ощущению несправедливости.
  • Фрустрация реакции. Возникает в том случае, когда с человеком несправедливо поступает начальник, а он ничего не может ему ответить.

Человек зачастую справляется с фрустрацией деструктивными методами: пассивно-агрессивным поведением, гневом и даже насилием. Хотя она может также стимулировать и положительные процессы посредством увеличения усилий и дополнительного стремления. Но чаще всего проявляется все-таки агрессия.

Фрустрацию можно рассматривать по схеме «Проблема – реакция». В положительных случаях человек будет ощущать нарастающую фрустрацию и при этом стремиться решить проблему. В отрицательных же он просто опустит руки, особенно если источник решения находится вне его контроля.

Психологи также вывели новый термин «толерантность фрустрации». Это способность противостоять ей при решении трудной задачи, некий порог, после которого человек опустит руки.

Также существует методика, которая предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из тяжелых ситуаций. Придумал ее американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг в 1945 году. Это тест, который состоит из 24 рисунков, в каждом из которых представлен персонаж в ситуации, вызывающей фрустрацию.

На каждом из рисунков персонаж произносит слова, которые описывают его фрустрацию или другого человека. Над персонажем справа располагается пустой квадрат, в который испытуемый должен вставить свой ответ.

После того, как ответы даны, экспериментатор просит прочесть их вслух, чтобы подчеркнуть некоторые особенности: к примеру, интонации голоса, которые позволят правильно интерпретировать слова.

Как справиться с фрустрацией

При столкновении с фрустрацией очень важно, чтобы человек оставался оптимистично настроенными и активными во время всего «периода лечения». Не стоит жалеть себя – этим проблема только усугубляется.

Один явный признак того, что вы начинаете жалеть себя, приходит в виде вопросов, которые вы задаете себе:

  • Почему все всегда идет не так?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему мне всегда приходится бороться с самим собой и обстоятельствами?

Вот четырехэтапный процесс, который поможет вам лучше управлять фрустрацией на ежедневной основе.

Определите ранние триггеры

Первый шаг – выявить триггеры раннего предупреждения фрустрации. Не позволяйте фрустрации подкрадываться к вам. Определите сигналы как можно раньше.

Получите ясность

Для начала вы должны определить причины, по которым испытываете фрустрацию. Спросите себя:

  • В чем состоит проблема, которая беспокоит меня?
  • Что вызывает эти чувства?
  • Я – часть проблемы или часть решения?

Последний вопрос очень важен, потому что зачастую человек сам создает проблему. Например, ленится решать задачу или грубит тем людям, от которых зависит решение.

Если вы определили, что не являетесь частью проблемы, то важно переключить внимание на потенциальные возможности, которые можно использовать для решения проблемы. Спросите себя:

  • Какие существуют возможности, которыми я мог бы воспользоваться?
  • Какие возможности я упускаю?
  • Как можно пересмотреть свое мнение о ситуации, чтобы лучше понять эти возможности?

Определив потенциальные возможности, пришло время выяснить, как вы решите эту проблему и преодолеете фрустрацию:

  • Как мне изменить мышление, чтобы творчески думать об этой ситуации?
  • Как я могу улучшить то, что делаю?
  • Как я могу поступить иначе?
  • Какие корректировки я могу внести?

Рассмотрите все свои варианты и выберите лучший способ.

Расширьте свои горизонты

Попробуйте что-нибудь радикально другое. Если вы пытаетесь придумать сюжет для картины, ищите неожиданные подходы: пролистайте журналы о правильном питании или прочитайте несколько мифов Древней Греции.

Фрустрация возникает еще из-за недостатка знаний. Чем больше информации вы вберете, тем более отчетливый сигнал получит ваша психика «Я способен решить проблему».

Оставайтесь сфокусированными

Очень важно, чтобы во время всего процесса вы были дисциплинированными, настойчивыми и решительными, чтобы получить положительный результат. Фрустрация зачастую вызывает «ощущение тупика», но это не сам «тупик». Терпение поможет выбраться из этого состояния намного быстрее, чем агрессия ко всему живому.

Дополнительные советы

Сделайте рефрейм фрустрации

Рефрейминг означает изменение взгляда на ситуацию. Например, вы можете расценивать фрустрацию как:

  • То, что препятствует вашему прогрессу.
  • Возможности найти лучший способ решения проблемы, который, вероятно, принесет вам пользу в долгосрочной перспективе.

Как вы понимаете, второй вариант намного лучше. Когда человек принимает ситуацию как вызов, как возможность узнать нечто новое, он испытывает намного меньше стресса и при этом повышает свои навыки.

В моменты фрустрации вам нужно подумать о том, как можно иначе взглянуть на проблему. Не помешает немного юмора. Он может расслабить вас и потенциально предоставить уникальные возможности, которых раньше не осознавали. Спросите себя:

  • Что смешного в этой ситуации?
  • Каким образом комик высмеял бы эту проблему?
  • Как все это меняет мою точку зрения на ситуацию?

Чем больше энергии уходит в воображение, тем меньше у вас будет мыслей о своей несчастной судьбе.

Фокусируйтесь на правильных вещах

Сосредоточьтесь на том, чего хотите достичь. Уделите время визуализации положительных результатов. Спросите себя:

  • Каков желаемый результат?
  • Что сейчас происходит?
  • Как все должно происходить?
  • Что мне нужно сделать, чтобы получить желаемый результат?

Прояснив, что вы хотите, сейчас же предпримите целенаправленные действия, которые помогут вам избавиться от состояния фрустрации.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: